Научные сообщения аспирантов и магистрантов
Я. В. Зубащенко
Воронежский государственный университет
К ПРОБЛЕМЕ ЦЕННОСТИ ТРУДА В СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ
СРЕДЕ
В статье поднимается проблема девальвации трудовых ценностей в молодежной среде. Автор выявляет причины этой девальвации: нравственная индифферентность, потребительское отношение к жизни, отсутствие четких духовных ориентиров, ориентация на преимущественно материальную прибыль, стремление к сиюминутной прибыли. Выходом из сложившейся ситуации могла бы стать духовная «перезагрузка», поиск и культивирование в обществе онтологически значимых ценностных установок, которые способствовали бы формированию духовно наполненной трудовой мотивации у современной молодежи.
Ключевые слова: молодежь, ценностное пространство, нравственный индеффирентизм, девальвация духовных ценностей, нравственная ценность труда.
Y. V. Zubaschenko
VSU
(Voronezh, Russia)
TO THE PROBLEM OF LABOR VALUE IN THE MODERN YOUTH ENVIRONMENT
The article raises the problem of the devaluation of work values among the youth. The author reveals the reasons for this devaluation: moral indifference, consumer attitude to life, lack of clear spiritual guidance, focus on mainly financial profit, the pursuit of short-term profits. A way out of this situation would be a spiritual "reboot", search and cultivation in society ontologically important values that would contribute to a spirit filled work motivation among the youth.
Keywords: youth, values space, moral indifferentism, the devaluation of spiritual values, the moral value of work.
Изучение и анализ проблем молодежи в различных аспектах представляет сегодня одно из наиболее существенных направлений в философских исследованиях и социальной практике. Во многом, это связано с тем, что молодое поколение представляет собой наиболее перспективный социальный ресурс, который при этом наименее обеспечен и защищен.
Эта многомерная, многоаспектная и междисциплинарная проблема сегодня разрабатывается в различных направлениях, среди которых можно выделить, с нашей точки зрения, наиболее значимые: 1) духовное здоровье молодежи как междисциплинарная проблема; 2) аксиологический горизонт современного молодого поколения; 3) значение трудовой этики в целом, и, в частности, мотивация трудовой деятельности современной молодежи; 4) отношение к труду в русской философии и литературе, выявляющее характер
трудового этоса, свойственного русскому национальному самосознанию; 5) воспитательный потенциал молодежных объединений, в частности, студенческих отрядов в широком диапазоне различных аспектов.
Духовное здоровье молодежи, по своей сути, является междисциплинарной темой, находящейся на стыке ювенологии, девиантологии, педагогики, психологии, социологии, медицины, философской антропологии. В работах таких авторов как Я. И. Гилинский, В. Т. Лисовский, М. Н. Руткевич данная проблема приобретает системный характер, отражающий различные грани исследуемого феномена.
Аксиологический горизонт современного молодого поколения является предметом анализа таких авторов как С. Н. Иконникова, А. П. Валицкая, связывающих эту тему с проблемами ценностной иерархии современной культуры, находящейся в состоянии духовного кризиса. Впрочем, в русской культуре и философии всегда была ярко выражена нравственно-ценностная составляющая. С. А. Симонова пишет в этом контексте: «Русской нравственной философии присуща устремленность к абсолютности этических решений от Л. Н. Толстова до коммунистов. Вероятно, это исходит из нравственной психологии народа, тяготеющего к этической прямолинейности. Либо добро, либо зло, третьего не дано» [10, с. 333].
Широкий диапазон вопросов, связанных с различными аспектами трудовой этики в российском обществе, экзистенциальной значимости труда нашел отражение в работах С. Г. Казанцевой, В. В. Горбовой, Т. А. Городиловой и др.
Однако, несмотря на значительный интерес к проблемам молодежи, в частности, воспитания трудом, специально вопросы, связанные с формированием ценностного отношения к труду в студенческих отрядах, комплексно не рассматривались. Этим и обусловлена актуальность и междисциплинарный характер данной темы исследования.
Вектор исследования, связанный с ценностным пространством молодежи, выявляет следующую проблему: «Для молодежи современной России, в отличие от других социальных групп, характерна размытость основных жизненных принципов, ориентиров, целей. Это ведет к тому, что молодежь ничего не отвергает, ничему не противостоит. Выявленная беспредельная терпимость, толерантность молодежи в области духовно-нравственных ценностей, потребительское отношение к ним... не могут не вызывать опасений» [1, с. 279]. Нравственный индифферентизм действительно свойственен, по крайней мере, определенной части нашей молодежи, и необходимо активно работать в этом направлении.
Конечно, необходимо учитывать влияние зарубежных социокультурных процессов, духовного кризиса, охватившего европейскую культуру с середины XX века. Эту ситуацию анализировали крупные представители западной философии, среди которых А. Швейцер, Р. Мертон, Й. Хейзинга, А. Бадью, Э. Фромм и др. Жестко и категорично высказался по этому поводу Г. Маркузе: «Достижения и неудачи современного общества лишили высокую культуру ее прежнего значения. . Действительность превосходит свою культуру, и сегодня
человек может сделать больше, чем культурные полубоги и герои... Но вместе с тем, он предал надежду и погубил истину, которые сохранялись в сублимациях высокой культуры» [2, с.192].
Эстетизация и обездуховленность современного общества влияют на все сферы жизни, но прежде и легче всего они окутывают паутиной потребительства молодое поколение. Сегодня на смену установке на стабильный поступательный профессиональный рост и будущую реализацию всех важных аспектов жизни, в молодежной среде пришла модель «живи сейчас!», которая высмеивает серьезные и некоммерческие устремления в будущее, пропагандирует ценность быстрого заработка в краткосрочных проектах. Смысл жизни сузился до размера крохотного, почти бездуховного мирка, где сиюминутные желания становятся главной целью существования, где не читаются серьезные книги, уходят в прошлое романтические мечты комсомольцев советской эпохи, где нет потребности в большом искусстве, где ненормально ставить интересы других выше собственных и размышлять «не только о сущем, но и о должном».
В определенном смысле, современная молодежь стала заложницей всеобщей неолиберальной пропаганды гедонистического и потребительского образа жизни, которая постулирует пренебрежительное отношение к чему бы то ни было серьезному и долгосрочному, в том числе, и к созидательному труду. Таковы, в частности, выводы круглого стола «Труд в системе человеческих ценностей», состоявшегося еще в 2013 году, но не утратившего своей актуальности и в наши дни: «Маркетинговая идея, выраженная в лозунге «живи в кредит»: «Покупай и наслаждайся сегодня, а плати завтра», - как мы знаем, сыграла злую шутку со многими людьми во всем мире, особенно молодыми» [3, с. 24].
Но снова подчеркнем, что это не только российская проблема, но общее состояние так называемой посткапиталистической эпохи с ее однозначной ориентацией на потребительство. Дуайт Фарроу пишет: «В современной жизни духовные и моральные ценности, самопожертвование ради другого, защита окружающей среды и другие общие блага перестали быть столь важными. Следовательно, качества характера, которые мы развиваем, чтобы служить другим - храбрость, честность, доброта, и т.д. - атрофируются постольку, поскольку мы становимся сосредоточенными только на себе потребителями» [4, с. 1-2].
Современная молодежь часто предпочитает жить одним днем, отодвигая нравственные вопросы на задний план. Это касается всех сфер жизни, прежде всего, образования, когда многие студенты стремятся получить не знания, а финальный документ, превращая сессии в процесс собирания подписей преподавателей. Учеба тоже труд, и притом достаточно тяжелый, в то время как результаты этого труда часто предполагается увидеть только в отдаленной перспективе, к тому же, множество выпускников не работает по полученной специальности. Соответственно, и отношение к учебе становится потребительским, и просто несерьезным. Многие вообще считают время обучения в ВУЗе временем отдыха и тусовок.
В этом контексте важным и философски значимым нам представляется вопрос о мотивах трудовой деятельности современного молодого поколения. Мы полагаем, что духовное здоровье современной молодежи во многом зависит от того, насколько верно сформирована ценностная иерархия, какую нишу в ней занимает отношение к труду. «Ценность духовного не самоочевидна, она требует метафизического объяснения и нравственного оправдания» [5, с. 56]. Таким образом, можно поставить в основание фундаментальных аксиологических трансформаций в молодежной среде видоизмененное отношение к труду.
Когда же началось перерождение красивых идеалов в потребительские постулаты? Почти единогласно исследователи сходятся во мнении, что экономическая мотивация, в том числе, и в научной деятельности, стала сегодня определяющей для молодежной субкультуры. Истоки этой «переоценки ценностей» надо искать в 90-х гг. XX века, когда начала формироваться отечественная модель общества потребления. Многие ученые констатируют распространение тенденции к углублению девальвации трудовых ценностей, изменение мотивов трудовой деятельности, идеологический рост значимости материального богатства.
Среди факторов, повлиявших на столь значительное изменение аксиологического знака трудовой мотивации, помимо объективной ситуации в экономике, можно назвать также «агрессивное воздействие СМИ и массовой культуры», которые «привели к доминированию потребительских и материальных ценностей» [6, с. 127] среди молодежи и всего общества в целом.
Со всех каналов телевидения и сайтов интернета нам показывают «успешных» молодых людей, которые ездят на дорогих машинах, живут в роскошных квартирах, бесконечно покупают различные товары и отдыхают где-нибудь на Мальдивах. Рутинный труд, работа над собой, обязанности и ответственность деликатно оставляются где-то далеко за кадром. Так и формируется установка «живи здесь и сейчас, получай удовольствия».
Однако, на всю это материальную «красоту» надо где-то взять денег: лишая труд каких-либо нравственных измерений, молодежь порой готова ради прибыли нарушать не только нравственные, но и юридические законы. Сегодня неправедные формы обогащения приобрели, к сожалению, большую популярность. Е. П. Галкина и М. И. Кадничанская пишут по этому поводу: «Для большинства молодежи труд потерял смысл как средство самоутверждения, самореализации. Стремясь к хорошему заработку и к высоким доходам, многие молодые люди утрачивают нравственные ориентиры и нередко вступают в противоречие с правовыми нормами» [7, с. 54].
Итак, в связи со сменой акцентов в ценностной сфере труда складывается достаточно неоднозначная ситуация. Действительно, многие представители современной молодежи рассматривают труд исключительно как способ материального обогащения, не задумываясь о духовных, тем более, философских основаниях честной, осмысленной работы. Однако, у растущей коммерциализации труда есть и положительные стороны, например, лучшая адаптация специалиста, повышение его профессионализма и производительности труда, повышение уровня его социализации в
профессиональной среде, воспитание экономического поведения, соответствующего условиям глобализирующегося мира, улучшение навыков командной работы.
С другой стороны, несмотря на все полезные для экономики аспекты повышения конкурентноспособности, существует опасность подмены понятий «компетентность» и «профессионализм» на «эффективность» и «конкурентоспособность», когда молодой специалист оценивается лишь на основе его возможности приносить больший доход, чем аналогичные специалисты других компаний.
Дело в том, что в понятии «конкурентоспособность» к здоровому духу соперничества добавляется аспект «доходности», что, в свою очередь, может нивелировать сущность здоровой мотивации трудового соревнования. В отношении молодежи, которая только начинает свой профессиональный путь, существует опасность формирования нездорового паттерна в контексте будущей трудовой деятельности. Этот паттерн характеризуется установкой лишь на максимально высокие показатели доходности и экономической «эффективности» своей деятельности, что «сводит на нет» саму идею здорового соперничества.
Интересный новый аспект современной трудовой среды - очевидный поворот на «проектный» тип деятельности. Будучи изначально западным экономическим трендом, он широко распространился и в российском обществе, впрочем, подвергающимся критике со стороны многих исследователей. Констатируется утрата ценности долгосрочных связей между сотрудниками, выхолащивание подлинной сопричастности своему делу, подчеркивается нацеленность на быстрый и коммерчески эффективный результат и заработок. При этом игнорируется ценность долгого, кропотливого и некоммерческого труда. Несмотря на определенную эффективность, коммерческая выгода проектного типа труда и его релевантность современному типу экономики, он, однако, способствует разрушению фундаментального отношения к ценности труда и отношения к другим людям.
Таким образом, немаловажное влияние на мотивацию трудиться среди современной молодежи оказывают изменения многих параметров в трудовой сфере вообще, таких как поворот к «проектному» типу деятельности, акцентуация на конкурентоспособности и эффективности работника, ценность установления поверхностных и краткосрочных деловых связей. В. В. Кривошеев так описывает поворот к краткосрочному жизненному планированию труда и жизни в обществе сегодня: «От человека современного постиндустриального общества все в большей мере требуется не столько обретение им высокого профессионализма на некий длительный промежуток времени, сколько гибкая специализация, способность быстро включаться в новые связи и взаимодействия, осваивать новые сферы деятельности.» [8, с. 59].
Безусловно, эти аспекты рождаются сообразно изменениям в типе современного экономического производства, однако, на молодежь, ценности и мировоззрение которой находятся на стадии формирования, эти аспекты нового типа экономической жизни могут оказать деформирующее значение, искажая
фундаментальные принципы и ценности полноценной трудовой практики и традиционной мотивации труда.
Необходимо подчеркнуть, что именно ценности являются фундаментом соответствующей мотивации; они определяют стимул работы, собственно, то, ради чего молодой человек готов получать профессиональное образование и трудиться. Таким образом, трудовые ценности непосредственно связаны и с формированием соответствующей трудовой мотивации. Современный исследователь Д. С. Шилин дает такое определение понятию трудовых ценностей: «Трудовые ценности и ориентации можно определить как субъективное отношение к общественно значимым ценностям труда и трудовой деятельности» [9, с. 124]. Ключевым моментом в определении является понятие субъективное отношение, так как оно выводит нас на понятие личностного смысла труда, то есть того, без чего невозможен запуск полноценной трудовой мотивации личности.
Однако, вторым важным аспектом формирования ценностной структуры личности является не только субъективное усвоение трудовых ценностей, но и объективная ситуация в обществе, которая задает определенную аксиологическую парадигму. Например, несмотря на то, что для современного общества характерно определенное нивелирование традиционных ценностей и этических категорий, российскому менталитету свойственна нравственная серьезная составляющая. Русская философия - это почти всегда этическая философия, также, как и русская литература. С. А. Симонова пишет по этому поводу: «русские омораливают все свои коллизии» [10, с. 333.]. Однако, именно это «омораливание» дает определенную надежду сохранения духовности в современной отечественной молодежной субкультуре.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Объективные изменения состояния трудовой сферы российского общества непосредственно отражаются на формировании личностных смыслов труда молодежи и часто препятствуют созданию духовно-значимой трудовой мотивации и нацеленности на долгосрочную перспективу профессионального развития.
Сфера ценностей детерминирует соответствующую трудовую мотивацию молодежи. В современном российском обществе происходит редукция трудовой мотивации почти исключительно к коммерческой выгоде. Однако приверженность только коммерческим мотивам в трудовой деятельности, на наш взгляд, является губительной как для духовного здоровья индивида, так и для сбалансированного функционирования общества в целом.
Целесообразно решать существующую проблему ригидной, коммерческой трудовой мотивации путем восстановления у молодежи позитивной ценности осмысленного, честного, профессионального труда. Необходима этическая «перезагрузка», поиск и культивирование в обществе онтологически значимых ценностных установок, которые способствовали бы формированию духовно наполненной трудовой мотивации у современной молодежи. Эти процессы, в свою очередь, могли бы способствовать восстановлению понимания нравственной ценности труда.
Литература
1. Крикунова В. А. Молодежная политика в современной России: понятие, субъекты, факторы формирования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Вып.101. 2009. С. 277-283.
2. Маркузе Г. Ассимиляция культуры // Кризис сознания: сборник работ по «философии кризиса». М.: Алгоритм, 2009. 270 с.
3. Марабанец С. М. Труд в системе человеческих ценностей. Материалы круглого стола // Человек. 2013. № 5. С. 21-30.
4. Moral Soundings / ed. by D. Furrow. L.: Rowman and Littlefield Publishers, Inc., 2004. P. 1-2.
5. Симонова С. А. Эстетический ригоризм или социальное алиби искусства // Вестник Томского университета. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 310. Томск, 2008. С. 56-60.
6. Узлов Ю. А. О некоторых аспектах трудовой этики в ситуации общественной трансформации // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. № 2. С. 12-16.
7. Галкина Е. П., Кадничанская М. И. Труд как элемент ценностной системы молодежи // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2016. №2 2 (37). С. 53-60.
8. Кривошеев В. В. Короткие жизненные проекты: проявление аномии в современном обществе // Социологические исследования. 2009. № 3. С. 57-67.
9. Шилин Д. С. Трудовые ценности и ориентации современной российской молодежи // Поиск: политика, обществоведение, искусство, социология, культура. 2016. № 4(57). С. 123-130.
10. Симонова С. А. Особенности абсолютизации добра в русской культуре // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 3. С. 332-341.
References
1. Krikunova V. А. Molodezhnaya politika v sovremennoy Rossii: ponyatiye, sub'yekty, faktory formirovaniya [Youth Policy in Modern Russia: Concept, Subjects, Factors of Formation] // Izvestiya RGPU im. A. I. Gerzena. Issue 101. 2009. P. 277-283.
2. Marcuse H. Assimilyatsiya kul'tury [Assimilation of culture] // Krizis soznaniya: sbornik rabot po «filosofii krizisa» [Crisis of consciousness: collection of works on the "philosophy of crisis"] Moscow: Algoritm, 2009. 270 p.
3. Marabana S. M. Trud v sisteme chelovecheskikh tsennostey. Materialy kruglogo stola [Labor in the system of human values. Proceedings of the round table] // Chelovek. 2013. No. 5. P. 21-30.
4. Moral Soundings / ed. by D. Furrow. L.: Rowman and Littlefield Publishers, Inc., 2004. P. 1-2.
5. Simonova S. A. Esteticheskiy rigorizm ili sotsial'noye alibi iskusstva [Aesthetic rigorism or social alibi of art] // Vestnik Tomskogo universiteta. Seriya:
Gumanitarnyye nauki [Vestnik Tomskogo universiteta. Series: Humanities]. Issue 310. Tomsk, 2008. P. 56-60.
6. Uzlov Yu. А. O nekotorykh aspektakh trudovoy etiki v situatsii obshchestvennoy transformatsii [On Some Aspects of Labor Ethics in the Situation of Social Transformation] // Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika [Society: sociology, psychology, pedagogy]. 2014. No. 2. P. 12-16.
7. Galkina E. P., Kadnichanskaya M.I. Trud kak element tsennostnoy sistemy molodezhi [Labor as an element of the value system of youth] // Oykumena. Regionovedcheskiye issledovaniya [Oikumena. Research on regional studies. 2016. No. 2 (37). P. 53-60.
8. Krivosheev V. V. Korotkiye zhiznennyye proyekty: proyavleniye anomii v sovremennom obshchestve [Short life projects: manifestation of anomie in modern society] // Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological research]. 2009. No. 3. P. 57-67.
9. Shilin D. S. Trudovyye tsennosti i oriyentatsii sovremennoy rossiyskoy molodezhi [Labour values and orientations of modern Russian youth] // Poisk: politika, obshchestvovedeniye, iskusstvo, sotsiologiya, kul'tura [Search: politics, social science, art, sociology, culture]. 2016. No. 4(57). P. 123-130.
10. Simonova S. A. Osobennosti absolyutizatsii dobra v russkoy kul'ture [Peculiarities of the Goodness Absolutization in Russian Culture] // Sotsial'no-gumanitarnyye znaniya [Social and humanitarian knowledge]. 2008. No. 3 P. 332-341.
Статья поступила в редакцию 10.02.2018 Статья допущена к публикации 30.03.2018
The article was received by the editorial staff10.02.2018 The article is approved for publication 30.03.2018