Научная статья на тему 'Духовно-нравственные основы трудового воспитания'

Духовно-нравственные основы трудового воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
900
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ / HANDYCRAFT EDUCATION / SPIRITYAL AND MORALITY EDUCATION / UPBRINGING VALUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боровых В. П.

Целью данной статьи является рассмотрение сущностных характеристик духовно-нравственных основ в контексте трудового воспитания. Духовность и нравственность рассматриваются как ключевые понятия для поиска новых идей трудового воспитания молодёжи. Полученные выводы могут быть использованы педагогами средних и высших учебных заведений, в системе дополнительного образования, в исследованиях по философии образования, теории и истории педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные основы трудового воспитания»

Боровых В.П.

Соискатель, кафедра педагогики, Волгоградский государственный педагогический университет, МОУ лицей № 9 им. засл. учителя школы РФ А.Н. Неверова (Волгоград)

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация

Целью данной статьи является рассмотрение сущностных характеристик духовно-нравственных основ в контексте трудового воспитания. Духовность и нравственность рассматриваются как ключевые понятия для поиска новых идей трудового воспитания молодёжи.

Полученные выводы могут быть использованы педагогами средних и высших учебных заведений, в системе дополнительного образования, в исследованиях по философии образования, теории и истории педагогики.

Ключевые слова: трудовое воспитание, духовно-нравственное воспитание,

воспитательная ценность.

Keywords: handycraft education, spirityal and morality education, upbringing value

Вечность и актуальность проблем духовно-нравственного воспитания основывается на научном понимании естественных и социальных процессов согласованных с общими законами развития человека и общества. Духовно-нравственная сфера охватывает различные формы и уровни общественного сознания и поведения, где результаты исследований учёных (В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, С.С. Аверинцев), будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой. На фоне происходящих в обществе социальных перемен, обусловленных рядом реформ, сегодня можно говорить о духовном кризисе, происходящем в условиях процветания научно-технического прогресса. Самая большая опасность, по мнению исследователей трудового воспитания (А.Н. Альварес, Л.Г. Андреева, Г.С. Батищев, Ю.А. Бороздин, И.В. Сиверская, Е.Н. Салтанов и др.), подстерегающая общество сегодня, не в смене политической системы, не в развале экономики, а в духовно-нравственном разрушении личности, неспособности к плодотворному труду на благо общества.

Основное противоречие, которое наблюдается в педагогической теории и практике, состоит в необходимости приобщения к духовной культуре молодого поколения через труд, как необходимое условие развития личности. Педагоги-исследователи отмечают « ... труд должен будить и приводить в действие в первую очередь творческие, нравственные, гражданские силы детей, их стремление к самореализации, взаимопомощи, желание быть нужными и полезными людям» [6, 3].

Очень важно развивать у молодого поколения духовную потребность в труде, умение преодолевать трудности, чувство ответственности за принятые решения, долга перед Родиной, заинтересованности в их будущем и как гражданина, и как патриота.

Научный анализ необходимо начинать с определения сущности основных понятий и категорий, характерных для объекта исследования. Духовность и нравственность мы рассматриваем как базовые характеристики личности, проявляющиеся в деятельности и поведении. В разные времена по-разному интерпретировался термин «нравственное воспитание», иногда подменяемый понятиями «моральное воспитание», «духовное воспитание». Нравственное воспитание, отмечает А.А. Борискина, в современной педагогике определяется как целенаправленное формирование системы нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учётом

общественных моральных требований и норм, прочной системы морального поведения (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров) [1, 317].

Категорию «трудовое воспитание» мы рассматриваем как формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда

[3, 268].

Вопрос духовно-нравственного воспитания молодёжи через приобщение к труду является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым педагогом, родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросах духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе за счёт массированной пропаганды во всех СМИ культа насилия, жестокости, праздности. Дезинтегрирующим фактором духовности и нравственности сегодня выступает экспансия ценностей западной культуры, низкий уровень культуры родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и трудового воспитания ребёнка.

Сегодня мы констатируем состояние нашего общества, где у части молодёжи часто отсутствует чувство гордости, любви и уважения к человеку труда, юное поколение мало интересуется рабочими профессиями, в целом муссируется мысль о том, как «меньше работать», но при этом «больше зарабатывать». Слово «рабочий» ассоциируется с человеком, занимающим несравненно низкое положение в обществе, рабочий - человек только физического труда.

Как свидетельствуют многочисленные исследования (В.В. Сериков, С.В. Куликова,

Н.К. Сергеев, Н.М. Борытко, И.А. Колесникова, А.В. Моложавенко и др.) суть духовнонравственного воспитания заключается в том, чтобы транслируемые нормы поведения в обществе стали внутренним убеждением, чтобы нравственные нормы дошли до сердца и стали духовно-нравственным миром личности, чтобы труд стал насущной потребностью всестороннего развития личности. Анализ историко-педагогических источников показал, что у каждого народа своя национальная система трудового воспитания, где опыт отдельного народа в трудовом воспитании есть драгоценное наследие для всех других. «Каков характер народа, - отмечет С.В. Куликова, - таков и характер воспитания» [4, 93].

Что же такое духовно-нравственное воспитание? Как оно интерпретируется в контексте «трудовое»? Определение морали (нравственности), её сущности, специфики во все времена было одним из сложнейших вопросов. Мораль понимается нами как форма общественного сознания, как социальный регулятор, как способ освоения действительности. Изменяя себя, человек изменяет окружающую его действительность, труд выступает необходимым средством проявления творческих способностей, развития человека. Как известно трудолюбие - моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности стараний и усердия работника.

Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. По общепринятому в историко-педагогической науке мнению, основоположник отечественной педагогики К.Д. Ушинский относительно идеи трудового воспитания, как элемента духовно-нравственного воспитания личности в образовании одним из первых в российской науке положил начало идее трудовой школы. Трудовое воспитание, считал педагог, « ... если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни» [7, 315].

Развитое трудовое сознание способствует формированию в человеке трудолюбия, его нравственных черт, умение соотносить свои потребности и формы их удовлетворения с объемом и качеством личного труда. Универсальным средством воспитания, по утверждению Н.М. Борытко, - которое всегда «под рукой», является деятельность [2, 173].

Этим педагогическим средством, по мнению учёного, может и должен воспользоваться каждый педагог. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность молодёжи становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств.

Трудовое воспитание и обучение подрастающего поколения сегодня обусловлено поиском новых форм, методов и приёмов, которые позволяют развивать личность ребёнка, его творческие способности. Среди российских педагогов сегодня не утихают вопросы, которые ещё в конце XIX в. ставил великий отечественный педагог К.Д. Ушинский «Чему учить, и как учить?». Руководствуясь логикой воспитания, К.Д. Ушинский утверждал « ... чтобы сознательно выбрать средства для достижения цели воспитания и быть уверенным, что выбранные нами средства лучшие, для этого должно прежде познакомиться с самими этими средствами» [7,149].

Из вышесказанного следует, что гуманным является стремление педагогов сегодня не переделывать ребёнка, а учить и воспитывать его таким, какой он есть, создавая ему доступные зоны развития. Трудовое воспитание, по нашему мнению, заключается в предоставлении природе свободы помогать самой себе. Позиция педагога в этом случае не подталкивание, не ускорение этой самопомощи, а только поддерживание ребёнка посредством создания адекватных окружающих обстоятельств и обстановки.

Никто не станет отрицать тот факт, когда говорят, что «не воспитывающее обучение, становится и не обучающем тоже». Трудовое обучение и воспитание в отечественной педагогике рассматривается нами как составная часть духовнонравственного развития личности, готовая гибко и конструктивно решать насущные жизненно важные проблемы, являющееся определяющим воспитывающим фактором, когда мы говорим о личности как о лидере.

Главное внимание мы уделяем конструированию «образа жизни ребёнка», обеспечивающее развитие духовности и творческой активности как системообразующей черты человека, определяющей его личностные смыслы, жизненную позицию и поведение. Развитие у ребёнка способности к творческой деятельности обусловило изучение психологических основ творчества, выявление свойств интеллекта, специфики конвергентных и креативных способностей личности, нравственных качеств. Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение [5, 338].

Определённое место в выявлении психологических основ в системе трудового воспитания личности занимает деятельностный подход, разрабатываемый в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Обобщая концепцию деятельностного подхода этих учёных мы опираемся на высказывания С.Л. Рубинштейна о том, что субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется: он в них создаётся и определяется. Тем, что он делает, можно определять то, что он есть, его знания и умения; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого, приобщать к духовно-нравственным ценностям своего народа.

Важно не забывать, что сами по себе знания и умения являются «пищей ума», а духовности «от ума» не бывает, она бывает только «от сердца». Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создаёт духовно-нравственное мировоззрение.

Духовно-нравственное воспитание через приобщение к труду ребёнка - сложный педагогический процесс. « ... человек рождён для труда, утверждает К.Д. Ушинский, -труд составляет его земное счастье; труд - лучший хранитель человеческой его нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека» [8, 462].

В заключение необходимо отметить, что главной задачей педагога во все времена является закладывание основ духовно-нравственных качеств личности с активной жизненной позицией, с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Мы считаем, что раскрытие творческих способностей в ребёнке возможно только через включение его в мир ценностей и культуры, пробуждение и взращивание интереса к самому себе, стремление к духовному самосовершенствованию.

Литература

1. Борисенко А.А. Нравственное воспитание как основа межэтнических отношений подростков в поликультурной среде /Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -М.: «Литера», 2010. - №12. - 501с.

2. Борытко Н.М. Педагогика: учебник для ст-тов пед. специальностей вузов: В 2 ч./Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под общ. ред. Н.М. Борытко. - Волгоград:ТЦ «Оптим», 2007. - Ч.1 - 256.

3. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах.) /Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд.3-е. - М.: «Советская Энциклопедия», 1977. - Т.26. - Тихоходки - Ульяново. - 624 с.

4. Куликова С.В. Рефлексия исследований по проблеме становления национального образования России. //Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: Концепции и тематика историко-педагогических исследований: Материалы Четвёртой национальной научной конференции. Москва, 13 ноября 2008 г./ Ред.-сост. Г.Б. Корнетов. -АСОУ, 2008. - 164с. (Серия «Историко-педагогическое знание». Вып.12)

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 0к.57000 слов/ Под ред. чл.-корр. АНСССР Н.Ю. Шведовой. - 20-е изд.,стереотип.М.: Рус.яз., 1988. - 750 с.

6. Пашков А.Г. Труд как средство воспитания: педагогика. - М.: Педагогика, 1992. - №7.8.

- 128 с.

7. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: вопросы воспитания /Под ред. В.Я. Струминского. - М.: Издательство МП РСФСР, 1953. - Т.1. - 638 с.

8. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т.Т.6/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 528 с.:ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.