Научная статья на тему 'Духовно-нравственные качества педагога как фактор успешности процесса воспитания личности'

Духовно-нравственные качества педагога как фактор успешности процесса воспитания личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3297
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ ПЕДАГОГА / «ХАРИЗМА» УЧИТЕЛЯ / "CHARISMA" TEACHER / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / SPIRITUAL TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухиташвили Людмила Стефановна

В статье рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания, определены основные качества педагога, учителя, обладающего «харизмой», прослеживается связь профессии учителя и профессии актера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual and moral qualities of the teacher as a factor in the success of the process of education of the individual

The questions of spiritual and moral education, the basic quality of the teacher, the teacher has the "charisma", a correlation of the teaching profession and an actor.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные качества педагога как фактор успешности процесса воспитания личности»

с;

^ 1

у

X

0

X

г

I.п

о

СГ

а

п

VO

О

128

обходимо отметить и равновесие между основными звеньями музыкальной деятельности, что означает равнозначность всех видов музыкальной деятельности (слушание, пение, сольфед-жирование,ритмическое воспитание, музицирование).

Обобщая, можно заключить, что формирование духовно-нравственных установок и эстетическое воспитание детей и молодежи может быть обеспечено средствами музыкального искусства при условии организации педагогического процесса на всех уровнях и взаимосвязях образовательного процесса.

Примечания:

1. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Владос, 1997.

2. Григорьев А.Ф. Проблемы и противоречия в современной теории и практике музыкального воспитания и обучения детей // Музыкальное образование детей XXI века: материалы Краевого научно-практического симпозиума (Ставрополь, 16 мая 2005 года). -Ставрополь, 2005. - С. 15-21.

3. Редько Л.Л. К вопросу о проблемах современного детства // Педагогическая наука и практика - региону: материалы IV Научно-практ. конференции. (23-24 апреля 2002 г.). - Ставрополь, 2002. - С. 3-8.

4. Григорьев А.Ф. Межпредметная интеграция в содержании непрерывного педагогического образования как педагогическое условие формирования концертмейстерского мастерства учителя музыки // Теоретические и прикладные проблемы педагогической и детской антропологии: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (3-4 ноября 2004 года, Ставрополь: СГПИ) / под ред. Л.Л. Редько, Г.Н. Манаенко. - Ставрополь: Пресса, 2004. -С. 203-207.

SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES OF THE TEACHER AS A FACTOR IN THE SUCCESS OF THE PROCESS OF EDUCATION OF THE INDIVIDUAL

Sukhitashvili Lyudmila Stefanovna, Associate Professor,

Chair of Theory and Methods of Music Education,

Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The questions of spiritual and moral education, the basic quality of the teacher, the teacher has the "charisma", a correlation of the teaching profession and an actor.

Keywords: spiritual and moral education, spiritual teacher, "charisma" teacher.

УДК37.013 ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА

КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

© СухиташвилиЛ.С.,2012 В статье рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания, определены основные качества педагога, учителя, обладающего "харизмой", прослеживается связь профессии учителя и профессии актера.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; духовность педагога; "харизма" учителя.

Одним из главных факторов результативности процесса духовнонравственного воспитания подрастающего поколения является педагог как носитель духовных ценностей.

"Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, - пишет К.Д. Ушинский, - не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности... Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников" [2,15-16].

В структуре личности ученые выделяют три группы качеств, относящихся непосредственно к педагогу: социальные и общеличностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура); профессионально-педагогические (теоретическая и методическая готовность по специальнос-

СУХИТАШВИЛИ

Людмила

Стефановна,

доцент, кафедра

Теории и методики

музыкального

воспитания,

Ставропольский

государственный

педагогический

институт,

Ставрополь

ти, психолого-педагогическая готовность к профессиональной деятельности (теоретическая), развитость практических педагогических умений и способностей); индивидуальные особенности познавательных процессов и ихпедаго-гическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и так далее); эмоциональная отзывчивость; волевые качества; особенности темперамента; состояние здоровья [3, 63-68].

К этому "набору качеств" мы бы добавили еще одно - духовность как устремленность личности к определенным целям, как главную интенцию ее внутреннего мира, как свидетельство ее направленности на высшие ценности и другого человека (гуманизм).

Духовность педагога находит наибольшее выражение в т.н. "харизме" - интегральном качестве личности, выражающим его "воспитательную силу", степень его влияния на "молодую душу" (И.В. Бестужев-Лада). В переводе с греческого слово harisma означает "оказанная милость, дар", в Философском словаре оно расшифровывается как "необыкновенно большие способности или исключительная одаренность, воспринимаемые как милость Божья". Бестужев-Лада характеризует его как исключительную, вдохновенную одаренность, вызывающую у окружающих (прежде всего, у воспитанников) чувство полного доверия, искреннего преклонения, облагораживающего одухотворения, готовность следовать тому, чему учит педагог, подлинную веру, надежду, любовь [1, 132].

Учителя, обладающего харизмой в исчерпывающей мере, отличают следующие качества: яркая индивидуальность; беззаветная, самоотверженная, жертвенная любовь к детям; внутренняя сила, цельность, целеустремленность, притягивающая детей и взрослых; "организационное и эмоциональное" лидерство; подвижничество; бескорыстность; способность генерировать идеи и увлекать ими; широта и глубина интересов,целостное мировоззрение;уверенность в своей миссии, в правильности избранного им пути. В целом можно отметить, что педагог, наделенный "харизмой", отличается высокой степенью напряженности внутренней жизни, надличностной устремленностью (духовностью), возвышенным характером духовнонравственной сферы. Его характеризует также творческое отношение к детям, к своему делу, к миру в целом. Но, прежде всего, он умеет творчески относиться к самому себе как личности: использование собственного "человеческого материала" (свойств ума, сердца, воли), степень "собирания себя" достигает в таком учителе своей высшей формы. Очевидно, что "харизма" преподавателя как высшая степень педагогической одаренности связана сего гуманистическим потенциалом.

В этой связи представляется особенно важным отношение педагога к преподаваемому материалу, к содержанию образования, поскольку без должного отношения к нему со стороны педагога не может быть сформировано соответствующее отношение со стороны учащихся, не могут сложиться те условия, при которых происходит усвоение ценностей. Опыт показывает, что учитель с харизматическими чертами ориентируется в преподавании на структуру и внутренние смыслы материала, тогда как "обычный" учитель ориентируется преимущественно на объем материала. Педагогические взгляды Станиславского на актера и его работу с материалом помогают лучше понять, как должен относиться учитель к предмету, который он преподает.

Главное требование Станиславского к актеру сводилось к требованию органического рождения образа на сцене, которое он называл искусством переживания. Актер должен не "представлять" образ, а "стать образом" (подчеркнуто нами - Т.П.), его переживания, чувства, мысли сделать своими. Только живое, подлинное чувство артиста по-настоящему увлечет зрителя, заставит его принять и пережить то, что совершается на сцене. Для этого актеру необходимо постоянно совершенствовать свое мастерство, непрестанно, упорно и методично работать над собой. Такая работа, по мысли К.С. Станиславского, должна стать внутренней потребностью артиста. Глубина и точность постижения им роли во многом зависят от личности актера, широты его кругозора, твердыхжиз-ненных принципов, гражданской позиции, идейности. По мнению Станиславского, решение творческих задач неотделимо от высоких духовно-нравственных качеств актера.

Профессия учителя сродни профессии актера, но задачи, стоящие перед ним, неизмеримо более ответственны, а условия, в которые он поставлен, значительно сложнее. Профессия учителя требует постоянного расхода внутренней энергии, эмоций, любви. Поэтому необходимо развитие у педагога эмоционально-мотивационной сферы.

Для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высшихдуховных ценностей. Первый шаг на этом пути - понимание недостаточности своего культурного кругозора. Следующим шагом должна стать попытка изменить свой внутренний мир, наполнив его новым содержанием. Необходимо дать толчок личностному саморазвитию (лучше, если это побуждение будет внутренним, а не внешним). Развиваясь духовно, педагог "вочеловечивает" всю сферу своих отношений с реальностью, одухотворяет ее, воспринимает любой объект действительности как часть своего внутреннего мира, оценивает действительность сквозь призму духовных ценностей, развивает "родственное внимание" к миру.

ГЧ

О

ГЧ

У

0

сС

чэ

гл

■ Он

V

§г

=Ti£_

IKF'

129

У

X

<D

X

Г

t.n

о

МЭ

О

130

В какую бы сферу общественной жизни мы ни заглянули, везде нужны личности. Личность... Как ее формировать, какие средства использовать для достижения наилучшего результата, для воспитания достойных граждан нашего Отечества?

Подобное воспитывается подобным. Личность ученика может воспитать только личность учителя. Кто такой Педагог? Он, отнюдь, не "уро-кодатель". Он - просветитель, наставник, ду-

ховник и друг. Таковы лучшие учителя. Таков идеал педагога, взращивающий, назидающий и укрепляющий юную душу, ведущий ее к высоким целям.

Литература:

1. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: Размышления социолога. -М., 1988.

2. Ушинский К.Д. Об учебно-воспитательной работе. - М., 1939.

3. Шиян О.М. Аутопедагогическая компетентность учителя // Педагогика. - 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.