Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
104
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТИ / КОНЦЕПЦИЯ МЕДУШЕВСКОГО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Логунова Е. П.

На основе анализа духовно-содержательного аспекта художественной культуры делается вывод о нравственном потенциале произведений искусства каждой эпохи. Статья посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания средствами искусства. Основой материала является одноимённая концепция Медушевского В.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION BY MEANS OF ART

Based on the analysis of the spiritual and content aspect of artistic culture, a conclusion is made about the moral potential of works of art of each epoch. The article is devoted to the issues of spiritual and moral education by means of art. The basis of the material is the eponymous concept of Medushevsky V.V.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА»

УДК 37.036

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ

ИСКУССТВА

Елена Петровна Логунова

кандидат педагогических наук, доцент [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. На основе анализа духовно-содержательного аспекта художественной культуры делается вывод о нравственном потенциале произведений искусства каждой эпохи. Статья посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания средствами искусства. Основой материала является одноимённая концепция Медушевского В. В.

Ключевые слова: культура, искусство, духовное воспитание, ценности, концепция Медушевского.

Художественная культура существует в пространстве и во времени, в жизни отдельных людей, разных стран, в жизни всего человечества. Как способ и результат художественной деятельности человека художественная культура должна обеспечивать наибольшую продуктивность творческих процессов, созидания произведений искусства, направлять - с учётом различных духовных потребностей публики - процессы восприятия и понимания этих художественных произведений. В контексте исторической жизни на первый план выходит такая функция художественной культуры, как обеспечение сохранности художественных ценностей, трансляция их из поколения в поколение.

Важнейшим аспектом художественной культуры является духовно-содержательный аспект. Он заключается в том, что каждая эпоха в соответствии с присущим ей типом художественного сознания, образного представления о бытии создаёт средствами искусства картину мира и определяет в этой картине место человека.

Под духовным содержанием здесь подразумевается образное воплощение характера общественного сознания, присущего конкретной культуре, которая его порождает. Имеется в виду выработка такого образного типа мышления, который соответствует содержательным особенностям данной духовной культуры. Таким образом, в искусстве отражаются и выражаются духовное содержание конкретной эпохи, её религиозные, нравственные, эстетические и другие ценности, основные культурные доминанты [3].

Так, если, например, сравнивать духовную составляющую содержания европейского искусства в эпоху Средневековья и в эпоху Ренессанса, то мы увидим следующее. В средневековом религиозном искусстве при изображении человека явлено главное - величие и превосходство духа над плотью. Искусство эпохи Возрождения представляет человека как гармоническое единство телесного и духовного, особо подчёркивается как главное качество мироздания красота.

Таким образом, мы видим, какой большой нравственный потенциал содержится в художественных произведениях каждой эпохи. Обратимся к вопросу о духовно-нравственном воспитании человека средствами искусства.

Решению этой важной проблемы посвящена «Концепция духовно-нравственного воспитания средствами искусства», созданная советским и российским музыковедом, педагогом, доктором искусствоведения, профессором Московской консерватории, заслуженным деятелем искусств России Вячеславом Вячеславовичем Медушевским.

В.В. Медушевский занимается интереснейшим исследованием: какими способами выражается в музыке духовная жизнь человека.

Как можно определить, в чём заключаются воспитательные возможности искусства. В искусстве отражается и выражается духовное содержание жизни, воплощается сам «дух» жизни. Очевидно, что в высоком искусстве запечатлевается высокий дух, в низком искусстве - дух пошлости, злобы. Важнейшим качеством искусства является его способность впитывать в себя «энергии», имеющиеся в обществе и формирующие дыхание жизни. Эта атмосфера жизни бывает очень разной - от горячей веры до уныния и потерянности; от вдохновения, окрылённости - до цинизма и жёсткости. Когда человек вступает в общение с искусством, то эти энергии «распредмечиваются» и сообщают душе человека определённый духовный строй.

Таким образом, занятия по искусству становятся крайне важным явлением: учитель как бы «творит» душу своего ученика по тому или иному образу -светлому, возвышенному или низменному, тёмному. Образ этот созидается «из светлых озарений искусства или из сгустков злобы, из соответствующих комментариев» [4]. Медушевский В.В. совершенно верно замечает, что в этом таится огромная степень данной учителю власти и одновременно ответственности! «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Мк. 9:42).

Совершенно ясно, что это не является только личным делом учителя. Концепция Медушевского, по словам автора, предназначена для того, чтобы, обратить процесс образования и воспитания по дороге жизни, а не духовной смерти. При этом ни в коем случае не должна подавляться творческая свобода педагога.

Речь идёт о том, что педагогика в состоянии содействовать «раскрепощению» в душе ребёнка духа высокого искусства. Каким образом это может произойти?

Автор концепции утверждает, что если воспринимать высокое искусство бездуховно, то это будет насилием и надругательством над ним. Подлинная суть искусства может быть явлена нам, если мы понимаем его и говорим о нём в духовных понятиях. В частности, рассуждая о серьёзной музыке, Медушевский пишет, что источником её является церковная музыка. Именно от неё (а не из недр смеховой культуры) в серьёзной музыке такие качества, как сама серьезность, строгая и сосредоточенная глубина, благоговейная чистота и ясность духа, вдохновлённая устремлённость к совершенству. Тема преображения человека - это «сверхтема» серьёзной музыки. Таким образом, именно эти качества и эта тема и должны стать базой для поисках методов преподавания серьёзного искусства.

Важное понятие, которое является основой в рассуждениях В.В. о серьёзном искусстве - онтологичность. Без традиционной бытийственности и глубины, которая присуща настоящей народной культуре, при однобоком представлении зрителю этой культуры никогда мы не сможем понять истинную сущность её и красоту. Так, почти исчезли из системы светского образования русская протяжная песня, которая, по словам Медушевского В.В., является родной сестрой церковного знаменного пения, духовные стихи.

В преподавании искусства серьёзное воспитательное значение имеет знакомство с биографиями художников. Важен наш взгляд на человека, что именно мы видим в нём. Наше восприятие другого человека, оценка его

характера, жизни открывает в нас самих и наши качества - нашу подлость или великодушие.

В последнее время, к сожалению, в оценке самого искусства и личностей художников преобладают базовые для постмодернистской культуры категории - ирония и игра.

Постмодернизм осознаёт само бытие, культуру, мышление в качестве игры. По сути игра эта эстетическая. И акценты в этой игре теперь ставятся совсем другие, вовсе не те, которые характерны для классического эстетического сознания и серьёзного искусства - прекрасное, возвышенное, трагическое. На первый план выходят такие категории, как игра, ирония, безобразное [1].

На базе этих категорий теперь формируется другое смысловое поле, на котором и происходит эта игра с культурным наследием. Происходит отказ от традиционных ценностей, понятий и принципов художественной культуры. Суть этих постмодернистских процессов заключается в принципиальном отказе от серьезности по отношению ко всем традиционным ценностям культуры. Внешне же это выглядит как конвенциональная сверхсерьезность. Следствием этих «процедур» является глобальное расшатывание культуры традиционной, утверждается принцип релятивизма, который имеет всеразрушающий характер. Постмодернизм наполняет эстетическое и художественное пространство новыми понятиями, такими, как симулякр, нониерархичность, деконструкция, парадоксальность, мозаичность, лабиринт, телесность, соблазн, фрагментарность, эстетизация безобразного и другие [1].

Таким образом, постмодернизм стремится все принизить, осквернить. Отсюда попытки представить творцов серьёзного искусства с самой гнусной стороны.

Медушевский В.В. предлагает для обсуждения и осмысления на занятиях по искусству целый перечень важнейших вопросов. Отметим некоторые из них: базовые (на методологическом уровне) исторические понятия, понятие традиции, культуры; главные исторические этапы, которые крайне важны для понимания искусства: зарождение христианства, гуманизм Нового времени;

раскрытие глубокой связи искусства религиозного и светского; художественные стили разных эпох с их глубинным смыслом. Пристального внимания и серьёзности заслуживает вопрос об особом месте, которое занимает в мировой истории Россия. Об этом говорили большинство русских художников -«восстановление Церкви в ее первобытной чистоте». Георгий Свиридов написал в своей записной книжке: «Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть — вот что Россия принесла в мировое сознание» [4]. Об этом же в своё время говорил В.Г.Распутин.

В концепции В.В. Медушевского вопросу об особой культурной миссии России отводится большое место. То, что привнесла русская культура в мир, можно выразить словами совесть, смысл, вера, чистота, святость, целомудренность, самоотверженность.

Таким образом, мы возвращаемся к утверждению о том, что большой нравственно-воспитательный потенциал содержится в художественной культуре каждой эпохи.

Центром этого предметного поля внимания являются лучшие произведения искусства. Предложенные автором «Концепции духовно-нравственного воспитания средствами искусства» предметы внимания должны анализироваться на примере этих шедевров серьёзного искусства.

Важен вопрос о том, каким особым образом серьёзное искусство встроено в великую Традицию— передачу высокой духовной жизни. Как искусство раскрывает вечное и прекрасное?

Эта концепция воспитания направлена на сокровенные смыслы бытия, которые отражены в искусстве. В соответствии с базовым принципом бытийного единства каждая мысль возносится к свету духовной традиции, что и выявляет меру ее чистоты или грязи [4].

Список литературы:

1.Бычков В.В. Эстетика: учебник. М.: КНОРУС. 2012. 528 с.

2. Каган М. С. «Се... человек: Рождение, жизнь и смерть в «волшебном зеркале» изобразительного искусства». СПб., 2001. 320 с.

3. Каган М. С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.

416 с.

4. https: //studme.org/104586/pedagogika/kontseptsiya_duhovno_nravstvennogo _vospitaniya_sredstvami_iskusstva_medushevskogo

UDC 37.036

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION BY MEANS OF ART

Elena P. Logunova

Associate Professor [email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. Based on the analysis of the spiritual and content aspect of artistic culture, a conclusion is made about the moral potential of works of art of each epoch. The article is devoted to the issues of spiritual and moral education by means of art. The basis of the material is the eponymous concept of Medushevsky V.V.

Keywords: culture, art, spiritual education, values, Medushevsky's concept.

Статья поступила в редакцию 07.11.2022; одобрена после рецензирования 12.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 07.11.2022; approved after reviewing 12.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.