Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ С ПОМОЩЬЮ СМИ'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ С ПОМОЩЬЮ СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
367
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / инклюзивное духовно-нравственное воспитание / СМИ / интернет и компьютерные технологии / жизненно важные сферы человека / youth / inclusive spiritual and moral education / mass media / Internet and computer technologies / vital human life spheres

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — И.А. Ерина, С.Н. Передерий, Е.Н. Фанина

В данной статье рассматривается значимость средств массовой информации в формировании духовно-нравственной стороны социальной группы молодежь. Проанализированы основные виды средств массовой информации с выделением положительных и отрицательных сторон, описаны их отличительные черты. Проведен краткий анализ телеканалов и телепередач, поднимающих уровень духовности и нравственности молодежи. Рассмотрены последствия воздействия СМИ на развитие молодых людей. Представлены результаты исследования роли и влияния СМИ на процесс правового воспитания молодежи. Авторы приходят к выводу, что главной задачей всех видов средств массовой информации должно быть развитие устойчивых знаний в молодежной среде о духовно-нравственной стороне их развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MEDIA IN SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF MODERN RUSSIAN YOUTH

This article examines the importance of mass media in the formation of the youth social group’s spiritual and moral aspects. The main types of mass media are analyzed highlighting their positive and negative aspects, as well as describing their distinctive features. The work carries out a brief analysis of TV channels and TV programs raising the level of young people’s spirituality and morality and considers the consequences of mass media’s influence on young people’s development. The authors present the results of the research into mass media’s role and influence on the process of young people’s legal education. The authors conclude that the main task of all kinds of media should be to develop sustainable knowledge in the youth environment about the spiritual and moral side of their development.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ С ПОМОЩЬЮ СМИ»

3. «Общепедагогическая ИКТ-компетентность работника образовательной организации»;

4. «Методика фотосъёмки и обработки изображений»;

5. «Видеоскрайбинг как инструмент обучения: рассказываем и визуализируем».

Курсы повышения квалификации, которые предлагаются педагогам для овладения ИКТ-технологиями, неэффективны, они не дают полного спектра знаний и умений работы с разными инновационными технологиями. А поскольку информационные технологии не стоят на месте, постоянно необходимо усовершенствовать курсы и предлагать новые направления обучения.

Таким образом, для эффективной работы педагогов с ИКТ необходимо разработать новые разнообразные курсы повышения квалификации, кото-

Библиографический список

рые должны включать: мастер-классы; обучающие семинары («Текстовый редактор Microsoft WORD», «Создание презентаций в MS Power Point», «Использование анимации в Power Point», «Поиск информации в сети Интернет», «Электронная почта»); работу в паре (например, над темой педсовета «Проектная деятельность в ВО»); работу с сайтом образовательной организации; работу с блогами; использование интернет-порталов; создание ЭОР [1, с. 99 - 102].

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что владение ИКТ является одним из приоритетов образования, прежде всего, использование компьютерных технологий поможет улучшить качество обучения, повысить мотивациюстудентовк получению новых знаний,ускоритьпроцессусвоениязна-ний.

1. Алипханова Ф.Н., Гамзаева М.В., Алиева РР Роль информационно-цифрового пространства в современном образовании. Наука и образование состояние, проблемы, перспективы развития: материалы научной сессии профессорско-преподавательского состава Дагестанского государственного педагогического университета. 2019; 99 - 102.

2. Гамзаева М.В. Информационные технологии в подготовке учащихся в системе высшего образования. Стратегии социально-экономического развития Северного региона Крыма на долгосрочный период: материалы I Межрегиональной научно-практической конференции. 2018: 156 - 162.

3. Гамзаева М.В., Асваров М.А. Современные образовательные ресурсы в глобальном виртуальном пространстве. Профессионально-педагогическое образование: состояние и перспективы: материалы Межвузовской студенческой и Международной научно-практических конференций. Москва - Берлин, 2020: 164 - 169.

4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. Москва: «Академия», 1996.

5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Коллекция разнообразных ЦОР в различных форматах. Available at: http://school-collection.edu.ru

6. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учебное пособие. Москва: Издательский центр «Академия», 2012.

7. Стебеняева Т.В., Ларина Т.С., Юрятина Н.Н. Новая технология разработки электронных образовательных ресурсов как фактор информатизации сферы образования. Новые педагогические технологии. 2014; № 17: 159 - 165.

8. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Крупнейший каталог ЦОР в различных форматах. Available at: http://fcior.edu.ru

References

1. Aliphanova F.N., Gamzaeva M.V., Alieva R.R. Rol' informacionno-cifrovogo prostranstva v sovremennom obrazovanii. Nauka i obrazovanie sostoyanie, problemy, perspektivy razvitiya: materialy nauchnoj sessii professorsko-prepodavatel'skogo sostava Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019; 99 - 102.

2. Gamzaeva M.V. Informacionnye tehnologii v podgotovke uchaschihsya v sisteme vysshego obrazovaniya. Strategii social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Severnogo regiona Kryma na dolgosrochnyjperiod: materialy I Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018: 156 - 162.

3. Gamzaeva M.V., Asvarov M.A. Sovremennye obrazovatel'nye resursy v global'nom virtual'nom prostranstve. Professional'no-pedagogicheskoe obrazovanie: sostoyanie i perspektivy: materialy Mezhvuzovskoj studencheskoj i Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskih konferencij. Moskva - Berlin, 2020: 164 - 169.

4. Davydov V.V. Teoriya razvivayuschego obucheniya. Moskva: "Akademiya", 1996.

5. Edinaya kollekciya cifrovyh obrazovatel'nyh resursov. Kollekciya raznoobraznyh COR v razlichnyh formatah. Available at: http://school-collection.edu.ru

6. Panina T.S., Vavilova L.N. Sovremennye sposoby aktivizaciiobucheniya: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2012.

7. Stebenyaeva T.V., Larina T.S., Yuryatina N.N. Novaya tehnologiya razrabotki 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov kak faktor informatizacii sfery obrazovaniya. Novye pedagogicheskie tehnologii. 2014; № 17: 159 - 165.

8. Federal'nyj centr informacionno-obrazovatel'nyh resursov. Krupnejshij katalog COR v razlichnyh formatah. Available at: http://fcior.edu.ru

Статья поступила в редакцию 28.11.20

УДК 37.017.93

Erina I.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Sevastopol State University (Sevastopol, Russia), E-mail: irinagorbushina@mail.ru Peredery S.N., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, The Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) of V. I. Vernadsky Crimean Federal State University (Yalta, Russia), E-mail: s-peredery@mail.ru

Fanina E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, State Autonomous educational institution of higher education "Moscow City Pedagogical University" (Moscow, Russia), E-mail: info@mgpu.ru

THE USE OF MEDIA IN SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF MODERN RUSSIAN YOUTH. This article examines the importance of mass media in the formation of the youth social group's spiritual and moral aspects. The main types of mass media are analyzed highlighting their positive and negative aspects, as well as describing their distinctive features. The work carries out a brief analysis of TV channels and TV programs raising the level of young people's spirituality and morality and considers the consequences of mass media's influence on young people's development. The authors present the results of the research into mass media's role and influence on the process of young people's legal education. The authors conclude that the main task of all kinds of media should be to develop sustainable knowledge in the youth environment about the spiritual and moral side of their development.

Key words: youth, inclusive spiritual and moral education, mass media, Internet and computer technologies, vital human life spheres.

И.А. Ерина, канд. психол. наук, доц., Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, E-mail: irinagorbushina@mail.ru С.Н. Передерий, канд. филол. наук, ст. преп., Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Ялта, E-mail: s-peredery@mail.ru Е.Н. Фанина, канд. пед. наук, доц., Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет», г. Москва, E-mail: info@mgpu.ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ С ПОМОЩЬЮ СМИ

В данной статье рассматривается значимость средств массовой информации в формировании духовно-нравственной стороны социальной группы молодежь.

Проанализированы основные виды средств массовой информации с выделением положительных и отрицательных сторон, описаны их отличительные черты. Проведен краткий анализ телеканалов и телепередач, поднимающих уровень духовности и нравственности молодежи. Рассмотрены последствия воздействия СМИ на развитие молодых людей. Представлены результаты исследования роли и влияния СМИ на процесс правового воспитания молодежи. Авторы приходят к выводу, что главной задачей всех видов средств массовой информации должно быть развитие устойчивых знаний в молодежной среде о духовно-нравственной стороне их развития.

Ключевые слова: молодежь, инклюзивное духовно-нравственное воспитание, СМИ, интернет и компьютерные технологии, жизненно важные сферы человека.

Молодежь - стратегический ресурс общества. От того, с каким багажом знаний, умений и опыта она войдет в самостоятельную жизнь, во многом зависит будущее страны, перспективы социально-экономического, культурного, информационного развития государства. Авторы приходят к выводу, что главной задачей всех видов средств массовой информации должно быть развитие устойчивых знаний в молодежной среде о духовно-нравственной стороне их развития. Правильно организованный процесс духовно-нравственного воспитания молодежи составляет основу ее достойного поведения в разных жизненных ситуациях. Актуальность духовно-нравственного воспитания очевидна - она обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: экономики, культуры, политики. И сейчас крайне необходимо формировать у молодежи мировоззрение, основанное на уважении ближнего, знании и умении разрешать жизненные проблемы в соответствии с нравственными нормами социума. В современную эпоху информационного развития огромное влияние на процессы духовно-нравственного воспитания молодежи оказывают средства массовой информации (далее - СМИ), оттесняя при этом на второй план семью, школу и образование в целом. Связано это в первую очередь с тем, что в отличие от образования и семьи, которые нередко отождествляются молодежью с изжитыми ценностями прошлого, средства массовой информации функционируют как институт рыночного общества и ассоциируются с глобальностью и современностью [1 - 6]. Необходимо отметить, что СМИ сегодня влияют на все сферы общественных отношений - духовно, политически, экономически. Однако их положение в нашей стране нельзя оценить однозначно. Если рассматривать влияние СМИ на духовно-нравственное воспитание населения в целом и молодежи в частности, при этом учитывая психологические критерии, мы приходим к выводу, что в средствах массовой информации в настоящее время уделяется больше внимания отрицательным моральным установкам.

Так, ориентируясь на читательские предпочтения и рейтинги, современная российская пресса и телевидение отдает явное преимущество публикациям о совершенных проступках, приводя отрицательные примеры, с точки зрения духовности и нравственности, поведения. В то время как задачи, стоящие перед СМИ, - привлечь внимание общественности к проблеме нравственного воспитания нации, создание привлекательного и успешного имиджа страны. Средства массовой информации являются мощным информационным источником для молодежной аудитории, поэтому нужно тщательно подбирать темы и методы подачи материала. Через средства массовой информации современный человек получает возможность [5]:

- расширить кругозор, повысить уровень культуры;

- быть в курсе происходящих событий во всех уголках земного шара;

- быть информированным в сфере политике, экономики, культуры;

- познакомиться с различными точками зрения на проблемы общественного развития.

Поэтому СМИ сегодня могут рассматриваться как один из факторов, который влияет на социальное воспитание молодежи, а также способствует нравственному становлению их личности. Социальный смысл воспитания находит свое отражение в том, что личность подготавливается для жизни в конкретной социально-культурной среде, а не для какой-либо искусственно созданной обстановки.

Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной многоаспектного процесса становления личности, происходит освоение индивидом моральных ценностей, вырабатываются нравственные качества личности, появляется способность ориентировки на идеал, так как социум требует жить согласно своим принципам, нормам и правилам, воплощая свои реальные поступки и поведение в соответствии с убеждениями и представлениями о должном.

Средства массовой информации представляют собой систему устройств, которые были созданы для того, чтобы передача информации осуществлялась открыто и публично не одному человеку, а обществу в целом посредством специальных технических средств. Они влияют на многие сферы и институты общества, в их число входит политика, здравоохранение, образование, религия. Происходит формирование и распространение массовой культуры.

Средства массовой информации имеют отличительные черты:

- публичность, характеризуется массовым, практически неограниченным кругом потребителей информации;

- существование специальных технических механизмов, устройств передачи информации;

- наличие специалистов, которые готовят и реализуют выпуск информации, ими могут быть журналисты, редакторы, издатели;

- косвенно разделенным временным и пространственным взаимодействием коммуникационных партнеров;

- одним направлением информационного воздействия, невозможностей перемены ролей коммуникатора и реципиента;

- непостоянство состава аудитории, образовавшийся от случая к случаю при проявлении внимания к той или иной статье и передаче [6, с. 77 - 78].

Выделяют следующие виды средств массовой информации, сюда входят: печать, радио, интернет, телевидение.

Рассмотрим каждое из них подробнее.

Печать - относятся газеты, журналы, книжные издательства, агентства печати, еженедельники, оказывает словесное и графическое воздействие. Пре-

имущество печатного слова заключается в быстром, обзорном ознакомлении с сообщениями, включенными в номер или книгу, в любой момент можно вернуться и проанализировать. У газет имеется стабильная аудитория посредством возможности подписки на них, обеспечивается регулярность воздействия на целевую группу читателей. Благодаря анализу данному виду средств массовой информации обеспечивается прочность, углубленность воздействий на сознание аудитории. Также печатные издания характеризуются массовостью своего потребления [2].

Радио (звукозапись) - это акустическое, словесно-звуковое воздействие. Ему присущи максимальная оперативность в донесении сообщений до слушателей, техническая простота формирования и распространения новостей и сведений, получение сигнала происходит в момент передачи.

Недостаток заключается в восприятии исключительно на слух, поэтому происходит затруднение восприятия большого количества фактов, деталей и цифр. Нет возможности «возвратиться» к радиопередаче, «переспросить», если что-то не услышал или не понял. Радио вездесуще и общедоступно, позволяет человеку одновременно заниматься своими делами и слушать радиопередачи [1].

Интернет и компьютерные технологии представляют собой оперативное, самостоятельно-творческое, активное взаимодействие потребителя с информационными потоками. Пользователь видит себя и других неотъемлемой частью единой системы информационного общества. Негативный эффект глобальной сети - это распространение разной информации сомнительного рода, общение с людьми в чатах или других областях, представляющими опасность, вовлечение в азартные игры, угрозы в адрес других людей, нарушение закона [3].

К телевидению можно отнести кино, видео, они оказывают художественно-образное, интегрировано-акустическое, художественно-творческое воздействие. Преимущество заключаетсявналичии«картинки»,воспроизведение движущегося ряда видео, данное свойство имеет огромную эмоциональную силу при сочетании зрительных и слуховых образов, демонстрируя события, явления в динамике, движении. Телевидение предоставляет молодежи на дом готовые программы, например, репортажи в моменты совершения событий, также это домашний просмотр, поглощение предлагаемой информации естественно и непроизвольно [3]. Используются различные методы для подготовки и реализации влияния средств массовой информации на индивида и группы.

Воздействия средств массовой информации имеют свои результаты, при этом вызывая определенные последствия:

- поведение. Образы деятельности, порядок действий выступают ориентиром для зрителей и слушателей, в последующем определяя практическую деятельность в достижение подобных целей;

- установки. Происходит формирование исходных установок, носящих устойчивый характер и существенно влияющих на отношения, действия и поступки зрителя;

- когниции. Подразумевается изменение знаний, мировоззрения, суждений зрителя в тех или иных жизненных вопросах;

- последствия психологического рода. При возникновении глубоких переживаний от просмотра телепередач, связанных с насилием, у человека появляется страх и возбуждение, после этого он не может заснуть, в подсознании сохраняются картинки увиденного на экране;

- результат воздействия на отношение личности к реальной жизни, окружающим людям. Возникают «виртуальные» интересы, склонности, человек не желает жить реальными взглядами, ему надоедает реальная жизнь со своими требованиями, его постоянно тянет к компьютеру, телевизору, при взаимодействии с ними возникает ощущение комфорта и покоя;

- физиология. Информация, которую воспринимает зритель с носителей, приводит к некоторым физиологического рода изменениям в организме человека. К примеру, при просмотре передач, связанных с насилием или низким нравственным поведением (а в последнее время по телеканалам в прайм-тайм транслируются именно такие передачи, так как обеспечивают высокие рейтинга каналам), или захватывающего спортивного матча учащается дыхание и сердцебиение.

Телевидение занимает первое место по популярности среди СМИ. Говоря о роли телевидения как о способе духовно-нравственного воспитания молодежи, отметим, что оно, к сожалению, в последние годы оказывает преимущественно негативное воздействие на воспитание молодежи. Популярные на российском телевидении передачи характеризуются смакованием преступных актов, демонстрацией примеров низкого нравственного поведения, причем элемент осуждения этих аморальных действий зачастую отсутствует. Ежедневно по телевидению по многим каналам показывают программы о том, как надругались над девочкой, как бросили ребенка в колодец или оставили замерзать на улице, как серийный убийца осуществил 20 убийств, и его оправдали. Около трети эфирного времени уделено почти исключительно похождениям преступников и их разоблачению, причем сюжет обычно накручивается вокруг потасовок или историй о сверхъестественных силах (привидениях, ведьмах, магиях, экстрасенсах).

Большинство реалити- и ток-шоу также рассчитаны на молодежную аудиторию. Достаточно вспомнить агрессивно занявший телеэфир проект «Дом 2», где предлагаются в высшей степени недостойные модели взаимоотношений моло-

дых людей. Исследовав роль и влияние СМИ на процесс правового воспитания молодежи, можно заключить следующее.

Во-первых, деятельность современных российских СМИ, будучи ориентирована преимущественно на коммерческие цели, не обеспечивает целенаправленность в должной мере духовного и нравственного воспитания молодежи. Тиражируя образцы аморальной субкультуры, внедряя их в сознание формирующейся личности, средства массовой информации осуществляют свое социализирующее воздействие стихийным образом.

Во-вторых, особенно прискорбно, что в условиях кризиса общественных институтов семьи, образования именно СМИ приобретают все большее влияние и авторитет среди молодежи и оттесняют семью и образование на вторые позиции.

Однако, несмотря на сложившуюся ситуацию с современными СМИ в последнее время наблюдается рост числа телеканалов и телепередач, направленных на повышение уровня духовности и нравственности молодежи. Помимо существующих и давно себя зарекомендовавших каналов («Культура», «МИР», «Союз», «Mezzo») родились такие каналы, как «Спас», «ОТР», «ТВ-мост», «Детский», «Мама»; также появились новые передачи «Бесагон», «Здоровая Россия», «Ответ священника», информационно-просветительское ток-шоу «Новый день», «Живая история», «Слово» и многие другие.

Библиографический список

Заслуженным интересом пользуются игровые процессы, «круглые столы» и различные конференции по вопросам культурно-нравственного просвещения, транслируемые на телевидении.

Также в интернет-среде стали популярными блоги, посвященные культурным мероприятиям, выставкам и музыкальным событиям для молодежи. Многие объекты культуры (театры, музеи, выставочные комплексы) открыли свои интернет-платформы с целью привлечения молодого контингента. На радио «Маяк» регулярно освещают культурные события страны, запущены циклы передач «История», «Новости науки», «Адреса милосердия», «Театрадио», посредством которых есть возможность прослушать отрывки из классики мировой и отечественной литературы.

Таким образом, в эпоху информационной цивилизации СМИ оказывают сильнейшее воздействие на самые широкие слои молодежи, включая все ее социальные и возрастные группы. Средствам массовой информации необходимо акцентировать больше внимания на материалах, раскрывающих смысл и содержание моральных и нравственных устоев общества, подчеркивать ценность семьи, брака, ценностного отношения к старшим, взаимопомощи и социальной толерантности и т.д. Основная задача всех видов средств массовой информации должна сводиться к формированию устойчивых знаний в молодежной среде о духовно-нравственной стороне их развития.

1. Атажанов Х.А. Духовно-нравственное воспитание молодежи через СМИ. Журналистский ежегодник. 2013; № 2-1.

2. Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х. Трансформация духовно-нравственных ценностей молодежи в современном российском обществе: социально-философский аспект. Вестник КалмГУ. 2017; № 2 (34).

3. Гартман Т.Ю. Особенности нравственного воспитания детей средствами ТВ. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23293935

4. Гранин Ю.Д. Желтые пятна на мантии российского телевидения. Журналист. Социальные коммуникации. 2017; № 2 (14): 60 - 74.

5. Давыдова A.A., Макаренко Т.А. Влияние телевидения на духовно-нравственное воспитание современных детей. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017; Т. 32: 140 - 142.

6. Колесникова Т. А., Боровко О.С. Роль телевизионных передач в интеллектуальном развитии школьников. Актуальные задачи педагогики: материалы IV Международной научной конференции. Чита, 2013: 77 - 79.

References

1. Atazhanov H.A. Duhovno-nravstvennoe vospitanie molodezhi cherez SMI. Zhurnalistskijezhegodnik. 2013; № 2-1.

2. Burnyasheva L.A., Gazgireeva L.H. Transformaciya duhovno-nravstvennyh cennostej molodezhi v sovremennom rossijskom obschestve: social'no-filosofskij aspekt. Vestnik KalmGU. 2017; № 2 (34).

3. Gartman T.Yu. Osobennosti nravstvennogo vospitaniya detej sredstvami TV. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23293935

4. Granin Yu.D. Zheltye pyatna na mantii rossijskogo televideniya. Zhurnalist. Social'nye kommunikacii. 2017; № 2 (14): 60 - 74.

5. Davydova A.A., Makarenko T.A. Vliyanie televideniya na duhovno-nravstvennoe vospitanie sovremennyh detej. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal «Koncept». 2017; T. 32: 140 - 142.

6. Kolesnikova T.A., Borovko O.S. Rol' televizionnyh peredach v intellektual'nom razvitii shkol'nikov. Aktuai'nye zadachi pedagogiki: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Chita, 2013: 77 - 79.

Статья поступила в редакцию 02.12.20

УДК 37.018.26

Ignatovich V.K., Cand. of Science (Pedagogy), senior lecturer, Kuban State University (Krasnodar, Russia), E-mail: vign62@mail.ru

Kurochkina V.E., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Kuban State University (Krasnodar, Russia), E-mail: kve7@rambler.ru

Lakreeva A.V., senior teacher, Kuban State University (Krasnodar, Russia), E-mail: lakreeva@mail.ru

ASSESSMENT OF FAMILY READINESS FOR DESIGNING AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY OF A CHILD. The article is dedicated to a problem of developing methodological and technological foundations for the formation of the family's readiness to design an individual educational trajectory of a child. The purpose of the article is to substantiate the basic components of the technology for assessing the readiness of a family to carry out this type of activity, carried out in the process of its social and pedagogical support. The data of the analysis of scientific literature are presented, indicating an insufficient level of development of this problem in modern research. The basic components of this technology are substantiated, correlated with the structural components of the family's readiness to design the individual trajectory of the child, characterizing the family as a collective subject of education. The level characteristics of the formation of these structural components are given. Diagnostic tools and assessment procedures are characterized, as well as the used rating scales. The results of the research are addressed to researchers, teachers and psychologists working in the field of social and pedagogical support of the family.

Key words: family, social and pedagogical support, individual educational trajectory of child, readiness for design, assessment.

В.К. Игнатович, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, E-mail: vign62@mail.ru

В.Е. Курочкина, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, E-mail: kve7@rambler.ru

А.В. Лакреееа. ст. преп., ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, E-mail: lakreeva@mail.ru

ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ СЕМЬИ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РЕБЕНКА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-013-00163 А «Методология и технология социально-педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка»)

Статья посвящена проблеме разработки методологических и технологических оснований формирования готовности семьи к проектированию индивидуальной образовательной траектории ребенка. Цель статьи состоит в обосновании базовых компонентов технологии оценки готовности семьи к осуществлению данного вида деятельности, осуществляемой в процессе ее социально-педагогической поддержки. Приведены данные анализа научной литературы, свидетельствующие о недостаточном уровне разработанности данной проблемы в современных исследованиях. Обоснованы базовые компоненты этой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.