Селюнина О. А.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НАЦИИ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР БОРЬБЫ С НЕНАБЛЮДАЕМОЙ ЭКОНОМИКОЙ И КОРРУПЦИЕЙ
Аннотация. В статье рассмотрена реализация государственной политики, направленной на обеспечение экономической безопасности (противодействие криминализации общества, снижение уровня ненаблюдаемой экономики и коррупции). Акцентируя внимание на причинах явлений, главным фактором автор обозначил духовно-нравственное воспитание нации. Проанализированы нормативно-правовые акты, регулирующие нравственный потенциал Российской Федерации.
Ключевые слова. Ненаблюдаемая экономика, коррупция, духовно-нравственное воспитание.
Selyunina O.A.
SPIRITUAL AND MORAL UPBRINGING NATION AS THE FUNDAMENTAL FACTOR FOR THE FIGHT AGAINST NON-OBSERVED ECONOMY AND CORRUPTION
Abstract. The article considers implementation of state policy aimed at ensuring economic security: counteraction of criminalization of society, decline in non-observed and corruption. Focusing on the reasons of phenomena, the main factor is spiritual and moral upbringing nation. Regulatory and legal acts regulating the moral potential of the Russian Federation have been analyzed.
Keywords. Non-observed economy, corruption, factor, spiritual and moral upbringing, culture
«Государству для его безопасности нужно не только физическое, но и нравственное могущество»
Н.М. Карамзин
Введение
Любое государство стремится к повышению своей роли в мировом пространстве, укреплению собственных позиций, формированию положительного образа на международной арене, защите национальных и экономических интересов страны. Важнейшими проблемами современности, присущие всем странам, выступают противодействие ненаблюдаемой экономике и снижение уровня коррупции. Интерес к данной теме в Российской Федерации обусловлен значительными размерами теневой и неформальной экономики - оценка их масштабов колеблется в пределах от 12% до 40% объема валового внутреннего продукта.
На сегодняшнем этапе развития современной России преодоление вышеперечисленных негативных социально-экономических явлений вышло в число первоочередных задач. Так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений названо одной из главных
ГРНТИ 06.56.71 © Селюнина О.А., 2020
Ольга Александровна Селюнина - соискатель кафедры региональной экономики и управления Алтайского государственного университета.
Контактные данные для связи с автором: 656008, Барнаул, Партизанская ул., 201 (Russia, Barnaul, Partizan-skaya str., 201). Тел.: +7 923 643-93-43. E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 07.02.2020.
стратегических угроз национальной безопасности в области экономики [10]. В документе законодательно закреплено обеспечение экономической безопасности посредством активных мер по борьбе с коррупцией, теневой и криминальной экономикой. При этом обозначено, что реализация эффективной государственной политики возможна только в тесном взаимодействии и консолидации усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества.
В 2018 году указом Президента России утверждена Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [11]. Ключевым направлением стратегии является нейтрализация вызовов и угроз экономической безопасности страны, в том числе теневой экономики, высокого уровня криминализации и коррупции в экономической сфере. Кроме того, принята Национальная стратегия противодействия коррупции [8] и утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы. В плане определены мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы в области противодействия коррупции.
Отдельно следует отметить раздел «V. Повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания» [13]. В нем обозначено одно из перспективных направлений по созданию механизма предоставления грантов организациям, достигнувшим эффективных результатов в антикоррупционном просвещении граждан, популяризации антикоррупционных ценностей и научном обеспечении противодействия коррупции.
В рамках создания в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям, а также устойчивого повышения эффективности антикоррупционного просвещения действует комплексный план просветительских мероприятий, принятый на 2019-2020 годы [16]. Обзор литературы по теме
По нашему мнению, для более четкого определения особенностей ненаблюдаемой экономики и коррупции требуется обратиться к изучению их причин. В научных исследованиях большинства экономистов и юристов сформулированы следующие факторы формирования ненаблюдаемой экономики и коррупции: административные, институциональные, политические, правовые, социальные, экономические и др. И лишь немногие авторы ищут движущие силы данных явлений, акцентируя свое внимание на вопросах культуры и морально-этических нормах поведения человека.
Так, Ю.В. Латов и С.Н. Ковалев пишут, что «социально-культурными причинами коррупции являются деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность в отношении своеволия «власть имущих» [20, с. 65].
Классифицируя факторы экономической преступности, д.ю.н. Мацкевич И.М. выделяет причины и условия культуры [21, с. 81]:
• причины культуры: а) общие проблемы современной массовой культуры, имеющей целью удовлетворять самые примитивные желания и потребности людей; б) общий низкий уровень культуры граждан; в) отношение к культуре как к потребительскому товару; г) отсутствие традиций культуры среди предпринимателей; д) отсутствие положительного образа предпринимателя и собственника; е) структурные диспропорции при финансировании культуры;
• условия культуры: а) насаждение низкопробных культурных ценностей потребительского характера; б) идеализация героев, совершающих противоправные деяния против собственников; в) чрезмерное распространение в обществе нецензурной брани; г) нигилизм в культуре; д) некритическое распространение негативной информации в средствах массовой информации.
Ю.Н. Попов, М.Е. Тарасов подчеркивают, что, наряду с остальными, группу причин составляют «этические факторы, обусловленные слабой этической основой предпринимательства. Важным здесь является учет национальных традиций» [23, с. 26].
Как полагает д.ю.н., профессор П.Н. Панченко «бескультурье есть сама сущность всего негативного, в том числе теневой экономической деятельности» [22, с. 476].
М.Х. Джабраилов делает вывод, что «падение нравственности в обществе, низкая профессиональная культура государственных служащих, высокая степень гражданской толерантности большей части населения к коррупционным проявлениям» активно способствует распространению коррупции в России» [25, с. 49].
166
Селюнина О.А.
Также о взаимозависимости нравственности и уровня преступности говорит д.ю.н., профессор
A.А. Гогин: «Не вызывает сомнения тот факт, что развитие отрицательных тенденций в нашей жизни, рост числа правонарушений прямо связаны с упадком нравственности, с ослаблением контролирующей роли ее принципов и установок» [18, с. 15].
При изучении вопроса противодействия коррупции, д.э.н., профессор Е.Е. Румянцева упоминает в числе прочих научных направлений и нравственный аспект. Она обращает внимание на «нравственные качества граждан, которые попирает коррупция: 1) честь и чувство собственного достоинства; 2) самореализация; 3) уважение чужого труда; 4) инициативность как желание конструктивно мыслить, предлагать нововведения, улучшения и продвигаться вверх по служебной лестнице; 5) самоосознаваемая исполнительность и организованность, бескорыстная взаимовыручка; 6) храбрость; 7) патриотизм; 8) добросовестность; 9) честность и открытость; 10) компетентность; 11) действенное сострадание к нуждам и бедам других людей (без использования в качестве пиара), желание помогать и давать, а не брать и подавлять, устрашать; 12) добросердечность; 13) великодушие; 14) жажда твор-чествования; 15) любовь, как чувство, лишенное корысти; 16) незлобливость; 17) позитивность бытия и сознания и др.» [25, с. 122-123].
Безусловно, в работах отмеченных авторов сделана попытка обозначить нравственную сторону вопроса. Однако, по нашему мнению, основополагающим фактором противодействия ненаблюдаемой экономике и коррупции является духовно-нравственное воспитание нации.
Примечательно, что в рамках XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов именно на сессии «Молодежь-2030. Образ будущего» прозвучали следующие слова Президента Российской Федерации
B.В. Путина: «Чем бы мы ни занимались, мы никогда не должны забывать про нравственные, этические основы нашего дела. Всё, что мы делаем, должно идти на пользу людям, укреплять человека, а не разрушать его» [27].
Анализ нормативно-правовой базы
Обратимся к рассмотрению нормативно-правовых актов, характеризующих духовно-нравственные основы развития страны.
Так, в Конвенции о защите прав человека и основных свобод [1] и ее протоколах термин нравственности использован 5 раз, но без расшифровки определения.
«В отечественных конституциях 1918, 1925, 1937 гг. слово «нравственность» отсутствовало. Отчасти это можно объяснить тем, что правовое регулирование общественных отношений не достигло в тот период уровня, достаточного для всестороннего конституционного закрепления духовных основ жизнедеятельности общества. В Конституции РСФСР 1978 г. была закреплена забота государства «об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня» (ст. 27). Другими словами, нравственность позиционировалась в контексте социального развития и культуры как предмет отдельного государственного интереса. В ныне действующей Конституции РФ 1993 г. слово «нравственность» употребляется один раз в связи с конституционным регулированием ограничения прав и свобод человека и гражданина» [26].
Статьей 55 Основного закона государства закреплено следующее: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» [2].
В Гражданском кодексе Российской Федерации термин нравственность употреблен в ст. 1: «Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» [3].
В Уголовном кодексе Российской Федерации глава 25 посвящена преступлениям против здоровья населения и общественной нравственности, за совершение которых предусматриваются соответствующие меры уголовной ответственности [5].
Ст. 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к охраняемым объектам также относит общественную нравственность, защищаемую посредством применения мер административно-правового воздействия [18, с. 16]. В главе 6 раскрыты административные правона-
рушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность [6].
В Семейном кодексе Российской Федерации нравственное развитие обозначено в отношении детей в ст. 63, где речь идет о правах и обязанностях родителей по воспитанию и образованию детей [4].
А.А. Гогин отмечает: «Весьма существенно, что в отдельных федеральных законах детализируются условия, непосредственно касающиеся разносторонних интересов несовершеннолетних граждан страны, а также закрепляются властные требования, раскрывающие современный подход к вопросам защиты детской нравственности. Например, в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» подчеркивается, что целями государственной политики в интересах детей являются содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей. Их защита от факторов, негативно влияющих на их физическое интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие» [18, с. 16].
В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», образование на любом уровне должно быть направлено на формирование нравственных убеждений, а также духовно-нравственное, культурное, эстетическое и интеллектуальное развитие. При этом, в законе отсутствует определение понятия духовно-нравственного воспитания и не раскрыто его содержание [7].
В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. подчеркивалась важность увеличения числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям. Кроме того, предусматривалось стимулирование интереса детей к историческому и культурному наследию России [9].
На смену данной стратегии в 2017 году был принят Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», в соответствии с которым утвержден План основных мероприятий до 2020 года [12]. План включает 15 разделов: «Повышение благосостояния семей с детьми», «Современная инфраструктура детства», «Обеспечение безопасности детей», «Здоровый ребёнок», «Всестороннее образование - детям», «Культурное развитие детей», «Развитие физкультуры и спорта для детей», «Безопасный детский отдых», «Доступный детский туризм», «Безопасное информационное пространство для детей», «Ребёнок и его право на семью», «Социальная защита детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграция в современное общество», «Обеспечение и защита прав и интересов детей», «Качественные детские товары и продукты питания», «Организационные мероприятия».
Существенное значение, на наш взгляд, имеет направление по освещению в СМИ мероприятий, направленных на укрепление института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений, а также патриотическое воспитание детей и молодежи, пропаганду нравственных ценностей, популяризацию здорового образа жизни и пропаганду культуры безопасности жизнедеятельности детей и подростков.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года дана расшифровка понятия духовно-нравственного развития и обозначена «приоритетная задача Российской Федерации - формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины» [15].
Следует отметить, что «реализация Стратегии предполагает качественные изменения в отечественной системе воспитания, направленные на эффективное обеспечение таких личностных результатов развития детей, как их духовно-нравственные ценностно-смысловые ориентации, мотивация к непрерывному личностному росту, коммуникативные и другие социально значимые способности, умения и навыки, обеспечивающие социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни, обществе и профессии» [там же].
Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года раскрывает, по нашему мнению, главную мысль: «Эффективность экономических мер невозможна без создания в обществе атмосферы приоритета семейно-нравственных ценностей, поддержки и всестороннего укрепления престижа семейного образа жизни» [14].Также в ней подчеркивается, что «воспитательная стратегия ... направлена на формирование у младшего поколения духовно-нравственных, этических ценностей и основана на уважении к родителям, а также людям старшего поколения» [14].
168
Селюнина О. А.
Мы считаем, что основополагающее значение для повышения нравственного потенциала общества имеет комплексная целевая программа «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» (далее - Программа), разработанная в 2005 году. Данный документ прошел экспертизу в государственных и общественных структурах и включает 8 блоков: научный, образовательный, просветительский, социальный, культурологический, информационно-издательский, региональный и международный. Вышеуказанные направления реализуются посредством принятия проектов на общероссийском уровне.
Миссией Программы стало приобщение поколения страны к отечественным культурно-историческим и духовно-нравственным традициям, целью - создание действенного государственно-общественного исполнительного механизма для наиболее полной реализации новых возможностей в духовно-нравственном просвещении подрастающего поколения - будущего народа России [19].
Антикоррупционное воспитание
Представляется, что одним из приоритетных направлений среди реализуемых мер политики государства по обеспечению экономической безопасности страны, должно стать воспитание антикоррупционного поведения и формирование антикоррупционного мировоззрения.
О проблеме антикоррупционного воспитания говорится в исследованиях к.п.н. Е.Н. Барышникова: «Рассмотрение коррупции как одного из самых серьезных препятствий для экономического и политического развития России, осознание того факта, что она представляет собой угрозу национальной безопасности, порождает необходимость в создании системы антикоррупционного воспитания как отдельного компонента системы воспитания. Просвещение и воспитательная работа по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения являются частью антикоррупционной государственной политики по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни» [17, с. 5].
«Цель антикоррупционного воспитания - воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции» [17, с. 8].
Состоявшийся в 2018 году в Сибирском федеральном округе Форум молодых ученых «Нравственные и культурно-исторические ценности как основа национальной идентичности» послужил положительным примером, демонстрирующим совместные усилия государства и общества по формированию правильных ориентиров у будущего поколения.
В резолюции по итогам Форума участники отметили: «Мы уверены, что уже со школьной скамьи, со студенческой аудитории необходимо формировать правильное отношение к окружающему миру, к понятиям добра и зла, чести и достоинства, долга и справедливости, любви и доброты. По справедливому утверждению академика Д.С. Лихачева, «нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую», а «культура - это святыни народа, святыни нации». Целью новой культурной политики современного российского государства и общества является «возвращение сильной, единой, независимой во всех отношениях России, приверженной собственной, присущей только ей модели общественного развития». Добиться этого можно путем создания особой «системы воспитания и просвещения граждан», в основе которой будут лежать традиционные нравственные ценности, гражданская ответственность и патриотизм» [24].
Заключение
Мы полагаем, что в современных условиях российское общество определенно нуждается в нравственном оздоровлении, которое возможно в случае активизации и усиления мер по повышению уровня культуры и распространению моральных ценностей, формированию этического мышления, содействию духовно-нравственному развитию населения, в особенности подрастающего поколения. Таким образом, совершенствование системы государственного управления в рамках преодоления роста ненаблюдаемой экономики и минимизации уровня коррупции возможно при наличии целенаправленного комплекса мер, где основополагающим фактором будет выступать духовно-нравственное воспитание нации.
Благодарности
Автор выражает искреннюю благодарность и признательность анонимным рецензентам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.).
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
8. Указ Президента РФ от 13.04.2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции».
9. Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
10. Указ Президента РФ от 31.05.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
11. Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
12. Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».
13. Указ Президента РФ от 29.06.2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 20182020 годы».
14. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года».
15. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
16. Распоряжение Правительства РФ от 21.12.2018 г. № 2884-р «Об утверждении комплексного плана просветительских мероприятий, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям, в том числе на повышение эффективности антикоррупционного просвещения, на 2019-2020 годы» (ред. от 18.05.2019 г.).
17. Антикоррупционное воспитание: система воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении: методические рекомендации / под ред. Е.Н. Барышникова. СПб.: СПбАППО, 2010. 56 с.
18. Гогин А.А. К вопросу о защите нравственности как фундаментальной социальной ценности // История государства и права. 2015. № 13. С. 14-19.
19. Комплексная целевая программа «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://luchangela.ru/kompleksnaya-tselevaya-programma-duhovno-nravstvennaya-kul-tura-podrastayushhego-pokoleniya-rossii (дата обращения 01.02.2020).
20. ЛатовЮ.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика. М.: Норма, 2006. 336 с.
21. Мацкевич И.М. Причины экономической преступности. М.: Проспект, 2017. 272 с.
22. Панченко П.Н. Россия на новой волне острейших проблем: мрак теневых явлений в экономике, политике, праве, культуре. Пути выхода из криминального тупика: монография. М.: Юриспруденция, 2015. 924 с.
23. ПоповЮ.Н., ТарасовМ.Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства. М.: Дело, 2005. 240 с.
24. Резолюция Форума молодых ученых «Нравственные и культурно-исторические ценности как основа национальной идентичности». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.orthedu.ru/obraz/19106-rezolyuciya-foruma-molodyh-uchenyh-nravstvennye-i-kulturno-istoricheskie-cennosti-kak-osnova-nacionalnoy-identichnosti.html (дата обращения 01.02.2020).
25. Румянцева Е.Е. Противодействие коррупции. М.: Юрайт, 2017. 267 с.
26. Сазонникова Е.В. О нравственных основах в конституционном праве и процессе // Конституционные чтения. Вып. 6: Актуальные проблемы науки конституционного права. К 20-летию Конституции Российской Федерации / под ред. Ю.Г. Просвирнина. Воронеж: Изд. дом ВГУ, 2014. С. 92-98.
27. Сессия «Молодежь-2030. Образ будущего». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/ president/news/55890 (дата обращения 01.02.2020).