ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
УДК 340.15 ББК 67.0
А. И. Овчинников, В. И. Фатхи
КОРРУПЦИОННЫЕ ВЫЗОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
В статье рассматривается проблема борьбы с коррупцией с философско-правовой точки зрения, согласно которой главным методом государственного управления является метод убеждения, опирающийся на совесть, самоконтроль. Метод принуждения применяется тогда, когда не работает метод убеждения. Следовательно, по мнению авторов, основой противодействия коррупции выступают морально-нравственные императивы.
Ключевые слова: коррупция, религиозно-нравственные нормы, правовые ценности, социальное государство, нравственность, правовой нигилизм.
CORRUPTION CHALLENGES TO NATIONAL SECURITY: PHILOSOPHICAL AND LEGAL ASPECTS
In article fight against corruption from the legal point of view, according to which main method of the government a belief method, instead of compulsions which leans against conscience, on self-checking. The compulsion method is applied when the belief method does not work. Hence, authors consider a basis of counteraction of corruption are moral imperatives.
Keywords: corruption, religious ethical standards, legal values, social state, morals, legal nihilism.
Одной из главных задач современной России является формирование социального правового государства, национальная безопасность которого напрямую зависит от взаимоотношений власти и народа. Для создания такого государства необходим духовно-нравственный фундамент, но об этом, к сожалению, политики вспоминают в последнюю очередь. Между тем сначала гуманитарные науки, культурная политика государства, система образования должны его создать, а затем уже возможен процесс построения институтов правового государства. В противном случае правовое противодействие коррупции превращается в фарс: кто будет сторожить сторожей? Какие бы законы ни разрабатывались в сфере обеспечения национальной безопасности, построения правового государства, обеспечения стабильного развития, какие бы силы и средства ни задействовались в этом процессе, коррупция способна «обнулить» все усилия. «Кадры решают все», - говорили всегда мудрые правители и тщательно следили за чистотой рядов в своих властных структурах. Сегодняшнее
общественное сознание, сформированное под влиянием гедонистических ценностей, культа материального благополучия вместо духовно-нравственного, отрицательно сказывается на противодействии коррупции.
Проблема коррупции существует столько, сколько существуют институты управления в обществе. Еще древние греки рассматривали ее в качестве основной причины разрушения государственных режимов и гибели государств. Например, Платон в своем знаменитом трактате «Государство» предлагал правящий класс лишить частной собственности, считая, что истинному аристократу-философу не следует обременять себя земными благами - семьей, домашним хозяйством, имуществом, которые отвлекают от познания идеи блага. Анализируя отрицательные типы государства - тимократию, олигархию, демократию и тиранию, мыслитель приходит к выводу, что основная причина, приводящая к упадку государств, - корысть, желание наживы со стороны правящих. Представляется, что править государством должны те, кто знает идею блага и не
имеет жажды к богатству - философы. Только они, по мнению Платона, лишены материализма - культа наживы, расчета и выгоды, только им доступна высшая истина, мир идей. Познавшим идеальный мир будет не интересно тратить свое драгоценное земное время на получение благ и удовольствий, поэтому необходимо с детства отбирать самых умных, достойных, физически и морально сильных детей для аристократического сословия, самые мудрые и мужественные из которых становятся правителями. У остального населения доминирует «вожделеющая» часть души, и поэтому оно, в отличие от правителей и стражей, желает и может иметь частную собственность - дома, рабов и т. п. Таким образом, Платон провозглашает в качестве идеала аристократическое государственное устройство.
Первые сведения о коррупции на Руси датируются 1Х-Х111 веками, когда возникает по примеру Византии институт кормления. Как подчеркивает М. В. Шедий, «к XV веку коррупция в России приобрела характер системы. Кормление трансформировалось в лихоимство (подкуп за действия, нарушающие действующее законодательство) и мздоимство (за действия без нарушения закона)» [ 1]. Однако в Средние века коррупция не была столь распространена как в наши дни. Монархическая структура власти основана на религиозно-нравственных императивах служения народу, поэтому не только на «совесть» старались служить чиновники, но и считалось высшей наградой для офицеров-дворян отдать жизнь за Отечество.
К сожалению, в начале XX века монархический строй был разрушен, аристократия уничтожена большевиками или выслана за рубеж на «философских пароходах», цвет русской нации большей частью погиб в пожарах Октябрьской революции, в репрессиях, на фронтах Великой Отечественной войны. Поэтому пока в России остались возможности только для политии.
Страны победившей либеральной демократии, сумевшие реализовать идею правового государства, для многих отечественных реформаторов являются идеалом, поэтому у них якобы следует учиться демократии. Но дело в том, что проблема коррупции в этих государствах либо замаскирована и легализована (например, под институты политического и законотворческого лоббизма), либо поражает верхние эшелоны власти и бизнеса, где размеры взяток не позволяют традиционному законопослушанию и правосознанию удержаться в рамках закона, а полицейский контроль ослабевает ввиду недосягаемости должностных лиц. Тем не менее коррупционные скан-
далы время от времени сотрясают зарубежные СМИ (например, операция в Ираке является одной из самых коррупциогенных в истории США, а торговля внутренними органами сербов, о которой написаны книги, выступает ярким подтверждением коррупционности чиновников Евросоюза, без которых не могла бы быть налажена схема их транспортировки по всему миру). Как заявил Питер Айген, председатель ведущей международной неправительственной организации «Трансперенси Интернешнл», борющейся против коррупции по всему миру, в докладе «О положении с коррупцией в мире в 2005 году», «коррупция в рамках крупномасштабных государственных проектов является одним из наиболее серьезных препятствий устойчивому развитию». В западных индустриальных странах также существуют и откаты, и взятки, и оказание услуг за определенное вознаграждение, но в силу высокоразвитой экономики коррупционные схемы финансовых операций носят значительно более сложный характер, а гласности придаются лишь факты коррупции, которые связаны с примитивной преступностью.
Вообще, западные ученые-правоведы все настойчивее обращают внимание на кризис правосознания современного европейца. Если ранее от совершения правонарушений сдерживала в первую очередь совесть, религиозно-нравственное чувство, то теперь в постхристианской Европе главным регулятором поведения стало правосознание, не основанное ни на вере в Бога и высшую справедливость, ни на боязни Страшного Суда. Неотвратимость юридической ответственности, страх перед законом, полицейский контроль, прозрачность финансовых операций, система доносительства, рациональность юридически значимого поведения - все эти характеристики современных отношений в западных индустриально развитых странах создают серьезные препятствия для распространения коррупции. Некоторые из них, например, рационализм, уважение к букве закона, возникли в ходе культурно-исторического развития европейских народов католической и протестантской веры, другие созданы сравнительно недавно - в XX веке. Для России с ее самобытной нравственной, политической, правовой культурой не все перечисленные меры пригодны. Борьба с коррупцией должна осуществляться в комплексе с масштабной реформой принципов нашей государственности и правовой политики.
Во-первых, необходимо вспомнить, что главный метод государственного управления - убеждение, который опирается на совесть и самоконтроль. К каждому чиновнику или снабженцу
Философия права, 2015, № 4 (71)
полицейского не приставишь, поэтому законодательная база борьбы с коррупцией нужна, но не в первую очередь, а во вторую. Так же как метод принуждения применяется тогда, когда не работает метод убеждения. Следует перестать воспринимать коррупцию как сугубо криминальное явление, требующее устранения только карательными государственными методами, необходимо сначала разработать методы предотвращения и предупреждения коррупционных проявлений путем совмещения криминологического анализа коррупционных рисков и осуществления антикоррупционного воспитания личности. Этимология слова «коррупция» восходит к латинскому соггар1ю («порча»), и означает моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами [2, с. 429].
Между тем современное Российское государство дистанцировалось от вопросов не только морально-нравственного, но и правового воспитания. Идеологический плюрализм стал прикрытием для противников государственного порядка, воспринимающих его как некую идеологию (аморальность, или моральный плюрализм, -тоже своего рода мораль). Через СМИ обществу навязывается образ «красивой жизни» в свое удовольствие, без какой-либо нравственной аскезы и самоограничения.
Дело в том, что общество потребления не может служить целью и идеологией государственного развития. В то же время именно оно должно быть построено согласно Конституции РФ, закрепившей либеральные индивидуалистические ценности в качестве государствообразующих. Сегодня принцип верховенства прав человека, возникший вследствие секуляризации государственных идеологий Западной Европы, является наиболее почитаемой общечеловеческой ценностью. Это хороший принцип, но когда его доводят до крайностей, когда государственные интересы ставятся в подчиненное положение, возникает явный ценностный перекос в сторону человеческого эгоизма. В условиях дестабилизации фундамента, основанного на многовековом опыте общества, неоформленность ценностно-правовых критериев успешной самоидентификации личности влечет замену в качестве детерминанты поведения нравственности на безнравственность. Тем более что путь к «умению жить красиво» проходить намного легче, чем следовать духовно-нравственным идеалам самоограничения и аскезы.
Таким образом, первой задачей нашего государства является формирование государственной
идеологии, основанной на личных или общественных идеалах. Тогда государственный служащий будет мотивирован не только юридически, но и морально исполнять свой долг профессионально, невзирая на материальную выгоду. Ведь служба государству - это прежде всего посвящение себя целиком обществу. Сегодня государственная служба в России часто представляется как особый вид менеджмента. Но если прибыль менеджера от взятки в десятки раз превосходит его зарплату, то никакое повышение последней не изменит его.
В деле идеологического обеспечения борьбы с коррупцией необходимо опереться на традиционного союзника нашего государства - Русскую православную церковь. Церковь постоянно пытается достучаться до власти, указывая, что все беды общества - и политические, и экономические, и криминальные - коренятся в падении нравственности. Несмотря на попытки «вытравления» из менталитета русского человека фундаментальных духовно-нравственных ценностей, дезориентирования мировоззрения и мироощущения, православный человек остается носителем моральных традиций и устоев. Человек без веры может себе позволить то, что никогда не сделает человек нравственный, - украсть, обмануть и даже убить. Еще Ф. М. Достоевский, обратив внимание на эту проблему, очень точно заметил, что если человек считает, что Бога нет, то он одновременно уверен в своей вседозволенности и безнаказанности.
Во-вторых, человек, посвящающий себя государственной службе, должен отказаться от права на частную жизнь в том объеме, в котором ею обладают обычные граждане, принять как должное общественный контроль за его деятельностью. Необходима абсолютная прозрачность его расходов, имущественных прав, свободного времени и так далее. Он и его родственники должны отчитываться за все виды деятельности и получаемые доходы в течение десяти лет после его увольнения.
В-третьих, необходимо серьезно ужесточить уголовную ответственность за взяточничество, вернуть полную конфискацию имущества, в том числе у близких родственников, которое нажито в период работы в должности, а не только имущества, приобретенного преступным путем. Здесь же требуется отмена презумпции невиновности: если чиновник не может привести доказательства того, что происхождение его имущества законно, то он подлежит уголовной ответственности. Такая мера позволила в течение двадцати лет победить коррупцию в Гонконге.
В-четвертых, необходимо совершенствовать реализацию принципа открытости деятельности государственной службы и презумпции открытости информации о государственной службе для населения. Следует совершенствовать систему обмена мнениями по спорным вопросам между населением и госслужащими, организовывать совместное открытое публичное обсуждение проектов нормативных актов, проведение и регулярное опубликование рейтингов органов государственной власти и органов местного самоуправления и степени доверия к ним населения.
В-пятых, необходимо активизировать систему антикоррупционного просвещения граждан. Не стоит забывать о том, что «у коррупции - две руки», существуют даже определенные социальные роли: взяткодатель, взяткополучатель, посредник. Сам факт коррупции во многом обусловлен тем, что без взятки невозможно получить качественно выполненную государственную услугу. Это порождает ощущение бессилия населения перед «бюрократической» машиной и стремление облегчить себе жизнь с помощью различных коррупционных средств. Следует отметить, что реализация процедуры предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде с помощью «Портала государственных услуг» позволит снизить распространенность коррупционных практик. Отсутствие должного уровня правосознания и правовой культуры у населения также способствует увеличению коррупции. Создание условий для повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения, основанных на знании общих прав и обязанностей, нашло свое закрепление в Указе Президента РФ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы», а также в Программе по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 годы.
Необходимо вводить поощрения гражданской активности населения в части информирования о коррупции среди тех или иных должностных лиц, органов власти, учреждений. Современные средства информатизации позволяют контролировать деятельность всех чиновников. Никакие аргументы в защиту их прав не должны приниматься в расчет: служишь государству - пожертвуй личной свободой. Взамен им предоставляются высокая зарплата и пенсия, качественный социальный пакет, а главное, почет и уважение. Государство должно рекламировать государственную службу - и военную, и гражданскую, и правоохранительную. Кроме того, необходимо создавать механизмы зависимости исполнительной, а также судебной власти от населе-
ния. Ведь судебная власть, особенно в части ее формирования кадрами, сейчас независима от народа, а судейское усмотрение ограничено только буквой закона.
В-шестых, необходимо совершенствовать систему отбора кадров для замещения должностей государственных служащих, позволяющую выявлять не только профессиональные, но и духовно-нравственные качества личности кандидата. На несовершенство системы отбора кадров для государственной службы указывается и в проекте указа Президента РФ «О федеральной программе "Развитие государственной службы Российской Федерации (2015-2018 годы)" и Плане мероприятий по развитию государственной службы Российской Федерации (2015-2018 годы)» [3; 4]. В проекте отмечается неразвитость инструментов, обеспечивающих открытую конкуренцию кандидатов на замещение вакантных должностей, что объясняется отсутствием единых методов и критериев их оценки, несформированностью системы профессиональной их ориентации, недостаточной методологической поддержкой и формальным исполнением положений законодательства в части поступления на государственную службу.
Однако главная проблема реализации вышеназванных приоритетов правовой политики в сфере борьбы с коррупцией - отсутствие политической воли и «сторожей». Вопросы о законодательной политике, а также о том, кто будет сторожить самих сторожей, которые не могут быть решены в условиях отсутствия элиты (то сообщество, что в современной России причисляет себя к таковой, вряд ли пригодно к государственному служению), являются первоочередными. Принципиальность и порядочность, которые так необходимо воспитывать с детства, в настоящее время столь редкие качества характера, что поиски людей, обладающих ими, необходимо поручать спецслужбам. Затем из таких людей формировать офицерский корпус антикоррупционного комитета, в задачи которого и будет входить контроль и противодействие данному феномену.
В качестве мер по профилактике коррупции предполагаются следующие: 1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; 2) независимая комплексная, а не только юридико-техническая, антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов с реальной возможностью их общественного обсуждения и апробации до вступления в законную юридическую силу, а также последующий мониторинг эффективности действия; 3) предъявление в ус-
Философия права, 2015, № 4 (71 )
тановленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка сведений, предоставляемых указанными гражданами; 4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица сокрытие им сведений либо предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также предоставление заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; 5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих
должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении; 6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Литература
1. Шедий М. В. Коррупция как социальное явление: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М., 2015.
2. Шапошников А. К. Этимологический словарь современного русского языка. М., 2010. Т. 1.
3. Проект указа Президента РФ «О федеральной программе "Развитие государственной службы Российской Федерации (2015-2018 годы)"». URL // http://consultant.ru
4. План мероприятий по развитию государственной службы Российской Федерации (20152018 годы). URL // http://consultant.ru
УДК 342.9 - 053.6 ББК 67.99
А. Д. Баранов, Ж. П. Дорофеева, Д. В. Меняйло
ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В статье раскрываются особенности административной ответственности несовершеннолетних. Анализируются вопросы применения принудительных мер и назначения наказания несовершеннолетним за совершение административных деликтов. Авторы отмечают целесообразность снижения порога привлечения к административной ответственности несовершеннолетних до 14 лет.
Ключевые слова: административная ответственность несовершеннолетних, принудительные меры воспитательного характера, общественно опасные деяния, возраст привлечения к административной ответственности.
FEATURES OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF MINORS
In the article concerns the peculiarities of administrative liability of minors. Questions of application of coercive measures and purpose ofpunishment to minors for commission of administrative delicts are analyzed. Authors note expediency of reduction of the threshold of attraction to administrative responsibility of minors till 14 years.
Keywords: administrative responsibility of minors, forced re-education measures, socially dangerous acts, age, bringing to administrative responsibility.
В настоящее время в российском обществе происходят серьезные трансформации в политической, экономической и социальной сферах. Наше государство проводит политику активной интеграции в мировое сообщество, что обязы-
вает его признавать, соблюдать и практически воплощать международные акты о правах человека, в которых основой свободы, справедливости и всеобщего мира является признание достоинства, присущего всем людям, равных и не-