Научные статьи и исследования
УДК 37.013.42 + 37.017.92 ББК 74.00
Пашков Сергей Викторович, протоиерей, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социально-гуманитарных дисциплин, Белгородская православная духовная семинария, e-mail: [email protected] (Россия, Белгород)
Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в процессе изучения героического прошлого национальной истории
Аннотация. Автор обращается к анализу современных проблем духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на основе героических страниц национальной истории, подвигов героев. Автор акцентирует внимание на рисках и противоречиях становления духовно-нравственной культуры подростков и юношества условиях обострения геополитических реалий, роста интереса молодежи к своих национальным и культурным традициям. Особое внимание автор уделяет анализу представлений подростков и юношества о героических страницах национальной истории, жизни и судьбе выдающихся исторических личностей, подвигах героев, их готовности к самопожертвованию, проявлению мужества и отваги в деле защиты Отечества, свободы и независимости своего народа. Автор подчеркивает особую роль истории семьи и рода, устной истории в формировании духовно-нравственного облика молодого поколения.
Ключевые слова: философия образования, героическая история народа, духовно-нравственное развитие личности, история семьи и рода, жизнь и подвиг национальных героев, социальная педагогика, социальное воспитание, национальная история и культура.
Научные статьи и исследования
Pashkov Sergey Viktorovich, Archpriest, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,
Belgorod Theological Seminary, [email protected] (Russia, Belgorod) Spiritual and moral education of children and youth in the process of studying the heroic past of national history
Annotation. The author turns to the analysis of modern problems of spiritual and moral education of children and youth on the basis of the heroic pages of national history, the exploits of heroes. The author focuses on the risks and contradictions of the formation of the spiritual and moral culture of adolescents and youth in the conditions of exacerbation of geopolitical realities, the growing interest of young people in their national and cultural traditions. The author pays special attention to the analysis of the ideas of adolescents and youth about the heroic pages of national history, the life and fate of prominent historical figures, the exploits of heroes, their readiness for self-sacrifice, the manifestation of courage and courage in protecting the Fatherland, freedom and independence of their people. The author emphasizes the special role of family and clan history, oral history in shaping the spiritual and moral image of the younger generation.
Keywords: philosophy of education, heroic history of the people, spiritual and moral development of the individual, history of the family and clan, life and exploits of national heroes, social pedagogy, social education, national history and culture.
Укрепление морально-психологического единства российского общества, его сплоченности и ценностно-ориентационного единства тесно сопряжено с приобщением молодежи к духовным корням, к национальной истории и культуре. Все чаще в устах видных политиков и общественных деятелей звучит призыв к актуализации «духовных скреп», возрождению традиционных ценностей культуры, пропаганде героических страниц национальной истории. Вполне закономерным и своевременным является Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [22]. Понятно, что духовно-нравственные ценности, отсорбированные многовековой историей народа, ныне выступают основой формирования нравственного обли-
ка молодежи, этнокультурной идентичности гражданина России, формирования патриотизма личности, ее национального самосознания, отношения к прошлому, настоящему и будущему своей страны. Духовно-нравственное развитие молодежи рассматривается в органическом единстве с осмыслением героических страниц национальной истории, духовных подвигов истинных сынов Отечества. Способность человека к защите страны, отстаиванию ее суверенитета, независимости, территориальной целостности прочно связано с нравственной крепостью молодежи, осознанием и переживанием огромной ответственности молодого поколения за судьбу страны, судьбу всего многонационального народа России.
Выступая в Совете Федерации в рамках Рождественских парламентских встреч, размышляя о феномене «сильного человека», его проявлениях в земной жизни, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «А что такое сильный человек? Это человек, способный отстаивать свою внутреннюю автономию, свою свободу. Это человек, способный не уступать тем влияниям, которые могут разрушить его внутреннюю автономию, внутреннюю силу... Вопрос целостности, интегральности личности, связанный в том числе со способностью отражать искушения, - это вопрос формирования сильной и свободной личности, формирования, если хотите, героической личности. А без героев не может существовать общество» [23]. В апелляции к героической истории народа, к подвижническим деяниям национальных героев заключен важный социально-педагогический смысл, - жизнь и судьба конкретных людей, их духовные подвижнические деяния предлагают молодому поколению важные примеры жертвенной любви к Родине, ответственности за ее будущее.
В докладе митрополита Курского и Рыльского Германа «Роль патриотического служения Русской православной церкви в деле духовно-нравственного воспитания гражданина России», произнесенного на заседании Попечительского Совета «Про-хоровское поле», особо подчеркивается необходимость активизации усилий православного сообщества, образовательных учреждений, семьи в патриотическом воспитании подростков и молодежи, продвижении примеров подлинного героизма, подвижничества во благо своей страны и своего народа. Митрополит Герман твердо и определенно говорит о противоречивой ситуации в организации патриотического воспитания юных граждан России: «Подвиг героев нашего Отечества назидателен, в первую очередь, для сегодняшней молодежи. .Будущее нашей страны зависит от того, насколько подрастающее поколение ценит и почитает своих предков, отдавших жизнь во благо Отчизны. Сегодня в России очень часто упоминается
о патриотизме как о составляющей воспитательного процесса в образовательных учреждениях, но не всегда желаемое является действительностью. К сожалению, приходится наблюдать, что современная молодежь не интересуется историей своей страны, а значит, не соотносит идеалы патриотизма с образами национальных героев. Под воздействием негативных информационных потоков из сознания подростков вытесняются имена великих полководцев, отважных воинов, сильных духом личностей. Таким образом, мы стоим перед угрозой утраты духовной силы русской нации, которая всегда определяла ее физическую мощь. Вот почему сейчас так важно не потерять молодежь, но воспитать ее, дать силы к дальнейшему развитию, совершенствованию, вдохновить примерами людей, которые не на словах, но на деле беззаветно любили свою Родину» [19, с. 9].
Как известно, христианская этика рассматривает героизм в контексте подвижничества как проявление подлинно духовного, высоконравственного в человеке. Протоиерей С.Н. Булгаков подчеркивал: подлинное христианское сознание чуждо тщеславию, эгоизму, гордыне, а подвиги духовные совершает исключительно во имя Божие и по велению сердца: «Отдельные деяния, именуемые героическими вполне совместимы с психологией христианского подвижничества, - они совершаются не во имя свое, а во имя Божие. „Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11:12); от каждого требуется „усилие", максимальное напряжение его сил для осуществления добра, но и такое усилие не дает еще права на самочувствие героизма, на духовную гордость, ибо оно есть лишь исполнение долга: „когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать" (Лк. 17:10)» [11]. По сути, христианская этика рассматривает героизм как проявление подвижничества, как выход человека за пределы эгоистической модели социального существования и готовность к самопожертвованию во имя счастья и благополучия других людей. Известна дискуссионная точка зрения на соотношение героизма и подвижничества, наиболее полно сформулированная в фундаментальных размышлениях протоиерея С.Н. Булгакова [11]. Однако, подлинный героизм, подлинное самопожертвование не несет в себе «жажды тщеславия», «погони за личной славой» - подвижничество лишено всякого прагматизма, имеет абсолютно альтруистический характер и отражает высочайшее проявление христианской морали [15; 27]. В словаре С.И. Ожегова «герой» понимается как человек необычной самоотверженности, храбрости, свершающий подвиги, как человек, отражающий в себе черты эпохи, или как человек, вызывающий удивление, восхищение
и желание подражать и др. Такой трактовке вполне соответствует понимание феномена «героя» в «Большом словаре иностранных слов», в котором «герой» - это исключительная личность, выделяющаяся своей доблестью, привлекающая внимание своей одарённостью, выражающая потребности своего времени.
Восприятие «героя» в общественном сознании, как правило, сопряжено с наличием в человеке исключительных черт, в число которых обычно принято включать смелость, доблесть, храбрость, мужество, отвагу, самопожертвование, альтруизм и т.д. Поступок, совершаемый героем, оказывается невозможным, а деяние недоступным для большинства «простых» людей, для «обывателей». При этом совершаемый героем поступок в сознании многих людей ассоциируется с наличием «сверхчеловеческих» качеств, особых способностей, среди которых -невероятная сила, воля, проницательность, терпение, мудрость, которыми не обладают «обычные» люди [15, с.68].
Очевидна сопряженность понятий «герой» и «героизм», их органическое семантическое родство. В «герое» олицетворяется высокая личностная субъектность, а «героизм» является атрибутивной характеристикой поведения личности, общественной ценности поступка человека. Для подлинного героя наиболее характерны и уместны в описании личности такие проявления, как храбрость, мужество, бескорыстие, отвага, самоотверженность, ответственность, готовность к самопожертвованию и т.д. Именно такие проявления общество более всего ценит в герое, мифологизируя его деяния, превращая героические поступки в события героической национальной истории. Становясь легендой, преданием, мифом, народной былиной, такие страницы героической истории оказываются важным фактором формирования национального самосознания народа, его народного духа, обеспечивают этнокультурную идентификацию подростков и молодежи, способствуют обретению молодым поколением важных духовных эталонов, равняясь на которые, входящие в жизнь поколения молодежи получают ориентир для собственного саморазвития, самовоспитания. При этом акцент в образе героя и героического в нем чаще всего локализуется в сфере высокого духа, твердой воли, социальной направленности, нравственной ответственности личности. «Истинный героизм необходим обществу, так как зачастую благодаря ему общество сохраняет и укрепляет свою жизнеспособность. Осуществляя целеполагание, герои определяют жизненную стратегию общественного развития, совершая героические действия ради достижения цели, демонстрируют образцы нравственного поведения и утверждают нравственные ориентиры в обществе» [15, с.73].
Как и почему в народной памяти происходит закрепление героических событий и поступков выдающихся личностей? Как влияют эти события на восприятие подрастающим поколением событий национальной истории и судеб ее творцов? Какими критериями руководствуются будущие граждане России в оценке героических страниц национальной истории и национальных героев? По каким признакам относят личность к числу выдающихся, героических?
Ответы на эти вопросы, как правило, не связаны с авторами официальной истории - они, скорее, являются продуктом собственных размышлений каждого подростка и юноши, оценивающего прошлое и отыскивающего в этом прошлом знаковые фигуры, достойные уважения, признания, всеобщей национальной гордости. Официальная история нередко оказывается «пленницей» политической конъюнктуры, ангажированности, служа интересам определенных социальных групп и идеологических кругов. Подлинно народная история, передаваемая «из уст в уста», служит для взрослеющего человека одним из наиболее влиятельных источников представлений о прошлом, о судьбах героев, о героических страницах истории народа. Такая устная история ценна прежде всего тем, что соединяет в себе «большую», национальную историю с историей семьи и рода - с историей «близкой», с теми конкретными предками, о ком семья особенно бережно хранит память и семейные реликвии. По сути, такая семейная история выступает формой устной передачи сведений о предках, генеалогии семьи, об участии предков в важных исторических событиях национального масштаба, о вкладе членов семьи в развитие страны, в укрепление могущества и независимости Родины. Такие факты семейной истории становятся предметом гордости для подростков, служат источником нравственных чувств, важных социальных представлений и идей, формируют отношение личности к прошлому своей семьи, ее настоящему и будущему. Но одновременно в сознании растущего человека возникает важное чувство ответственности перед близкими за свои собственные поступки. Семейные альбомы, сохранившиеся семейные реликвии, награды и документы, газеты и книги, дневники и письма - все эти исторические источники могут служить основой формирования ценностного отношения подростков и юношества к семейной истории и участию предков в героических событиях национальной истории.
Влияние примеров проявления героизма особенно важно в формировании Я-концепции личности. Эта социально-педагогическая и психологическая проблема актуализируется преимущественно в подростковом возрасте, когда особенно важным для растущего человека становится вопрос о саморазвитии, социальном
и профессиональном самоопределении. На этом этапе подростку особенно необходим достойный пример, некий привлекательный образ, с которым он соотносит себя, ориентируясь на который стремится стать лучше, благороднее, совершеннее, духовно крепче [4; 5]. Именно в подростковом возрасте важна программа самовоспитания личности. Образы героев помогают подростку обрести желаемый образ собственного Я, найти верные средства доказательства свой взрослости, совершать взрослые поступки, творить добрые дела. Вполне убедительно пишет о феномене героя А.В. Репринцев, подчеркивая: «Феномен подлинного народного Героя - это ретранслируемый в народных преданиях ОБРАЗ человека, поступок или поступки которого обрели эталонный нравственный статус в общественном сознании и стали важнейшим критерием в оценке отношения Героя к своей стране и своему народу, проявлением твердой готовности к самопожертвованию во имя независимости, благополучия Родины. Подлинный народный Герой являет собой образец самой высокой нравственной ответственности, свойственной исключительным людям, руководствующийся мотивами истинного гуманизма, социального служения, общественной пользы, бескорыстно действующий в ситуации высочайшего морального напряжения, готовый к самопожертвованию ради счастья своего народа и своей страны. По сути, Герой - это всегда выдающаяся личность, отличающаяся исключительной решительностью, отвагой, смелостью; поступки, деяния Героя всегда вызывают высочайшую степень одобрения и высочайшую моральную оценку народа, становятся народной легендой, мифом, преданием, выступают в качестве нравственного примера, социального эталона, мерила общественного признания и уважения. За таким поступком Героя всегда стоит некое деяние, порыв, на который оказывается готов и способен далеко не каждый человек. Такой поступок всегда предполагает глубочайшее напряжение человеческого духа, аккумуляцию воли, нравственных сил, высочайшего мужества и отваги. Такой поступок всегда обращен к благу других людей, их защите и сбережению. Героический поступок, как правило, связан с самопожертвованием личности во имя счастья и благополучия других людей. Именно такими героическими чертами обладают поступки и деяния выдающихся полководцев и рядовых, исторических деятелей и простых людей, совершивших деяния, на которые не отважились, не решились многие другие люди. Эти проявления свойственны исключительным личностям, истинным патриотам Отчества» [29].
Серьезной проблемой духовно-нравственного воспитания подростков является перевод нравственного знания в реальные поступки, в добротворчество. Это, по-
жалуй, самая сложная сторона социального воспитания, через которую происходит реальное закрепление нравственных норм в устойчивых привычках социально-одобряемого поведения подростка. Как отмечает Е.А. Митюков, «критерием истинной нравственности, бескорыстной любви патриота и гражданина к своему Отечеству, к своему народу является поступок, исключительное деяние, которое ?отражает весь строй души человеческой? (К.Д. Ушинский). Поступок аккумулирует весь спектр духовно-нравственных качеств личности. Совершая героический поступок, совершая исключительное деяние, человек не задумывается о его «общественной ценности», не опирается на мотивы выгоды, прагматизма, холодного расчета - решения принимаются и реализуются с молниеносной быстротой, ибо в эти мгновения человек думает о спасении тех, кто ему дорог, за кого он готов отдать свою жизнь. Именно так определяется суть подлинного товарищества: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13)» [20].
Привычка соотносить свое Я-реальное с идеальным героическим образом может порождать и значительную неудовлетворенность собой, разочарование в себе. Такое состояние чаще всего связано с завышенными требованиями подростка к себе, значительным отрывом Я-идеального от Я-реального. Это приводит к потере уверенности подростка в себе, заниженной самооценке, пессимистическому взгляду в собственное будущее. Именно на этом этапе важно поддержать подростка, вселить в него уверенность в собственных духовных и нравственных силах, помочь в преодолении собственной инертности, апатии, разочарования. Мудрость взрослого состоит в отказе от категоричности, дидактизма, назидательного тона общения с подростком. Важно вселить в него уверенность в себе, стремление стать лучше, достичь своей цели. Судьбы героев предлагают достаточно примеров подобного самопреодоления, «выделывания себя в человека». Подростку важно помочь осознать, что героями не рождаются - ими становятся. Но становление сильной, целеустремленной, волевой личности не происходит внезапно, «вдруг» - это процесс длительный, трудный, - процесс самосовершенствования, саморазвития, преодоления собственной лени, инертности, апатии. В этом процессе важно акцентировать внимание подростка на нравственной стороне личности героя. Герой не может быть безнравственным - высокая нравственность служит основой героического поведения человека, совершающего свои деяния во благо других людей, радеющих о благополучии своих товарищей. «Поступки, действия героя хранятся в социальной памяти, транслируются из поколения в поколение и выполняют эталонную функцию, побуждая людей
к самосовершенствованию. В то же время мы понимаем, что героизм представляет собой нестандартное поведение - отклонение от нормы, которое общество рассматривает в качестве положительного, желательного и высоко оцениваемого. Основу героизма составляет нравственность, между ними существует глубокая взаимосвязь» [15, с.75]. На этом же акцентирует внимание и В.Д. Плахов, который подчеркивает: «Безнравственность и героизм несовместимы. Можно быть великой личностью, гением, но не быть героем. И демаркационная линия здесь -нравственность. Великий человек может быть безнравственным, герой - нет. Цезарь, Наполеон, безусловно, великие деятели, но героями их не назовёшь» [24].
В отечественной культуре героизм и героическое прививались и внедрялись в сознание ребенка прежде всего в семье, в общении с родителями, дедушками и бабушками. Семья всегда была источником формирования базовых представлений личности о подлинно моральном, о важнейших основах духовно-нравственной культуры человека. «Социальное воспитание в традиционной русской культуре всегда опиралось на авторитетные примеры, на биографии выдающихся исторических личностей, на былинных героев, на образы сказочных персонажей, воплощающих самые высокие нравственные качества - добро, справедливость, мужество, милосердие, сострадание, участие, заботу, совесть, храбрость, честь, достоинство, трудолюбие, самопожертвование. За каждым конкретным деянием, за каждым человеческим поступком всегда стоит ситуация морального выбора, нравственная позиция, предопределяющая конкретное решение личности, мотивы поведения, социальную ценность совершаемого действия. Наиболее ярко эти личностные качества обнаруживают себя в биографиях национальных героев, в их свершениях и судьбах, в их гражданской позиции, в их мышлении и образе жизни. Каждый из этих людей - обычный человек, не готовивший себя к свершению героических деяний, но сам ход событий его жизни и обстоятельства проявили в нем особый склад мышления, убеждений, мотивов, оказавших определяющее влияние на совершенный им моральный выбор и оценку его поступка современниками и потомками» [29].
В этом контексте вполне уместно попытаться выяснить, является ли сегодня семья и семейная история источником и важнейшим фактором влияния на формирование представлений подростков о героях и героизме в национальной истории? Опрос 450 белгородских подростков в возрасте 12-15 лет указывает на весьма противоречивую ситуацию в этой сфере. В частности, лишь 6% подростков ответили, что имеют представления об истории своей семьи и рода, а среди предков - дедушек, бабушек, прадедушек и прабабушек - есть люди, поступками и
заслугами которых подростки гордятся и оценивают их деяния как героические, вызывающие уважение и имеющие высокую социальную ценность. Более половины подростков - 67% - признались в том, что практически ничего не знают о своих предках, их заслугах и достижениях, участии в важных общественных делах, имеющих высокую социальную ценность. Почти четверть подростков - 27% - ответили, что слишком мало знают об истории своей семьи, своих предках и их заслугах, чтобы с полной уверенностью гордиться ими. Как видим, ситуация в целом не очень оптимистичная. Она фактически говорит о том, что современная семья мало внимания уделяет семейной истории, духовно-нравственному воспитанию подростков на примере своих предков.
Но, если подросток не находит достойного примера в истории своей семьи, если героических примеров не оказалось среди его предков, то, возможно, он находит такие примеры в национальной истории, знает реальные судьбы героев и совершенные ими героические поступки? В том же опросе мы спрашивали подростков, на каких героев нашей истории вы хотели бы равняться, с кого брать пример в собственной жизни? Этот вопрос был открытым и предполагал свободные варианты ответа респондентом. Подросткам предлагалось назвать 3-5 кумиров, выдающихся личностей, на которых они хотели бы быть похожими, кого считают наиболее успешными людьми. Анализ полученных результатов в целом был вполне предсказуем, поскольку все представления подростков опираются на школьный курс истории России. Но в ответах подростков уже есть присутствие представлений, полученных в информационной среде - Интернете, социальных сетях, в средствах массовой информации. Кто же оказывается для подростков достойным подражания героем? Надо сразу заметить, что ответы юношей и девушек заметно отличаются, в них уже явно присутствует гендерный аспект.
Таблица 1.
Кумиры и героические личности в представлениях подростков
(ноябрь 2022 года, п=450, г. Белгород, по частоте упоминаний)
Юноши
Илон Маск Криштиану Роналду Лионель Месси Александр Овечкин
Девушки
Елена Исинбаева Мария Шарапова Светлана Хоркина Светлана Журова
Научные статьи и исследования
Даниил Медведев Павел Дуров Никита Нагорный Артур Далалоян Артем Дзюба Игорь Акинфеев Александр Поветкин Артур Бетербиев Федор Емельяненко Рамзан Кадыров Хабиб Нурмагомедов Андрей Андреев Владислав Синотов Дмитрий Масленников Станислав Асафьев
Тина Канделаки Ангелина Мельникова Виктория Листунова Ляйсан Утяшева Вера Брежнева Алина Кабаева Татьяна Навка Виктория Лопырева Анна Хилькевич Алина Загитова Евгения Медведева Юлия Ефимова Камила Валиева Александра Митрошина Аня Покров
Какие мысли возникают в ходе знакомства с именами тех, кого современные подростки называют своими кумирами, с кем связывают свое понимание социальной успешности, с кого готовы брать пример в строительстве своей собственной судьбы? Очевидно, что в этом перечне доминируют звезды спорта, популярные, известные «раскрученные» медийные персоны, блогеры, многие из которых действительно являются признанными авторитетами в своих видах деятельности. Однако в этом перечне практически нет имен истинных Героев, которые являются символами нынешнего поколения, кто своими поступками олицетворяет настоящий «русский характер», кто действительно проявил истинный Героизм, кто пожертвовал собой, кто достоин войти в Героическую историю нашего народа. Действительно, в этом перечне нет лейтенанта Александра Прохоренко, майора Романа Филиппова, Магомеда Нурбагандова, Александра Захарченко, нет Героев Донбасса - «Гиви» и «Моторолы», «Корсы» и «Вохи»... - Нет многих достойных и настоящих ГЕРОЕВ НАШЕГО ВРЕМЕНИ, кто своими подвигами, мужеством, отвагой, смелостью, бескорыстным служением народу стал символом Чести, Достоинства, Героизма. На этих примерах возможно воспитание новых поколений граждан России, воспитание истинных патриотов, истинных Сынов Отечества.
Формирование самосознания личности в подростковом и раннем юношеском возрасте - сложный, противоречивый процесс. Растущему человеку хочется ско-
рее стать взрослым, обрести свободу, получить возможность самому определять свое будущее, строить планы и реализовывать их [12; 13; 18]. При ограниченности жизненного опыта, при высокой вероятности переоценки своих сил подросток может иллюзию принять за реальность, ложь принять за правду, вымысел за истину. Эти несовпадения воображаемого и реального особенно заметны в оценке подростком самого себя, степени собственной готовности к самостоятельной социальной жизни как полноценного субъекта, хозяина своей социальной и профессиональной биографии. Присутствие в сознании подростка образа яркой и героической личности помогает выбрать ориентиры строительства самого себя, найти средства для саморазвития, самовоспитания. Отсутствие таких ориентиров делает развитие личности подростка спонтанным, хаотичным, случайным, зависящим от мнения и суждений других людей, в первую очередь - референтных сверстников. Опрос подростков подтверждает этот тезис: они признаются, что в оценке своей успешности или неуспешности, достижений в учебе, творчестве, спорте, общественной деятельности полагаются преимущественно на мнения и оценки друзей (66%), родителей (23%), учителей (11%). Такой «перекос» оценочных суждений в сторону референтных сверстников связан с поиском доверительных отношений, дружескими симпатиями, строительством общих планов на будущее, большей открытостью в своих переживаниях и внутренних сомнениях [26; 27; 38; 39]. Подростку важно свои сомнения и переживания обсудить с тем, кому он доверяет, кто находится «в такой же ситуации» и тоже ищет внешнюю опору. Этим и объясняется значительно большая значимость мнений и оценочных суждений друзей для выбора стратегии жизни и становления собственной Я-концепции личности [40; 41; 42].
Для подростка оказывается очень важна социальная среда, его ближайшее дружеское окружение. В этой внешней среде он ищет поддержку своим планам и намерениям, ищет моральную опору; со своими сверстниками он соотносит свои вкусы и представления, формирует базовые поведенческие установки. Из этой среды подросток выносит представления о социально-типичном, общепринятом, о норме. Именно в этой среде получают закрепление принятые и разделяемые большинством подростков представления о тенденциях моды в одежде, прическе, о новых течениях в музыке и кино, о способах зарабатывания на жизнь и возможных сферах самореализации. Ближний круг общения задает критерии оценки подростком «своих» и «чужих», формирует важные параметры идентификации личности с референтной средой. Предсказать меру позитивного или негативного
влияния этой среды на духовно-нравственное становление личности практически невозможно. Это тот самый случай, когда социальное окружение подростка предопределяет все возможные векторы самореализации и социальной активности: «скажи мне, кто твои друзья, и я скажу, кто ты». Какие кумиры живут в сознании ближайшего окружения подростка - такими кумирами будет заполнено и его собственное сознание. Не случайно в сознании многих современных подростков «приживаются», формируют поведенческие установки такие одиозные «кумиры» как Моргенштерн, Катя Кищук, Влад Бумага, Эдуард Шарлот, Марья-на Ро (Рожкова), Дарья Зотеева (Instasamka), Миа Бойка (Мария Бойко), Фогель (Роберт Черникин), Niletto (Данил Прыжков), Мэвл (Владислав Самохвалов), Ramil' (Рамиль Алимов), Клава Кока, Mary Gu (Мария Гусарова), Эрика Лунд-моен, Марат Газманов, Дарья Шиханова, Мамикс, Кис-кис, Mayot, Рахим, Валя Карнавал, Big Baby Tape, Билли Айлиш, BTS, Антон Лапенко, Джастин Бибер, Елена Шейдлина, Даня Милохин и многие другие [50]. Елена Фадеева справедливо подчеркивает: «Чаще всего подростки находят интересных и близких себе персонажей в окружающем информационном пространстве. Как правило, ими становятся успешные, богатые и знаменитые люди, проявившие себя в разных сферах: спортсмены, артисты, а теперь ещё и блогеры. При этом в учёт берётся только картинка, созданный образ, т.к. адекватно оценивать человеческие качества кумира ребёнку в силу возраста ещё тяжело [50]. Какой-то универсальной для всех детей логики в выборе героя нет, но можно выделить ряд критериев: является частью мейнстрима - он популярный и нравится сверстникам; у него есть то, чего ребёнку не хватает в собственной жизни: уважение окружающих, признание заслуг, какие-то личностные качества или физические умения, финансы;
внешний вид: соответствует стандартам красоты, одевается в соответствии с трендами, либо напротив - необычно и эпатажно;
бунтарь, может себе позволить нарушать правила, вести себя дерзко и независимо;
его идеи/творчество интересны, понятны и психологически близки; увлечение этим кумиром позволяет добиться приобщения к определённой компании сверстников.
Подросток либо ищет в медийном пространстве ?лучшую версию себя?, либо пытается прикоснуться и почувствовать общность с кем-то заведомо недостижимым. Иногда увлечение какой-то персоной идёт от неудовлетворённости ре-
бёнка собственной жизнью, запретами, ограничениями, из-за сложных детско-родительских взаимоотношений, неуверенности в себе» [43; 50].
Понятно, что абсолютному большинству взрослых, родителей, педагогов перечисленные имена «кумиров» ни о чем не говорят, а попытка «послушать» вызывает мгновенное отторжение этого субкультурного феномена, от которого рушатся всякие представления о творчестве, о красивом и безобразном, оставляя только недоумение и вопросы... (А мы - о Героях и Героизме!...) - Добро и Зло, Высокое и Низкое, Прекрасное и Безобразное - «Красота и Уродство» (так называется еще один подростковый «шедевр».) - полностью меняют свое обличье, стирая границы между нормой и патологией, приличным и неприличным, пошлым и уродливым, прекрасным и безобразным, уводят подростка в пучину девиантности, полной духовно-нравственной дезориентированности в социокультурном пространстве. Отсутствие внятных нравственных и эстетических критериев в оценке действительности и явлений искусства размывает важнейшие представления о Добре и Зле! Так подросток неизбежно скатывается в болото маргинальности, пошлости, духовной и моральной деградации [51]. Что же касается Героических страниц национальной истории, то для них в сознании подростков просто не остается места. История и ее Герои остаются вне поля зрения подростков, оказываются «вытеснены» современной подростково-молодежной субкультурой и ее кумирами [46; 47; 48; 49].
«Фабрика духовно-нравственного опустошения подростков» в пространстве Интернета сегодня активно работает, предлагая весьма специфический «продукт» для неокрепших душ. Для начала спрашивает, есть ли потенциальному зрителю 18 лет, и тут же предлагает нажать кнопку «Есть». Далее подросток имеет возможность посмотреть не только аниме «Патриотизм Мориарти», но и новинки этой извращенной «фабрики». Перечисление названий этих «новинок» не оставляет сомнений в том, с каким нравственным багажом выйдут в жизнь обладатели смартфонов и планшетов, посмотревшие эти «аниме-шедевры»: «Человек-бензопила», «Восхождение в тени!», «Киберпанк: бегущие по краю», «Синяя Тюрьма: Блю Лок», «Блич: Тысячелетняя кровавая война», «О моем перерождении в меч», «Семья шпиона», «Развращенная гильдия», «Убийца гоблинов», «Адский рай», «Владыка демонов». Сразу указываю ссылку, чтобы не быть голословным! [https://animego.org/anime/patriotizm-moriarti-1636 и Ы^:// yummyaшme.tv/25-patriotizm-moriarti.html]. Вполне закономерный вопрос: кто-нибудь в нашей стране реально занимается защитой детства от разрушительно-
го воздействия подобной массовой продукции? Самое удивительное - все это ядовитое зелье подается под прикрытием «патриотизма»! Добро и Зло меняются местами - разрушитель моральных устоев Уильям Джеймс Мориарти предстает в образе «Лорда преступного мира», который, обманув самого Шерлока Холмса, начинает «революцию, что изменит мир». И этот «шедевр», облаченный в изящную форму аниме, массово поглощают наши подростки! А потом выходят на улицы и начинают свою «революцию, которая изменит мир» [6; 7; 8; 9; 10; 28]. Нужно ли нам такое «кино»? Как тут не вспомнить знаменитый вопрос: «С кем вы, мастера культуры? На чью мельницу льет ваше искусство воду?».
Здесь уместно обратиться к мнению А.В. Репринцева, который подчеркивает деструктивную миссию информационной среды и продвижение через ресурсы Интернета и социальные сети «своих героев», которыми становятся (и определяют отношение молодежи к своей стране, к своему народу, к своей национальной истории) псевдогерои - пошловатые мальчики-идолы, в душе которых прочно укоренились лишь деньги, разврат, отсутствие всяких моральных принципов: «Отношение подростков и молодежи к национальным героям, понимание мотивов совершенных героями поступков во многом зависит от состояния системы социального воспитания, включенности в эту работу всей социальных субъектов, в первую очередь - семьи [41; 42]. К сожалению, целостной системы героизации национальной истории нет, внятного взаимодействия субъектов социального воспитания тоже нет [3; 4; 5]. Самым активным субъектом социального воспитания подростков и юношества сегодня стали социальные сети, через которые взрослеющие юные граждане получают значительную часть информации о мире, формируют представления о смысле жизни, о нормах социального поведения и отношений [16; 17; 18]. Сети стали тем референтным субъектом, который, по сути, неконтролируемо влияет на сознание и поведение целого поколения российской молодежи [20; 21]. В сети действуют и оказывают «влияние» совсем другие «герои», нравственный облик которых и социальная позиция порождает обилие вопросов и еще больше претензий. Достаточно спросить подростков, каких исполнителей они слушают, какие идеи и смыслы транслируют в их сознание популярные в подростково-молодежной среде «кумиры» уровня Моргенштерна, ЮрКисса, вершиной духовных исканий которых оказываются только деньги. Достаточно прочитать (слушать это очень сложно) текст одного из таких «шедевров» под названием «Бабки есть». Именно эти «кумиры» становятся ныне ваятелями молодых душ, формируют базовые поведенческие установки, задают ориентиры человеческого счастья, цели и ценности человеческого
бытия» [30, с.240-246]. Именно по этой причине «в нынешнюю эпоху активного продвижения идеологии неолиберализма, пропаганды под видом «свободы» самых циничных и антигуманных идей, особенно важна традиция, приверженность апробированным и проверенным временем ценностям, нормам, обычаям, позволяющим сохранить в человеке человеческое, воспроизвести в новых поколениях детей и молодежи традиционную культуру этноса, ее ценностно-смысловой базис, накопленный народом социальный опыт» [33].
Разрушительная миссия информационных ресурсов, весь мощнейший арсенал влияния социальных сетей методично и планомерно делают свое дело, разрушая историческую память народа, выкорчевывая героические страницы национальной истории, способные пробудить в сознании подростков и юношества чувство гордости за свою принадлежность к народу и его истории, ответственность за сохранение Русского мира [42; 44; 45; 46; 47; 48]. Разрушение исторической памяти превращает подростков и молодежь людей, лишенных знания о прошлом, утративших свою память и этнокультурную идентичность. Утрата исторической памяти превращает личность в некое манипулируемое социальное существо, типаж «перекати-поле», для которого не существует родовых корней, священных могил, национальных символов, духовных святынь [47]. «Деструкция исторической памяти и органично связанной с нею общественной морали неизбежно порождает кризис идентичности, а его следствием становится отчуждение молодого человека от своего этноса, от традиций и ценностей национальной культуры. Потеряв связь с прошлым, человек превращается в манкурта - безвольного раба, лишенного памяти, не осознающего собственного Я, демонстрирующего лишь злобу, ненависть, бесчеловечность, подчиняющегося только своему ?хозяину?» [30]. Именно поэтому исследователи подчеркивают роль «убедительных примеров героизма, мужества, отваги, самопожертвования во имя высших идеалов человечества» для современной практики социального воспитания молодежи [1; 2; 3; 4; 5; 6]. А.В. Репринцев подчеркивает: «Герои потому и герои, что проявляют своими поступками высшие нравственные ценности и мотивы, задают высочайшие критерии оценки социального поведения личности в критические мгновения жизни, подчиняясь не эгоистическим стремлениям и порывам, а самопожертвованию во имя счастья и благополучия других людей. По сути, это высшая степень проявления гуманизма. История жизни и подвигов героев способна вдохновлять входящих в самостоятельную жизнь молодых людей на самые высокие цели и ценности, указывать возможный вектор их социально-нравственного саморазви-
тия и самосовершенствования, формировать желаемый образ собственного Я» [29]. Именно поэтому выход во «взрослую» жизнь, обретение собственного Я должны сопровождаться обретением личностью представлений о своей национальной героической истории, о судьбах героев и их поступках - «за ними стоит героическая история народа, подвиги и жертвы, огромный социальный опыт предшествующих поколений, выстрадавших свои национальные идеи и ценности, доказавший преданность им» [48].
В этом контексте показательны итоги уже упомянутого нами опроса белгородских подростков. Мы спрашивали наших респондентов, какие события национальной истории России вызывают в них чувство гордости, восхищения, ощущение принадлежности к настоящему Великому прошлому своей страны? Мы не предлагали «перечень» таких исторический событий, оставив подросткам право самим назвать героические страницы национальной истории. Полученные результаты расположены в соответствии с частотой упоминания исторических событий респондентами (по убывающей). Ответы оказались неоднозначными: Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов; Создание СССР в декабре 1922 года; Курская битва; Сталинградская битва, Создание в СССР атомного оружия в 1949 году; Полет Ю.А. Гагарина в космос 12 апреля 1961 года; Полет первого искусственного спутника Земли в 1957 году; Блокада Ленинграда, Победа в Отечественной войне 1812 года; Куликовская битва - 1380 год; Полтавская битва - 1709 год. По сути, на этом перечень героических страниц в национальной истории заканчивается - подростки не назвали больше никаких важных событий. С одной стороны, это говорит о выхолощенном содержании современного исторического образования в школе, низведении его до поверхностных примитивных обзоров с самыми общими характеристиками исторических эпох, в которых не раскрываются важнейшие достижения страны в социально-экономическом, политическом, культурном развитии Отечества, не представлены судьбы выдающихся исторических деятелей и национальных Героев - творцов национальной истории. Отсюда и обедненное понимание прошлого, в котором «исчезают» основания для гордости за свою страну, свой народ, за национальных героев. За таким обобщенным взглядом исчезает судьба одного отдельного человека, его деяния и вклад в общее дело. Не случайно Т. А. Хагуров и А.А. Остапенко подчеркивают: войну с историческим беспамятством молодежи, проявлениями экстремизма и индивидуализма должен выиграть учитель истории и литературы. Но эти же авторы с явным сомнением спрашивают: «Сможет ли?» [52].
Т.А. Хагуров и А.А. Остапенко вполне справедливо акцентируют внимание на возможностях школьного курса истории и литературы в деле формирования духовно-нравственной культуры детей и молодежи - об этом сейчас говорят многие видные представители отечественной культуры, священнослужители, политики, общественные деятели, подчеркивая то, что «литература должна познакомить с теми историческими персоналиями, которые на протяжении веков были примерами для подражания. Если писателю удастся создать достоверный и по-настоящему высокохудожественный образ святого, отразить церковные и исторические реалии, то такой текст может помочь и светским читателям узнать о настоящих героях, своих покровителях, и подготовиться к восприятию Евангелия - главному вдохновителю на их подвиги» [14]. Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент особо подчеркивает необходимость героизации социального воспитания подростков и юношества: «Любому времени необходимы свои герои. Если говорить о литературе, она должна отражать как минимум два типа персонажей, которые могут быть названы словом «герой». С одной стороны, это «сыновья века», такие люди, которые могли сформироваться, появиться, вырасти и действовать именно в современности, носители характерных черт эпохи. Это во многом литературные «родственники» лермонтовского Печорина. С другой стороны, должны быть и герои в другом понимании: те, кто делает что-то выдающееся, вызывает интерес, становится образцом для подражания. Потребность в положительном герое, образце для подражания есть у разных читательских возрастных и социальных групп, но особенно важно предложить такого героя подросткам и юношам, убеждения которых только формируются. ... Юные нуждаются в положительном примере, в реальном или литературном опыте, помогающем найти достойный выход из сложных ситуаций, сделать правильный выбор» [14].
Современное общество, конечно, переживает «кризис культуры», что находит свое отражение не только в современной литературе, современном кино, но особенно заметно для подростков и юношества в реальной жизни. Погоня за потребительством, стяжательством, материальной выгодой уводит молодого человека от истинных духовно-нравственных ценностей: «И отдельный человек, и группа людей, и целое общество не может жить долго только материальным, только жаждой обогатиться, только погоней за каким-то очередным финансовым или вещественным благом. Наступает понимание, что без высоких идеалов, без стремления делать что-то во благо кого-то или чего-то, а не только бесконечно
брать и приобретать, жизнь неполноценна. У человека есть душа - и она не дает ему думать только об обогащении и сиюминутном благе. И человек хочет понять, ради чего он живет, что придает его жизни смысл, к чему он стремится. Когда человек вспоминает о Боге, героем для него и в жизни, и в литературе нередко становится подвижник. Главное в таком реальном человеке и литературном герое -готовность к подвигу, вся жизнь, пронизанная самоотверженностью, лишениями, трудами во имя служения Богу и/или для достижения высоких целей на каком-то значимом и трудном поприще (в науке, в разных областях милосердия, на ниве миротворчества, спасения чьих-то жизней)» [14]. Очевидно, что подлинные герои, примеры духовного подвижничества во имя своего народа, во благо своей Родины, героические страницы национальной истории должны служить самому важному - воспитанию души человека, формированию в нем ценностного отношения к своей культуре, уважения к прошлому и ответственности за будущее.
Конечно, миссия школы, учителя чрезвычайно важна, ответственна. Но не менее важна в ретрансляции героической истории входящему поколению миссия семьи. Родителям, дедушкам и бабушкам очень важно успеть рассказать своим детям и внукам правдивую историю семьи, успеть именно в тот возрастной период, когда дети еще слушают, внемлют, впитывают в себя запоминающиеся глубоко в памяти рассказы о предках, их участии в важных исторических событиях, преодолении трудностей и лишений, самопожертвовании, бескорыстии, - дети должны хорошо усвоить прочную сопряженность истории отдельного человека с историей страны, с историей всего народа [32; 33; 34; 35; 36]. Только через такую сопряженность национального, регионального и личного приходит к будущему гражданину понимание очень важной нравственной истины: невозможно обрести личное счастье, когда вокруг тебя несчастливы люди; твое личное счастье возможно только тогда, когда счастлив народ, когда счастлива и свободна Родина. Очень точно эту сопряженность сформулировал Евгений Евтушенко: «Если будет Россия, - значит, буду и я». Время детства и отрочества пролетает очень быстро. Именно в этот период дети особенно восприимчивы ко всему героическому, они жадно впитывают рассказы близких о предках, их достижениях, их деяниях и заслугах. Во многих семьях бережно хранятся награды, которые становятся важной частью семейной истории, предметом гордости потомков за великие и героические дела предков. Родителям очень важно передать детям эту овеществленную память, объяснить ценность семейных реликвий, показать личный пример уважительного отношения к прошлому [37]. Отсутствие интенсивных межпоколен-
Научные статьи и исследования
ных отношений, растущее влияние информационной среды, социальных сетей представляют серьезную угрозу духовно-нравственному становлению подростков и юношества, формированию в них ценностного отношения к героическим страницам национальной истории [38]. «Нарастание стихийности этнической социализации, происходящей под влиянием Интернета, фактически нейтрализует все позитивные влияния социальной среды, влияния традиций национальной культуры. По сути - это путь к катастрофе, к разрушению целостности этноса, его сплоченности, его ценностно-ориентационного единства. Потеряем молодежь -потеряем Родину» [48]. Сегодня идет битва за молодежь, за ее мировоззрение, ее позицию в отношении к стране и народу, за ее ответственное отношение к будущему России. Духовно-нравственный облик молодого поколения, отношение к национальной истории и ее героям станет важнейшим условием сохранения суверенитета России, ее процветания, ее социально-экономического и культурного развития.
Библиография
1. Булатников И.Е. Аксиологические основы развития социальной и профессиональной ответственности личности: что может воспитание? // Вестник Костромского государственного университета. 2010. Т. 16. № 1. С. 110-120.
2. Булатников И.Е. Деструкция морального сознания современного российского общества как проблема теории и практики социального воспитания молодежи // Вестник Костромского государственного университета. 2012. Т. 18. № 1-1. С. 146-152.
3. Булатников И.Е. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого-педагогический поиск. 2012. №4 (24). С. 23-35.
4. Булатников И.Е. Современные проблемы социально-нравственного воспитания молодежи сквозь призму концепции А.С. Макаренко: диалектика вечного и временного // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2013. № 2 (17). С. 58-65.
5. Булатников И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. 2012. №3 (23). С. 60-72.
6. Булатников И.Е. Философско-педагогическое наследие Б.З. Вульфова и реа-
лии современного российского образования: векторы деструкции социальности молодёжи // Берегиня. 777. Сова. 2022. №1 (52). С.185-200.
7. Булатников И.Е. Этизация образования в концепции В.А. Сухомлинского: современное прочтение наследия великого педагога-гуманиста // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2013. № 2 (261). С. 24-33.
8. Булатников И.Е. Этические основы русского образования в зеркале национальной истории и культуры: перечитывая наследие К.Д. Ушинского // Известия Российской академии образования. 2014. № 3 (31). С. 14-34.
9. Булатников И.Е. Этические основы философско-педагогической концепции // Известия Воронежского гос. пед. университета. 2014. № 3 (264). С. 28-33.
10. Булатников И.Е., Репринцев А.В. Системная методология в контексте поиска оптимальной модели реформирования российского образования // Психолого-педагогический поиск. 2012. № 22. С. 19-34.
11. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество (из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции). // «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции». Москва, 1909 год // https://www.vehi.net/vehi/bulgakov.html
12. В Москве открыли фотовыставку о героях спецоперации // https://ria. ru/20221202/fotovystavka-1835835243.html?in=t
13. Героев спецоперации включат в учебники истории // https://ria.ru/20221207/ geroi-1836937363.html
14. Герой и подвижник в современной литературе // https://pravchtenie.ru/ konkursy-i-premii/geroy-i-podvizhnik-v-sovremennoy-literature/
15. Гуторович О.В. Герой и героизм: сущность, историческая эволюция, проявление // Вестник Челябинского государственного университета. 2020. №8 (442). Философские науки. Вып. 57. С. 68-78.
16. Деева Е.В. «Пантеон национальных героев» как основа развития этнокультурной идентичности подростков в деятельности детских общественных объединений // Этнокультурное образование в современном мире. М.: Перо, 2017. С. 173-192.
17. Деева Е.В. Пантеон национальных героев в системе средств формирования ценностного отношения подростков к истории и культуре Русского мира // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2019. № 4 (43). С. 183-195.
18. Деева Е.В. Пантеон национальных героев как основа этнокультурного воспитания подростков в деятельности детских общественных объединений // Этно-педагогика как фактор сохранения российской идентичности. Чебоксары: ЧГПУ, 2017. С. 411-416.
19. Митрополит Герман. Роль патриотического служения Русской православной церкви в деле духовно-нравственного воспитания гражданина России. Доклад митрополита Курского и Рыльского Германа, члена Попечительского Совета «Прохоровское поле» на заседании совета, 125 ноября 2012 года. - Белгород: ЛитКараВан, 20121. - 48 с.
20. Митюков Е.А. Пантеон национальных героев как основа формирования Я-концепции личности будущего военного специалиста // Современные тенденции развития этнопедагогики в образовательном пространстве мира. Сборник статей. Чебоксары: ЧГПУ, 2022. С. 207-217.
21. Митюков Е.А. Традиции и нормы отношения к воинству в русской национальной культуре: на каких идеях и принципах можно сегодня воспитывать представления студенческой молодежи о воинском долге? // Этнокультурные феномены в образовательном процессе. Сборник научных статей. Чебоксары: ЧГПУ, 2021. С. 222-229.
22. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809. // http://www.kremlin.ru/ acts/bank/48502
23. Патриарх Кирилл. «Эксперименты с нравственностью преступны». Слово на Рождественских парламентских встречах в Совете Федерации Российской Федерации (28 января 2014 года) // https://jesus-portal.ru/truth/mysli-na-kazhdyy-den-goda/vzglyad-patriarkha/123-podlinnyy-geroizm/
24. Плахов В.Д. Герои и героизм: опыт современного осмысления вековой проблемы. СПб.: КАРО, 2008. 239 с. URL: https://www.litmir.me/br/?b=621605&p=1 (дата обращения: 04.12.2022).
25. Протоиерей Игорь Прекуп. Героизм как любовь к земной жизни // https:// www.pravmir.ru/geroizm-kak-lyubov-k-zemnoy-zhizni/
26. Путин назвал всех участников военной операции на Украине героями // https://ria.ru/20221125/spetsoperatsiya-1834239394.html?in=t
27. Рахова Е.Э. Гуманистический героизм и православное подвижничество // Инновационная наука. - 2016. - №4. - С.73-75.
28. Репринцев А.В. Антропологическое измерение социальных реформ: от кризиса идентичности - к деструкции культуры этноса // Психолого-педагог. поиск. 2013. №1 (25). С.26-39.
29. Репринцев А.В. Героизация национальной истории как основа социально-нравственного воспитания подростков и молодежи // Берегиня. 777. Сова. 2022. №4.
30. Репринцев А.В. Героизация национальной истории как основа формирования патриотизма и гражданственности молодежи в системе социального воспитания // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс. Сб. статей. Ярославль, 2021. С. 240-246.
31. Репринцев А.В. Информационная среда в личностном и профессиональном становлении специалиста: диалектика внешнего и внутреннего // Цифровая трансформация в высшем и профессиональном образовании. / Под ред. Р.С. Са-фина, И.Э. Вильданова. Казань, 2022. С. 34-38.
32. Репринцев А.В. Личность в культуре современного мира: риски и противоречия формирования этнокультурной идентичности // Этнокультурные феномены в образовательном процессе. Сб.статей. Чебоксары: ЧГПУ, 2021. С. 275-284.
33. Репринцев А.В. Общинно-коллективистский этос традиционного русского мира как альтернатива неолиберальной идеологии социального воспитания // Психология и педагогика социального воспитания / Ред. А.Г. Кирпичник. Кострома: КГУ, 2020. С. 33-40.
34. Репринцев А.В. Патриотизм и гражданственность как базовые ценности самосознания русского этноса // Психолого-педагогический поиск. 2009. №2 (10). С.6-17.
35. Репринцев А.В. Проблемы приобщения юношества к истории и культуре Отчего края в контексте традиций и опыта русской педагогики // Известия РАО. 2014. № 3 (31). С.75-93.
36. Репринцев А.В. Проблемы этнической социализации подростков и юношества в контексте формирования отношения молодежи к национальной истории и ее героям // Этнокультурные феномены в образовательном процессе. Чебоксары, 2020. С. 150-158.
37. Репринцев А.В. Русский мир как пространство подлинного гуманизма: риски и противоречия инкультурации современных подростков и юношества // Современные тенденции развития этнопедагогики в образовательном пространстве мира. Сб. статей. Чебоксары, 2022. С. 279-288.
38. Репринцев А.В. Социальное воспитание как процесс формирования активной жизненной позиции современных подростков и молодёжи. Перечитывая философско-педагогическое наследие Б.З. Вульфова // Берегиня. 777.Сова. 2022. №1(52). С. 167-184.
39. Репринцев А.В. Формирование ценностно-смыслового базиса личности: диалектика свободы, необходимости и ответственности // Ценностно-смысловые
основания воспитания свободного человека. Сб. статей. Ярославль: ЯГПУ, 2021. С. 26-31.
40. Репринцев А.В. Этническая социализация личности в поликультурном мире: риски и противоречия формирования этнокультурной идентичности детей и молодежи // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского госуниверситета. 2021. № 4 (60). С. 306-321.
41. Репринцев А.В. Этническая социализация подростков и юношества в условиях эскалации международной напряженности: как сохранить нормы и ценности гуманизма? // Актуальные проблемы развития личности в условиях современных реалий. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Ереван, 2022. С. 520-531.
42. Репринцев А.В., Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т.33. №7 (256). С.142-149.
43. Сандаевская Ж. Кумиры подростков: как к ним относиться? // https://www. ya-roditel.ru/parents/base/lecture/kumiry-podrostkov-kak-k-nim-otnositsya/
44. Сухоруков И.С. Информационная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростка: психологические механизмы преодоления дезориентирующих влияний информационной среды // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2020. С. 292-299.
45. Сухоруков И.С. Информационная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 4 (60). С. 322-334.
46. Сухоруков И.С. Культурная трансмиссия в системе средств формирования этнокультурной идентичности подростков: риски цифровизации // Актуальные проблемы развития личности в условиях современных реалий. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Ереван, 2022. С. 653-669.
47. Сухоруков И.С. Подростковые сообщества в социальных сетях как фактор формирования этнокультурной идентичности личности: риски социализации поколения // Гуманизация образовательного пространства. Саратов: СГУ, 2021. С. 390-400.
Научные статьи и исследования
48. Сухоруков И.С. Подросток между традициями национальной культуры и реалиями информационной эпохи: риски и противоречия формирования этнокультурной идентичности личности // Берегиня. 777. Сова. 2022. №4.
49. Сухоруков И.С. Этнокультурная идентичность личности подростка в контексте культурно-исторического подхода в социальной психологии // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 4 (60). С. 723-734.
50. Фадеева Е. На кого равняются наши дети: кумиры российской молодёжи и их влияние на умы // https://gdemoideti.ru/blog/ru/geroi-nashego-vremeni
51. Хагуров Т.А. Девиантология - социология и психология зла. Монография. М.: ИНФРА-М, 2023. - 412 с.
52. Хагуров Т.А., Остапенко А.А. Войну с экстремизмом и индивидуализмом должен выиграть учитель истории и литературы, но сможет ли? // 1917-2017: уроки столетия. От культурно-нравственного распада к культурно-нравственному возрождению. Материалы I Арсеньевских чтений. Краснодар, 2018. С. 112-127.