Научная статья на тему 'Духовно - нравственное становление человека в современном мире'

Духовно - нравственное становление человека в современном мире Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3309
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллова В. М.

Рассмотрены вопросы духовного развития личности человека, которые требуют использовать весь имеющийся этический потенциал, обогатить его новым содержанием, применяя такие формы и методы обучения и воспитания, которые бы создавали внутренние предпосылки для саморазвития, прежде всего нравственных и духовных качеств человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL FORMATION OF HUMAN IN THE MODERN WORLD

The questions of spiritual development of human personality are considered, which require to use all available ethical potential, enrich it with new ethical content, using such forms and methods of training and education that would create internal conditions for self development, especially moral and spiritual qualities.

Текст научной работы на тему «Духовно - нравственное становление человека в современном мире»

Список литературы

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977. 193 с .

2. Гурье Л. И. Проектирование педагогических систем: учеб. пособие/ Казан. гос. технол. ун-т. Казань, 2004. 212 с.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2005. 384 с.

4. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. 96с.

5. Молчановский В.В., Шипелевич Л. Преподаватель русского языка как иностранного. Введение в специальность. М.: рус. яз. 2000. 320 с.

6. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы: учеб. пособие / под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Гардарики, 2002. 383 с.

M.E.Kalinina

ABOUT MOTIVES OF STUDYING OF PROFILE ECONOMIC DISCIPLINES FOREIGN STUDENTS AT THE PRE-UNIVERSITY COURSE

The article considers the real state of the motivational sphere of foreign students at the pre-university course

Keywords: pre-university course of foreign students, motivation, motive

Получено 30.10.2011 г.

УДК37.02

В.М. Кириллова, канд. пед. наук, доц., (4872) 35-52-55, kirillova@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Рассмотрены вопросы духовного развития личности человека, которые требуют использовать весь имеющийся этический потенциал, обогатить его новым содержанием, применяя такие формы и методы обучения и воспитания, которые бы создавали внутренние предпосылки для саморазвития, прежде всего нравственных и духовных качеств человека.

Ключевые слова: нравственность, духовность, развитие личности.

Социально-нравственный портрет современного молодого человека имеет сегодня совершенно новые характеристики, разительно отличающиеся от таковых ещё лет десять назад. Всё с большей ясностью проступают в этом портрете черты как нравственного, так и безнравственного, - черты, по сути, того, что подпитывалось в ребёнке с раннего возраста всем его окружением: и социумом, и родителями, и

педагогами. И не секрет, что порой в этом портрете проявляется не высшая, а низшая природа человека с её необузданными эмоциями, самомнением, жестокостью, эгоизмом.

Современные проблемы, которые мы сегодня столь обильно пожинаем (и экологические, и экономические, и социальные, и пр.), - по сути, все имеют корни в так называемом человеческом факторе. Доказывать это уже нет необходимости, поскольку все они признаны (и наукой, и философией, и религией) как грани одного глобального духовно-экологического кризиса.

В настоящее время большинством ученых осознается и признается, что воспитанию и развитию духовно-нравственной культуры педагогов и учащейся молодежи должен быть отдан приоритет.

Необходимо подчеркнуть, что мы недостаточно занимаемся специальной подготовкой учителя средней школы, а также преподавателя высшей школы к целенаправленному и системному духовно-нравственному воспитанию учащейся молодежи, что является одной из острых проблем не только системы образования, но и современного общества.

Признанным на сегодняшний день является и тот факт, что поиск решения всего комплекса этих проблем лежит на пути духовного возрождения человека и общества. В связи с этим хотелось бы подчеркнуть, что будущее молодёжи России в целом, на наш взгляд, напрямую связано с успехом или неуспехом данного поиска.

Вынесенная в название проблема духовно-нравственного становления современного молодого человека обозначена как социально-педагогическая неслучайно. В современном мире социальное воздействие на молодое поколение, в сравнении с педагогическим, во многих случаях оказывается доминирующим.

Содержание же и интенсивность такого воздействия всем нам хорошо известны. Думается, что многими осознаётся и направленность такого воздействия: укрепление и питание всё той же низшей (животной) природы человека.

Юность психологи называют возрастом любви. Для любви в юношеском возрасте характерна идеализация объекта любви, что само по себе даже хорошо. Однако нередко молодые люди за любовь принимают увлечение, а порой и просто половое влечение, которое стремятся сразу удовлетворить.

Так, очень часто сегодня можно столкнуться с подменой слова «любовь» искусственно внедряемым в нашу речь словом «секс». А ведь «секс» в осмысленном переводе значит: плотское вожделение, похоть, блуд, грех.

Неграмотно и небезобидно для смысла смешивать его со словом «любовь». «Любить» в русском языке означает чувство, имеющее не

плотское, а духовное начало. И входит оно в такой смысловой ряд: жалеть, благоговеть, боготворить и т.д. Те же, кто перестаёт это понимать, постепенно духовно вырождаются, незаметно «расчеловечиваются» в своём отношении к любви и к жизни», - с великой болью констатирует доктор филологических наук В. Троицкий [6, с. 15].

По результатам исследования Научного центра психического здоровья РАМН формирования материнского поведения и его влияния на психическое развитие детей раннего возраста - с этапа беременности до достижения ребенком возраста 4 лет - поведение лишь небольшой части матерей можно назвать по-настоящему материнским.

К сожалению, количество агрессии по отношению к детям таково, что можно уверенно сказать: общество переживает критический период. Идёт массовое унижение и осквернение самого чистого и святого, что дано человеку, - Любви, Красоты, Истины.

«...Бесстыдство и безжалостность в корне подрывают его нравственный характер. Стыд и совесть говорят разным языком и по разным поводам, но смысл того, что они говорят, один и тот же: это не добро, это не должно, это недостойно» [5, ч. 1, гл. 1. II, IV, VI].

В настоящее время к биологическим, психологическим причинам, приводящим к резкому снижению возраста вступления в интимные отношения, прибавились и социальные, крайне усугубляющие эту всегда существовавшую для молодёжи проблему. Немалую роль в этом сыграло развитие средств массовой информации и коммуникаций. В результате на детей обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей насилие, преступность и т. д.

Культурный прогресс общества измеряется и определяется масштабами создаваемой им человеческой личности, а, значит, культура должна заключать в себе истинные эталоны здоровья и красоты. Современное общество, к сожалению, переполнено разнообразными негативными и вредоносными культурными явлениями.

Этический и эстетический идеал утверждается на протяжении времени теми или иными народами, этносами, классами. Его можно представить как некий эталон красоты и здоровья, к которому стремятся люди.

Согласно уставу ВОЗ, здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В связи с этим очевидна роль духовности для формирования процветающего общества, складывающегося из здоровых индивидуумов.

Обозначенная проблема - социальная. Однако она и педагогическая, поскольку именно педагог в первую очередь призван «сеять разумное, вечное, доброе».

Формулировка духовно-нравственного становления человека подразумевает синтез двух неотъемлемых для человеческого становления и развития компонентов - духовности и нравственности, каждый из которых имеет свои характеристики. Кроме этого, вычленение и определение духовной компоненты на первый план обусловлено доминирующей ролью в становлении человека Человеком, формировании духовности.

Антропологический подход, всё увереннее занимающий своё место в методологии педагогической науки, предусматривает выделение системообразующих внутренних характеристик человека, определяющих его сущностную природу и качественное своеобразие.

Таковой в структуре человека выступает своеобразное триединство его биологического, социального и духовного начал, или, говоря языком христианской антропологии, - тела, души и духа. Признание современной педагогической наукой духовного начала в человеке позволяет по-новому взглянуть и на самого человека, и на задачи его воспитания и образования, в частности, и на проблему духовно-нравственного становления человека.

Изучение, анализ и последующий синтез знаний по данной проблеме (в трудах по философии, религии, в наследии христианских подвижников и мистиков Востока, духовных учениях и работах современной науки) позволяют сделать вывод о том, что духовность и нравственность - явления нетождественные.

Нравственность в энциклопедическом педагогическом словаре трактуется как термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину мораль, реже - этика. Так же, как понятия «этика» в греческом, «мораль» в латинском, русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер) и лексически закреплено в Словаре Академии Российской (1793).

В целом можно сказать, что нравственность характеризует личность человека, его социальную сущность. В некоторой степени её можно отнести и к человеческой душе, которая проявляется в физическом мире через нашу личность. И если определить своего рода пространственную направленность нравственности, то это «горизонтальные» связи, то есть -социальные. Нравственность своего рода мерило принятия, присвоения человеком общественных норм и ценностей, а потому она в определённой степени может быть воспитана.

Духовность - это проявление высших человеческих чувств, которые порой не объяснимы или, будучи объяснимы, теряют свою неповторимость, свою тайну. Любовь к ближнему, любовь к учителю, любовь к тому, что ты делаешь, все это проявления, а значит и развитие духовности.

Взгляды на сущность данного понятия представителей разных сфер познания (философии, науки и религии) в большой мере идентичны.

Духовность неразрывно связана с духом человека; с действием Святого Духа, с Благодатью; с тончайшей, высшей энергией в человеке; с сознанием человека; с открытостью и возжжением сердца и духа; с божественной энергией Любви.

Созвучны этим взглядам и мысли И.А. Ильина: «.Говоря о духовности или о духе, не следует представлять себе какую-то непроглядную метафизику или запутанно-непостижимую философию. Дух не есть ни привидение, ни иллюзия. Он есть подлинная реальность, и притом драгоценная реальность, - самая драгоценная из всех. Дух есть дыхание Божие в природе и человеке; сокровенный, внутренний свет во всех сущих вещах; начало, во всём животворящее, осмысливающее и очистительное. Он освящает жизнь, чтобы она не превратилась в мёртвую, невыносимую пустыню, в хаос пыли и в вихрь злобы; но он же сообщает всему сущему силу, необходимую для того, чтобы приобщиться духу и стать духовным»[3, т. 3].

Духовность часто рассматривается как состояние нравственного переживания, проявления нравственных качеств.

Когда речь идет о совершенствовании образования современной молодёжи, то для развития духовности личности требуется использовать весь имеющийся этический потенциал, обогатить его новым этическим содержанием, применяя такие формы и методы обучения и воспитания, которые бы создавали внутренние предпосылки для саморазвития, прежде всего нравственных и духовных качеств человека.

Восхождение человека к духовности хотя и трудная, но реальная задача, если её целенаправленно решать с нашей молодёжью путём: глубоких размышлений о высшем предназначении человека; воспитания сердечности, совестливости, отзывчивости, стимулирования в наших детях и учениках добронравия в делах и помыслах; поощрения самосознания, самосовершенствования, саморазвития, самореализации; преодоления легкомысленного, поверхностного, одномерного мышления; воспитания чувства внутренней свободы и одновременно ответственности; разъяснения и показа ложных ценностей, оберегания от безвкусицы, пошлости и невежества; показа достижений науки и техники через призму гуманных целей и ценностей; приобщения к духовности через приобщение к искусству в любых его видах и формах на всех этапах образования и воспитания.[2,16]

Список литературы

1.Воспитание школьников. 1998. № 44. С. 15.

2.Здоровьесберегающее обучение и воспитание./ под научной ред. В.И. Андреева Казань: Центр инновационных технологий .2000.

3.Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 Т. Т.3 М.: Русская книга,

1994.

4.Проблемы образования. Молодёжь и вопросы воспитания. Выпуск №1. Красноярск: РИО КГПУ, 2004. С. 312-330.

5.Соловьёв В.С. Соч. в 2 т. Т.1.М.:Мысль, 1990.

6.Троицкий В. О духовной сущности слова и языковом образовании школьников // Воспитание школьников. 1998. № 44. С. 15.

7.Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс,1990.

V.M. Kirillova

SPIRITUAL AND MORAL FORMATION OF HUMAN IN THE MODERN WORLD The questions of spiritual development of human personality are considered, which require to use all available ethical potential, enrich it with new ethical content, using such forms and methods of training and education that would create internal conditions for self-development, especially moral and spiritual qualities.

Keywords: morality, spirituality, personality development.

Получено 10.10.2011 г.

УДК 378.011.3-51

Т.В. Крылова, соискатель,

t krilova@inbox.ru (Россия, Москва, РГСУ)

УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГА (НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА ВУЗА)

Рассматривается процесс управления развитием и самореализацией педагога в условиях учебной и профессиональной среды вуза, под воздействием определенных психических условий и механизмов, который характеризуется адекватной субъектной позицией по отношению к собственному профессиональному становлению, развитием профессиональных и жизненных планов, реальных путей их достижения; формированием позитивных личностных стратегий и ориентаций в профессиональной и учебной деятельности.

Ключевые слова: сущность личности педагога вуза, детерминанты развития личности, учебно-воспитательные стратегии, активность в развитии личности, профессиональная активность, педагогическое взаимодействие, интерес, регулирование профессиональной подготовки, модель деятельность специалиста-педагога, типы личности студентов.

Социально-политическая ситуация на современном этапе характеризуется уникальностью, ибо общественный организм, а вместе с ним и сознание каждого индивида проходят период изменения и качественного обновления. Важной проблемой становится разрыв между теми ценностями, которые декларируются в высшем учебном заведении, и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.