Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРЕОБРАЖЕНИИ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРЕОБРАЖЕНИИ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
96
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГ / ИИСУС ХРИСТОС / ЛЮБОВЬ / СЕМЬЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ / СЕВЕРНЫЕ РЕГИОНЫ РОССИИ / КОНКУРЕНЦИЯ / БЕДНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ / ЧИСТОТА / СВЯТОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Стыров М.М.

Статья посвящена духовно-нравственным аспектам развития северных регионов России. Актуальность исследования определяется активной дискуссией о возможностях трансформации социально-экономической действительности от капиталистического уклада к единству, ответственности, служению. Базисом рассуждений автора является православная вера в Иисуса Христа и убеждённость в её преображающем влиянии как на личную, так и на общественную жизнь. Рассмотрены целевые установки стратегии развития региона на примере Республики Коми, демографические и экологические проблемы, ситуация с загрязнённостью речи нецензурной бранью, управление финансовыми ресурсами предприятий, политика в сферах конкуренции и повышения финансовой грамотности населения, подходы к проблеме бедности, морально-психологическая сторона изобретательской активности в северных территориях. Впервые выполнена количественная оценка влияния социальных девиаций(грехов) на материальное благосостояние народа. Методы исследования: анализ законодательства, научной и святоотеческой литературы, обзор статистических и социологических данных, наблюдение, сравнение, классификация, корреляционный анализ. В основе работы лежит евангельский тезис, что духовное не должно рассматриваться как средство для решения материальных затруднений, но первостепенное искание Царства Божьего является смыслом человеческой жизни и приводит при этом к правильному удовлетворению насущных нужд. Особенность изложения материала - иллюстрация научными данными вероучительных истин. Статья выступает обобщением авторских публикаций за ряд лет. Она может быть полезна управленцам, учёным и преподавателям, студентам и всем неравнодушным людям. Дальнейшие исследования могут уточнять и углублять выводы касательно любви людей к Богу, друг к другу и к окружающему миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL COMPONENT IN THE SOCIO-ECONOMIC TRANSFORMATION OF THE NORTHERN TERRITORIES OF RUSSIA

The article is devoted to spiritual and moral aspects of development of northern regions of Russia. The relevance of the study is determined by an active discussion about the possibilities of transforming socio-economic reality from a capitalist way to unity, responsibility, and service. The basis of the author's reasoning is the Orthodox faith in Jesus Christ and conviction in its transformative influence on both person and social life. The aim of the development strategy of the region on the example of the Komi Republic, demographic and environmental problems, the situation with the pollution of language with obscene words, the management of financial resources of enterprises, policies in the areas of competition and increasing financial literacy of the population, approaches to the problem of poverty, the moral and psychological side of inventive activity in the northern territories are considered. For the first time, a quantitative assessment of the influence of social deviations (sins) on the economic welfare of the people was made. Research methods: analysis of legislation, scientific and patronymic literature, review of statistical and sociological data, observation, comparison, classification, correlation analysis. The basis of the reasoning is the gospel thesis that spiritual should not be considered as a means to solve material difficulties, but the primary search for the Kingdom of God is the aim of human life and at the same time leads to the correct satisfaction of pressing needs. The peculiarity of the presentation of the material is the illustration of creed truths by scientific data. The article acts as a generalization of author's publications for a number of years. It can be useful to managers, scientists and teachers, students and all caring people. Further research can clarify and deepen the conclusions regarding the multiplication of people's love for God, for each other and for the world around us.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРЕОБРАЖЕНИИ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ»

Духовно-нравственная составляющая в социально-экономическом преображении

северных территорий России

Spiritual and Moral Component in the Socio-Economic Transformation of the Northern Territories of Russia

DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-4-379

УДК 261.4+261.6+314.146+332.1+336.64

М. М. Стыров, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера «Коми научный центр Уральского отделения РАН», Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)

M. M. Styrov, Institute of Socio-Economic and Energy Problems of the North of the Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Pitirim Sorokin Syktyvkar State University» (Syktyvkar, Russia)

Статья посвящена духовно-нравственным аспектам развития северных регионов России. Актуальность исследования определяется активной дискуссией о возможностях трансформации социально-экономической действительности от капиталистического уклада к единству, ответственности, служению. Базисом рассуждений автора является православная вера в Иисуса Христа и убеждённость в её преображающем влиянии как на личную, так и на общественную жизнь. Рассмотрены целевые установки стратегии развития региона на примере Республики Коми, демографические и экологические проблемы, ситуация с загрязнённостью речи нецензурной бранью, управление финансовыми ресурсами предприятий, политика в сферах конкуренции и повышения финансовой грамотности населения, подходы к проблеме бедности, морально-психологическая сторона изобретательской активности в северных территориях. Впервые выполнена количественная оценка влияния социальных девиаций (грехов) на материальное благосостояние народа. Методы исследования: анализ законодательства, научной и святоотеческой литературы, обзор статистических и социологических данных, наблюдение, сравнение, классификация, корреляционный анализ. В основе работы лежит евангельский тезис, что духовное не должно рассматриваться как средство для решения материальных затруднений, но первостепенное искание Царства Божьего является смыслом человеческой жизни и приводит при этом к правильному удовлетворению насущных нужд. Особенность изложения материала — иллюстрация научными данными вероучительных истин. Статья выступает обобщением авторских публикаций за ряд лет. Она может быть полезна управленцам, учёным и преподавателям, студентам и всем неравнодушным людям. Дальнейшие исследования могут уточнять и углублять выводы касательно любви людей к Богу, друг к другу и к окружающему миру.

Ключевые слова: Бог, Иисус Христос, любовь, семья, духовно-нравственное преображение, северные регионы России, конкуренция, бедность, творчество, финансы предприятий, чистота, святость

The article is devoted to spiritual and moral aspects of development of northern regions of Russia. The relevance of the study is determined by an active discussion about the possibilities of transforming socio-economic reality from a capitalist way to unity, responsibility, and service. The basis of the author's reasoning is the Orthodox faith in Jesus Christ and conviction in its transformative influence on both person and social life. The aim of the development strategy of the region on the example of the Komi Republic, demographic and environmental problems, the situation with the pollution of language with obscene words, the management of financial resources of enterprises, policies in the areas of competition and increasing financial literacy of the population, approaches to the problem of poverty, the moral and psychological side of inventive activity in the northern territories are considered. For the first time, a quantitative assessment of the influence of social deviations (sins) on the economic welfare of the people was made. Research methods: analysis of legislation, scientific and patronymic literature, review of statistical and sociological data, observation, comparison, classification, correlation analysis. The basis of the reasoning is the gospel thesis that spiritual should not be considered as a means to solve material difficulties, but the primary search for the Kingdom of God is the aim of human life and at the same time leads to the correct satisfaction of pressing needs. The peculiarity of the presentation of the material is the illustration of creed truths by scientific data. The article acts as a generalization of author's publications for a number of years. It can be useful to managers, scientists and teachers, students and all caring people. Further research can clarify and deepen the conclusions regarding the multiplication of people's love for God, for each other and for the world around us.

Keywords: God, Jesus Christ, love, family, spiritual and moral transformation, northern regions of Russia, competition, poverty, creativity, finance of enterprises, purity, holiness

Введение

Север1 есть подлинное духовное и материальное богатство России. Наш народ смог в свое время освоить и собрать воедино эти огромные суровые пространства. Изначальным мотивом для этого подвига было стремление принести свет Христов людям, «сидящим во тьме» (ср. Мф. 4, 162), собрать их в неслиянное единство по образу Святой Троицы, привить засыхающие веточки к живоносному древу Православной Церкви. «Апостолом подобяся,/ в дальних странах неведущим Бога проповедал есй,/ и от тьмы тех к свету Богоразумия/ вся наставил есй», — поётся, например, в церковной службе просветителю Коми земли святителю Стефану Великопермскому.

В XX в. приоритеты собирания сокровищ сместились от Неба к земле (ср. Мф. 6, 19—20), житницы старые стали ломаться, а новые — строиться (ср. Лк. 12, 18). Север стал преимущественно местом изучения и извлечения вещественных богатств природы, страданий тысяч заключённых.

Однако «сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление» (Гал. 6, 8). Как говорил один из древних отцов, «любящий земное больше Небесного лишится и земного и Небесного. Ищущий же Небесного — господин всему миру»3. Поэтому мы видим сегодня пустеющие промышленные города и экологические загрязнения, нескончаемые социальные неурядицы и убыль населения. Что же делать властям и простым людям сегодня, если думать не только на свой век, но и о потомках, а тем паче о Суде вечном? Ответ близ? «Сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную» (Гал. 6, 8). Иначе говоря, Слово Божие не объявляет земные потребности злом, но твёрдо устанавливает предпочтение: духовное прежде, а материальное есть производное от него. Это, к чести власть имущих, записано сейчас и в Стратегии национальной безопасности России (ст. 78: «приоритет духовного над материальным») и время от времени озвучивается Президентом России Владимиром Путиным4 и другими политиками.

Целью исследования является анализ современных социально-экономических тенденций развития Русского Севера с точки зрения православной христианской веры. Научная новизна работы заключается в обогащении рационалистических подходов к общественному управлению духовно-нравственными аспектами в соответствии с концепцией «поведенческой экономики» [2]. Значимость статьи видится в возможности соединить тезисы веры с научными рассуждениями, чему способствует официальное признание в России в 2015 г. теологии научной специальностью. Важность морали для экономики — уже почти аксиома, следовательно, и духовные моменты при исследованиях игнорировать нельзя. В зависимости от воли человека экономика может служить либо личному обогащению [3], либо вечному блаженству (ср. Лк. 16,1-13).

Теория и методология исследования

Слово «теория» по-гречески — это Эешрьа, по одной из версий переводится как «созерцание Бога». Иначе сказать, как мы видим и понимаем Вседержителя, так мы устраиваем и повседневную жизнь, в том числе экономику. В любой науке, особенно в гуманитарных, существуют некоторые априорные аксиомы или убеждения, которые невозможно доказать или опровергнуть, но которые определяют весь ход рассуждений. Религиозные идеи являются базисом духовно-нравственных норм, которые вообще обычно не существуют «сами по себе», но имеют трансцендентно-философскую природу. Для автора таким базисом является Божественное Откровение Ветхого и Нового Заветов. Верующий человек усваивает это Откровение из личного общения с Господом Богом, осуществляемого в рамках Священного Предания Православной Христовой Церкви. Важнейшей, но не единственной частью этого Предания является Священное Писание, то есть Библия. В понятном виде основы вероучения изложены, например, в Ка-

1 Под Севером в настоящей работе понимаются субъекты Российской Федерации, территория которых, согласно действующему законодательству, полностью относится к районам Крайнего Севера и приравненных к нему местностей: республики Карелия, Коми и Саха (Якутия), Камчатский край, Архангельская, Магаданская, Мурманская и Сахалинская области, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Ненецкий и Чукотский автономные округа. Из рассмотрения исключена Республика Тыва вследствие её резкой географической обособленности от остальных рассматриваемых здесь регионов.

2 Здесь и далее цитаты такого рода — по общепринятой форме из Библии [1].

3 Энциклопедия изречений святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам духовной жизни. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/entsiklopediia-izrechenii-sviatyh-ottsov-i-uchitelei-tserkvi-po-razlichnym-voprosam-duhovnoj-zhizni/31 (дата обращения: 13.09.2021).

4 Выступление Президента России на Валдайском форуме 19.09.2013. URL: https://rg.ru/2013/09/26/valdai.html (дата обращения: 14.09.2020).

техизисе святителя Филарета Московского1 или, более подробно, в труде протоиерея Олега Давыденко-ва «Догматическое богословие»2.

Кратко говоря, наш мир понимается как созданный и управляемый Триединым Всемогущим Богом — Отцом и Сыном и Святым Духом. Каждый человек несёт в себе образ Божий — разум, волю, совесть, словесность, творчество, свободу. Изначальной целью сотворения человека было постепенное всё большее приобщение людей к божественной жизни и освящение через них всего мироздания. Однако, злоупотребив свободой по соблазну от падшего ангела, человек в лице первых людей Адама и Евы повредился, внеся порчу и в окружающую природу. Спасение людей и всего мира от греха, проклятия и смерти происходит через Иисуса Христа — вочеловечившегося Бога, распятого, воскресшего и вознесшегося на Небеса. Каждому человеку даётся возможность в течение земной жизни сделать свой духовный и нравственный выбор, потрудиться над исправлением своей души и преображением окружающей действительности. Конечное решение о нашей вечной участи будет вынесено на Страшном Суде при Втором Пришествии Спасителя.

Методологией исследования является анализ различных аспектов общественной жизни и формулирование предложений по их совершенствованию на основе православного вероучения. Применялись следующие методы: смысловой анализ законодательных актов, анализ научной и святоотеческой литературы, изучение статистических и социологических данных, наблюдение, сравнение, классификация, корреляционный анализ.

Специфика богословского познания действительности состоит в том, что оно исходит из внутренней сердечной убеждённости в истинности проповедуемых слов и, как правило, не нуждается в их верификации или сопоставлении с другими учениями. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил об этом так: «Ты знаешь, как сердце видит быстро, далеко и ясно (особенно предметы мира духовного); заметь это во всех познаниях, особенно в духовных, где весьма многое усвояется только верою (видением сердца). Сердце - око существа человеческого; чем оно чище, тем быстрее, дальше и яснее видит»3. Конечно, вероучительные истины воспринимаются непросто и не сразу, ибо говорят нам о малоизвестных нам самим глубинах нашего духа (ср. Лк. 5,39).

Поэтому сам метод православного познания предполагает не сугубо рациональные рассуждения, а сопоставление эмпирических данных со Священным Писанием и Священным Преданием неразрывно с молитвенной работой над собой, по сказанному: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Разумеется, это не отменяет возможность диалога между верой и наукой и между различными религиями. Первое автор и попытался осуществить в настоящей статье, а второе счёл излишним для данного формата исследования.

Поясним также, что Православная Церковь осознаёт себя как подлинную хранительницу Божественного Откровения Нового Завета и верит при этом в полноту и завершённость данного Откровения. Поэтому далеко не всегда обязательно исследовать трансформацию исходных духовных понятий в трудах учёных и мыслителей за минувшие века, ибо времена и люди меняются, а правда Божия пребывает неизменной (ср. Пс. 116, 2). Впрочем, иногда и это уместно совершить, когда нужно понять богооткро-венные истины на современном языке и в современных реалиях, что и было отчасти сделано в данной статье.

Стиль изложения и рубрикация несколько отличаются от традиционных, поскольку работа междисциплинарная, выполнена на стыке экономического и теологического знания.

Статья представляет собой обобщение авторских работ за ряд лет. Поэтому было принято решение не заниматься трудоёмким обновлением данных, а представить результаты прошлых исследований как отдельные сюжеты общей картины. К тому же некоторые данные в более актуальном виде сейчас в свободном доступе отсутствуют, например финансовая отчётность предприятий за 2019—2020 гг.

otechnik/Ioann Kronshtadtskij/simfonija ния 13.10.2021)»

■po-tvoreniiam-sviatogo-pravednogo-ioanna-kronshtadtskogo/232 (дата обраще 381

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. № 4

Результаты исследования и их обсуждение

Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6,21)

Судя по тексту гимна, гербу и календарю государственных праздников, а также по ряду культурных ценностей народов России, подспудным идеалом народа, как и на протяжении предыдущей тысячи лет, во многом остаётся святость — как личная, так и соборная. Однако иметь идеал не всегда означает строить повседневную жизнь согласно ему. Несколько лет назад мы обратили внимание на засилье экономических показателей в стратегиях социально-экономического развития государства и регионов при очень слабой представленности там индикаторов развития внутреннего мира человека, его отношения к смыслу своей жизни, к семье и к обществу. Нами была предложена система таких показателей духовно-нравственного благополучия и на её основе проведен анализ (рис. 1) [4; 5]. Удалось добиться включения одноимённого раздела в Стратегию развития республики и хотя бы формального перемещения раздела о человеке (правда, пока именуемого с коммерческим привкусом — «человеческий капитал») со второго места в содержании на первое. Но пока не реализованы ещё три идеи.

Первая: в перечне целевых показателей под номером один по-прежнему стоит валовой региональный продукт на душу населения, про который уже давно замечено, что он отражает всё, кроме подлинных человеческих ценностей — любви, честности, красоты, мудрости, отваги, радости, сострадания и тому подобных. Два других показателя — численность населения и продолжительность жизни — более «человечны», но всё же характеризуют не качественную, а количественную сторону жизни.

Рис. 1. Индикаторы духовно-нравственного благополучия человека

Источник: разработано автором с участием В.В. Тихомировой [5].

Вторая: формулировка миссии. Действующая редакция в Стратегии Республики Коми, например, такова: «Стать регионом, имеющим важное значение для страны, обеспечивающим комфортные условия жителям республики для проживания в регионе, создания и расширения своей семьи, качественного сохранения и укрепления здоровья и получения образования, реализации трудового и духовного потенциала, усиления обоснованного чувства уверенности в защите государства». Ратуя за более возвышенное целеполагание, мы предлагали в процессе разработки документа такие слова: «Делать жизнь людей на северной земле счастливее, помогая им реализовать духовный и трудовой потенциал, создавать и расширять семью, повышать образовательный и культурный уровень, укреплять здоровье, улучшать общественные отношения и заботиться о природе». Какой подход окажется предпочтительным или как они синтезируются в нечто иное — решат люди, покажет время.

И третья: в Стратегии, на наш взгляд, должна быть более чётко определена проблемная ситуация и политика в отношении семьи. Об этом нужно сказать отдельно и более подробно.

Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6)

Семья сегодня в мыслях и на словах остаётся одной из наших главных жизненных ценностей, ассоциируясь со счастьем, безопасностью и отдыхом. Однако в действительности осуществить эти мечты удаётся отнюдь не большинству, о чём свидетельствуют повседневные наблюдения и данные статистики: фиксируется 60—70 разводов на 100 браков, 25—30 % детей рождаются и воспитываются в неполных семьях1, 1.

1 Всероссийская перепись населения 2010 года. Том 6 «Число и состав домохозяйств». URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/perepis2010/croc/perepis itogi1612.htm (дата обращения: 14.09.2021).

Менее половины россиян твёрдо выступают за безусловное сохранение семьи в любой ситуации (10 %)2, добрачное целомудрие (19 %)3 и неприемлемость безответственного сожительства (45 %)4.

Государственный и обыденно-поверхностный подход к устранению данного противоречия заключается преимущественно в оказании материальной помощи, улучшении жилищных условий, борьбе с безработицей и т. д. Гораздо меньше делается в информационно-культурной среде, где тем временем властвуют деструктивные силы.

Однако любовь — это, в первую очередь, духовно-этическая, а не институционально-экономическая сфера жизни, поэтому ей присущ не столько правовой, сколько ценностный характер. Взаимное влечение и зачатие ребёнка — это естественные, не требующие специального регулирования явления. А вот несение ответственности за детей и друг за друга, совместное преодоление трудностей, а главное — борьба с самолюбием и воспитание в себе жертвенности — для всего этого уже нужна ясная смысловая мотивация. Традиции и общественное мнение здесь хороши, но в эпоху либерализма недостаточны. Рано или поздно вопрос «несения своего креста» обнаружит свою связь с пониманием смысла бытия, с верой или неверием в реальность Жизни после жизни, в то, что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нём» (1 Ин. 4, 16). Об этом говорит само слово «семья», происходящее не от формулы «7 Я», а от понятия «семя», которое «не ищет своего» (1 Кор. 13, 5), но лишь через самоотдачу приносит плоды новой жизни (ср. Ин. 12,24).

Настоящий брак не предполагает отступления назад или разочарования, а изначально нацелен идти через все трудности к вечной, неизмеримо высокой, всепобеждающей любви. Такое состояние души именуется целомудрием, т. е. собранностью ума и сердца вокруг Единого Бога и близких отношений по формуле «один раз на всю жизнь» (ср. Мф. 19, 9).

Более того, в православии семья воспринимается не как самоцель, а как благоприятная (хотя и не единственно возможная) школа для духовного совершенствования и приобщения к Небесной любви по образу Святой Троицы и Богочеловека Иисуса Христа. Как подлинный смысл жизни лежит за пределами земного пути и состоит во встрече с Подателем жизни, так и настоящий смысл брака должен выходить за рамки самих земных отношений и возводить людей к его Создателю. Христиане призваны восходить от любви к родным в семье как в малой церкви до любви в Церкви как в большой Семье, Главой которой является Сам Господь, сказавший: «Кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мк. 3, 35) (ср. также Лк. 14, 26; Мф. 10, 36-37; Мк. 10, 29-30). И для выполнения этой задачи союзу мужа и жены следует стать неразлучным, поскольку только в данном случае он позволяет отточить такие грани истинной любви, как вера, надежда, терпение, кротость, милосердие, смирение, воздержание.

Следовательно, приумножение любви в семьях, а значит, и в обществе в целом — общая задача Церкви и государства. Дело первой — проповедь Слова Божьего, совершение Таинств, личное и общественное наставничество. Забота Правительства — регулирование деятельности СМИ и Интернета, созвучное православию преподавание нравственных основ семейной жизни в системе образования, поддержка добропорядочных некоммерческих организаций.

Живая вера помогает достичь истинной любви, а значит, помогает преодолеть разные псевдопричины разводов: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13, 4-8).

Чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими (Лк. 21,34)

Про пьянство — особый разговор. Негативные духовные и экономические последствия этой страсти очевидны и огромны. А в чём же её причины? Не претендуя на научную полноту и точность, приведём два многозначительных высказывания. Первое — это короткий и честный ответ подверженного запоям человека: «От безделья». Действительно, если и есть атрибуты жизненной успешности, но нет действен-

1 Единая межведомственная информационно-статистическая система Росстата. URL: http://fedstat.ru (дата обращения: 14.09.2021).

2 Отношение к бракам и разводам: мониторинг. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9793 (дата обращения: 14.09.2021).

3 О любви по-взрослому. URL https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/navstrechu-dnyu-svyatogo-valentina-o-lyubvi-po-vzroslomu (дата обращения: 14.09.2021).

4 Брак и сожительство: ставим знак тождества? URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=8923 (дата обращения: 14.09.2021).

ной веры и постоянной молитвы, то сердце скорбит без высокой радости, приходится утешать его подделкой — плотским весельем. Это справедливо и по отношению к другим психоактивным веществам.

Другая фраза — от практикующего психолога из социальной сферы: «Алкоголик — это мужчина, сломанный женщиной». Горько слышать это многим жёнам, матерям и учителям, но глубокая правда тут есть. Подсознательно каждый мужчина ведает своё призвание от Бога: господствовать в семье и в мире. Отцовство — это не изменчивая социальная конструкция, а дар от Отца Всевышнего, «от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф. 3, 15). А женщине следует по заповеди быть «помощницей» (Быт. 2, 18), т. е. своей трепетностью вдохновлять мужчину отвечать за неё, детей и житейские дела. А когда этого нет, мужи уходят. Кто — в себя, кто — в работу, кто — в бутылку.

Но и смирение, и ответственность созидаются не лозунгами, а ежедневной аскезой, вниканием в Священное Писание, переключением от «я так хочу» к «да будет воля Твоя». Следовательно, для вытрезвления народа и возвращения от мнимого равноправия к взаимному служению надо вспомнить одну замечательную поговорку: «Если Бог будет на первом месте, то всё остальное — на своих».

От избытка сердца говорят уста (Мф. 12,34)

О состоянии брачного и родительского сознания в России можно судить и по распространённости нецензурной брани, имеющей оккультную подоплёку и выражающую пренебрежительно-похотливое отношение к тайне творения новой жизни. Подобная брань называется обычно «матерной», потому что направлена на осквернение, поругание именно семейных священных понятий: материнства, отцовства, супружеской любви, творения новой жизни, целомудрия [6]. По опросам, данными словами чаще или реже пользуются двое из трёх наших сограждан1. Как объяснить, что выражаться матом — это не только некрасиво, постыдно, трусливо, но это и значит навлекать проклятье на свой род, очерняя своих мать, отца, детей и внуков? Путь к исцелению родного языка от нецензурной брани и прочих нечистот лежит через осознание того, что слово — часть Образа Божьего в человеке, доверенная нам затем, чтобы строить отношения с Ним и друг с другом, любить, а не разделяться: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею... Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12, 30-31).

Особенно бы хотелось видеть строгость к своей речи у людей в погонах, ведь они олицетворяют собой дисциплину, ответственность, жертвенное служение. Надо ли говорить, насколько реальность далека от этого? Православная вера открывает, что настоящий патриотизм есть не просто молодецкая удаль, а любовь и почтение к Родине-Отечеству, отцу-матери, деду-бабушке, учителям и наставникам, Отцу Небесному и Пресвятой Богородице. Единство и чистота слов, мыслей и дел созидает то внутреннее благородство, которое в решительную минуту не убоится положить «душу свою за друзей своих» (Ин. 15,13).

Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1,28)

Забота и боль последних нескольких лет — демографическая ситуация, превышение уровня смертности над рождаемостью, вынужденное повышение пенсионного возраста. Власти бьют тревогу, ищут пути «сбережения народа». Но задумаемся: разве не безумие выделять деньги из бюджета на поддержку семей с детьми и из этого же бюджета — на убийство ещё не рождённых, при явной недостаточности средств на первое? Библия (ср. Пс. 138, 13-16) и современные учёные внятно говорят: «Жизнь человека начинается с момента зачатия»2, а детям в школах упрямо преподаётся ложный и давно опровергнутый биогенетический закон Геккеля-Мюллера. Малыш в утробе может юридически получить право на наследство, но не имеет права на защиту своей жизни — как это рационально объяснить? Женщина не в состоянии без нотариально удостоверенного согласия мужа совершить сделку с недвижимостью, но может самостоятельно распорядиться жизнью их общего ребёнка — неужели это справедливо? С губернаторов, министров и главврачей спрашивают за сэкономленные рубли, но не за сбережённые от казни жизни — не странно ли? Духовная и научная правда требуют такой поправки в ст. 17 Конституции России: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с момента зачатия».

Размах детоубийства выглядит особенно поразительно на фоне трагичного бесплодия многих супружеских пар. Параллельно с этим развиваются анонимное донорское оплодотворение, экстракорпо-

1 О нецензурных выражениях. URL: http://bd.fom.ru/report/map/d082925 (дата обращения: 14.09.2021).

2 См., например, лекцию И. В. Силуяновой, В. И. Сабуровой, К. А. Чернега и др. «Морально-этические проблемы "статуса эмбриона"». URL: https://rsmu.ru/fileadmin/templates/DOC/Faculties/LF/bioethics/ucheb materiali/lekcii/subiect4.pdf (дата обращения: 14.09.2021).

ральное оплодотворение, суррогатное материнство и другие нравственно ущербные репродуктивные технологии.

В северных регионах демографический спад усугубляется сильным миграционным оттоком. Эту ситуацию быстро не остановить, она во многом является частью общемировой тенденции повышения подвижности людей, а также обратной реакцией на принудительное заселение этих территорий в советское время. Но если бы менталитет повернулся от потребления к служению, к глубокому пониманию слов Иисуса Христа: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20, 26-27), то, наверно, численность живущих постепенно стабилизировалась бы за счёт ищущих не «своего» (ср. 1 Кор. 13, 5) удобства, а возможности послужить Богу и ближним на малой родине.

Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его (Мк. 7,15)

Высокие широты всегда ассоциировались с суровым порядком, нежной красотой природы, взаимопомощью и гостеприимством. В 2019 г. общественность была взбудоражена стройкой мусорного полигона на станции Шиес в Архангельской области. Понятно, что зарывать столичные отходы в северных болотах неэтично и неэкологично, надо их перерабатывать. Но гораздо больше надо бы говорить о том, что эта ситуация есть закономерный результат растущего потребления в деньгоцентричной экономике, что пора менять саму парадигму жизни от внешнего благополучия к внутреннему совершенствованию человека, вернее — правильно сбалансировать между собой эти две составляющие. «Экономический материализм может быть превзойдён, а экономический детерминизм преодолён только на основе нового социального мышления по поводу ограничения материальных и возвышения духовных потребностей», — пишет член-корр. РАН Виталий Николаевич Лаженцев [7, с. 160—161].

Но не пора ли нам пойти ещё дальше, открыть свои духовные очи и увидеть, что куда больше мы сами себя загрязняем и умертвляем грехами: нехорошими словами, завистью, унынием, вредными привычками, изменами и разводами, гордостью и лицемерием? «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7,15, 21-23).

«Антропогенная основа экологических проблем показывает, что мы изменяем окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром, а потому преобразование природы должно начинаться с преображения души. По мысли преподобного Максима Исповедника, человек может превратить в рай всю землю только тогда, когда он будет носить рай в себе самом», — хорошо сказано в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви1.

Никто не может служить двум господам. Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6,24)

Развивая мысль о смене экономической модели, повторимся: в христианском мировоззрении материальное не отвергается, а подчиняется духовному, должно не препятствовать, а служить спасению души.

Посмотрим на динамику реальных доходов населения: за 2000—2016 гг. они увеличились в 2,7 раза, количество автомобилей — в 2,3 раза, а туристических поездок за рубеж — в 7,4 раза. За тот же самый период объём кредитов на одного человека за вычетом инфляции возрос в 64 раза2! Поборы по микрозаймам достигают сейчас 365 % годовых, хотя до 1917 г. ставка выше 12 % считалась уголовно наказуемым деянием.

1 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения 14.09.2021).

2 Единая межведомственная информационно-статистическая система Росстата. URL: http://fedstat.ru (дата обращения: 14.09.2021); Индексы потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации в 1991—2017 гг. URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/prices/potr/I ipc.xlsx (дата обращения: 14.09.2021); Кредиты, депозиты и прочие размещённые средства, предоставленные организациям, физическим лицам и кредитным организациям // Статистическое обозрение. 2017. № 1 (98). С. 85; Финансы России. 2002 : стат. сб. М.: Госкомстат России, 2002. С. 272; Число выездных туристских поездок граждан России в зарубежные страны. URL: http:/ /www.gks.ru/ free doc/new site/business/torg/tur/1-2 2016.xlsx (дата обращения: 14.09.2021); Число поездок российских граждан за границу по целям. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13 13/IssWWW.exe/Stg/d2/09-25.htm (дата обращения: 14.09.2021); Число собственных легковых автомобилей по субъектам Российской Федерации (на 1000 человек населения). URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/business/trans-sv/t3-4.xls (дата обращения: 14.09.2021).

Парадокс заключается в том, что, несмотря на очевидный рост материального достатка, экономические проблемы больше всего тревожат наших сограждан. Об этом свидетельствуют социологические опросы, согласно которым бедность якобы является главной причиной социальных девиаций и семейных проблем: преступности, пьянства, разводов, низкой рождаемости и других. Сие противоречие возникает от того, что именно экономический успех стал пониматься как главная цель жизни. Но не зря говорят: чем больше есть, тем больше хочется. Бессмертную душу никогда не насытить вещественными благами и развлечениями. «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную», — сказал Сын Человеческий, на Котором положил печать Свою Отец, Бог (Ин. 6,27).

Поэтому, не отрицая важности материальной стороны бытия, мы всё же утверждаем, что было бы правильнее главным смыслом жизни и развития общества считать не её, а всестороннее — духовное, нравственное, интеллектуальное, социальное, эстетическое, физическое — совершенствование человека. Полагаем, что, если эта идея станет сквозной для системы образования, бизнеса и государственного управления, экономические диспропорции начнут выправляться естественным образом через ориентацию хозяйства на принципы достаточности и соответствия физически и духовно здоровому образу жизни. Данный тезис может показаться непривычным экономистам с классическим образованием, но повторим: мы исходим из веры в первичность духовного и нравственного по отношению к материальному. В Новом Завете об этом говорится так: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6,26).

Несколько лет назад Россия, вслед за зарубежными партнёрами, активно занялась повышением финансовой грамотности населения. Удивительно, что северные регионы выглядят очень достойно по уровню познаний в данной сфере и другим экономическим параметрам1, занимая при этом худшие места в общероссийских рейтингах по уровню алкоголизации2 и другим характеристикам развития человека. Это лишний раз подтверждает, что материальные успехи вовсе не обязательно ведут к духовному росту, подчас наоборот.

Энергия и охват данной работы впечатляют и оставляют далеко позади многие насущные вопросы. Однако нам особенно важен не масштаб, а ценностный вектор финансовой грамотности человека. Ведь Православная Церковь заботится о ней уже не одну тысячу лет, но ориентируясь не на индивидуализм и накопительство, а на созидание любви и святости через нестяжательность, жертвенность и доверие Промыслу Божиему.

В рамках финансового просветительства хочется предложить экспертам и образовательным организациям познакомиться с евангельскими притчами о безумном богаче, о богаче и Лазаре, об ищущем хороших жемчужин купце, о неверном домоправителе и другими. Они помогут правильнее понять и приумножить победивший Мамая, Сигизмунда, Наполеона и Гитлера менталитет русского народа, выкованный на словах Христа: «Давайте, и дастся вам» (Лк. 6, 38).

А слушающий и неисполняющий подобен человеку,

построившему дом на земле без основания (Лк. 6,49)

Кредит сегодня выступает соблазном обладания и наслаждения не только для простых людей. Мы оценили его влияние на деятельность предприятий реального сектора, проанализировав финансовую отчётность более 6 тыс. организаций Республики Коми за 2014—2016 гг. Через методику балльно-рейтинговой оценки они были классифицированы по характеру управления заёмными средствами на низко-, средне- и высокорисковую группы [8].

Выяснилось следующее (рис. 2). Предприятия первой группы, которые ориентированы на функционирование преимущественно за счёт собственных источников, т. е. интенсивную модель развития, имеют наиболее высокие показатели рентабельности и оборачиваемости активов, при этом несут и наибольшую пользу для общества в виде налоговых отчислений.

Предприятия второй группы, среднерисковые, имеют заметно пониженную рентабельность активов и ориентированы, скорее, на экстенсивный путь развития за счёт заёмных средств. На фоне общего спада они показывают небольшой прирост выручки, однако платой за него становится замедление оборачиваемости активов из-за избыточного привлечения кредитов, необоснованной надежды на эффект масштаба и погони за хорошей конъюнктурой сбыта без создания надлежащих резервов.

1 Рейтинг финансовой грамотности регионов России. URL: https://karta.vashifinancy.ru (дата обращения: 14.09.2021).

2 Национальный рейтинг трезвости. URL: http://russia-rating.ru/info/9422.html (дата обращения: 14.09.2021).

Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2021. V. 1. № 4

Наконец, предприятия третьей группы — высокорисковые — сами имеют чистый убыток и дают наименьшие отчисления в бюджет, выплачивая при этом огромные деньги своим заимодавцам. Похоже, что их важнейшим просчётом является несообразная возможностям сбыта политика расширения капитала, т. е. внимание руководства сосредоточено не на реальном антикризисном управлении, а на новых, не очень удачных инвестиционных проектах. Действительно, утрачивая внимание к внутреннему, настоящему, человек начинает гнаться за внешним, показным.

Итак, эти данные показывают, что злоупотребление заёмными средствами в азарте конкурентной борьбы может привести к банкротству. Но ясен и другой вывод: что пользование кредитом в рамках общепринятых норм даёт некоторый выигрыш в доле рынка, но снижает эффективность и финансовые результаты. Иными словами, предприятия могли бы развиваться исключительно за счёт собственных источников, если бы идея экономического роста как цели и личной, и общественной жизни не заставляла их искать механизмы рискованного ускорения. Скажем ещё прямее: сама идея платного кредитования сегодня вызывает жёсткую критику с библейских позиций, в частности слов Христа: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад» (Лк. 6, 30).

30,0

15,0

0,0

-15,0

Í82 ч ч 28,0^ 12,9i^^^

6,1 4,6 ^^ ш! т. » Л^о.55 ^ * ^ 0.26 У mà

-1,2 * 1=6 • # -ÖT Низкорисковы е Ср еднернско в ы сокорнсковые • -13,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2,00

1,00

0.00

-1,00

Рентабельность активов по прибыли до налогообложения и уплаты процентов

1 Рентабельность акшвов по чистой прибыли

1 Темп прироста выручки

•Темп прироста активов

■Оборачиваемостьактивов (правая шкала)

Рис. 2. Эффективность деятельности предприятий Республики Коми в зависимости от характера использования заёмных средств в 2016 г., %

Источник: рассчитано автором по отчётности организаций1.

Из этого следует, что главные рычаги экономической стабилизации находятся в головах (точнее — в сердцах) учредителей и управленцев предприятий. В их власти переключиться от идей роста и расширения к основательному и качественному развитию, к соблюдению общеизвестных правил управления заёмным капиталом, а лучше — к полному переключению на самофинансирование. Традиционные для рыночной психологии цели захвата рынков, устранения конкурентов, рывка в объёмных показателях следует трансформировать в задачи наведения порядка в уже имеющихся областях, доброжелательного сотрудничества, предоставления обществу действительно нужной и качественной продукции. Всем этим переменам должно способствовать более обстоятельное изучение духовно-нравственных аспектов хозяйственной деятельности в учебных заведениях.

Нужно выравнивать и внутреннюю структуру экономики: равномернее распределять инвестиции, сокращать разрывы между отраслями по рентабельности и оплате труда. Традиционно считается, что экономические агенты рациональны и стремятся лишь к максимизации собственной выгоды. Однако в новой экономической парадигме должно быть усвоено новое понимание свободы — не только как независимости от внешнего контроля, но и как неподвластности разрушительным эгоистичным устремлениям. Настоящая свобода неразрывно связана с ответственностью не только за собственное благосостояние, но и за весь окружающий мир.

С такого ракурса становится явной нелепость законодательно закреплённой трактовки цели деятельности предприятия как извлечение прибыли. Целью организации должно быть служение людям через удовлетворение их здоровых житейских потребностей, а прибыль при таком подходе выступает как топливо для ракеты: без него лететь никак, но и ради него лететь бессмысленно.

1 Бухгалтерская (финансовая) отчётность предприятий и организаций за 2014—2016 гг. URL: http://www.gks.ru/opendata/dataset (дата обращения: 14.09.2018).

Не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?»

или «во что одеться?» (Мф. 6,31)

Сохраняя убеждённость, что объём произведённых экономических благ должен быть не целью, а средством жизни, укажем несколько явных путей его увеличения в рамках стратегии духовно-нравственного преображения. Точнее, улучшения внутреннего состава, замены патологических элементов на здоровые.

Первое — это сокращение расходов, напрямую обусловленных грехами или их последствиями. По нашей оценке, такие расходы составляют от 5,2 до 8,2 трлн руб., т. е. 5—8 % всей национальной экономики1, в т. ч.:

— на правоохранительную деятельность (% всех расходов по данной статье, т. е. за вычетом неизбежных процедур обеспечения паспортного режима, выдачи справок и т. п.) — 1,5 трлн руб.2;

— на лечение явных последствий аморальной жизни (по экспертной оценке опрошенных нами врачей — не менее 50 % общего бюджета здравоохранения) — 1,6 трлн руб.3;

— на алкоголь и табакокурение — по разным данным, от 1 до 3 трлн руб.4;

— на незаконный оборот наркотических средств — по разным данным, от 1 до 2 трлн руб.5;

— на детские дома и пособия на воспитание детей-сирот — около 0,1 трлн руб.6;

— на уничтожение нерождённых детей (аборты) — по разным оценкам, от 0,005 до 0,01 трлн руб.7

Эти деньги можно было бы направить на благие цели: образование и воспитание, благоустройство

окружающего мира, помощь нуждающимся и т. д.

Второй резерв исцеления народного хозяйства — сокращение потерь людей из-за болезней и преждевременной смерти. На международном уровне рассчитывается показатель DALY, который условно отражает потерянные годы здоровой жизни по этим двум факторам. В 2019 г. этот показатель по России составлял 59,3 млн человеко-лет на 144 млн чел. населения8. Общеизвестно, что здоровье на 60 % определяется образом жизни. При этом каждый человек производит для общества примерно вдвое больше, чем потребляет сам9. Из всего этого можно заключить, что порядка 10—14 % национального благосостояния могут быть дополнительно приобретены за счёт ответственного отношения к своему здоровью и жизни, восприятия этих даров не как механизмов личного наслаждения, а как инструментов служения Богу и людям.

Наконец, третий путь здорового экономического развития — это избавление от ещё труднее измеримых, но гораздо более масштабных потерь от греховных страстей. Это, как правило, не прямые расходы, а так называемые упущенные возможности из-за неверных решений, невыполненных дел, потери душевных сил и т. д.

Например, очевидно, что ласковое слово созидает любовь, а ругательное её разрушает. Физическое измерение сквернословия давно стало предметом внимания учёных. А вот социально-экономический эффект произносимых глаголов ещё только предстоит оценить.

Чтобы хотя бы почувствовать масштаб цифр, сделаем следующий расчёт: обозначим условно материальный убыток от одного нецензурного слова на уровне минимального штрафа по статье 20.1 «Мелкое хулиганство» КоАП РФ — в размере 500 рублей, будем считать согрешающими языком 1—2 раза в

1 ВВП России. Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/accounts# (дата обращения: 15.10.2021).

2 Отчёт об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов. URL: https://roskazna.ru/upload/iblock/cb2/kbrf za 2018 god.zip (дата обращения: 14.09.2021).

3 Там же.

4 Доходы и расходы домашних хозяйств на потребление. URL: https://gks.ru>storage/mediabank/doh07_05(2).xlsx (дата обращения: 14.01.2020). Из-за алкоголиков страна теряет 5 триллионов рублей. URL: https://www.ng.ru/ economics/2019-06-18/4 7600 alco.html (дата обращения: 14.09.2021).

5 Глава ФСКН: Оборот наркотиков в России оценивается в $60 млрд в год. URL: https://life.ru/p/860938 (дата обращения: 14.09.2021).

6 Рассчитано автором исходя из численности детей-сирот, величины пособий и среднего бюджета детского дома.

7 Ежегодно государство тратит на аборты около 10 миллиардов рублей. URL: https://www.miloserdie.ru/article/ezhegodno-gosudarstvo-tratit-na-aborty-po-zhelaniyu-okolo-10-milliardov-rublej (дата обращения: 14.09.2021).

8 Всемирная организация здравоохранения. Оценка бремени болезней и смертности. URL: https://www.who.int/data/gho/data/themes/mortality-and-global-health-estimates/global-health-estimates-leading-causes-of-dalys: https://cdn.who.int/media/docs/default-source/gho-documents/global-health-estimates/ghe2019 dalys-2019-country.xlsx?sfvrsn=53cfeff9 3 (дата обращения: 12.10.2021).

9 Исходя из доли фактического конечного потребления домохозяйств в ВВП, рассчитанной по данным. URL: https://www.gks.ru/bgd/free/B04 03/IssWWW.exe/Stg/d04/124.htm (дата обращения: 14.01.2020).

день 2/3 жителей страны, как об этом свидетельствуют соцопросы1. Если исключить детей в возрасте до трёх лет, то численность населения России составляет около 145 млн человек. Перемноженные, эти цифры дают в годовом измерении 26,5 трлн руб., т. е. порядка четверти от суммарно производимых в стране экономических благ. Действительно, «от всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб» (Притч. 14, 23), не говоря уже о том, что «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36). Понятно и то, что путь к очищению языка лежит через очищение души, поскольку «от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12, 34). Сколько же убытка в материальном плане приносят сами нечистые мысли, порождающие скверные слова и влекущие за собой неправильные поступки, и другие грехи? Вопрос риторический.

Подчеркнём: эти рассуждения нельзя воспринимать в смысле, что «благочестие служит для прибытка» (1 Тим. 6, 5). Они суть иллюстрация того, что не следует «тревожиться» (ср. Мф. 6, 25 в современных переводах) о хлебе насущном и завтрашнем дне, а надо искать прежде «Царства Божия и правды Его, и это всё <т. е. необходимое для жизни телесной — М.С.> приложится» (Мф. 6, 33) нам. А если взяться оценивать потенциальный положительный эффект от добрых слов и дел, то это невозможно — он бесконечен, как бесконечна Любовь.

Великое приобретение — быть благочестивым и довольным (1 Тим. 6, 6)

На протяжении всей новейшей истории России в общественном диалоге с разной интенсивностью всплывает проблема бедности. Действительно, сейчас около 13 % населения страны имеют доходы ниже прожиточного минимума, а в ряде регионов Севера этот показатель выше среднероссийского2. Проблема материальной бедности в её нынешнем виде есть неблагоприятная черта нашего общества, поскольку чаще всего возникает не от христоподражательной скромности, а из-за неправильного выстраивания жизни. Можно выделить три основные группы причин бедности и, соответственно, способов её преодоления. Первая группа — объективные хозяйственные неравномерности, которые должны исправляться экономическими методами: снижением дифференциации зарплат, увеличением социальных пособий и повышением их адресности и некоторыми другими. Вторая, более значимая группа причин — субъективные личностные факторы, которые заключаются в неправильной ориентации воли человека, проще говоря — в грехе: злоупотреблении выпивкой, табаком или наркотиками, совершении правонарушений, одиноком родительстве вследствие необоснованного развода или половых отношений вне брака, избавлении от зачатого ребёнка, стремлении зарабатывать деньги нечестным путём, самопроизвольном разрыве человеком своих семейных и других социальных связей и т. п. Третья — взаимное равнодушие людей, нехватка благотворительности.

Следовательно, главный путь преодоления бедности — это духовно-нравственное преображение общества посредством личного покаяния, постановки соответствующих целей развития страны и региона, усиления воспитательной составляющей, развития мотивации к созидательному труду, учёбе и творчеству, укрепления солидарности и милосердия в обществе, повышения степени социальной ответственности бизнеса и других мер. С точки зрения православной веры высшим стимулом для такого преображения является осознание человеком своего исходного предназначения — уподобления Богу в духовных добродетелях и в ответственном хозяйствовании на земле.

Но заметим ещё кое-что. Если на материальную бедность взглянуть глазами Евангелия, то обнаружится, что это не самая великая наша проблема. Христос, «обнищавший ради нас, дабы мы нищетой Его обогатились» (ср. 2 Кор. 8, 9) и всех хотящих быть совершенными влекущий к простоте и безпопечи-тельности, призывает нас тщательнее позаботиться о сокровищах духовных. Иными словами, основная беда людей не в скудости материальной, а в «обогащении» души высоким мнением о себе и человеческими похвалами, развлечениями и заботами о плотских утехах, мечтами об изобилии и безделье, жестокости к нуждающимся и подчинённым, зависти и осуждении, лукавстве и боязливости. А этими гни-лостями в равной степени бывают изобильны и миллионеры, и «средний класс», и бездомные. Настоящее же богатство души состоит в любви и вере искренней, приводящей «к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах» (1 Пет. 1, 4).

Первый шаг к этому наследству — нищета духовная, т. е. ощущение себя голодающим и погибающим без общения с Богом — Богачом вселенной. Вот такую нищету духа нужно пробуждать и поддерживать, чтобы «алкая и жаждая» правды, люди обрели её в Господе и «насытились» (ср. Мф. 5, 6).

1 О нецензурных выражениях. URL: https://bd.fom.ru/report/map/d082925 (дата обращения: 14.09.2021).

2 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019 : стат. сб. Росстат. М., 2019. С. 238—239.

Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил (1 Пет. 4,10)

Ещё один духовно-экономический сюжет — конкуренция. В теоретических взглядах на конкуренцию можно выделить три направления. Первое — это взгляд на жизнь как на борьбу за существование, власть, славу и удовольствия. Об этом говорили в разной степени Гераклит, Томас Гоббс, Томас Мальтус, Чарльз Дарвин, Фрэнсис Гальтон и многие другие. Эти идеи были подхвачены по всему миру и были использованы для обоснования нацизма, империализма и даже современного сатанизма. Такая теория «дикой конкуренции» не очень популярна в современной науке, но весьма распространена на практике, тесно смыкаясь с философией индивидуализма и успеха: «бери от жизни всё», «это твои проблемы», «человек человеку волк» и т. п.

Однако «закон джунглей» невыгоден для общества, поскольку снижает уровень доверия, увеличивает непроизводительные расходы, ведёт к взаимной отчуждённости и тревожности, унижает человеческое достоинство, девальвирует сам смысл бытия, который даже в экономическом ракурсе всегда должен быть сверхвысоким. Профессор Сергей Николаевич Булгаков (впоследствии — священник) писал, что конкуренция как «всеобщее соревнование в стремлении к обогащению» скрывает от человека трансцендентальные основы хозяйственного процесса: творческую и трудовую самореализацию, общение людей друг с другом, совершенствование окружающего мира [9, с. 314].

Второе направление теории и практики, обоснованное Адамом Смитом и, пожалуй, самое популярное сегодня, — это учение о так называемой здоровой конкуренции. В нём подразумевается, что в экономических отношениях не должно быть обмана, вреда другим, монополизации. Конкуренция предстаёт здесь как азартное состязание, в котором все получают свою пользу. Однако жизнь показывает, что на большинстве рынков так или иначе возникают сговоры, монополизация, олигархизация и другие «мягкие» формы коррупции. Такой форме конкуренции свойственны издержки на привлечение покупателей, банкротство предприятий, неоправданное разукрупнение организаций и т. д. Очевидно и то, что конкуренция на практике не ведёт к выравниванию уровня рентабельности между отраслями.

Замечено также, что идея любой, даже «здоровой», конкуренции порочна, поскольку строится на страсти гордыни, предполагает стремление возвыситься над другими людьми [10]. Итак, данная концепция даёт некоторый небесспорный выигрыш в экономической эффективности, но вступает в противоречие с задачей духовно-нравственного совершенствования.

Наконец, третья линия мысли о конкуренции зиждется на вере в возможность жить на принципах открытости, сотрудничества и даже жертвенности. Об этом говорили в своё время и Конфуций, и Платон, и коммунисты-утописты XVII—XVIII вв., и Иван Посошков, и анархист Пётр Кропоткин, и русские экономисты XIX — начала XX в., и советские идеологи, и Питирим Сорокин. Пишут об этом и современные учёные: Адам Бранденбургер, Барри Нейлбафф, Уильям Деминг, Фредерик Лалу, Сергей Важенин, Игорь Пичурин и многие другие.

Защитники такого мировоззрения верят, что развитие может осуществляться не только через соревнование, но и через внутренние мотивы ответственности (как перед людьми, так и перед Вечным судом), совести, созидания общей пользы преимущественно перед личной. При всех своих преимуществах и отдельных удачных формах реализации (кластеры, пулы, ассоциации) данный подход пока слабо развит, искать объяснение чему, мы убеждены, следует не в общественно-институциональной, а в духовно-нравственной сфере.

С точки зрения православной веры разделение и соперничество людей друг с другом возникло вследствие первородного греха, т. е. отпадения от Бога по наущению дьявола и вселения в них страстей сласто-, сребро- и славолюбия (Быт. 3). В Новом Завете Господь Иисус Христос призывает всех к покаянию, т. е. смирению, довольству малым, взаимному служению. Помышлявшим о возможном первенстве апостолам говорится: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20,26-28).

Идея о замене конкуренции на общее делание во имя единой цели реализуется в Церкви, которая мыслится как богочеловеческий союз, Тело Христово. В таком понимании человеческое общество должно уподобляться единому организму, в котором нет состязания между отдельными клетками и органами, но каждая частичка выполняет свои функции и получает необходимое для жизни согласно своим потребностям: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители мно-

горазличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10). Тем самым православная антропология указывает путь к мирному сотрудничеству людей через внутреннее преображение во Христе, преодоление гордости, жертвенную любовь к Богу и к ближним.

Для северных территорий идея сотрудничества особенно актуальна и морально предпочтительна ещё и потому, что стартовые условия хозяйствования изначально неодинаковы как для индивидуумов, так и для разных народов, даже в силу природно-климатических особенностей. В этом смысле регионы Севера России, например, по уровню издержек объективно уступают южным территориям и большинству зарубежных стран. Поэтому для функционирующих на Севере видов деятельности, не имеющих ресурсной ренты и больших экспортных доходов, на федеральном уровне должны предоставляться налоговые льготы для компенсации повышенных коммунальных и транспортных затрат предприятий и выполнения их социальных обязательств по Трудовому кодексу. При этом в реальной действительности пока приходится считаться с существованием конкуренции, стараясь постепенно преобразовывать её в рамках «теории соглашений» и «философии сотрудничества» [11].

В целом же наша страна, соединяя в себе совершенно различные народы, являет редкий опыт их сравнительно мирного сосуществования, терпимости и взаимодополнения. Разумеется, исторически созидание такой цивилизации было не случайным, а опиралось на веру в практическую осуществимость любви как «неслиянного единства». Где охладевают эти добродетели, там закономерно возникают делячество и сепаратизм.

Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни (Притч. 4,23)

Сегодня одним из главных двигателей развития экономики считаются нововведения. Всякое творчество свидетельствует о божественном происхождении и призвании человека, принадлежности его не только материальному, но и духовному бытию. Однако любое дело в наших руках не есть самоцель, а становится злом или благом в зависимости от веры и морального уровня. Соответственно, и научно-технический прогресс должен быть не кумиром или знаменем богоборчества, а средством уподобления души Создавшему её.

При переходе к «экономике знаний» северные регионы России испытывают существенные трудности. Наибольший провал фиксируется в секторе создания инноваций, а именно по показателю изобретательской активности, т. е. числу отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России в расчёте на 10 тыс. человек населения (таблица). Это отставание выглядит особенно странно на фоне достаточно большого числа учёных, высоких затрат на научные исследования и разработки и значительного объёма инвестиций в основной капитал.

Слабую изобретательскую активность на Севере обычно объясняют высоким миграционным оттоком, низкой плотностью населения, преобладанием добывающих производств, неблагоприятным климатом и другими материальными причинами. Не претендуя на рассмотрение всех факторов, но в дополнение к ним мы предложили рассмотреть морально-психологическое состояние народа1, поскольку благоприятная социальная и особенно семейная обстановка очень важны для раскрытия творческих способностей человека. Эмпирический анализ взаимосвязи изобретательской активности с некоторыми показателями духовно-нравственного развития представлен в таблице.

Исследование частично подтвердило гипотезу. По всем шести ключевым индикаторам средние значения у северных территорий заметно хуже среднероссийских в отличие от лидеров-инноваторов. Более того, у трёх показателей в целом по стране выявлена значимая отрицательная корреляция с коэффициентом изобретательской активности, которая подтверждается и в предшествующие два-три года. При этом теснота этой взаимосвязи ненамного ниже корреляции с часто упоминаемым фактором — миграционным сальдо (0,3—0,35). Иными словами, чем здоровей душа народа, тем интереснее и продуктивнее его трудовая деятельность, и наоборот. Здесь можно увидеть, что изначально высокий духовный посыл покорителей и жителей Севера сегодня не только не реализуется, но, наоборот, не находит должного применения и выплёскивается в сугубом разочаровании и соответствующих социальных проблемах.

1 Стыров М. М. Развитие творческого потенциала северных регионов России через укрепление целостности семьи. URL: https://www.ugtu.net/sites/default/files/conference/prepodavateli chast 1 0.pdf (дата обращения: 14.09.2021).

Таблица

Показатели духовно-нравственного благополучия народа по регионам России в 2015—2016 гг. и их взаимосвязь с уровнем изобретательской активности

Регионы

Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России в расчете на 10 тыс. человек

населения), в среднем за 20122016 гг.

Личное благополучие

§ 3

е £

о

5

и

Er

2016

а н

ö У

СХ ьО

2016

Семейное благополучие

со

3 со

.S с ^ R °

н а ен

S « ее

2016

° S

со

со ^

г I Ol

^ 3 т

- ^ LO

Ж «ч

бо

а о _

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S S §

2015

Общественное благополучие

3 5

т тс с

ис ес еп

& а

й ве ио

2015

2016

Россия, среднее Россия, медиана Северные регионы, среднее

Северные регионы, медиана

Республика Карелия Республика Коми Архангельская область Ненецкий АО Мурманская область Ханты-Мансийский АО Ямало-Ненецкий АО Республика Саха (Якутия)

Камчатский край Магаданская область Сахалинская область Чукотский АО Для сравнения** г.Санкт-Петербург Республика Татарстан Калужская область Самарская область Корреляция показателя с коэффициентом изобретательской активности в соответствующем году по всем регионам России

1,90 0,86

0,46

0,37

0,47 0,46 0,59 0,05 0,48 0,27 0,46

0,83

0,31 0,47 0,20 0,04

3,41 2,15 1,17 1,62

104,8 114,8

119.2

134.3

110.7 153,2 136,6

147.6 117,2 71,0 103,2

132,0

114.8 166,8 160,6

216.9

59,0 78,9 100,5

128.7

-0,24V

15,6

17.0

18,4

18,2

15.6

30.7

30.3

34.1 5,1 7,3 20,7

30,0

6,3 6,8 9,8 61,7

7,5 13,0

14.4 4,1

-0,21

4.2

4.3

5.1

5.4

4.5 4,8 4,3

4.2

5.5

5.6

5.7

4.3

6,1

6.3

5.7 5,2

4.8 3,5 4,5

4.4

0,04

24 27

34

34

30

31 37

35 24 29

32

46

27 46 41 39

18 24 23 21

-0,25V

1631 1617

1956

1946

2487 2780 1966 1926 2428 1469 1789

1236

1808 2248 2310 1617

1084 1349 1804 1538

-0,08

Источник: рассчитано автором по данным1. Примечание:

** регионы с высоким уровнем инновационного развития. у Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонний критерий). Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонний критерий).

В этих явлениях можно видеть не только причину и следствие, но и разные грани единой внутренней энергии человека, которую можно назвать, например, верой или любовью к жизни. Именно на развитие этой силы и должны быть направлены стратегические усилия органов власти и всех заинтересо-

1 Единая межведомственная информационно-статистическая система Росстата. URL: http://fedstat.ru (дата обраще-

ния: 14.09.2021).

ванных сторон. Это должно привести к улучшению как материального, так и нематериального пространства бытия человека на Севере и других территориях России. Этот вывод не отменяет значимости иных факторов инновационного развития, но призывает не забывать и «единого на потребу» (ср. Лк. 10, 41-42) — чистоты души и заботы о вечном.

Особенно нужно обратить внимание на отношение в обществе к идее целомудрия, означающей твёрдую приверженность души системе высоких нравственных ценностей и непреклонность ко всякому греху, особенно к беззаконной половой связи. В XX в. работавший в США уроженец Республики Коми социолог Питирим Сорокин доказывал, что творческий потенциал нации тесно зависит от умения держать в «берегах» половую энергию. Он говорил, что увлечение плотскими удовольствиями ведёт к упадку творческих способностей, а умеренность и воздержанность — к их развитию [12]. При этом, реагируя на нараставшую тогда развращённость и как бы предвидя будущую научную апологетику её «полезности» для инноваций, Питирим Александрович писал: «Конечно, в области физических наук и технологий творчество еще продолжает идти полным ходом. Но, как уже многократно случалось ранее, сейчас оно становится скорее деструктивным, чем конструктивным» [там же, с. 116—117].

Эта научная теория вполне согласуется с православным богословием, в котором способность к любви и способность к творчеству рассматриваются как разные грани единого Образа Божьего в человеке, а уровень их осуществления зависит от степени уподобления этому Образу [13]. Наивысшим моральным двигателем для целомудренной жизни является живая вера в Единого Бога. При этом речь идёт не столько о страхе земного или загробного наказания, сколько о стремлении достичь в своей жизни полноты любви по примеру Триипостасного Создателя. «Целомудрие есть чистота души и тела, всеобъемлющее название всех добродетелей», — говорит преподобный Иоанн Лествичник [14, с. 113].

Эти ценностные ориентиры должны сегодня лечь в основу преподавания нравственных основ семейной жизни в школе, просветительских занятий для родителей, совместных трудов учреждений культуры и органов социальной защиты по укреплению духовного здоровья нашего общества. Каждому ребёнку важно расти в атмосфере любви и взаимопонимания между папой и мамой, ведь это — подсознательный сигнал им о нужности в этом мире, их праве прийти в эту жизнь и продолжать созидать и развивать её.

Поясним, что творческий подъём очень нужен нам сегодня не столько для «подтягивания» индикаторов инновационного развития под зарубежные лекала, сколько для поиска действительно новых созидательных решений в организации общественной жизни. Ведь пока висят в воздухе и ждут достойных решений проблемы северных моногородов, профилактики насилия в семье без ювенального вмешательства и многие другие. Северным территориям нужно использовать свой экологический потенциал и опыт коренных народов для возвращения современного техноцентричного общества к естественной среде обитания, здоровому образу жизни, снижению антропогенной нагрузки на животный и растительный мир и т. д.

Заключение

Итак, у северных регионов России должна сложиться особая парадигма развития в условиях постиндустриального и постсекулярного мира. Мы предлагаем строить её на идее чистоты в широком смысле этого слова: внутренней дисциплины и целеустремлённости человека, святости семейных отношений, социальной справедливости, бережного отношения к природе и к здоровью, воздержания в материальных интересах в противовес потребительству, преобладания социальных и некоммерческих инноваций над техническими, опоре предприятий в развитии преимущественно на собственные силы вместо привлечения платных кредитов, предпочтительности сотрудничества перед конкуренцией и т. д.

Питирим Сорокин писал об этом так: «Для общества наикратчайшим, наиболее эффективным и единственным практическим путём реального ослабления и сокращения кризиса является восстановление целостной системы его религиозных, моральных, научных и философских и прочих ценностей. Это восстановление должно быть осуществлено таким образом, чтобы новая система вобрала в себя не только лучшие ценности мира, но главным образом ценности нравственного долга и Царства Божия» [15, с. 245].

Наш мощный духовный ориентир — жития святых древности и новомучеников ХХ века, которыми богата северная земля. Они напоминают нам о подзабытых, но неуничтожимых ценностях: верности, послушании, смирении, духовной красоте, воздержании. Хорошо, если эти люди действительно станут своеобразной иконой (с греч. eiKÓva — образ), т. е. примером, образцом как для отдельных верующих,

так и для всей стратегии развития общества. В таком случае главной нашей целью должно стать не просто увеличение экономических показателей или создание комфортных условий проживания, а всестороннее совершенствование человека, повышение его ответственности и разумности, приумножение в людях высоких духовных устремлений и взаимной любви. Именно такая сверхзадача способна пробудить и направить в нужное русло огромные внутренние силы народа. Конечно, были, есть и будут споры об эталоне. Для нас он ясно провозглашён и показан Спасителем: «Будьте совершенны, как совершен Отец Ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

Благодарности

Автор благодарен за поддержку и ценные замечания архиепископу Сыктывкарскому и Коми-Зырянскому Питириму (Волочкову), иерею Димитрию Хрусталёву, Юсифу Алимовичу Гаджиеву, Виталию Николаевичу Лаженцеву, Владимиру Михайловичу Теребихину, Валентине Валентиновне Тихомировой, Тамаре Евгеньевне Дмитриевой, Владимиру Николаевичу Сидорову, Денису Владимировичу Оксузьяну, Максиму Александровичу Шишелову, Дмитрию Васильевичу Колечкову, Елизавете Кимовне Бушенёвой, Андрею Анатольевичу Вишнякову, Галине Викторовне Киселёвой, Елене Владимировне Солдаткичевой, Андрею Сергеевичу Глухову, Александру Владимировичу Игнатову, Сергею и Андрею Стыровым.

Список литературы

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Русский синодальный перевод. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2020. 1376 с.

2. Акерлоф Дж., Шиллер Р. Spiritus Animalis, или Как человеческая психология управляет экономикой и почему это важно для мирового капитализма. М.: Юнайтед Пресс, 2010. 273 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Талер Р. Новая поведенческая экономика. Почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать. М.: Бомбора, 2021. 384 с.

4. Теребихин В. М., Стыров М. М. Некоторые идеи к проектированию политики духовно-нравственного преображения российского общества // Материалы Итоговой XIII Всероссийской научно-практической конференции «Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере» (23— 24 октября 2014 г., г. Сыктывкар) : в 3 ч. Сыктывкар: ГОУ ВО КРАГСиУ, 2014. Ч. 3. С. 135—139.

5. Стыров М. М., Тихомирова В. В. Духовно-нравственное благополучие населения Республики Коми: нужна серьёзная стратегия // Регион. 2015. № 7. С. 26—28.

6. Митрофан (Баданин), епископ Североморский и Умбский. Правда о русском мате. СПб: Библиополис, 2015.

32 с.

7. Лаженцев В. Н. Содержание, системная организация и планирование территориального развития. Екатеринбург; Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН. 2014. 236 с.

8. Гаджиев Ю. А., Стыров М. М. Финансовые ресурсы Республики Коми: тенденции и перспективы // Известия Коми научного центра УрО РАН. 2018. № 4. С. 51—59.

9. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М.: Институт русской цивилизации, 2009. 464 с.

10. Катасонов В. Ю. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации». М.: Институт русской цивилизации, 2013. 646 с.

11. Каюков В. В., Лаженцев В. Н., Шихвердиев А. П. Экономическая политика и институты развития регионов // Экономика региона. 2019. Т. 15. Вып. 4. С. 996—1008. DOI: 10.17059/2019-4-3

12. Сорокин П. А. Американская сексуальная революция. М.: Международный институт П. Сорокина — Н. Кондратьева, 2006. 152 с.

13. Анастасий Синаит, преподобный. Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему // Избранные творения. М.: Сибирская благозвонница, 2003. 482 с.

14. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. 381 с.

15. Сорокин П. А. Человек в условиях бедствий: влияние войны, революции, голода, эпидемии на интеллект и поведение человека, социальную организацию и культурную жизнь. СПб.: Изд. дом «Мир», 2012. 334 с.

References

1. Bibliya. Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vethogo i Novogo Zaveta. Russkij sinodal'nyj perevod [Bible. Books of the Scripture of the Old and New Testament. Russian Synodal Translation]. Moscow: Publishing house of the Moscow Patriarchate of the Russian Orthodox Church, 2020. 1376 p. (In Russ.)

2. Akerlof Dzh., Shiller R. Spiritus Animalis, ili Kak chelovecheskaya psihologiya upravlyaet ekonomikoj i pochemu eto va-zhno dlya mirovogo kapitalizma [Spiritus Animalis or As human psychology operates economy and why it is important for world capitalism]. Moscow: United Press, 2010. 273 p. (In Russ.)

Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2021. V. 1. № 4

3. Taler R. Novaya povedencheskaya ekonomika. Pochemu lyudi narushayut pravila tradicionnoj ekonomiki i kak na etom zarabotat' [New behavioural economy. Why people violate rules of traditional economy and as to earn on it]. Moscow: Bom-bora, 2021. 384 p. (In Russ.)

4. Terebihin V. M., Styrov M. M. Some ideas to design of policy of spiritual and moral transformation of the Russian society. Materialy Itogovoj XIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Politicheskie, ekonomicheskie i sociokul'turnye aspekty regional'nogo upravleniya na Evropejskom Severe» (23-24 Octyabrya 2014, Syktyvvkar) [Materials of the Final XIII All-Russian Scientific and Practical Conference "Political, Economic and Sociocultural Aspects of Regional Governance in the European North" (October 23—24, 2014, Syktyvkar)]. Vol. 3. Syktyvkar: GOU VO KRAGSiU, 2014, pp. 135—139. (In Russ.)

5. Styrov M. M., Tihomirova V. V. Spiritual and moral wellbeing of the population of the Komi Republic: serious strategy. Region [Region], 2015, no 7, pp. 26—8. (In Russ.)

6. Mitrofan (Badanin), episkop Severomorskij i Umbskij. Pravda o russkom mate [The truth about the Russian mat]. St. Petersburg: Bibliopolis Publ., 2015. 32 p. (In Russ.)

7. Lazhencev V. N. Soderzhanie, sistemnaya organizaciya i planirovanie territorial'nogo razvitiya [Contents, system organization and planning of territorial development]. Ekaterinburg — Syktyvkar, Komi SC UrB RAS. 2014. 236 p. (In Russ.)

8. Gadzhiev Yu. A., Styrov M. M. Financial resources of the Komi Republic: trends and prospects. Izvestiya Komi nauch-nogo centra UrO RAN [News of the Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences], 2018, no 4, pp. 51—59. (In Russ.)

9. Bulgakov S. N. Filosofiya hozyajstva [Philosophy of economy]. Moscow: Institute of Russian Civilization, 2009. 464 p. (In Russ.)

10. Katasonov V. Yu. Kapitalizm. lstoriya i ideologiya «denezhnoj civilizacii» [Capitalism. History and ideology of "monetary civilization"]. Moscow: Institute of Russian Civilization, 2013. 646 p. (In Russ.)

11. Kayukov V. V., Lazhencev V. N., Shihverdiev A. P. Economic policy and institutes of development of regions. Ekonomika regiona [Regional Economy], 2019, no 4 (15), pp. 996—1008. DOI: 10.17059/2019-4-3 (In Russ.)

12. Sorokin P. A. Amerikanskaya seksual'naya revolyuciya [American sexual revolution]. Moscow: P. Sorokin — N. Kon-dratiev International Institute, 2006. 152 p. (In Russ.)

13. Anastasii Sinait, prepodobnyj. Tri slova ob ustroenii cheloveka po obrazu i po podobiju Bozhiemu [Three words about the arrangement of a person in the image and in the likeness of God]. Selected creations. Moscow: Siberian blagozvonnitsa, 2003. 482 p. (In Russ.)

14. Ioann Lestvichnik, prepodobnyj. Lestvica [Stairs]. Moscow: Holy Dormition Pskov-Pechersk Monastery, 1994. 381 p. (In Russ.)

15. Sorokin P.A. Chelovek v usloviyah bedstvij: vliyanie vojny, revolyucii, goloda, epidemii na intellekt i povedenie cheloveka, social'nuyu organizaciyu i kul'turnuyu zhizn' [Human in the conditions of disasters: influence of war, revolution, hunger, epidemic on intelligence and behavior of the person, social organization and cultural life]. St. Petersburg: Publishing house "Mir", 2012. 334 p. (In Russ.)

Для цитирования: Стыров М. М. Духовно-нравственная составляющая в социально-экономическом преображении северных территорий России // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. Вып. 4. С. 379— 395. DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-4-379.

For citation: Styrov M. M. Spiritual and moral component in the socio-economic transformation of the northern territories of Russia. Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University, 2021, vol. 1, issue 4. Р. 379—395. DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-4-379 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.