СОЦИОЛОГИЯ: ОТ ИСТОРИИ К СОВРЕМЕННОСТИ
Духовное оформление материальной жизни общества
The Material Life of a Human Society and Its Spiritual Component
Получено 07.03.2016 Одобрено 20.03.2016 Опубликовано 25.03.2016 УДК 130
БОНДАРЕНКО ЛЮБОВЬ ФЕДОРОВНА
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и правоведения Горно-Алтайского государственного университета E-mail: [email protected]
Аннотация
Основная проблема, на разрешение которой направлено исследование - проблема включенности отечественной духовности в перспективу теоретической и эмпирической разработки уровня и качества жизни. Объект внимания автора работы - уровень и качество жизни общества. Предметом исследования является духовный аспект уровня и качества жизни общества. Цель работы заключается в том, чтобы, опираясь на методологические идеи отечественной философии и учитывая её опыт осмысления православного духовного опыта, обозначить сущностные установки православия и выделить православные принципы духовного оформления материальной жизни общества. Основные теоретические положения статьи:
1) в статье выдвинут тезис о том, что развитие материальной стороны жизни общества может осуществляться только путём духовного оформления;
2) утверждается мысль, что тот тип духовности, который требуется для этого оформления, несло православие,
3) на основе анализа православных начал и тематических комплексов отечественной философской мысли, исторических форм русского философствования автором в максимально краткой форме обозначены сущностные установки православия и выделены православные принципы духовного оформления материальной жизни общества.
'. 2 , 1 (091)
BONDARENKO LYUBOV' FYODOROVNA
PhD, Chair of Philosophy and Law, Gorno-Altaysk State University
E-mail: [email protected]
Abstract
The problem the investigation attempts to treat is that of place of Russian spirituality in the theoretical and empirical study of living standard and quality of life. Object of the Study. Living standard and quality of life of a society.
Subject of the Study. The spiritual aspect of the living standard of a society and the quality of life in it. Purpose of the Study. Revealing on the basis ofon the methodological tool of Russian philosophy and taking into account its experience of comprehension of Russian Orthodox spirituality, the essential guidelines of Eastern Orthodox Christianity to single out Orthodox Christian principles of spiritual transformation of the material life of a society.
Principle Theoretical Aspects: 1) the material life of a society can only be developed through shaping it by a certain type of spirituality; 2) the type of spirituality that most effected the material life of the society in Russia was Eastern Orthodox Christianity; 3) analysis of Orthodox Christian principles and the thematic complexes of Russian philosophical thought, the historic forms of Russian philosophy is being used to delineate briefly the essential guidelines of Orthodox Christianity and point out the principles of the Christian spiritual transfiguration of the society's material life.
Ключевые слова:
уровень и качество жизни населения; материальная жизнь общества; духовность; отечественная философия; любомудрие; православие, теоцен-тризм
Keywords:
living standard and quality of life of the population, material life of a society, spirituality, Russian philosohpy, Lyubomudriye (OiAoKdAia), Eastern Orthodox Christianity, Theocentricism, ontology, Sobornost (Catholisity), believing mind
Нетрудно видеть, что проблемный характер уровня и качества жизни человека приводит к выделению различных аспектов этой темы. Наиболее значимыми являются достойное развитие материальной стороны жизни общества, обеспечение материального благополучия людей, совершенствование и техническое оснащение материального производства, определение социальных стандартов. На фоне выделенных аспектов не менее важным измерением уровня и качества жизни населения является совершенствование души человека. По нашему глубокому убеждению, развитие материальной стороны жизни общества может осуществляться только путём его духовного оформления. В отечественной культуре тот тип духовности, который требовался для этого оформления, несло православие.
Перед нами стоит задача уяснить ценностные установки православного духовного опыта и выделить в предельно общей форме православные принципы духовного оформления материальной жизни общества. Обратимся за помощью к отечественной философии, которая будучи формой осмысления и выражения православия содержит в себе исходные методологические посылки, позволяющие осуществить выполнение поставленной задачи. Дальнейшее содержание статьи будет состоять из нескольких информационных блоков по следующим направлениям: 1. О православных началах отечественной философской мысли. 2. Характеристика и содержание основных форм русского философствования. 3. Тематические комплексы и проблемы отечественной православной мысли. Заметим, что список информационных блоков с неизбежностью является неполным.
И всё же на основании усвоения их содержания открывается возможность истолкования православия в качестве духовного оформления материальной стороны жизни общества.
В размышлении по первому информационному блоку, связанному с обсуждением православных начал отечественной философской мысли, необходимо обнаружить и раскрыть основные позиции по вопросу. В отечественной историографии существуют различные точки зрения, каждая из которых опирается на определённые аргументы. В основе разных точек зрения о православных началах русской философии лежит, на наш взгляд, разное понимание самой философии. Не задаваясь целью проследить в данной статье все позиции, рассмотрим основные из них. Представители первой точки зрения (К. Д. Кавелин , Э. Л. Радлов, Г. Г. Шпет) предлагают начать отсчёт истории русской философии с XVШ-го века и связывают появление отечественной философской мысли с развитием науки. Здесь прослеживается, на наш взгляд, европоцентристская линия понимания философии. Философия интерпретируется как строгий доказательный вид знания, как наука, как рефлексивное знание трансцендентального типа, основанного на собственных логических конструкциях, на формально-логических выводах, на использовании трансцендентальных категорий моего личного трансцендентального сознания, которое не выходит за свои пределы и которое основано на самом себе. Такая интерпретация философии является, на наш взгляд, неполной, и быть может даже ошибочной. Она сосредоточивает своё внимание на отвлечённом мышлении автономной личности, ограничивается процессами научного познания, сосредоточи-
вает внимание на феноменальном, предметном мире, абсолютизирует формально-логическую составляющую нашего разума, делая его одномерно-рациональным, отделяет знание от веры, следовательно, от Бога, ставит во главу угла антропоцентрический принцип философствования, «не одним рассудком только добывается истина» [Казин, 2015,8,с.4]
Интерпретация будет неполной даже в контексте рассмотрения этимологии слова «философия», которая буквально в переводе с греческого языка означает любовь к мудрости. Любомудрие в принципе шире любой науки.
Философы - И. В. Киреевский, В. Ф. Эрн, С. Л. Франк, И. А. Ильин в целом не игнорируют формально-логическую составляющую человеческого разума, но обращают внимание на то, что достоверность философского знания нельзя вывести только из него самого. Необходимо преодолеть ограниченность в понимании ума как отвлечённого начала, как автономной человеческой способности, не связанной с верой, с волей, с чувствами. Мыслители обращаются к цельному сознанию верующего разума, к духовному опыту личности, которая должна быть всецело при-частна Богу. Если отказаться от этих установок - значит отказаться от самой философии. И. А. Ильин, например, считает, что философия есть духовный опыт философа и культуры, посвящённый осмыслению Бога и всего божественного. Философия, по мнению мыслителя, зарождается благодаря духовной жизни, поэтому личность, желающая философствовать должна быть духовной.
Современные зарубежные ученые продолжают идею развития философии как духовного целостного явления, неразрывно связанного с православием: «We believe that the heritage of Russian Christian thought may serve as a source of inspiration for alternative approaches to religion and culture. In this aspect, Russian thought may be compared with Nouvelle Théologie, Radical Orthodoxy and other recent movements in Christian post-secular thought
and for this reason it remains astonishingly contemporary» [Mrowczynski-Van Allen etc, 14, p. 2] Требование духовности, основанной на верующем мышлении, говорит о важности включения высших духовных, нравственных начал в понимании философии.
В число авторов, позиция которых по вопросу о природе философии близка по духу отмеченной выше тенденции, входят современные мыслители - О. Е. Иванов, А. А. Ер-мичев, П. А. Сапронов. Они истолковывают философию как науку в аристотелевском смысле, то есть как теорию, как деятельность ума, «как рациональное и систематизированное знание особого рода» [Ермичев, 2014, 5, с. 149]. Философия - ««первая философия» это путь к Богу, и метафизика» [Иванов, 2013, 7, с. 8]. Мыслители акцентируют внимание на личностной стороне философского знания, исходя из онтологического устроения личности. Философия, по мнению данных авторов, даёт возможность реализовывать в мысли личностный принцип и представляет собой личный опыт рационального освоения фундаментальных основ бытия, «предполагает свободу самоопределения по поводу приемлемого и отвергаемого» [Сапронов, 2014, 11, с. 144] и направляет человека к Богу. Главное в философии - это любовь к истине, что без любви она в принципе не существует. Подлинной же философией, по их мнению, является любовь к Богу, ко Христу.
О смысле философии как о любви к Богу или любомудрия по Христу пишет профессор А. И. Сидоров. Он указывает на первоначальные (верные) интуиции древнегреческих мыслителей в вопросе о сути философии. «Смысл и назначение философии во многом определил тот, кто отчеканил само это понятие. А как говорил Диоген Лаэртский, «философия философией, а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор...Му-дрецом же по его словам, может быть только Бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть мудростью, а упражняющегося в ней - мудрецом, как если бы он
изострил уже свой дух до предела; а философ [ любомудр ] - это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости»». А. И. Сидоров считает, что со времени пришествия Иисуса Христа философия [ Сидоров, 12, URL: http:// lib.pravmir.ru ( дата обращения 08.04.2016 г.) ] стала возвращаться к своему первоначальному смыслу. На примере творений греческих отцов церкви и церковных писателей, учёный выделяет не только различные аспекты философского любомудрия по Христу, которые включают в себя и теорию как Богомыслие, и веру, и святость жизни, и интеллект, но и подчёркивает значение первоначального смысла и назначения философии.
Понимание философии как любомудрия по Христу является важным обстоятельством для нашего исследования, поскольку позволяет говорить о православных началах отечественной философской мысли, о её истоках. Именно с такого понимания начался путь философии в культуре русского народа. Особенности отечественной философии как любомудрия по Христу зафиксированы в трудах таких исследователей, как М. Н. Громов, Н. С. Козлов, В. В. Мильков, В. С. Горский. Учёные выстраивают своё понимание философии в русле кирилло-мефо-диевской традиции, обращают внимание на такие важные аспекты как высшее знание, вера, «как вершина человеческого опыта, как жизнестроительное учение, как умение отстаивать исповедуемые идеалы, как высшая духовная ценность, как стремление глубоко и необыденно мыслить» [Романова, 2009, 10, с. 200 ], особый вид духовной деятельности, практическая мудрость, святость жизни, красота, мораль, учёность. В славяно русских источниках под термином «философ» чаще всего имеется в виду «ученый, образованный человек» [ Громов, 2013, 6, с. 15 ]. Исследователи анализируют огромное количество древнерусских источников вербального и не вербального толка, затрагивают вопрос отпадения философии от её подлинного смысла и назначения, выделяют различные тенден-
ции, взгляды, концепции, дают характеристику отечественной философии с момента принятия православия. Связывая воедино основные идеи учёных, можно выделить центральную мысль их творчества - отечественная философская мысль имеет православные начала, выражает духовный опыт русского народа, что обуславливает своеобразие отечественной философии в национальном и историческом плане.
В свете вышеобозначенных положений решается ещё один важный вопрос - вопрос о том, на каком этапе отечественной культуры возникла философия. Логика ответа такова, если мы принимаем истолкование философии как любомудрия по Христу, то она естественно зародилась не в XVIII и не в XIX веках, а на более ранних этапах развития русской культуры, с момента принятия Древней Русью православия, в процессе перехода от мифологически-политеистического мировосприятия к православному умозрению теистического толка. Православие действительно следует считать исходным началом отечественного философствования. С этой установкой трудно не согласиться в силу тех оснований, той совокупности принципов, которые определяют содержание православной религии. Прежде всего, это следующие виды оснований: 1. Христианство есть религия теистическая, в которой Бог исповедуется как Творец, как Любовь, как Дух, как высшее Слово-Разум, как Триединая Абсолютная Личность (Пресвятая Троица), обладающая бесконечной любовью и свободой, совершенным знанием и безграничными возможностями. 2. Опора на Божественное Откровение - на Священное Писание и Священное Предание. В христианстве человек есть Богом созданное существо, есть Образ и Подобие Бога, есть личность. «Человек способен осознавать себя личностью, то есть способен: а) рефлектировать; б) открывать собственное бытие; в) оформлять различие между собой и каким-либо видимым и невидимым существом ( сущностью ) в мире; г) он способен идентифицировать себя как от-
дельность и единичность; д) человек свободен и потому способен быть активным в выборе системы ценностных координат; ж) человек способен оценивать временную жизнь с точки зрения вечности, то есть личность способна жить «субстанциональным самоутверждением в вечном бытии», она жаждет спасения и потому стремиться «прорваться сквозь плен греха и смерти к святости и бессмертию». Основными формами этого самоутверждения являются таинства» [Бондаренко, 2009, 3, с. 39]. 3. Вера - онтологическая основа и исходное гносеологическое начало. 4. Церковь как Тело Христово есть онтологическое основание духовной жизни личности. В церкви через помощь Святого Духа, через таинства человек преображает свой дух, своё сердце, ум, волю и готовит себя к вечности. 5. Познание в христианстве осуществляется на основе любви к Богу, на поиске высшей Истины и Премудрости Божией. Богопознание, самопознание и познание мира, основано не на автономии разума, а на связи мышления, веры, чувства и воли, то есть на взаимосвязи всех духовных сил человека. 6. Исходными идеями православия являются: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, идея личностного роста человека (обожение), абсолютизация идеи красоты во всех областях жизни, идея единства делания и созерцания и т. д.
Все указанные основания православной религии стали общим базисом для творческой активности и привели русский народ к поистине великим делам: к созданию государственности, к просветительской деятельности, к становлению книжной культуры и письменности, к строительству храмов и монастырей, к развитию образования, литературы, политики, экономики, искусства, морали, обыденной жизни. Стержнем и средоточием православной духовности в Древнерусской культуре стал исихазм, основанный на « опыте христоцентрического Богообщения - восхождения к соединению со Христом в Св. Духе<...> и на «превосхождении естества»» [Хоружий, 2011, 13, с. 9-10].
В области философии православные основания и ценностные установки определяли интеллектуальные запросы и формировали основные интенции отечественных исторических форм философствования.
Древнерусская философская мысль, основанная на понимании философии как любомудрия по Христу, в теоретическом аспекте была связана с Премудростью Божией, со Словом Божьим, с Единородным Сыном и включало в себя стремление к высшему Слову-Разуму, то есть - к Богу. К познанию относились как к замыслу, как проявлению любви Бога к человеку. Всё держится на любви, она определяет все движения человеческого духа и является онтологической основой познания. Познание должно осуществляться на единстве разума и веры. В любомудрии теоретическое знание не может работать без внутренней работы духа. Работа разума зависит от внутреннего состояния духа познающего. Поэтому важным аспектом любомудрия было практическое делание, связанное со стремлением к духовному преображению, святости, к обретению добродетелей.
Любомудрие по Христу помогает личности преуспевать во многом, если это многое полезно ей. Примером такого преуспевания стали оригинальные сочинения словесной культуры Древней Руси, в которых воплотились основные парадигмы древнерусского православного мировидения. Это были тексты историософского характера («Слово о законе и благодати» Илариона, «Послания» старца Филофея, «Повесть временных лет»), в которых воплощался интерес к историческому процессу, к его направленности. В рамках древнерусского философствования получили развитие эстетическая, нравственно-этическая и социально-политическая проблематика ( «Слово о погибели Русской земли», «Поучение» Владимира Мономаха ). Выделялись тексты, которые были основаны на философских размышлениях о политике, о религии, о смерти и бессмертии и т. д. («Киево-Печер-ский патерик», «Послание митрополита Ни-
кифора Владимиру Мономаху», «Притча о душе и теле» и др. ).
Эти тексты были наполнены глубоким идейным содержанием, отличались мастерством, выражали внутреннюю гармонию человеческого духа. Они были важны для выстраивания всей архитектоники православного мышления, христианского чувства и соответствующего ему миропонимания, а также для становления философской, формально-логической, дискурсивной способности мышления. По сути дела, книги развивали способность рассуждать и абстрактно мыслить, работать с абстрактными понятиями, что позволяло выражать основы христианской веры в понятиях. Но более всего книги как результат любомудрия по Христу способствовали исполнению тех задач, которые были поставлены Богом перед человеком - идти по тому пути, по которому ему указал Бог.
Таковы характеристики древнерусского философствования как любомудрия по Христу. Со второй половины XVII - XVIII веков началось формирование новой исторической формы отечественной философии, которая была основана на принятии и переработке западноевропейских философских идей нигилизма, идейного радикализма, оккультного догматизма, светского гуманизма и т. д. Эти идеи не отражали традиционных православных установок и не опирались на опытный материал православной духовности и потому не способствовали развитию понимания философии как любомудрия по Христу , напротив - со второй половины XVII века наметился процесс отпадения философии от своего первоначального назначения и смысла. В этой ситуации наиболее адекватными традиционной русской культуре были взгляды Тихона Задонского, Дмитрия Ростовского, Паи-сия Величковского о внутреннем обновлении человека как пути к утраченной цельности бытия. Речь идёт об онтологической трансформации человека. Утверждается мысль, что «при вступлении на путь радикально иной онтологической установки, включаю-
щей человека в процесс Богоуподобления, требуется не только желание самого человека, но и помощь свыше» [Бондаренко, 2011, 4, с. 27]. Необходимым условием Богоуподобления является взаимосвязь с Богом, которая осуществляется через приобщение человека к Святому Духу, через соблюдение заповедей, через церковные таинства и молитву, через духовную работу над самим собой. Важным моментом этой установки является призыв философов-любомудров не отрекаться от мира, а освящать его своей жизнью.
Дальнейшее размышление будет посвящено отечественной философской мысли XIX -начала ХХ века. Философия данного периода выражалась в форме профессиональной философии. Это означало, что она конституируется в качестве особого рода деятельности и знания, основанного на дискурсивно-логиче-ском способе философствования. Такой тип философского знания, как правило, выражается в логических конструкциях и в категориальном строе мышления. Несмотря на своё новое состояние, можно сказать, что отечественная философия не являлась трансцендентальной, то есть таким чистым знанием, получить которое можно из себя самого, не обращаясь к Богу. Философствование было основано, по большому счёту, ( не учитывая различного рода вольностей) на осмыслении православного онтологического опыта, на постижении предельных оснований бытия, на стремлении к Богу, то есть, отечественная философская мысль не ограничивала себя только познанием мира: «thus, knowing the world and knowing God are two aspirations which can be attained by following one and the same path. There is no division between faith and reason, rather reason must be enlightened by faith to be able to understand the sense of the world and of life, but also that of society, politics or economy» [Cambronero, 2015, 15, с. 18]
Здесь, на наш взгляд, речь должна идти о верующей философии, которая «изначально следовала древней традиции патристики и русской средневековой мысли, сочетаю-
щей теоретический и практический интерес: подлинная философия есть поиск истинной жизни и спасения» [ Аксючиц, 1, URL: http:// pravoslavie.ru>jurnal/030915103201 (дата обращения 06.04.2016 г.) ]. Связь отечественной философской мысли с православием хорошо прослеживается через обращение философов к традиционным проблемам отечественного любомудрия, через их актуализацию и темати-зацию. Тема историософии - насущная тема, которая нашла своё выражение в теоретических разработках И.В. Киреевского, И.А. Ильина, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева. Данная проблема рассматривалась ими в контексте осмысления религиозной сущности исторического процесса и в решении вопроса об исторических судьбах Отечества. Историософские проблемы были определяющими в поисках социально-нравственного идеала устройства общества и восходили к традициям прошлого, к идеям митрополита Иллариона, старца Филофея. Историософичность русской философии XIX - начала ХХ века исходила из религиозных оснований православия и реализовывала её духовные установки. Это проявлялось в размышлении мыслителей о мессианской роли русского народа, о его культурной и религиозной самобытности. Известный мыслитель С. С. Уваров определил основы самобытного пути развития России в установке - народное православие и самодержавие. В вопросе о месте русской культуры в истории человечества выдвигалась идея о её самобытности, уникальности, жизненности и перспективности. Основанием для решения проблем историософского плана именно православие определялось мыслителями, в частности А. С. Хомяковым, как наиболее перспективная форма общественного устройства, поскольку сочетала в себе единство, любовь и свободу, которые помогают построить жизнь человеческого общества на глубинных духовных началах.
Тематизация проблемы смысла жизни принадлежит В. И. Несмелову, М. М. Тарееву, А. И. Введенскому. Они связывали данный
вопрос с онтологией, с раскрытием сущности христианской веры, с анализом человеческой личности и её сознания. Важной темой отечественной философии являлась тема соборности, разрабатываемая А. С. Хомяковым, И. В. Киреевским и рядом других мыслителей. Они продолжали развивать идеи Сергия Радонежского и Иллариона Киевского о единстве и объединении всех живущих на русской земле под водительством Церкви. Источником соборности мыслители единодушно считают любовь. Соборное единство немыслимо без любви к Богу, к Церкви, к вере, людей друг к другу, без общения человека с Богом, в результате которого человек получает благодать (Божественную энергию) для единения. Мыслители считали фундаментальной основой соборности жизнь в церкви, они «отчетливо осмыслили и реконструировали опыт «жизни в церкви», основанный на православном исповедании веры (Никео-Константинополь-ский Символ веры), на участие в церковных таинствах и молитве» [Бондаренко, 2009, 2, с. 44]. Темы эсхатологии и сотериологии в отечественной религиозно-философской традиции развивались в рамках осмысления свободы, первородного греха, личности; судеб тварного мира, начала, конца, преображения, обновления, воскресения и спасения. К этой теме прикасались многие философы, но не все её решали в соответствии с духовным содержанием православия. Вероятно, что это было связано с собственным не полным духовным опытом мыслителей.
И, наконец, нельзя не сказать ещё об одной теме, поднимаемой в отечественной философии обсуждаемого периода. Это тема цельного духовного опыта и соответствующего мышления. Речь идёт об идеях философов славянофильского направления, в частности И.В. Киреевского. «Верующее мышление, верующий разум - это внутреннее сознание живой связи процесса познания с духовным опытом, с его средоточием» [ Рожковский, URL: http:// donseminary.ru>2013/06/14/v-b-rozhkovskij... duxovno...( дата обращения 06.04.2016 г.) ].
Верующий разум связан с цельностью духа, с гармонией всех сторон внутреннего мира личности. В своих утверждениях мыслитель опирается на духовный опыт восточной традиции, ссылается на Божественное Откровение, на догматы Церкви и на христианское понимание человека как Образа и подобия Бога, как цельной личности.
Итак, анализируя православные начала и тематические комплексы отечественной философской мысли, исторические формы русского философствования, мы уяснили и обозначили для себя сущностные установки православия. Суть этих установок заключалась в осмыслении глубинных основ духовного мира, в постижении духовных смыслов бытия, связанных со стремлением человека к Богу, с принятием Его как Истины, как Творца, как Любви, как Духа, как высшего Слова, как Триединой Абсолютной Личности. Сущностным моментом в православном типе духовности является понятие человека как личности, способной творить, созидать, размышлять, изменять, расти духовно и утверждать себя через соблюдение заповедей Божиих, через церковные таинства для вечного бытия. В уяснении сущностных установок православного типа духовности важно правильно понять, что вера и Церковь как Тело Христово являются исходными онтологическими основаниями духовной жизни личности. Вся жизнь человека основана на взаимосвязи всех духовных сил человека, на единстве делания и созерцания.
С помощью обозначенных установок православной духовности можно сформулиро-
вать принципы духовного оформления материальной стороны жизни. К ним, на наш взгляд, следует отнести: 1 ) принцип духовного преображения человека как приобщение к Духу Святому, что означает взаимосвязь человека с Триединой Абсолютной Личностью, 2 ) принцип цельности духа выражает главенство духа и характеризует стремление человека к восстановлению единства всех его способностей: разума, чувств, воли, 3 ) принцип верующего мышления сосредотачивает внимание не только на предметном мире, но и на духовной реальности, 4 ) принцип обязанности и ценности труда, основанных на ответственности перед Богом, перед совестью и перед другими людьми.
Итак, исходя из проанализированного материала, который позволил сформулировать установки и обозначить принципы, можно сделать вывод о том, что духовность, которую несло православие, не отвергало развитие материальной стороны общества, считало его Богоугодным для спасения делом. Однако к устроению всех областей жизни и особенно материальной стороны должен быть причастен в первую очередь дух. Православие ориентировало на духовное преображение человека через приобщение к Богу. Такой путь духовно облагораживал развитие материальной стороны общества, делал личность ответственной перед Богом, предлагал разумные ограничения, уберегал её от возвеличивания, от одномерного рационализма, от эгоистического своеволия и индивидуализма, от потребительского отношения к миру и к другим людям.
Список литературы
1. Аксючиц В. В. Становление русской философии [ Электронный ресурс ] / В. В. Аксючиц. - URL: http:// pravoslavie.ru>jurnal/030915103201 (дата обращения 06.04.2016 г.).
2. Бондаренко Л. Ф. Опыт аутентичного осмысления русской православной культуры в отечественной ре-
Refereces
1. Asyuchic, V. V. Stanovlenie russkoi filosofii [Elektronnyi resurs] - URL: http:// pravoslavie.ru>jurnal/030915103201 (дата обращения 06.04.2016 г.)
2. Bondarenko, L. F. Opyt autentichnogo osmysleniya russkoi pravoslavnoi kul'tury v otechestvennoi religiozno-filosofskoi tradicii / L.F. Bondarenko // Vestnik Tomskogo
лигиозно-философской традиции / Л. Ф. Бондаренко // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2009. - №321- С. 42-47.
3. Бондаренко Л. Ф. Становление христианского миропонимания в культуре Горного Алтая / Л. Ф. Бондарен-ко // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2009.- №326. - С. 38-41.
4. Бондаренко Л. Ф. Любовь как онтологическая основа и базовый принцип Алтайской Духовной Миссии / Л. Ф. Бондаренко. - Тамбов, 2011. - № 2(8) Часть 2 - С. 15-20.
5. Ермичев А. А. История русской философии / А. А. Ермичев // Вестник русской христианской гуманитарной академии. СПб., 2014. - № 21 - Т. 9. 2008. С. 143-152.
6. Громов М. Н. Философ - значит просветитель. Почему назывался «философом» первоучитель славянский Константин-Кирилл // Московский журнал. Приложение. Славный подвиг первоучителей. М., 2013. С. 15-20.
7. Иванов Е. О. Метафизика как путь к себе / Е. О. Иванов, - СПб.: Изд-во института Богословия и философии, 2013. - 314 с.
8. Казин А. Л. Искусство и религия в современной культуре России : учеб. пособие / А. Л. Казин. - СПб.: СПбГИКиТ, 2015. - 92 с.
9. Рожковский В. Б. «Верующее мышление» в духовно-экзистенциальном опыте современного человека [ Электронный ресурс ] / В. Б. Рожковский . - URL: http:// donseminary.ru>2013/06/14/v-b-rozhkovskij... duxovno...( дата обращения 06.04.2016 г.)
10. Романова Е. Н. Специфика древнерусской философской мысли (к историографии вопроса) / E. Н. Романова; Московский государственный университет // Научные ведомости БелГУ Сер. Философия. Социология. Право. - 2009. - № 2(57), вып. 7.- С. 198-205.
11. Сапронов П. А. Феномен русской философии / П. А. Сапронов // Вестник русской христианской гуманитарной академии. СПб., 2014. - № 1 - Т. 15. С. 141-148.
12. Сидоров А. И. Христианство как философия или любомудрие по Христу по свидетельству греческих отцов церкви и церковных писателей II-VIII вв. [ Электронный ресурс ] / А. И. Сидоров. - URL: http:// lib. pravmir.ru ( дата обращения 08.04.2016 г.)
13. Хоружий С. С. Этика исихазма в ее двух исторических формациях / С. С. Хоружий // Вестник русской христианской гуманитарной академии. СПб., 2011. - № 4 - Т. 12. С. 8-29.
14. Mrowczynski-Van Allen, Artur, ed. Apology of Culture: Religion and Culture in Russian Thought. Eugene, Oregon: Pickwick Publications, 2015. Рр 252.
15. Cambronero, Marcelo López. Man as Spirit and Culture: Russian Anthropocentrism. Apology of Culture: Religion and Culture in Russian Thought. Eugene, Oregon: Pickwick Publications, 2015. Рр 252.
gosudarstvennogo universiteta. Tomsk, 2009. № 321. Pages 42-47
3. Bondarenko L. F. Stanovlenie khristianskogo miroponimaniya v kul'ture Gornogo Altaya / L.F. Bondarenko // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Tomsk, 2009. № 321. Pages 67-71.
4. Bondarenko L. F. Lyubov' kak ontologicheskaya osnova i bazovyi princip Altaiskoi Duhovnoi Missii / L. F. Bondarenko. Tambov, 2011. № 2(8) Chast' 2. Pages 15-20.
5. Еrmichev А. А. Istoriya russkoj filosofii / A. A. Ermichev // Vestnik russkoj khristianskoj gumanitarnoj akademii. SPb.; Vypusk № 2 Tom 9 2008. Pages 143-152.
6. Gromov M. N. Filosof znachit prosvetitel'. Pochemu nazyvalsya «filosofom» pervouchitel' slavyanskii Konstantin-Kirill // Moskovskii zhurnal. Prilozhenie. Slavnyi podvig pervouchitelei. M., 2013. Pages 15-20.
7. Ivanov E.O. Metafizikakak put' k sebe. SPb.: Izd-vo instituta bogosloviya i filosofii . 2013. 314 pages.
8. Kazin A. L. Iskusstvo i religiya v sovremennoi kul'ture Rossii: uchebnoe posobie. SPb.: SPbGIKiT, 2015. 92 pages
9. Rozhkovskii V. B. «Veruyushee myshlenie» v duhovno-ekzistencial'nom opyte sovremennogo cheloveka [Elektronnyi resurs]). - URL: http:// donseminary. ru>2013/06/14/v-b-rozhkovskij...duxovno... ( дата обращения 06.04.2016 г.)
10. Romanova, E. N. Specifika drevnerusskoi filosofskoi mysli (k istoriografii voprosa). Moskovskii gosudarstvennyi universitet) (Nauchnye vedomosti Bel GU. Ser. Filosofiya. Sociologiya. Pravo. - 2009. - № 2(57), vyp. 7.Pages 198-205
11. Sapronov P. А. Fenomen russkoj filosofii / P. A. Sapronov // Vestnik russkoj khristianskoj gumanitarnoj akademii. SPb.; Vypusk № 1 Tom 15 2014. Pages 141-148.
12. Sidorov A. I. Hristianstvo kak filosofiya ili lyubomudrie po Hristu po svidetel'stvu grecheskih otcov cerkvi i cerkovnyh pisatelei II-VIII vv. [Elektronnyi resurs]) -URL: http:// lib.pravmir.ru >library/book/375 ( дата обращения 08.04.2016 г.)
13. Horuzhii S. S. EHtika isikhazma v ee dvukh istoricheskikh formatsiyakh / S. S.Horuzhii // Vestnik russkoj khristianskoj gumanitarnoj akademii. SPb.; Vypusk № 4 Tom 12 2011. Pages 8-29.
14. Mrowczynski-Van Allen, Artur, ed. Apology of Culture: Religion and Culture in Russian Thought. Eugene, Oregon: Pickwick Publications, 2015. Рр 252.
15. Cambronero, Marcelo López. Man as Spirit and Culture: Russian Anthropocentrism. Apology of Culture: Religion and Culture in Russian Thought. Eugene, Oregon: Pickwick Publications, 2015. Рр 252.