Научная статья на тему 'КОНКУРЕНЦИЯ: ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЫСЛИ'

КОНКУРЕНЦИЯ: ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЫСЛИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
125
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / СОПЕРНИЧЕСТВО / СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКОНОМИКА / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО / COMPETITION / RIVALRY / COOPERATION / ECONOMY / MORALITY / SPIRITUALITY / ORTHODOX CHRISTIANITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Стыров М. М.

В статье рассмотрены теоретические подходы к содержанию понятия «конкуренция» на основе изучения литературы. Выделены следующие основные направления: «дикая» конкуренция, «здоровая» конкуренция и переход от конкуренции к сотрудничеству. Показано, что каждая из этих линий берёт своё начало в глубокой древности и имеет своих апологетов в современной науке. Сделан вывод об опоре современной теории агрессивной конкуренции на спорные труды социал-дарвинизма и несоответствии данного направления высоким представлениям о человеческом достоинстве. Наиболее распространённая и поддерживаемая государством концепция «здоровой» конкуренции даёт существенный, хотя и не бесспорный выигрыш в экономической эффективности, но также разъединяет людей друг с другом, игнорирует задачу их духовно-нравственного совершенствования. Наиболее возвышенной с этической точки зрения и потому перспективной представляется парадигма сотрудничества, которая имеет обоснование в научных трудах, но практический опыт её осуществления пока скуден в силу духовной неготовности общества. Дано религиозное обоснование данной модели с точки зрения православной христианской веры, указано, что она подразумевает трансформацию смысла жизни от земного успеха и потребления материальных благ к жертвенной любви к Богу и к ближним, смирению, взаимному служению. Результаты работы могут быть полезны для расширения кругозора учащихся и специалистов, активизации общественной дискуссии по теме развития конкуренции. Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение взаимного соотношения трёх выявленных подходов в экономике России, уточнение перспектив их развития через диалог с управленцами, оценку конкурентоспособности страны, регионов и организаций с представленных точек зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITION: SPIRITUAL SOURCES AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF IDEAS

In the article theoretical approaches to a concept of the competition on the basis of the analysis of literature are considered. Three main directions are allocated: the "wild" competition, the "healthy" competition and transition from the competition to cooperation. It is shown that each of these lines originates in an deep antiquity and has the apologists in modern science. The conclusion is drawn about a support of the modern theory of the aggressive competition on disputable works of social Darwinism and discrepancy of this direction to high ideas of human dignity. The most widespread concept of the "healthy" competition supported by the state gives an essential, though not indisputable prize in cost efficiency, but also separates people with each other, ignores a task of their spiritual and moral improvement. From the ethical point of view and the cooperation paradigm which has justification in scientific works seems to be the most perspective, but the practical experience of its implementation is still poor owing to spiritual unavailability of society. Religious justification of this model in terms of orthodox Christianity is given, it is specified that it implies transformations of meaning of life from terrestrial success and consumption of material benefits to sacrificial love for God and to neighbors, humility, mutual service. Results of work can be useful to expansion of an outlook of pupils and experts, activization of a public discussion on a competition development subject. Further researches can be connected with studying of balance of three revealed approaches in economy of Russia, with the specification of prospects of their development through dialogue with managers, with assessment of competitiveness of the country, regions and the organizations from the presented points of view.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНЦИЯ: ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЫСЛИ»

Конкуренция: духовные истоки и направления развития мысли Competition: spiritual sources and directions of development of ideas

DOI: 10.34130/2070-4992-2019-4-108-115

УДК 339.137+334.01

М. М. Стыров, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения РАН (Сыктывкар, Россия)

M. M. Styrov, Institute of Socio-Economic and Energy Problems of the North of Komi Scientific Center, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Syktyvkar, Russia)

В статье рассмотрены теоретические подходы к содержанию понятия «конкуренция» на основе изучения литературы. Выделены следующие основные направления: «дикая» конкуренция, «здоровая» конкуренция и переход от конкуренции к сотрудничеству. Показано, что каждая из этих линий берёт своё начало в глубокой древности и имеет своих апологетов в современной науке. Сделан вывод об опоре современной теории агрессивной конкуренции на спорные труды социал-дарвинизма и несоответствии данного направления высоким представлениям о человеческом достоинстве. Наиболее распространённая и поддерживаемая государством концепция «здоровой» конкуренции даёт существенный, хотя и не бесспорный выигрыш в экономической эффективности, но также разъединяет людей друг с другом, игнорирует задачу их духовно-нравственного совершенствования. Наиболее возвышенной с этической точки зрения и потому перспективной представляется парадигма сотрудничества, которая имеет обоснование в научных трудах, но практический опыт её осуществления пока скуден в силу духовной неготовности общества. Дано религиозное обоснование данной модели с точки зрения православной христианской веры, указано, что она подразумевает трансформацию смысла жизни от земного успеха и потребления материальных благ к жертвенной любви к Богу и к ближним, смирению, взаимному служению. Результаты работы могут быть полезны для расширения кругозора учащихся и специалистов, активизации общественной дискуссии по теме развития конкуренции. Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение взаимного соотношения трёх выявленных подходов в экономике России, уточнение перспектив их развития через диалог с управленцами, оценку конкурентоспособности страны, регионов и организаций с представленных точек зрения.

Ключевые слова: конкуренция, соперничество, сотрудничество, экономика, нравственность, духовность, православное христианство.

In the article theoretical approaches to a concept of the competition on the basis of the analysis of literature are considered. Three main directions are allocated: the "wild" competition, the "healthy" competition and transition from the competition to cooperation. It is shown that each of these lines originates in an deep antiquity and has the apologists in modern science. The conclusion is drawn about a support of the modern theory of the aggressive competition on disputable works of social Darwinism and discrepancy of this direction to high ideas of human dignity. The most widespread concept of the "healthy" competition supported by the state gives an essential, though not indisputable prize in cost efficiency, but also separates people with each other, ignores a task of their spiritual and moral improvement. From the ethical point of view and the cooperation paradigm which has justification in scientific works seems to be the most perspective, but the practical experience of its implementation is still poor owing to spiritual unavailability of society. Religious justification of this model in terms of orthodox Christianity is given, it is specified that it implies transformations of meaning of life from terrestrial success and consumption of material benefits to sacrificial love for God and to neighbors, humility, mutual service. Results of work can be useful to expansion of an outlook of pupils and experts, activization of a public discussion on a competition development subject. Further researches can be connected with studying of balance of three revealed approaches in economy of Russia, with the specification of prospects of their development through dialogue with managers, with assessment of competitiveness of the country, regions and the organizations from the presented points of view.

Keywords: competition, rivalry, cooperation, economy, morality, spirituality, orthodox Christianity.

Введение

В современной экономической парадигме необходимость и полезность "здоровой конкуренции" преподносится как аксиома. Например, Юрий Васильевич Тарануха говорит, что конкуренции отводится роль исключительной ценности и двигателя прогресса, а также мерила, определяющего эффективность всех общественных институтов [1]. Однако история научно-философской мысли по данному вопросу

весьма не проста и отнюдь не закончена. Ведь ещё Аристотель предостерегал, что экономика может не только помогать удовлетворению насущных потребностей, но и становиться служанкой страстей человеческих и даже претендовать на место главного смысла жизни [2]. Поэтому, как пишут Степан Степанович Сулакшин с коллегами, развитие государственного и общественного устройства побуждает искать новые, более совершенные формы, благоприятствующие раскрытию лучших сторон человеческой нравственности [3]. Целью статьи является обзор существующих теоретических концепций конкуренции и выявление их духовных предпосылок. Основной метод исследования - анализ литературы.

Конкуренция как борьба за жизнь

Первая линия мысли - это взгляд на жизнь как на борьбу за существование, на человеческие отношения как на непримиримое соперничество за власть, славу и удовольствия. Например, Гераклит говорил, что война общепринята, а вражда - обычный порядок вещей, и всё возникает благодаря ей [80 DK]. Древнегреческие мифы полны картин коварства и вражды богов друг с другом и с людьми.

Томас Гоббс в XVII в. писал, что каждый соперник идет к реализации своего желания путем насилия, поэтому в условиях отсутствия общей власти, держащей всех в страхе, люди находятся в состоянии «войны всех против всех» [4, с. 87].

На рубеже XVIII-XIX вв. Томас Мальтус рассуждал о грядущей нехватке материальных средств жизни и возникающей отсюда необходимости сдерживания рождаемости [5]. Хотя он и пытался дать своим взглядам даже библейское обоснование и многократно оправдывался впоследствии («я не враг размножения, а враг порока и нищеты»), его слова лили и льют до сих пор воду на мельницу сторонников подхода к экономике и обществу как преимущественно биологической системы.

Чарльз Дарвин в XIX в. обосновывал происхождение биологических видов борьбой за выживание, затем он перенес эти взгляды на происхождение человека [6, с. 655]. Хотя он тоже старался примирить теорию эволюции с учением о сотворении человека Богом, его труды оказали огромную пользу развитию материалистического мировоззрения. В этом же тоне его современник Фрэнсис Гальтон предлагал всячески содействовать сильным вместо того, чтобы «по ложному инстинкту» оказывать помощь слабым [7, с. 274].

Эти идеи, получившие обобщенное название «социал-дарвинизм», были подхвачены многими учеными по всему миру и в той или иной степени использованы для обоснования нацизма, империализма, и даже современного сатанизма. Они лежат в основе и идеологии «агрессивной» конкуренции в экономике.

В современной экономической науке такая теория «дикой» конкуренции не очень популярна, но отдельные её элементы можно встретить в пособиях по ведению бизнеса в виде таких фраз: «Чтобы выжить самому, надо не дать жить другому» [8, с. 5].

При этом «звериный» подход к экономическим отношениям весьма распространён в медийном пространстве и на практике, тесно смыкаясь с философией индивидуализма и успеха. В разговорной речи это мировоззрение выражается фразами «бери от жизни всё», «это твои проблемы», «человек человеку волк» и т. п. В хозяйственной деятельности данное мировоззрение воплощается в такие приёмы, как административное давление, подрыв репутации конкурента, промышленный шпионаж, переманивание работников, рейдерство, демпинг с целью довести соперников до банкротства, шантаж, угрозы, сращивание с криминальными структурами, рэкет, коррупция, физическое нанесение вреда или даже уничтожение конкурента.

Разрушительность и недопустимость такого подхода к конкуренции была осознана очень давно. Даже в сугубо экономическом плане «закон джунглей» невыгоден для общества, поскольку снижает уровень доверия, увеличивает непроизводительные расходы. На уровне же души такое мировоззрение ведёт к взаимной отчуждённости и тревожности, т. е. к утрате любви. Фридрих Энгельс писал о том, что частная собственность разделяет людей и настраивает их друг против друга, а конкуренция является «завершением» этой «безнравственности нынешнего состояния человечества» [9, с. 559]. К сожалению, его мысли привели к ещё большему злу - попытке переустроить мир путём насилия и тоталитаризма.

Сведение человеческой жизни к бесконечной борьбе за хлеб насущный не только невыгодно, но и унижает человеческое достоинство, девальвирует сам смысл бытия, который даже в экономическом ракурсе всегда должен быть сверхвысоким, как убеждает Александр Иванович Агеев1. Средства к жизни

1 Агеев А.И. Творчество, озаренное идеалами // Клуб православных предпринимателей. URL: http://kpp-russia.ru/proekty/preobrazhenie/society/tvorchestvo-ozarennoe-idealami (дата обращения: 15.08.2019).

нелепо считать её целью, так рассуждает Олег Беляков1. Сергей Николаевич Булгаков писал, что конкуренция как «всеобщее соревнование в стремлении к обогащению» скрывает от человека трансцендентальные основы хозяйственного процесса: творческую и трудовую самореализацию, общение людей друг с другом, совершенствование окружающего мира [10, с. 314].

Отметим, что некоторые исследователи ставят под сомнение не только возможность механического перенесения биологических законов на социальные отношения, но даже саму значимость естественного отбора для эволюции, в т. ч. происхождения видов [11].

Таким образом, теорию «агрессивной» конкуренции мы считаем несоответствующей высоким представлениям о человеческом достоинстве.

«Здоровая» конкуренция

Второе направление теории и практики, пожалуй, самое обширное сегодня - это учение о так называемой «здоровой» конкуренции. В нём подразумевается, что в экономических отношениях не должно быть обмана, целенаправленного причинения вреда другим, монополизации рынков. Главным регулятором отношений выступают государство, саморегулируемые и наднациональные организации. Конкуренция предстаёт здесь не как жестокая война, а как азартное состязание, в котором все - и производители, и потребители - получают свою пользу. Ведущим фактором развития признаётся научно-технический прогресс и человеческий капитал - знания, навыки, умения.

Один из первых и главных апологетов данного направления Адам Смит писал, что конкуренция улучшает качество, выравнивает прибыли и оптимизирует цены [12]. Этот взгляд принято считать моделью совершенной конкуренции. Однако нереальность данного построения довольно быстро стала очевидной, и в дальнейшем стали появляться теории монополистической, несовершенной и других форм конкуренции. Общая их идея оставалась неизменной - между людьми и организациями должно идти регулируемое экономическое состязание, которое всем принесёт выгоду.

В современной научно-учебной литературе необходимость и полезность «здоровой» конкуренции редко подвергается сомнению. Основатель компании Sony Акио Морита называет конкуренцию и «славой, и карающим мечом», «горючим двигателя» бизнеса, призывает свести любое вмешательство в неё до минимума [13].

Конкуренция создает необходимые условия для экономической свободы потребителей, является наиболее естественным и эффективным регулятором цен на рынке - в таком тоне говорится в большинстве учебных пособий, например [14]. Интенсивная конкуренция внутри страны является непременным условием успешной конкуренции предприятий за рубежом, как уверяет Ярослав Дмитриевич Лисоволик [15, с. 390].

Современные российские законодательные акты также направлены на развитие данного подхода к конкуренции. Так, в Указе Президента России от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» эта задача обозначена как приоритетная в деятельности органов власти всех уровней.

Однако данная парадигма также подвергается серьёзной критике. Первое замечание - её трудно-осуществимость, сложность нормативного регулирования поведения экономических агентов. Понятно, что внешний юридический закон всегда несовершенен и входит в противоречие с внутренней свободой человека, поэтому законодательство непрестанно видоизменяется и никогда не может создать полной гармонии. Жизнь показывает, что на большинстве рынков так или иначе возникают сговоры, монополизация и олигархизация, «мягкие» формы коррупции (кумовство, протекционизм, клановость и т. д.).

Указывают и на свойственные такой форме конкуренции издержки на привлечение покупателей, банкротство предприятий, неоправданное разукрупнение организаций и т. д. [16]. Карл Маркс писал, что капиталистическое производство, несмотря на свою скупость, очень расточительно как в расходовании материальных средств, так и в обращении с «человеческим материалом» [17, с. 99]. Действительно, современный маркетинг предполагает огромные непроизводительные расходы на упаковку, дизайн, рекламу, в результате чего среди прочего возникает нашумевшая «мусорная» проблема. Кроме того, современная идеология потребления направлена на взвинчивание природных нужд людей до избыточных, неестественных потребностей, удовлетворяемых уже не только располагаемыми ресурсами, но и за

1 Беляков О. Потребитель VULGARIS // Православие.^. URL: https://pravoslavie.ru/30327.html (дата обращения: 23.08.2019).

счёт кредита. Очевидно и то, что конкуренция не ведёт к выравниванию уровня рентабельности между отраслями, дифференциация этого показателя, по крайней мере в современной России, очень высока.

Но, пожалуй, более глубоким недостатком «здоровой» конкуренции является приоритетная нацеленность на материальное благополучие, а отсюда - слабое внимание к духовному и нравственному совершенствованию человека, восприятие его не как цели, а как средства в хозяйственной деятельности, тенденция к разобщению людей. Американскому предпринимателю Дэвиду Сарноффу приписывают высказывание: «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей».

Валентин Юрьевич Катасонов подчёркивает, что идея любой, даже «здоровой» конкуренции, порочна с духовно-нравственной точки зрения, поскольку строится на страсти гордыни, предполагает стремление возвыситься над другими людьми [18, с. 91]. Это свойство экономической системы, ориентированной даже не на пресловутое потребительство, а на деньги как самоцель, как высшую ценность и показатель жизненного успеха. Макс Вебер писал, что капитализм по сути своей не может обойтись без такой всецелой преданности человека делу «добывания денег» [19, с. 91]. Более того, как доказывает Валентин Катасонов, подлинная борьба в такой «материально-ориентированной» экономике идёт даже не за деньги, а за власть над душами человеческими как через конкурентную гонку, так и посредством процентного кредитования [18].

Итак, концепция «здоровой» конкуренции даёт некоторый (хотя и не бесспорный) выигрыш в экономической эффективности, но вступает в противоречие с задачей духовно-нравственного совершенствования людей.

Сотрудничество вместо соперничества

Наконец, третья линия мысли о конкуренции пока менее популярная, но могущая занять в будущем преимущественное положение и потому заслуживающая глубокого рассмотрения. Суть её состоит в неприятии посылки о полезности противопоставления людей между собой и в уповании на возможность построения эффективной хозяйственной системы на принципах открытости, сотрудничества и даже жертвенности. О таком «дружелюбном» подходе философы размышляли с древних времён. Так, Конфуций в VI-V вв. до Р.Х. учил, что благородный муж соперничает с кем-либо разве что в стрельбе из лука (трактат «Лунь Юй»). Платон рассуждал, что цель государства - это собирание людей воедино, чтобы «обитать сообща и оказывать друг другу помощь» [20, с. 80].

Идеи общинности развивались далее в трудах коммунистов-утопистов Томаса Мора, Томмазо Кам-панеллы, позднее - Роберта Оуэна и др. На острове Утопия, вымышленном Т. Мором, нет частной собственности, денежной системы, установлено полное равенство, общество слагается из семейных и трудовых коллективов [21].

Иван Тихонович Посошков в XVIII в. писал, что если купцы все друг другу будут помогать, то «никогда они не оскудеют, но год от года в промыслах своих будут расширяться». И если бы и крестьяне жили «союзно и друг другу обид не чинили», то они бы все были сыты «и было б житие их святое» [22, с. 138, 171].

В начале XX в. Пётр Алексеевич Кропоткин в противовес идеям борьбы за выживание представляет обстоятельное исследование «Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса», в котором убеждает, что лучшие условия для прогресса и в природе, и в человеческом обществе создаются путём не состязания, а «взаимной помощи и взаимной поддержки» [23, с. 53-54]. К сожалению, он использовал свои интересные наблюдения для обоснования революционно-анархических идей.

Среди русских экономистов XIX - начала XX в. некоторые тонко почувствовали опасность конкурентных механизмов как «столкновения всех в общей свалке» и стали предлагать альтернативные подходы. Мотивом для данных выступлений были в том числе исконно присущие христианскому менталитету черты милосердия, сострадания, помощи слабым: «Будем помнить, что борьба рождает не только победителей, но и побеждённых!» - писал Василий Павлович Воронцов [24, с. 219-220]. Николай Александрович Карышев призывал к уходу от ненужной борьбы через развитие кооперации [25, с. 167-168]. Многим исследователям того времени идеал взаимопомощи виделся в крестьянской общине. Были и удачные попытки создания трудовых братств, пример - Крестовоздвиженское православное трудовое братство, созданное Николаем Николаевичем Неплюевым в Черниговской губернии.

Идея сотрудничества морально предпочтительна ещё и потому, что стартовые условия хозяйствования изначально неодинаковы как для индивидуумов, так и для разных народов даже в силу природно-

климатических особенностей. В этом смысле регионы Севера России, например, изначально уступают в конкурентоспособности южным территориям, не говоря уже о зарубежных странах. В целом же наша страна, соединяя в себе совершенно различные народы, являет исключительный опыт их сравнительно мирного сосуществования, терпимости и взаимодополнения. Разумеется, исторически созидание такой цивилизации было не случайным, а опиралось на веру в практическую осуществимость любви как «неслиянного единства», о чём будет подробнее сказано ниже.

Во времена построения социализма в Советском Союзе также был взят курс на уход от прямой конкуренции в пользу сотрудничества. Иосиф Виссарионович Сталин писал, что конкуренция требует добивать отставших ради утверждения своего господства, а социалистическое соревнование призывает догонять лучших и добиваться общего подъёма [26, с. 110]. Конечно, в той системе были свои перегибы и недостатки: принудительная коллективизация, уравнительная система, тунеядство в коллективах и т. д. Так или иначе, социализм в XX в. в полной мере не осуществился.

В тот же период времени за рубежом российский социолог Питирим Александрович Сорокин разрабатывал идею интегрализма как основы будущего общественного строя, в котором главное место он отводил сотрудничеству и альтруистической любви. В частности, он верил, что «альтруистические силы сотрудничества биологически являются более важными и жизненными, чем антагонистические силы» [27, с. 124].

В современной экономической науке данное направление также имеет своё развитие. Адам Бран-денбургер и Барри Нейлбафф предлагают концепцию «конкурентного сотрудничества», т. е. совместного создания продукта с последующим разделением плодов труда [28]. Уильям Эдвардс Деминг настаивает на том, что конкуренция приводит к общим потерям, а сотрудничество приносит выгоду и прибыль для участников процесса [29]. Фредерик Лалу утверждает и показывает на различных примерах из бизнеса, что, когда организация существует не ради обогащения акционеров, а ради осмысленной и высокой цели, конкуренции для неё уже как бы не существует, она готова уступить свой рынок тому, кто будет качественнее выполнять её работу на пользу людям, сама же при этом искать возможностей служения обществу на другом поприще [30, с. 242].

Из нынешних отечественных учёных данные взгляды поддерживают, например, Сергей Григорьевич Важенин и Ирина Святославовна Важенина, анализирующие возможности конкурентного сотрудничества территорий [31], Игорь Ильич Пичурин, отдельно подчёркивающий опасность ставки на «конкурентоспособный» индивидуализм в системе образования [32], Валерий Александрович Гордеев, предлагающий внимательнее относиться к научным разработкам советской плановой системы [33].

Что касается побудительных мотивов для создания инноваций, повышения качества продукции и умеренности в норме прибыли, то они могут достигаться не только инстинктами выживания и превосходства, но и внутренними мотивами ответственности (как перед людьми, так и перед Вечным судом), совести, созидания общей пользы преимущественно перед личной.

Удачными примерами сотрудничества в современном хозяйстве являются экономические кластеры, технопарки, система международных стандартов, научно-исследовательские коллективы, коллективное финансирование (краудфандинг), коллективное использование ресурсов (краудсорсинг), пулы инвесторов и страховщиков и многие другие. Однако реальный сектор экономики большей частью функционирует на прежних принципах состязательности. Искать объяснение данному несоответствию, мы убеждены, следует не в общественно-институциональной, а в духовно-нравственной сфере, сердцевиной которой всегда является религия. Рассмотрим отношение к рассматриваемой проблеме с позиции православной христианской веры.

В Ветхом Завете говорится, что человек создан по «образу Божию» (Быт. 1, 27), т. е. по объяснению святых отцов, призван к свободному возрастанию в любви к Творцу и всему Им сотворённому. Разделение и соперничество людей друг с другом возникло вследствие первородного греха, т. е. отпадения от Бога по наущению дьявола и вселения в них страстей сласто-, сребро- и славолюбия (Быт. 3). По отношению к природе это привело к тому, что человек из ответственного хозяина и управителя превратился в жадного и недальновидного потребителя.

В Новом Завете Спаситель Иисус Христос призывает всех к покаянию, т. е. смирению, довольству малым, взаимному служению: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим - сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 37-39). В Евангелии помышлявшим о возможном первенстве апостолам говорится: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между

вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 26-28).

Христианское богословие исходит из Откровения, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 6), Он есть Отец и Сын и Святой Дух - Троица Единосущная и Нераздельная, а по отношению к миру эта любовь проявляется в боговоплощении - соединении Творца с человечеством в Лице Господа Иисуса Христа. На этой вере в совершенную любовь основывается и христианское учение о браке по формуле «один раз на всю жизнь», и стремление соединить в одном государстве разные народы, и понимание идеального общества как совершенного единодушия.

Отсюда исходит и трактовка подлинной духовной свободы человека как неподвластности злу и всецелого устремления к добру, а также неразрывной связи этой свободы с ответственностью за спасение своей души в Вечности, за правильное устроение земной жизни, за членов своей семьи, а также в определённой степени и за весь окружающий мир.

Идея о замене конкуренции на общее делание во имя единой цели реализуется в Церкви, которая мыслится как богочеловеческий союз, Тело Христово. В таком понимании человеческое общество должно уподобляться единому организму, в котором нет состязания между отдельными клетками и органами, но каждая частичка выполняет свои функции и получает необходимое для жизни согласно своим потребностям: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10). Тем самым христианская антропология указывает путь к мирному сотрудничеству людей через внутреннее преображение во Христе, победу над гордостью в пользу смирения, возрастание в жертвенной любви к Богу и к ближним.

Заключение

Итак, история человеческой мысли показывает совершенно различные подходы к пониманию природы конкуренции, соответственно которым выстраиваются реальные хозяйственные и повседневные отношения людей. Лично автору наиболее близки идеи соборности, взаимопомощи. Выбор же магистрального пути для российской и мировой экономики и возможность его осуществления зависит от духовного самоопределения каждого человека, организации, государства.

Список литературы

1. Тарануха Ю. В. Конкуренция и конкурентоспособность. М.: Русайнс, 2015. 336 с.

2. Аристотель. Политика. М.: Юрайт, 2018. 297 с.

3. Нравственное государство. От теории к проекту / С. С. Сулакшин, В. Э. Багдасарян, М. В. Вилисов и др. М.: Наука и политика, 2015. 424 с.

4. Гоббс Т. Левиафан. М.: Мысль, 2001. 478 с.

5. Мальтус Т.-Р. Опыт закона о народонаселении. М.: Типо-литография О.И. Лашкевич и Ко, 1895. 250 с.

6. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор // Собрание сочинений. М.: Изд-во АН СССР, 1953. Т. 5. 1041 с.

7. Гальтон Ф. Наследственность таланта, её законы и последствия. СПб.: [Б. и.], 1875. 299 с.

8. Орлов А. А. Война за доли рынка: конкурентные бои без правил. М.: Эксмо, 2008. 270 с.

9. Энгельс Ф. Наброски к критике политической экономии // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изд. М.: Гос. изд-во политической литературы, 1955. Т. 1. 699 с.

10. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М.: Институт русской цивилизации, 2009. 464 с.

11. Вертьянов С. Ю. Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства. Сергиев Посад: Патриарший из-дательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2009. 147 с.

12. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007. 960 с.

13. Морита А. Sony. Сделано в Японии. М.: Альпина Диджитал, 2014. 433 с.

14. Оберт Т. Б. Теория конкуренции : учеб. пособие. Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, 2014. 80 с.

15. Лисоволик Я. Д. Конкурентная Россия в мире «конкурентной либерализации». М.: Изд-во «Экономика», 2007. 446 с.

16. Дегтярёв К. С. Что такое конкуренция? // Современная конкуренция. 2009. №4. С. 67-74.

17. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том 3 // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изд. М.: Гос. изд-во политической литературы, 1960. Т. 25. Ч. 1. 554 с.

18. Катасонов В. Ю. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации». М.: Институт русской цивилизации, 2013. 646 с.

19. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

20. Платон. Государство. М.: Академический проект, 2015. 398 с.

21. Мор Т. Утопия. М.: Изд-во АН СССР, 1953. 301 с.

22. Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве и другие сочинения. М.: Изд-во АН СССР, 1951. 413 с.

23. Кропоткин П. А. Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса. М.: URSS, Книжный дом «ЛИБРОКОМ».

24. Воронцов В. П. Судьба капиталистической России. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1907. 221 с.

25. Карышев Н. А. Из литературы вопроса о крупном и мелком сельском хозяйстве. М.: Тип. тов-ва И. Д. Сытина, 1905. 255 с.

26. Сталин И. В. Соревнование и трудовой подъем масс // Сочинения. М.: Государственное издательство политической литературы, 1949. Т. 12. С. 108-111.

27. Сорокин П. А. Таинственная энергия любви // Социологические исследования. 1991. № 8. С. 121-137.

28. Brandenburger А. М., Nalebuff В. J., 1996. Co-Opetition: A Revolution Mindset That Combines Competition and Cooperation. N. Y. Doubleday. 304 p.

29. Деминг У. Э. Новая экономика. М.: Эксмо, 2006. 208 с.

30. Лалу Ф. Открывая организации будущего. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 432 с.

31. Важенин С. Г., Важенина И. С. Конкурентное сотрудничество и интеграционная зрелость территорий // Журнал экономической теории. 2015. № 4. С. 113-121.

32. Пичурин И. И. Конкуренция и сотрудничество в современной экономике // Журнал экономической теории. 2014. № 4. С. 182-187.

33. Гордеев В. А. Тенденция к взаимодействию и сотрудничеству вместо конкуренции: новое подтверждение идей Т. С. Хачатурова // Вестник Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2007. № 2. С. 16-27.

References

1. Taranuha YU. V. Konkurenciya i konkurentosposobnost' [Competition and competitiveness]. Moscow: Rusajns, 2015. 336 p. (In Russian).

2. Aristotel'. Politika [Policy]. Moscow: Izdatel'stvo YUrajt, 2018. 297 p. (In Russian).

3. Sulakshin S. S., Bagdasaryan V. E., Vilisov M. V. et al. Nravstvennoegosudarstvo. Ot teorii k proektu [Moral state. From the theory to project]. Moscow: Nauka i politika, 2015. 424 p. (In Russian).

4. Gobbs T. Leviafan [Leviathan]. Moscow: Mysl', 2001. 478 p. (In Russian).

5. Mal'tus T.-R. Opyt zakona o narodonaselenii [Experience of the law on the population]. Moscow: Tipo-litografiya O.I. Lashkevich i Ko, 1895. 250 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Darvin CH. Proiskhozhdenie cheloveka i polovoj otbor [The origin of the human and sexual selection]. Sobranie so-chinenij, tom 5. Moscow: Izdatel'stvo AN SSSR, 1953. 1041 p. (In Russian).

7. Gal'ton F. Nasledstvennost' talanta, eyo zakony i posledstviya [Heredity of talent, its laws and consequences]. Saint-Petersburg: [B. i.], 1875. 299 p. (In Russian).

8. Orlov A. A. Vojna za doli rynka: konkurentnye boi bez pravil [War for market shares: competitive fights without rules]. Moscow: Eksmo, 2008. 270 p. (In Russian).

9. Engel's F. Nabroski k kritike politicheskoj ekonomii [Sketches to criticism of political economy] // K. Marks i F. Engel's. Sochineniya. Izd. 2-e. T. 1. Moscow: Gos. izd-vo politicheskoj literatury, 1955. 699 p. (In Russian).

10. Bulgakov S. N. Filosofya hozyajstva [Philosophy of economy]. Moscow: Institut russkoj civilizacii, 2009. 464 p. (In Russian).

11. Vert'yanov S. YU. Proiskhozhdenie zhizni: fakty, gipotezy, dokazatel'stva [Origin of life: facts, hypotheses, proofs]. Sergiev Posad: Patriarshij izdatel'sko-poligraficheskij centr Svyato-Troickoj Sergievoj Lavry, 2009. 147 p. (In Russian).

12. Smit A. lssledovanie o prirode i prichinah bogatstva narodov [A research about the nature and the reasons of wealth of the people]. Moscow: Eksmo, 2007. 960 p.

13. Morita A. Sony. Sdelano v YAponii [Sony. It is made in Japan]. Moscow: Al'pina Didzhital, 2014. 433 p. (In Russian).

14. Obert T. B. Teoriya konkurencii: ucheb. posobie [Theory of the competition: studies manual]. Saratov: Izd-vo Sara-tovskogo gosudarstvennogo universiteta im N. G. CHernyshevskogo, 2014. 80 p. (In Russian).

15. Lisovolik YA.D. Konkurentnaya Rossiya v mire «konkurentnoj liberalizacii» [Competitive Russia in the world of "competitive liberalization"]. Moscow: Izdatel'stvo «Ekonomika», 2007. 446 p. (In Russian).

16. Degtyaryov K. S. CHto takoe konkurenciya? [What is the competition?/. Sovremennaya konkurenciya [Modern competition]. 2009. no. 4. Pp. 67-74 (In Russian).

17. Marks K. Kapital. Kritika politicheskoj ekonomii [Capital. Criticism of political economy]. Tom 3 // K. Marks i F. Engel's. Sochineniya. Izd. 2-e. Tom 25, chast' 1. Moscow: Gos. izd-vo politicheskoj literatury, 1960. 554 p. (In Russian).

18. Katasonov V.YU. Kapitalizm. Istoriya i ideologiya «denezhnoj civilizacii» [Capitalism. History and ideology of "monetary civilization"]. Moscow: Institut russkoj civilizacii, 2013. 646 p. (In Russian).

19. Veber M. Protestantskaya etika i duh kapitalizma [Protestant ethics and spirit of capitalism] // Izbrannye pro-izvedeniya. Moscow: Progress, 1990. 808 p. (In Russian).

20. Platon. Gosudarstvo [State]. Moscow: Akademicheskij proekt, 2015. 398 p. (In Russian).

21. Mor T. Utopiya [Utopiya]. Moscow: Izd-vo AN SSSR, 1953. 301 p. (In Russian).

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2019. № 4

22. Pososhkov I. T. Kniga o skudosti i bogatstve i drugie sochineniya [The book about scarcity and wealth and other compositions]. Moscow: Izd-vo AN SSSR, 1951. 413 p. (In Russian).

23. Kropotkin P. A. Vzaimnaya pomoshch'sredizhivotnyh i lyudej kak dvigatel'progressa [Mutual aid among animals and people as the progress engine]. Moscow: URSS, Knizhnyj dom «LIBROKOM» (In Russian).

24. Voroncov V. P. Sud'ba kapitalisticheskoj Rossii [Fate of capitalist Russia]. Saint-Petersburg: Tip. M. M. Stasyulevicha, 1907. 221 p. (In Russian).

25. Karyshev N. A. lz literatury voprosa o krupnom i melkom sel'skom hozyajstve [From literature of a question of large-scale and small agriculture]. Moscow: Tip. tov-va I.D. Sytina, 1905. 255 p. (In Russian).

26. Stalin I. V. Sorevnovanie i trudovoj pod"em mass [Competition and enthusiasm for work of masses] // Cochineniya. T. 12. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1949. P. 108-111 (In Russian).

27. Sorokin P. A. Tainstvennaya energiya lyubvi [Mysterious energy of love] // Sociologicheskie issledovaniya [Sociological researches]. 1991. № 8. P. 121-137 (In Russian).

28. Brandenburger A. M., Nalebuff B.J., 1996. Co-Opetition: A Revolution Mindset That Combines Competition and Cooperation. N. Y. Doubleday. 304 p.

29. Deming U. E. Novaya ekonomika [The new economy]. Moscow: Eksmo, 2006. 208 p. (In Russian).

30. Lalu F. Otkryvaya organizacii budushchego [Opening the organizations of future]. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2017. 432 p. (In Russian).

31. Vazhenin S. G., Vazhenina I. S. Konkurentnoe sotrudnichestvo i integracionnaya zrelost' territorij [Competitive cooperation and integration maturity of territories]. ZHurnal ekonomicheskoj teorii [Magazine of the economic theory]. 2015. No. 4. Pp. 113-121. (In Russian).

32. Pichurin I. I. Konkurenciya i sotrudnichestvo v sovremennoj ekonomike [The competition and cooperation in modern economy]. ZHurnal ekonomicheskoj teorii [Magazine of the economic theory]. 2014. No. 4. Pp. 182-187 (In Russian).

33. Gordeev V. A. Tendenciya k vzaimodejstviyu i sotrudnichestvu vmesto konkurencii: novoe podtverzhdenie idej T. S. Ha-chaturova [A tendency to interaction and cooperation instead of the competition: new confirmation of the ideas of T. S. Kha-chaturov]. VestnikMosk. un-ta. Ser. 6. Ekonomika [Messenger of Mosk. un-ty. Ser. 6. The Economy]. 2007. No. 2. Pp. 16-27 (In Russian).

Для цитирования: Стыров М. М. Конкуренция: духовные истоки и направления развития мысли // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2019. № 4. С. 108-115. DOI: 10.34130/2070-4992-2019-4-108115.

For citation: Styrov M. M. Competition: spiritual sources and directions of development of ideas // Corporate governance and innovative economic development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2019. No. 4. Рр. 108-115. DOI: 10.34130/2070-4992-2019-4-108-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.