Научная статья на тему 'Духовно-нравственная легитимация права: мировоззренческий контекст'

Духовно-нравственная легитимация права: мировоззренческий контекст Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
149
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС ПРАВОСОЗНАНИЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЛЕГИТИМНОСТЬ ПРАВА / ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА / ГОРДЫНЯ / ХРИСТИАНСКОЕ СМИРЕНИЕ / ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА / CRISIS OF JUSTICE / MORALITY / THE LEGITIMACY OF LAW / THE RIGHTS AND DUTIES OF MAN / PRIDE / CHRISTIAN HUMILITY / THE ORTHODOX FAITH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Овчинников Алексей Игоревич

В статье рассматривается проблема кризиса современного правосознания. Повиновение воле закона возможно в следующих случаях: страх перед наказанием, харизма законодателя, рациональное одобрение и выгода, нравственная сила закона и смирение. Автор высказывает мнение о том, что выход из глобального кризиса правосознания для нашей страны – в преумножении духовного богатства, православной вере, святоотеческом учении о человеке и сохранении многовекового опыта национально-культурных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual and moral legitimacy of law: the ideological context

The problem of the crisis of modern justice. Obedience to the will of the law in the following cases: the fear of punishment, the charisma of the legislator, management approval and benefit, the moral force of law, and humility. The author expresses the opinion that the way out of the global crisis of justice in our country in augmenting the spiritual wealth of the Orthodox faith, the patristic teaching on man and preserving centuries-old experience of national and cultural traditions.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственная легитимация права: мировоззренческий контекст»

В научной литературе, посвященной изучению правосознания, легитимности права, в качестве причин кризиса законопослушности в современной России, роста преступности и правового нигилизма называется слабость государства, отсутствие неотвратимости наказания, коррупционность элит, особенности национального менталитета и много другое. При этом мало кто из исследователей-правоведов называет в качестве важнейшей причины духовный кризис европейского общества.

Если изучить процессы, протекающие на Западе с его декларируемым правовым государством и законопослушностью граждан, то мы увидим, что там далеко не все благополучно, более того, весьма катастрофично.

Во-первых, потеряна связь между правовыми и нравственными нормами, так как последние в правовом государстве и обществе автономной морали не предполагаются в качестве общеобязательных: каждый сам решает, что нравственно, а что нет. Порядок держится на рационально одобряемых правовых установлениях и инерции старой европейской законопослушности. Однако в современном мире стабильность правового государства сильно зависит от стабильности экономики. Стоит экономического кризису приблизиться к городам Западной Европы, как законопослушность исчезает моментально. Бунты в пригородах Парижа, забастовки и демонстрации в Бельгии, Великобритании, Италии, Испании, а также подростковые погромы в Великобритании, расстрел невинных жертв психически нездоровыми людьми, численность которых в Европе и США стремительно растет, весьма красноречиво свидетельствуют о законопослушности европейских граждан.

Природные катаклизмы, ведущие к исчезновению правоохранительных механизмов сдерживания насилия, также проявили степень развития правосознания населения одного из самых экономически благополучных городов США. Так, в 2005 г., согласно данным СМИ, полиция в первые же часы бедствия утратила контроль над ситуацией. Воспользовавшись наводнением, заключенные освободились из тюрьмы, линчевали одних надзирателей и захватили в заложники других. Город наполнился вооруженными мародерами, которые грабили магазины, забирая не только продукты, но также ценности и деньги, взламывали автоматы и машины, насиловали и убивали.

Все это - результат утраты связи правосознания с духовно-нравственными ценностями, с идеологией общей государственности, судьбы, истории. Государство, в котором отношения между людьми складываются исключительно на основе формально-юридических и договорных норм, на искусственно-рациональном союзе, напоминающем акционерное общество, где каждый участвует в общем деле в меру своего личного интереса, на мифическом общественном договоре и полном безразличии государства к нравственным ценностям, будет обречено бесконечно усиливать контроль за законопослушностью своих граждан, соблюдающих нормы закона до тех пор, пока это им выгодно, или до тех пор, пока они находятся в страхе перед наказанием.

Сам факт того, что в США, в стране с одним из самых высоких уровней жизни около миллиона заключенных, махинации в сфере финансовых спекуляций достигли апогея и привели к международному кризису, говорит о многом.

Во-вторых, представители современной западной интеллектуальной элиты отмечают нарастающий кризис европейской традиции права, смену парадигм, эпох правового развития западных стран. Осознавая интуитивное ощущение, но подчеркивая, что научной рефлексии это не поддается, известный западный историк права Г. Берман отмечает, что человек Запада находится в гуще беспрецедентного кризиса правовых ценностей и правового мышления. Право становится все больше политическим и прагматическим. Ученый сетует на то обстоятельство, что право все меньше воспринимается с точки зрения истории, религии, культуры и фиксирует кризис в контексте основных ценностей западного права - индивидуализма и либерализма. Кроме того, право становится технократическим: люди воспринимают право преимущественно как массу законодательных, административных и судебных правил, процедур и технических приемов, действующих в данной стране, без связи с историей нации и культуры. Г. Берман критикует новое западное правопонимание за фрагментарность, отсутствие целостности, мы бы сказали, за разрыв культурного контекста, за то, что право воспринимается все больше как «мешанина», каша из сиюминутных решений и

противоречащих друг другу норм, соединенных только общими «приемами», «техникой». Все это -результат элиминации из правового мышления представлений о праве как организме, развивающемся из глубокого прошлого и неразрывно связанного с иными формами общественного сознания народов: религией, моралью, политикой.

В-третьих, в европейских странах право в XX в. резко распространило влияние на те сферы общественной жизни, которые традиционно находились под воздействием религиозно-нравственных норм, что подорвало авторитет института права. В первую очередь, это семейное право, ювенальное право, биомедицинские технологии и т.д. Во многих странах за последние двадцать лет были легализованы самые болезненные для христиан и представителей других религий табу: проституция, эвтаназия, гомосексуализм, легкие наркотики и т.д. Большой урон нанесен брачно-семейным отношениям: легализованы однополые браки с возможностью усыновления детей, суррогатное материнство, аборты, процветает институт лишения родительских прав, явно односторонним является процесс защиты прав детей с ущербом для прав родителей и т.д. Акцентуация на правах несовершеннолетних привела к их безнаказанности, безответственности, полной распущенности. Либерализация законодательства, предусматривающего уголовную ответственность несовершеннолетних, декриминализация деяний, совершенных подростками, наряду с утратой религиозности и наркоманией привели к резкому росту молодежной преступности, которая захлестывает уже не только пригороды с населением, почти полностью состоящим из мигрантов, но и центральные районы европейских городов.

В-четвертых, радикал-либерализм последовательно разрушает, разъедает не только правовую культуру, но и все общество в целом. Вот кратко лишь основные пункты его программы: пропаганда сексуальной вседозволенности, аборты, легализация и пропаганда содомизма, пропаганда морального релятивизма и борьба против христиан, пропаганда феминизма, война против родителей, привилегии специальным меньшинствам, проталкивание различных меньшинств, в том числе содомистов и феминисток в вооруженные силы, органы власти и управления.

Все это неизбежно сказывается не только на уровне преступности, но и на отношении населения к власти, законам, праву в целом.

В России ситуация аналогичная: кризис современного правосознания в России связан с рядом причин, важнейшей из которых является идеология либерализма с ее культом прав личности, частной собственности, рынка, денег и прибыли, насаждаемая неявно через Конституцию 1993 г. Ядром этой идеологии является индивидуализм, в правовой сфере общественной жизни проявляющийсяв закреплении в нормах Основного закона принципа верховенства прав и свобод человека и гражданина. Индивидуализм стал в последние двадцать лет основой ценностной вертикали в общественном развитии, несмотря на то, что в культурном плане он совершенно чужд отечественным духовно-нравственным и правовым традициям, национальному правосознанию. В данной статье нет возможности описывать корни индивидуализма, следует только указать на то, что его роль стала определяющей именно в эпоху Модерна когда-то благодаря протестантской этике, а впоследствии в силу роста влияния материализма, этического плюрализма и рационализма он стал доминировать в европейской культуре, социально-гуманитарной науке и интеллектуальной сфере. Некоторое время считалось, что индивидуализм в правовом государстве является важнейшей ценностью, так как именно ему западноевропейская культура обязана высокой степенью чувства личной ответственности, активности личности в борьбе за свои права. Однако оказалось, что правовое сознание и законопослушность коренятся не столько в индивидуализме, сколько в религиозности. Иначе трудно объяснить рост молодежной преступности в сверхиндивидуализированном западноевропейском мире.

Процесс технократизации и нравственной делигитимации права идет в России достаточно давно, более двадцати лет. Общественные дискуссии относительно легализации проституции, запрета пропаганды гомосексуализма свидетельствуют о явной остроте для правосознания россиян вектора развития права в сторону традиционных нравственных ценностей или, напротив, в сторону либерального гуманизма, давно ставшего идеологией прикрытия самых мерзких грехов. Для России

данный вопрос является острым и по причине достаточно высокой религиозности русского народа, и по причине еще более высокой религиозности мусульман Северного Кавказа и Поволжья. Не трудно предсказать отношение мусульман к безбожной власти, легализующей пороки. Сепаратные настроения и экстремисты получат новый аргумент для своей деятельности, направленной на выход из РФ и создание исламского государства, а сторонники смены власти и элит в России среди патриотической общественности получат тысячи новых сторонников.

Не добавляют праву авторитета и те ценности, которые защищает текущее законодательство, прежде всего, Конституция РФ. Безусловно, частная собственность является благом, но уравнивать ее с государственной - значит противоречить не только справедливости, но и здравому смыслу. Права человека важны, но не менее важны и обязанности, его долг перед Родиной, обществом, государством. А где в Основном законе говорится о такой ценности, как благо общества, общественная нравственность, государственный интерес? Иными словами, существует явный крен в сторону нравственно-правового индивидуализма.

Для того чтобы право стало восприниматься не как бюрократический инструмент, не как «возведенная в закон воля господствующего класса», то есть олигархата и крупного бизнеса, требуется смена элит, что очевидно, и это зависит скорее от главы государства, а не юридической науки. Однако юристы могут вернуть праву его духовно-нравственную легитимность. Для этого достаточно более критично относится к идеям правового индивидуализма и ориентироваться на традиционные ценности. Разработка теоретических концепций, которые бы в полной мере учли духовно-нравственные основания правовой реальности, является необходимым этапом формирования и развития современной юридической теории, оказавшейся неготовой к вызовам политико-правовой модернизации, сопровождающейся серьезным испытанием на прочность российской государственности ввиду игнорирования реформаторами национальных правовых ценностей, традиций, архетипов и иных элементов правовой культуры россиян.

Для того, чтобы учесть в изучении правадуховно-нравственные ценности, культуру и традиции народа, необходимо преодолеть позитивистскую установку на правопонимание через синтез различных подходов к праву. Чтобы учесть в праве его социокультурные основания, следует рассматривать право как нормативное выражение представлений о справедливости, господствующих в обществе, а также как социальный институт, распространяющий идеал справедливости на принципах формального равенства «не взирая на лица». Такой подход в правопонимании дает возможность, с одной стороны, раскрыть национальный, духовно-нравственный характер представлений о юридической справедливости и правосудии, с другой, рассматривать закон как ее выражение и основную форму, закрепляющую меру воздаяния, равный масштаб, применяемый к субъектам права. Как показывают многочисленные юридические, этнопсихологические, социологические исследования, современное российское право пока еще не защищает тот идеал справедливого мироустройства, который лежит в основании правового менталитета и правосознания россиян. Характерной чертой последнего всегда было обостренное восприятие социального неравенства и высокое доверие государству, в то время как либеральная правовая политика сегодняшней России дает неоспоримые преимущества лишь избранным, государству отводит малозначительную роль института легитимного насилия и рассматривает последнее как источник угроз гражданскому обществу. Поэтому правосознание среднестатистического россиянина характеризуется некоторой степенью правового нигилизма (отрицательного отношения к действующему праву, осознанного игнорирования требований закона без преступного умысла).

Взаимосвязь права и правосознания проявляет себя в правовых традициях народа, формирующихся на протяжении всей исторической жизни общества, протекающей по определенным нормативным предписаниям, имеющим всеобщий (общеобязательный) характер для той или иной социальной общности, вбирающей в себя опыт отдельных людей в сфере права, влияющий на их юридически значимое поведение. Правовая традиция является органической частью культуры того или иного этноса, государствообразующего народа, цивилизации. Эти социальные общности обладают своими историческими и культурными особенностями, зависящими, прежде всего, от

религиозных ценностей, поэтому правовая традиция каждого сообщества уникальна и самобытна. Например, правовые традиции русского народа связаны с православным мировоззрением, а правовая культура большинства народов Северного Кавказа - с исламом (шариатом). В то же время общность исторических судеб сформировала единую евразийскую правовую культуру российского многонационального народа.

Правовые традиции и правосознание русского народа сформированы на протяжении тысячелетнего периода отечественной истории и обладают совершенно уникальными особенностями, усвоенными и другими этносами, проживающими в общем для всех российском государстве. Ни европейские, ни восточные или азиатские народы не имеют такого набора разносторонних качеств правового опыта: неприятие юридического формализма соседствует с традицией послушания воле легитимной власти; уважение к указу легитимного главы государства иной раз сильнее, чем уважение к закону; суровость закона смягчается всегда традиционным милосердием и великодушием; общественные идеалы и ценности доминируют над личными, а дань уважения отдается тем, кто предпочел отказаться от собственной выгоды в пользу общества; государственная служба воспринимается как форма личной жертвы на благо Родины; обостренно воспринимается социальная несправедливость и материальное неравенство; существует потребность в государственно-правовом патернализме (опеке государства) и существовании специальных институтов государства по защите субъективных прав, вызванная не столько неумением отстаивать и бороться за собственные права и выгоды, сколько восприятием государства как Родины, большого дома, семьи; законодательство воспринимается через призму высоких духовных идеалов, что требует закрепления в законах единых для всех ценностей правовой идеологии.

В духовной жизни нашего общества за последние годы возросло неприятие идей неограниченной свободы, перерастающей часто в произвол. Особо актуальными являются вопросы соотношения законности и справедливости, обязанностей и прав человека. Очевидно, что социальная справедливость, демократия, законность, права человека несовместимы с анархией, вседозволенностью, произволом. Свобода человека в ее нравственных и правовых формах означает такой вариант поведения лица, в котором реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталась бы не только с уважением прав других лиц, но и служением обществу и государству. Последние годы много говорили о свободе негативной, свободе от внешних обязательств (в обществоведении такой тип социально-политической свободы, так называемой «свободы от», считается свойственным западноевропейскому обществу), и почти не уделяли внимание свободе в традиционном для России контексте, свободе позитивной, свободе в служении людям.

Повиноваться воле закона человек может в следующих случаях: страх перед наказанием; харизма законодателя; рациональное одобрение и выгода; нравственная сила закона и смирение. Каждый из этих вариантов лежит в основе различных видов легитимности права, но именно последний основан на подавлении собственного эгоизма с помощью внутренних духовных сил. Борьба с собственным эгоизмом и представляет собой деятельность подлинного правосознания. Сущность правосознания состоит в подчинении своей гордыни принципу любви к ближнему и уважению к другому человеку, который есть образ Божий. Любовь к ближнему и уважение к другому прекращается тогда, когда сталкиваются два интереса: свой и ближнего. Однако для того, чтобы уступить другому, требуется смирение. Оно необходимо и для соблюдения требований закона: уважение к закону также испаряется с момента конфликта интересов. Поэтому законопослушность предполагает победу над собственной гордостью и себялюбием. Этому мешает осознание каждой личностью своей исключительности, уникальности, индивидуальности. Для преодоления этого ложного мнения требуется ориентация на присутствие в мире личности бесконечно более авторитетной, большей и значительной, чем собственная персона. Иными словами, требуется признание существования Высшей Личности, то есть Бога. Поэтому материализм и гордыня так тесно связаны между собой: выше личности не оказывается никого. Христианское смирение противоположно гордыне. Как пишет протоиерей Дмитрий Константинов: «Признание, с одной стороны, Высшего Начала - Бога, а с

другой стороны, своего несовершенства, и является основой того чувства, которое называется смирением».

Основой правосознания является уважение к другому человеку, к его достоинству, его правам и интересам. Источником благожелательного уважения к другим людям является смирение, так как чувство своего несовершенства, недостоинства перед Богом ставит преграду всякой попытке превозношения перед другими людьми, которые, возможно, более совершенны, более угодны Богу. Признавая свое несовершенство, невозможно превозноситься перед другими и думать, что иные люди хуже тебя самого.

Если присмотреться к внутреннему миру современного человека, то мы увидим там не только эгоцентризм, но и спутники последнего: высокомерие, обидчивость, комплексы, зависть, упрямство, самодурство, сластолюбие и т.д. Для правосознания современного человека негативную роль играют такие черты характера гордеца, как склонность к пренебрежению правилами поведения, отсутствие уважения к авторитетам, властям, начальству, социальной иерархии, правилам общежития. Не случайно в словаре Даля есть такое определение «Гордый - надменный, высокомерный, кичливый; надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других».

Как могли американцы, присвоив себе мессианский статус, бомбить простой сербский (иракский, афганский, ливийский и т.д.) народ и уничтожать его в твердой уверенности в своей правоте? Откуда такой устойчивый рост насилия и агрессии в американских школах? От воспитания в духе гордости и либерального индивидуализма. Современное западное общество лидирует в мировом первенстве по гордости. «На Западе - где существует материализм, эгоизм, индивидуализм, крайний либерализм и т. п. - человека воспитывают в гордыне. С раннего детства в англоязычных странах его учат писать «я» с большой буквы (I), а «вы» - с маленькой (you). Русский человек всегда пишет «я» с маленькой, а «Вы» - иногда с большой, в знак уважения. Эти, казалось бы, маленькие и незначительные факты имеют на самом деле огромное значение. На Западе часто повторяется фраза «я самый главный» (I am number one) - это даже пишут на майках. Вся западная культура (СМИ, школы, спорт и т. п.) способствует тому, чтобы стремиться быть на первом месте, иметь какую-то славу. Постоянная реклама, которая подчеркивает «мое удовольствие» (my pleasure), «я заслуживаю» (I deserve), развивает эгоизм, учит ставить себя на первом месте» [1].

Сами американцы подчеркивают разрушительное влияние крайнего либерализма на англоязычную культуру. Известный в США судья Роберт Борк во времена президента Рэйгана был кандидатом в члены Верховного Суда. В своей работе «Скат Америки к Гоморе, Крайний либерализм и американский упадок» он описывает отрицательные последствия «культурной революции» 1960-х годов, появление крайнего либерализма и следующей за ним деградации общества. Произошла порча целого поколения - тех людей, которые сейчас у кормила страны [2]. Примерно те же идеи высказывают и американцы Мартин Л. Гросс в работе «Конец здравомыслия, Социальное и культурное сумасшествие в Америке» [3] и Патрик Бьюкенен в «Смерти Запада» [4]. Бьюкенен показывает, что с 60-х гг. XX в. в США под предлогом уважения свободы вероисповедания были приняты десятки решений Верховного суда, ставящих вне закона христианские традиции, организации, символы. При этом либерализм достиг крайней точки порока: допустимым и желаемым является оскорбление чувств христиан, но жестко пресекаются и преследуются проявления скепсиса в отношении леволиберальных постулатов (напр., природы гомосексуализма, равенства (физического) рас и культур, оценок исторического прошлого, эволюционного происхождения биологических видов и т.д.). Он пишет: «Дехристианизация Америки - рискованная игра, ставкой в которой выступает наша цивилизация. Америка швырнула за борт «этический компас», по которому республика держала путь в течение двухсот лет, и теперь плывет наугад» [4].

Расизм, который является последствием гордыни, хорошо известен миру из истории Западных стран: Великобритании, США, Испании и др. Стоит только вспомнить все западные колонии и поведение в них колонистов, отношение американцев к индейцам, африканцам, китайцам, японцам, мексиканцам, славянам, итальянцам, ирландцам, чтобы согласиться с этим утверждением. Гордыня рождает и знаменитую русофобию Запада. Предвзятость ко всему русскому началась давно, еще в

Средние века, в царские времена. Всегда Запад, с одной стороны, завидовал России и старался отобрать у нее какой-нибудь лакомый кусочек, в особенности когда Россия была слабой, а с другой стороны, ненавидел православный дух смирения и великодушия. Вот что писал И.А. Ильин об опасности национального высокомерия, то есть о вмешательстве США в дела других стран: «Высокомерие проистекает из духовного ослепления и создает в себе иллюзию... Ведь начинается оно с наивной мании величия и достигает своего катастрофического апогея в политической спеси» [5, с. 362-363].

В гордыне коренится и западная ксенофобия, которая по сути - недолюбливание чужих людей, и этнофобия - инородцев. Гордый человек имеет огромное самомнение и считает себя лучше других. Такой настрой сказывается на всех его отношениях с другими людьми. Ксенофобия порождает этнофобию, расизм, а также и русофобию.

Насилие и агрессия заполнили не только медиапространство американского кинематографа и телевидения. Оно проникло в школы и детские сады, больницы и офисы. Дело в том, что одно из самых человеконенавистнических качеств гордеца - это его злоба, иногда доходящая до ненависти по отношению к своей жертве. Так как гордец не может признать свою вину, покаяться, попросить прощения, как-то исправить сделанное, то он начинает ненавидеть свою жертву, критиковать, унижать, оскорблять и выдумывать всякие теории, что виновник происшествия не он, а его жертва. Тогда он берет в руки оружие и начинает убивать. К тому же, детей воспитывают в гордыне, приучают их к мысли, что они - центр мироздания. Но, когда они встречаются с реальностью, то видят, что мало того, что с ними никто не считается, остальные дети также ни во что не ставят других. Тогда они теряются, не знают, что делать, и начинают расстрел.

Вообще, эгоцентристское отношение к другим людям, как известно, прямо ведет к душевным расстройствам, в особенности к паранойе (paranoia). Человек-параноик (paranoid), живет в своем надуманном, нереальном мире. Законы этого мира сочиняются им самим.

В завершении отмечу, что духовные причины преступности должны стать, с одной стороны, предметом анализа криминологов, теоретиков права, с другой стороны, мощным аргументом введения в школы элементов христианского аскетизма, православного воспитания, классической русской культуры, советской педагогической школы. Всюду можно увидеть влияние духовных повреждений правосознания современного человека: неисполнение обязательств или их недолжное, некачественное исполнение по договору; дисциплинарные проступки - следствие неуважения начальства, его приказов, велений, распоряжений, следствие самомнения; хищения коренятся в сребролюбии, чревоугодии; нарушения авторского права - в тщеславии, корыстолюбии и т.д. Безусловно, экономические, социальные, культурные факторы совершения правонарушений важны и значительны, однако основная причина роста преступности в современном мире - распространение влияния западной масс-культуры, образа жизни, мировоззрения, возвеличивающих себялюбие, гордыню, гедонизм, так называемые человеческие слабости. Выход для нас только один - беречь и преумножать духовное богатство нашей страны: православную веру, святоотеческое учение о человеке, многовековой опыт национально-культурных традиций.

Литература

1. Информационный листок «Записки о Западе. Вып. 33-14 // http://www.dorogadomoj. com/z 14gor.html

2. Robert H. Bork: Slouching Towards Gomorrah, Modern Liberalism and American Decline. N.Y., 1996.

3. Martin L. Gross. The End of Sanity, Social and Cultural Madness in America. N.Y., 1997.

4. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. М.-СПб., 2003.

5. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. М., 1998. Т. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.