Spiritual culture Ustrushana (on archaeological materials)
Section 1. Archaeology
Mamirov Omon Uktamovitch, Institute to Archeologies to Academies of the sciences of the Republic Uzbekistan (city Samarkand), senior scientific employee E-mail: [email protected]
Spiritual culture Ustrushana (on archaeological materials)
Abstract: In article are considered problems of the spiritual culture Ustrushana on base of the archeological studies. Happens to the analysis religious faiths Ustrushanas populations.
Keywords: Zoroastrianism, burial, ossuary, funeral rite, cult, idolatry.
Мамиров Омон Уктамович, Институт Археологии Академиии наук Республики Узбекистан (город Самарканд), старший научный сотрудник E-mail: [email protected]
Духовная культура Уструшаны (по археологическим материалам)
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы духовной культуры Уструшаны на основе археологических исследований. Приводится анализ религиозных верований населения Уструшаны.
Ключевые слова: зороастризм, погребение, оссуарий, погребальный обряд, культ, идолопоклонничество.
Уструшана — средневековое государственное образование на территории Центральной Азии, появившееся на рубеже VI-VII веков. В средневековых письменных источниках Уструшана описывается как самостоятельная страна с горным ландшафтом, с искусным народом, с правителями-афшинами. Уструшана входила в глубокой древности в состав Согда, а затем выделилась в самостоятельное государство. Уструшана лежала к западу от Яксарта — Сырдарьи и охватывала Голодную степь, плодородные предгорья и горные хребты, окружающие степь с юга и юго-запада. Известные по письменным источникам административные округа — рустаки располагались в пределах трех нынешних государств — Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана. На территории Уструшаны в различное время проводили исследования А. М. Беленицкий,
О. И. Смирнова, В. Ф. Гайдукевич, Н. Н. Негматов, А. И. Билалов, С. Г. Хмельницкий, А. Э. Бердимурадов, М. Х. Пардаев, А. А. Грицина, Л. М. Сверчков и другие. Через Уструшану проходили трассы Великого Шелкового пути. Здесь развивались культура земледельцев и скотоводов, были распространены религии зороастризма, буддизма, затем ислама.
Проводивший археологические раскопки в поселении Мык, что находится в 43 км. к югу от Заамина (Узбекистан), археолог Л. М. Сверчков среди найденных изделий отмечает серебряные браслеты с навер-шиями в виде стилизованных головок змей, тарелку с куфической надписью, сложносоставное изделие из шести пар дисков, укрепленных попарно на железном стержне [1, 12-13]. Кроме того в поселении обнаружены флейта и 18 четок из слоновой кости. По нашему мнению, эти изделия могут быть связаны с религиозными представлениями населения Мыка. Однако, имея в виду то, что в Мыке было развито горно-рудное ремесло (железо), и в силу этого поселение являлось пунктом обмена или вывоза изделий из железа, то вполне может быть, что изделия привозные. Тем не менее, само наличие таких изделий, как диски и четки говорит о распространенности зороастризма и других верований.
Исследовавший археологические памятники Джизакского оазиса А. Э. Бердимурадов пишет, что «в области религиозных верований населения Уструшаны преобладал местный вариант маздеизма, сочетающего в себе почитание огня и идолов. Также были
3
Section 1. Archaeology
почитаемы некоторые зооморфные образы, как например, баран, бык, змея. Особо был почитаем образ коня» [2, 22]. Кроме того, для раннего средневековья в Уструшане был характерен двоякий обряд погребения: 1 — захоронение в хумах и оссуариях, 2 — захоронение в грунтовых могилах. На городище Нуртепа найдены не просто расчлененные кости: некоторые из них были обожжены. Не исключено, что это говорит о переходе местного населения сакского круга от обычая кремации, к обычаю погребений в сосудах. На древнеуструшанском памятнике Хантепа найдено погребение собаки в хуме. Находящиеся в сосуде челюсти и кости черепной коробки были предварительно очищены от мягких тканей и высушены на солнце (заключение палеозоолога А. Р. Батирова). В нижней части хума просверлено отверстие. Отверстие служило для пропуска света и стали обязательным атрибутом в более поздних оссуариях. Зороастрийцы верили в предстоящее воскрешение мёртвых из костей, а отверстия предназначались для того, «кто воскресит владельцев костей» [3, 192-193]. Погребение собаки в хуме на Хантепа — яркое подтверждение данных Авесты о том, что собака по смерти приравнивается к человеку.
А. Р. Аюбов отмечает тотемистические воззрения уструшанцев, сутью которых является вера в сверхъестественную связь или родство между определенными группами людей, животных и растительным миром. Тотем воспринимался как реальный предок, от которого магическим образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого его члена в отдельности. При археологических раскопках на различных городищах области обнаружены десятки находок, которые отражают степень поклонения пантеону согдийских богов. Особенно выделяются амулеты в виде фигурок кабана, лягушки, петуха, головы быка, коня, рыбы, собаки и др.
В Уструшане, как и в других районах, существовал также культ льва. На городище Мугтеппа обнаружен фрагмент сосуда, на котором изображен лев с поднятым хвостом. Культ льва в Средней Азии был связан с распространением канонического зороастризма. Фигурки барана и козла служили устру-шанцам талисманами. Образ быка занимал большое место в магических ритуалах и верованиях народов Центральной Азии. В Уструшане традиция почитания теленка существовала в Бунджикате, на городище Ка-лаи Кахкаха, найдены керамические фигурки бычков с расставленными ногами. Особо почитали уструшан-цы коня, который представлен в дахмаках Курката
множеством находок. Согласно хроникам Бейши, правители Уструшаны восседали на троне, сделанном в виде золотого коня. Это подтверждается настенной живописью малого зала дворца афшинов Уструшаны, где царский предок восседает на зооморфном троне в виде протомы коней. Арийцы считали коня носителем духа Ахура Мазды. Они жертвовали коней богу Солнца — Хуршеду (Митре). Кроме того, конь являлся важным звеном обряда, связанного с ритуалом захоронения.
В ряде мест среди таджиков и узбеков Средней Азии до сегодняшнего времени сохранились представления о змее как о символе безопасности, защиты от дурного глаза и нападения злых духов, которые можно рассматривать как пережитки культа змеи. В древние времена существовало поверье, что гибель змеи, “вскормленной в доме", приносит хозяину дома гибель его имущества. Почитание змеи существовало не только у таджиков и узбеков, но и у некоторых других народов. Например, в древнем Египте змея считалась защитницей и спасительницей богов, фараонов, путешественников. Головы богов и царей обвивали священные уреи, огнедышащие кобры, истребляющие всех врагов [7, 19].
Археологи часто уделяли внимание вопросам культов и идеологии в Уструшане. Особый интерес археологов вызывают терракотовые статуэтки идоль-чиков. Например, статуэтки, найденные на памятниках Зааминской округи, говорят об идолопоклонничестве населения Уструшаны. Одна из них найдена на Мазартепа в селении Сегасари в 3 км. к востоку от Заамина. Мазартепа является раннесредневековым поселением. Статуэтка мужчины выполнена на высоком уровне, с четким изображением атрибутов тела и одежды. Приопущенные глаза и перекрещенные на груди руки выражают состояние покоя, скорбного молчания и “служения”. Изображения человеческих фигур с скрещенными руками характерны для иранского искусства парфянского и сасанидского времени. В индийской иконографии со сложенными крест-накрест руками (положение хункара) изображалось божество Ваджранахутра [4, 123]. Заамин-скую статуэтку с индийской иконографией связывает и наличие браслетов в верхней части рук.
Столица Уструшаны располагалась на северном склоне Туркестанского хребта, на месте городища Калаи Кахкаха в селении Шахристан в Северном Таджикистане (неподалеку от Ура-Тюбе (современный Истаравшан)). Арабские географы называли столицу Уструшаны Бунджикатом [4, 115]. Археологами
4
Spiritual culture Ustrushana (on archaeological materials)
изучен дворец уструшанских царей, в котором помимо большого тронного зала, располагались малый зал, храм, спальни и жилые покои, хозяйственные помещения, арсенал. На стенах парадных залов и комнат Бунджикатского дворца сохранились десятки квадратных метров живописных сцен. Среди наиболее интересных по художественной ценности живописных сцен следует отметить изображения двух едущих на разъяренных львах многоруких богинь с символами солнца и луны в руках, трехглавого демона и трехглазого демона с человеческими черепами на голове, крылатых воинов-демонов, поединков воинов пеших, конных и в колесницах, арфистки, шествия птиц и зверей и др. Здесь впервые в восточной живописи была обнаружено изображение волчицы, кормящей двух младенцев. Композиция является воспроизведением известного сюжета, бытовавшего в древней мифологии многих народов и канонизированного в античном Риме. В композиции угадывается напряженная обстановка, в которой действуют правитель, восседающий на троне, обнаженная с распущенными волосами женщина — мать младенцев, другие участники и наблюдатели утопления в «реке» и спасения
младенцев и волчица, кормящая их. Появление этого традиционного мифологического сюжета в Средней Азии и Иране следует отнести к эпохе тотемических и первобытных верований, когда возникло множество представлений, отражающих отношение человека к окружающей природе.
По одной из легенд древние тюрки-гаогюйцы, телесцы и уйгуры произошли от волка, по другому преданию тюрки-тукю произошли от волчицы. Монголы почитали волка как своего прародителя, у бурят волк считался главным духом и помощником шамана, у якутов — сыном древнего грозного бога Улуу-Тойона. Волка почитали хакасы (качинцы), алтайцы, тувинцы. Поверья и приметы, связанные с волком, зафиксированы этнографами у староуз-бетсских родов и племен, у многих народов Севера, северо-американских индейцев, русских, украинцев, белорусов и др. Таким образом, можно сказать, что Уструшанская живопись отражает духовную культуру почти всех народов и племен древней Евразии, и даёт новое подтверждение существования теснейших сюжетных связей мифологии, литературы и искусства [5, 51-71].
Список литературы:
1. Сверчков Л. М. Поселение Мык - источник по истории средневековой Уструшаны. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. - Самарканд, 1991. - 25 с.
2. Бердимурадов А. Э. Раннесредневековые археологические памятники Джизакского оазиса (Северо-западной Уструшаны V-X вв. н.э.). Автореф.дисс. на соиск.уч.ст. канд.ист.наук. - Москва, 1985. - 25 с.
3. Грицина А. А. Уструшансие были. - Ташкент, 2000.
4. Буряков Ю. Ф., Грицина А. А. Мавераннахр на Великом Шелковом пути. - Самарканд-Бишкек, 2006.
5. Воронина В. Л., Негматов Н. Н. Открытие Уструшаны.//Наука и человечество. - 1975. - Сборник. - М.: Знание, 1974. - С. 51-71.
6. Аюбов А. Р. Элементы культа животных у народов Уструшаны в древности.//[Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_05/978-5-88431-234-0/
7. Древние религии. - СПб., 1993.
5