Научная статья на тему 'Духовная атмосфера предреволюционной Франции (вторая половина XVIII В. )'

Духовная атмосфера предреволюционной Франции (вторая половина XVIII В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1360
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦИЯ / FRANCE / ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ / БОМАРШЕ / РЕПРЕССИИ / REPRESSIONS / РЕВОЛЮЦИЯ В США / REVOLUTION IN USA / ДЕМОКРАТИЯ / DEMOCRACY / ENCYCLOPAEDISTS / BOMARSHE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Купцов Владимир Иванович, Девятова Светлана Владимировна

В этой статье рассмотрено формирование общественного сознания Франции во второй половине XVIII в. В ней показана борьба французов за утверждение в жизни идеалов демократии.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article is considering the formation of social conciousnes in France in the second part of the XVIII century. Here is showing Frenchmen`s struggle for the estab-lishment of the ideals of democracy in their life.

Текст научной работы на тему «Духовная атмосфера предреволюционной Франции (вторая половина XVIII В. )»

В.И. КУПЦОВ доктор философских наук, академик РАО, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова

С.В. ДЕВЯТОВА доктор философских наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова*

ДУХОВНАЯ АТМОСФЕРА ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННОЙ ФРАНЦИИ (вторая половина XVIII в.)

Формирование духовной атмосферы в предреволюционной Франции имело много измерений. В конечном итоге её основой, несомненно, были социально-экономические проблемы, которые пронизывали повседневную жизнь французов. Но вместе с тем сфера общественного сознания имела свои особенности, свою логику развития. В ней происходило противоречивое осознание реальности каждым человеком, утверждались ценности, определяющие его поведение. Общественное сознание направляло действия различных социальных групп, социальных институтов, в том числе и власти. Вместе с тем оно формировалось под воздействием отдельных личностей и их коллективных усилий. Развитие общественного сознания французов во второй половине XVIII в. - это удивительный феномен, представляющий не только исторический интерес. В нём ярко проявилось взаимодействие различных сторон жизни общества, понимание которого имеет важное значение для осуществления современных процессов преобразования общества.

В классической работе Д. Морне «Интеллектуальные истоки Французской революции» (1933) выделены три особенности интеллектуального развития французского общества:

Купцов Владимир Иванович, Девятова Светлана Владимировна е-таП: nature@philos.msu.ru

- новые идеи движутся от высокообразованных кругов вниз по социальной лестнице;

- они распространяются от Парижа к периферии;

- на протяжении XVIII столетия скорость их распространения постоянно увеличивается - до середины этого века они принадлежат единицам интеллектуалов, до 1770 г. идёт активная борьба за их утверждение, а после 1770 г. новые прогрессивные идеи имеют всеобщее распространение.

Во второй половине XVIII в. особое значение для формирования общественного сознания получают аристократические салоны, которые организовывались, как правило, женщинами. В них регулярно встречались интеллектуалы, представлявшие самые разные сферы культуры. Они свободно обменивались мнениями по широкому кругу вопросов, относящихся к сфере искусства, экономики, политики. В этих салонах устанавливались связи, так необходимые для решения различных жизненных проблем, вырабатывались оценки тех или иных происходящих событий, здесь во многом формировалось общественное мнение. А с этим мнением во второй половине XVIII в. французы стали считаться больше, чем с мнением королевского двора. Широко известны были салоны мадам Жоффрен, мадам Сюар, мадам дю Деффан, мадам Неккер.

Одним из самых известных салонов был открытый в 1764 г. литературный салон мадемуазель Ж. Леспинас (1732 - 1776). В нём часто собирались Ж.Л. ДАламбер, К. Мальзерб, А.Р.Ж.Тюрго, Ж.Ф. Мармонтель, аббат Морелле.

Знаменитый салон создал барон П. Гольбах (1723 - 1789). В нём активное участие принимали энциклопедисты Д. Дидро, К.А.Гельвеций, Ж.Л. Д Аламбер, Ж.Л.Л. Бюффон, Ж.А.Нежон. Это был их штаб. Д. Дидро так оценивал значение салона П. Гольбаха:

«Здесь собираются честные и дельные люди столицы. Чтобы переступить порог этого дома, недостаточно иметь титулы или быть учёным, нужно ещё обладать добротой. Вот где устанавливаются надёжные связи! Здесь обсуждаются вопросы истории, политики, финансов, литературы, философии. Люди достаточно уважают друг друга, чтобы вступить в открытые споры»1.

Духовная атмосфера Франции во многом формировалась и в кофейнях. Она создавалась газетными публикациями, сатирическими уличными песенками, поэзией, памфлетами, театральными постановками, художественной, социально-политической и философской литературой.

Во второй половине XVIII в. резко возрастает количество самых разнообразных публикаций, в которых критически оценивались социально-экономическое положение Франции, действия властей, духовенства, а главное - политическое устройство страны, отсутствие в ней демократии.

Вот замечательный пример поэтического восприятия реальности,

представленный в 1760-е гг. П.О. де Бомарше.

«Сей мир, увы, - с большим изъяном: Мне каждый день, в усердье рьяном,

И ум, и чувства все твердят, Что наш создатель, жизнь даря нам, Свободой наделил всех чад; И этот дар, - ценней стократ Всего, чем люди дорожат, -Похищен у меня тираном!»2

Важной особенностью этого времени является резкое падение в глазах общественности авторитета королевской власти. Если раньше с действиями власти люди связывали надежды на лучшую жизнь, то в конце XVIII в. эти надежды рассеиваются как утренний туман. Мнение

1 Гольбах П.А. Избр. Произв. М., 1963, с.9.

2 Цит. по: Финкельштейн Е. Бомарше. М.-Л., 1957, с.23

королевского двора постепенно вытесняется на периферию общественного сознания. Этот процесс следующим образом описал известный французский литературовед Г. Лансон (1857 - 1934).

«Королевская власть, капризная и слабая при Людовике XV, простодушная и мало интеллигентная при Людовике XVI, изредка обожавшаяся, но всегда обманывавшая надежды, на которых основывалось это обожание, внушавшая к себе то ненависть, то презрение, являвшаяся или эгоистичной, или подчинявшейся эгоизму двора, перестала быть национальной общественной силой. Будучи часто ответственной за общественные несчастия, она не играла почти никакой роли в счастливых событиях. Людовик XIV умел быть или казаться покровителем, руководителем и вдохновителем литературного и артистического гения; вся литературная деятельность XVIII в. развивалась вдали от королевской власти, которая напоминала о себе только стеснениями и препятствиями»1.

Конечно, власти не могли безразлично взирать на всё усиливающуюся критику проводимой ими политики. Они отвечали на это возрастающими масштабами репрессий против недовольных порядками во Франции. Парламенты страны запрещали и осуждали на уничтожение сотни изданий, а их авторов приговаривали либо к изгнанию из Франции, либо к тюремному заключению.

Выдающиеся произведения французских авторов, осуждённые парламентом на сожжение (вторая половина хуШ в.)

Автор Название произведения Год Издания Год Сожжения

Д. Дидро «Философские мысли» 1746 1746

К.Гельвеций «Об уме» 1758 1759

Вольтер «Философский словарь» 1764 1765

Ж.Ж.Руссо «Эмиль» 1662 1662

П. Гольбах «Система природы» 1770 1770

Г. Рейналь «Философия и политическая история учреждений и торговли европейцев в 1770 1781

1 Лансон Гюстав. История французской литературы. М., 1898, с.8.

обеих Индиях»

Л.С.Мерсье «Картины Парижа» 1781 1781

«Общественный договор» Ж.Ж. Руссо был напечатан в Голландии, поэтому парламент принял решение о запрещении ввоза этого произведения во Францию.

Нередко авторы вынуждены были публиковать свои произведения анонимно. Так, например, довольно часто поступал Вольтер. Знаменитая книга П. Гольбаха «Система природы», выйдя в свет в 1770 г. в Амстердаме, была опубликована под именем автора только в 1822 г.

Произведения французских авторов выходили за границы страны, они приобретали международное значение. Ими восторгались, но и резко критиковали. Они оказывались под пристальным вниманием местных властей и неусыпным оком Ватикана.

Выдающиеся произведения французских авторов, внесённые в «индекс запрещённых книг» (вторая половина XVIII в.)

Год Год внесения

Автор Название произведения издания в «Индекс»

Вольтер «Философские письма» 1733 1752

Вольтер «Кандид или Оптимизм» 1759 1762

Вольтер «Философский словарь» 1764 1765

Ж.Ж. Руссо «Эмиль» 1762 1762

Ж.Ж. Руссо «Об общественном договоре» 1762 1766

П.Гольбах «Система природы» 1770 1770

Вместе с тем власти всё в большей мере начинают ощущать свою беспомощность в борьбе с инакомыслием.

«Я вижу: чем строже запрет, - писал Д. Дидро в 1763 г., - тем выше цена книги и тем большее любопытство она вызывает; чем больше её покупают, тем больше её читают... Как часто автор и издатель произведения, получившего привилегию, готовы были умолять полицейских чиновников: «Господа, сделайте одолжение, издайте постановление, приговаривающее мою книгу к сожжению». Когда

оглашают обвинительный приговор книге, печатники потирают руки: «Славно, значит, будет ещё одно издание»1.

Люди разочаровывались в дееспособности властей. Неудовлетворённость жизнью была почти всеобщей. В этой ситуации не только выдающиеся мыслители Франции, осознавая необходимость радикальных перемен в жизни страны, всё чаще пишут о возможной революции. С середины XVIII в. между образованными французами постоянно велись разговоры на эту тему.

«Теперь, - писал экономист, министр иностранных дел Франции в 1744 - 1747 гг. Д'Аржансон в 1751 г., - только и говорят, что о

необходимости революции, вынуждаемой плохим внутренним

2

управлением»2.

Во многом под влиянием таких настроений обсуждают эту возможность и просветители. Вольтер (1694 - 1778) на протяжении всей жизни как в своих философских сочинениях, так и в литературных произведениях призывал бороться за свободу. В 1761 г. он, как и другие передовые мыслители Франции, отражая народные чаяния, предрекал грядущую революцию: «Все, что я вижу, - писал Вольтер, - сеет семена

о

революции, которая неизбежно произойдет...»3. Об этом же говорил в знаменитом романе Ж.Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» (1763) один из его героев: «Вы полагаетесь на существующий строй общества, не помышляя о том, что этот строй подвержен неизбежным переворотам... Мы приближаемся к состоянию кризиса и к веку революций»4.

О приближающейся революции писал выдающийся экономист Ф. Кенэ (1694 - 1774): «Только великое потрясение может исцелить эту страну. Но горе тому, кого оно постигнет, - у французского народа рука тяжёлая»5.

1 Шартье Р. Культурные истоки Французской революции. М., 2001, с.64.

2 Цит. по: Рокэн Ф. Движение общественной мысли во Франции в XVIII веке. СПб., 1902,. с.157.

3 Антология мировой философии. В 4 т. М., 1970, т.2, с.557.

4 Руссо Жан-Жак. Эмиль. М., 1896, с.255.

5 Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. М., 2003, с.142.

В 1765 г. в Париже состоялось собрание духовенства, издавшее за подписью церковных иерархов, в том числе 32 архиепископов и епископов, важный документ, в котором впервые общественная организация обращала внимание на возможность во Франции революции. «Множество дерзких писателей, - отмечалось в нём, - топчет ногами божеские и человеческие законы. Наиболее священные истины помрачены, принципы монархии поколеблены. Ничего не уважается как в гражданской, так и в духовной сфере. Величие Верховного Существа и королей подверглось поношению...и нельзя скрывать от себя, что в отношении веры, нравов и даже государственного порядка, дух века грозит революцией, предвещающею со всех сторон уничтожение и всеобщее разрушение»1.

Но для того, чтобы революция произошла, необходимо, чтобы она имела интеллектуальную подготовку: понимание не только того, что следует менять сложившиеся порядки жизни, поскольку так жить уже невозможно, но и того, чем их заменить. Необходимо было сплочение людей на основании конструктивных идей, дающих надежды на лучшее будущее.

«Нужно было, - писал П. Кропоткин - чтобы революционное действие, исходящее из народа, совпало с движением революционной мысли, шедшим обыкновенно до тех пор от образованных классов»2.

Одним из важнейших факторов формирования интеллектуальной основы Великой французской революции было создание «Французской энциклопедии» (1750 - 1780). Это произведение стало величайшим памятником эпохи Просвещения, её символом. Оно же оказалось и классическим примером весьма противоречивого воздействия общества на развитие науки. «Французская энциклопедия» была создана в 1750 -1780 гг. под руководством Д.Дидро и Ж.Л. ДАламбера 183-мя авторами.

1 Рокэн Ф. Движение общественной мысли во Франции в XVIII веке, с. 269.

2 Кропоткин П.А. Великая французская революция. М., 1979, с.8.

Одним из главных её редакторов был литератор, музыкальный критик Ж.Ф. Мармонтель.

«Энциклопедия» включала 17 томов статей и 11 томов иллюстраций, 5 томов приложений и два справочных тома. Среди авторов «Энциклопедии» были выдающиеся деятели Франции, представляющие гордость нации:

Авторы Годы жизни Авторы Годы жизни

Ш.Л. Монтескье 1689 -1755 К.А. Гельвеций 1715 -1771

Ф. Кенэ 1694 -1774 К.Э. Кондильяк 1715 -1780

Вольтер 1694 -1778 Ж.Л. ДАламбер 1717 -1783

Ж. Бюффон 1707 -1788 П. Гольбах 1723 -1789

Г. Мабли 1709 -1785 Ж.Ф. Мармонтель 1723 -1799

Ж. Ж. Руссо 1712 -1778 А.Р. Тюрго 1727 -1781

Д. Дидро 1713 -1784 Ж. Неккер 1732 -1804

Г. Рейналь 1713 -1796 Ж.А. Кондорсе 1743 -1794

«Мы увидели, - писал Д. Дидро в статье V тома Энциклопедии (1755), - что Энциклопедию мог попытаться создать только философский век и что это столетие пришло, что богиня Славы, наделяя бессмертием имена тех, кто совершил великое, может быть, снизойдёт и до нас. Нам придаёт мужество утешительная и радостная мысль, что о нас ещё будут говорить и тогда, когда нас уже больше не будет. Нам придают мужество благосклонные слова, доносящиеся до нас из уст наших современников и пророчащие нам, что в будущем нас вспомнят именно те люди, образованию и счастью которых мы отдали всех себя, которых мы высоко ценили и любили, хотя они ещё не родились. Мы чувствуем, как в нас

зарождается ядро той непобедимой силы, которая вырвет у смерти лучшую часть нас самих и отстоит у небытия те неповторимые моменты нашей жизни, которыми мы по праву можем гордиться»1.

В ноябре 1750 г. был издан проспект «Энциклопедии или толкового словаря наук, искусств и ремёсел». Предполагалось, что в готовящемся издании примут участие специалисты самых разных областей деятельности. Уже по этому проспекту стало ясно, что готовится уникальное издание, имеющее большое культурное значение. Число подписчиков по мере издания «Энциклопедии» постоянно возрастало, достигнув весьма значительного для того времени количества в 4000 человек.

Главной целью «Энциклопедии» была пропаганда знаний, рационального осмысления реальности и в первую очередь социальной действительности, борьба против невежества, суеверий.

«Она соединяла членов враждебных между собою школ, - писал Д.Морлей, - стремившихся к разрушению существующего строя, и вела их к одной великой созидательной цели. Она служила сборным пунктом для умственных усилий, которые иначе расходились бы в разные стороны»2.

Первый том «Энциклопедии» вышел в свет октябре 1751 г. Он был встречен, с одной стороны, явным одобрением публики, а с другой -резкой критикой, обвинением в ереси. В январе 1752 г. появился второй её том.

В конце января 1752 г. Королевский совет принял постановление о запрещении публикации «Энциклопедии», об изъятии только что вышедшего второго тома и конфискации рукописей статей «Энциклопедии» у Д. Дидро. В этом постановлении отмечалось, что в двух вышедших в свет томах «излагаются многие положения,

1 Цит по: Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера. М.,1994, с.641.

2 Морлей Д. Дидро и энциклопедисты. М., 1882, с.91.

стремящиеся уничтожить королевский авторитет, укрепить дух независимости и возмущения и своими тёмными и двусмысленными выражениями заложить основы заблуждений, порчи нравов и неверия»11. Ещё до этого постановления информация о готовящемся изъятии второго тома стала известна издателям и подписчикам. Подписчики поспешили выкупить свои тома и полиция нашла у издателей всего 50 экземпляров.

Замечательным примером поддержки великого начинания Д. Дидро и Ж.Л. Д'Аламбера является описание в воспоминаниях дочери Д. Дидро госпожи Вандёль взаимоотношений её отца с господином К. Мальзербом, который являлся тогда королевским управляющим книгоиздательством во Франции. Речь здесь идёт о ситуации, сложившейся в 1752 г.

«Г-н Мальзерб предупредил моего отца, - рассказывала г-жа Вандёль о разговоре своего отца с Мальзербом, - что назавтра он отдаст приказ изъять у него бумаги и папки. - Ваши слова меня весьма удручают: я никак не успею вывести все рукописи, к тому же, за сутки трудно найти людей, которые возьмут на себя заботу о них и у которых они будут в безопасност.- Пришлите их все ко мне, - ответил г-н Мальзерб, - у меня никто не станет их искать! - И правда, мой отец отправил половину рукописей из своего кабинета к тому, кто отдал приказ об их изъятии»2.

Эта, казалось бы, совершенно невероятная ситуация тогда вовсе не была исключительной. Вот как Мальзерб описывает сложившуюся в то время практику издания книг.

«Часто чувствовалось, что с книгой следует смириться, но неловко было признаваться в этом; по этой причине не хотелось делать никакого особого разрешения.И тогда принималось решение сказать издателю, что он может осуществлять издание, но потихоньку, чтобы полиция могла

1 Рокэн Ф. Указ. соч., с. 162.

2 Шартье.Р. Культурные истоки Французской революции. М., 2001, с.53.

сделать вид, будто ей ничего не известно, и не изымать его. А поскольку невозможно было предвидеть, как к этому отнесутся духовные лица и блюстители закона, издателю советовали быть настороже и обещали загодя упредить его, если будет отдан приказ об аресте издания, чтобы он успел спрятать его»'.

Именно таким образом сам Мальзерб поступил по отношению к изданию «Энциклопедии» и «Эмиля» Руссо.

Такие разрешения издания получили название негласных. Они начали практиковаться в XVIII в. И их ежегодное количество в этом столетии постоянно росло.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Число негласных разрешений книжного департамента на печатание книги

Число негласных

Период разрешений в год

1719 - 1729 6

1730 - 1746 17

1751 - 1763 79

1764 - 1786 178

Эта динамика очевидно свидетельствовала о процессе либерализации общества, которая охватывала все слои общества.

Конечно, без поддержки общественности, в том числе и людей близких к королю, «Энциклопедия» не могла бы быть опубликована. И такая поддержка активно оказывалась. Насколько непростая обстановка сложилась вокруг этого выдающегося издания, свидетельствует письмо маркизы де Помпадур к Д. Дидро в ответ на его просьбу помочь ему в этой ситуации.

«Я ничем более не могу помочь в деле «Энциклопедического словаря», - пишет мадам де Помпадур. - Говорят, что в книгах содержатся высказывания, противные вере и власти королей. Если это так, книгу следует сжечь; если нет, сжечь следует клеветников. Но, к

Цит. по: Шартье.Р. Культурные истоки Французской революции, с.62.

сожалению, обвиняют Вас церковники, а они не хотят оказаться неправыми. Не знаю, что обо всём этом думать, но знаю, какую позицию занять: я никоим образом не стану вмешиваться в это дело. Священники слишком опасны.

Однако все рассказывают мне о Вас только хорошее. Ваши заслуги высоко ценят; Вашу добродетель превозносят. После этих свидетельств, столь благоприятных для Вас, я считаю Вас почти невинным, и мне доставило бы удовольствие быть Вам полезной»1.

В мае 1752 г. в результате инициативы фаворитки короля Людовика XV маркизы де Помпадур и ряда министров издание «Энциклопедии» возобновилось.

Однако относительно спокойная обстановка вокруг издания «Энциклопедии» резко изменилась в связи с произошедшим 5 января 1757 г. покушением на жизнь короля Дамьена, который смог нанести Людовику XV незначительное ранение ножом. В стране в это время сложилось тяжёлое экономическое положение, в ряде провинций свирепствовал голод, Франция терпела неудачи в Семилетней войне. Общество находилось в большом напряжении. Король издал декларацию, в которой заявлялось, что все те, кто будут изобличены в составлении, издании или распространении сочинений с нападками на религию и власть, будут караться смертью. Вновь с ещё большей силой, чем прежде, началась травля создателей «Энциклопедии». Положение было настолько тяжёлым, что в 1757 г. Ж.Л. Д'Аламбер отказался от участия в издании «Энциклопедии». В письме к Вольтеру он писал:

«Я измучен оскорблениями и придирками всякого рода, которые навлекло на нас это предприятие. Злобные и даже гнусные сатиры, которые печатаются против нас и которые не только дозволяются, но поощряются, одобряются и даже заказываются теми, у кого в руках власть; проповеди, или правильнее сказать удары в набат, раздающиеся

1

Цит. по: Левер Э. Мадам де Помпадур. М., 2009, с.205.

против нас в Версале в присутствии короля, без протеста с чьей-либо стороны; новые невыносимые стеснения, налагаемые на Энциклопедию назначением таких новых цензоров, которые более нелепы и более несговорчивы... - все эти причины вместе с некоторыми другими вынуждают меня навсегда отказаться от этого проклятого предприятия»1.

Давление на «энциклопедистов» нарастало. В 1758 г. папа Римский Климент VIII осудил «Энциклопедию», и она была внесена святой конгрегацией в «Индекс запрещённых книг». А 23 января 1759 г. парламент провёл суд над 8 вредными книгами, среди которых оказалась и «Энциклопедия». Королевский адвокат О.Ж. де Флери, который считал издание «Энциклопедии» национальным позором, во Дворце правосудия дал следующую оценку великому памятнику культуры:

«Общество, государство и религия предстали теперь перед судом справедливости, чтобы принести ему свои жалобы. С большой горечью мы вынуждены сказать это; нечего скрывать от себя, что имеется определённая программа, составилось общество для поддержания материализма, уничтожения религии, внушения неповиновения и для порчи нравов. Разве подобные крайности не требуют самых сильных мероприятий? Не должна ли юстиция обнаружить всю свою строгость, взяв в свои руки меч и поразить без различия всех святотатцев, которых осуждает религия и от которых отрекается отечество?»2.

Что касается непосредственно «Энциклопедии», то, как заявил О.Ж. де Флери, это - произведение, которое «по своему действительному назначению должно было бы быть книгою всякого рода знаний, а сделалось книгою всех заблуждений»...«которое не переставали восхвалять, как самый лучший памятник, воздвигнутый в честь национального гения, но сделавшийся его позором»3.

1

Цит. по: МорлейД. Дидро и энциклопедисты. М., 1882, с.113.

2 Цит. по: Рокэн Ф. Движение общественной мысли во Франции в XVIII веке, с.228.

3 Там же, с.229.

В Постановлении Королевского Совета от 8 марта 1759 г. отмечалось, что преимущества, которые можно извлечь из этого труда, не уравновешивают непоправимый вред, наносимый им нравам и религии. Этим постановлением отменялось разрешение на печатание «Энциклопедии», её продажу, сбыт и распространение.

Королевский совет, учитывая интересы подписчиков, обязал издателей выплатить им по 72 ливра каждому, учитывая разницу в подписной цене и стоимости полученных томов. При этом предполагалось, что в результате этой акции издатели просто разорятся. Так бы оно и случилось, но надежды организаторов этой хитрой комбинации не оправдались. Никто из подписчиков денег не потребовал! Это был достойный ответ французской интеллигенции на преследования «энциклопедистов».

Положение с продолжением издания «Энциклопедии» представлялось безнадёжным. Но время оказалось не таким беспощадным. Ряд обстоятельств привёл к смягчению давления на «энциклопедистов». Жизнь требовала отхода от жестких мер в политике. Заметную роль в этом процессе сыграла и Россия. Екатерина II проявила большое внимание к создателям «Энциклопедии», с чем не могли не считаться власти Франции.

В 1762 г. Екатерина II предложила Вольтеру, а затем и Ж. Д'Аламберу издавать «Энциклопедию» в России. В свою очередь Д. Дидро получил письмо от графа И.И. Шувалова аналогичного содержания.

Однако это предложение для создателей «Энциклопедии» было совершенно неприемлемо. Ведь они хотели издать её именно во Франции, что явилось бы важным событием в борьбе за демократические идеалы в стране.

К 1765 г. подписчики получили 17 томов основного содержания «Энциклопедии». Оценивая многочисленные нападки на эту

замечательную книгу, которые осуществлялись на протяжении всего периода её издания, Вольтер писал в «Философском словаре»:

«Какая груда нелепых обвинений и грубой клеветы обрушилась на эту сокровищницу всевозможных знаний! Стоило бы опубликовать это в конце Энциклопедии, дабы увековечить позор этих людей»1.

Публикация «Энциклопедии» была огромной победой идей просветителей. Её авторы настроили общественное мнение против любых форм тирании, как во Франции, так и за её пределами, против торговли невольниками, варварского отношения к ним, против разорительной для людей и страны системы налогов, против не соответствующей реальности сложившейся системы судопроизводства, против существования каких-либо привилегий. Они воспели науку, искусство, образование. «Энциклопедия» явилась гимном производительному труду. Она стала знаменем борьбы за свободу и демократию.

«Философия превратилась в патриотизм, - писал французский историк XIX в. Д. Морлей. - Энциклопедисты стали с серьёзной заботливостью вникать в общественные недуги, к которым версальские тунеядцы с красивыми каблуками оставались бесстыдно и неисправимо равнодушными»2.

Теперь появился авторитетный и прочный фундамент для консолидации всех прогрессивно настроенных сил страны. И это понимали не только те, кто принимал идеологию просветителей, стремящихся преобразовать мир, но и их противники.

Генеральный адвокат Сегье в 1770 г. констатировал с негодованием:

«Философы сделались наставниками человеческого рода. Свобода мыслить - вот их возглас, и этот возглас слышится с одного края мира до другого. Одною рукою они стремятся пошатнуть престол, а другою хотят

1

Вольтер. Философские сочинения. М.,1988, с.685.

2 Морлей Д. Дидро и энциклопедисты. М., 1882, с.127.

опрокинуть алтарь. Цель их - дать иное течение направлению умов относительно гражданских и религиозных учреждений и таким образом ими как бы совершена революция... Красноречие, поэзия, история, романы, даже словари, - всё было заражено. Едва эти сочинения появляются в столице, как с силою потока они распространяются по всем провинциям. Зараза проникла в мастерские и даже в хижины»1.

Интересную информацию об издательской деятельности во Франции второй половины XVIII в. представил в книге «Культурные истоки Французской революции» Р. Шартье2. Он использует данные о социальном составе литераторов, приведённые «Литературной Францией» в 1784 г., опираясь на анализ 1393 авторов, а также данные об изменении характера издаваемой литературы и репрессиях по отношению к авторам, издателям и распространителям печатной продукции во второй половине XVIII в.

Социальный состав литераторов ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в.

Социальные группы %

Духовенство 20

Дворяне 14

Адвокаты и чиновники 15

Врачи и аптекари 17

Военные инженеры и зодчие 2

Преподаватели 11

Лица, связанные с королём или знатными 10

вельможами

ИЗМЕНЕНИЕ ТЕМАТИКИ ИЗДАНИЙ

Период Доля религиозной тематики (%)

Конец XVII в. 50

20-е гг. XVIII в. 33

1750-1770-е гг. 25

1780-е гг. 10

1 Рокэн Ф. Движение общественной мысли во Франции в XVIII веке, с.298.

2 Шартье Р. Культурные истоки Французской революции, 2001, с.68.

За 1720 - 1780 гг. доля книг, посвящённых наукам и искусству, удвоилась. В 1750-х гг. эти издания составляли около 25% всех так называемых негласных изданий, а в начале 1780-х гг. - уже свыше 40 %. Кроме того, следует иметь в виду, что почти половина французских книг издавалась за пределами Франции.

С 1750 по 1779 гг. за сочинение, издание и распространение печатных изданий были осуждены 941 человек. Из них 383 человека заточили в Бастилию, среди которых 141 человек были памфлетистами, хроникёрами, газетчиками. В Бастилию заключались не только люди, но и книги. В 1785 г. состоялось их массовое уничтожение. В 1790 г. там ещё находились 18 различных произведений Вольтера, 8 - Гольбаха, 4 -Руссо, по одному-двум произведениям Гельвеция, Дидро, Кондорсе, Рейналя, Мерсье.

В начале 1750-х гг. в Бастилию сажали большое количество авторов печатных изданий, наказывая их за малейшие, с точки зрения властей, прегрешения. В 1780-е гг. положение меняется. Власти скоро убедились, что такая политика оказывается неэффективной. Осуждённые авторы и их книги становились популярными, интерес к ним со стороны публики только возрастал. И в результате такого рода действий нежелательное влияние публикаций на народ только увеличивалось.

Запрещённые книги французских авторов издавались за границей, а затем, несмотря на эти запреты, доставлялись на продажу во Францию. Здесь они имели большой спрос. Книгоиздатели, теряя возможную прибыль, выражали недовольство. В связи с изданием за рубежом знаменитого «Исторического и критического словаря» (1695 - 1697) П. Бейля они встретились с министром. Им удалось убедить его в том, что экономически выгоднее обменивать французскую бумагу на деньги, что происходило бы, если книга была бы издана во Франции, чем заниматься обменом французских денег на иностранную бумагу, что происходит,

когда французская книга издаётся в других странах. В результате третье издание сочинения П. Бейля было осуществлено уже во Франции.

После 1780 г. во Франции существенно смягчаются ограничения на свободу печати. Власти уступают давлению общественного мнения. В это время книготорговцы начинают открывать читальни, давать за небольшую плату книги и другие печатные издания на несколько дней домой. Но это не означало, конечно, прекращения преследования литераторов, критикующих власть или религию.

В 1781 г. Л.С. Мерсье (1740 - 1814) опубликовал две первые части книги «Картины Парижа». В ней содержалась многомерная картина самых разных сторон жизни Парижа и давалась острая критика сложившихся социальных отношений и способов управления страной. Книга Л.С. Мерсье сразу же была запрещена.

«Все должности, - писал Л.С. Мерсье в этой книге, - чины, службы, места - как гражданские, так и военные и духовные - даются тем, у кого есть деньги; отсюда - расстояние, отделяющее богача от остальных граждан и увеличивается с каждым днём, в то время как нищета становится ещё невыносимее от зрелища всё возрастающей роскоши, мозолящей глаза бедняку. Разгорается ненависть, и государство оказывается расколотым на два класса людей: на алчных и бесчувственных и на недовольных и ропщущих..

Источниками всех политических недугов являются именно эти несметные богатства, сосредоточенные в руках нескольких отдельных лиц. Эта пагубная неравномерность порождает двойной род преступлений: одни из них вызваны богатством, другие - нищетой.Там, где многочисленные дворцы, приходится строить обширные тюрьмы.»1.

Л.С. Мерсье констатирует доминирующую роль в формировании общественного сознания просветителей. И он уверен, что хотя ещё

1 Мерсье Л.-С. Картины Парижа. М., 1995, с. 23-24.

предстоит нелёгкая борьба за новые идеалы, их идеи вскоре одержат полную победу и станут воплощаться в жизнь.

«Литераторы, - писал Л.С. Мерсье, - прилагают в наши дни все усилия к тому, чтобы искоренить тщеславие титулами, показав их ничтожество и поставив на их место действительно полезные труды человека. Являясь хозяевами общественного мнения, писатели превращают его в наступательное и оборонительное оружие. Яростная война завязалась между литераторами и вельможами, но последние, несомненно, проиграют сражение.Приговоры, которые они выносят в первой инстанции, обычно утверждаются всем народом. Литераторов нельзя уже ни подкупить, ни уничтожить. Если даже разбить все печатные станки, то и это ничего не изменит, так как одним своим молчанием они смогут руководить общественным мнением»1.

Особенности этого периода в истории Франции получили яркое отражение в жизни одного из самых неординарных людей страны -Бомарше (1732 - 1799). Он родился в протестантской семье. Его отец был кальвинистом, перешедшим в католичество, вероятно из-за характерных для того времени преследований протестантов. Свою профессию часовщика он передал сыну. Бомарше стал хорошим часовщиком и в 1753 г. усовершенствовал часовой механизм, придумав анкерный спуск часового механизма. Он имел неосторожность рассказать о своём изобретении королевскому часовщику Лепоту, который присвоил его себе. Однако Академия наук, рассмотрев по поручению министра двора возникший спор, признала в 1754 г. авторство Бомарше. Это изобретение позволяло делать точные часы маленького размера. Естественно, многие знатные люди хотели быть их обладателями. Бомарше прославился этим изобретением. Он не только стал получать большие деньги, но расширил свои связи с аристократами и даже познакомился с самим королём. Бомарше сделал вмонтированные в

1 Мерсье Л.-С. Картины Парижа, с.130-131.

перстень часы для маркизы де Помпадур, миниатюрные часы для Людовика XV, а также для его дочери. Вскоре он был назначен королевским часовщиком. В эти годы он заинтересовался входившей тогда в моду игрой на арфе и довольно быстро овладел этим искусством настолько, что был приглашён в качестве учителя игры на этом инструменте к королевским дочерям. В 1761 г. Бомарше купил себе дворянское звание и был утверждён секретарём Его Величества.

С лета 1774 г. Бомарше по повелению Людовика XVI стал выполнять дипломатические поручения. Ему суждено было сыграть в дальнейшем значительную роль в воздействии на общественное сознание Франции.

Важное влияние на духовную атмосферу Франции оказала революция 1776 г. в Америке, которая привела к созданию США. Удивительным образом распространению идей, демократии, вдохновлявших американцев, идей против которых так непримиримо сражалась власть во Франции, способствовала её политическая позиция по отношению к войне за независимость между жителями американских колоний и Англией (1775 - 1783). Франция, потерпев жестокое поражение в Семилетней войне (1756 - 1763), в результате которой она потеряла большие колониальные владения в Америке и Индии, искала возможностей взять реванш в противостоянии с Англией. Именно с этой целью она решила поддержать борьбу за независимость английских колоний в Америке.

В развитии отношений между Францией и США большую роль сыграл Бомарше. С сентября 1775 г. он написал королю несколько писем, в которых обосновывал необходимость оказания помощи восставшим американцам. В результате всестороннего обсуждения этого вопроса французским правительством с участием Бомарше было принято решение о тайной помощи американцам. 10 июня 1776 г. Бомарше по договорённости с правительством создал фирму «Родериг Горталез и Ко», которая должна была частным образом осуществлять помощь США.

На её деятельность Франция и Испания выделили тайно по миллиону ливров. Через эту фирму Бомарше приступил к снабжению восставших американцев оружием, порохом, амуницией, медикаментами.

4 июля 1776 г. США провозгласили свою независимость. Ими был принят замечательный документ - «Декларация независимости», в котором выражались демократические устремления американского народа.

Из «Декларации независимости» 4 июля 1776 года

«Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы

равными и наделены Творцом определёнными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых; что, если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующих управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа»1.

Образование нового независимого государства стало огромным событием в жизни американцев, но им предстояло ещё отстоять свои естественные права в борьбе с Англией.

В 1777 г. из Франции в Америку отправилась группа молодых людей помогать американцам в их справедливой борьбе за независимость. Среди них были Сен-Симон - будущий знаменитый социалист-утопист и маркиз Лафайет, который получит звание генерала американской армии, а затем станет видным участником Великой французской революции.

Бомарше принимал активное участие в разработке плана развития отношений с США, согласно которому Франция подписала 6 февраля

1 История США. Хрестоматия. М.,2007, с.16.

1778 г. тайный договор с США о торговле и дружбе, а 13 марта 1778 г. французское правительство заявило в Лондоне о признании США как независимого государства. Вслед за Францией независимость США признали Испания и Голландия. Теперь они открыто вступили в войну с Англией. В результате этой политической акции во Франции возникла уникальная ситуация, суть которой замечательно выразил О. Мирабо. «Великий манифест американских Соединённых Штатов здесь приветствовался всеми с восторгом, - писал он. - Боже меня сохрани говорить что-нибудь против этого проявления чувств обществом.Но я спрашиваю, осмелились ли правительства, заключавшие с ними союз, прочесть этот манифест и, прочтя его, заглянуть в свою совесть. Я спрашиваю, есть ли в настоящее время хоть одно правительство в Европе, исключая Швейцарскую и Голландскую конфедерации и Британские острова, которые, на основании принципов декларации конгресса, не должны были бы лишиться своих прав»1.

Вклад Бомарше в организацию помощи восставшим американцам был официально высоко оценён конгрессом США.

Послание конгресса США г-ну Бомарше

«По приказу конгресса, заседающего в Филадельфии,

Г-ну де Бомарше.

15 января 1779 года

Сударь!

Конгресс Соединённых Штатов Америки, признательный за те большие усилия, которые Вы приложили, чтобы им помочь, выражает Вам свою благодарность.

Только благородные чувства и широкие взгляды могли воодушевить Вас на Вашем поприще, они являются украшением Вашей личности и обеспечат славу Вашим поступкам. В то время как Вы своим редким талантом верно послужили своему королю, Вы завоевали уважение нашей рождающейся республики и заслужили рукоплескания всего Нового Света.

Джон Джей, председатель»2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Рокэн Ф. Движение общественной мысли во Франции в XVIII веке, с.398.

2 Грандель Ф. Бомарше. М., 1979, с.226.

Таким образом, не только внутренние процессы, но и внешняя политика толкали Францию на путь демократизации. Она стала неизбежной.

Эта характеристика духовной атмосферы конца XVIII в. замечательно проявилась в судьбе гениальной комедии Бомарше «Женитьба Фигаро».

В 1782 г. Людовик XVI прочитал рукопись созданной Бомарше в 1781 г. комедии «Женитьба Фигаро». Вердикт короля был суров: «Если быть последовательным, то, допустив постановку этой пьесы, нужно разрушить Бастилию. Этот человек глумится над всем, что должно уважать в государстве»

Что же не устраивало короля в этой комедии? Очень многое. Уже в предисловии к ней автор писал: «Пороки, злоупотребления - вот что не меняется, а надевает на себя всевозможные личины, подлаживаясь под общий тон; сорвать с пороков личины, выставить пороки во всей их наготе - такова благородная цель человека, посвятившего себя театру»2.

А разве мог ему понравиться монолог Фигаро в третьем явлении пятого действия? В нём Фигаро говорит:

«Думаете, что если вы - сильный мира сего, так уж, значит, и разумом тоже сильны?.. Знатное происхождение, состояние, положение в свете, видные должности - от всего этого не мудрено возгордиться! А много ли вы приложили усилий для того, чтобы достигнуть подобного

о

благополучия? Вы дали себе труд родиться, только и всего»3.

В этой комедии в интеллектуальных сражениях между графом Альмавивой и его слугой Фигаро победа неизменно оказывается на стороне последнего. Фигаро - представитель третьего сословия. Он выступает против любых форм деспотизма, за свободу человека. Фигаро из любого положения находит выход. В пьесе все симпатии автора на его стороне. У графа Альмавивы - власть, а у Фигаро - ум, интеллект, он

1

Грандель Ф. Бомарше, с.281.

2 Бомарше. Драматические произведения. Мемуары // М., 1971, т.48, с.123.

3 Там же, с.238.

отстаивает принимаемое народом естественное право на свободу. И победа остаётся за ним!

Комедия Бомарше кончается куплетами, в которых есть такие строфы:

«В жизни есть закон могучий:

Кто пастух - кто господин!

Но рожденье - это случай,

Всё решает ум один.

Повелитель сверхмогучий

Обращается во прах,

Л

А Вольтер живёт в веках»1

«Искать наслаждение в пороке, превознося при этом добродетель, -вот притворная сущность нашего века. Моя пьеса лишена всякой двусмысленности, её нужно либо принимать, либо просто не смотреть»2. Так высказывался о своей пьесе Бомарше в одном из писем одному из вельмож в 1784 г.

Людовик XVI оказался провидцем. История распорядилась так, что он под давлением общественного мнения в 1784 г. вынужден был разрешить театральную постановку этого замечательного произведения. Ну, а затем, как король и предрекал, вскоре и Бастилия была разрушена!

27 апреля 1784 г. в «Комеди Франсез» состоялось представление «Женитьбы Фигаро». Этого события с нетерпением ждала столица. Состоявшийся спектакль стал одним из самых ярких явлений в истории французского театра. Перед началом спектакля у театра собралось свыше 4 000 человек, которые надеялись волею случая попасть на представление. Зал был переполнен. Даже знатные господа, не находя свободного места, усаживались прямо на полу в проходах или на ступеньках. «Никогда ещё в «Комедии Франсез» пьесу не встречали такими воплями восторга, - писал Ф. Грандель. - Зал откликался на

1

Там же, с.251.

о

2 Рене де Каспар. Бомарше. М., 2003, с.317.

каждую реплику и то и дело аплодировал во время действия, так что спектакль длился больше пяти часов. Такого триумфа никто не знал.»1.

А 1 мая 1786 г. состоялась премьера гениальной оперы Моцарта «Свадьба Фигаро». Комедия Бомарше стала необычайно популярной во многих странах мира. Её стали переводить на различные языки. Так в Германии только в 1785 г. было сделано несколько переводов на немецкий язык. В 1785 г. «Свадьба Фигаро» была поставлена на французском языке в России. А 15 января 1787 г. в Петровском театре в Москве она шла на сцене уже на русском языке. Направленность пьесы ни у кого не вызывала сомнения.

«Бомарше влечёт на сцену, раздевает донага и терзает всё, что ещё почитается неприкосновенным, - писал А.С. Пушкин в 1834 г. - Старая

монархия хохочет и рукоплещет. Старое общество созрело для великого

2

разрушения»2.

И, тем не менее, всюду её ставили и с шумными рукоплесканиями реагировали на многочисленные остроумные реплики её героя.

«Бомарше, - писал в конце XIX в. Г.Лансон, - не изобрёл ни одной идеи; он был простым эхо; он только схватывал квинтэссенцию энциклопедических учений, служил выразителем общественных стремлений, придавал резкую, остроумную форму общественной мысли. Он поражал убийственными эпиграммами привилегии и привилегированных. Но сама по себе пьеса прежде всего отрицательная и разрушительная; чтобы восхищаться ею, достаточно быть недовольным настоящим, а кто же тогда был доволен им, - не

о

исключая даже самих наслаждавшихся?»3.

Главная причина успеха «Женитьбы Фигаро» заключалась в том, что Бомарше гениально отобразил мироощущение третьего сословия,

1

Грандель Ф. Бомарше, с.292.

2 Пушкин А.С. Полн. собр. соч. М., 1949, т.11, с.272.

3 Лансон Гюстав. История французской литературы, с.231

людей-созидателей, которым принадлежало будущее, их превосходство над вельможами, время которых уходило в прошлое.

Когда в 1778 г. Вольтер умер, парижские духовные власти не разрешили его хоронить в Париже. Было запрещено печатать извещение о его смерти, ставить его пьесы, упоминать имя Вольтера в школах. Но вычеркнуть его из памяти людей было не в силах властей. Вольтер навсегда вошёл не только в историю Франции, но и в мировую историю как великий деятель эпохи Просвещения. Прошло совсем немного времени, и прах Вольтера перенесли в Пантеон (10 июля 1791 г.), а на его надгробии была сделана замечательная надпись: «Поэт, историк, философ, который возвеличил человеческий разум и научил его быть свободным». А на другой стороне надгробия можно прочитать следующие слова: «Он противостоял безбожникам и фанатикам. Он побуждал к терпимости. Он провозглашал права человека против феодальной кабалы».

Бомарше сразу же после смерти Вольтера принял решение издать полное собрание его сочинений. Это оказалось очень непростым делом. Во-первых, две трети сочинений Вольтера были запрещены. Но, кроме того, их надо было найти! К тому же у Бомарше появился конкурент Панкук, который, обладая неизданными сочинениями великого мыслителя и литератора, договорился с Екатериной II о том, что такое издание сочинений Вольтера будет осуществлено в России. Ему даже удалось получить от русской императрицы весьма значительную субсидию. Бомарше считал делом чести осуществить издание полного собрания сочинений великого француза на его родине. Он обратился к первому человеку в правительстве Франции - Морепу, и тот обещал ему поддержку в этом деле при условии, что всё это будет осуществляться от имени Бомарше. За 160 тыс. франков Бомарше купил все неизданные сочинения Вольтера, включая его письма и наброски. Было задумано издание сочинений в двух вариантах: роскошное - в 70 томах, и обычное - в 92

томах, каждое тиражом в 15 тыс. экземпляров. Всё это огромное и очень важное предприятие удалось завершить в 1790 г. Но Бомарше понёс значительные убытки. Вместо ожидаемой подписки на 30 тыс. экз. заявки поступили лишь на 4 тыс. Так был осуществлён очередной неординарный проект одного из самых удивительных людей во французской истории. А издание полного собрания сочинений Вольтера на родине автора стало ещё одной победой идей Просвещения во Франции.

О том, что идеи просвещения стали близки французскому народу, красноречиво свидетельствует то, что они органически вошли в ткань различных видов искусства. Важно обратить внимание и на то, что французские скульпторы и художники создали замечательные изображения выдающихся деятелей французского Просвещения. Подобно Древней Греции, Франция прославила и увековечила в произведениях искусства своих национальных героев ещё при их жизни. Это было

очевидным свидетельством признания их значимости современниками.

Скульптурные изображения выдающихся деятелей французского Просвещения

Автор Произведение Год создания

Ж.-Б.Пигаль (1714-1785) Статуя Вольтера 1776

Портрет Гольбаха 1789

Статуя Бюффона 1776

Ж.А. Гудон (1741-1828) Бюст Вольтера 1778

Статуя Вольтера 1781

Бюст Ж.Ж. Руссо 1778

Бюст Ж.Ж. Руссо 1779

Бюст Д. Дидро 1771

Бюст Д. Дидро 1773

Бюст Д. Дидро 1781

Бюст Тюрго 1778

Бюст Ж-Л. Даламбера 1779

Бюст Бюффона 1781

Бюст Бюффона 1782

Бюст Бюффона 1783

Бюст Мальзерба 1784

Бюст Кондорсе 1785

Бюст Неккера 1790

Клодион (1738 - 1814) Статуя Монтескье 1779

Изображения в живописи выдающихся деятелей французского Просвещения

Автор Произведение Год создания

М. Контен де Латур (1704 - 1788) Портрет Вольтера 1731

Портрет Даламбера 1753

Портрет Руссо 1753

Ж.Л. Давид (1748-1825) Портрет супругов Лавуазье 1788

О.Фрагонар (1732-1806) Портрет Дени Дидро 1769

Следует иметь в виду, что перед началом революции в 1789 г. во Франции более 47% мужчин и около 27% женщин были грамотными. В это время в стране проживало 27 млн. человек, из них горожанами были около 2 млн. Уровень же образованности городских жителей был существенно выше сельских. Все описанные нами процессы касались, прежде всего, городского населения. А оно, в свою очередь, было локомотивом в формировании духовной атмосферы во всей Франции.

В результате в конце XVIII в. французы не только поняли, что так, как они жили, жить дальше нельзя, они почувствовали и возможность реального преобразования общества. Нищета и бесправие, царившие во Франции, были нестерпимы.

Перед ними открылось безбрежное пространство новых возможностей в преобразовании жизни. Маяком в их, наполненном неопределённостями и опасностями предстоящем пути, была идеология, выработанная просветителями.

Мироощущение французского народа в 1780-е гг. прекрасно поэтически выразил Андре Шенье (1762 - 1794).

«Вы - нации отцы, вы - зодчие страны,

Вы, кто сумеете составить для народа

Законов мудрых вечный свод;

В нём право первое и древняя свобода, -

Свобода милая, священный дар природы, -

л

В веках отныне расцветёт»1.

1 Шенье Андре. Соч.1819. М., 1995, с.174.

Девятова С.В., Купцов В.И. Духовная атмосфера предреволюционной Франции (вторая половина XVIII в.). В этой статье рассмотрено формирование общественного сознания Франции во второй половине XVIII в. В ней показана борьба французов за утверждение в жизни идеалов демократии.

Ключевые слова: Франция, энциклопедисты, Бомарше, репрессии, революция в США, демократия.

Devyatova S.V., Kuptsov V.I. In this article is considering the formation of social conciousnes in France in the second part of the XVIII century. Here is showing Frenchmen's struggle for the establishment of the ideals of democracy in their life.

Key words: France, Encyclopaedists, Bomarshe, repressions, revolution in USA, democracy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.