Воспоминания
«ДРУЗЕЙ МОИХ ПРЕКРАСНЫЕ ЧЕРТЫ...»
ОТ РЕДАКЦИИ: Автор предлагаемых воспоминаний - Вячеслав Павли-нович Тимофеев, кандидат филологических наук, доцент ЧелГУ - страстный книголюб, есенинец. Его связям, с такими же одержимыми книгами людьми, обязан Челябинский государственный университет приобретением уникальной библиотеки В.Г. Зенцова. В ней оказались редчайшие прижизненные издания многих поэтов и писателей XIX - начала XX века, микрофильмы с книг и стихов, и многое другое. За это подвижничество и не прекращающуюся деятельность книголюба Вячеславу Павлиновичу Тимофееву - признательность и огромная благодарность преподавателей и студентов филологического факультета.
1. Челябинский автограф Валериана Правдухнна
Живет в Вязьме Смоленской области книголюб-есенинец Павел Никифорова Пропалов. Мы, есенинцы, дружны и всегда помогаем друг Другу найти что-либо интересное. Так было и на этот раз: пишет мне Павел Ники-форович, что у него есть книга Есенина, которая, справедливости ради, должна принадлежать городу Челябинску, его литературе, его книголюбам. Эта книга — «Преображение», изданная в 1921 году издательством «Имажинисты». На ней автограф Валериана Павловича Правдухнна, оставленный в Челябинске:
"Вовочке — в память отблесков Солнечного Тургояка с его окуневым проливом, островом Веры, тихими днями, застывшей зеркальной водой,., очаровательной (черт бы ее побрал!) Броничкой и пр. пр. Валериан Правдухин. г. Челяба. 3. X, 1921».
В. П. Правдухин жил в Челябинске с конца 1918 до 1921 года, после чего уехал в Новосибирск на издательскую работу. Есенинская книга была подарена, вероятно, в связи с прощанием с Челябинском, с коллегами по Тургоякской детской колонии, в основании которой Валериан Павлович принимал участие. Лето 1921 года было первым годом существования колонии. Там была вместе с В, П. Правдухиньтм его жена — писательница Л. Сейфуллина. Позднее их работа в колонии найдет отражение у Правдухнна в повести «Школа на маяке», у Сейфуллиной — в повести «Правонарушители»,
В 1921 году В. П. Правдухин был еще только читателем Есенина, но читателем синтезирующим, обобщающим, потому что уже в 1922 году в первом номера журнала «Сибирские огни» он противопоставляет Есенина пролетарским поэтам, противопоставляет, правда, несправедливо... И с этого времени Правдухин становится постоянным наблюдателем творчества Есе-
нина, а затем, можно сказать, и литературным критиком. Уже во втором номере «Сибирских огней» за тот яге год Правдухин заметит изменения в Есенине и скажет: «Есенин на распутье», в 1923 году отметит, что Есенин «вновь обрел себя, словно снова родился», в 1926 году в очерке «Сергей Есенин» Правдухин признает Есенина «частицей истории нашей эпохи» и то, что «стихи Есенина зовут нас призывно и нежно, как звала его мать к родному дому, к братству, дружбе, любви, которыми мы обязаны будем после Есенина до краев наполнить наше существование». В 1927 году Правдухин будет уже отстаивать имя Есенина от нападок литературных фарисеев и утверждать необходимость стихов поэта последующим поколениям, потому что Есенин «дает такой подъем и размах доподлинных человеческих чувств, нравственного напряжения, что после его строк хочется быть участником большого человеческого искусства»...
Челябинский автограф В. П. Правдухина на книге Есенина показывает не только место зарождения и зволвдцию литературного явления, ставшего впоследствии частью нашей общей русской культуры, но и пробуждает в нас чувство причастности к нему и соучастия. Кто такие были Вовочка и Броничка, мы, возможно, позже узнаем. Остается пока только заметить, что подписана книга в день рождения С, Есенина — 3. X. 1921 года и что сейчас она является собственностью Челябинска, а это значит — город на одну культурную-единицу стал богаче,
2. В.Г. Зенцов - книголюб
Владимир Гордеевич Зенцов - мастер прессового отделения радиаторного цеха Шадринского автоагрегатного завода, Жил, работал, кормил-поил семью, как все, много читал, но вдруг в чтении возник интерес к старой поэзии. Константин Фофанов, поэзия Серебряного века, а она не издается, Развернулась книжная переписка, отпуск и отпускные - обязательно Москва и Ленинград, букинистические магазины. Покупалось все. Что было недоступно - находилось в библиотеках, фотографировалось, печаталось, переплеталось... Горизонт расширялся, знание литературного процесса веков углублялось. После ухода на пенсию стал продавцом в отделе старой книги, Все приобретенное обязательно прочитывал. Я видел многих книжников, но книжника-читателя не видал, Например, Даниил Николаевич Черных из Каменск-Уральского. Жилье его было квартирой литератора-профессионала, все книги за стеклом, чисто, порядок, но главным для него было создание книжечек-малюток... А Владимир Гордеевич, какую бы книгу ни взял с полки, знал ее всю, знал автора, увязывал книгу с литературным процессом, с жизнью современников. Имя Владимира Гордеевича в Шадринске и по стране было именем-ориентиром в книжном мире, А сам он из-за жажды читательской все искал и искал, то одну книгу, то другую. Библиотека разрасталась: кроме «живых» книг, были фотопленки с недоступных книг; были книги самодельные; устаревшие реставрировались, недостающие страницы где-
нибудь перепечатывал ись. Из журналов извлекались научные статьи о Пушкине, Ахматовой, переплетались, тоже становились книгами.,.
Владимир Гордеевич Зенцов родился 27 января 1924 г, - в год и месяц смерти В. И. Ленина. Отсюда и имя. Родина - с. Островное Мамонтов-ского района Алтайского края. В 1940 г. окончил 8 классов. Прибавил два года себе, чтобы скорее идти в армию. А далее - война. "И надо же так случиться, что воевать пришлось в Вешенском районе, на Дону, это родинаМ. А. Шолохова, там и был ранен тяжело 16 декабря 1942 г. в операции "Малый Сатурн". За это получил медаль «За оборону Сталинграда» (Отрывки из письма 3.IX. 83). "Освобождал Донбасс, Запорожье, форсировал Днепр. После этого - Западная Украина: Луцк, Ровно, Пинские болота, бесконечные операции против бендеровг^ев и бульбовцев. Весь 1944 г. походы: Польша, Висла, Лодзь, Познань и, наконец, штурм Берлина. Конец войны встретил в маленьком немецком городке Науэн. Награжден медалями "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина". Демобилизовался в мае 1946г. и вернулся в Щадринск".
"Как я себя помню, у меня была единственная слабость еще с дошкольных лет - это книжная. Как говорит мать, я только еще научился как следует ходить и говорить, а книгу уже не выпускал из рук, и так всю жизнь - ни дня без книги, это в прямом смысле. А когда пошел в школу, на литераторов очень повезло, особенно в 5-6 классах. Это были изумительные педагоги, уроки вели захватывающе (некогда было хулиганить). А в Шад-ринске - встреча с В. К. Покровским, этим энциклопедистом, довершила дело окончательно. Именно он направил и подсказал, каких авторов нужно читать и иметь в собственной библиотеке, чтобы знать русскую литератУРУ углубленно. Из поэтов, Вы знаете, мой кумир К. М. Фофанов и Мирра Лохвиг}кая. С дочерью Фофанова удалось встретиться лично. Я считаю, что повезло неплохо. Она очень многое рассказала из жизни своего отца и дала автограф, который у Вас в книге "Тени и Тайны" (1892). Вот он: "Счастлив тот, кто под старость душой молодеет" - из стихотворения "Импровизации" поэта К. М. Фофанова. На память Владимиру Гордеевичу любителю творчества поэта К. М. Фофанова от дочери поэта Екат. Конспь Фофановой-Устиновой в память знакомства в первую встречv. Очень рада, что Вы цените творчество моего любимого отца. 25.1У. 1978".
"Как создавалась библиотека? Это депо всей жизни, В основном в 60-е годы Книги шли по почте посылками. Тогда еще не было книжной дури и можно было по сходной цене купить отличную книгу. Я же сам на протяжении многих лет ездил каждый год в Москву и Ленинград. Специально за книгами и всегда успешно... Сейчас в основном книги высылают знакомые... ".
Еще хотелось написать о посещении литературных мест. За время своих поездок удалось побывать в Пятигорске (Лермонтов), Михайловском (Пуишин), Константинове (Есенин), Орле, Спасском-Лутовинове (Турге-
нее), на могиле А.П. Керн (Торжок). А Волково, а Ноеодееичъе... В Москве тоже много мест связано с писателями. Все надо было посмотреть, пережить на месте. Это очень эмог^ионально и запоминается на всю э/сизиъ. Да еще Ясная Поляна Толстого... Фет (д. Клейменово), около Мценска... ".
В 1985 г, Челябинский государственный университет приобрел библиотеку Владимира Гордеевича Зенцова. 1046 книг, от Ломоносова и Фонвизина. 115 микрофильмов с книг стихов дореволюционйых поэтов. 182 книги из большой серии Библиотеки поэта. Десять томов К. Бальмонта, три книги 3. Гиппиус, восемь - Н.Гумилева, четыре - Г. Иванова, четыре - Н. Кузьмина, две - А. Кусикова, пять В. Ходасевича, четыре - В. Шершеневича, шесть - И. Северянина, семь - К. Фофанова, - пятьдесят два номера "Нивы". Все поэты начала XX столетия и многое, многое другое.
Некоторые книги с инскриптами владельцев, На книге Н. Кареева «История западной Европы» [СПб. 1913 г. T. IV] есть подпись: Н. Здобнов. Это классик советской библиографии, уроженец г, Шадринска, Книга была автором подарена К.Д. Носилову, от него перешла к К.Н. Донскому, от него - к его племяннику Владимиру Константинович)' Ушкову в Свердловск, у которого В. Г. Зенцов и взял эту книгу.
Четырнадцать книг стихов с автографами:
1. Г.А. Галина свои "Стихотворения" (СПб., 1902. 176 с.) дарит. П.Ф. Якубови-чу-Мелыпину (записано карандашом): "Все мои "Лепестки" - строгому критику с глубоким уважением автор".
2. Яков Годин свой сборник "Северные дни" (СПб., 1913. 158 с.) дарит М.А. Поповой: "Славному человеку, милому товарищу, хорошенькой женщине Марии Автоновяе Половой с нежностью и уважением Яков Годин. Март 1913. СПб."
3. JIM. Василевский свои "Стихи 1902-1911" (СПб., 1912. 208 с.) освещает стихом: "Как вешние воды промчались они..." Л. Василевский".
4. "Разные стихотворения Юрия Верховского" (М.} 1908. 116 с.) автор посвящает: "Сердечно уважаемому [вырванно имя] на дружескую память. Юрий Вер-ховскии. II. 1903. Тифлис".
5. "Полное собрание сочинений Н,П, Жандра. Том первый" (СПб,, 1888. 253 с.) автор посвящает: "Дорогому неизменно верному другу Андрею Андреевичу Гастеррейнду; от сердечно преданного и глубоко уважающего автора, 21 января. 1889 г."
6. A.A. Коринфский дарит два сборника стихов: Первый "Тени жизни. Стихотворения 1S95 - 1896 гг," (СПб, 1897. 267 е.). В,В. Чуйко: "'Глубокоуважаемому, чуткому сердцем, Владимиру Викторовичу Чуйко - A.A. Коринфский, признательный ему за доброе слово о "Черных розах". СПб. 18. 3/XI. 97г." Второй "Поздние цветы, Новые стихотворения. 1908-1911" (СПб, 1912) - А. О. Яблочкину: "Милому Александру Осифановичу Яблочкину на добрую память от автора, признательного за теплое приветствие, получено 14 декабря. СПб., 20/XII1911 г.".
7. A.B. Круглов кншу "Вечерние песни. Стихотворения последних лет (19Ü3 -1911)" ( М., 1912) подарил Петрову П.П. со следующим автографом:
"Многоуважаемому и {неразборчиво] Петру Павловичу Петрову на память о московских архивах автор 29/ авг. 14г,"
8. Всеволод Курдюмов. Свои стихи "Пудренное сердце" (СПб., 1913. 80 с.) подарил Валерию Брюсову: ''Валерию Брюсову, дорогому поэту. Всеволод Курдюмов".
9. Александр Курсинский "Стихи. 1896 - 1900" (М., 1902. 84 с.) подарил В.Брюсову: "Валерию Брюсову от неизменно-преданного ему друга. А. Курсинский."
10. Иван Рукавишников "Книгу четвертую. Стихотворения" (143 с.) - "Анастасии Николаевне Чеботаревской. Иван. 1906 г."
11. Сергей Рафалович "Светлые песни" (СПб., 1901. 174 с.) подарил "Евгению Васильевичу Аничкову на добрую память автор."
12. Виктор Стражев свой первый том "Стихи. 1904 -1909" (М.., 1910. 135 с.) подарил JI.H. Зилову: "Дорогому Льву Николаевичу Князю Зилову любящий Вик. Стражев в час выхода книги. 12 аир. 1910г. В сумерки."
13. В книге стихотворений С.Г. Фруга (Одесса, 1913. 304 с.) есть следующие строки: "На память товарищу Моисею от друга Розы. 24.ХП.1916 г." и "Передаю Юрочке в день его рождения! Будь беспредельно предан Советской Родине! Еврейское прошлое, все лучшее не должно бьггь тебе чуждо. Папа. 3.IX.1949."
В библиотеке В.Г. Зенцова есть книги его друзей: В.К. Покровского, В.И. Юровских, A.M. Виноградова и Ф.Н. Медведева.
Владимир Константинович Покровский, учитель филологии, из бывших репрессированных, знавший французский язык, подарил В.Г. Зенцову Французский ежегодник 1972. Статьи и материалы по истории Франции. (М.: Наука, 1974 г.) с автографом: "Дорогому Владимиру Гордеевичу в знак искреннего уважения и самой сердечной дружбы. Вл. Покровский. 14 аир. 1975. " В содержании рукой В.К, Покровского отмечено "Мой перевод" следующих статей: П. Дюран (Париж). Развитие политического сознания Луизы Мишель (С. 117-128); Ш. Дюкло (Париж). Под вечер жизни (С. 239-259); Ж. Перюс (Париж), Памфлет A.M. Горького "Прекрасная Франция" (С.305-319).
Василий Иванович Юровских, местный автор, подарил В.Г. Зенцову кншу "Певучая речка" (Челябинск, 1974) с автографом: "Истово влюбленном}' в книги, ценителю тонкому литературы, дорогому Владимиру Гордеевичу Зенцову с уважением, благодарностью и поклоном Василий Юровских. 6/V - 75 г." Второй автограф в сборнике "Росные тропы" (Челябинск, 1977 г.), где были помещены рассказы В.И, Юровских "Снегириное утро" (С. 21-22). "Первоцветы" (С. 42-45): "Дорогому Владимиру Зенцову - сердечно, дружески один из авторов сей тропы Василий Юровских. 23.1, 78г. «Я троп не мало исходил, а здесь два раза лишь ступил,,.».
Поэт Александр Михайлович Виноградов подарил В. Зенцову две книги; "Россия росная" (Челябинск. 1972), где автор после слов: Per aspera ad astra и стихотворения:
Я пробираюсь сквозь усталость, Сквозь боль, сквозь злое бытие К своей звезде, И мне осталось Чуть дальше жизни до нее,
Успеть бы, Много ли хочу я,
Пока мне душу не сожгло? -Рукою стонущей почуять Хоть раз бессмертное тепло..., оставил автограф: ^Истому книжнику и подлинному знатоку поэзии, милому Владимиру Гордеевичу сердечно А. Виноградов, 10/IX - 72". А на книге "Вепшица" (Челябинск, 1979). A.M. Виноградов оставил такие слова: "Дорогому Владимиру Гордеевичу, истинному знатоку книги, одном)' из тех Немногих, ради кого мы пишем и благодаря кому жива Поэзия - мою скромную лещу в его сокровищницу. С благодарностью А Виноградов. 27/VHI - 79 г.".
И, наконец, "Каталог выставки "Первая книга поэта XDC-XX вв.", из собрания Ф.Н, Медведева, издан в Москве, в ноябре 1979 г. (39 е.), с автографом: ''Владимиру Гордеевичу Зенцову - истинному стихолюбу, великому киношнику, перед страстью которого к познанию книги, поэзии - преклоняюсь! Дружески Феликс М. (М., сент. 80 г.)" А на других страницах автографы: Ст. Кунаева, В. Казнна, Ларисы Васильевой, Виктора Бокова, Н. Зиновьева, Маргариты Алигер, Ев. Евтушенко, А. Тарковского, Пав. Железнова, А. Межирова, Вл. Солоухина, В. Дагурова, Пять автографов не расшифрованы. Владимир Гордеевич Зенцов умер 24 июня 1997 г.
В.П. Тимофеев