Порочность системы распределения продуктов и предметов массового спроса делает ненадежной статистику катастрофического снижения производства промышленной и сельскохозяйственной продукции для определения уровня жизни «маленького человека» - его положение было, видимо, существенно иным, чем позволяют предположить статистические выкладки. С одной стороны, ранняя советская распределительная система, как бездонная бочка, поглощала или бессмысленно губила значительную часть и без того скудных запасов самого необходимого. С другой стороны, она размывала границу между законным и преступным, создавая невероятно широкие возможности для всяческих и массовых злоупотреблений, фактически провоцируя на преступление заманчивой легкостью и безнаказанностью их совершения. Психология безудержного дележа бесхозного имущества, вылившаяся в 1917 -начале 1918 г. в кошмар городских погромов и земельного раздела, позволила большевикам без труда прийти к власти, но обернулась для них в первые же годы советского режима неразрешимой проблемой: пагубная система распределения по «классовым» принципам оказалась одной из конечных причин неэффективности советского порядка и краха «социалистической системы», а такие явления, как злоупотребление служебным положением, хищения, коррупция стали неодолимыми спутниками и злыми духами советской истории.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 «Ну, полно мне загадывать о ходе истории...» (Из дневника матери-хозяйки в годы революции в России)//Отеч. история. 1997. №3. С.87.
2 ЦДНИЧО. Ф.77. Оп.1. Д.77. Л.41.
3 Там же. Л.42 об.
4 Там же Д.31. Л.14-15.
Т.А. Андреева
О ЛИТЕРАТУРНЫХ КРУЖКАХ В ЧЕЛЯБИНСКЕ В 1919-1926 ГОДАХ
Публикуемые воспоминания принадлежат перу челябинского литератора Николая Бугрова Это вторая их публикация, а первая состоялась в 1926 году в журнале «Челябинский красный библиотекарь» История становления советской литературы на Южном Урале в 20-х гг, о чем пишет Н Бугров, нашла отражение в творчестве профессиональных уральских литераторов Известный челябинский краевед и писатель А А Шмаков в книге «Наше литературное вчера» посвятил этому сюжету несколько разделов В жанре очерка на эту тему говорят Л Кишинская (Первые шаги//Урал 1958 №5) и Л Гальцева (В Урале Русь отражена Челябинск, 1991) Следует отметить, что фактологической основой всех названных работ являлись воспоминания Н Бугрова Трудно обойти вниманием то обстоятельство, что упомянутые литературоведческие изыскания выполнены на основе известных идеологических подходов, а в свете современных исторических представлений о революционном процессе в России и его отражения в культуре многим событиям и фактам, упомянутым в воспоминаниях Н Бугрова, можно дать иную интерпретацию
Как и о многих пролетарских поэтах 20-х гг, о Н Бутрове не сохранилось каких-либо биографических данных Суммируя краткие аннотации к его стихам в газете «Челябинский рабочий» (1929 3 февр , 25, 30 мая, 2 июня), можно узнать, что родился поэт в 1864 году в крестьянской семье, десятилетним мальчиком оказался на пресненской фабрике в Москве, в 1906 году за распространение революционной литературы на 2,5 месяца угодил в тюрьму Приходилось ему работать в железнодорожном депо и автомобильной школе, строителем и музыкантом Первые стихи Н Бугрова были опубликованы в сборнике «Наши песни» под редакцией Горького в 1910 году В Челябинске он оказывается в 1919 году, и его профессиональным поприщем становится строительное бюро, культурно-просветительская работа в профсоюзе горняков, литературная сфера В 20-е гг - он один из организаторов челябинского отделения Российской ассоциации пролетарских писателей Имея такую скудную информацию, сложно говорить об его личности, а мировоззренческие и эстетические позиции художника можно реконструировать лишь через обращение к его творчеству Имя Н Бугрова часто мелькало на страницах челябинской прессы 20-х гг Его можно отнести к тому поколению «революцией призванных» поэтов, которые отразили в своих произведениях вихрь чувств и настроений, вызванных событиями 1917 г Пролетар-
екая поэзия тех лет провозглашала культ светлого будущего, в которое можно войти сомкнутыми пролетарскими рядами и чеканным шагом. Отсюда в поэтике того времени господствует образ движения вперед, планетарный оптимизм и пафос, ощущение неограниченных возможностей человека в переустройстве общества. Романтическое восприятие революции включало в себя преклонение перед силой и величием революционной массы. Поэзия 20-х гг. воспевала труд в его механистическом и натуралистическом изображении и человека-труженика как рыцаря труда. У Н. Бугрова, приверженца «Кузницы», в поэтическом багаже есть стихи с характерными для того времени названиями: «В кузнице», «В столярной», «Под землей», «В литейной», «Горняк» и другие. Все эти произведения отражают закономерности развития пролетарской поэзии с ее публицистичностью, плакатностью, декларативностью, особым строем идей и лексики. Так что, если посмотреть на Н. Бугрова сквозь призму его поэзии, то перед нами определенный и далеко не оригинальный тип, появление которого вызвано революционными катаклизмами. Эта категория социальных мечтателей и подвижников из среды русской интеллигенции, вознамерившихся разом осчастливить все человечество. Это эмоциональные натуры, легко воспламенявшиеся и быстро остывавшие, особенно под напором внешних и неожиданных обстоятельств. Индивидуальные судьбы этих людей складывались по-разному, нередко драматична. Видимо, не гладко выстраивалась профессиональная деятельность и у нашего героя.
Об этом свидетельствует фрагмент из заметок другого челябинского литератора С. Черепанова (Уральская новь. 1965. Февраль), который описал поэтический вечер Н.Бутрова в 1929 г., на котором он читал старые стихи и новое произведение «Октябрьский ковш». С. Черепанов вспоминает о критике, обрушившейся на автора за строчки: «О, как бы нам не расплескать Октябрьский ковш», в которых присутствовавшие усмотрели проявление усталости, сомнений, неверия в победу социализма. Отмечается, что Н. Бугров, «уже пожилой» человек, сник от таких суждений, перестал позже общаться с литературной братией и где-либо печататься. Подтверждение этой информации можно найти в майских номерах газеты «Челябинский рабочий», на страницах которой развернулась дискуссия об идеологическом кредо Н.Бутрова. Поводом послужило опубликование стихотворения «Наш дом» (12 мая), в котором и звучали строки, выделенные С. Черепановым. Здесь же была помещена критическая статья, изобиловавшая ярлыками типа: «поэзия безнадежности», «чуждое творчество», «есенинские напевы», «пленник обывательской мещанской стихии». В последующих номерах газеты замелькали «Ответы Бугрову» с подобной интонацией и обличениями. Участники городского диспута 30 мая, организованного комсомолом и РАПП, также заклеймили «Наш дом» как опасный симптом, как элемент разложения, как «подарок» контрреволюционерам. Н.Бу-тров обратился через газету с письмом «Не по адресу» к тем, кто обвинял его в упаднических настроениях. В духе дискуссии того времени, почти в форме клятвы он заверил своих читателей, что «не годится в знаменосцы белых» и по-прежнему считает, что «революционное насилие - единственно верный путь к достижению человеческих идеалов» (2 июня).
Воспоминания Н.Бутрова, несмотря на их лаконичность, как и все другие мемуары, содержат не только комплекс сведений в рамках определенного сюжета, но и несут скрытую информацию, которая закладывается в текст безотносительно желаний и намерений автора, его эмоциональный настрой, оценочные суждения в адрес времени и окружающих людей.
Публикация документа сопровождается справочными материалами, которые удалось собрать публикатору. О некоторых персонажах, фи/урирующих в тексте, данных биографического плана найти не представилось возможным.
В публикации сохранены орфография и пунктуация первоисточника.
О ЛИТЕРАТУРНЫХ КРУЖКАХ В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ С 1919 г. ПО 1926 г. (ОЧЕРК)
По отступлении колчаковских войск за Челябинск, в ближайшее время литературных кружков не выявлялось.
В начале двадцатого года по приезде от. Ц.К. Пролеткульта' Ивана Шувалова2, (ныне находится в Ленинграде) литературные силы начали объединяться в только-что возникшем в Челябинском Пролеткульте3.
На первых порах, кроме объявленной декларации, были устроены 2-3 литературных вечера, на которых выступали со своими произведениями: Ник. Бутров, Либурских, Ив. Шувалов, Никифоров4, Березин и др.
После этого откуда-то вынырнули Сейфулина5, Правдухин6 и Бухарин7 (Бухарин и сейчас работает в «Сибирских огнях»8, а живет в Челябинске)
На первом расширенном собрании кто-то внес предложение об издании журнала Все, как один, ухватились за эту мысль и тут же нашего первенца назвали «Стропила» В редколлегию, помню вошли Сейфулина, Ив Шувалов и еще кто-то, но было решено, что все произведения для первого номера, должны быть зачитаны на общем собрании литературного объединения
Госиздат9 и другие организации дали свое согласие и обещали всемирную поддержку Редактирование журнала и сбор материала шли успешно Желание работать было больше чем ожидали Затем произошла какая-то заминка Работа в Пролеткульте не клеилась
До конца года редактированный журнал «Стропила», куда, как мне припоминается, входили «Четыре главы» - Сейфуллиной, - Шувалов носил с собой в портфеле до отъезда из Челябинска
Весь материал для первого номера, как видно остался у него
Так и не удалось развернуться Челябинской организации и укрепить своего первенца Работа Пролеткульта после этого совсем сошла на нет
Сейфулина и Правдухин уехали Появились новые лица Пролеткульт начали подогревать, но безрезультатно, он распался и был ликвидирован, после чего до конца 1921 года литературных организаций не возникало Если и был выпущен журнал «Огниво»10, то совершенно случайно
Я в то время занимал должность Зав Культ Отделом Союза Горняков В мое распоряжение пришла Типография от Ц К Союза, для обслуживания района Местная типография была перегружена работой до отказа В задачу же походной типографии входило выпускать газету «На Горном фронте» для горняков, тк их в то время числилось 17 ООО человек И вот Илья Рубановский11 (находится, кажется, в Москве в издательстве «Земля и фабрика») решил выпустить, пользуясь случаем, вышеназванный журнал, тем более, что с этой типографией приехал Ник Дектярев12, у которого оказались «Будни» - Александровского13, стихи Владимировой, Надежды Павловны и Александра Макарова14, а сам Дектярев поместил свою поэму «Голод», который впоследствии оказался главным виновником того, что журнал, по выходе в свет, был конфискован в количестве - 3 ООО экз
Местная газета на это совершенно не отозвалась, только «Уральский Рабочий» в Свердловске поместил небольшую статью об этом журнале
В это время появился откуда-то и Юрий Лебединский15, дав в журнал свою поэму «Серый патфиндер» Как попал к Рубановскому рассказ Правдухина - «Конец Федора Чупука», не знаю, очевидно, Рубановский брал у последнего прочитать перед отъездом и не возвратил
Спустя год, по возникновении НЭПА, отдельные листы из этого журнала я покупал вместе с клюквой или селедкой в частных лавчонках
После этой истории до конца 22 года, до приезда «Осы-Лескова» и Игнатьева в Челябинск, литературные силы как бы отсутствовали Лесков и Игнатьев - люди с огнем, молодые кипучие и оба с уклоном влево, - взбудоражили Челябинцев Диспут за диспутом, доклад за докладом
Появляется Владимир Ветров Устраивается в пользу литературной ассоциации вечер в Народном доме
Создается Редакционная Коллегия журнала «Сдвиг»16, во главе которой становится редактор газеты «Советской Правды» Голубых17, автор книги «Уральские партизаны» и «Очерки глухой деревни» Весной 23 года, журнал выходит в свет, но, через 2-3 дня конфискуется за антисемитизм
Большинство, участвовавших в этом журнале, были уволены и переведены на другую работу
До сего времени знающие об этой истории жители называют участников журнала «Сдвиговцами»
После этого до осени 25 года, литературной организации в Челябинске не существовало Если и были отдельные публичные чтения в Центральной библиотеке, то авторы, каждый в отдельности, договаривались непосредственно с Зав Библиотекой и Политпросветом Так делал Владимир Ветров, читая свою повесть - «Кедровый дух» и я
В настоящее время существует небольшой литкружок, куда входят Ветров, Бутров, Мориссон, он-же Хлипкий, Попов, объединяя вокруг себя молодых, начинающих писать товарищей
Устраиваются литературные вечера, с читкой своих произведений, доклады и тд Вот, краткая история литературных организаций в Челябинске с 1919 г и до последних дней
Николай Бугров
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Пролеткульт - объединение пролетарских культурно-просветительных организаций, возникшее в сентябре 1917 г Формально входил в структуру Наркомпроса и занимался организацией местных филиалов, которые пытались осуществить руководство всеми сферами литературно-художественной жизни в стране Руководство Пролеткульта исповедовало убеждение в том, что необходима «новая культура», созданная «руками пролетариев» Пролеткульт пытался занять позиции автономного от государства и партии существования Призыв Пролеткульта «культурно самоопределяться» насторожил высшие партийные инстанции За деятельностью Пролеткульта наблюдал В И Ленин, нацеливая Луначарского и Покровского на создание «реального контроля» за этой организацией Вопрос о Пролеткульте обсуждался в ЦК РКП (б), выносился на страницы «Правды» для дискуссии Претензии были к независимости как идеологически и политически опасной тенденции Для Пролеткульта было свойственно нигилистическое стремление отрешиться от груза культурного наследства, наполненного чуждым и враждебным духом Новая пролетарская культура, по убеждению идеологов Пролеткульта, будет не делом индивидуалов, а результатом коллективного творчества Отсюда пафос единства, братства, самопожертвования во имя общей революционной цели Легко предположить, что эти идеи на практике доводились до абсурда и пародийности В умах пролеткультовцев крепко сидело убеждение, что каждый мало-мальски грамотный пролетарий мог смело браться за решение любой художественной задачи Главное - выявить классовую сущность сюжета, а такие «буржуазные архаизмы», как художественное качество и талант никакого значения для пролетарского художника не имели
2 Иван Васильевич Шувалов - петербургский поэт, литератор, активист пролеткультовского движения, председатель Президиума Челябинской ассоциации пролетарских писателей, представлял ее на I Всероссийском съезде пролетарских писателей Его пребывание в Челябинске отмечено большой агитационной активностью Часто публиковался в «Советской правде» с призывами объединения «певцов и литераторов фабрик и заводов Урала» для того, чтобы заменить всю старую литературу «другой, классовой, жизненной поэзией и литературой» И Шувалов - один из лидеров «Кузницы» - литературного объединения поэтов, дистанцировавшихся от Пролеткульта в 1920 г и настроенных на более чуткое отношение к повседневной и обыденной жизни, что нашло отражение в культе темы «пролетарского труда» со свойственными всему пролеткультовскому движению риторикой и «грохотом железа»
3 История формирования Пролеткульта в Челябинске обстоятельно изложена в упомянутых работах Л Гальцевой, Л Кишинской, А Шмакова, а также А Пудваля (Становление и развитие советской литературы на Урале//Пятые Бирюковские чтения Краткие тез докл исообщ Челябинск, 1980)
4 Никифоров Георгий - челябинский поэт-любитель, ставший впоследствии профессиональным литератором, автором сказок и рассказов Печатался в местных изданиях «Приуральский большевик», «Красный труд», «Юный Спартак», «Союзная мысль», «Советская правда» Был членом Президиума Челябинской ассоциации пролетарских писателей в 1921 г Г Никифорову в книге А Шмакова «Наши литературные вечера» посвящен отдельный очерк «От станка в литературу»
5 СейфуллинаЛидия Николаевна - известная советская писательница-прозаик, автор произведений, тематика которых отражала проблемы социалистического строительства в СССР («Перегной», «Виринея») Уроженка села Варламово Челябинской области, более 30 лет прожила на Южном Урале Занималась культурно-просветительской деятельностью, работой в системе народного образования, в театре, участвовала в литературном движении Уехала в начале 20-х гг в Новониколаевск для работы в журнале «Сибирские огни»
6 Правдухин Валериан - известный советский литератор, критик Уроженец Оренбургской губернии В Челябинске работал учителем, актером, земским лектором, участвовал в литературном движении В начале 20-х гг вместе с Л Сейфуллиной уезжает в Новониколаевск заниматься издательскими делами
7 Бухарин Виктор Александрович (1883-1938) - журналист, публицист, краевед, деятель кооперативного и профессионального движения в Челябинске
«Сибирские огни» - литературно-художественный и общественно-политический журнал, с 1922 г выходивший в Новониколаевске В редакцию входил А Правдухин, Л Сейфуллина «Госиздат» - советский издательский центр, созданный в 1919 г для мобилизации материальных и кадровых сил в области печати и для решения агитационно-пропагандистских задач в марксистском духе К сентябрю 1920 г отделения Госиздата имелись в 30 городах, к концу 1922 г - в 60
«Огниво» - литературно-художественный сборник, выпущенный в Челябинске в июне 1921 г В авторский коллектив входили Н Дегтярев, В Александровский, И Рубановский, Н Бугров, Ю Ли-бединский, В Правдухин, А Макаров, Н Павлович и другие В политическом и эстетическом плане произведения, вошедшие в сборник, были сориентированы на пролетарские принципы Рубановский Илья - один из активистов литературного движения в Челябинске Член Президиума Челябинской ассоциации пролетарских писателей, делегат I Всероссийской конференции пролетарских писателей в Москве Один из авторов сборника «Огниво» (стихи «Москве» и «Енисейская поэма», рассказ «Рудако»)
Дегтярев Николай - московский поэт, участник пролеткультовского движения, активный популяризатор политики Пролеткульта Автор стихотворения «Протекающий быт», опубликованного в «Огниве» и посвященного В Александровскому
Александровский Василий Дмитриевич - известный московский поэт, активный деятель Пролеткульта, один из идеологов литературного течения «Кузница», что объясняет его особую популярность на Урале Сторонники «Кузницы» в политическом плане объявили себя бескомпромиссными борцами за пролетарские художественные идеалы коммунистического общества Политику нэпа поэты «Кузницы» расценили как трагедию и угрозу революции, что лейтмотивом прошло в поэзии появился пессимизм, разочарование, надрывное противопоставление «вчерашнего» дня «сегодняшнему» На уровне такого столкновения идеалов в «Огниве» представлены стихи В Александровского («Будни») и Н Дегтярева «Протекающий быт» Макаров Александр Антонович - известный пролетарский поэт, член «Кузницы» Стихи и рассказы Макарова печатались в московских журналах и сборниках, имели распространение и в других городах В сборнике «Огниво» помещено стихотворение «Из дневника курьера» Информацию о творчестве А Макарова можно извлечь из сборника «Пролетарская поэзия первых лет Советской эпохи» (Л , 1959)
Либединский Юрий Николаевич - известный советский писатель, литературный критик Закончил в Челябинске реальное училище в 1918 г, активно участвовал в литературной жизни города Один из организаторов комсомольской организации в Челябинске, участник гражданской войны, работал в газете «Советская правда» В сборнике «Огниво» опубликовал поэму «Серый Патфиндер», посвященную восстанию большевистского подполья в Сибири в 1920 г «Сдвиг» - журнал, выпущенный редакцией газеты «Советская правда» в 1923 г Вышел всего 1 номер Планировался в качестве трибуны молодых авторов революционного направления В сборник вошли произведения Н Бутова, В Ветрова, О Лескова и других В художественно-эстетической платформе журнала чувствовалось влияние футуризма
Голубых Михаил Дмитриевич (1897 - 1971) - редактор челябинской газеты «Советская правда», автор ряда книг по истории революционного движения и гражданской войны на Урале Учился в Челябинском реальном училище, опубликовал в журнале «Первые шаги» «социологический» очерк «Роль кинематографа в жизни современного общества» (Дореволюционный Челябинск в слове современников Собр текстов Челябинск, 1997)