ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
В статье автор знакомит читателя с новой версией элективного курса «Информатика для абитуриента: теоретические основы информатики» для выпускников школ и абитуриентов.
Нурмухамедов Геннадий Михайлович
доктор технических наук, профессор,
ведущий научный сотрудник лаборатории теории и методики обучения информатике
ИСМО РАО Москва
DRUM BOOGIE
И МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ УЧЕБНИК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Какие материалы включены в учебник нового элективного курса по информатике?
Ключевые слова: учебник, мультимедиа, « Информатика и информация", "Устройство ЭВМ", "Двоичная арифметика", "Бинарная логика", "Информационные системы", "Информационные модели"
Элективный курс «Информатика для абитуриента: теоретические основы информатики»
издан в издательстве «БИНОМ. Лаборатория знаний» (http://www.lbz.ru/help) в двух версиях - в виде текстового учебника на бумажной основе и в электронном виде на CD-диске.
Курс предназначен для расширения информационной подготовки учащихся 11 классов и выпускников общеобразовательной школы, изучавших информатику и ИКТ в старшей школе на базовом уровне, с целью подготовки к ЕГЭ и экзамену в вуз по итогам профильного обучения по направлениям: социальноэкономическому, индустриально-технологическому, аграрно-технологическому, физико-химическому, биолого-географическому, а также по итогам универсального обучения.
Учебное пособие включает 6 разделов: “Информатика и информация”, “Устройство ЭВМ”, “Двоичная арифметика”, “Бинарная логика”, “Информационные системы”, “Информационные модели” и рассчитан на 35 часов учебного времени.
Материал изложен компактно, в виде конспекта лекций, поэтому им удобно будет пользоваться на уроках и при подготовке к экзамену по информатике.
В компьютерном классе с помощью видеопроектора учитель (преподаватель) может использовать электронную версию пособия в качестве демонстрационного средства при объяснении нового материала, а также при разборе и решении задач на практических занятиях.
Школьники при выполнении домашних заданий (решении задач, составлении ответов на вопросы, тестировании и т.д.) также могут использовать электронную версию учебного пособия.
Отличительные особенности электронной версии учебника
В последние годы регулярно появляются школьные учебники в комплекте с CD-дисками. Но диски в этих комплектах выполняют вспомогательные функции. На них обычно размещают дополнительные материалы учебного назначения, методические материалы для учителя, а также иллюстративные, контрольно-измерительные и др. материалы с целью поддержки основного учебника на бумажной основе.
Совершенно по-другому организован анонсируемый здесь мультимедийный учебник нового поколения. Содержание электронной версии на CD-диске
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011
71
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
аутентично тексту бумажного варианта, т.е. они полностью совпадают друг с другом. Однако в электронной версии за счёт использования современных информационных технологий, в частности, гипермедиа (сочетание гипертекста и мультимедиа), стало возможным существенно повысить эффективность учебного процесса в классе, а, главное, активизировать познавательную деятельность учеников как на уроках в школе, так и при выполнении домашних заданий.
В этой связи электронная версия становится доминирующей компонентой УМК, поскольку обладает большим дидактическим и методическим потенциалом, чем бумажный вариант. Используя образное сравнение, можно сказать, что между ними такая же разница, как между чёрно-белой фотографией и цветным видеоклипом.
В предыдущих работах автора [1,2] были обоснованы преимущества электронного учебника перед традиционным бумажным учебником. Эти преимущества в значительной мере использованы и реализованы в данной электронной версии учебника.
Начнём с интерактивности. Прежде всего, следует отметить простую и удобную навигацию как по внутренним гиперссылкам (главам, разделам, фрагментам текста, основным понятиям и определениям и др.), так и по внешним (сайтам в Интернете).
Однако интерактивность реализована не только на уровне гиперссылок. Инструмент интерактивности широко используется в конце каждой главы в разделе «Вопросы и задания». Многие задания дополнены формами для их заполнения ответами на поставленные вопросы и, в зависимости от ответа, на экран выводится то или иное сообщение («Ответ правильный» или «Ответ неправильный»).
Если же учащийся затрудняется ответить на поставленный вопрос, или же он не может правильно решить ту или иную задачу, у него есть возможность через гиперссылку попасть на страничку с подробным разбором решения данной задачи.
Можно привести ещё пример с использованием инструмента интерактивности. В главе 1, в разделе «Структура информатики», представлен сложный графический рисунок в виде иерархического дерева с большим количеством надписей названий основных направлений (разделов и подразделов) информатики. В текстовом учебнике при изучении этой иерархической структуры приходится многократно листать последующие четыре страницы пояснительного текста назад и вперёд.
В электронной версии эта проблема решается просто. Под рисунком расположено окно, в которое выводится пояснительный текст при выделении мышкой соответствующего объекта.
Метод встроенного окна (фрейма) используется в электронном учебнике и в других разделах курса.
Мультимедиа. В содержании текстового учебника имеется ряд сложных для понимания словесных описаний, таких, например, как программный принцип работы ЭВМ, принцип действия основного элемента компьютера - триггера, принцип действия автомата с памятью и др.
В электронной версии эти проблемы решаются просто и эффективно. С помощью мультимедийных средств (Flash 8, Photoshop 7, JavaScript и др.) [2], были созданы анимационные модели вышеперечисленных элементов, блоков и устройств. При запуске моделей наглядно виден принцип их действия, при этом есть возможность проследить поведение моделей этих устройств в пошаговом режиме.
Известно, что музыкальное сопровождение благотворно влияет на мыслительную деятельность человека. Поэтому в электронном учебнике реализована ещё одна компонента мультимедий-ности - музыкальные клипы. В качестве фоновой музыки при запуске электронного учебника используется фрагмент известной композиции Drum Boogie. На страничках «Вопросы и задания» размещены музыкальные клипы в жанре классического ретро-джаза. В процессе проигрывания музыки ученику рекомендуют обдумать свой ответ на выбранный им вопрос. Конечно, у ученика есть возможность приглушить, остановить или вовсе выключить эту музыку.
(Примечание: если открыть электронную версию учебника с титульной страницы CD-диска в режиме автозагрузки, то из-за некорректной работы браузера Internet Explorer с файлами типа Help, музыка не прослушивается. Поэтому открывать файл электронного учебника (х2) нужно с помощью проводника, предварительно открыв папку “Мой компьютер” и нажав правую клавишу мышки по иконке CD-диска).
Бывают случаи, когда учащийся понимает смысл вопроса, знает на него ответ, но не может его грамотно сформулировать. В этом случае, он может получить подсказку в виде текстового блока, отражающего ответ на поставленный вопрос. Для этого имеется характерная возвратная стрелка - гиперссылка, нажав на которую, попадаешь на соответствующую страничку с цветовым выделением текста ответа.
Итак, электронная версия учебника становится основной в учебном процессе как в школе на уроке, так и дома при подготовке к занятиям, а текстовый учебник при этом выполняет функции справочного - информационного издания.
72
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Литература
1. Нурмухамедов ГМ. О подходах к созданию электронного учебника.//Информатика и образование. - 2006. - №5.
2. Винницкий Ю.А., Нурмухамедов Г.М. Принципы разработки электронных мультимедийных учебников для средней школы. -2006. -№10.
3. Сиденко А.С. Авторская учебная программа и типы педагогических разработок // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008.-№5.
4. Сологуб В.А. Методика создания мультимедийных пособий и программ // Эксперимент и инновации в школе.--
2008. - №2
5. Сологуб В.А. Методика создания мультимедийных пособий и программ. Искусство цвета // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №3
6. Сологуб В.А. Методика создания мультимедийных пособий и программ. Занятие 3 // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №1.
7. Сологуб В.А. Методика создания мультимедийных пособий и программ. Создание различных типов диаграмм. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №1.
Автор делится способами развития у учащихся способности выделять главное, используя фреймовые технологии при изучении английского языка
Лесовая Юлия Владимировна
учитель английского языка МОУ СОШ №15 Нерюнгри Республики Саха (Якутия)
О ПРИМЕНЕНИИ ФРЕЙМОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Как научить детей выделять главное?
Ключевые слова: способности выделять главное, фреймовые технологии, английской язык, трансформации изученных правил, английская грамматика, фреймы, пиктограммы, компрессия.
Проработав в школе первые два года, я пришла к выводу, что в памяти учеников правила грамматики английского языка надолго не остаются. Причин этому множество, но самыми главными, я считаю, - отсутствие языковой среды и практики. Например, за лето, часть знаний по теории языка быстро улетучивается, и приходится все повторять с начала года. Я провела диагностику учеников «Мои трудности в изучении английской грамматики» и пришла к выводу, что необходимо искать новые технологии работы с ребятами. Изучение материала по
фреймовым технологиям натолкнуло меня на мысль применить их к своему предмету. Так родилась идея трансформации изученных правил английской грамматики во фреймы, с дальнейшим их применением на практике. В переводе с английского языка «frame» - рамка, каркас, где содержится свернутая информация в виде пиктограмм или слов. Основателем данной технологии является М.Минский. Фреймы делятся на виды, одним из которых является лексико-грамматический фрейм, который был взят нами за основу.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011
73