HISTORICAL SCIENCES
The dead villages in the north-east of Ukraine Nimenko N. (Ukraine) Древние поселения на северо-востоке Украины Нименко Н. А. (Украина)
Нименко Наталья Анатольевна /Nimenko Natalia — преподаватель, научный сотрудник, факультет иностранной филологии и социальных коммуникаций, Сумский государственный университет, г. Сумы, Украина
Аннотация: в статье рассматриваются особенности заселения и жизнедеятельности племен дославянского и раннеславянского времени на территории верхнего Посулья (северо-восток Украины). Определяются элементы материальной культуры, характерные для разных археологических культур. Обращается внимание на заслуги Д. Самоквасова, Н. Макаренко и др. в деле изучения истории региона. Abstract: this article presents the characteristics of settlements and life activity of the tribes ofpre-Slavic and Early Slavic periods at the area of upper Posullya (North-East of Ukraine). There are defined the elements of material culture, that are the features of various archaeological cultures. The article brings into view the achievements of D. Samokvasov, M. Makarenko and others in historical studies of the region.
Ключевые слова: история, археология, исследование, материальная культура, керамика, поселение, жилище.
Keywords: history, archeology, research, material culture, pottery, settlement, habitation.
С давних времен одним из важнейших условий проживания людей было наличие воды. Не случайно первые поселения появлялись именно в бассейнах рек. Издревле привлекала внимание и некогда полноводная р. Сула (исток - склоны Среднерусской возвышенности возле с. Сула Сумской обл., Украина; протекает по территории Сумской и Полтавской обл.), побережье которой начали заселять еще во времена палеолита. В эпоху неолита, бронзового века и особенно скифских времен почти вся территория была заселена. Большая концентрация скифских курганов (с. Пустовойтовка, Великие Будки, Глинск, Ярмолинцы и др.) и городищ (Роменское, Глинское, Басовское и др.) позволила выделить их в отдельную Посульскую группу, изучение которой начали в конце XIX в. С. Мазараки, Д. Самоквасов, И. Линниченко, В. Хвойко, позже - Н. Макаренко [1] и др. Во время раскопок были обнаружены остатки наземных жилищ и неглубоких землянок овальной формы с деревянным каркасом, глинобитным полом и печкой внутри конструкции, фрагменты лепной посуды, амфоры, наконечники стрел, ножи, серпы, булавки, браслеты, терки, изделия из кости. По мнению ученых, наиболее активная жизнь здесь протекала на протяжении VI-III в. до н.э. После вторжения сарматов на несколько веков эти земли обезлюдели.
Во II в. н.э. в верхнем Посулье появилось население так называемой культуры полей погребений черняховского типа. Их поселения располагались в долинах, мокрых оврагах, рядом с устьями малых рек. Наземные сооружения и полуземлянки строились из бревен, покрытых глиняной обмазкой, имели прямоугольную форму и рядами тянулись узкой полосой вдоль берега рек от сотен метров до километра и более. Население занималось скотоводством, земледелием (использовали плуг и соху с железным наконечником), ремеслами (металлургия, кузнечное дело, гончарство) и торговлей (преимущественно с античными городами Причерноморья; использовали римские монеты, о чем свидетельствуют находки в с. Медвежье, Рогинцы, Глинск и в Ромнах). Значительное количество археологических находок на этих поселениях составляют фрагменты керамики. Большинство посуды изготовлено на гончарном круге из качественной глины. Часть изделий - с лощеной поверхностью, орнаментирована. Поселения черняховской культуры были обнаружены около с. Артюховка, Коровинцы, Ярмолинцы и др., изучены и введены в научный оборот Н. Макаренко [2]. На рубеже IV-V вв. жизнь в Посулье затихает.
Со второй половины I тыс. на арену вышли славянские племена, изучение которых начал Д. Самоквасов [3]. С 1901 г. несколько десятилетий исследованию многочисленных объектов посвятил Н. Макаренко. Раскопки около с. Артюховка, Коровинцы, Малые Будки, Липовое, Москалевка, а особенно на городище «Монастырище» дали уникальные результаты. Были выявлены: лепная посуда (горшки) высотой 10-50 см, сковородки с толстыми стенками (2,5 см), пряслица, изделия из кости (иглы, амулеты), шлифованные каменные молотки. Посуда была украшена ямочным, зубчатым, полосатым или волнистым орнаментами. На основе многочисленных исследований археологических объектов, сопоставления их с ранее известными Н. Макаренко выделил новую археологическую культуру - роменскую (VIII - IX вв.), носителями которой были северяне [4; 5].
Сегодня археологам известны сотни памятников роменской культуры. Это, как правило, укрепленные городища: высота валов 2 - 8 м, глубина рвов - 1,5 - 4 м; природные склоны часто эскарпировались до 7 -
26
12 м в высоту. Для своих поселений северяне нередко использовали скифские городища. Так, северяне заселяли Шумское, Медвежье, «Монастырище», часть Басовского городища. Жилье северян частично погружалось в землю, имело столбовую, реже - срубную конструкцию размером около 4 х 5 м. Печь находилась в жилище, вырезалась из материка и фрагментарно лепилась из глины. Хозяйственные ямы сооружались за пределами жилья. Основную массу находок составляла преимущественно лепная посуда -горшки, чаши, сковородки, кувшины. Горшки - с широким горлышком и высокими плечиками, туловище конусовидно сужалось ко дну, края отогнутые и вертикальные. Венчик сверху защипывался пальцами. Посуда украшалась оттиском палочки, обмотанной шнурком, или волнообразными линиями. На роменских городищах также выявлен значительный комплекс орудий труда: железные сошники, серпы, косы, тесла, ножи, шила, рыболовные крючки, огниво, каменные зернотерки, прясла, костяные проколки и др. Такой набор орудий труда указывает на развитое земледелие, занятие рыболовлей. Большое количество костей домашних животных свидетельствует о скотоводстве. Развивались также охота, бортничество, ремесла (кузнечное, обработка кости, ткачество, ювелирное дело).
Для роменской культуры присущ свой погребальный обряд: покойника сжигали, прах и инвентарь клали в глиняный горшок (урну), которую ставили на столбе или невысоком кургане (позже - закапывали в землю или в середину кургана). Наряду с таким обрядом встречалось и трупоположение.
В конце I тыс. происходят значительные изменения в духовной и общественной жизни славян, обусловленные образованием древнерусского государства и введением христианства - постепенное «врастание» роменской культуры в древнерусскую.
Посулье неоднократно упоминалось и в летописях. Так, под 988 г. «Повесть временных лет» передает слова князя Владимира: «се не добро есть мало градов коло Киева, й нача ставити городи по Десне, й по Трубеже и по Суле, и по Стугне...» [6]. Северяне стали надежным фортом славянского государства на пути печенегов, а затем и половцев в Киев. На основе их городищ в Х1-ХШ в. была создана мощная защитная система на Левобережье, получившая название Посульской оборонительной линии.
В древнерусских летописях начала II тыс. упоминаются только Ромен и Глинск, но археологические исследования убедительно доказали существование и других поселений на Роменщине, прежде всего бывших укрепленных городищ (Медвежье, Липовое, Красный Колядин и др.), которые дополняли ключевые города Посульской оборонительной линии.
В летописях есть свидетельства о 46 набегах половцев на Русь; 24 раза за два века упоминалась р. Сула как место борьбы против печенегов и половцев. Иногда укрепления городищ не выдерживали нашествия степных кочевников. Около 1185 г. половецкий хан Кончак «снес Сулу», то есть разрушил оборонительную линию, а в 1239 г. полчища хана Батыя разрушили и сожгли почти все города и поселения оборонительной линии - Посулье обезлюдело. Так прекратили свое существование многочисленные раннеславянские городища, которые еще сохраняли остатки самобытной культуры северян. Однако осталось много вопросов, ответы на которые ищут современные археологи, историки, этнографы, искусствоведы.
Таким образом, в течение нескольких веков территория Посулья была заселена племенами, материальная культура которых изучается уже более 100 лет. Среди исследователей особое место принадлежит Н. Макаренко. Благодаря его работам в научный оборот были введены и классифицированы многочисленный памятники разных археологических культур, в том числе и открытой им роменской. В результате проделанной работы Н. Макаренко определил время существования поселений, этническую принадлежность носителей роменской культуры, предложил методику проведения археологических исследований на городищах и исследовал особенности орнаментации керамических изделий в культуре роменского типа [7].
Литература
1. Макаренко Н. Отчет об археологических исследованиях в Полтавской губ. в 1906 году // Известия Императорской археологической комиссии, 1907. Вып. 22. С. 50 - 54.
2. Макаренко Н. Археологические исследования 1907 - 1909 годов // Известия Императорской археологической комиссии, 1911. Вып. 43. С. 118 - 119.
3. Самоквасов Д. Я. О городищах и курганах в земле северян и их значение в истории. Чернигов: Губернская типография, 1872. 16 с. и др.
4. МакаренкоМ. Городище "Монастирище". К.: Трест "Кшв-друк", 8-ма друкарня, 1925. С 1-23.
5. Археологические исследования 1907 - 1909 годов // Известия Императорской Археологической Комиссии, 1911. Вып. 43. С. 112.
6. Повесть временных лет. М.-Л., 1950. С. 33.
7. Макаренко М. О. Орнаментащя керамiчних виробiв в культурi городищ Роменського типу // Niederluv sbomik (Usporada) J.Schranil. Praha, 1925. P. 323 - 338.