Научная статья на тему 'Д. Я. Самоквасов и развитие славяно-русской археологии'

Д. Я. Самоквасов и развитие славяно-русской археологии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

1468
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Голотвин Александр Николаевич

Исследование посвящено анализу научного наследия Д. Я. Самоквасова, одного из ведущих отечественных археологов и историков последней трети XIX начала XX вв., внесшего значительный вклад в изучение славяно-русских древностей. Его работы заложили основы для последующего решения многих проблем археологии славянского мира и Древней Руси (методика полевых исследований, изучение погребальных и поселенческих памятников, происхождения славян, классификация древностей). Анализ его работ в системе общей периодизации истории отечественной археологии позволил говорить об эволюции взглядов ученого и выделить 3 периода в его научном творчестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Голотвин Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAMOKVASOV D. Y. AND THE DEVELOPMENT OF SLAVIC-RUSSIAN ARCHAEOLOGY

This article presents the analysis of one of the greatest archaeologists and historians of the last third of the XIXth the beginning of the XXth centuries Samokvasov D.Y. who has made an important contribution to the Slavic-Russian archaeology. His works are fundamental for subsequent studying of many archaeological problems in Slavic world and ancient Russia (archeological digging principles, studying sites of ancient settlement and burial mounds, Slavic origins, classifi cation of antiquities). Thorough analysis of his works within general periodization enables the author to allocate 3 periods in his scientifi c work.

Текст научной работы на тему «Д. Я. Самоквасов и развитие славяно-русской археологии»

УДК 902 (47+57)

Д. Я. САМОКВАСОВ И РАЗВИТИЕ СЛАВЯНО-РУССКОЙ АРХЕОЛОГИИ

А. Н. Голотвин

Воронежский государственный университет

Исследование посвящено анализу научного наследия Д. Я. Самоквасова, одного из ведущих отечественных археологов и историков последней трети XIX — начала XX вв., внесшего значительный вклад в изучение славяно-русских древностей. Его работы заложили основы для последующего решения многих проблем археологии славянского мира и Древней Руси (методика полевых исследований, изучение погребальных и поселенческих памятников, происхождения славян, классификация древностей). Анализ его работ в системе общей периодизации истории отечественной археологии позволил говорить об эволюции взглядов ученого и выделить 3 периода в его научном творчестве.

Д. Я. Самоквасов — известный археолог последней трети XIX — начала XX в., работы которого внесли значительный вклад в изучение славянорусских древностей.

Отдельные аспекты обозначенной темы привлекали внимание ученых [1, 2] однако представляется важным остановиться на всестороннем анализе вопроса, рассмотреть его в динамике развития взглядов Д. Я. Самоквасова на основные проблемы славяно-русской археологии.

Историк русского права по образованию и профессии, как и большинство его коллег второй половины XIX в., Д. Я. Самоквасов испытал влияние идей позитивизма, один из главных принципов которого, объективность, предполагал критическое отношение к источникам [3, с. 9—31]. Молодой историк-юрист, сосредоточивший основное внимание на языческом периоде русской истории и права, ставит под сомнение сообщения своего главного источника, летописи, и обращается к поиску новых методов его анализа. Такой метод предполагал сопоставление летописных сообщений не только разных списков и редакций, но и их проверку данными других наук [4, с. 241—252]. Важнейшими из них оказались археологические, а сам ученый, увлекшись раскопками, стал археологом. Уже работая над магистерской диссертацией, посвященной проблемам древнерусского города, в качестве источника Д. Я. Самоквасов привлекает «свидетельства вещественных памятников — сохранившиеся городища» [5]. Характер последних оставался дискуссионным, много сторонников по-прежнему имела точка зрения об их богослужебном назначении, высказанная З. Д. Ходаковским. Желая

© Голотвин А. Н., 2007

лично ознакомиться с первоисточником, Д. Я. Са-моквасов осуществляет разведочные исследования этих памятников, осмотрев в течение 1871—72 гг. до 72 городищ.

К началу 70-х гг. XIX вв. славяно-русской археологии заканчивается этап первоначального накопления источников, в связи с чем формулируются новые задачи, решение которых способствует ее выходу на качественно новый уровень [6, с. 165—166].

С 1872 г. Московское археологическое общество начинает «обследовать могильные и другие древности» в местах расселения славянских племен. Д. Я. Самоквасов, первые полевые работы которого привлекли внимание руководителя общества А. С. Уварова, получив финансовую поддержку, принимает на себя изучение территории северян [7, с. 46]. На молодого ученого определенное влияние оказали взгляды А. С. Уварова, который указал не только на возможность выделения археологических памятников принадлежащим различным летописным племенам и введения их в круг источников отечественной истории, но и предложил метод определения таких памятников [8, с. 124—135].

Исходя из сообщений летописи, северяне помещались по Десне, Сейму и Суле, поэтому Д. Я. Самоквасов и предпринял раскопки городищ и курганов, располагавшихся по этим рекам. Перед начинающим археологом стояла непростая задача выделения признаков, характерных для археологических памятников этого племени.

В 1872 г. в Курской губернии исследуются городища у Николаевской Белогорской пустыни (Горнальские) и расположенные поблизости курганы [9]. Изучая славянские памятники Днепров-

ского Левобережья, Д. Я. Самоквасов не мог обойти ее главных по размерам и местоположению археологических объектов. Были раскопаны курганы в роще Троицкого монастыря в Чернигове («Гульбище» и «Безымянный»), а в конце полевого сезона он приступил к изучению насыпей в черте самого города, в том числе и самой большой из них, носившей название «Черная могила» [10, с. 78—79]. Раскопки богатых захоронений «княжеского ранга», получивших широкий резонанс и ставших эталонными для этого круга древностей, открывали «новый хронологический горизонт, новый исследовательский потенциал славяно-русской археологии» [6, с. 169].

В 1873 г. Д. Я. Самоквасов защитил магистерскую диссертацию, в которой доказывал поселенческое происхождение городищ, убедительно подтверждая это составом «пробных ям», содержавших черепки разбитой посуды, кости, орудия труда, украшения, оружие и др. находки. Все изученные городища он разделил на два типа: 1) с правильными «угловатыми очертаниями» и бастионами для орудий по углам, относящиеся к периоду после появления огнестрельного оружия, и 2) с «кругообразными очертаниями» — до распространения пороха и пушек [5, с. 112]. Его интересовали только более древние городища, для которых учитывалась форма, размеры, географические и топографические условия расположения, планировка оборонительных сооружений [11, с. 231]. Данные анкетирования, осуществленного по инициативе ученого через Центральный статистический комитет [12, с. 255—264], дали основания говорить о существовании не нескольких сотен, а нескольких тысяч древнерусских городов, что в свою очередь позволило по-новому взглянуть на характер, происхождение и развитие древнерусских поселений.

Эти выводы позволили ввести городища в число важнейших археологических источников.

Однако в число последних попали и памятники раннего железного века (Юхновское, Дьяковское и др.), поскольку время городища Д. Я. Самоквасов определял не по находкам, а по расположенным рядом курганам, наличия которых было достаточно для отнесения объекта к «языческой эпохе».

После защиты диссертации этот тип памятников и стал главным объектом изучения. К концу 1875 г. было исследовано около 300 курганов и всего несколько городищ (Ратское и др.) [13].

Методика раскопок Д. Я. Самоквасова стала основой для инструкции археологам, принятой на

III АС [14, с. LXIX—LXXII] и других методических рекомендаций [15]. Основное внимание при раскопках ученый уделял устройству и содержанию могилы, погребальному обряду. По этому признаку раскопанные курганы он разделил на 5 групп: «с кострищами», «содержащие в себе сосуды со жжеными человеческими костями», «с костяками, лежащими на поверхности земли без гробов», «с костяками, лежащими в ямах и гроба», а также в «сидячем положении» и «верхом на лошади» [13, 19].

Однако все исследованные памятники оставались потенциальными историческими источниками до определения их времени и народности. Эту задачу и пытался решить Д. Я. Самоквасов в своих первых работах по археологии, большинство которых посвящались значению городищ и курганов для истории [16, 13, 9, 11].

Датировку давали курганы с монетами и сравнение их «устройства и содержания» с другими могилами. Сложнее обстояло дело с этнической атрибутацией. Характерные для славянских погребений археологические признаки не были выделены, и определение этноса строилось на сопоставлении открытых погребальных обрядов и данных письменных источников. Летопись сообщала только о трупосожжениях, а обряд, открытый в «Черной могиле» и других курганах с кострищами, имел поразительное сходство с описанием похорон знатного руса у Ибн-Фадлана. Однако необходимо было доказать, что русы Ибн-Фадлана, а следовательно и курганы с кострищами, не принадлежат варягам.

Основными аргументами в пользу этого стали: сообщение летописи о погребении варягов Осколь-да и Дира, отсутствие курганов с трупосожжения-ми в других местах расселения славян, прежде всего в стольном Киеве (сообщения Фундуклея о двух похожих захоронениях не поколебали его выводов), отсутствие признаков норманских захоронений выделенных графом Уваровым [9].

Результаты исследования городищ и курганов утвердили мнение о принадлежности северянам всей левобережной части Среднего Поднепровья и позволили говорить о славянах языческой эпохи как о народе более цивилизованном, чем представлялось в трудах историков-норманистов. Существование значительного количества укрепленных поселений свидетельствовало о наличии у них «политического общества», находки монет трактовались как следствие разветвленных торговых связей, а различия в размере и богатстве курганов как признаки социально-имущественной дифференциации. Так, северянские курганы Д. Я. Само-

квасов делил на 3 вида: «Курганы, заключающие в себе сосуды с сожжеными человеческими костями, не превышающие 3 аршин высоты и 40 аршин окружности основания, очевидно могилы людей незнатных, небогатых. Черниговские, Седневские и Стародубские курганы с кострищами, в которых не было найдено военных доспехов, не превышающие 8 аршин отвесной высоты и 100 аршин в окружности основания, соответствуют могилам знатных лиц, и, наконец, Черная могила, курган Гульбище и княжны Чорны, соответствуют могилам начальников» [9, с. 223].

С конца 70-х гг. можно заметить определенные изменения во взглядах Д. Я. Самоквасова. С расширением района полевых исследований в поле зрение ученого попадают памятники более раннего времени, что способствовало выходу на проблему происхождения славян, стремлению классифицировать открытые древности, развитию понятийного аппарата, изменению подхода к источникам. Если в первых работах основным «вещественным памятником» выступал курган в целом, то теперь его место занимает отдельное погребение [17, с. 50—51; 18;19].

Изучение курганов раннего железного века в Посулье привело Д. Я. Самоквасова к мысли «о стародавнем пребывании Славян в Приднепровье» [17, с. 50—51]. В конце 1880 г. он писал А. П. Богданову: «.. .множество фактов, встреченных мною в древней истории, географии и этнографии. доказывают ближайшее родство скифов с древними ирано-арийскими народами с одной стороны, и новыми германо-славяно-литовскими народами с другой.» [20, Л. 17]. Доказательству родства славян и скифов был посвящен реферат, прочитанный на V АС [21, с. 89—111], ставший первой главой обобщающей работы [22].

В этногенезе восточных славян Д. Я. Самоквасов выделял два этапа: образование общей славянской народности и ее распад на славян южных, западных и восточных.

Предком славян, германце и балтов он считал скифов, но славяне, по его мнению, сохранили больше общих черт, поскольку обособились последними. Доказывая это, ученый приводил сообщения древних авторов, называвших славян скифами, находил общие этнографические черты в их религии, одежде и погребальном обряде [21, с. 198].

Более подробно профессор останавливался на втором этапе. Он считал, что во II веке до н.э. сарматские племена, покорившие скифов, передвигаются в области между Днепром и Дунаем и, сме-

шавшись с туземными племенами, образовали государство во главе с гетами. Выселение последних за Карпаты под натиском римлян Д. Я. Самоквасов отождествлял с летописным свидетельством о переселении славян из дунайской прародины [22].

Основным археологическим доказательством этой колонизации стали клады римских динариев, попавшие в число исторических источников. Д. Я. Самоквасов не был первым, кто попытался дать объяснение этому явлению, но первым связал его с вопросом происхождения славян [23, с. 8—9].

Принадлежность кладов славянским переселенцам, продавшим свое имущество, по мнению ученого, подтверждали следующие факты: 1) не торговое происхождение кладов состоявших только из римских монет; 2) их наибольшая концентрация в центральных областях Европы; 3) отсутствие кладов на балтийском побережье, что опровергало теорию их появления в результате торговли янтарем; 4) присутствие в славянских могилах большого количества серебра в результате утилизацией монет; 5) датировка монет только I—III вв. н.э. — временем колонизации славян.

Он писал, что предки русского народа образовали в среднем течении Днепра государство, в рамках которого обособились восточные славяне, распавшиеся под натиском хазар на двенадцать племен [22, с. 140—149; 24, с. 32—34].

Исходя из своих взглядов на этногенез славян, исследователь обозначил исторические эпохи, в соответствии с которыми были систематизированы все «языческие могилы» южных и центральных областей европейской России. Для каждого периода Д. Я. Самоквасов выделял и ряд археологических признаков. Для славянской эпохи это присутствие в погребениях монет VI—XI вв., а также византийского и арабского импорта, новых форм предметов вооружения и быта, западная ориентировка погребений с характерным положением конечностей, преобладание серебряных изделий над золотыми и др. [25].

Из славяно-русских памятников, изученных ученым в 80—90-е гг. следует назвать курганы в окрестностях Чернигова (Троицкая, Гущинская и Стриженовская группы), в Новгород-Северском (с. Лариновка) и Черниговском (х. Мишкин, г. Бе-резена, м. Седнев) уездах, у м. Мены Сосницкого уезда Черниговской губернии и в Роменском уезде Полтавской губернии [26, с. 96—98]. Серьезное влияние на развитие его взглядов оказало исследование захоронения в срубной гробнице с конем у д. Гущино, находкам из которого он нашел анало-

гии в «Черной могиле» и «Гульбище» [27, с. 10]. Надо полагать, что именно после этого открытия погребения в ямах были отнесены к северянским.

Попадали в поле зрения Д. Я. Самоквасова и памятники XII—XIII вв., такие как фундамент храма в Чернигове, раскопки, которого носили охранный характер [27, с. 9—10].

К началу XX в. отечественная археология оформляется в самостоятельную науку, изучающую «связанные с жизнью и деятельностью человека ископаемые вещественные свидетельства» [28, с. 11], а в ее рамках складывается отдельная славяно-русская археология.

В период работы XII АС Д. Я. Самоквасов принимает участие в исследовании Донецкого городища. Обитателями городища ученый считал половцев и датировал его домонгольским временем. Но если он по-прежнему ссылался на результаты исследованного им могильника и отдельные находки с городища [29, с. 330—331], то В. А. Го-родцов, определявший памятник как славянский, руководствовался уже керамическим материалом [30, с. 204—215].

Особенно активное участие Д. Я. Самоквасов принял в подготовке и работе XIV АС в Чернигове. Он не только сам произвел показательные раскопки курганов во время съезда, но и организовал целый комплекс полевых исследований для определения границ расселения северян в Посулье и решения других вопросов, предложенных съезду [31, с. 24]. На его средства раскопки провели

В. А. Городцов, Е. Н. Макаренко, В. В. Хвойко и др. [32, с. VII—VIII].

Подготовка к съезду стала причиной выхода серии работ, обобщающих археологические исследования Дмитрия Яковлевича, в которых он не только предлагал решение новых проблем археологии и истории славян, но и скорректировал ранее высказанные взгляды.

Теперь все археологические памятники рассматривались в привязке к тому или иному периоду классификации древностей. Ведь, по его мнению, «древности, извлеченные из жилищ и могил неизвестных времен и народов, безгласны для историка, хотя их формы могут быть интересны для археолога.» [33, с. 42—43]. Так курганы с погребениями на горизонте Д. Я. Самоквасов считал принадлежащими «одному из чужеродных славянам народов, призванному первыми князьями Рюрикова дома для заселения пограничных городов Киевского великого княжения». Выделялись и «древнейшие русские могилы христианского времени» — подкурганные

захоронения, совершенные по христианскому обряду [33, с. 236—237; 254—257].

Использование для датировки городищ отдельных находок позволило Д. Я. Самоквасову более уверено отличать славянские памятники от поселений других эпох. Обозначив же на географической карте городища, он определил границы севе-рянской земли и выделил в ней десять волостей.

Согласно взглядам на происхождение и развитие древних поселений, эти волости должны были состоять из старших городов и пригородов. Административный центр волости ученый определял по размерам городища, количеству укрепленных площадок и численности курганов, расположенных рядом с ним [34, с. 23—56]. Практически те же критерии стали основными и в классификации А. В. Кузы, разработанной в 80-х гг. XX в. [35, с. 37—49].

Возвращается Д. Я. Самоквасов к проблеме этногенеза славян [34, с. 63—93; 36]. По сравнению с предыдущими исследованиями, его выводы более весомо подтверждались содержанием и устройством погребальных памятников. Отсутствие в пределах расселения славянских племен более древних могил, за исключением погребений каменной эпохи, доказывало их пришлый характер. Только в Посулье он выделял захоронения «сарматской эпохи», совершенные по обряду трупосо-жжения с предметами римского искусства, которыми, наряду с кладами римских монет, аргументировал генетическую связь восточных славян с их дунайской прародиной [36, с. 22—23].

В другой работе между могилами сарматского и русского периодов появляются могилы «Россов» — гето-дакийских колонистов, оставивших поля погребальных урн в Италии, Польше, Галиции, Силезии, а также в пределах Киевской и Полтавской губерний (раскопки Хвойко в 1899—1900 г. и Макаренко в 1906 г.) [33, с. 174—186].

В 1909 г., совместно с Курской ученой архивной комиссией, Д. Я. Самоквасов начинает исследования Гочевского археологического комплекса, раскопав в течение нескольких дней 278 курганов и заложив несколько траншей на городищах. Результаты изучения, как и некоторые другие работы, были изданы только после смерти ученого [37,38].

В отличие от предыдущих трудов, практически не содержащих иллюстраций (отдельный атлас предусматривался для «Могил Русской земли», но отпечатан был только один экземпляр), большую часть этих работ составляют чертежи и рисунки вещей. Так, по замыслу Д. Я. Самоквасова, книга

по Гочеву должна была состоять из двух частей. Первая включила бы в себя «описание внешних форм и хода работ», «описание форм и значение бытовых изделий» и «исследование по определению времени и народности», а вторая — «план Гочевских городищ и курганного могильника» и «дневник раскопок с рисунками изделий» [38, с. 7].

В вышедших после смерти археолога работах задачей ставилось не разработка исторических построений, а превращение «археологических материалов» в исторические источники и введение их в научный оборот. В число последних включалась и керамика. Особенно ценными ученый считал погребальные урны, издание которых, «.со всеми орнаментами и знаками на донышках было бы настольною книгою каждого русского археолога, потому что дало бы возможность установить фактические отличительные признаки славяно-русской керамики» [39, с. 74].

В заключение отметим, что работы Д. Я. Само-квасова являются важным этапом в развитии славяно-русской археологии. Им было раскопано и введено в научный оборот значительное количество археологических памятников, в том числе и ставших эталонными для славянских древностей. Именно после его работ в круг исторических источников окончательно вошли городища. Применяемая этим исследователем методика раскопок легла в основу нескольких общероссийских инструкций археологам. Методология Д. Я. Самоква-сова позволила ему перейти от первичной классификации материала к его анализу и исторической интерпретации. Рассмотрение археологической части научного наследия ученого позволяет наметить в его творчестве три периода: 1) 70-е гг. XIX в.; 2) 80—90-е гг. XIX в.; 3) начало XX в. Основным критерием этого деления является изменение подходов исследователя к археологическому источнику, что оказывало влияние на методологию, методику, понятийный аппарат и т.д. В общем, выделяемые периоды отражают тенденции в развитии славяно-русской археологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Слов'яни і Русь у науковій спадщині Д. Я. Самоквасова. Матеріали історико-археологічного семінару, присвяченого 150-річчю від дня нарождення Д. Я. Са-моквасова (Новгород-Сіверский). — Чернігів, 1993.

2. Щавелев С.П. Историк русской земли. Жизнь и труды Д. Я. Самоквасова / С. П. Щавелев. — Курск, 1998.

3. Нечухрин А.Н. Теоретико-методологические основы российской позитивистской историографии (80-е гг. XIX в. — 1917 г.) / А. Н. Нечухрин. — Гродно, 2003.

4. Самоквасов Д.Я. О методе ученой разработки исторических источников. Вступительная лекция в курсе истории русского права, читанная в Императорском Варшавском университете / Д. Я. Самоквасов // ЖМНП. — Ч. 170. — 1873. — № 12.

5. Самоквасов Д.Я. Древние города России / Д. Я. Самоквасов. — СПб., 1873.

6. ЛебедевГ.С. История отечественной археологии. 1700—1917 гг. / Г. С. Лебедев. — СПб., 1992.

7. Древности. Труды ИМАО. — Т. IV. — Вып. 1. — М., 1874.

8. Уваров А.С. О признаках народности могильных насыпей / А. С. Уваров // Древности. Труды ИМАО. — Т. III. — Вып. 4. — М., 1873.

9. Самоквасов Д.Я. Северянские курганы и их значение для истории / Д. Я. Самоквасов // Труды III АС в России бывшего в Киеве в августе 1874 года. — Киев, 1878. — Т. I. Труды IV АС в России, бывшего в Казани с 31 июля по 18 августа 1877 г. — Казань, 1884. — Т. I.

10. Самоквасов Д.Я. Результаты исследования Черниговских курганов с кострищами / Д. Я. Самок-васов // Древности. Труды ИМАО. — Т. IV. — Вып. 2. — М., 1874.

11. Самоквасов Д.Я. Историческое значение городищ / Д. Я. Самоквасов // Труды III АС в России бывшего в Киеве в августе 1874 года. — Киев, 1878. — Т. I.

12. Щавелев С.П. Первый опыт массового учета археологических памятников в России (анкета Д. Я. Са-моквасова 1872—1873 гг. и ее результаты) / С. П. Ща-велев // Российская археология. — 1992. — № 1.

13. Самоквасов Д.Я. Древние земляные насыпи и их значение для истории / Д. Я. Самоквасов // Древняя и новая Россия. — 1876. — № 3; № 4.

14. Инструкция для описания городищ, курганов и пещер и для проведения раскопок курганов // Труды III АС в России бывшего в Киеве в августе 1874 года. — Киев, 1878. — Т. I.

15. Самоквасов Д.Я. Инструкция для научного исследования курганов / Д. Я. Самоквасов // Антропологическая выставка1879 г. — М., 1879. — Т. I.

16. Самоквасов Д.Я. О городищах и курганах в земле Северян и их значении в истории / Д. Я. Самоквасов // Черниговские губернские ведомости. — 1872. — № 45. Отдельный оттиск.

17. Древности. Труды ИМАО. — Т. VII. — Вып. 3. М., 1878.

18. Самоквасов Д.Я. Вещественные памятники в пределах Малороссии / Д. Я. Самоквасов // Антропологическая выставка1879 г. — М., 1879. — Т. III.

19. Доклад о действиях ИАК за 1883 и 1884 гг. // Отчет ИАК за 1882—1888 гг. — СПб., 1891.

20. АРАН. Ф. 446. Оп. 2. Д. 581.

21. Самоквасов Д.Я. Генетическое, этнографическое сродство Скифов и Славян. / Д. Я. Самоквасов // Труды V АС в Тифлисе. 1881. — М., 1887.

22. Самоквасов Д.Я. История русского права. Вып. 2. Происхождение Славян. Происхождение Русских Славян / Д. Я. Самоквасов. — Варшава, 1884.

23. Кропоткин В.В. Экономические связи Восточной Европы в I тысячелетии нашей эры / В. В. Кропоткин. — М., 1967.

24. Самоквасов Д.Я. О происхождении русских и польских Славян и о причине появления кладов римских монет в земле древних Руссов и Ляхов / Д. Я. Самоквасов // Труды VIII АС. — Т. III. — М., 1897.

25. Самоквасов Д.Я. Основания хронологической классификации и каталог коллекции Древностей / Д. Я. Самоквасов. — Варшава, 1892.

26. Щавелев С.П. Вклад Д. Я. Самоквасова в полевую археологию (по архивной рукописи ученого)/

С. П. Щавелев // Проблемы первобытной археологии Евразии (к 75-летию А. А. Формозова). — М., 2004.

27. Древности. Труды ИМАО. — Т. IX. — Вып. 1. М., 1881.

28. Пряхин А.Д. Дореволюционное время в развитии отечественной археологии / А. Д. Пряхин // История отечественной археологии: дореволюционное время. Материалы IV чтений по историографии археологии Евразии. — Воронеж, 2004.

29. Труды XII АС в Харькове. 1902 г. — Т. III. — М., 1905.

30. Цыбин М.В. В. А. Городцов и проблемы историко-археологического изучения юго-востока Древней Руси / М. В. Цыбин // Исторические записки. — Воронеж, 1999. — Вып. 4.

31. Правила XIV АС в Чернигове в 1908 г. и протоколы заседания Предварительного Комитета 7—9 февраля 1906 г. — М., 1906.

32. Раскопки Северянских курганов в Чернигове во время XIV АС Д. Я. Самоквасовым. Посмертное издание. — М., 1916.

33. Самоквасов Д.Я. Могилы Русской земли / Д. Я. Самоквасов. — М., 1908.

34. Самоквасов Д.Я. Северянская земля и Северяне по городищам и могилам / Д. Я. Самоквасов. — М., 1908.

35. Археология СССР. Древняя Русь. Город. Замок. Село. — М., 1985.

36. Самоквасов Д.Я. Происхождение русского народа / Д. Я. Самоквасов. — М., 1908.

37. Атлас Гочевских древностей. — М., 1915.

38. Дневник раскопок в окрестностях с. Гочева Обо-янского уезда Курской губернии, произведенных проф. Д. Я. Самоквасовым в августе 1909 года. — М., 1915.

39. Могильные древности Северянской Черниговщины Д. Я. Самоквасова. Посмертное издание. — М., 1917.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АРАН — Архив Российской академии наук

АС — Археологический съезд

ЖМНП — журнал министерства народного просвещения

ИАК — Императорская археологическая комиссия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИМАО — Императорское московское археологическое общество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.