УДК 008:130.2
Г. Г. ВОЛОЩЕНКО
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОСУГ КАК НОСИТЕЛЬ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА СЛАВЯНСКОГО МИРА
Анализируются три версии появления досуга в Древней Руси. Автор приходит к выводу, что главный вариант происхождения — от греко-византийского Едо^П, высшего пифагорейско-платоновского досуга.
Ключевые слова: восточные славяне, европейские взаимовлияния, досуг, божественная деятельность, фольклор.
После разрушения рабовладельческого строя Рима восточные славяне, будущие русские, украинцы, белорусы, располагались по Днепру до Волхова тремя месторазвитиями. Киевское княжество этого периода — многоотраслевое хозяйство с высоким искусством ремесленников, развитой торговлей и крестьянской общиной, которая уже в Х — Х1 вв. применяла трехполье, что и было отмечено в летописи 1127 г.
Древнерусская крестьянская община, с ее сельским сходом, с уравнительным переделом земли по жребиям, правом участия членов общин в жеребьевке, запрещением отдельным членам нарушать прерогативы общины и т.д., все больше выходит на первый план хозяйственной деятельности молодого нарождающегося государства.
Быт и творчество славян отличались от быта и творчества их соседей — германского, фракийского, тюркского, финно-угорского сообществ. Археологи отмечают, что с У1—У11 вв., времени появления первых славянских курганных захоронений, славянский быт характеризуется специфическим домостроительством (сначала земляные, полуземляные, а затем и наземные постройки), особой лепной посудой и погребальной обрядностью [1]. С позиции развития языка VI — VII вв. — это диалектно-племенное членение на последней стадии праславянского языка. Завершается последний период праславянской истории — начинается формирование отдельных групп: восточной, южной и западной. В славянской культуре главное божество до IV в. до н. э. было — Беи8 (Деус) — Зевс (Дый, Див); с IV в. до н. э. под влиянием ираноскифов появилось название — «бог»; в свою очередь, ему на смену в IV в. н. э. от готов, принявших христианство, пришло слово «господь» [2].
В древнерусских поучениях против язычества (XI — XII вв.) упоминается вместе с женскими персонажами — рожаницами — мифологический персонаж, воплощающий единство рода — Род; берегини и упыри. В качестве бога огня почитали Сварога/ Сварожича [3]. За 8 лет до принятия христианства по распоряжению князя Владимира в Киеве были установлены на горе идолы божеств, включенных в государственный пантеон. Сюда вошли Перун — бог грома, покровитель воинов (дохристианский главный бог нарождающегося государства, в период двоеверия постепенно заменявшийся Ильей-проро-
ком); Дажьбог/Даждьбог, Хорс — бог (боги) солнца; Стрибог — «распределитель» богатств, возможно, имел атмосферные функции; Семаргл/Симаргл (функции не ясны); Мокошь — единственное женское божество древнерусского пантеона, типологически близкое к греческим мойрам, прядущим нити судьбы. В нижней части города стоял идол Волоса/ Велеса — покровителя скота и бога богатства [4]. Важнейшей культурной составляющей X в. восточнославянского сообщества становится принятие Русью христианства в 988 г. По мнению игумена Иоанна Экономцева, столь свойственное древнерусским людям образно-символическое восприятие мира, их максимализм, стремление достигнуть абсолюта одним порывом воли нашли благоприятную почву [5]. Другим фактом стало создание во второй половине IX в. славянской письменности. Этот процесс связывают с именами братьев Кирилла (827 — 869) и Мефодия (815 — 885). Они не только создали славянскую азбуку, но и перевели на нее с древнегреческого языка книги Священного писания.
С XI в. в семьях стали учить грамоте мальчиков и девочек, в Киеве создали женский монастырь, а при нем школу для обучения грамоте девушек. Появились школы и высшего типа, готовившие к государственной и церковной службе. Одна из таких школ была при Киево-Печерском монастыре. В ней обучали богословию, философии, риторике, грамматике, используя исторические сочинения, сборники высказываний античных авторов, географические труды.
Среди князей и их семей было распространено знание иностранных языков. «Книжными мужами» летописи называли Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославовича, Владимира Мономаха, Ярослава Ос-момысла, Константина Всеволодовича Ростовского. Образование получали и некоторые женщины в княжеских семьях.
Известны имена 39 писцов XI —XIII вв., 15 из них — лица духовного звания. С XI в. на Руси существовали библиотеки, в них были сборники изречений известных поэтов, философов, богословов мира, переводные книги Минеи, Триодь, а также Часословы.
На двадцатом веке своего сложного и противоречивого развития досуг был зафиксирован в письменности восточных славян. Известным славистом и этнографом И. И. Срезневским в XIX в. найдено
первое, относящееся к XIV в., употребление слова «досуг» в славянской культуре. В дошедшем в подлиннике правовом документе «Закладной кабале на землю» говорится, что братья Обросим и Лаврентий Васильевы берут взаймы у Федора Макарова землю на 13 лет. И оговаривают условия, в том числе «пытати варити по досугу как могя... сол(ь)» [6], где «по досугу» Б. М. Ляпунов переводит «по способности, по возможности, по достижению» [7: с. 63 — 68]. Откуда культура древней Руси могла заимствовать это слово?
Необходимо отметить, что во второй половине XIX и первой половине XX вв. после находки И. И. Срезневского этот вопрос уже ставился. Лингвистами-славяноведами был собран огромный материал, однако анализы И. А. Потебни, А. X. Вос-токова, В. И. Даля, И. Желтова, Ф. Миклошича, Н. В. Горяева, М. Фасмера, Б. М. Ляпунова, А. Львова по интересующему нас аспекту можно свести к выводу А. Г. Преображенского: происхождение неясно [8, с. 230].
Наш анализ предыдущих этапов развития культурологического явления «досуг» дает возможность говорить о трех вероятных источниках заимствования. Расположим эти источники по степени возможности их влияния на культуру Древней Руси (по нарастающей).
Теоретически возможно германо-франко-английское заимствование. Эти языки, по мнению лингвистов, начали развиваться на полтора—два века раньше древнерусского. Новейшие исследования истории немцев в Древней Руси указывают на их появление у нас с X в. Были и франко-древнерусские связи: так, в середине XI в. дочь киевского князя Анна Ярославовна стала женой французского короля Генриха I и матерью Филиппа I. Английская знать и купцы также неоднократно наведывались в Киевскую Русь X — XII вв. Но у нас нет данных о точном времени появления немецких, французских и английских досугов, так что это гипотетически возможное заимствование оценим в несколько десятых процента.
Второе заимствование древнерусского слова «досуг» возможно от римско-латинского слова «оИит». Согласно «Предварительному списку славяно-русских рукописей XI —XIV вв., хранящихся в СССР», некоторые из 1493 учтенных на этот период рукописей были на латинском языке. Отдельные придворные и монахи знали этот язык и изъяснялись на нем. Оценим возможность латинско-древ-нерусского заимствования в несколько процентов.
Третье возможное заимствование — это греко-византийско-древнерусское. Данное мощное влияние отразилось во всех сферах древнерусского государства X —XV вв. — грамотности, религии, архитектуры, музыки, истории, одежды, законода-
тельства и т. п. Лингвисты считают, что под греко-византийским влиянием древнерусский язык пополнил свой словарный запас от четверти до трети его объема. Греко-византийский этап в развитии русско-славянской духовной культуры является базовым, ссылка на него обязательна при перечислении культурных эпох восточных славян. Вот как это делает И. П. Снегирев в 1837 г. в «Русских простонародных праздниках и обрядах»: «Эпохи... языческая или дохристианская; греческая (до татар); восточноевропейская... западноевропейская» [9].
Однако, прежде чем анализировать византий-ско-древнерусские связи, важно не забыть предостережение Б. А. Рыбакова о том, что за 120 лет до Древней Руси такие связи уже устанавливались между Византией и Болгарией. Поэтому часть византийских влияний на Древнюю Русь несет южнославянскую мету.
Такое влияние, например, отразилось на преемнике досуга — школе. Первые школьные образования на Руси назывались в южнославянском духе — училищами [10]. Но слова «досуг» нам древние болгары не передавали, как нет его в древнеславян-ском и древнерусском языках до начала византий-ско-древнерусских связей.
Согласно 3. В. Удалыцовой, византийская культура базировалась на Библии, греко-кафолической литературе и произведениях античной классики [11].
В философии Византии получили развитие взгляды Платона, Аристотеля и стоиков, включавшие учение о «Е%оХп» — «высшем досуге». Доказательством этого стал в XV в. новый расцвет платоновского варианта мифа — учения «Гармония сфер» в Италии и университетах Европы, куда его завезли византийские философы после захвата страны турками [12]. Византия передала вместе с православием Древней Руси и «высший досуг». Именно на эту версию падают остающиеся 90 с лишним процентов шансов заимствования явления «досуг» Древней Русью.
Наша уверенность базируется и на следующем. Все имеющиеся десятки оригинальных и сотни дублирующих употреблений слова «досуг» в Древней Руси и России XIV —XVIII вв. не поддаются расшифровке при применении римско-латинского и западноевропейского ключа «досуг-праздность». И напротив, впервые за последние столетия поддаются расшифровке, наполняются глубинным содержанием при использовании ключа Древней Греции и Византии «досуг — высшая деятельность». Раскроем же смысл передачи грековизантийского слова «Е%оХп» древнерусскому слову «досуг» и двум другим словам этого же корня, которые, возможно, появились в трех разных центрах Древней Руси, (рис. 1).
Рис. 1. Смысл передачи содержания греко-византийского слова «^ХоХп» древнерусскому слову «досуг» и другим однокоренным словам
Комментарий к схеме дадим следующий. Представляется, что перед нами в «чистом виде» досуг с пифагорейско-платоновским содержанием мифа — учения «Гармонии сфер» последнего средневекового этапа развития.
Коснемся основных источников передачи греко-византийского досуга в культуру Древней Руси. Первый источник — классический — это монастыр-ско-литературная культура. М. В. Алпатов справедливо писал, что русские книжники, знавшие греческий язык, читали труды античных мыслителей в оригинале. Тому подтверждение слова из Никоновской летописи 1610 г.: «Избрав мужей разумных и разумом досужих от священнического чина и от дьяконовского, которые б умели говорить с латыни о православной христианской вере». В этом же контексте идет высказывание в духе «Домостроя» из «Повести о Горе-Злочастии» начала XVII века: «Не хвались ты, молодец, своим счастьем, Не хвастай своим богатством, Бывали у меня, горя, и мудряя тебя, и досужае...».
Второй источник — княжеско-(царско)-дворянская культура. Типичны примеры применения высшего досуга у Н. М. Карамзина, великого князя Бориса Александровича (XV в.), Петра Первого, Г. Р. Державина, А. С. Пушкина и некоторых писателей-разночинцев. Н. М. Карамзин в 1810 г. писал: «Мужеством и досужеством Ив(ан) Гроз(ный) подобен великому царю Константину» [13]. Великий князь Борис Александрович отмечал в Договоре: «А буде ему досуг и самому пойти» [14]. Стонут от недосугов, отсутствия возможности реализовать великие цели, письма Петра Первого: [15] «И о том прошу всех, чтоб не сомневались в том, потому что за недосугом, а иное за отлучкою... не исправишь» [15, т. 2, с. 22], «и ради своего недосугу полагаюсь и спрашивать буду на вас» [15, т. 1, с. 48], «тому учинилось препоною недосужество, потому что отец ваш бдел в непрестанных трудах письменных» [15, т. 1, с. 9], «для бога не сумневайтеся о почтах, замешкаваются, истинно за недосошеством» [15, т. 1, с. 572].
У Г. Р. Державина в переписке мы встречаем любопытную оговорку «Досуга моя», что свидетельствует о поиске места досуга в родовых грамматических конструкциях. Следы гения оставил в этой теме А. С. Пушкин: [16] «Часы досугов золотых» [16, т. 1, с. 75], «часы бесценного досуга» [16, т. 1, с. 91], «вдохновенный свой досуг»[16, т. 1, с. 91], «Я на досуге пишу новую поэму «Евгений Онегин», где захлебываюсь желчью» (Тургеневу) [16, т. 13, с. 650]. Неожиданную характеристику дворянского досуга мы встречаем у писателя-революционера С. М. Степняка-Кравчинского, который в книге «Россия под властью царей» (1885 г.), вышедшей в Англии, писал: «Государство... от дворян требовало их кровь, их досуг, их жизнь» [17], где досуг идет в значении «способности, высшие качества, талант».
Третьим источником развития высокого досуга Древней Руси и России был народ и близкие к нему слои. А. Я. Гуревич, теоретик средневековой народного творчества, отметил, что «внутри молчаливого большинства бурно развивались и самостоятельные процессы». Россыпь пословиц и поговорок, связанных с досугом, многообразие его грамматических форм и выражений не исключают того, что у народа были свои источники и связи — не исключено, что это были скоморохи. Это подтверждает и нахождение первого досуга в письменности Древ-
ней Руси у простолюдина. На протяжении семи — восьми веков то замирая, то захлестывая восточнославянское государство, несли они высший досуг окружающим. Именно в этом, нам представляется, причина его богатейших россыпей, мимо которых не прошел ни один представитель серебряного века отечественной славистики.
Начнем обзор с пословиц и поговорок, собранных В. И. Далем, П. И. Мельниковым-Печерским и И. И. Носовичем: Был бы друг, будет и досуг. Будет досуг, когда вон понесут. Досужество да умение всего дороже. Ен досуж на все. Дружки жена да досужа была, сем(ь) год кроены ткала.
С. Б. Веселовский в «Ономастиконе» отражает первую фамилию с интересующим нас словом: «Досугов Иван, подьячий, дозорщик, Рязань, 1621 г.»
[18] И. А. Крылов черпал в народном творчестве не только сюжеты, но и различные варианты досуга: «А я с моим уменьем и трудом, притом с до-сужестью моею, знай, без тебя пробавиться сумею»
[19]; «Досуг мне разбирать твои вины, щенок!»; «Вот наша девушка зачнет считать своих подруг. А ей считать большой досуг» [19, с. 13], «То видя, говорит как путный Миша другу: «Приляг-ка, брат, и отдохни. Да коли хочешь, так сосни. А я постерегу тебя здесь у досугу» [19, с. 120].
У великого русского критика В. Г. Белинского почерпнутые у народа «досужество», «досужесть» употребляются в значении «возможность», «способность», «достижение» и порой наполнены сарказмом: «Эки молодцы были в древности, исполать их досужеству... Литератору никогда не понять до-сужести французских писателей, которые успевают бывать в театрах... Откуда вдруг такая плодовитая досужесть в задних рядах нашей литературы» [20]. Писатель из военной среды А. Ф. Погосский в 1853 г. дает любопытные определения досуга и недосуга: «Часок, когда работы не требуется, а отдыхать не хочется, вот это и есть досуг. А «недосуг» да «времени нет» — это бывает у такого господина, который ничего не делает» [21]. У писателя и общественного деятеля С. Аксакова «досужество» употребляется в значении «высокие качества». «Пелагея, кроме досужества в домашнем обиходе, принесла... дарование сказывать сказки» [22].
В. И. Даль в «Толковом словаре русского языка» указал на богатство производных «высшего досуга»: Человек или конь с досугом, с досужеством, с умением или особо добрыми качествами. Досужий — умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела, или мастер на все руки. Досужесть, досужество, досужство — свойство досужего, уменье, ловкость, способность к делу, мастерству [23].
Из вышеизложенного вытекает, что Древней Русью понятие «досуг» было заимствовано из культуры Византии, у восточных славян оно включало два этапа развития — проектный (Х — Х^ вв.) и реального греко-византийского заимствования, зафиксированное в бытовом документе XIV в. Б. М. Ляпунов считает, что первая версия досуга закончила у восточных славян свое активное развитие в первой половине XIX века. Укажем на некоторые теоретические аспекты, имеющие, на наш взгляд, к этому отношение. Первое: захват турками в середине XV века Византии, и резкое уменьшение ее влияния на Русь. Второе: с середины XVII в., с царствования Алексея Михайловича (1645—1676 гг.), издавшего 33 указа, началось преследование скоморохов, носителей народного творчества и греко-византийского
досуга, знатоков языков и обычаев, талантливых музыкантов, певцов и плясунов, исполнителей и организаторов народных драм и медвежьих праздников и т. д. Третье: как известно, между отцом и сыном, Алексеем Михайловичем и Петром Алексеевичем, историки проводят водораздел эпох, здесь заканчивается византийско-древнерусский диалог досуга и начинается западноевропейско-российский. В рамках же первого диалога культур впервые объяснен смысл древнерусского слова «досуг».
Библиографический список
1. Седов, В. В. Восточные славяне в VI —XIII вв. / В. В. Седов. - М., 1982. - С. 8-10.
2. Георгиев, В. Трите фази на славяне ката митология /
B. Георгиев. — София, 1970. — С. 4.
3. Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М., 1990. - С. 4.
4. Славянская мифология. Энциклопедический словарь / Под ред. С. М. Толстой. - М. : Эллис Лак, 1995. - С. 288.
5. Экономцев Иоанн, игумен. Православие. Византия. Россия. Сб. ст. - М. : Христианская литература, 1992. - С. 37.
6. Закладная кабала XIV в. на землю // Акты, относящиеся к периоду до юридического быта древней России. В 2 т. Т. 2. -СПб., 1864. - С. 3.
7. Ляпунов Б. М. Из семасиологических этюдов в области русского языка : досуг и пр. // Известия АН СССР. Отд. лит. и яз. - 1946. - Сер. 5. - Т. 68. - С. 63-68.
8. Преображенский, А. Г. Этимологический словарь русского языка (Фотокопия словаря 1910 г.). В 2 т. Т. 1 / А. Г. Преображенский. - М., 1959. - 674 с.
9. Снегирев, И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И. М. Снегирев. В 2 т. Т. 1. - М., 1990. -
C. 4-5.
10. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XIX вв. В 4 т. Т. 1. - М., 1985. -С. 109.
11. Удальцова, 3. В. Византийская культура : моногр. / З. В. Удальцова. - М., 1988. - С. 114-115.
12. «Гармония сфер». «Академия» // Философский словарь. - М., 1983. - С.101-116.
13. Срезневский, И. И. Материалы для словаря древнерусского языка / И. И. Срезневский. - М., 1896.- Ч. 1.
14. Договорная грамота великого князя Бориса Александровича с королем Казимиром, 1449 // Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографической комиссией. - СПб., 1846. - С. 66.
15. Письма и бумаги Петра Великого: В 13 т. - СПб., 1987. -Т. 1. 1688-1701. Т. 2. 1702-1703. Т. 3. 1704-1706.
16. Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 10 т. - М., 1937.
17. Степняк-Кравчинский, С. М. Россия под властью царей / С. М. Степняк-Кравчинский. - М., 1960. - С. 71.
18. Веселовский С. Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. Словарь - М., 1974. - С. 100.
19. Крылов, И. А. Собр. соч. В 2 т. Т. 1 / И. А. Крылов. -1969. - 527 с.
20. Белинский, В. Г. Избр. соч. В 3 т. Т. 1 / В. Г. Белинский. -ОГИЗ, 1941. - С. 530.
21. Погосский, А. Ф. Полн. собр. соч. В 4 т. Т. 1 / А. Ф. Погосский. - СПб., 1899. - С. 5.
22. Аксаков, С. Т. Собр. соч. В 4 т. Т. 3. - М., 1956. -810 с.
23. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 1 / В. И. Даль. - М., 1994. - С. 481.
М
М.:
ВОЛОЩЕНКО Геннадий Григорьевич, доктор культурологии, доцент (Россия), профессор кафедры социально-культурной деятельности. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.07.2015 г. © Г. Г. Волощенко
УДК 1302 Н. И. ЖУРАВЛЕВА
Уральскиий федеральный университет, г. Екатеринбург
СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВЕТСКОЙ ГОРОДСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
В статье рассматривается проблема преобразования традиционного, долич-ностного сознания, осуществленная в рамках советского модернизационного проекта. Автор полагает, что появлению субъектных качеств личности способствует сама городская повседневность, предполагающая иной тип социальных связей, появление новых культурных практик и гендерных стратегий.
Ключевые слова: субъектность, модернизация, урбанизация, повседневность.
Советский модернизационный проект, при всей своей специфике, повлек закономерные социальные и антропологические изменения, характер-| ные для эпохи модерности в целом. Одно из таких £ проявлений модерности — появление автономной личности, системные качества которой самоопределение, рефлективность и саморазвитие — т. е.
субъектность. Это приводит целый ряд ученых к радикальному выводу — последствием уничтожения интеллектуальной и творческой элиты стали неизбежная и стремительная деградация общества и примитивизация сознания, позволяющая характеризовать общее состояние советской культуры как «антропологическую катастрофу» и «выпадение