Научная статья на тему 'Проблематика отношений к астрологической книжности в средневековой Руси'

Проблематика отношений к астрологической книжности в средневековой Руси Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
762
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЯЯ РУСЬ / АСТРОЛОГИЯ / ПРОГНОСТИКА / АПОКРИФЫ / РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ / ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / MEDIEVAL RUSSIA / ASTROLOGY / PROGNOSTICS / APOCRYPHA / THE RUSSIAN CHURCH / LITERATURE OF MEDIEVAL RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Матыцин Кирилл Сергеевич

В Древней Руси, наряду с апокрифами, астрологические тексты упоминаются во всех списках отреченных книг. Тем не менее, отношение к прогностическим текстам варьировалось в зависимости от исторического этапа и содержания книг. Автор статьи классифицирует астрологическую книжность Древней Руси и обозначает проблематику отношения к ней народа, церкви и государства. В статье используется обширный материал: исторические источники; древнерусская литература, представленная рукописными памятниками; богословские сочинения; труды ученых имперского, советского и современного периодов России, а также зарубежных авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Attitude to Astrological Booklearning in Medieval Russia

In Medieval Russia astrological texts, along with the apocrypha, are mentioned in all the lists of books, the reading of which was prohibited by the church authorities. Nevertheless, the attitude toward prognostic texts varied depending on the historical stage and content of the books. The author of the article classifies the astrological booklearning of Medieval Russia and designates the problems of attitude of the people, the church and the state towards it. The article uses extensive material: historical sources; literature of Medieval Russia, represented by manuscripts; theological works; works of scientists of the imperial, Soviet and modern periods of Russian history, as well as works of foreign authors.

Текст научной работы на тему «Проблематика отношений к астрологической книжности в средневековой Руси»

Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях Па1аюрюат: еу %роую, еу ярооюяю, еу е18е1

Выпуск 8

2017

страницы 279—287

оС^

Матыцин К. С.

Проблематика отношений к астрологической книжности в средневековой Руси

Византийская астрологическая книжность. Отношение к астрологическим и прогностическим текстам в Древней Руси возникает в период тесного общения с православным византийско-греческим миром, благодаря которому все проблемы взаимоотношения христианства с астрологией привносятся в древнерусское государство. Так, с XIII века в дополнение к светскому праву в Древней Руси появляется книга под названием «Кормчая». Она представляла собой свод канонического права на основе византийского «Номоканона». В одном из таких сводов, в новгородской «Кормчей» 1280 года, мы видим осуждение астрологии1. Также, как указывает В. Ф. Райан: «некоторые версии как греческой, так и церковнославянской «Кормчей» требуют, чтобы новообращенные из ислама отрекались от почитания "заугрении звезде сии речь деньници <и> Афродите..."»2. Данное осуждение астрологии в «Кормчей» основано на том убеждении, что астрология является по сути идолопоклонничеством. В результате чего появились запреты в Древней Руси на «отреченные» сочинения, которые прослеживаются с XIV - XV веков, с индексов митрополитов Киприана и Зосимы. Данные запреты основаны на 61-м правиле VI Константинопольского Собора, которое рассматривает разного рода мантику (гадания) как пережитки язычестваз.

Отрицательное отношение к астрологии можно было встретить и в переводных трудах авторитетных богословов. В частности, в сочинении Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры», входящее в его фундаментальный труд под названием «Источник знания». В XVI веке «Источник знания» был известен на Руси благодаря переводу, выполненному князем А. Курб -ским4. В «Точном изложении православной веры» по переводу 1913 года мы читаем: «Эллины говорятъ, что восхождешемъ, захождешемъ и сближетемъ зв'Ьздъ, а также солнца и луны управляются всЬ нагни дЬла; этимь и занимается астролопя. Мы же, напротивъ, утверждаемъ, что ими даются предзнаменовашя дождя и бездождья, сырой и сухой погоды, а также вЪтровъ и под.; но предзнаменоватями нашихъ дЬйствш они никоимъ образомъ не бываютъ. Въ самомъ дЪлЪ, мы, созданные Творцомъ свободными, являемся господами нашихъ дЬлъ», и: «... мы утверждаемъ, что звезды не бываютъ причиною ничего совершающагося въ мipi — ни возникноветя возникающаго, ни гибели гибнущаго, но скорее служатъ предзнаменоватемъ дождей и перемены воздуха.

1 См.: «узел» из: Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т. 3. СПб., 1912. С. 1173.

2 Райан В. Ф. Баня в полночь. М., 2006. С. 537.

3 Герасимова И. А., Мильков В. В., Симонов Р. А. Сокровенные знания Древней Руси. М., 2015. С. 253.^

4 Оболенский М. А. О переводе князя Курбского сочинений Иоанна Дамаскина // Библиографические записки. Т. 1. № 12. М., 1858. С. 355-366.

о®^-—--^Г3^

Иные, можетъ быть, скажутъ, что звезды являются если не причинами, то предзнаменоватями войнъ и что качество воздуха, зависящее отъ солнца, луны и зв'Ьздъ, различнымъ образомъ производить различные темпераменты, навыки и расположешя; но навыки относятся къ тому, что находится въ нашей вол^, ибо они подчиняются разуму и изменяются подъ его руководствомъ»5.

Несмотря на порицательное отношение к астрологии богослова, мы можем отметить, что в труде Иоанна Дамаскина существует разделение между астрологией, как учении о влиянии звезд на жизнь людей, и астрологией, как учении о влиянии звезд на природу и предзнаменование событий. Это заметил князь А. Курбский. Комментируя «Источник знания», он разделил астрологию на истинную и ложную. Истинная астрология, согласно А. Курбскому, дана Сифу от Бога и подразумевает «познавание дождей и бездождей, ветров и иных таковых», ложная — «дьявольское изобретение» Зороастра, от персов6.

В древнерусской книжности происхождение истинной или божественной астрологии связано с ветхозаветными лицами: Сифом, Енохом и царем Соломоном. Предания о том, как они получили астрологические знания, описаны в византийских хрониках, апокрифах и «отреченной» литературе. Так согласно двум византийским хроникам, переведенным на Руси в домонгольский период, Сиф, сын Адама, рассматривался как первый астролог7. Также в «отреченной» книге «Рафли» говорится, что Сифу от архангела Гавриила был вручен свиток с астрологическими знаниями о солнце, луне и пяти планетах, и двенадцати знаках Зодиака, которые в дальнейшем потомками Сифа были написаны на двух столпах (глиняном и каменном), поставленных в Асирии8. Согласно апокрифу «Книга Еноха» (славянская версия), астрологические знания были даны Еноху, когда он совершил восхождения на небеса9. Знания астрологии приписаны и царю Соломону. В древнерусском прогностическом тексте «Печать царя Соломона» говорится, что Соломон, придя на царствование, просил у Бога мудрости. В итоге она ему была дана в виде астрологических знаний, которые отображены в данном источнике10.

Ложная или «дьявольская» астрология, согласно древнерусской книжности, имеет вавилонское происхождение. Иногда оно связано с периодом строения Вавилонской башни. Так, в одном из древнерусских сборников под названием «Круг миротворный» (РГБ. Ф. 299 (собр. Тихонравова), № 407), говорится о царе Нимроде, внуке Хама, который взошел на вершину Вавилонской башни и увидел и познал движение семи планет. Согласно тексту, Нимрод записал полученные знания в свою книгу. Но так как ему было недоступно

5 Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Т. 1. СПб., 1913- С. 200.

6 Герасимова И. А., Мильков В. В., Симонов Р. А. Сокровенные знания Древней Руси. С. 289-290.; Титов В. В. Ложные и отреченные книги славянской и русской старины: тексты-первоисточники ХУ-ХУШ вв. М., 1999. С. 108.

7 Истрин В. М. Хроника Георгия Амартола в древнем славяно-русском переводе. Т. 1. СПб., 1920. С. 53; Истрин В. М. Хроника Иоанна Малалы в славянском переводе. СПб., 1897. С. 6.

8 Турилов А. А., Чернецов А. В. Отреченная книга Рафли // ТОДРЛ. Т.40. Л., 1985. С. 294-295.

9 См.: Апокрифы Древней Руси. СПб., 2008. С. 33-66.

10 Космологические произведения в книжности Древней Руси. Вып. 4(1). СПб., 2008.

с. 483-507280

о«^-^г3^

знание об ангельском служении, скрывающееся за движением планет, то знания Нимрода, записанные им, оказались искаженными11. Таким образом, вопрос о статусе астрологического знания (истинного или ложного), принадлежащего тому или иному ветхозаветному лицу, решался по признаку его праведности.

Убежденность в существовании истинной астрологии способствовала проникновению в Древнюю Русь преимущественно народной византийской астрологии. Как отметил В. Ф. Райан, народная прогностическая «литература входила в сферу интересов низшего духовенства поздней Византии и православных Балкан и Средиземноморья, а также что после падения Константинополя ее распространяли в России беженцы из числа духовных лиц»12.

К народным астрологическим текстам следует отнести «Громник», «Лунник», и другие тексты с подобными названиями. Данные тексты не основаны на сложных астрологических вычислениях, базирующихся на зодиаке и планетах. Простое наблюдение небесных светил и наблюдение природных явлений13 позволило сформировать народную астрологию. Народная астрология в большей степени обращена к указаниям сельскохозяйственного порядка (в какое время лучше сеять, или собирать урожай), бытового плана (стрижка ногтей и волос) и прогнозированию времени событий (природных, календарных, политических), нежели чем к предсказанию ситуаций или событий, с которыми может столкнуться человек. А человек, согласно Иоанну Дамаскину, наделен свободой выбора14. Но стоит заметить, что свободой наделяется только душа человека, так как тело человека, по мнению того же отца церкви, состоит из четырех стихий, кои являются сутью природы15. Следовательно, в народной культуре и у низшего духовенства прогностические переводные тексты византийского происхождения могли восприниматься, как тексты, которые если и относились к человеку, то относились к его физической природе, а не к свободе выбора.

Безусловно, тексты «громников» и «лунников» попадали в списки отреченных книг. Например, известен запрет на использовании «отреченной» литературы в XVI веке в одном из Индексов (РНБ. Ф. 728 (Софийское собр.), № 1285). В качестве отреченных книг указываются: «Астрономия», «Звездоче-тия», «Сонник», «Землемерие», «Часомерие», «Зеленник», «Колядник», «Громник» и др.16. И здесь целесообразно задать вопрос: против чего же тогда была церковь? Авторы монографии «Сокровенные знания Древней Руси» И. А. Герасимова, В. В. Мильков, Р. А. Симонов полагают, что церковные идеологи «видели в этом явлении опасность обожествления звезд, отрицание свободы воли человека и фатализм»17.

На наш взгляд, запрет в основном из-за фатализма. Как было уже указано выше, в народной астрологической книжности мы не встречаем отрицание свободы выбора человека. Мы также не можем утверждать то, что тексты способны были вызвать новую волну паганистической теологии,

11 РГБ. Ф. 299, № 407. Л. 145 об.

12 Райан В. Ф. Баня в полночь. С. 543.

13 Там же. С. 545-548.

14 Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Т. 1. С. 200.

15 Там же. С. 214.

16 РНБ. Ф. 728, № 1285. Л. 46.

17 Герасимова И. А., Мильков В. В., Симонов Р. А. Сокровенные знания Древней Руси. С. 291.

о®^-—--^Г3^

основанную на обожествлении планет и знаков зодиака. Числа 7 и 12 сакраль -ные. Они присутствуют и в христианской традиции. Например, семь дней творения, семь архангелов (Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Варахиил, Селафиил), семь небес, также двенадцать колен Израилевых, двенадцать апостолов, двунадесятые праздники и т. д. Поэтому богословы в своих трудах использовали языческие названия семи планет и двенадцать знаков зодиака в натурфилософском контексте, не опасаясь расцвета язычества: «Семь изъ этихъ светить называютъ планетами, утверждая, что оне имеютъ движете, противоположное движенда неба, отчего ихъ и назвали планетами, т.-е. блуждающими, ибо небо говорятъ, движется отъ востока къ западу, планеты же отъ запада къ востоку, Однако, такъ какъ движeнie неба более быстрое, то оно своимъ вращательнымъ движeнieмъ увлекаетъ съ собою и семь планетъ. Семь планетъ имеютъ следующая назватя: Луна, Mepкypiй, Венера, Солнце, Марсъ, Юпитеръ, Сатурнъ. Утверждаютъ, что въ каждомъ небесномъ поясе есть одна нзъ семи планетъ. <...> Говорятъ, что на небе существуетъ двенадцать созвездш, или знаковъ зoдiaкa, имеющихъ движeнie, противное движeнiю солнца и луны и прочихъ пяти планетъ, и что семь планетъ проходятъ чрезъ эти двенадцать coзвездiй. Солнце на прохождете каждаго знака зoдiaкa употребляетъ одинъ месяцъ и въ течете двенадпати месяцевъ проходить чрезъ двенадцать созвездш»18.

Фатализм подкрепляется народной астрологической книжностью в виде уверенности, что можно знать волю Бога, которую он являет через процессы и события, происходящие в мире, посредством ангелов, управляющих небесными светилами и природными явлениями. Поиск божественных истин через прогностические тексты создавал альтернативный духовный путь, не принимаемый церковной властью.

Астрология «жидовствующих». Известно, что в Древней Руси существовали предписания, как следует относиться к тем лицам, которые занимались колдовством, в частности ворожбой и гаданием (в которое входило и гадание по звездам). Такие предписания вошли в два знаменитых сочинения, это «Стоглав» и «Домострой». Последний памятник был написан позже «Стоглава», и все указанные в нем упоминания, касающиеся магии и астрологии, повторяют содержащиеся в «Стоглаве»19.

«Стоглав» является сборником постановлений церковного собора 1551 года. В нем говорится о том, что следует подвергать отлучению от церковного обряда людей, которые занимаются астрологическими практиками. А те, кто будет прельщать народ с помощью астрологии, будут в опале со стороны царя20. В «Стоглаве» дается также пояснение, какую литературу следует относить к астрологическим текстам. Список астрологических книг согласно «Стоглаву» выглядит следующим образом: «Альманах», «Аристотель», «Аристотелевы врата», «Воронограй», «Звездочетьи», «Зодей», «Остромий», «Рафли», «Шесто-крыл» и др.21. Как мы видим, некоторые книги из этого списка, такие как «Шестокрыл» и «Аристотелевы врата» (известная также как «Тайная тайных»),

18 Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Т. 1. С. 197-199.

19 Райан В. Ф. Баня в полночь. С. 44-45.

20 Стоглав. Казань, 1862. С. 180.

21 Там же. С. 185.

о«^-^г3^

имели еврейское происхождение и находились на вооружении у ереси «жидовствующих » 22.

Появление ереси «жидовствующих» в XV веке в Новгороде совпало с апокалиптическими ожиданиями. На Руси существовало представление, заимствованное из Византии, что мир, созданный в семь дней, просуществует 7000 лет. Таким образом в 1492 году, по византийскому календарю 7000 лет от сотворения мира, некоторые церковные деятели, включая Иосифа Волоцкого и архиепископа Геннадия Новгородского, ожидали конец мира23. Но распространяющаяся по новгородским землям ересь «жидовствующих» стояла в оппозиции к церкви, опровергая кончину мира, так как, согласно еврейскому календарю, дата в 7000 лет от сотворения мира наступала через полторы тысячи лет позже византийской даты24. В своем распоряжении «жидовствующие» имели книги, с помощью которых точно рассчитывался момент новолуний, полнолуний и затмений, чем «жидовствующие» могли «прельщать» народ, подрывая их доверие к церви. По утверждению Н. А. Казаковой и Я. С. Лурье, астрология, в которой обвинял еретиков Иосиф Волоцкий, являлась практической астрономией. Так в состав «Шестокрыла» входили астрономические таблицы для вычисления лунных фаз и затмений25. Стоит упомянуть, что по отношению к ереси «жидовствующих» были применены репрессивные меры, после которых она перестала существовать26. Что касается их переводной литературы, как и следовало ожидать, она дошла до нас в единичных списках27. Таким образом, запрет на еврейскую прогностическую книжность связан с церковно-политическими событиями.

Западноевропейская астрология. Западноевропейская астрологическая литература начала появляться в Древней Руси в конце XV века. Уже в дополнениях к Геннадиевской Библии обнаруживается переводная астрологическая таблица с указаниями знаков зодиака28. Дело в том, что в «Средневековье грань между астрологией и астрономией была тонкой, а церковные книжники переходили эту грань»29. Как следствие, основное появление западноевропейских астрологических трудов было связано с потребностью в исправлении пасхалии и составлении ее на восьмую тысячу лет. Для этой работы был призван Николай Булев из Любека30. Помимо этой работы, Николай Булев перевел «Травник» и астрологические книги: астрономический трактат (РГБ. Ф. 231 (собр. Погодина), № 1121) и астрономический альманах Штофлера 1520 года31.

22 Герасимова И. А., Мильков В. В., Симонов Р. А. Сокровенные знания Древней Руси. С. 284; Райан В. Ф. Баня в полночь. С. 568-569.

23 Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — нач. XVI в. М., Л., 1955. С. 134.

24 Там же. С. 135.

25 Там же. С. 134.

26 Там же. С. 116.

27 Там же. С. 134.

28 Романова А. А. Древнерусские календарно-хронологические источники XV-XVП вв. СПб., 2002. С. 132.

29 Райан В. Ф. Баня в полночь. С. 286.

30 Зимин А. А. Россия на пороге Нового времени. М., 1972. С. 351-352.

31 Там же. С. 353-355-

-—-^Г^

В связи с тем, что Николай Булев пользовался большим уважением при дворе Василия III, так как был придворным лекарем и астрологом, то его опала не коснулась. Но о деятельности Николая Булева критично отзывался Максим Грек. В частности, поводом для нападок послужил перевод альманаха Штофлера. Аргументом Максима Грека было утверждение, что астрология умаляет всеведение бога32. При том, как утверждает В. Ф. Райан «другой его довод — что астрологию осуждал Аристотель — был в России новинкой»33. Здесь необходимо также остановиться на личности Максима Грека.

Подлинное имя Максима Грека Михаил Триволис34. До появления на Руси, Максим Грек обучался у гуманистов Северной Италии, где в частности познакомился с трудами античных философов. Максим Грек был на службе у философа эпохи Возрождения и христианского гуманиста Джовани Пико делла Мирандолы35. Этот факт примечателен тем, что Максим Грек, как замечает М. Н. Громов «разделяет тезис Пико делла Мирандола о том, что "вера в звезды носит безбожный и безнравственный характер"»36. Но стоит ли с этим соглашаться? С одной стороны, известно, что Пико делла Мирандола написал труд «Рассуждения против прорицающей астрологии», в котором он отвергает детерминизм небесных тел в пользу человеческой свободы. Но, с другой стороны, стоит указать на то, что Джовани Пико делла Мирандола являлся учеником Марсилио Фичино, который не отвергал астрологию. Позиция Пико делла Мирандола была направлена против предсказательных гороскопов, против веры во влияние звезд на судьбы людей, нежели против фичиновской «астральной магии», которая учит «контролировать влияние звезд и обращать себе их на пользу»37. Сам Марсилио Фичино использовал астрологию для составления талисманов, необходимых в медицине, и благодаря которым производился по его мнению контроль над звездами38.

Таким образом, в Западной Европе возникло разделение на астрологию «божественную» и астрологию «демоническую». «Демоническая» астрология берет свое начало из греческих земель, где она существовала до прихода христианства. Так как эта астрология была старше христианской веры, которая пришла на греческие земли, то астрологические знания прочно ассоциировались с язычеством, и как следствие астрология стала демонизироваться. Об этом свидетельствует ранний греческий текст, написанный в период I—IV века, под названием «Завещание Соломона». В нем злые духи, беседуя с Соломоном, представляются следующим образом: «Мы — тридцать шесть элементов, мировые повелители тьмы. Но, O, Царь Соломон, ты не сможешь ни причинить нам вред, ни пленить нас, ни обязать нас; но поскольку Господь Бог дал тебе власть над каждым духом, в воздухе, на земле и под землей, поэтому мы тоже предстали пред тобой подобно другим духам, от овна и тельца, от близнецов и рака, льва и девы, весов и скорпиона, стрельца, козерога, водолея, и рыб»39.

32 Райан В. Ф. Баня в полночь. С. 576.

33 Там же. С. 576.

34 Громов M. Н. Максим Грек. М., 1983. С. 14.

35 Там же. С. 20.

36 Там же. С. 78.

37 Йейтс Ф. А. Джордано Бруно и герметическая традиция. М., 2000. C. 110.

38 Там же. C. 60.

39 перевод с английского из: Conybeare F. C. The Testament of Solomon. The Jewish Quarterly Review, vol. 11, No. 1. 1898, p. 34-35.

о«^-^г3^

Таким образом, 36 демонов из «Завета Соломона» представляют собой 36 деканов 12 знаков зодиака.

В таком демоническом виде астрология проникла в Западную Европу. Об этом указывает Ф. Иейтс, говоря об астрологических деканах: «В средневековье существовал страх перед деканами, которые считались опасными демонами, и Альберт Великий сурово осуждал некоторые книги, приписывавшиеся Гермесу, за бесовскую магию. Над "Асклепием" тяготело обвинение в поклонении демонам, выдвинутое Августином, и возможно, что прежде всего он имел в виду поклонение именно деканам»40. Страх перед осуждением в демонопоклонни-честве, и как следствие в колдовстве, привел к тому, что астрология подверглась чистке и переработке среди гуманистических философов Возрождения. В результате, в ренессансной Европе народную прогностику и народную астрологию отнесли к разряду демонической магии. Астрологию же, основанную на математических вычислениях, старались превознести в разряд божественной, естественной магии, убирая из нее все то, что на их взгляд казалось демоническим. Например, Марсилио Фичино решил избежать образов 36-и деканов, заменив их 7-ю планетами, так как деканы были связаны, как мы указывали выше, с демонами. Ф. Иейтс написала о Марсилио Фичино следущее: «Игнорируя образы деканов-демонов и используя лишь образы планет (не для того, чтобы вызывать демонов планет, но лишь как образы, соответствующие "божествам космоса", теням Идей в Мировой Душе), - благочестивый неоплатоник, быть может, верил, что удержится в границах "космической" магии - естественной магии естественных сил, а не магии демонической»41.

Астрология в эпоху Возрождения включалась в математику, тем самым приобретая статус научности. Как писал Р. А. Симонов: «"Математика" значила тогда то же, что и "астрология"»42. Астрология входила в курс университетского образования с XIV века в Западной Европе и в цикле «естественной» астрологии развилась ятроматематика, или другими словами медицинская астрология, одним из представителей которой был Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, более известный как Парацельс43. Дипломированный врач в эпоху Возрождения являлся астрологом.

Антропоцентризм эпохи Возрождения, провозглашающий свободу воли человека, не мог мешать распространению западноевропейской «научной» медицинской астрологии как внутри Европы, так и за пределами Северной Италии, в частности на Руси.

Западноевропейские астрологи в России, как правило, находились при дворах и стояли на службе в качестве лекарей. Ранее мы говорили о Николае Булеве, который являлся врачом и астрологом. Другой пример — Самуэль Коллинз, состоявший на службе у царя Алексея Михайловича. Следуя указаниям своего врача Самуэля Коллинза, Алексей Михайлович прибегал к кровопусканию, которое производилось в соответствии с астрологией44. Медицинская

40 Иейтс Ф. А. Джордано Бруно и герметическая традиция. С. 49.

41 Там же. С. 69.

42 Симонов Р. А. Русская астрологическая книжность: Х1-первая четверть XVIII в. М., 1998. С. 50.

43 Райан В. Ф. Баня в полночь. С. 284.

44 Богданов А. П. О рассуждении Самуила Коллинса // Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 1988. С. 204-208.

о®^-—--^Г3^

астрология была популярна в XVII веке, благодаря чему в русских лечебниках того времени часто встречались западноевропейские переводные статьи по медицинской астрологии45. Рассуждая в целом о времени правления царя Алексея Михайловича, необходимо указать, что по его приказу было переведено множество астрологических текстов западноевропейского происхождения. По мнению В. Ф. Райана, ими пользовался царь и его советники46. Также царь Алексей Михайлович приказал расписать картой звездного неба со знаками зодиака в Кремле потолок в деревянной столовой избе, а на здании Посольского приказа установить армиллярную сферу47. Все эти факты указывают на то, что царь Алексей Михайлович был увлечен астрологией и астрономией, причем западноевропейского происхождения.

Несмотря лояльное и даже располагающее отношение к астрологии в XVII веке, взгляды на астрологию разделяло не все духовенство. С обличением выступил протопоп Аввакум, который после церковного раскола стал лидером старообрядчества. В своей пятой «Беседе» протопоп Аввакум выступает с критикой в адрес «альманашников», «звездочетцев» и всех «зодийшиков»48. Критика протопопа Аввакума аналогична критике отцов церкви и критике церковных деятелей на Руси, которые выступали против астрологии.

Источники и литература

1. Космологические произведения в книжности Древней Руси / Под ред. В. В. Милькова, С. М. Полянского. Вып. 4(1). СПб.: Миръ, 2008.

2. Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Т. 1. СПб., 1913.

3. РГБ. Ф. 299, № 407.

4. РНБ. Ф. 728, № 1285.

5. Стоглав. Казань, 1862.

6. Апокрифы Древней Руси / Под ред. М. В. Рождественской. СПб.: Амфора, 2008.

7. Богданов А. П. О рассуждении Самуила Коллинса // Естественнонаучные представления Древней Руси. М.: Наука, 1988.

8. Герасимова И. А., Милъков В. В., Симонов Р. А. Сокровенные знания Древней Руси. М.: КноРус, 2015.

9. Громов М. Н. Максим Грек. М.: Мысль, 1983.

10. Зимин А. А. Россия на пороге Нового времени. М.: Мысль, 1972.

11. Истрин В. М. Хроника Георгия Амартола в древнем славяно-русском переводе. Т. 1. СПб., 1920.

12. Истрин В. М. Хроника Иоанна Малалы в славянском переводе. СПб., 1897.

13. Йейтс Ф. А. Джордано Бруно и герметическая традиция. М.: Новое литературное обозрение, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — нач. XVI в. М. Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1955.

15. Оболенский М. А. О переводе князя Курбского сочинений Иоанна Дамаскина // Библиографические записки.Т. 1. № 12. М., 1858.

45 Райан В. Ф. Баня в полночь. М., 2006. С. 579.

46 Там же. С. 578.

47 Там же. С. 576

48 Там же. С. 580

-^Г3^

16. Райан В. Ф. Баня в полночь. М.: Новое литературное обозрение, 2006.

17. Романова А. А. Древнерусские календарно-хронологические источники XV-

XVII вв. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002.

18. Симонов Р. А. Русская астрологическая книжность: XI - первая четверть

XVIII в. М.: Мир книг, 1998.

19. Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т. 3. СПб., 1912.

20. Титов В. В. Ложные и отреченные книги славянской и русской старины: тексты-первоисточники XV-XVIII вв. М.: Государственная публичная историческая библиотека России, 1999.

21. Турилов А. А., Чернецов А. В. Отреченная книга Рафли // ТОДРЛ. Т. 40. Л.,

1985.

22. Conybeare F. C. The Testament of Solomon. The Jewish Quarterly Review, vol. 11, No. 1, University of Pennsylvania Press, 1898.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.