Научная статья на тему 'Аэромантия и хрономантия в произведении древнерусской книжности — «Печать царя Соломона»'

Аэромантия и хрономантия в произведении древнерусской книжности — «Печать царя Соломона» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
275
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прогностика / Древняя Русь / астрология / апокрифы / Печать царя Соломона / «отреченная» книжность / Prognostics / Medieval Rus’ / Astrology / Apocrypha / “The King Solomon’s Seal” / Forbidden Texts

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Матыцин К. С.

В данной статье на примере древнерусского письменного памятника под названием «Печать царя Соломона» с позиции источниковедения представлены две области древнерусской прогностики — аэромантия и хрономантия. В статье описывается прогностическая методология, бытовавшая в русском средневековье. Также, проанализировав источники, автор исследования приходит к выводу о присутствии оригинальных элементов прогностики в древнерусской книжности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aeromancy and Chronomancy in the Old Russian Text “The King Solomon’s Seal”

In this article, using the example of the Old Russian text “The King Solomon’s Seal”, two areas of Old Russian prognostics such as aeromancy and chronomancy are presented from the position of source study. The article describes the prognostic methodology that existed in the Russian Middle Ages. Also, after analyzing the sources, the author of the study comes to the conclusion that the original elements of prognostics are present in the Old Russian literature.

Текст научной работы на тему «Аэромантия и хрономантия в произведении древнерусской книжности — «Печать царя Соломона»»

Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях

ПаХашршта: еп хропю, еп яроаюяш, еп е15е1

№•1 (9)

2018

оО^.

страницы 249—257

^ЭО

DOI: 10.24411/ 2618-9674-2018-10015

Матыцин К С.

Аэромантияи хрономантия в произведении древнерусской 1снижности — «Печать царя Соломона»

Аэромантия. В книжности средневековой Руси основный виды>1 аэромантии (от греч. сар, «воздух» и |дони£1а, «прорицение») пр)едставлены1 в нсновном в некстах нед назв анием лунник, пладетник, кометник, громннк и т. д. Данны>1е тексты могут как являться намостоятельныдми произведениями, так и встречаться в контексте кругих. В частности!, к таким прогностическим сочинкниям отенсится «ревнерус-ское сочинение под названием «<Печато царя (еолс«мона»> (далее -е ПЦС). Оригинальные элеменкын пр»аностики дают оенование абратить более пристальн ое вннмание на дан1еое произведение.

В ПЦС аэромантия выгражена в форме гндания по положению светил в небе, их яркости и другик феноменов . Даннкя область астрологии представлена:

- в главе ««О) небеси побеседуем: на седьми поосех небесныге.«. »е из рукопи си! РГБ, Муз ейное собр. №Н 1«721 и в главах с подкКны>ш назаанием в других рукопиаях ПЦС2. В основе главы>1 лежит прогностичеекое опикание семи звезд, неноторыде из которыет имеют своеобразный названия;

- в глава: текста, посвященнынх окркжениям (гелн) Солнца и Луны и их положению в небе3.

Согласно ПЦС, описание семн звеад, располагающих«! на разны>1х поясах, н ераз-ры>1вно связано с представлением об их влиянии на мир. Поэтому данные звездын не-нбходимн рассматривкть е с»нзке их мифологического и апокрифического рпксания а прогнегтикой.

Звезда Кронъ предстанлена в качестве образа чар одея и идольского жреца. В ПЦС ооворится о том, "«то Крон творил как добро, которое бышо от Бкга, так и зло, от дкяво-лаК Уже в этом положении очевидно рксхождение с кеассиче ским «реческим мифом о Кроне. По ктому поводу в ПЦС имеется пояснениек что жрец Крон бынх поставлен но з везду, так оак эллинские мудрецн ет знали Бога5. Таким обркзом, эвгеморизм, присутствующий в данной части текста, позволил его автору-христианину допустить упоминание языческого божества в качестве звезды. Двойственность нравственной прир оды>1 звезды>1 осноны1вается в том числе на том, что звезда Кронъ влияет на появление земныых плодов, где бынть урожаю, а где мору, выезванному неурожаем. Урожай д неурожай »огласно ПЦС определяются яркостью гвездыо6, из чего можно з аключить, чан звтзда Кронъ связана с ахрарныдми верованиями. Мифологический Крон изобрс-жался с серп ом или с ко сой и считался покровителем плодородия и жатвы7. Крон персонифицировал время (хроуок), определяя сезонный природнык изменения, который необходимо учитылвать в земледелии.

1 РГБ. Музейнок собК. №г 1372, Л. 105.

2 РНБ. Потодинсюте собр. №г 15«1; РГБ. Рогожское собр. №° 624; ГИАМЗ. «<Кижд» КП-4183.

3 Там же. Л. 124-124 об.; РГБ. Рогожское с»бр. №> (24, Л». 17 об.-23 об.

4 РГБ. Музейное собр. №11372. Л. 105 «Н.

5 Там же.

6 Т«м же.

7 Космологические произведения в книжности Древней Руси. СПб., 2008. Ч. 1. С. 505.

Звезда из ПЦС под названием Зевесъ (Зевс) в мифологическом аспекте предстает в качестве сына Крона. В ПЦС приводится рассказ о том, как Зевс оскопил своего отца, убил, а затем бросил его в море. Кроме того Зевсу в тексте приписано прелюбодеяние с мертвыми женщинами. А. А. Турилов и А. В. Чернецов посчитали данный пассаж «дефектом перевода», предполагая, что «вместо "мертвыя" должно быть "смертныя"»8. Можно предположить, что негативная оценка звезды Зевесъ в ПЦС была дана именно благодаря переложениям античных мифологических представлений о Зевсе. В классической астрологии в роли Зевса выступает Юпитер, в которой он считается благодетельной планетой, нося эпитет «Великое счастье»9. Согласно ПЦС, звезда Зевесъ имеет красный цвет10, что, с одной стороны, символически указывает на «кровожадность» звезды, а с другой позволяет ассоциировать ее с планетой Марс. Оговорка в ПЦС, о том, что в какую сторону упадет звезда Зевесъ, в той стороне случится пожар или война11, наводит на мысль, что помимо планеты, звезда Зевесъ ассоциировалась и с кометами.

На третьем небесном поясе, согласно ПЦС, находится звезда Заря, сила блеска которой позволяет предсказывать погоду. По яркости звезды Заря можно определить, будет ясно или дождливо12. Метод прогнозирования аналогичен методу, изложенному при описании звезды Кронъ.

Автор ПЦС не снабдил мифологическим или апокрифическим описанием звезду Скорпия, которая располагается на четвертом поясе. Зато звезда Скорпия описана с прогностической стороны. Ее значение имеет негативный оттенок, так как она знаменует падеж скота. Гибель животных зависит от расположения звезды: предсказание можно делать, если звезда Скорпия стоит «головой» от солнца13.

Звезда Дева, описанная в тексте как «дща Адамова» (дочь Адама), позволяет предсказать войну. В ПЦС это ее свойство описано так: «а как брани быть в коей стране, и она оттуда восходитъ»14. Признаком грядущей войны служит степень яркости звезды: звезда Дева должна быть бледной15.

Звезда Коло находится на шестом небесном поясе и «ходитъ огненно копей-чатымъ образом либо передъ вечернею зарею или передъ утреннею»16. Описание движения «копейчатым образом» позволяет заключить, что звезду Коло автор текста также ассоциировал с кометами. Согласно ПЦС, если звезда Коло ходит перед вечернею зарею, то она знаменует гибель, подобно апокапсической звезде Полыни, а если ее движение наблюдается перед утренней зарею, то это указывает, в какой стране быть вере христианской17. Эти детали описания позволяют усмотреть связь с библейской историей о Вифлеемской звезде.

Звезде под названием Чигиръ автор ПЦС уделил если не главное, то особое внимание. Под Чигиръ звездой понималась планета Венера18, которая ассоциируется с денницей, сатаной, который был когда-то ангелом и в небесной иерархии занимал второе

8 Турилов А.А., Чернецов, А.В. К изучению «отреченных» книг // Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 1988. С. 125.

9 Саплин А. Ю. Астрологический энциклопедический словарь. Тула; М., 1994. C. 445.

10 РГБ. Музейное собр. № 1372, Л. 106 об.

11 Там же, Л. 106 об.-107.

12 Там же, Л. 108-108 об.

13 Там же, Л. 110.

14 Там же, Л. 111.

15 Там же.

16 Там же. Л. 112.

17 Там же.

18 Саплин А. Ю. Астрологический энциклопедический словарь. Тула; М., 1994. C. 159.

оО

место после Бога. В ПЦС также указано, что звезда Чигиръ знаменует солнечное вос-хождение19. Солнце в тексте, в свою очередь, именуется царем и неявно ассоциируется с Богом, как с Богом-Отцом, так и со Христом20. На том основании, что звезда Чигиръ считалась предтечей солнца, автор ПЦС ассоциировал ее также и с Иоанном Крестителем21. Сопоставление звезды Чигиръ одновременно с сатаной и Иоанном Предтечей привело к тому, что, с прогностической позиции, звезда Чигиръ получила двойную природу, злую и добрую. Связь же звезды Чигиръ с царем Солнцем позволила автору ПЦС создать описания предсказаний земным царям — каким будет царь и как долго ему править22. Прогностический метод построен на наблюдении положения звезды в небе. В ПЦС также говорится, что звезда Чигиръ может ходить во всех поясах и сбивать звезды, если они «праздно» стоят23, что, на наш взгляд, придает ей статус главной звезды в представленной в тексте ПЦС иерархии звезд. К прогностическому методу наблюдения за самой звездой стоит добавить наблюдение за кометами. Падение комет указывало на войну, которая должна начаться в той стороне, в которую падала комета.

Рассмотрев главу «О небеси побеседуем: на седьми поясех небесных...» из рукописи РГБ, Музейное собр. № 1372, текста ПЦС24 отметим, что:

а) методология аэромантии в рукописи состоит из определения расположения в небе звезды, яркости, и направления движения кометы;

б) звезды имеют злую, либо двойную природу (добро — зло) согласно их мифологическому, либо апокрифическому описанию.

в) астрологический прогноз указывает на аграрные (урожай — неурожай, падеж скота), погодные (осадки — без осадков) и политические события (война, смена власти).

На наш взгляд, прогностика главы «О небеси побеседуем: на седми поясех небесных...» из рукописи Муз. № 1372 берет начало из византийской астрологической традиции, так как строится на простых астрологических методах. Упоминаемые в ПЦС имена звезд Зевесъ и Кронъ имеют греческое происхождение. Названия остальных звезд — Заря, Коло — имеют явно славянское происхождение, что в свою очередь приводит к мысли о том, что автор, компилируя астрологические источники различного происхождения, переработал их в рамках древнерусской прогностики, влияние которой мы видим в комментарии к наблюдению за кометами.

В народной культуре к кометам относились с опаской, считая их предвестниками войны25. На Руси кометы называли падающими звездами26, что соотносится с тем, как описаны звезды в ПЦС. Можно также предположить, что предсказания по кометам в ПЦС были составлены на основе какого-нибудь «кометника», «отреченной» книжице, в которой описывалось гадание по кометам.

Перейдем к рассмотрению других частей ПЦС — «Окружение луны» и «Окружение солнца». Данные части текста представляют собой описание предсказаний, которые можно сделать по результатам наблюдения за солнцем и луной. В рукописи Муз. № 1372 присутствует только одна часть текста, «Окружение луны»27, тогда

19 РГБ. Музейное собр. № 1372. Л. 112 об.

20 Там же. Л.113.

21 Там же.

22 Там же. Л. 113 об.

23 Там же. Л. 114.

24 РГБ. Музейное собр. № 1372. Л. 105-116.

25 Святский Д. О. Под сводом хрустального неба. СПб., 1913. С. 180.

26 Там же. С. 181-182.

27 РГБ. Музейное собр. № 1372. Л. 124-124 об.

как в другой рукописи, РГБ, Рогожское собр. № 624, в тексте ПЦС к ней добавлены «Окружение солнца» и тексты, описывающие положения луны и феномен «ложного» солнца с точки зрения прогностики28.

Помимо ПЦС, «Окружение луны» и «Окружение солнца» встречаются и в других списках. Например, в «Памятниках отреченной русской литературы» Н. С. Тихонравова опубликованы два текста под названием «Окружение месяца» по рукописи, принадлежавшей А. С. Уварову, № 561, и «Окружению солнцу и луне» по сборнику, представленному И. М. Добротворским29. В данных текстах имеются разночтения между собой и разночтения с текстом, приведенном в ПЦС. Так, слово «град» в одном случае обозначает природные осадки, а в другом — «город», который, согласно ПЦС, ждет гибель.

В основе прогностики частей «Окружение луны» и «Окружение солнца» лежит двенадцатимесячный календарь. Представим в таблице прогнозирование событий из ПЦС по гало луны30:

Месяц Событие

Март Будет много воды

Апрель Будет война

Май Будут большие войны

Июнь Мор зверей

Июль Будет много рыбы

Август Будет много дождей

Сентябрь Будет сухо

Октябрь Будет много жатвы

Ноябрь Будет голод

Декабрь Будут большие дожди

Январь Будет много воды

Февраль Будет война между царями и князьями

Чтобы понять принцип построения прогностики в тексте «Окружение луны», следует обратиться к рукописи под названием «Круг миротворный» также из собрания Н. С. Тихонравова31. В таблицах рукописи каждому месяцу соответствует определенный знак Зодиака, которым в свою очередь управляет планета. От знаков Зодиака и планет, которым приписано одно из трех свойств («зло», «добро», «средне»), зависит прогнозируемое событие.

«Окружение луны» из ПЦС, вероятно, берет начало из византийского астрологического источника, так как счет месяцев начинается с марта, а в декабре могут идти дожди. Как отмечает В. Ф. Райан, «толкование вида колец, появляющихся вокруг солнечного и лунного дисков, — одна из наиболее ранних известных форм гадания <...> эти гадания практиковались придворными астрологами Месопотамии. Зафиксированы они и в более позднее время в книгах примет и знамений, например в "Liber de ostentis", византийской антологии, которую в VI веке составил Иоанн Лид»32.

28 РГБ. Рогожское собр. № 624. Л. 20 об.-23 об.

29 Памятники отреченной русской литературы. СПб., 1863. Т. 2. С. 396-397.

30 РГБ. Музейное собр. № 1372. Л. 124-124 об.

31 РГБ. Собр. Тихонравова №407. Л. 143-143 об.

32 Райан В. Ф. Баня в полночь. М., 2006. С. 202.

oO ^-v

Следовательно, подобные предсказания (по гало луны и солнца) могли проникнуть в Древнюю Русь уже в зафиксированном виде.

Хрономантия. В основе хрономантии (от греч. хроуод, «время» и цаутаа, «прорицание») ПЦС лежит трактат Кирика Новгородского «Учение им же ведати человеку числа всех лет». Трактат был проанализирован Р. А. Симоновым33. В ПЦС прослеживаются две основные темы из трактата Кирика — это «поновления» (обновления) стихий и счет времени.

Мотив «Поновления» стихий, как установил Н. К. Гаврюшин, заимствован из античных произведений. Он привел ряд памятников, натурфилософская концепция которых основана на пифагореизме и платонизме34. Также было высказано предположение, что посредником между античными источниками и трактатом Кирика Новгородца, являлось какое-то гностическое сочинение35. «Поновления» стихий, впервые изложенные в трактате Кирика «Учение им же ведати.», были настолько популярны в древнерусской книжности, что продолжались переписываться, зачастую без указания авторства, даже в XVIII веке36. Поэтому в ПЦС концепция «поновления» стихий приписывается царю Соломону37.

В основе системы «поновления» стихий лежит убеждение в том, что стихии, составляющие мироздание — небо, земля, воды и т. д., — имеют свойство обновляться с определенным циклом. У каждой стихии свой цикл обновления, измеряемый определенным числом лет. Так, согласно тексту «Учение им же ведати.», опубликованному Р. А. Симоновым по Погодинскому списку, небо обновляется через каждые 80 лет, земля — через 40 лет, море — через 60 лет, воды — через 70 лет38. Согласно же ПЦС, круг небесный обновляется за 100 лет, звезды — за 50 лет, солнечный круг — за 28 лет, лунный круг — за 19 лет, индикт — за 15 лет, високосный год — за 4 года39. Как мы видим, между двумя текстами существует расхождение. Различные между собой по структуре «поновления» стихий также проанализировал Н. К. Гаврюшин40, но в приводимых им текстах также нет совпадений «поновлений» стихий с «поновлениями» в ПЦС. «Поновление» стихий, совпадающее с «поновлением» в ПЦС, присутствует в изображении печати Соломона в виде квадрата-палиндрома САТОР, которое привел А. Х. Востоков, описывая рукопись РГБ, Румянцевское собр. № 368, XVII в.41. В рукописях с текстом ПЦС, где приводится «поновление» стихий, отсутствует изображение печати Соломона, но в одной из них есть указание на изображение печати Соломона, в которое вписано «поновление» стихий42.

Связь прогностики с «поновлением» стихий в ПЦС видится в предсказании глобальных событий на основе общего «поновления» всех стихий. Подразумевая, что «по-новление» всех стихий — явление редкое, автор ПЦС нашел соответствия им в библейских событиях, политических событиях на Руси, завершая свой прогнозис кончиной

33 Симонов Р. А. Кирик Новгородец — ученый XII века. М., 1980.

34 Гаврюшин Н. К. «Поновления стихий» в древнерусской книжности // Отечественная общественная мысль эпохи средневековья. Киев, 1988. С. 207.

35 Мурьянов М. Ф. О космологии Кирика Новгородца // Вопросы истории астрономии. М., 1974. С. 16-17.

36 Гаврюшин Н. К. «Поновления стихий» в древнерусской книжности. С. 209-212.

37 РГБ. Музейное собр. № 1372. Л. 102 об.

38 Симонов Р. А. Кирик Новгородец — ученый XII века. М., 1980. С. 99-100.

39 РГБ. Музейное собр. № 1372. Л. 119.

40 Гаврюшин Н. К. «Поновления стихий» в древнерусской книжности. С. 208-211.

41 Востоков А. Х. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 541.

42 РГБ. Рогожское собр. № 624. Л. 24 об.

мира. Стоит отметить, что в различных редакциях древнерусского текста ПЦС имеются расхождения в описании глобальных событий (например, Муз. № 1372 и Рогож. № 624)43.

№ «поновления» всех стихий РГБ. Музейное собр. № 1372 РГБ. Рогожское собр. № 624

1-е Изгнание Адама из Эдема Изгнание Адама из Эдема

2-е Уничтожение Содома и Гоморры Казни египетские

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3-е Всемирный потоп Всемирный потоп

4-е Казни египетские Уничтожение Содома и Гоморры

5-е Прохождение израильтянами Черного моря Уничтожение Иерихона, гибель семи царств ханаанских

6-е Уничтожение Иерихона, гибель семи царств ханаанских Прохождение израильтянами Черного моря

7-е Распятие на кресте Христа Распятие на кресте Христа

8-е Захват Иерусалима Захват Иерусалима

9-е Падение Римской империи Падение Римской империи

10-е Завоевание Константинополя Завоевание Константинополя

султаном Мехмедом султаном Мехмедом

11-е Крещение Руси Крещение Руси

12-е Взятие Киева поляками Взятие Киева поляками

Не обнаружив другие, отличающиеся от ПЦС древнерусские тексты (в том числе и переводные), в которых фигурировал бы данный вид прогностики, из близких по сюжету и структуре мы можем указать лишь на апокриф «Сказание о двенадцати пятницах». В апокрифе вместо «поновлений» стихий представлены пятницы с аналогичным сопоставлением событий мировой истории (таблица ниже приведена по списку РНБ, Софийское собр. № 1264, XV века)44.

№ пятницы Событие

1-я Адам был изгнан из Рая

2-я Каин убил Авеля

3-я Распятие Христа

4-я Затопление Содома и Гоморры

5-я Захват измаильтянами греческих земель

6-я Захват халдеями Иерусалима

7-я Казни египетские

8-я Захват множество стран измаильтянами

9-я Усекновение главы Иоанна Предтечи

10-я Прохождение израильтянами черного моря

11-я Покрытие огненным облаком киота пророка Иеремии

12-я Избиение царем Иродом младенцев

43 РГБ. Музейное собр. № 1372. Л. 121 об.-122 об.; РГБ. Рогожское собр. № 624. Л. 25 об.-26.

44 Памятники отреченной русской литературы. СПб., 1863. Т. 2. С. 323-327; РНБ. Софийское собр. № 1264. Л. 7-9.

оО

Гипотетически можно предположить, что прогностика, основанная на «понов-лениях» стихий, берет свое начало из данного апокрифа, так как он старше ПЦС. Доказательством существования веры в плохие и хорошие дни служит народно-христианское почитание пятничных дней: «соблюдение поста в пятничные дни имеет не только душеполезное значение, но и оберегает от разных бед: от внезапного зла, напрасной смерти, от неприятеля, от утопления, от лихорадки и т. д.»45. Таким образом, некоторые события из апокрифа могли быть заменены резонансными событиями, происходившими в средневековой Руси и имевшими политический характер, включенными в текст ПЦС.

Другой вид хрономантии, встречающийся в ПЦС, основан на счете времени и прогностических способах на его основе. Для таких предсказаний используются такие понятия, как большой час, дробный час, точка, позволявшие измерять длину суточного времени единицами определенной длительности, подобными современным часу, минуте, секунде46. Согласно ПЦС, в сутках 24 больших часа, в большом часу 66 дробных часов, а в дроби 72 точки47. Сравнивая данный текст и сочинение «Учение им же ведати...»48 можно отметить, что, как и в случае «поновления» стихий, счет времени в ПЦС построен на основе расчетов Кирика Новгородца.

К прогностике в данной части ПЦС относится представление о «злых» и «добрых» часах. Как замечают Р. А. Симонов и С. М. Полянский, данный вид прогнозирования характерен для «отреченной» литературы49. Р. А. Симонов пишет, что на Руси с XV века были известны «пособия» по определению «добрых», «злых», и «средних» часов50. Данные «пособия» были переводными. В их основе лежали византийские, а позже западноевропейские источники. Оригинальность данного вида прогнозирования в ПЦС заключается в вышеуказанных определениях единиц времени, а также привязка влияния звезд (Чигиръ, Коло, Заря и т. д.) к часам и месяцам51.

Месяц Звезда

Март Коло

Апрель Скорпия

Май Заря

Июнь -

Июль -

Август -

Сентябрь -

Октябрь -

Ноябрь -

Декабрь Чигиръ

Январь Кронъ

Февраль Зевесъ

45 Апокрифы Древней Руси. СПб., 2008. С. 297.

46 Космологические произведения в книжности Древней Руси. СПб., 2008. Ч. 1. С. 501.

47 РГБ. Музейное собр. № 1372. Л. 125.

48 Симонов Р. А. Кирик Новгородец — ученый XII века. М., 1980. С. 98-101.

49 Космологические произведения в книжности Древней Руси. СПб., 2008. Ч. 1. С. 501.

50 Там же.

51 РГБ. Музейное собр. № 1372. Л. 129 об.-132 об.; РГБ. Рогожское собр. № 624. Л. 27 об.-32 об.

Согласно западноевропейской астрологической традиции 7 планет управляют 12 знаками Зодиака. Каждому знаку зодиака соответствует свой месяц52. Воспользовавшись юлианской календарной системой, представим соответствие между знаками Зодиака и месяцами в таблице.

Знак Зодиака Планета Месяц

Овен Марс Март

Телец Венера Апрель

Близнецы Меркурий Май

Рак Луна Июнь

Лев Солнце Июль

Дева Меркурий Август

Весы Венера Сентябрь

Скорпион Марс Октябрь

Стрелец Юпитер Ноябрь

Козерог Сатурн Декабрь

Водолей Сатурн Январь

Рыбы Юпитер Февраль

На основании приведенных данных в двух таблицах, мы можем сделать вывод: автор текста «Печать царя Соломона» при составлении влияния звезд в определенных месяцах учитывал западноевропейскую и византийскую астрологическую традицию соотнесения знаков Зодиака, управляющих планет, с месяцами (совпадения: Крон (Сатурн) и Зевс (Юпитер)). При этом, вписав другие звезды (не встречающиеся в данных астрологических традициях) в систему, он придал ей оригинальные черты.

Источники и литература

1. ГИАМЗ. «Кижи». КП-4183.

2. РГБ. Музейное собр. № 1372.

3. РГБ. Рогожское собр. № 624.

4. РГБ. Собр. Тихонравова № 407.

5. РНБ. Погодинское собр. № 1561.

6. Апокрифы Древней Руси / Под ред. М. В. Рождественской. СПб.: Амфора, 2008.

7. Востоков А. Х. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842.

8. ГаврюшинН.К. «Поновления стихий» в древнерусской книжности // Отечественная общественная мысль эпохи средневековья. Киев: Наукова думка, 1988.

9. Космологические произведения в книжности Древней Руси. Ч. 1. СПб.: Миръ, 2008.

10. Мурьянов М. Ф. О космологии Кирика Новгородца // Вопросы истории астрономии. М.: Изд-во АН СССР, 1974.

11. Памятники отреченной русской литературы. Т.2 / собр. Н. С. Тихонравов. СПб., 1863.

52 Саплин А.Ю. Астрологический энциклопедический словарь. Тула; М., 1994.

oO ^-v

12. Райан В. Ф. Баня в полночь. М.: Новое литературное обозрение, 2006.

13. Саплин А. Ю. Астрологический энциклопедический словарь. Тула: Русская историческая энциклопедия; М.: Внешсигма, 1994.

14. Святский Д. О. Под сводом хрустального неба. СПб., 1913.

15. Симонов Р.А. Кирик Новгородец — ученый XII века. М.: Наука, 1980.

16. Турилов A.A., Чернецов А. В. К изучению «отреченных» книг // Естественнонаучные представления Древней Руси. М.: АН СССР, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.