Научная статья на тему 'Древнерусская икона и формирование патриотизма'

Древнерусская икона и формирование патриотизма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1006
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКОНОПИСЬ / ИКОНА / ПАТРИОТ / ПАТРИОТИЗМ / ПРАВОСЛАВИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абрамовских Татьяна Александровна

Статья определяет роль древнерусской иконы в формировании патриотизма. Автор отслеживает взаимообусловленность существования данных феноменов древнерусской иконы и русского патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Древнерусская икона и формирование патриотизма»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Т. А. Абрамовских ДРЕВНЕРУССКАЯ ИКОНА И ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА

Статья определяет роль древнерусской иконы в формировании патриотизма. Автор отслеживает взаимообусловленность существования данных феноменов - древнерусской иконы и русского патриотизма.

Ключевые слова: иконопись, икона, патриот, патриотизм, православие, личностное самосовершенствование.

В жизни православного христианина икона занимает важное место. Она стала неотъемлемой частью традиции, без нее невозможно представить православный храм и богослужение, дом христианина и его жизнь. Рождается человек или умирает, отправляется в дальний путь или начинает какое-либо дело - его жизнь сопровождает священный образ - икона.

Икона - это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых. Ее нельзя считать картиной, в ней воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий прототип, которому он должен следовать. Живописные изображения не были чужды культуре языческой Руси. Но именно с принятием христианства на Русь пришли и новые для нее виды монументальной живописи - мозаика и фреска, а также станковая живопись - иконопись. Последняя была призвана не только украсить храм, но еще в большей степени должна была максимально, просто и лаконично раскрыть перед молящимся основные положения христианского вероучения - о Боге как Творце и Судье мира, Христе как спасителе человечества, пути спасения для людей, единстве небесной и земной церкви. Икона - это «книга для неграмотных», она рассматривается церковью не как тождественное божеству, но как символ, таинственно с ним связанный, а потому дающий духовное приобщение к «оригиналу», т. е. проникновение в мир сверхъестественного через предмет реального мира. Православная церковь никогда не допускала писания икон с живых людей и требовала четкого соблюдения канона, закреплявшего те особенности иконописных изображений, которые отделяли «горний» (божественный) мир от «дольнего» (земного). Условность письма должна была подчеркивать в облике изображаемых на иконе лиц их неземную сущность, духовность. Поэтому фигуры писались плоскими, неподвижными, использовалась особая система изображения пространства (обратная перспектива) и временных отношений (вневременное изображение). Условный золотой фон иконы символизировал божественный свет. Все изображение пронизано этим цветом, фигуры не отбрасывают теней, так как в Царствии Божием теней нет. Православные теологи называли иконы «богословием в красках» и видели в них средство направить помыслы и чувства верующих к «горнему».

Искусство русской иконописи, явившей миру подлинные художественные шедевры, охватывает обширный период многовековой истории России.

Становление русской иконописной традиции относится к XII веку, когда отечественные мастера проходили профессиональную выучку у византийских художников. Ведь именно в Византии в 1Х-Х вв. сложилась система художественных приемов иконописи. История иконописи Древней Руси сохранила сравнительно мало имен художников. Средневековое творчество тяготело к анонимности, иконописец крайне редко указывал свое авторство на создаваемых им произведениях. Оставаясь в безвестии, художник придерживался

своеобразной этики: важно не имя мастера, написавшего икону, а предмет его изображения. Иконы самого раннего периода отличаются предельной скупостью изобразительных средств и сумрачностью колорита, что сближало их с византийскими. Вместе с тем они имели и характерную чисто русскую черту. Икона «Владимирская Богоматерь», вывезенная из Константинополя в Киев в начале XII в., произведение византийского искусства. Её иконографический тип - «Умиление» (Богоматерь, держащая на руках младенца Христа и прижимающаяся к нему щекой) - стал излюбленным на Руси. Одними из самых первых икон Древней Руси считаются два изображения Святого Г еоргия: одно в рост, другое полуфигурное. Святой Г еоргий почитался как Победоносец - покровитель ратного дела. Величавая и торжественная фигура Георгия воплощает силу и воинскую доблесть. В его правой руке - копьё. А левой он держит перед собой, как бы демонстрируя, меч, который в средневековой Руси был символом и эмблемой княжеской власти. Вторая икона - полуфи-гурное изображение Святого Георгия родом из Успенского собора. На иконе Георгий изображен в виде храброго и стойкого воина. Особенно выразительно его лицо, сочетающее в себе свежесть юности с мужественной силой. Правильный овал лица, большие, пристально глядящие на зрителя глаза, темные красиво изогнутые брови, прямой нос - на иконе воплощен идеал прекрасного юноши, находящегося в полном расцвете сил.

С возвышением Москвы как центра Русского государства икону перевезли в новую столицу, и она стала государственной святыней, особенно почитаемой народом. Новгородская и московская школы иконописи - наиболее значительные школы в древнерусском искусстве ХП-ХУ веков. Живопись Феофана Грека замечательна своей выразительностью, лаконичностью силуэтов, изысканным колоритом. В ней отразились верования, народные представления и реальные события истории Новгорода. Фрески Спаса на Ильине, Успения на Волотове выделяются одухотворенностью, стремительностью движения, техника письма отличается свободой и смелостью.

На иконе «Чудо Георгия о змее» в средней части Георгий на коне изображен как отважный победитель страшного чудовища, похищавшего людей. Укрощенного змея ведет на привязи царевна Елисава. Небольшие сценки (клейма) повествуют о других подвигах и о мученическом конце Георгия. Его сажают в темницу, вертят на колесе, жгут огнем, посекают мечом. В XV веке Москва возглавила объединение разрозненных феодальных княжеств. Ей же принадлежала главная роль в борьбе с татаро-монгольским игом. Победа утвердила значение Москвы как центра образующегося русского государства. Освобождение из-под иноземного гнета вызвал новый подъем культуры.

Крупнейшим представителем Московской школы был Андрей Рублев. «Троица» -одно из самых достоверных произведений Рублёва. Она была написана в 1-й четверти XV века для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря в честь его основателя -крупного церковно-политического деятеля Сергия Радонежского. На иконе изображены три ангела, сидящие за столом вокруг жертвенной чаши. Кажется, что между ними происходит тихая беседа. Мир, согласие, единодушие - вот к чему призывает художник русских людей. И это реальное содержание иконы отражало стремление русских людей к объединению Руси и к единодушному отпору врагам. Поэтому не случайно эта икона была посвящена Сергию Радонежскому - яростному поборнику объединения Руси, противнику феодальных войн и распрей. В иконе все гармонично, согласно. Чистые краски: ярко-васильковая, нежно-зеленая, золотисто-желтая, голубая -напоминают нам краски русской природы в ясный июньский день. В искусстве Рублева выразился перелом в духовной жизни России, приближавшейся к полному освобождению от татаромонгольского ига, надежда на добрые перемены и на согласие людей, вера в высшие ценности бытия. В России история русской классической иконописи заканчивается XVII веком - веком сложным, многогранным, двойственным, который принес постепенное обмирщение сознания, нарастающий интерес к материальному миру, сталкиваясь с тра-

диционными взглядами. Формы и традиции древнерусского искусства, однако, не исчезли бесследно с приходом искусства нового времени, им предстояла ещё долгая жизнь, хотя и в модифицированном виде, в искусстве последующих столетий.

На протяжении веков икона на Руси была окружена ореолом огромного нравственного авторитета, она выступала носителем высоких этических идей. Живописные изображения угодников и библейских событий были в глазах народа не картинами, а священными предметами, и только тогда допускались в дома и храмы, когда вполне удовлетворяли правилам, освященным преданием. Сказания о чудотворных образах повествуют, как в течение долгих веков иконы спасали страну от порабощения, иконы защищали крепости от нашествия врагов, от нападения соседей, от междоусобиц, иконы предупреждали о грозящей военной опасности. Знаменитые древнерусские святыни брали с собой в военные походы; перед сражением служили перед ними молебны, а после битвы приносили благодарственные молитвы, приписывая победу не своей силе и воинской доблести, а заступничеству и покровительству чудотворных икон. Иконы спасали города и крепости от нашествий и осады. Мы знаем роль иконы Смоленской Богоматери - в защите Смоленска от врагов на протяжении многих столетий, в отношениях Смоленска с Москвой, в победе над Наполеоном; Донской иконы Богоматери - в победе на Куликовом поле, а позже в спасении Москвы от крымских татар в 1591 году в царствование Феодора Иоанновича; Тихвинской Богоматери - в неоднократных победах над шведскими войсками; Казанской - в изгнании из Кремля интервентов в Смутное время; иконы Знамения - в защите Новгорода от суздальских дружин, а позже в победе Александра Невского в битве на Неве и на Чудском озере; Почаевской - в победе над турецким войском в 1675 году; Каплуновской иконы Божией Матери в победе Петра I над шведами; Касперовской - в Крымской войне 1853-1855 годов и защите Одессы. Икона всегда несла заряд большой нравственной силы, что особенно важно было во времена тяжелых испытаний.

В годы Великой Отечественной войны в народе ходило предание, что во время наступления на Москву в самолёт поместили икону Тихвинской Божией Матери. Самолёт летал вокруг Москвы и освящал границы, как в Древней Руси, когда на поле боя часто выносили икону, чтобы Господь защитил страну. Сказания о прославленных чудотворных иконах - Владимирской, Смоленской, Знамение, Тихвинской, Казанской, Феодо-ровской, Донской, Иверской икон Божией Матери - тесно связаны с историей русской церкви. «Как и прежде, - пишет иеромонах Филадельф, - ограждают Русскую землю чудотворные иконы Божией Матери». На протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощи им, с ней связывали всякие надежды. Иконы берегли: их охраняли от язычников и, позднее, от царей-иконоборцев, от всякого зла. Икона - это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа. Лучшие образцы русской иконописи, бесспорно, свидетельствуют об уникальном своеобразии, подлинной глубине и безусловности древнерусского духовного опыта. Сам образ Русской земли неразделимо слился со смиренной красотой православных икон.. Скольким душам возвращали они умиротворение, чистоту и надежду. «Храм Божий на горе мелькнул и детски чистым чувством веры внезапно на душу пахнул»,

- писал Н. А. Некрасов. Русская иконопись впитала в себя основные нравственные ценности православия с его верой в справедливость, сострадание, терпимость и т. п. и выразила их в своих величайших произведениях, вошедших в сокровищницу мировых достижений. На протяжении многих лет именно русская икона исполняла роль духовного наставника. Направляя на битву воинов, их всегда благословляли иконой святые отцы, матери и жёны. Каждый воин знал, что идёт в бой не один, а с Богом. А потому многие битвы оканчивались победой, оставалось непобедимым Русское войско, его боевой дух. В храмах начинались службы, молились священники, молились жёны и матери. В итоге

- враг терпел поражение. Вспомним Ледовое побоище при Александре Невском и битву на поле Куликовом при князе Дмитрии Донском, множество побед Александра Васильевича Суворова, искренне верившего в Бога и говорившего: «С нами Бог! Молитесь Богу - от него победа!» Православная вера основывается на любви к Богу, учит человека любить свою семью, свой дом, свою родину, ее историю, пробуждает в человеке чистые чувства, не испорченные развратом, пьянством, жаждой материальных благ, корыстью. Вера закаляет волю, сплачивает, пробуждает любовь к Отечеству.

В России издревле выражением этих чувств являлся патриотизм - преданность и верность Отчизне, сотрудничество всех наций и народов, населявших необъятные просторы России, стремление к свободе, независимости, социальной справедливости. «Рыбам вода, птицам воздух, а человеку отчизна вселенный круг», - говорит русская пословица. По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции В. И. Даля, «патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его». В другом месте своего фундаментального труда он поясняет: «ревнитель - усердный защитник, старатель, поборник, сподвижник». Здесь важен акцент не только на пассивно-созерцательной любви, но и любви деятельной, отдающей, а не себе только угождающей. Такая любовь бессмысленна с точки зрения потребительского сознания, но, на наш взгляд, только она создает Человека с большой буквы. В такой постановке патриотизм важен не только для успешного развития общества - гражданского и государства - правового, но, прежде всего, для самого человека, как необходимая составная часть формирования гражданина. Очень важно осознать именно духовно-нравственную природу патриотизма. Патриотизм «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение, что формирует гражданские качества. Русская культурная традиция, представленная древнерусской иконой, вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности христианства. В этом мы видим взаимообусловленность русского патриотизма и древнерусской иконы.

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой - три четверти столетия прошли под знаком борьбы государства с Церковью и ее культурой. Но именно в этом веке икона вновь была открыта. Икона «ушла» только с русских знамен и стягов; в подражание европейским флагам был введен триколор. Но иконы остались в сказаниях о военных событиях от Отечественной войны 1812 года до Второй мировой войны, в жизни русских людей, в их повседневных заботах. И ныне перед иконами совершают молебны перед началом военных действий и по окончании их. Во многих подразделениях появились свои иконы-покровительницы. Нагрудные иконки все чаще осеняют грудь русского солдата. Икона - выражение света неба - сейчас выходит из забвения. Следует ли воспринимать это как проявление возрождения духовных и нравственных ценностей, потерянных в последние десятилетия вместе с поруганной иконой? Возможно. Нужно только помнить, что главное «возрождение» происходит в каждом человеке, внутри, а не вне.

Список литературы

1. Алпатов, М. В. Древнерусская иконопись [Текст] / М. В. Алпатов. - М., 1984.

2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3 [Текст] / В. И. Даль. - М., 2000.

3. Спасский, Сергий. О почитании икон [Текст] / Сергий Спасский. - СПб., 1995.

4. Князь Трубецкой. Три очерка о русской иконе [Текст] / кн. Трубецкой. - Новосибирск, 1991.

5. [Электронный источник]. - www.ickust.claw.ru.

6. [Электронный источник]. - www.icon-art.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.