Научная статья на тему 'Древнегреческое понятие "диатоника" и его роль в структуре башкирской мелодии'

Древнегреческое понятие "диатоника" и его роль в структуре башкирской мелодии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
132
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДИАТОНИКА / DIATONIC / АРИСТОКСЕН / "ЭЛЕМЕНТЫ ГАРМОНИКИ" / ВИБРАТО / VIBRATO / БАШКИРСКАЯ МЕЛОДИЯ / BASHKIR MELODY / АКУСТИЧЕСКАЯ НОТАЦИЯ / ACOUSTIC NOTATION / ARISTOXENUS / ELEMENTS OF HARMONICS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ханнанов Ильдар Дамирович

В статье представлена новая концепция диатоники. В противовес общепринятой, как коллекции семи ступеней гаммы, эта новая концепция опирается на прямой перевод терминов из книги Аристоксена «Элементы гармоники». В частности, в ней указано, что интервалы меньше кварты являются диссонансами и вместе с другими динамическими аспектами, такими как вибрато, являются порождающими элементами в создании мелодической структуры. В частности, в начале башкирской мелодии «Сәлимәкәй» («Сэлимакай») первый звук представляет сложное взаимодействие ускоряющейся и замедляющейся частоты звука и плавно увеличивающейся и уменьшающейся амплитуды. В какой-то момент частота замедляется до темы внутридолевых делений такта и импульс вибрато передается тонам мелодии, образующим начальное восхождение. Этот пример показывает необходимость инноваций в системе нотации и в инструментах анализа музыки, написанной для голоса или для инструмента с нефиксированными ступенями гаммы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANCIENT GREEK NOTION OF DIATONIC AND ITS ROLE IN THE STRUCTURE OF BASHKIR MELODY

The article presents an attempt to further conceptualize the ancient Greek idea of diatonic. Commonly-known as a set of seven scale steps, diatonic conceals several layers of meanings that evaded traditional Western music theory. At the same time, it is obvious from direct translations of the text of the Elements of Harmonics that the meaning of diatonic is related to passing through the space, rather than to a collection of scale steps. Intervals smaller than the fourth, together with the dynamic aspects of vibrato, play a generative role and constitutes diatonic melodic structure. In particular, the beginning of the famous Bashkir folk song "Salimakai" suggests that its melodic structure takes root in masterful coordination of gradual increase and decrease in frequency and amplitude of vibrato of the first sound and, at a certain point, the tempo of vibrato slows down to the level of beat subdivisions and thus generates initial melodic ascent. This example reveals the necessity of innovation in the system of notation and analysis of music written for voice or for an unfretted instrument.

Текст научной работы на тему «Древнегреческое понятие "диатоника" и его роль в структуре башкирской мелодии»

И.Д. Ханнанов, e-mail: ikhannal@ihmi.edu УДК 781.722

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ «ДИАТОНИКА» И ЕГО РОЛЬ В СТРУКТУРЕ БАШКИРСКОЙ МЕЛОДИИ

ЗНАКОМЬТЕСЬ: член редсовета журнала Ханнанов Ильдар Дамирович (р. 16.01.1963, Уфа, РБ, РФ) -музыковед-теоретик, философ. Д-р, профессор теории музыки. В 1988 г. окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского, в 1993 г. — Греко-латинскую академию при Московском государственном университете (древнегреческий язык и литература), в 1993 г. — аспирантуру Московской государственной консерватории с защитой кандидатской диссертации по теме «Невербальная специфика музыки», в 1998—2002 гг. посещал семинары по философии с Жаком Деррида (Jacques Derrida) в Калифорнийском университете (Irvine), в 1997—2003 гг. учился в Калифорнийском университете (Santa Barbara), в 2003 г. защитил диссертацию по теме Russian Methodology of Music Theory and Analysis («Русская методология теории музыки и анализа»). В 2002—2007 гг. профессор теории музыки Городского университета Оклахомы, Школы музыки им. Ванды Басс (Wanda L. Bass), с 2007 г. профессор теории музыки Консерватории Пибади, Университета Джонз Хопкинс. Член оргкомитета Европейского конгресса по музыкальному анализу (EUROMAC), зам. председателя научного совета Российского общества теории музыки (2010), член редколлегии российского журнала «Проблемы музыкальной науки».

Главные направления научных исследований: теория музыки, музыкальная форма и анализ, формальные функции, гармония, история теории музыки, российская теория музыки, теоретические аспекты музыки отечественных композиторов, музыкальная семиотика, теория музыкальных эмоций, биоэлектрография музыкальных эмоций исполнителей, топология голосоведения, теория номадической культуры, башкирская мелодика, философские аспекты музыки.

Научные труды: Восходящее движение в гармонии Шопена и Скрябина и его семантика // Ученые записки Музея Скрябина. Вып. 7, кн 1. М., 2012; Интратематические формальные функции по Вильяму Каплину // Проблемы музыкальной науки. — 2009, Уфа. — № 5; Возвращаясь к русской теории музыки: книга Виктора Бобровского «Функциональные основы музыкальной формы» (1978) // Theoria. — 2009. — № 16 (на англ.); Аспекты музыкального содержания в трудах американских и западноевропейских теоретиков 1990—2000-х // Проблемы музыкальной науки. — 2008. — № 3; Риторика в музыке барокко и романтизма: позиционирование субъекта // Logos. — 2001. — № 3. Доступна также: www.ruthenia.ru/Logos.; Переживет ли музыка Стравинского постмодернизм / пер. с англ. статьи Питера Ван ден Турна, опубликованной ранее в «Music Theory Spectrum», 2000/2 // Музыкальная академия. — 2001. — № 3; Что думают немецкие врачи о смерти Моцарта // Музыкальная академия. — 1991. — № 1 и др.

INTRODUCING a member of the journal's editorial council Ildar D. Khannanov (born January 16, 1963, Ufa, the Republic of Bashkortostan, the Russian Federation), musicologist, philosopher. Prof. Ph.D. in Music Theory, in 1988 graduated from Moscow P.I. Tchaikovsky Conservatory, in 1993 graduated in Classical Greek and Literature from the Greek-Latin Academy under Moscow State University, in 1993 did the postgraduate studies at Moscow Conservatory and defended his thesis for a candidate's degree on Specific Character of Non-Verbal Music, in 1998— 2002 attended seminars on philosophy under Jacques Derrida in the University of California (Irvine), in 1997—2003 studied at the University of California (Santa Barbara), in 2003 defended his Ph.D. thesis on Russian Methodology of Music Theory and Analysis, in 2002—2007 was professor in Music Theory at the City College of Oklahoma, Wanda L. Bass Music School, since 2007 professor in Music Theory at the Peabody Conservatory of Music, Johns Hopkins University; a member of EUROMAC organization committee on music analysis, vice-chairman of the science board of the Russian Society for Music Theory (2010), a member of the editorial board of Music Scholarship Russian Journal.

The main research area: music theory, theory of musical form, formal functions, harmony, Russian music theory, theoretical aspects of music of Russian composers, musical semiotics, musical emotion, musical dramaturgy, topological aspects of harmony, bioelectrography of music, nomadic culture, Bashkir music, music and philosophy.

©Ханнанов И.Д., 2014

Scholarly publications: Ascending Direction in Harmony of Chopin and Scriabin. In: Proceedings of the Anniversary Conference on Music of Scriabin. Issue 7, Book I. Moscow, 2012 (In Russ.); Intrathematic Formal Functions According to William Caplin. In: Problemy Muzykal'noi Nauki / Music Scholarship, Ufa, no. 5, 2009 (In Russ.); Revisiting Russian Music Theory: Victor Bobrovsky's Functional Foundation of Musical Form (1978).In: Theoria. no. 16, 2009; Aspects of Musical Content in the Works of American and Western-European Theorists of the 1990—2000s. In: Problemy Muzykal'noi Nauki/ Music Scholarship. Ufa, no. 3, 2008 (In Russ.); Rethoric in Baroque and Romanticism: Positioning the Subject. In: Russian Journal of Philosophy Logos, Moscow 2001, no. 3 (In Russ.). On-line version: www.ruthenia.ru/Logos (In Russ.); Will Stravinsky Survive Postmodernism? A Translation from English into Russian of the Review by Pieter C. van den Toorn (published originally in Music Theory Spectrum, 2000/2). In: Muzykal'naya Akademiia Journal, Moscow, no. 3, 2001 (the first publication of the text of an American theorist in this journal, former Soviet Music) (In Russ.); What German Doctors Think about Mozart's Death. A book review. In: Muzykalnaia Akademiia, 1991, no. 1 (In Russ.).

Аннотация

В статье представлена новая концепция диатоники. В противовес общепринятой, как коллекции семи ступеней гаммы, эта новая концепция опирается на прямой перевод терминов из книги Аристоксена «Элементы гармоники». В частности, в ней указано, что интервалы меньше кварты являются диссонансами и вместе с другими динамическими аспектами, такими как вибрато, являются порождающими элементами в создании мелодической структуры. В частности, в начале башкирской мелодии «Сэлимэкэй» («Сэлимакай») первый звук представляет сложное взаимодействие ускоряющейся и замедляющейся частоты звука и плавно увеличивающейся и уменьшающейся амплитуды. В какой-то момент частота замедляется до темы внутридолевых делений такта и импульс вибрато передается тонам мелодии, образующим начальное восхождение. Этот пример показывает необходимость инноваций в системе нотации и в инструментах анализа музыки, написанной для голоса или для инструмента с нефиксированными ступенями гаммы.

Ключевые слова: диатоника, Аристоксен, «Элементы гармоники», вибрато, башкирская мелодия, акустическая нотация

Ildar D. Khannanov

ANCIENT GREEK NOTION OF DIATONIC AND ITS ROLE IN THE STRUCTURE OF BASHKIR MELODY

Abstract

The article presents an attempt to further conceptualize the ancient Greek idea of diatonic. Commonly-known as a set of seven scale steps, diatonic conceals several layers of meanings that evaded traditional Western music theory. At the same time, it is obvious from direct translations of the text of the Elements of Harmonics that the meaning of diatonic is related to passing through the space, rather than to a collection of scale steps. Intervals smaller than the fourth, together with the dynamic aspects of vibrato, play a generative role and constitutes diatonic melodic structure. In particular, the beginning of the famous Bashkir folk song "Salimakai" suggests that its melodic structure takes root in masterful coordination of gradual increase and decrease in frequency and amplitude of vibrato of the first sound and, at a certain point, the tempo of vibrato slows down to the level of beat subdivisions and thus generates initial melodic ascent. This example reveals the necessity of innovation in the system of notation and analysis of music written for voice or for an unfretted instrument.

Key words: diatonic, Aristoxenus, Elements of Harmonics, vibrato, Bashkir melody, acoustic notation

У Аристоксена, древнегреческого теоретика, ученика Аристотеля, есть высказывание о природе диссонансов и консонансов. В своем труде «Элементы гармоники» он прямо указывает на то, что интервалы меньше кварты являются дис-сонантными, а кварта, квинта и октава — консонантными1. В этом, на первый взгляд, несущественном дополнении к нашим знаниям об интервалах, скрывается суть многих важных струк-

турных принципов музыки. Переведя высказывание Аристоксена более точно, мы можем обнаружить, что он говорит не о диссонантных интервалах, а об особом характере секунды («тона» по-гречески), ее способности пересекать звуковое пространство, проходить через (диа) него. Проходя через пространство, ограниченное квартой, внутренние ступени тетрахорда (квартового отрезка гаммы) выполняют сразу несколько важ-

1 «Наименьший интервал — кварта. То, что она наименьшая, имеет свою причину в природе мелоса; мы исполняем и много других интервалов, которые меньше, чем кварта, но все они диссонантныге». Аристоксен [I, с. 332].

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ «ДИАТОНИКА» И ЕГО РОЛЬ В СТРУКТУРЕ БАШКИРСКОЙ.

59

нейших функций: во-первых, секунды стирают тона, во-вторых, создают векторы напряжения и разрешения, в-третьих, своей подвижностью образуют музыкальные жесты — аналоги психологических изменений и состояний. Другими словами, движения внутри кварты вызывают эмоциональные и мыслительные реакции у слушателя.

Для анализа вокальной мелодики и интонирования на инструментах с нефиксированными тонами требуется новая система нотации. Точками или горизонтальными прямыми линиями обозначаются только сумфоны — интервалы, тона которых не стирают друг друга в мелодическом воспроизведении. Интервалы меньше кварты — диафоны — отображаются а синусоидальные плавные кривые (см. пример I):

1) даже первая нота мелодии башкирской народной песни «Сэлимэкэй» («Сэлимакай») не стоит на месте. Присутствуют два фактора, связанные с вибрато. Во-первых, нота сначала резко раскачивается (по амплитуде), а затем посылается в пологое затихание вибрато (как на баллистической траектории).

2) также меняется темп вибрации, частота в начале очень высокая, затем плавно расширяющаяся и, в конце, с уменьшением амплитуды, опять увеличивающаяся.

Подобные исследования проводятся на Западе. Например, профессор Университета штата Индиана (США) Нина (Корнелия) Фейлс занимается изучением тембра, а точнее, начального тембрового комлекса мелодии. В частности, ее диссертация [2], написанная по результатам исследований, проведенных во всемирно известной студии 1ЯСАМ в Париже, посвящена шепчущим напевам инанга в традиции африканской страны Бурунди. По-существу, д-р Фейлс изучает начало мелодии с позиции компьютерного анализа звука. Возвращаясь к началу «Сэлимакай», можно отметить, что игра с волновой природой украшения звука, что в европейской теории музыки относится к приемам звуковоспроизведения, в частности, к вибрато, становится структурной основой мелодии. Другими словами, первая нота мелодии берется с активным ускорением частоты вибрато. Следующий жест, плавно заменяющий первый, состоит в одновременном замедлении частоты вибрато с увеличением его ампли-

туды. Далее амплитуда плавно снижается, а частота вибрато замедляется до того темпа, в котором уже звучат шестнадцатые ноты в такте. Вибрато из неизмеримой и несоизмеримой с метром превращается в легитимные доли такта. А на основе этого, заведенного при помощи замедленного вибрато временного процесса, зарождается импульс разворачивания тонов мелодии. Мелодия рождается из замедленного вибрато. И мелодические ноты затакта вписываются в траекторию и в график синусоиды, органично вышедшей из первого звука мелодии.

Пример I

И вся мелодия в результате взаимодействия метра с внеметрическими аспектами (вибрато, агогика и т.д.) существует не в одном темпе, а в большом количестве непропорциональных темпов, которые плавно переходят один в другой.

3) достигнув верхнего предела тетрахорда, мелодия обычно возвращается вниз (кстати, для каждого движения в определенную сторону сначала делается замах в противоположную).

4) мелодия не может находиться только лишь в одном тетрахорде и при необходимости перескакивает из одного тетрахорда в другой. Обычно смена тетрахорда совпадает со сменой фразы. Однако часто мелодии приходится преодолевать барьер тетрахорда, тогда образуются сгустки энергии, нарушения линеарности, прерывания.

В башкирской мелодии, также как и в древнегреческих, византийских, как и в арабских, турецких, индийских и персидских, звуковая структура представляет не гамму из фиксированных ступеней, расположенных на определенном расстоянии друг от друга, а по ячейкам в цепи. Так, в обиходном звукоряде — четыре трихордо-вые ячейки (согласия: мрачное, простое, светлое и пресветлое), в византийской системе — четыре тетрахорда, также как и в греческих малой и большой завершенных системах. Точнее, в звуковой

структуре взаимодействуют два фактора: гармонический (квартово-квинтовый) и мелодический (диатонический). Диатонические внутренние ступени нельзя спеть фальшиво. Они подвижные, также как, например, вторая ступень в азербайджанском мумном ладу сегях. А вот квартовые и квинтовые устои нужно петь точно, в башкирской музыке присутствует тот же критерий определенности зву-ковысоты, как и во многих других традициях.

Особенно важным представляется тот факт, что гибрид гармонических и мелодических факторов, синфонических и диафонических аспектов нарушен в европейской музыке XX века. В ней все тона представлены как точечные математические объекты. Мелодическая линия в этой музыке представляется как набор точек, соединенных прямыми отрезками. Если добавить к этому равномерную единую метрическую сетку, то становится понятным, почему эта музыка не вызывает живого отклика у широких масс слушателей, тогда как точно исполненная башкирская песня собирает яркие отклики и в США, и в Европе, и в Азии.

В базовых терминах теории музыки, в частности в понятии «диатоника», заложено фундаментальное противоречие. С одной стороны, со стороны чистой музыкальности, лад представляется как стратегия прохождения через звуковое пространство, буквально, диа-тоника; с другой, с общенаучной — как коллекция тонов, сходных с другими математическими коллекциями (группами). Теории музыки всегда приходится выбирать между научностью и верностью музыкальной правде. Так, даже в вышеупомянутом переводе трактата Аристоксена слово «тонос» переводится как октавно-транспонируемый звукоряд. При этом область значений греческого термина «тонос» превышает данное определение и многие другие, основанные на научном мировоззрении Нового Времени. Из «тоноса» очень трудно сделать объект научного исследования; он сопротивляется принципам верификации (даже взятым в очень широком смысле, как у Карла Поп-пера [3]). Вполне вероятно, что для анализа башкирской мелодии требуются новые аппаратные подходы. Так, можно записывать мелодию не в пятилинейной системе, а в программе определения звуковысоты типа Syntrillium Auto-Tune.

В этом интерфейсе визуализируются все аспекты звука так, как его воспринимает слушатель. На двумерном плане образуются кривые линии, обрытки синусоид. В этой системе вибрато и метрические доли отображаются одним и тем же способом.

Нина Фейлс указывает, что «акустический звук и воспринимаемый звук — различные категории» [2, с. 29]. Но, если для изучения африканской музыки, акустический анализ представляет методологическую проблему, то в нашем случае — анализе башкирского напева — акустический анализ ни разу не использовался и может открыть новые перспективы. Именно отличие того, что мы предполагаем услышать (пользуясь консерваторским багажом «методологии») и того, что на самом деле слышит башкирский музыкант, и представляет pièce de résistance нашего положения в анализе музыки сегодня. Лад2 как набор ступеней не выдерживает критики, когда он применяется в анализе живой вокализируемой мелодии, даже как аналитическое удобство.

ЛИТЕРАТУРА

1. Холопов Ю.Н. Аристоксен. Элементы гармоники // От Гвидо до Кейджа. Полифонические чтения. - М.: НПФ ТС-Прима, 2006.

2. Fales Cornelia. Auditory Illusions and Cognitive Patterns of Whispering Inanga of Burundi. Ph.D. Dissertation, Indiana University, 1993.

3. Popper Karl. Logik der Forschung. — Oldenburg: Akademieverlag, 2013.

4. Бершадская T.C. Лекции по гармонии. — Л.: Музыка, 1985.

REFERENCES

1. Kholopov Yuri. Aristoksen. Plementy garmoniki [Aristoxenus' Elements of Harmonics. Fragment] In: Ot Gvido do Keidzha. Polifonicheskiye chteniya [From Guido to Cage. Polyphonic Readings]. Moscow, TS-Prima, 2006 (In Russ.).

2. Fales Cornelia. Auditory Illusions and Cognitive Patterns of Whispering Inanga of Burundi. Ph.D. Dissertation, Indiana University, 1993.

3. Popper Karl. logik der Forschung. Oldenburg: Akademieverlag, 2013.

4. Bershadskaya Tatiana S. lektsiipo garmonii [Lectures in Harmony]. Leningrad, Musyka, 1985 (In Russ.).

2 В русской и советской теории музыки в XX веке было предпринято множество попыток объяснить отличие лада от модуса и тональности. В частности, ленинградская школа теории музыки в лице Юрия Николаевича Тюлина и его ученицы и последовательницы Татьяны Сергеевны Бершадской разработали концептуальное отличие лада от западноевропейской интерпретации звуковысотной структуры как либо modus, либо tonalité. См. [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.