Научная статья на тему 'ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ, ДОЛЯМИ УЧАСТИЯ, ПАЯМИ В УСТАВНЫХ (СКЛАДОЧНЫХ) КАПИТАЛАХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННОЕ АНТИКОРРУПЦИОННЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ'

ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ, ДОЛЯМИ УЧАСТИЯ, ПАЯМИ В УСТАВНЫХ (СКЛАДОЧНЫХ) КАПИТАЛАХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННОЕ АНТИКОРРУПЦИОННЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЦЕННЫЕ БУМАГИ / ДОЛЯ В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ / ПАЙ В СКЛАДОЧНОМ КАПИТАЛЕ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ / ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ОБЪЕКТА ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ручкина Гульнара Флюровна, Ключникова Ярославна Анатольевна

Предмет исследования - механизм регулирования конфликтов интересов с использованием доверительного управления для предупреждения коррупции. Цели работы - разработка и принятие отдельного нормативного документа (типового положения) для регулирования передачи в доверительное управление ценных бумаг, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, для выявления и последующего предупреждения коррупции и ее причин. Предлагается закрепить конкретные правовые нормы в типовом положении, подразделив доверительное управление на просто «доверительное» и «специальное» для предотвращения конфликта интересов; установить в качестве главного критерия для выбора доверительного управляющего, которым может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, отсутствие связанности с государственным гражданским служащим, через которого государство выполняет свои функции; обязать его согласовывать с представителем нанимателя кандидатуру доверительного управляющего и содержание договора доверительного управления; включить в договор специального доверительного управления условие о полном запрете обмена информацией между государственным гражданским служащим и учредителем управления о деятельности доверительного управляющего по доверительному управлению. В статье рассмотрены подходы к оценке объектов доверительного управления. Сделаны выводы о том, что на законодательном и подзаконном уровнях, а равно в методических рекомендациях в настоящее время отсутствует необходимая и достаточная основа для эффективной реализации положений, предусмотренных ст. 12.3 Федерального закона «О противодействии коррупции». Поэтому необходима разработка типового положения, устанавливающего порядок передачи в доверительное управление ценных бумаг, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций для предотвращения коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ручкина Гульнара Флюровна, Ключникова Ярославна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRUST MANAGEMENT OF SECURITIES, PARTICIPATION SHARES, SHARES IN THE AUTHORIZED (POOLED) CAPITALS OF ORGANIZATIONS PROVIDED FOR BY ANTI-CORRUPTION LEGISLATION

The subject of the study is a mechanism for regulating conflicts of interest using trust management to prevent corruption. The objectives of the work are to develop and adopt a separate regulatory document (model provision) to regulate the transfer of securities, participation shares, and shares in the authorized (pooled) capitals of organizations in accordance with the procedure provided for by the legislation of the Russian Federation, in order to identify and subsequently prevent corruption and its causes. It is proposed to consolidate specific legal norms in the model provision, dividing trust management into simply “trust” and “special” management to prevent conflicts of interest; to establish as the main criterion for choosing a trustee, which can be an individual entrepreneur or a commercial organization, with the exception of a unitary enterprise, the lack of connection with a public civil servant through whom the state performs its functions; oblige him to coordinate with the employer’s representative the candidacy of the trustee and the content of the trust management agreement; include in the special trust management agreement a condition on the complete prohibition of the exchange of information between a public civil servant and the founder of the management on the activities of the trustee on trust management. The article discusses approaches to the assessment of trust management objects. Conclusions are drawn that at the legislative and subordinate levels, as well as in methodological recommendations, there is currently no necessary and sufficient basis for the effective implementation of the provisions provided for in Article 12.3 of the Federal Law “On Combating Corruption”. Therefore, it is necessary to develop a model provision establishing the procedure for transferring securities, participation shares, and shares in the authorized (pooled) capitals of organizations to the trust management in order to prevent corruption.

Текст научной работы на тему «ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ, ДОЛЯМИ УЧАСТИЯ, ПАЯМИ В УСТАВНЫХ (СКЛАДОЧНЫХ) КАПИТАЛАХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННОЕ АНТИКОРРУПЦИОННЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ»

ТЕМА ДНЯ / TOPIC OF THE DAY

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/1999-849X-2022-15-5-17-25 УДК 330.14(045) JEL D73, E22, J24

(CC) ]

Доверительное управление ценными бумагами, долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций, предусмотренное антикоррупционным законодательством

Г. Ф. Ручкина, Я.А. Ключникова

Финансовый университет, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования — механизм регулирования конфликтов интересов с использованием доверительного управления для предупреждения коррупции. Цели работы — разработка и принятие отдельного нормативного документа (типового положения) для регулирования передачи в доверительное управление ценных бумаг, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, для выявления и последующего предупреждения коррупции и ее причин. Предлагается закрепить конкретные правовые нормы в типовом положении, подразделив доверительное управление на просто «доверительное» и «специальное» для предотвращения конфликта интересов; установить в качестве главного критерия для выбора доверительного управляющего, которым может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, отсутствие связанности с государственным гражданским служащим, через которого государство выполняет свои функции; обязать его согласовывать с представителем нанимателя кандидатуру доверительного управляющего и содержание договора доверительного управления; включить в договор специального доверительного управления условие о полном запрете обмена информацией между государственным гражданским служащим и учредителем управления о деятельности доверительного управляющего по доверительному управлению. В статье рассмотрены подходы к оценке объектов доверительного управления. Сделаны выводы о том, что на законодательном и подзаконном уровнях, а равно в методических рекомендациях в настоящее время отсутствует необходимая и достаточная основа для эффективной реализации положений, предусмотренных ст. 12.3 Федерального закона «О противодействии коррупции». Поэтому необходима разработка типового положения, устанавливающего порядок передачи в доверительное управление ценных бумаг, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций для предотвращения коррупции.

Ключевые слова: доверительное управление; ценные бумаги; доля в уставном капитале; пай в складочном капитале; антикоррупционное законодательство; конфликт интересов; противодействие коррупции; государственный гражданский служащий; подходы к оценке объекта доверительного управления

BY 4.0

Для цитирования: Ручкина Г. Ф., Ключникова Я.А. Доверительное управление ценными бумагами, долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций, предусмотренное антикоррупционным законодательством. Экономика. Налоги.Право. 2022;15(5):17-25. DOI: 10.26794/1999-849Х-2022-15-5-17-25

ORiGiNAL PAPER

Trust Management of Securities, Participation Shares, Shares in the Authorized (Pooled) Capitals of Organizations provided for by Anti-Corruption Legislation

G. F. Ruchkina, Ya. A. Klyuchnikova

Financial University, Moscow, Russia

ABSTRACT

The subject of the study is a mechanism for regulating conflicts of interest using trust management to prevent corruption. The objectives of the work are to develop and adopt a separate regulatory document (model provision) to regulate the transfer of securities, participation shares, and shares in the authorized (pooled) capitals of organizations in accordance

© Ручкина П Ф., Ключникова Я.А., 2022

18

ТЕМА ДНЯ / TOPIC OF THE DAY

with the procedure provided for by the Legislation of the Russian Federation, in order to identify and subsequently prevent corruption and its causes. It is proposed to consolidate specific legal norms in the model provision, dividing trust management into simply "trust" and "special" management to prevent conflicts of interest; to establish as the main criterion for choosing a trustee, which can be an individual entrepreneur or a commercial organization, with the exception of a unitary enterprise, the lack of connection with a public civil servant through whom the state performs its functions; oblige him to coordinate with the employer's representative the candidacy of the trustee and the content of the trust management agreement; include in the special trust management agreement a condition on the complete prohibition of the exchange of information between a public civil servant and the founder of the management on the activities of the trustee on trust management. The article discusses approaches to the assessment of trust management objects. Conclusions are drawn that at the legislative and subordinate levels, as well as in methodological recommendations, there is currently no necessary and sufficient basis for the effective implementation of the provisions provided for in Article 12.3 of the Federal Law "On Combating Corruption". Therefore, it is necessary to develop a model provision establishing the procedure for transferring securities, participation shares, and shares in the authorized (pooled) capitals of organizations to the trust management in order to prevent corruption.

Keywords: trust management; securities; share in the authorized capital; share in the share capital; anti-corruption legislation; conflict of interests; anti-corruption; public civil servant; approaches to assessing the object of trust management

For citation: Ruchkina G. F., Klyuchnikova Ya. A. Trust management of securities, participation shares, shares in the authorized (pooled) capitals of organizations provided for by anti-corruption legislation. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2022;15(5):17-25. (in Russ.). DOi: 10.26794/1999-849X-2022-15-5-17-25

ВВЕДЕНИЕ

В России с начала 1990-х гг. сложилась ситуация, когда отдельные представители малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) считают нормой затраты бизнеса на вознаграждения должностным лицам в виде денежных сумм или финансовых активов за оказание услуг, что требует принятия законодателем норм, препятствующих заключению коррупционных сделок со стороны государственных служащих, в рамках антикоррупционного законодательства, представляющегося собой совокупность нормативных актов, предусматривающих принятие мер по противодействию коррупции, подразумевающей в общем плане злоупотребление служебным положением с целью получения должностными лицами личной выгоды в виде денег или услуг имущественного характера или близкими им третьими лицами, что обуславливает нанесение экономического ущерба экономике страны от неполученных налогов и способствует в свою очередь снижению финансирования программ поддержки МСП.

Целью коррупционной сделки является, кроме получения личной выгоды, создание условий, при которых снизится конкурентоспособность добросовестных предпринимателей при передаче в доверительное управление ценных бумаг, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций.

В состав российского антикоррупционного законодательства входит Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон № 273-ФЗ), в котором особое место занимают нормы, касающиеся не только предотвращения злоупотребления должностным лицом предоставленных ему властных полномочий посредством устранения коррупционной составляющей сделки, являющейся неотъемлемым элементом любого общества, наличие которой обусловлено несовершенством его развития и недостаточностью нормативного правового регулирования в стране, но и применения механизма минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, одним из элементов которого является порядок регулирования конфликтов интересов с использованием доверительного управления1 для целей предупреждения коррупции2.

1 При доверительном управлении (передаче капитала в управление профильной компании или специалисту в данной области) инвестор заключает договор с доверительным управляющим, согласно которому он передает ему денежные средства для инвестирования в ценные бумаги и другие активы на определенный срок с целью получения прибыли на фондовом рынке.

2 Слово «коррупция» заимствовано в 20-е гг. XX в. из английского языка, где corruption «коррупция, подкуп» восходит к лат. corruptio «порча, искажение», и под ним понимается не только взяточничество, выражаемое в подкупе должностного лица, которое влечет уголовное наказание, но и многие завуалированные формы проявления благодар-

Однако существующий в Российской Федерации механизм доверительного управления финансовыми активами в настоящее время не является эффективным средством противодействия коррупции ввиду того, что должностному лицу обычно заранее известно, на стоимость каких активов он способен воздействовать для получения личной выгоды, что дает ему возможность использовать служебные полномочия для обогащения себя или своих близких

В связи с этим особую значимость приобретает рассмотрение порядка передачи в доверительное управление финансовых инструментов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции и указанных в ст. 12.3 Закона № 273-Ф3, посредством заключения договора доверительного управления, в соответствии с которым инвестор передает на определенный срок доверительному управляющему, являющемуся в договоре другой стороной, ценные бумаги, доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, который обязуется осуществлять управление этими активами в интересах инвестора или указанного им лица (выгодоприобретателя).

В соответствии со ст. 12.3 Закона № 273-Ф3 указанным в нем лицам предписывается передавать на основании гражданского законодательства в доверительное управление принадлежащие им финансовые активы, если в отношении них при выполнении служебных обязанностей могут возникать сомнения в беспристрастном принятии решений при выполнении служебных обязанностей по занимаемой должности. В частности, к указанным в ст. 12.3 Закона № 273-Ф3 субъектам правовых отношений относятся замещающие государственные должности лица в федеральных, региональных, муниципальных органах, государственных корпорациях, публично-правовых организациях, осуществляющих свою деятельность в интересах государства, в ПФР, ФФОМС, ФСС РФ, других орга-

ности в виде предоставления коррупционеру различных преференций. Таким образом, согласно Модельному закону «О противодействии коррупции, принятому постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 25.11.2008 № 31-20, коррупция - это любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот и/или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, гак и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства — ред.

низациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального законодательства.

Однако на законодательном и подзаконном уровнях, а равно в методических рекомендациях по исполнению законодательства в настоящее время не установлен механизм реализации положений, предусмотренных ст. 12.3 Закона № 273-Ф3, а значит, не созданы необходимые условия для качественного исполнения должностными лицами служебных обязанностей. Поэтому даже если взять за основу механизма предотвращения конфликта публичных и частных интересов правовой институт, в функции которого входит регулирование передачи собственником третьему лицу финансовых активов для их сохранения, приумножения либо получения дохода благодаря распоряжению этими активами, находящимися в доверительное управление в виде, в каком они пребывают на текущий момент, все равно потребуется принятие отдельного нормативного документа. Им может быть, например, типовое положение, устанавливающее порядок передачи в доверительное управление финансовых инструментов согласно Закону № 273-ФЗ, в котором должны содержаться ответы на большинство касающихся передачи финансовых активов вопросов, которые возникают не только у представителей контролирующих органов, обязанных следить за правомерностью передачи имущества третьим лицам, но в первую очередь у лиц или организаций, на кого возложена обязанность передачи собственного имущества в доверительное управление.

Считаем целесообразным закрепить в типовом положении, устанавливающем порядок передачи финансовых активов, для предотвращения конфликта интересов, когда должностное лицо в силу наличия у него установленных полномочий может принимать решение или совершать действия, которые принесут выгоду ему или связанным с ним лицам (например, родственникам или друзьям), следующие основные нормы, отражающие специфику специального доверительного управления3.

В первую очередь следует подразделить понятие доверительного управления на просто «доверительное управление», устанавливаемое граждан-

3 Под специальным доверительным управлением понимается доверительное управление, осуществляющееся для предотвращения конфликта интересов, в частности ограничение обмена информацией между государственным гражданским служащим и доверительным управляющим.

ским правом, а именно главой 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), когда собственник финансовых активов передает организации или частному лицу право на распоряжение ими так, чтобы они приносили прибыль, и «специальное управление», подпадающее под действие других отраслей права, например Налогового или Уголовного кодексов Российской Федерации, регулирующих передачу финансовых активов в доверительное управление, способных стать причиной конфликта интересов из-за коррупционной составляющей, и влечет наказание, например, за:

• нарушение государственным служащим запрета на исполнение должностных обязанностей, затрагивающих его финансовые интересы;

• разглашение информации о доверительном управлении и т.д.

Далее в предлагаемом к изданию нормативном документе целесообразно предусмотреть, что функции по передаче финансовых активов учредителем специального доверительного управления могут выполнять лица (далее — государственные гражданские служащие), приведенные в пп. 1 ст. 12.3 Закона № 273-Ф3, и в случае, если владение финансовыми активами лицами, замещающими государственные должности, может стать причиной конфликта интересов, они обязаны передать принадлежащие им финансовые активы в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

На сегодняшний день регулируемая законодательством обязанность по передаче ценных бумаг, долей участия в капитале, паев в уставных (складочных) капиталах организаций, возлагается только на самих должностных лиц, но не на членов их семей, что негативно отражается на процессе доверительного управления имуществом как механизме предотвращения конфликта интересов, так как при передаче, например, права собственности на долю в уставном капитале хозяйственного общества своему несовершеннолетнему ребенку или же при изначальном оформлении в собственность этой доли на него (а такая возможность в соответствии с законодательством, подтвержденным судебной практикой, имеется), государственный служащий или иной субъект, перечисленный в ст. 12.3 Закона № 273-ФЗ, не подпадает под действие указанной правовой нормы и вправе участвовать в управлении обществом как законный представитель несовер-

шеннолетнего лица, поскольку в силу п. 1 ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации законными представителями детей являются их родители, которые в отношениях с любыми юридическими и физическими лицами выступают в защиту прав и интересов своих детей, не имея на то специальных полномочий. Фактически в данном случае выгодоприобретателем при передаче имущества становится либо сам государственный служащий, либо член его семьи, что в равной степени охватывается понятием «личная заинтересованность», означая возможность получения доходов как самим служащим, так и его родственниками, знакомыми.

Ситуация с титульным владением акциями, долями супругой (супругом) государственного служащего еще более запутана:

• во-первых, если имущество приобретено в браке, оно может иметь статус личного, а не общего имущества (на основании брачного договора, получения в наследство и т.д.);

• во-вторых, если общность собственности на имущество доказана, возникает вопрос: должен ли государственный служащий выделять собственную долю из общего совместного имущества супругов, чтобы передать ее в доверительное управление, или же он обязан передать в доверительное управление все имущество?

Полагаем, что исходя из вышеприведенной ситуации следует более четко установить состав лиц, на которых возлагается обязанность на передачу указанных в законе видов имущества в доверительное управление, а также определиться с тем, касается ли указанная обязанность только личного имущества обязанного субъекта или нет.

Следовательно, необходимо закрепить в предлагаемом типовом положении, что в специальное доверительное управление передаются также ценные бумаги, доли участия в капитале, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, которыми владеют супруга/супруги государственного гражданского служащего, но которые подпадают под режим общей совместной собственности супругов, а также находятся в собственности несовершеннолетних детей государственного гражданского служащего.

Полагаем, что следует рассмотреть возможность градации требований, предъявляемых к передаче имущества в доверительное управление в зависимости от размера рыночной оценки имеющихся активов, а также от того, имеет ли их владелец

реальные возможности участвовать в управлении делами кампании или в других процессах, способных становиться причинами конфликтов интересов. Конечно, в данном случае важно предусмотреть правила расчета стоимостных показателей, в частности надлежит определить, на какую дату необходимо устанавливать общую стоимость ценных бумаг и как именно она должна оцениваться: по текущей рыночной стоимости или по стоимости приобретения. Вместо рыночной оценки размера стоимости имущества могут устанавливаться иные способы определения его стоимости. Например, это можно делать по размеру годового дохода, получаемого от ценных бумаг, т.е. разницы между выручкой и затратами.

Следовательно, в типовом положении должно быть зафиксировано, что в специальное доверительное управление не передаются находящиеся во владении государственного гражданского служащего финансовые активы небольшой рыночной стоимости, которые не позволяют государственному гражданскому служащему реально влиять на управление деятельностью соответствующего юридического лица или принимать участие в иных процессах, способных быть причинами конфликтов интересов.

Согласно п. 7 листа Д формы № Р13014, утвержденной приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@, установлена обязательность внесения в ЕГРЮЛ сведений о доверительном управляющем долей (долями) общества. Следовательно, при передаче права распоряжения долями в уставном капитале договор доверительного управления подлежит нотариальному удостоверению, а информация о передаче права распоряжения подлежит внесению в ЕГРЮЛ4.

При этом читателям журнала следует обратить внимание на то, что указанное требование не предусмотрено в гражданском законодательстве, но может следовать из комплексного анализа норм административного и налогового права. Это, безусловно, ставит государственного служащего (работника) в весьма затруднительное положение из-за необходимости поиска необходимых ему сведений, которые не так-то и просто получить без наличия определенных юридических знаний и навыков.

4 Решение Нижегородского УФАС России от 26.12.2019 по делу № 052/01/11-2072/2019. URL://br.fas.gov.ru.

Поэтому полагаем, что соответствующее требование, предъявляемое к форме договора доверительного управления, должно быть установлено в соответствующем нормативном документе, регламентирующем порядок передачи имущества в доверительное управление. Это не только существенно упростит передачу имущества для государственного служащего и предотвратит возможные недоразумения с юридическим оформлением доверительного управления, но и минимизирует основания для судебных разбирательств по ряду вопросов.

В соответствии с п. 1 ст. 1015 ГК РФ доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. Однако если доверительное управление имуществом осуществляется по основаниям, установленным законом, доверительным управляющим может быть лицо, не являющееся предпринимателем, или некоммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. Из буквального толкования данного предписания следует, что раз обязанность передачи в доверительное управление лицом, замещающим государственную (или иную) предусмотренную антикоррупционным законом должность, предусмотрена законом (а вернее, рядом законов), то роль доверительного управляющего может играть коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, а также некоммерческая организация или лицо, не являющееся предпринимателем, за исключением унитарного предприятия.

Однако и тут не достигнуто полного консенсуса в интерпретации данного положения, поскольку разные ведомства не достигли согласия в интерпретации данной ситуации. Поэтому, принимая во внимание возможность передачи ценных бумаг, долей участия в капитале, паев в уставных (складочных) капиталах организаций в доверительное управление, в том числе гражданину, не являющемуся предпринимателем, должны быть установлены ограничения на их передачу, поскольку независимость доверительного управляющего от учредителя доверительного управления (служащего) является критически важной для преодоления (предотвращения) возможного конфликта интересов.

Для его избежания можно исключить гражданина, не являющегося предпринимателем, из круга

субъектов, которые могут выступать в роли доверительного управляющего в специальном доверительном управлении, и соответственно следует установить, что доверительным управляющим может быть только юридическое лицо, в том числе учрежденное (зарегистрированное) на территории Российской Федерации в форме коммерческой корпорации, или индивидуальный предприниматель.

В качестве главного критерия для выбора доверительного управляющего целесообразно установить отсутствие связанности (аффилированности) с государственным гражданским служащим. При этом связанность (аффилированность) должно устанавливаться исходя из критериев, предусмотренных в Законе РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В общем плане под фактором аффилированности понимается способность одного из участников хозяйственных связей воздействовать в одностороннем порядке либо влиять на другого участника договора.

В предлагаемом к созданию нормативном документе целесообразно предусмотреть обязанность государственного гражданского служащего согласовывать с представителем нанимателя кандидатуру доверительного управляющего, а в договоре доверительного управления — закрепить порядок и сроки такого согласования.

В типовом положении должны отражаться состав передаваемого в доверительное управление имущества; срок действия договора доверительного управления; указываться форма и размер вознаграждения, выплачиваемого доверительному управляющему, если его выплата предусмотрена в договоре доверительного управления.

При этом целесообразно предусмотреть, что государственный гражданский служащий — учредитель специального доверительного управления при заключении договоров специального доверительного управления обязан указывать в договоре передаваемое в доверительное управление имущество; объекты и состав доверительного управления, который должен сохраняться в период действия договора, в том числе поддержание пропорций между объектами управления разных видов; ценными бумагами различных эмитентов; объектами и денежными средствами данного учредителя управления, находящимися в доверительном управлении; виды сделок, которые могут совершаться с объектами доверительного

управления, а также по требованию учредителя управления ограничения на совершение отдельных видов сделок; положение о возможности совершения управляющим сделок на организованных и неорганизованных торгах; порядок разрешения споров учредителя управления и управляющего; принципы оценки стоимости объектов специального доверительного управления.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕДАЧИ ИМУЩЕСТВА

Специальное доверительное управление должно строиться по принципу «слепого траста», в котором доверенным лицам, получившим имущество в управление, дается полная свобода действий в отношении активов, но им запрещается общение с владельцем имущества. В течение срока действия договора специального доверительного управления учредитель управления не вправе связываться с доверительным управляющим и получать информацию о ходе доверительного управления.

Исходя из этого принципа договор специального доверительного управления должен предусматривать полный запрет обмена информацией между государственным гражданским служащим — учредителем управления и доверительным управляющим о деятельности последнего по доверительному управлению, включая ограничения на:

• согласование изменений условий договора доверительного управления, если они предусмотрены договором;

• осуществление любого уведомления государственного гражданского служащего об изменении состава и структуры активов в доверительном управлении, а также о сделках, совершенных управляющим;

• направление отчета доверительного управляющего учредителю управления — государственному гражданскому служащему;

• направление государственным гражданским служащим любых запросов доверительному управляющему о ходе специального доверительного управления;

• предоставление государственному гражданскому служащему сведений о доходах, полученных доверительным управляющим в его интересах.

В доверительное управление должны передаваться не только правомочия единоличного исполнительного органа и органов контроля юриди-

ческого лица, но и вся совокупность правомочий управления, включая право на:

• участие в организации проведения общего собрания акционеров (участников);

• включение в повестку дня собрания конкретных вопросов;

• выдвижение кандидатов в органы управления и иные органы хозяйственного общества;

• участие в общем собрании акционеров (участников) хозяйственного общества лично или через своего представителя;

• голосование по вопросам повестки дня общего собрания акционеров;

• требование проведения внеочередного общего собрания акционеров;

• созыв внеочередного общего собрания участников ООО при наличии оснований, закрепленных в законе.

Помимо прочего, доверительный управляющий обязан разрабатывать и применять единую методику оценки объектов доверительного управления для всех своих клиентов, поскольку в отчете о своей деятельности он должен указывать в том числе их оценочную стоимость. При этом в основе оценки объектов доверительного управления лежат два требования регулятора:

• рыночная стоимость активов приравнивается к рыночной цене при условии, что объекты доверительного управления котируются на торгах организаторов торговли;

• если информация о рыночной цене активов отсутствует, управляющий должен согласовать методику оценки непосредственно со своим клиентом. В качестве методического обеспечения расчетов целесообразно воспользоваться федеральными стандартами оценочной деятельности. В соответствии с требованиями федеральных стандартов оценочной деятельности управляющему рекомендуется использовать в своих расчетах методы доходного, сравнительного и затратного подходов.

В настоящее время подходы к оценке закреплены в Федеральном стандарте оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденном приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297.

С 7 ноября 2022 г. начнут действовать обновленные федеральные стандарты оценки, включая новый федеральный стандарт оценки «Подходы и методы

оценки (ФСО № V)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200.

В силу пп. 11, 12 ФСО № V доходным подходом является совокупность методов оценки, базирующихся на выявлении актуальной стоимости денежных потоков, которые ожидаются в будущем получать от использования объекта оценки. Принцип ожидания выгод является основой этого подхода.

В пп. 24, 25 ФСО № V установлено, что под затратным подходом подразумевается совокупность методов оценки, базирующихся на установлении затрат, которые необходимы для воспроизводства или замещения оцениваемого объекта.

Требования к проведению оценки акций, паев в паевых фондах производственных кооперативов, долей в уставном (складочном) капитале закреплены в Федеральном стандарте оценки «Оценка бизнеса (ФСО № 8)», утвержденном. приказом Минэкономразвития России от 01.06.2015 № 326 (ред. от 14.04.2022).

Согласно п. 9 ФСО № 8 при применении доходного подхода стоимость объекта оценки определяется оценщиком на основании ожидаемых будущих денежных потоков или иных прогнозных финансовых показателей деятельности организации, ведущей бизнес (например, прибыли). При установлении стоимости объекта оценки с использованием доходного подхода оценщик выбирает такие методы проведения оценки, которые позволяют:

• сопоставлять стоимость объекта оценки и величины будущих денежных потоков или иных прогнозных финансовых показателей деятельности организации, ведущей бизнес;

• определять длительность периода, на который будет построен прогноз указанных показателей деятельности исследуемой организации;

• устанавливать макроэкономические и отраслевые тенденции и осуществлять прогнозирование денежных потоков или иных прогнозных финансовых показателей деятельности исследуемой организации;

• определять ставку дисконтирования и (или) ставку капитализации, соответствующие выбранному методу проведения оценки объекта оценки;

• проводить расчет стоимости собственного или инвестированного капитала исследуемой организации с учетом рыночной стоимости неоперационных активов и обязательств, которые не использовались до этого в процессе формиро-

24

ТЕМА ДНЯ / TOPIC OF THE DAY

вания денежных потоков, или иных финансовых показателей деятельности организации; • рассчитывать стоимость объекта оценки. Согласно п. 10 ФСО № 8 в рамках сравнительного подхода оценщик определяет стоимость акций, паев, долей в уставном (складочном) капитале, имущественного комплекса на основе информации о ценах сделок с такими же объектами организаций-аналогов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организацией-аналогом будет служить организация, ведущая деятельность в той же отрасли, что и исследуемая организация, либо организация, похожая на исследуемую организацию с позиции влияющих на стоимость объекта оценки количественных и качественных характеристик.

В соответствии с п. 11 ФСО № 8 в рамках затратного подхода стоимость объекта оценки будет определяться на основании стоимости активов и принятых обязательств, которые принадлежат организации, ведущей бизнес.

Конкретный метод проведения оценки объекта оценки в рамках затратного подхода должен выбираться с учетом ожиданий по поводу перспектив деятельности организации.

ВЫВОДЫ

На законодательном и подзаконном уровнях, а равно в методических рекомендациях в настоящее время отсутствует необходимая и достаточная основа для эффективной реализации положений, предусмотренных ст. 12.3 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Поэтому следует разработать типовое положение, регулирующее порядок передачи в доверительное управление ценных бумаг, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций, предусмотренный российским законодательством о противодействии коррупции.

БЛАГОДАРНОСТИ

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету.

ACKNOWLEDGEMENTS

The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment to the Financial University.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Дубик С. Н. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе. М.: Юриспруденция; 2012.

2. Ильяков А. Д., Синельщикова Е. Ю. Предупреждение конфликта интересов на государственной службе. Сборник докладов участников семинара-совещания с руководителями антикоррупционных и кадровых подразделений федеральных органов исполнительной власти и организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством РФ. М.: Генеральная прокуратура РФ; 2021.

3. Малкина В. И. Конфликт интересов в юридических лицах. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Малкина Виктория Ильинична; место защиты: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.; 2021.

4. Ноздрачев А. Ф., Автономов А. С. Меры профилактики и контроля конфликта интересов по законодательству Российской Федерации и зарубежных государств. Административное право и процесс. 2017;(5).

5. Петухов Д. В. Вопросы совершенствования порядка реализации обязанности передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов. URL: https://tula.arbitr.ru/files/pdf/29-10-2021.pdf.

REFERENCES

1. Dubik S. N. Prevention and settlement of conflicts of interest in the state and municipal service. Moscow; 2012. (In Russ.).

2. Ilyakov A.D., Sinelshchikova E. Yu. Prevention of conflicts of interest in the public service. Prevention of corruption offences. In: collection of reports of the participants of the seminar-meeting with heads of anti-corruption and personnel divisions of federal executive bodies and organisations created to fulfil the

tasks assigned to the Government of the Russian Federation. Moscow: Prosecutor General's Office of the Russian Federation; 2021.

3. Malkina V. I. Conflict of interest in legal entities. Diss. ... cand. jurid. Sciences: 12.00.03 / Malkina Victoria Ilyinichna; place of protection: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation. Moscow; 2021.

4. Nozdrachev A. F., Avtonomov A. S. Measures to prevent and control conflicts of interest under the legislation of the Russian Federation and foreign countries. Administrative law and process. 2017;(5).

5. Petukhov D. V. Issues of improving the procedure for the implementation of the obligation to transfer securities (stakes, shares in the authorised (compound) capital of organisations) to trust management in order to prevent conflicts of interest. URL: https://tula.arbitr.ru/files/pdf/29-10-2021.pdf.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Гульнара Флюровна Ручкина — доктор юридических наук, профессор, профессор департамента правового регулирования экономической деятельности, декан юридического факультета, Финансовый университет, заслуженный юрист Российской Федерации, Москва, Россия

Gulnara F. Ruchkina — Dr. Sci. (Law.), Prof., Department of Legal Regulation of Economic Activity, Dean of the Faculty of Law, Financial University, Honored Lawyer of the Russian Federation, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-9259-8171 GRuchkina@fa.ru

Ярославна Анатольевна Ключникова — кандидат юридических наук, доцент, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности юридического факультета, Финансовый университет, Москва, Россия

Yaroslavna A. Kluchnikova — Cand. Sci. (Law.), Assoc. Prof., Department of Legal Regulation of Economic Activity of the Faculty of Law, Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-7794-4240 yaklyuchnikova@fa.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 23.07.2022; принята к публикации 25.09.2022. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received 23.07.2022; accepted for publication 25.09.2022. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.