Научная статья на тему 'Доверие в торговых традициях исламских стран'

Доверие в торговых традициях исламских стран Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
378
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ / TRUST / КОРАН / QURAN / ХАДИСЫ / HADITH / "ЗАКЯТ" / ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / ISLAMIC FUNDAMENTALISM / ШАРИАТ / SHARIA / ZAKAT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Важенин С.Г., Сухих В.В.

Возрастающее значение в мировой экономике стран ислама сделало актуальным изучение особой модели исламской экономики и этических правил предпринимательства. Для понимания деловой этики современных мусульманских предпринимателей необходимо иметь представления о соответствующих требованиях исламского фундаментализма, поскольку именно они определяли высокий этический уровень мусульманских купцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Search for a particular form of Islamic economy has made actual defining Quran, Hadith and Sharia ethical rules of business once again. To understand the ethics of modern Muslim entrepreneurs it is necessary to be aware of the requirements of Islamic fundamentalism to the merchants. Also attitude of Islam towards trust may come in handy against the background of the contemporary crisis of trust in the global economy.

Текст научной работы на тему «Доверие в торговых традициях исламских стран»

Возрастающее значение в мировой экономике стран ислама сделало актуальным изучение особой модели исламской экономики и этических правил предпринимательства. Для понимания деловой этики современных мусульманских предпринимателей необходимо иметь представления о соответствующих требованиях исламского фундаментализма, поскольку именно они определяли высокий этический уровень мусульманских купцов.

Ключевые слова: доверие, Коран, хадисы, «закят», исламский фундаментализм, шариат

Доверие в торговых традициях

исламских стран

С. Г. ВАЖЕНИН,

кандидат экономических наук,

В. В. СУХИХ,

Институт экономики УрО РАН,

Екатеринбург

E-mail: svazhenin@mail.ru

Назад в прошлое?

При повышенном интересе к проблемам доверия в экономике Запада и России происхождению и становлению доверия в торгово-промышленной среде в странах ислама уделяется чрезвычайно мало внимания. Это тем более удивительно, что мусульманские страны традиционно, с самых ранних времен, являются одними из главных торговых партнеров Европы, Китая, а также России.

Можно возразить: о какой деловой этике и каком доверии идет речь, ведь восточное коварство даже вошло в пословицы. Действительно, во многих, прежде всего западных, исследованиях, прослеживается тенденция приписывать восточному человеку (особенно мусульманину) коварство, стремление к обману и нарушению договоренностей, корысть и прочие недостатки1.

Это была часть «ориентализма», идеологической доктрины, пусть порой и неосознанной, которая давала европейцам право на завоевание и покорение исламских стран, населенных якобы столь неприятными людьми. Действительность же была далека от этих пристрастных оценок. К тому же напомним, как по-азиатски коварными долгое время описывались иноземцами и русские купцы, что, конечно же, было далеко от достоверности2.

1 Примеры такого отношения собраны в книге: СаидЭ.Ориентализм. Западные концепции Востока. - СПб.: «Русский м1р», 2006.

2 Бурышкин П. А. Москва купеческая. - М.: Современник, 1991. С. 23-26; Важенин С. Г., Сухих В. В. Доверие в российской торгово-промышленной среде XIX - начала XX веков // ЭКО. - 2006. - № 6. -С. 168-182.

Рассмотрение проблем доверия среди мусульманских купцов прошлого связано не только с исторической реабилитацией их репутации, но и с вполне актуальными в современном мусульманском мире обсуждениями исламского пути экономического развития, включая выбор деловой культуры. В XIX-XX вв. политические и интеллектуальные элиты мусульманских стран ориентировались на модернизацию по западному образцу (выбирая/принимая капиталистический или социалистический пути развития), как под влиянием успехов европейских держав, США и СССР, так и под их политическим и военным давлением. Частью такой модернизации стало восприятие европейской культуры, в том числе и деловой.

Но к концу XX в. происходит отказ от модернизаций подобного рода. Прежде всего, распад колониальной системы и невозможность прямого военного и политического принуждения со стороны европейских стран и США наравне с ростом экономического могущества целого ряда мусульманских стран за счет нефтедобычи позволили исламскому миру вновь самому определять свою судьбу. После 1991 г. исчезла и советская поддержка социалистического пути развития ряда мусульманских стран.

Эти внешние факторы, а также возросшее национальное самосознание, ненависть к недавним колонизаторам и к навязываемым ими системам управления и экономики, неприятие мусульманами шокирующих проявлений европейской культуры привели к тому, что значительная часть элиты и общества выбрала исламский фундаментализм как доктрину, наиболее подходящую для социального и экономического развития своих стран. Теперь уже никого не удивить терминами «исламская экономика», «исламский банк (Islamic Banking)» и т. д.

Исламский фундаментализм ныне оказывает решающее влияние на становление исламской экономики и определяет пути ее развития. Именно под его нравственные нормы вынуждены подстраиваться предприниматели мусульманских или частично мусульманских стран, в том числе и в России3. Поэтому крайне актуальным становится знакомство

3 См.: Бизнес согласно слову Аллаха. Этические нормы коммерческой деятельности в исламе (URL: http://www.islam.ru/lib/ekanomy/ bizness/).

с этими нормами для их партнеров, а также для ученых и политиков, занимающихся вопросами перспектив развития современной экономики.

Исламский фундаментализм, опирающийся на религию, более чуток к проблемам морали, нежели привыганые миру эпохи глобализации представления о рыночной экономике4. В рамках концепции исламской экономики ее теоретики провозглашают, что «экономические проблемы никогда не будут разрешены, пока они не будут полностью признаны моральными проблемами». Таким образом, моральное совершенствование индивида является главным средством осуществления исламского социального идеала5.

Отношение к купцам

Взгляды исламских фундаменталистов на экономику основаны на выгсказытаниях пророка Мухаммада о торговле и правилах поведения купцов, зафиксированных в Коране либо в хадисах (преданиях о том, как поступал Пророк в тех или иных ситуациях). Также они ориентируются на шариат - мусульманское право, созданное комментаторами Корана и хадисов в первые века существования ислама. Золотые века расцвета и наибольшего могущества исламского халифата (У11-Х11 вв. н. э.) воспринимаются фундаменталистами как образец для подражания. Сочинения авторов этого периода весьма авторитетны и часто используются для примера в нынешнее время.

Для понимания доверия в торговых традициях исламских стран прежде всего ознакомимся с требуемыми нормами поведения купцов в период расцвета исламского халифата. Ведь именно эти нормы создавали, а потом и поддерживали доверие как к купцам, так и внутри купеческого сообщества.

4 Напомним, что и в Европе, и в России были периоды, когда религия определяла высокий уровень доверия в деловой деятельности. Сам расцвет капитализма в Европе увязывают с распространением протестантской этики (М. Вебер, В. Зомбарт), а в дореволюционной России истовое староверие, принятое в купеческих кругах, определяло и богобоязненное поведение при торговле.

5 Ахмедов А. Социальная доктрина ислама.- М.: Политиздат, 1982. С. 180-182.

В современных и соседних раннему исламу культурах торговцев оценивали крайне низко, порой не признавая за людей. Сирийский христианин Абуль-Фарадж (1226-1286 гг.) приводит в своем сборнике мудростей весьма нелицеприятное высказывание персов (до принятия ими ислама) о торговцах, очевидно, вполне разделяя его: «Хосров спросил одного из своих мудрецов: кого больше на свете - людей или дьяволов? - Если курдов и торговцев причислять к людям, то, пожалуй, людей будет больше, чем дьяволов, - ответил тот»6.

В противовес подобным персидским и христианским традициям ислам высоко оценивал купцов, считая их род занятий не только вполне достойным, но даже и осененным божественным соизволением. Объяснением этому факту служит сама личность Пророка и контекст ранней проповеди ислама.

Торговая деятельность

Пророк Мухаммад, основатель ислама, родился и большую часть своей жизни прожил в городе Мекка, где торговля была основным занятием местных жителей курейши-тов, «племени купцов». Здесь «кто не был купцом, ничего не имел», жизнь, благосостояние и будущее города зависели от торговли. То же признает Ибн Хишам, один из авторитетнейших и ранних биографов Пророка: «Курайшиты вообще были торговым людом». Далее он описывает, как молодой Мухаммад, уже известный своей правдивостью, великой надежностью и благородным нравом, был приглашен богатой купеческой вдовой Хадиджой торговать ее товарами в Сирию. Поручение он выполнил блестяще, произвел очень хорошее впечатление и в итоге женился на Ха-дидже. После женитьбы он занимался торговлей кожами. Богатыми купцами были многие из первых мусульман7.

Такое занятие Пророка и его ближайших сотоварищей и соотечественников определило благоговейное отношение

6 Абуль-Фарадж. Книга занимательных историй. - М.: Гос. изд-во худ. литературы, 1957. - С. 36.

7 См.: Ибн Хишам. Жизнеописание господина нашего Мухаммада, посланника Аллаха / Хрестоматия по исламу. - М.: Восточная литература, 1994. - С.15-16; Кобищанов Ю. М. Дальняя торговля // Очерки истории распространения исламской цивилизации. Т. 1. - М.: РОССПЭН, 2002. - С. 253-254.

к торговле и личности купца в первые века халифата -в тот золотой век ислама, на который равнялись во все последующие столетия его истории.

Российский арабист О. Г. Большаков в своем исследовании средневекового ближневосточного города8 пришел к выводу, что по нормам шариата купцы имели такой объем прав (личная свобода, равенство перед законом, уважаемое положение торговца в обществе, свобода торговли и передвижения), о котором их собратья в Западной Европе могли только мечтать.

Такое уважительное отношение было не случайным. О. Г. Большаков указывает, что согласно анализу большого числа биографий, 61% мусульманских богословов и правоведов УШ-Х вв. были торговцами, особенно торговцами тканями (например, Абу Ханифа, основатель первой школы мусульманского права). Большинство основателей и разработчиков мусульманского права происходили из купцов, имевших достаточно средств, чтобы на досуге предаваться благочестивым размышлениям. В качестве общественного идеала они и видели добропорядочного торговца.

Торговое дело рассматривалось мусульманами как необходимое для добывания хлеба насущного, при этом известный правовед Мухаммад аш-Шайбани (749-805 гг.) добавлял: «Аллах сделал религиозной обязанностью рабов (то есть верующих, покорных Аллаху) приобретение в поисках пропитания, с тем, чтобы обратить этим их к покорности Аллаху». По мнению аш-Шайбани, обеспечивать себя результатом или плодами своего труда - не только религиозная обязанность, а настоящий подвиг, вознаграждающийся на том свете. По его словам, «Омар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, считал степень райского вознаграждения за приобретение выше вознаграждения за джихад и говорил: умереть в седле своего верблюда во время поездки для приобретения щедрот Аллаха мне милее, чем быть убитыгм в войне за веру».

Такое неожиданное признание не было необычным: базар - место священной войны с шайтаном, который пытается соблазнить честного купца легкой прибылью с помощью обмана покупателей, и каждому было ясно, что

8 См.: Большаков О. Г. Средневековый город Ближнего Востока VII - середина XIII в. - М.: Восточная литература, 2001.

устоять в этой борьбе труднее, чем в борьбе с оружием в руках против неверных.

Базар - место, где средства пропитания добываются праведным путем. Мухаммаду приписывают такое красноречивое определение: «Базары - накрытые столы всевышнего, кто приходит туда, тот получает свою долю». При такой системе взглядов бедность оказывается пороком: кто беден, тот сам виноват, что не сумел взять с накрытого стола базара9.

В IX в. Джахиз - крупнейший арабский писатель своего времени - в «Похвале купцам и порицании служащим султану» отметил моральное превосходство купца над придворными и чиновниками. В своей лавке торговец самодержавен, как султан на престоле, ему не надо унижаться или просить милостей. Купцы успешно овладевают любыми науками (приводятся имена известных ученых-купцов). Торговать не стыдно, ведь все пророки ходили на базар. На рубеже X и XI вв. ад-Димашки в своей «Книге о правильной торговле» заявил, что нажитое купцом богатство - это свидетельство его большого ума и благоразумия10. Также он утверждал: «Если ты внимательно посмотришь, то убедишься, что на этом свете торговля из всех способов пропитания самый превосходный и приносящий счастье. Купцу дано благоденствие, он обладает превосходными качествами»11.

Умный и рассудительный человек в торговле преуспевает. Но если в нее вмешивается султан, то она превращается в орудие притеснения, потому что он произвольно назначает цены, пользуясь своей властью, и никто не может конкурировать с ним на равных: «Если султан участвует в торговле подданных, то они гибнут». В идеальном государстве торговец должен быть свободен от налогов и торговых пошлин, кроме обязательного налога по вере «закят» в пользу нуждающихся. Недопустимым считалось всякое вмешательство государства в дела торговли, в том числе установление предельных цен12.

Подобное возвеличивание купца (фактически - самовосхваление) определяло его поведение в торговле, которое

9 См.: Большаков О. Г. Средневековый город. - С. 290-293.

10 Кобищанов Ю. М. Дальняя торговля. - С. 253-254.

11 Большаков О. Г. Средневековый город. - С. 290-293.

12 Там же. - С. 292-294.

должно бышо быггь праведныгм. От купца ожидали именно этого, да и он имел пример в своей деятельности в учёных и богобоязненных коллегах, рискуя выпасть из их круга при неблаговидном поведении. Это бышо огромным контрастом с отношениями к купцам в христианской и персидской (до принятия ислама) традициях.

Немалую роль в сохранении доверия общества к торговцам сыграл «закят» - обязательный налог на богатых в помощь бедныш. «Закят» и добровольные милостыни позволяли обществу смотреть на разбогатевших купцов как на людей, полезных своим богатством и успехом всей мусульманской общине, а не узкому кругу родныгх.

Наказание же за неправедное поведение было предельно жестоким, ведь обман и прочие проступки были не уго-ловныши, а религиозными преступлениями.

Запреты и осуждения в торговле

Мухаммад резко обличал неправедный: в торговле. Особым его гнев вызывала практика обвешивания. Согласно Корану, Аллах осуждал ее еще через Шу'айба, одного из древних пророков: «Полностью соблюдайте меру и вес. Не снижайте людям в их вещах» (7:85/83); «Не убавляйте меры и веса... Полностью соблюдайте верность в мере и весе, не причиняйте людям урона ни в чем и не ходите по земле, распространяя нечестие» (11:84/85); «Горе обвешивающим, которые, когда отмеривают себе у людей, берут полностью, а когда мерят им или вешают, сбавляют» (83:1-3).

Запрещались и некоторые другие приемы торговли. Ибн Ханбал утверждал, что «Пророк запретил приобретать товары до тех пор, пока базары не снизят на них цену. Он запрещал завышать цену (наджаш) и сказал: "Не продавайте в ущерб другому"»13.

Ибн Бата ал-'Укбари пишет о нескольких торговых запретах - «подстраивать покупку, а это когда человек завышает цену вещи, в которой ему нет нужды»; запрет на рискованную продажу (подразумевается продажа заранее недобытых вещей, к примеру, руды или еще не выдоенного

13 Хрестоматия по исламу. - М.: Восточная литература, 1994. -С. 105.

молока и т. д.), продажу того, чего не имеешь, того, чего у тебя нет, выставление двух условий при продаже14.

Крайне трепетно относился Мухаммад к выполнению обещаний и прямо осуждал нарушение доверия. Нарушение обязательства-обещания включено в разряд лицемерия в вере, которое, в свою очередь, считается тяжким грехом15.

Раз торговые прегрешения выступали в качестве религиозных преступлений, то и кара за них была жестока. За кражу больше определенной суммы вору отрубали руку, за обман сжигали товары16.

Задачей исламского государства было поддержание веры, в том числе и надзор за соблюдением требований Пророка в отношении торговли. В мусульманских городах государство назначало особого чиновника, именуемого «господином рынка», который регламентировал производства и торговлю, осуществлял контроль за стандартностью продукции и ценами, а также за соблюдением нравственности на базаре. Он имел помощников - старост, из наиболее знающих и надежных представителей каждой профессии. Его функции заключались в охране интересов покупателей и клиентов. Он должен был также следить за соблюдением санитарных и религиозных норм, чтобы товары не имели скрытых дефектов, а продавцы и работники не вступали в стачку для повышения цен17.

Честность в торговле

Таким образом, доверие в торговле мусульманских стран обусловливалось как высоким этическим самосознанием исламских купцов, часто являвшихся знатоками Корана и шариата, так и мерами государства по выполнению предписаний Пророка о честной торговле. Неудивительно, что еврейский путешественник рабби Петахья из Регенсбурга, побывав в Вавилонии, писал: «Мусульмане [люди] очень надежные. Когда туда прибывает купец, он оставляет свой товар в доме какого-нибудь [мусульманина], а сам уезжает обратно, и они выносят товар для продажи на базары. Если дают условлен-

14 Хрестоматия. - С.93.

15 Там же. С.106.

16 Там же. С.193.

17 Большаков О. Г. Средневековый город. - С. 273-276.

ную цену, тогда все хорошо, если же нет, то они показыта-ют товар всем оценщикам. И если видят, что цену дают низкую, то и сбышают его по пониженной цене. И все это совершается с великой добросовестностью»18.

Несомненно, реальная картина торговой деятельности вовсе не быша идеальной. Особенно это становилось очевидным при торговле за пределами исламского мира, где в отношении неверных обман быш более распространен и менее наказуем.

Но несмотря на это, сам факт расцвета исламской торговли свидетельствовал о том, что в массе своей мусульманские торговцы соблюдали этический кодекс поведения, ибо без доверия невозможно было совершать в те времена столь громадные торговые сделки на расстоянии в тысячи километров и на многие годы вперед.

Даже когда золотой век халифата был позади, через множество назидательный: книг провозглашался идеал добронравного купца. Для примера можно привести «Кабус-наме», книгу, написанную для своего сына Кей-Кабусом, мелким феодалом второй половины XI в. из Табаристана (Южное побережье Каспийского моря). «Кабус-наме» пользовалась большой популярностью на Востоке и известна во многих списках.

Давая благие советы сыну, Кей-Кабус восхваляет торговлю: «Все, что добыто торговлей, дозволено и всеми одобряемо, а вспомоществование от Аллаха»19. По мнению Кей-Ка-буса, купцы содействуют процветанию мира, доставляя блага Запада на Восток и наоборот, но надо быгть лишенным разума, чтобы заниматься этим опасным, хоть и выгодным ремеслом. Купец обязан быть выгсокоморальныш человеком: «Но при смелости он должен быть верным и честным и не стремиться ради своей выгоды к убытку других людей и ради своей выводы не искать вреда людям».

Он должен быть также честным и благородным: «Пусть он не делает себе привычкой стесняться наживы, но и не приучается к неблагородству, ибо мастера этого ремесла говорят: основа торговли - приобретение и благородство. Разве

18 Цит. по: Мец А. Мусульманский Ренессанс. - М.: ВиМ, 1996. -С. 438.4

19 Кабус-наме/ Пер. и прим. Е. Э. Бертельса. - М.: Изд-во восточной литературы, 1958. - С. 179.

приобретение не охраняет имущество, а благородство сон?»; «При покупке и продаже будь ловок, и честен, и правдив».

Кей-Кабус предостерегает от обмана и восхваляет доверие: «Пока можешь, берегись обмана, ибо кто раз стал обманщиком, тому никто уже не доверяет. Держись прямоты, ибо лучшее правило - прямота. Будь хорош в сделках и честен в торговле. Никому ничего не обещай, а если обещаешь, не нарушай обещания. При торговле не говори лжи. Если заговоришь, говори правду, чтобы господь всевышний благословил твое дело».

Не обошлось и без прагматизма, который всегда дополнял этику: «Своей рукой никогда не пиши обязательств, чтобы иметь всегда возможность отказаться, если тебе захочется».

В целом же мусульманские купцы дорожили своей репутацией. Пример тому - торговая поездка в Индию Афанасия Никитина в 1466-1472 гг. Ограбленный на чужбине разбойниками, оставшийся без денег и товаров, он между тем вдруг оказался в состоянии закупать товары на немалую сумму, тем самым получив возможность продолжить купеческую деятельность. Из текста сочинения неясно, как были получены деньги, но, судя по тому, что он совместно путешествовал с группой мусульманских купцов (да и сам выдавал себя за купца с Хорасана), видимо, именно у них и были заняты средства.

При всем незавидном положении А. Никитина на чужбине в его книге нет ни одной жалобы на обман или притеснение со стороны местных купцов (за исключением явного недоразумения, вызванного незнанием местными торговцами нужных для Руси товаров).

Будущее исламской экономики

Только учитывая принятое в исламе добронравие купца как религиозной обязанности, можно понять, как враждебно воспринимаются в исламских странах нравы современной транснациональной экономики, постоянно сотрясаемой коррупционными скандалами и характеризующейся низким уровнем доверия. В этих условиях призывы фундаменталистов к построению экономики, определяемой этикой ислама, вовсе не выглядят безумной прихотью, но являются вполне

адекватной в рамках их культурных традиций попыткой преодолеть кризис доверия в современной экономике.

Всеобщая исламская декларация прав человека (принята по инициативе Исламского совета Европы и зачитана 19 сентября 1981 г. в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО, генеральным секретарем Исламского Совета г-ном Салемом Азамом) содержит следующий пункт, направленный на поддержание доверия в экономике: «Для обеспечения развития сбалансированной экономики и предотвращения возможности эксплуатации в обществе, исламский закон запрещает монополии, чрезвычайно закрытую коммерческую практику, ростовщичество, использование принуждения при заключении сделок и публикацию заведомо ложной рекламы»20.

Как и в период золотого века халифата предполагается, что доверие в торгово-промышленной среде будет поддерживаться двумя способами. Первый - самосовершенствование торговца через религию, с постоянным стремлением к соблюдению всех предписанных моральных норм. Второй - постоянный контроль государства за нравственностью в торговле и жестокое наказание за нарушения доверия в торговых делах или обман покупателя.

Роль государства в поддержании доверия, согласно концепции исламской экономики, огромна и не может быть сокращена без ущерба для общества. Государство фактически выступает гарантом доверия. К примеру, один из сторонников исламской экономики Монзер Кахф прямо предлагает предусмотреть обязательства государства погасить долги умершего мусульманина, ибо такая гарантия «обеспечивает стабильность и уверенность для кредита в исламской экономике»21.

Пока сложно судить о том, насколько экономикам мусульманских стран удастся быть успешными при выбранном пути развития. Но можно утверждать, что требование исламской экономики при ведении дел исходить не только из материальных интересов, но и из социальных и этических, а также пристальное внимание к проблемам нравственности и доверия на фоне кризиса доверия в международной экономике европейско-американского образца послужат важным конкурентным преимуществом исламского мира.

20 URL: http:// www.centrasia.ru/cnt2.php?st-1047062102

21 Цит. по: Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. - С. 149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.