Научная статья на тему 'Доверие в социальном управлении банковской сферой'

Доверие в социальном управлении банковской сферой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ К БАНКАМ / ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕПУТАЦИЯ / РЫНОК БАНКОВСКИХ УСЛУГ / СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ДОВЕРИЯ КЛИЕНТОВ К БАНКУ / STRATEGY OF INCREASING THE LEVEL OF CLIENTS' CONFIDENCE IN BANKS / CONFIDENCE IN BANKS / CONFIDENTIAL RELATIONS / REPUTATION / BANKING SERVICES MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубев Николай Константинович

В статье проведен анализ формирования характера доверительных ожиданий и их реализации в действии в одной из проблематичных сфер экономической жизни современной России банковской системе, а именно анализ доверительных ожиданий и поведения частных вкладчиков банков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFIDENCE AS A PART OF SOCIAL MANAGEMENT IN BANKING AREA

The article gives an analysis of forming character of confidential expectations and its realization in one of problematic zones of modern Russian economy in banking system, namely analysis of confidential expectations and behavior of private depositors.

Текст научной работы на тему «Доверие в социальном управлении банковской сферой»

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ

Н.К. Голубев

ДОВЕРИЕ В СОЦИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ БАНКОВСКОЙ СФЕРОЙ

ГОЛУБЕВ Николай Константинович - докторант социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье проведен анализ формирования характера доверительных ожиданий и их реализации в действии в одной из проблематичных сфер экономической жизни современной России - банковской системе, а именно анализ доверительных ожиданий и поведения частных вкладчиков банков.

Ключевые слова: доверие к банкам, доверительные отношения, репутация, рынок банковских услуг, стратегия повышения уровня доверия клиентов к банку.

Доверие является значимым социальным ресурсом любого общества, способствующим формированию комфортных условий для человеческой жизнедеятельности. Дефицит доверия входит в число наиболее значимых причин социальной напряженности, кризиса института гражданского общества. Тем более трудно переоценить значение изучения всех аспектов доверия в современной российской действительности, характеризующейся не раз происходившей радикальной сменой политических, социально-экономических и духовных ориентиров. Соответственно одной из первостепенных на данный момент задач общественного развития становится обеспечение повышения уровня доверия во всех сферах жизни общества. Кризис доверия наблюдается на всех уровнях. В числе наиболее интенсивных его проявлений стало охватившее большую часть населения недоверие к банковской системе, особенно в свете все более остро развивающегося глобального финансового кризиса.

Научная разработка данной проблемы, находящейся на стыке целого ряда отраслей знаний - экономики, социологии, психологии, - пока еще существенно отстает от исследований в рамках собственно каждой известной научной дисциплины, а также от требований, которые предъявляют современные процессы корпоративного развития. Понимание истоков до-

верия к преобразованиям в каждой организации и в масштабе всей экономики страны, его оценка и прогнозирование призваны создать основу как для обеспечения соответствия реформ интересам, чаяниям и устремлениям всех слоев населения, так и для массовой поддержки и успешной реализации осуществляемых перемен.

Концептуализацию понятия «доверие» можно провести путем выделения его структуры, что позволит в дальнейшем разработать надежный инструментарий для экспериментального исследования доверия. На основании теоретического анализа понятия представляется возможным выделение двух основных компонентов в структуре доверия: доверительных ожиданий и реализации в действии. В наших ожиданиях содержится предполагаемый результат взаимодействия, а также его оценка с точки зрения полезности и приемлемости. В таком случае доверительными становятся ожидания желаемых результатов предполагаемого или текущего взаимодействия. Все социальное взаимодействие является бесконечным процессом действия на основании ожиданий, которые частично являются когнитивными, частично эмоциональными и частично моральными, при этом действие на основе ожиданий становится необходимым условием для того, чтобы можно было говорить о доверии. Нашей дальнейшей задачей становится анализ формирования характера доверительных ожиданий и их реализации в действии в одной из проблематичных сфер экономической жизни современной России - банковской системе, а именно анализ доверительных ожиданий и поведения частных вкладчиков банков.

В рамках изучения проблемы размещения частных депозитов понятие доверия возникает на этапе анализа решения о распределении дохода. Банк является последним элементом цепочки «Национальная экономика -Финансово-кредитная система - Банковская система - Банк». Надежность национальной экономики и финансово-кредитной системы оценивается на самом абстрактном уровне: если они характеризуются нестабильностью и частыми кризисами, вероятность формирования доверительных ожиданий относительно них снижается. Свойства этих систем становятся содержанием контекста, влияющего на воспринимаемую надежность менее абстрактного объекта доверия - банковской системы.

По отношению к конкретному банку доверительные ожидания формируются в случае, если этот банк представляется надежным. Подобные ожидания являются необходимым, но не достаточным условием для того, чтобы мы могли говорить о доверии по отношению к банку. Эти ожидания всегда должны быть реализованы в поведении, которое в нашем случае выражается в открытии и обслуживании вклада в банке1.

Информация, которую мы используем при оценке надежности, относится к двум различным категориям: это некоторые качества, присущие

1 См.: Богданова, Е.В. Структура доверия в отношениях «клиент-банк» // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2005. - Том VIII. - № 1.

собственно объекту доверия (честность или эффективность), а также контекст, в котором действует объект доверия, т. е. внешние влияния, способные изменить его надежность. Таким образом, мы можем говорить о первичной и выводимой надежности.

Как мы уже отметили, объектом первичной надежности в нашем случае выступает конкретный банк. В качестве оснований для ее формирования выделяют три фактора: репутацию, исполнение и презентацию. Репутация напрямую связана с прошлым опытом. Люди или социальные объекты, относительно которых мы рассматриваем вопрос о доверии, существовали вокруг нас какое-то время, поэтому нам могут быть известны все случаи нарушения или подтверждения доверия с их стороны. Мы получаем эту информацию из различных источников, которые становятся вторичными объектами доверия. Подобные вторичные объекты создают так называемую репутационную связь между первичным объектом доверия и его субъектом.

Существует одна важная характеристика, которая влияет на оценку репутации - это последовательность и целостность прошлых поступков, которая делает ситуацию взаимодействия предсказуемой. В силу того что в России большинство банков существует чуть более 10 лет, в более выгодной ситуации оказываются бывшие государственные банки, имеющие долгую историю существования. С другой стороны, стабильность, выражающаяся в том, что банк продолжил функционирование после кризисов 1998, 2008 гг., в некоторой степени служит заменой продолжительности взаимодействия и также влияет на формирование положительной репутации банка. Эта характеристика оценивается клиентами на основе информации, которая становится доступной как на личном опыте, так и благодаря другим источникам, роль которых будет рассмотрена ниже.

При принятии решения о сбережении большую важность для российских домохозяйств имеет репутация банка. Исполнение банками своих функций тесно связано с ожиданиями технической компетентности. Суждения о технической компетентности могут строиться на основании личного опыта взаимодействия с банком. Если клиента не устраивает то, что банк периодически отказывает в выплате наличных со счета, на основании этого он может сделать вывод о его финансовой несостоятельности. Однако предложенный пример также относится к третьей характеристике, на основании которой делается вывод о надежности объекта доверия. К фактору презентации относятся некоторые внешние качества объекта доверия, на основании которых делаются выводы о его надежности. Данный фактор в большей степени оказывает эмоциональное воздействие и проявляется через сотрудников, непосредственно работающих с клиентами, а также через внешний вид помещений. Кроме того, сюда относится рекламное воздействие, которое в самом начале развития банковской системы являлось практически единственным способом демонстрации ка-

чества банковских услуг и надежности банка клиентам, не обладающим специальным знанием и не имеющим возможности получить информацию относительно репутации вновь созданных банков.

Воспринимаемая надежность объекта и формирующиеся на ее основе ожидания определяют характер второй составляющей доверия - реализации через действие. Реализация доверительных ожиданий, степень и характер реализации в действии зависит от шести условий: 1) последствий, которые будет иметь для нас действие, совершенное на основе доверительного ожидания; 2) длительности отношений, в которые мы вступаем на основании доверия; 3) возможности прекращения реализации как противоположности необратимости решения; 4) степени риска; 5) наличия или отсутствия страховки или других гарантий относительно потерь в случае нарушения доверия; 6) ценности предмета доверия. Открывая счет, вкладчик оценивает перечисленные условия. В качестве ожидаемого результата действий выступает получение процентов по вкладу, сохранение денег и получение банковских продуктов. В сочетании с воспринимаемой степенью риска, которая зависит от экономической и политической ситуации в стране в момент открытия вклада, эти факторы могут повлиять как на повышение, так и на понижение степени реализации. На нее также влияют наличие гарантий или страхования частных вкладов. Согласно теории рационального выбора, одним из условий принятия потенциальным клиентом решения обратиться в банк является наличие информации, достаточной для рациональной оценки ситуации, а базовыми переменными, определяющими поведение индивидов, становятся ожидаемая ценность и ожидаемая вероятность результата взаимодействия.

Однако для рынка банковских услуг характерны две основные проблемы:

ограниченность доступа потенциальных клиентов к информации о реальном финансовом состоянии и политике банков;

неспособность большинства частных вкладчиков адекватно интерпретировать доступную информацию.

В процессе проявления и оправдания доверия первичным объектам (то есть доверие, включающее ожидания и реализацию по отношению к банкам), возникают вторичные объекты доверия - свидетельства экспертов, надежных источников, относящиеся к надежности объектов, которым мы предполагаем доверить что-либо, а также «посредники ответственности», обеспечивающие заслуживающее доверия поведение1. Как уже отмечалось, обращение к ним происходит в ситуации, когда у вкладчика недостаточно информации или навыков для того, чтобы вынести самостоятельное суждение о надежности банка. В качестве вторичных факторов, влияющих на формирование доверия населения к различным финансовым институтам, выделяются, например, коллективные представления, фор-

1 См.: Богданова, Е.В. Структура доверия в отношениях «клиент-банк» // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2005. - Том VIII. - № 1.

мирующиеся в публичном общении и в приватной сфере1. Первое связано со средствами массовой информации и коммуникации, вторая в сильной степени связана со своим личным опытом и с мнением друзей и знакомых.

Согласно рассмотренной структуре доверия основное внимание обращается на анализ воспринимаемой клиентами надежности банка как первичного объекта доверия, а также роль вторичных объектов в формировании доверительных ожиданий по отношению к финансовому институту. На формирование доверия населения к различным финансовым институтам значительное влияние оказывают коллективные представления, которые формируются, с одной стороны, в публичном круге общения, связанном со средствами массовой информации и коммуникации, а с другой -в приватной сфере, в которой высока значимость личного опыта и мнения друзей и знакомых. В соответствии с тем, каким образом представляется компания и ситуация в целом, возникает система индикаторов риска и благополучия, а также определяется круг информационных источников, заслуживающих доверия, и выстраивается стратегия действий.

Укрепление доверия к банковской системе - это задача общегосударственного масштаба, требующая объединения усилий не только государства, но и банков, населения, что позволит в будущем создать условия для повышения качества жизни населения и, безусловно, для дальнейшего развития российской банковской системы.

Результаты многих исследований свидетельствуют о том, что ключевыми факторами в восприятии потенциальных клиентов банка на сегодняшний день являются: уровень доверия опрошенных, профессионализм сотрудников и качество обслуживания, а также наличие долгосрочных отношений с банком. Доверие к банку - это ключевой момент в восприятии банка клиентом и основной фактор при выборе того или иного банковского учреждения. Репутация банка, отзывы, финансовые показатели и тарифы, безусловно, влияют на уровень доверия к банку, но в сознании каждого клиента складывается индивидуальное субъективное отношение к банку, которое, в большей мере, основывается на личной оценке в ходе получения услуги и общения с сотрудниками банка. У банка есть возможность либо завоевать доверие клиента, либо оставить в его сознании негативное впечатление и навсегда потерять его. Результат и период сотрудничества с клиентом непосредственно зависит от качества обслуживания каждым отдельным сотрудником в каждом отделении. И если после всего одного визита клиент останется неудовлетворенным работой конкретного сотрудника, то он останется неудовлетворенным работой банка в целом. Необходимо понимать, что если финансовое учреждение не будет стремиться к привлечению клиентов, качественной работе с ними и повышению их лояльности, в долгосрочной перспективе оно не может быть прибыльным.

1 Кузина, О.Е. Формирование доверия в массовом инвестиционном поведении // Социологический журнал, 1999.

Грамотно реализуемая политика банка, учитывающая влияние на уровень доверия клиентов коллективных представлений, сформированных с одной стороны, в публичном круге общения, связанном со средствами массовой информации и коммуникации, а с другой - в приватной сфере, в которой высока значимость личного опыта и мнения друзей и знакомых, а также включающая в себя меры по воздействию на эти факторы, способна повлиять на уровень доверия клиентов и потенциальных клиентов к данному финансовому институту. Подобная стратегия основана на таких принципах, как адаптация банковских продуктов и услуг к потребностям конкретного клиента, обеспечение необходимого качества обслуживания, учет особенностей бизнеса клиента.

Кроме того, нельзя не признать зависимость доверия населения к банкам от доверия к государству и проводимой им кредитно-денежной политики. Соответственно поддержка банка со стороны государства в виде участия в составе акционеров, предоставления финансовой поддержки для поддержания ликвидности и т. д. является гарантией высокого уровня доверия к данному финансовому институту в сложившейся на данный момент текущей рыночной ситуации. Увеличению уровня доверия также может способствовать привлечение в состав акционеров какого-либо крупного авторитетного международного инвестора.

Среди тенденций современного времени можно также выделить уменьшение уровня доверия к рейтинговым агентствам и международным аудиторским компаниям, прогнозы которых все чаще не соответствуют действительности. Ранее высокий рейтинг от таких авторитетных рейтинговых агентств как Moody's Investor Service, Fitch и S&P являлся достаточным показателем надежности финансового института и определял уровень доверия к нему инвесторов и клиентов. Однако прогнозы рейтинговых агентств в условиях кризиса все чаще вызывают сомнения в их полной достоверности, что все чаще подтверждается банкротством банков с высокими рейтингами.

Следовательно, банк с грамотно построенной клиентоориентированной стратегией в сочетании с поддержкой государства будет иметь максимальный уровень доверия со стороны населения в условиях текущей ситуации на финансовом рынке.

Список литературы

1. Экономика и социология доверия / под ред. Ю.В. Веселова. - СПб.: Социологическое общество им М.М. Ковалевского, 2004.

2. Артюхин, А. Прогноз развития российской банковской системы: Рейтинговое агентство Moody's Investors Service, 2008.

3. Геращенко, В.В. Россия и деньги. Что нас ждет? - М., 2009.

4. Сасаки, М., Латов Ю., Ромашкина, Г., Давыденко, В. Доверие в современной России // Вопросы экономики. - 2010. - № 2. - С. 84.

5. Фукуяма, Ф. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния. - М., 2006.

© Голубев Н.К., 2011

Л.С. Львов

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛЬВОВ Лев Сергеевич - заместитель главы Ленинского муниципального района Московской области (e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена перспективам дальнейшего демографического, политического и социально-экономического развития России, которые во многом определяются параметрами сложившейся миграционной ситуации в стране. Рассматриваются вопросы контроля трудовой миграции со стороны городских властей столичного мегаполиса, а также схема привлечения иностранных рабочих сил для трудовой деятельности. Ключевые слова: трудовая миграция, концепция государственной миграционной политики, адаптация и интеграция мигрантов.

Согласно среднему варианту прогноза Росстата в 2010-2020 гг. благодаря принимаемым мерам в области демографической политики удастся добиться замедления процесса депопуляции и достичь относительной стабилизации численности населения страны. Основной проблемой в этот период будет заметное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте. Сокращение трудоспособного населения может осложниться тенденцией замедления миграционного прироста, который в 2010 г. составил 158 тыс. человек, что почти на 90 тыс. меньше, чем в 2009 г.

Этот период связан с модернизацией российской экономики и переходом на инновационный сценарий развития. Присущие ему процессы будут сопровождаться увеличением спроса на труд в целом, а также изменением его профессионально-квалификационной структуры, которые не в полной мере смогут удовлетворяться за счет национальных трудовых ресурсов.

В сложившейся ситуации назрела необходимость как повышения мобильности российского населения, так и оптимизации международных миграционных потоков в соответствии с потребностями социально-экономического и демографического развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.