Научная статья на тему 'Доверие при инвестировании предпринимательств'

Доверие при инвестировании предпринимательств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
361
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ / CONFIDENCE / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / РИСКИ / RISKS / ПРОЕКТ / PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларионов Валерий Глебович, Цыренов Анатолий Ринчинович, Бордоев Доржи Гармаевич

В статье рассматривается доверие с экономической точки зрения при инвестировании капитала; исследуются теоретические аспекты проблемы доверия, связь доверия с инновациями, конкурентоспособностью бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFIDENCE AT INVESTMENT OF BUSINESSES

The article considers confidence from the economic point of view at investment of capital; the theoretical aspects of problem are researched, relationship between confidence and innovations, business competitiveness.

Текст научной работы на тему «Доверие при инвестировании предпринимательств»

УДК 316.47

ДОВЕРИЕ ПРИ ИНВЕСТИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВ

© Ларионов Валерий Глебович, доктор экономических наук, профессор, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана Россия, 105005, г. Москва, ул. 2-я Бауманская, 5 E-mail: fregat102@mail.ru

© Цыренов Анатолий Ринчинович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория, национальная и мировая экономика», Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В E-mail: drg-2@list.ru

© Бордоев Доржи Гармаевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория, национальная и мировая экономика», Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В E-mail: fregat102@mail.ru

В статье рассматривается доверие с экономической точки зрения при инвестировании капитала; исследуются теоретические аспекты проблемы доверия, связь доверия с инновациями, конкурентоспособностью бизнеса.

Ключевые слова: доверие, инвестиции, риски, проект.

CONFIDENCE AT INVESTMENT OF BUSINESSES

Valeriy G. Larionov, DPhil in Economics, Professor, Moscow State Technical University named after E. Bauman 5 2d Baumanskaya St., Moscow, 105005 Russia

Anatoliy R. Tsyrenov, PhD in Economics, A/Professor, Department of Economic Theory, National and World Economy, East-Siberian State University of Technologies and Management 40V Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, 670013 Russia

Dorzhi G. Bordoev, PhD in Economics, A/Professor, Department of Economic Theory, National and World Economy, East-Siberian State University of Technologies and Management 40V Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, 670013 Russia

The article considers confidence from the economic point of view at investment of capital; the theoretical aspects of problem are researched, relationship between confidence and innovations, business competitiveness. Keywords: confidence, investment, risks, project.

Стратегический успех определяется не только состоянием рынка и экономическими связями, но и действиями человеческих ресурсов. Для эффективного управления и рационального использования возможностей внешней среды менеджмент нуждается в оценке доверия к покупателям, а заказчики нуждаются в доверии со стороны менеджеров фирм для более полной адаптации к организационным условиям. Взаимное доверие служит базой взаимопонимания и гармонии, детерминирует мотивацию к достижениям и является обязательным условием делегирования и командной работы.

В настоящее время актуальна не столько проблема «доверие/недоверие», сколько расчет оптимальной степени доверия, способствующей снижению рисков для эффективной деятельности в определенных условиях. Это приобретает особую актуальность в период подготовки и проведения организационных перемен, поскольку атмосфера взаимности, поддерживаемая и оберегаемая менеджерами и подчиненными, способствует хорошему применению имеющегося потенциала организации. Доверие во многом определяет окончательную стоимость и результативность организационных изменений.

Понимание значимости доверия для успеха и результативности организационной деятельности привело к тому, что к началу 1970-х гг. был выработан ряд подходов к изучению данного феномена. Доверие рассматривают как результат индивидуального опыта в развитии взаимоотношений с находящимися вокруг людьми или как необходимость риска ради достижения собственных целей. Общим в данных подходах является решение о доверии/недоверии к другим людям в ситуации неопределенности, а также связь данного решения с рисками. Многие эксперты концентрируют внимание на социальных последствиях решения о доверии/недоверии к другим людям, которые выражаются в результативности данного решения, адекватной ответной реакции, изменении характера отношений. Ученые обнаружили связь между степенью риска оказания доверия/недоверия с результативностью и результатами.

Высокая степень риска при положительном результате приводит к установлению высочайшего уровня доверия, а при негативном — низкого или даже его отсутствия.

Средние риски в случае удачи приводят к среднему уровню доверия, а в случае неуспеха — к низкому.

Низкий уровень риска независимо от итогов определяет низкий уровень доверия.

Таким образом, несмотря на изначальный уровень риска, негативный итог взаимодействия закономерно ведет к падению доверия.

При этом следует учитывать тот факт, что только высокая степень предпринимательского риска (надежности), при условии положительного результата, приводит к высокой степени доверия. А это может быть только в условиях максимально возможного доверия и предпринимательской свободы. Следовательно, управление фирмами с учетом доверия как одного из факторов надежности бизнеса является необходимым условием повышения эффективности управления ресурсами современных (особенно наукоемких) предприятий. Это позволяет обеспечивать рациональность использования творческого потенциала работников, повышать устойчивость организаций в условиях неопределенности, в которых они функционируют в настоящее время.

Было установлено, что «доверие или недоверие» имеет кольцевой характер, а поведение, выражающее «доверие или недоверие», ведет к беспричинному ужесточению и повторению данных модификаций поведения и к соответствующему им изменению среды.

Инновационные исследования выявили доминирование иррациональных компонентов принятия решения над рациональными. В вопросах «доверия и недоверия» иррациональные факторы приобретают еще большее значение, поэтому почти все эксперты убеждены, что этот феномен тесно связан с понятием «вера/религия». В зависимости от степени иррациональности решения о доверии выделяют положительное доверие, основанное на убежденности в себе и других, и негативное доверие, которое может быть результатом конформизма, импульсивности, наивности, азарта или отчаяния [2].

Любой вид предпринимательской деятельности основан не только на бизнес-идее, но и на доверительных отношениях между производителем и вероятными покупателями. В особенности это принципиально для инновационного бизнеса, когда правильный выбор идеи и поля доверительных взаимоотношений имеет принципиальное значение, фактически являясь залогом будущего успеха или неудачи проекта. Можно сказать, что постоянный поиск новейших идей является «двигателем» инновационного бизнеса и, в достаточно высокой степени, научно-технического прогресса. Однако отсутствие формирования доверия как некой оболочки для реализации хоть какой-нибудь идеи в большинстве случаев приводит к отрицательным результатам ее внедрения на рынок, то есть ее коммерциализации.

Идея — это то, с чего начинается процесс инновационного предпринимательства. Толчком к возникновению инновационной идеи служат опыт, знание, способности и аккумулированная творческая энергия. Но это недостаточные условия для возникновения идеи. Должна присутствовать атмосфера доверия, являющаяся питательной средой для возникновения идеи и ее воплощения в тот или иной экономический продукт. Образно говоря, идея развивается аналогично ребенку, находящемуся в плаценте матери, аналогом которой выступает доверие.

Но предпринимательских идей требуется множество. Отсюда следует, что в случае отсутствия доверительных отношений как питательной среды для рождения все новых и новых идей нельзя ожидать необходимой инновационной активности в сфере предпринимательства.

Это объясняет то, что доверие сегодня становится категорией, которую обязаны учитывать компании при разработке собственных стратегических планов. При этом не только в отношении рыночных (внешних) аспектов своей деятельности, но и в отношении организации внутренних систем управления.

При этом следует учитывать тот факт, что исключительно высокая степень предпринимательского риска (при условии положительного итога) приводит к высочайшему уровню доверия. А это возможно исключительно в условиях максимально возможного доверия и предпринимательской свободы. Следовательно, управление предпринимательскими структурами с учетом доверия как одного из факторов, характеризующих риски, которые сопровождают деятельность компаний, является необходимым условием увеличения эффективности управления интеллектуально-креативными ресурсами передовых (особенно наукоемких) предприятий. Это позволяет обеспечивать рациональность применения креативного потенциала сотрудников, увеличивать устойчивость организаций в условиях неопределенностей, в которых они функционируют в реальное время.

Однако потенциально новый продукт, сделавший прорыв во времени и исследованиях, не всегда несет доверие к себе покупателей, не готовых к принятию настолько новых технологий, и бывает совсем нередко воспринят как что-то ненужное, опасное или гадкое. Ярчайшим примером неготовности людей к нововведениям является появление автомобиля, без которого сегодня мы не мыслим собственной жизни.

До выхода в свет автомобиля во всем мире достаточно успешно использовались упряжи, запряженные лошадьми. С помощью карет, повозок и дилижансов на протяжении многих веков достаточно успешно перевозилась почта, банковские средства, пассажиры и т. д. В зависимости от цели и дальности путешествия в дилижанс либо карету запрягалось от двух до четырех пар лошадей, которые обеспечивали немыслимую по тем временам тягловую мощь. Но время шло, и с началом научно-технической революции, которая пришлась на начало двадцатого века, разумы людей все более отходили от старых стандартов — стали появляться диковинные машины, способные сменить в работе очень много людей. Именно так и вышло в Великобритании. Именно в данном государстве темпы технологического прогресса в то время достигли наивысшего показателя, производство резко пошло в гору вследствие внедрения новейших технических изобретений. Но была и оборотная сторона медали — очень большой травматизм при взаимодействии человека и машины, а также огромное количество безработных, которые в один момент очутились на улице из-за того, что работу многих сотен людей стал с успехом исполнять один прогрессивный механизм. Все это привело к резко отрицательному отношению основной массы людей к новым, эффективным механизмам и многочисленным стычкам людей и машин, которые нередко заканчивались очень плачевно для обеих сторон.

Приблизительно то же самое наблюдалось и при выходе в свет первых автомобилей. Естественно, все новое всегда вызывает изумление, и в том числе ужас — вот и «четырехколесный монстр» (именно так автомашину окрестили на заре его существования) вызывал поначалу самые негативные чувства.

Первые автомобили не были настолько безопасны, как сейчас, — часто возникали ситуации, в которых погибали люди, это стало начальный точкой для провозглашения настоящей охоты на этих «чудовищ». При этом никак не спасало даже то, что первые авто были доступны лишь очень зажиточным людям, а значит и охранялись соответственно. Автомобили сжигали, обливали кислотой, закидывали камнями.

Кроме того, для введения в использование автомобилей необходимо было соответственно менять всю существующую систему путевого перемещения, а это было связано с большими экономическими затратами. Нужно было увеличивать старые улочки, создавать автомобильные мастерские и повышать зарплату полисменам, которым с каждым днем было все трудней и трудней уследить за порядком на улице.

Еще одним важным фактором было то, что появление машины разрушало все имеющиеся на то момент экономические договоренности по перевозке, и это ни в коей мере не радовало владельцев конюшен и конезаводов. Естественно, что они никак не хотели выходить из игры и терять такой доходный бизнес, а поэтому пытались постоянно дискредитировать машины и запретить их производство. Но со временем бизнес на производстве и обслуживании машин стал еще более доходным, и постепенно страсти улеглись.

Но вплоть до начала Первой мировой войны автомобиль все-таки был явлением достаточно диковинным и одиночным, так как не существовало подходящего топлива. Ситуация резко поменялась с разработкой дизельного топлива — именно этот вид энергетической смеси сделал возможным массовый выпуск автомобилей. Вскоре машины заняли подобающее им положение, которое с успехом удерживают на протяжении целого века [5].

Контакт человека с окружающим и с искусственно перевоплощенным (предметным) миром определяется предохранительными биоэнергетическими процессами организма. Реакцией на разное внешнее (естественное, общественное, научно-техническое и т. п.) воздействие находящейся вокруг среды является генерирование его творческой энергии, которую можно окрестить основным источником экономических и социальных преобразований в обществе.

«Жизнь есть выражение разума в природе», следовательно, чем больше творческая энергия каждого из субъектов, тем в более мощные струи других видов энергии она имеет возможность быть преобразована и тем абсолютнее будет удовлетворяться нужда в восполнении человеком его биологической энергии, обеспечивающей его жизнестойкость [4].

Инвестиционный климат (англ. investmentclimate) — экономические, политические, финансовые условия, оказывающие влияние на приток внутренних и внешних инвестиций в экономику страны. Благоприятный климат характеризуется политической устойчивостью, наличием законодательной базы, умеренными налогами, льготами, представляемыми инвесторам [8].

Однако данное определение инвестиционного климата отражает влияние только внешних факторов и не учитывает внутренние факторы, в частности, фактор доверия. Рассмотренное значение фактора доверия позволяет утверждать, что условия для создания инвестиционного климата определены недостаточно.

Безусловно, инвестиционный климат является частью общей организационной культуры, которая оказывает на него соответствующее влияние. Чаще всего под ним понимается комплекс условий, способствующий усилиям работников в выдвижении и реализации новых идей и предложений. Наиболее благоприятный инвестиционный климат характеризуется общей направленностью на инно-вационность как ясно выраженную цель, достигаемую общими усилиями, а также высокой степенью взаимного доверия, децентрализацией принятия решений и финансового контроля. Руководство фирмы Полисар (США) включает в инвестиционный климат такие параметры, как:

- «видение» персоналом фирмы основных направлений и будущих ориентиров научно-технического и рыночного развития;

- целенаправленные усилия по выдвижению новых идей и преодолению бюрократических организационных барьеров; развитие творческих способностей персонала; расширение полномочий иннова-торов; усиление внимания всех работников к достижению высокого качества и образцового состояния фирмы;

- понимание каждым работником своей роли в общих усилиях по реализации инновационной стратегии;

- восприятие динамичных научно-технических и организационных изменений на всех уровнях руководства компании.

Поскольку работа, в основе которой лежат знания, содержит множество неосязаемых аспектов, не выраженных непосредственно атрибутов и ценностей, общая позиция менеджмента и атмосфера доверия приобретает особое значение в развитии инновационной деятельности в организации.

Доверию в современных исследованиях уделяется большое внимание. Оно определяется как вера в то, что те, от кого мы зависим, оправдают наши ожидания, и рассматривается как определенный ресурс, как форма капитала сотрудничества, использование которого может привести к большим преимуществам [7]. Доверие, с одной стороны, получает возрастающее значение для адаптации организации к современной быстро изменяющейся внешней среде, поскольку организации, основанные на климате доверия, лучше реагируют на внешние изменения. С другой стороны, доверие необходимо с точки зрения условий, когда авторитарное отношение к отдельному работнику уходит в прошлое, и ему доверяется наибольшая самостоятельность, как никогда раньше.

Таким образом, создание благоприятного инвестиционного климата, как правило, предполагает, с одной стороны, атмосферу доверия, выявление и преодоление факторов, «блокирующих» творческие усилия, и совместную поисковую работу персонала, а с другой стороны, расширение полномочий инноваторов на рабочем месте и в группе, использование организационных и психологических инструментов, помогающих «генерировать» новые идеи.

Безусловно, благоприятный инвестиционный климат в организации является важнейшим фактором, способствующим генерированию инновационных идей. Но идеи приходят не так часто, как нам хотелось бы, и в большинстве случаев так и происходит. Тогда не остается ничего иного, как систе-матическиискать идеи.

К факторам, блокирующим инновационную деятельность, относятся: недоверие менеджеров к выдвигаемым снизу новым идеям; необходимость множества согласований по новым идеям; вмешательство других отделов в оценку предложений; незамедлительную критику и угрозы увольнения в связи с допущением ошибок; контроль за каждым шагом инноватора; кулуарное принятие решений по инновационному предложению; передачу нижестоящим руководителям указаний, сопровождаемых угрозами; возникновение у вышестоящих руководителей «синдрома всезнающих экспертов» (в этом отношении классическим является пример с корпорацией IBM.

В 1959 г. малая инновационная фирма «Халойд» предложила IBM лицензию на продажу высокоточного копировального аппарата модели № 914. Эксперты IBM после трехмесячного исследования пришли к выводу, что его потенциал в масштабах мирового рынка составляет 5 тыс. единиц. Одним из их главных доводов была дешевизна копировальной угольной бумаги! IBM по совету «экспертов» отказалась от предложения «Халойд». Десять лет спустя (1969 г.) объем годовой прибыли, получаемой «Халойд» (теперь известна как «Ксерокс») от реализации этого аппарата, составил 1 млрд дол.).

Факторами, поддерживающими иновационную деятельность, можно считать: предоставление необходимой свободы при разработке новшеств, обеспечение инноваторов необходимыми ресурсами и оборудованием, поддержка со стороны высшего руководства; ведение дискуссий и обмен идеями; поддержание эффективных коммуникаций с коллегами, другими подразделениями, вузами и внешними научными организациями; углубление взаимопонимания работников в фирме.

В той или иной мере риски есть в деятельности абсолютно всех хозяйствующих субъектов. Базовую классификацию рисков необходимо дополнить частными классификациями, базирующимися на специфике хозяйствующих субъектов. Однако ни один риск не будет принят организацией без соответствующего уровня доверия.

Одним из ключевых условий развития экономики России является активизация инвестиционного процесса. Инвестиции необходимы для успешной модернизации экономического комплекса, наращивания темпов производства, диверсификации экономики. В этой связи исключительно важную роль приобретает проблема формирования в нашей стране привлекательного инвестиционного климата.

В настоящее время единого подхода к рассмотрению инвестиционного климата не существует, это обусловливает острую необходимость методологических исследований в данной области.

Одни исследователи предлагают широкое определение инвестиционного климата, понимая под ним внешнюю среду, влияющую на инвестиционную деятельность компаний. Например, по мнению аналитиков Всемирного банка, инвестиционный климат представляет собой совокупность характерных для каждой местности факторов, определяющих возможности компаний и формирующих у них стимулы к осуществлению продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест и расширению своей деятельности.

В данном определении авторы не уточняют, какого рода факторы характеризуют ситуацию в стране, регионе или отрасли и стимулируют компании осуществлять инвестиционную деятельность. В них лишь говорится о том, что инвестиционный климат формирующих под воздействием не отдельных факторов, а всей их совокупности.

Другая группа исследователей дает более конкретное определение инвестиционного климата. Например, И. М. Волков и М. В. Грачева утверждают, что понятие инвестиционного климата включает в себя совокупность экономических, социальных, политических и культурных условий, обеспечивающих коммерческую привлекательность вложений в ту или иную страну или регион.

Для более детального анализа инвестиционного климата требуется выявить составляющие данного явления.

В соответствии с принятой нами точкой зрения инвестиционный климат региона состоит из двух элементов — инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности.

С методологической точки зрения следует четко разделять понятия инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности.

Сущность обеих категорий сводится к условиям, которые определяют необходимость вложения капитала в объект инвестирования.

К различиям следует отнести природу этих условий. Инвестиционный климат носит объективный характер, он один и тот же для всех групп инвесторов. В свою очередь, инвестиционная привлекательность — это оценка конкретным инвестором объекта инвестирования, т. е. у различных групп инвесторов могут быть разные взгляды на инвестиционную привлекательность одного и то же объекта инвестирования [8]. Таким образом, инвестиционная привлекательность формируется в субъективной среде, которая и представляет собой инвестиционный климат, т. е. является одной из его составляющих. Сама же инвестиционная привлекательность состоит из инвестиционного потенциала и риска.

Согласно мнению специалистов журнала «Эксперт», инвестиционный потенциал формируется как совокупность объективных предпосылок для инвестиций. Потенциал включает в себя комплекс макроэкономических показателей, например, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и др.

Инвестиционный риск — это вероятность потери инвестиций и дохода от них. Уровень инвестиционного риска страны или региона зависит от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуаций.

Второй составляющей инвестиционного климата является инвестиционная активность, возникающая между бизнес-партнерами. В. В. Комаров характеризует инвестиционную активность как реальное развитие инвестиционной деятельности в виде инвестиций в основной капитал. Схожего взгляда придерживаются И. В. Гришина, А. Г. Шахназаров и И. И. Ройзман, которые также определяют инвестиционную активность как развитие и интенсивность инвестиционной деятельности, характеризующиеся объемом и темпами привлечения инвестиций в основной капитал региона [1].

Некоторые ученые говорят о функциональной зависимости между инвестиционной привлекательностью, уровнем доверия и инвестиционной активностью. Следует отметить, что данное утверждение не всегда является верным. Положительные инвестиционные решения не во всех случаях принимаются под воздействием высокой инвестиционной привлекательности той или иной территории — более существенное влияние на инвестиционную деятельность оказывает наличие доверительных отношений сложившихся между бизнес-партнерами. Таким образом, корректнее говорить о тесной корреляционной связи между инвестиционной привлекательностью, уровнем доверия и активностью, а не о прямой функциональной зависимости.

Существующие методы оценки инвестиционного климата сводятся к достаточно примитивным математическим моделям, основное достоинство которых — простота исполнения.

Литература

1. Гришина И. В., Шахназаров А. Г., Ройзман И. И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализа взаимосвязей // Инвестиции в России. 2000. №4.

2. Мельников О. Н., Жаворонков П. В Доверие как фактор риска в предпринимательской и хозяйственной деятельности // Российское предпринимательство. 2011. № 9(2). С. 179-184.

3. Мозгоев А. О. О некоторых терминах, используемых в инвестиционных процессах // Инвестиции в России. 2002. № 6.

4. URL: http://ruaphil.albertina.ru (Н. А. Бердяев)

5. URL: http://8.psyland.peterhost.ru/articles/content/1086873144.html

6. Dumbloton J. Management of high technology research and development. Amsterdam, 1986. Р. 167.

7. URL: http://elib.org.ua/internationallaw/ua_readme.php?subaction=showfUll&id=1191586260&archive= &start_ from=&ucat=5&

8. URL: http://slovari.yandex.ru/

References

1. Grishina I. V., Shakhnazarov A. G., Roizman I. I. Kompleksnaya otsenka investitsionnoi privlekatel'nosti i in-vestitsionnoi aktivnosti rossiiskikh regionov: metodika opredeleniya i analiza vzaimosvyazei [Integrated assessment of Russian regions investment attractiveness, and investment activity: the method of determining and analyzing correlations]. Investitsii v Rossii — Investments in Russia. 2000. No. 4.

2. Mel'nikov O. N., Zhavoronkov P. V. Doverie kak faktor riska v predprinimatel'skoi i khozyaistvennoi deyatel'nosti [Trust as a risk factor in business and economic activity]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo — Russian En-trepreneurship. 2011. No. 9 (2). Pp. 179-184.

3. Mozgoev A. O. O nekotorykh terminakh, ispol'zuemykh v investitsionnykh protsessakh [On some terms used in investment processes]. Investitsii v Rossii — Investments in Russia. 2002. No. 6.

4. http//ruaphil.albertina.ru (N. A. Berdyaev)

5. http://8.psyland.peterhost.ru/articles/content/1086873144.html

6. Dumbloton J. Management of high technology research and development. Amsterdam, 1986. Р. 167.

7. http://elib.org.ua/internationallaw/ua_readme.php?subaction=showfull&id=1191586260&archive= &start_from=&ucat=5&

8. http://slovari.yandex.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.