Научная статья на тему 'Доверие к себе как фактор самоактуализации личности'

Доверие к себе как фактор самоактуализации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1781
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ДОВЕРИЕ К СЕБЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PERSON / CREDIBILITY / SELF-ACTUALIZATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Биличенко Екатерина Николаевна

В статье рассматривается проблема самоактуализации и доверия к себе в период профессионального обучения. Автор исследует взаимосвязь уровня самоактуализации с доверием к себе у студенток различных профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREDIBILITY AS A FACTOR OF A PERSON’S SELF-ACTUALIZATION

The article deals with the problem of self-actualization and credibility during professional studying. The author explores correlation between self-actualization and credibility, basing on the research involving students of various types of future professions.

Текст научной работы на тему «Доверие к себе как фактор самоактуализации личности»

УДК 159.922.1

Биличенко Екатерина Николаевна

Bilichenko Ekaterina Nikolaevna

dom-hors@mail.ru

ДОВЕРИЕ К СЕБЕ КАК ФАКТОР САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

CREDIBILITY AS A FACTOR OF A PERSON’S SELF-ACTUALIZATION

dom-hors@mail.ru

Аннотация:

Summary:

В статье рассматривается проблема самоактуализации и доверия к себе в период профессионального обучения. Автор исследует взаимосвязь уровня самоактуализации с доверием к себе у студенток различных профессий.

The article deals with the problem of self-actualization and credibility during professional studying. The author explores correlation between self-actualization and credibility, basing on the research involving students of various types of future professions.

Ключевые слова:

личность, доверие к себе, самоактуализация, профессиональное становление.

Keywords:

person, credibility, self-actualization, professional development.

Современная социально-экономическая реальность все больше требует от личности особых психологических навыков, компетенций и сил, которые позволят реализовать ей собственную траекторию развития. Поэтому изучение проблем индивидуального развития личности, личностных ресурсов и потенциалов, особенностей самоактуализации приобретает все большую актуальность как в общественной дискуссии, так и в научной среде.

Более полувека исследуют самоактуализацию такие зарубежные и отечественные ученые, как К. Гольдштейн, А. Ангьял, А. Маслоу, К. Рождерс, В. Франкл, А.В. Петровский, В.А. Петровский, Д.А. Леонтьев и т.д. [1, 2, 3, 4]. Наиболее широкая трактовка этого понятия сформулирована в контексте гуманистических концепций А. Маслоу и К. Роджерса, где под самоактуализацией понимается постоянный творческий процесс развития способностей, способ проживания и реализации личности в ходе жизни. Самоактуализация традиционно рассматривается как потребность, процесс и результат развития личности. Самоактуализация - это важнейший движущий механизм личности, определяющий перспективы ее развития и обуславливающий удовлетворенность жизнью.

В современных исследованиях проблема самоактуализации личности изучается во взаимосвязи с другими психологическими явлениями и феноменами: проявлениями субъектности, жизнестойкости, согласованностью «Я-концепции» и др. Главный фокус внимания зарубежных и отечественных исследователей находится в области изучения факторов, которые могут способствовать или затруднять самоактуализацию личности. Здесь авторы выделяют различные внешние аспекты и параметры, влияющие на самоактуализацию: социальная и экономическая ситуация, возраст, гендерные характеристики, профессиональная занятость, национальные особенности и др. Но все больший интерес исследователей вызывают факторы, которые могут быть отнесены к внутренним субъективным или личностным детерминантам - это самооценка, самоотно-шение, различные характерологические особенности, специфика эмоциональной сферы и т.д.

В ряду личностных факторов, связанных с особенностями самоактуализации, важное место занимает доверие как психологический феномен и черта личности.

Доверие к себе как одна из наиболее важных координат личности было выделено уже представителями гуманистического направления А. Маслоу, К. Роджерсом, которые считали, что психически здоровая личность обладает способностью самораскрытия, умением доверять хотя бы одному близкому человеку.

Явление доверия к себе - это рефлексивное субъектное образование, которое связано с такими внутриличностными образованиями, как самоуверенность, самоподдержка, самоуважение, самопринятие, саморуководство, интернальность в области достижений и некоторыми другими, но к ним несводимо, равно как не сводимы характеристики самоактуализирующейся личности к самому процессу самоактуализации. Параметрами доверия к себе являются такие характеристики, как осознание человеком своих потребностей, желаний, интересов, собственных возможностей, а также соотнесение потребностей с возможностями с содержанием собственных ценностно-смысловых образований [5].

Формирование конструктивных отношений с окружающим миром, по мнению Т.П. Скрип-киной, возможно только при доверии человека к себе и к миру, ибо доверие есть фундаментальное условие взаимодействия человека с миром. Но соотношение уровня доверия к миру и

доверия к себе находится в состоянии подвижного равновесия, которое, являясь непостоянным, нарушается. Нарушение этого равновесия вызывает стремление обрести баланс, благодаря чему субъект познает себя и окружающий мир [6].

В работах Т.П. Скрипкиной обозначено, что доверие к себе является условием существования личности как автономного суверенного субъекта активности, способного к постановке и достижению собственных целей [7]. Следовательно, доверие к себе связано с самоактуализацией личности.

Данное предположение было рассмотрено нами в контексте изучения особенностей самоактуализации личности на начальном этапе профессионального становления - этапе профессионального обучения.

Целью проведенного эмпирического исследования является выявление особенностей связи самоактуализации с доверием к себе как личностной характеристикой.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе Кубанского государственного университета. Выборка составила 153 человека - студентки факультетов управления и психологии и архитектуры и дизайна. В диагностических процедурах использованы следующие методики: САТ (модифицированный вариант опросника личностных ориентаций Э. Шосто-ма), методика «Оценка доверия к себе» Т.П. Скрипкиной.

Результаты и их обсуждение.

По итогам исследования выявлены три группы респондентов: респонденты с низкой тенденций к самоактуализации - 35 % от общей численности выборки, со средней тенденцией к самоактуализации - 54 %, с высокой тенденцией к самоактуализации - 18 %.

Корреляционный анализ результатов показал, что существуют некоторые особенности связи самоактуализации и доверия к себе, которые представлены нами в данной статье последовательно для каждой из трех групп респондентов: для респондентов с низкой тенденцией к самоактуализации, со средней тенденцией к самоактуализации, с высокой тенденцией к самоактуализации.

У группы респондентов, имеющих низкую тенденцию к самоактуализации, выявлена умеренная связь двух шкал самоактуализационного теста «ориентация на себя (шкала поддержки)» и «гибкость поведения». Ориентация на себя связана с такими сферами доверия к себе, как доверие к себе в умении строить взаимоотношения в семье (г = 0, 38; р < 0,005), с родителями (г = 0, 41; р < 0,005). Шкала гибкости поведения - способность менять свое поведение в зависимости от ситуации также связана с доверием к себе в умении строить взаимоотношения с родителями (г = 0, 41; р < 0,005), то есть респонденты с низкой тенденцией к самоактуализации способны ориентироваться на себя и изменять свое поведение для достижения своих целей, проявлять гибкость в отношениях с окружающими только в ситуациях, связанных с доверием к себе в семейных отношениях и отношениях с родителями.

У группы респондентов, имеющих среднюю тенденцию к самоактуализации, выявлена низкая корреляционная связь (г = 0,27; р < 0,005) только с одной шкалой самоактуализационно-го теста «шкала поддержки» (умение принимать самостоятельные решения и ориентация на себя) с доверием к себе в отношениях с друзьями. Выявленная особенность позволяет предположить, что для этой группы респондентов, очевидно, существуют другие закономерности взаимосвязи самоактуализации с личностными особенностями, где доверие не имеет такой высокой детерминации. Это вопрос для дальнейших исследований.

Наиболее высокие показатели связей между шкалами самоактуализационного теста и доверием к себе выявлены у респондентов с высокой тенденцией к самоактуализации. Так, шкала «ориентация во времени» (способность неразрывно воспринимать свой жизненный путь) связана с доверием к себе в решении бытовых проблем(г = 0, 55; р < 0,005) и доверием к себе в умении строить взаимоотношения в семье (г = 0, 58; р < 0,005). Шкала «поддержки» (ориентация на себя) связана с такими шкалами, как доверие к себе в профессиональной деятельности (г = 0, 49; р < 0,005), в интеллектуальной сфере(г = 0, 53; р < 0,005), в отношениях с друзьями (г = 0, 63; р < 0,005), в умении строить взаимоотношения в семейной жизни (г = 0, 63; р < 0,005), в умении строить взаимоотношения с родителями (г = 0, 69; р < 0,005). Таким образом, чем более целостно респонденты с высокой тенденцией к самоактуализации воспринимают свой жизненный путь, где прошлое, настоящее и будущее - это не разрозненные «фрагменты» жизни, а последовательные этапы жизни, чем выше они оценивают свою способность доверять себе в решении бытовых проблем и выстраивании отношений в семье. В то же время ориентация на себя позволяет респондентам этой группы больше доверять себе в таких сферах жизни, как профессиональная деятельность, интеллектуальные операции, бытовая сфера, друзья, семейная жизнь, отношения с родителями (то есть практически во всех близких отношениях).

Полученные результаты позволяют говорить о следующем.

1. Для респондентов с низкой тенденцией к самоактуализации способность ориентироваться на себя и изменять свое поведение для достижения своих целей, то есть проявлять гибкость в отношениях с окружающими, связана с доверием к себе в семейных отношениях и отношениях с родителями.

2. Для респондентов со средней тенденцией к самоактуализации отрытым является вопрос о том, за счет каких внутриличностных связей осуществляется самоактуализация.

3. Для респондентов с высокой тенденцией к самоактуализации способность воспринимать свой жизненный путь целостно связана со способностью доверять себе в решении бытовых проблем и выстраивании отношений в семье. В то же время ориентация на себя позволяет респондентам этой группы больше доверять себе в таких сферах жизни, как профессиональная деятельность, интеллектуальные операции, бытовая сфера, друзья, семейная жизнь, отношения с родителями (то есть практически во всех близких отношениях).

Ссылки:

1. Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ // Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М., 2002.

2. Петровский В.А. Системно-деятельностный подход к личности: концепция персонализации // Психология развивающейся личности. М., 1987.

3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

4. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности / пер. с англ. М., 1997.

5. Скрипкина Т.П. Психология доверия. М., 2000.

6. Там же.

7. Там же.

References (transliterated):

1. Leont'ev D.A. Samoaktualizatsiya kak dvizhushchaya sila lichnostnogo razvitiya: istoriko-kriticheskiy analiz // Sovremenna-ya psikhologiya motivatsii / eb. by D.A. Leont'ev. M., 2002.

2. Petrovskiy V.A. Sistemno-deyatel'nostniy podkhod k lichnosti: kontseptsiya personalizatsii // Psikhologiya razvivayush-cheysya lichnosti. M., 1987.

3. Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla. M., 1990.

4. Kholl K.S., Lindsey G. Teorii lichnosti / transl. from English M., 1997.

5. Skripkina T.P. Psikhologiya doveriya. M., 2000.

6. Ibid.

7. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.