Научная статья на тему 'Доверие и право в гражданском обществе'

Доверие и право в гражданском обществе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1917
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ / ПРАВО / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / TRUST / LAW / LEGAL CULTURE / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шорина Ирина Николаевна

В статье рассматриваются вопросы формирования институтов гражданского общества и доверия в зависимости от уровня правовой культуры граждан. Доверие к праву является одной из важнейших составляющих при формировании общественных движений, обеспечивая социальную сплоченность граждан. Доверие к институтам гражданского общества является основой легитимации власти в гражданском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRUST AND LAW IN CIVIL SOCIETY

In the article the questions formation of civil society and trust institutions depending on the level of legal culture of citizens are considered. The credibility of the law is one of the most important components in the formation of social movements, providing social cohesion of citizens. Trust in civil society institutions is the basis of legitimation of power in civil society.

Текст научной работы на тему «Доверие и право в гражданском обществе»

УДК 34

ДОВЕРИЕ И ПРАВО В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

© Ирина Николаевна ШОРИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры теоретической и прикладной социологии,

e-mail: nalira@tamb.ru

В статье рассматриваются вопросы формирования институтов гражданского общества и доверия в зависимости от уровня правовой культуры граждан. Доверие к праву является одной из важнейших составляющих при формировании общественных движений, обеспечивая социальную сплоченность граждан. Доверие к институтам гражданского общества является основой легитимации власти в гражданском обществе.

Ключевые слова: доверие; право; правовая культура; гражданское общество.

Необходимо отметить, что идеи демократии, гражданского общества и правового государства постепенно укрепляются в сознании россиян. Многие из граждан способствуют формированию институтов гражданского общества и правового государства. Но вместе с этим данные процессы сопровождаются усилением власти бюрократии, ростом коррупции, увеличением социального неравенства и, как следствие, ростом недоверия населения к социальным институтам.

В связи с этим у граждан складывается противоречивая картина демократических ценностей.

О полноценном функционировании гражданского общества нельзя говорить в отрыве от правовой культуры и правового сознания. Соответственно, огромное значение приобретает формирование такой системы ценностей, в основе которой лежат права человека, уважение и соблюдение норм закона и демократии, а также более высокий и каче-

ственный уровень работоспособности правовой системы, позволящий законодательству обеспечивать гражданам действительную защиту прав.

Наблюдаемый переход России на новый уровень развития заставляет задуматься о том, что гражданам не хватает не политических прав и свобод, а ценностей, связанных с собственной безопасностью и спокойствием, т. е. для россиян проблемой является беззаконие, коррупция и отсутствие соблюдения законов.

Существующая аномия в переходном российском обществе провоцирует неуважительное и пренебрежительное отношение к закону, способствуя привыканию людей к мысли, что обойти закон становится нормальным явлением. Говоря о правовом сознании, можно сказать, что его основой является высокая мораль. Человек, уважающий демократические принципы и нормы, становится законопослушным гражданином и носителем правовой культуры, которая должна проникать во все отношения в обществе.

В связи с переходным состоянием общества достичь благосостояния легальными способами становится все труднее, а высокие моральные качества и правовое сознание становятся препятствием на этом пути.

Право вбирает в себя ценности культуры, сохраняя, приумножая и реализуя потенциал материальных, социальных и духовных богатств общества. Эффективное функционирование общественного устройства, связанное с достижениями и объединениями различных социальных интересов, невозможно без успешной работы системы права как регулятора общественных отношений. В связи с происходящими переменами в российской действительности, когда появляются новые формы отношений или меняется динамика общественных процессов, роль права становится все более ощутимой и необходимой.

Право представляет собой не только совокупность социальных норм, но и систему законов и правил, закрепляющих и охраняющих самоорганизацию гражданского общества. В силу того, что для гражданского общества характерна высокая степень социальной интеграции и самоорганизации, то регулирование этого невозможно без государственно-правового воздействия.

Чтобы сформировать институты гражданского общества, необходима надежная система законов, которая будет гарантировать реализацию принципов общественного устройства на основе социальной справедливости, доверия, равенства и т. д.

Имея собственную социальную ценность в обществе, право является одновременно и средством осуществления власти. С помощью права создаются политические и юридические условия социального партнерства, а также происходит урегулирование частных интересов с публично-правовыми.

В Большом юридическом энциклопедическом словаре [1, с. 120] дано определение гражданского общества - как общества, состоящего из настоящих граждан, т. е. людей, обладающих тесно взаимосвязанными правовой и политической культурой, которые опираются на нравственные ценности.

Согласно мнению Д.В. Ануфриева [2, с. 25] - правовыми гарантиями гражданского общества является система правовых норм, принципов и институтов, условий и средств правового характера, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, законных интересов любого института гражданского общества. Хотя норма права - это веление закона, но выражаться она может не только в форме закона, но и в форме судебного и административного прецедента; правового обычая; правовой доктрины; нормативного договора.

Все эти формы выражения норм правовой системы используются в процессе развития и функционирования гражданского общества.

В современной российской социологии доверие к праву рассматривается в институциональном смысле как условие успешной модернизации общества через внедрение институтов права, а так же через модель современного гражданского участия, понимая его как реальную активность граждан, дающую больше возможностей для социальной организации, как условие социального развития. Доверие к праву рассматривается как связующая переменная, медиаторная величина между социальными институтами и структурой общества [3, с. 7].

Доверие и недоверие находят отражение в правовом материале, зачастую в варианте их закрепления, в т. ч. защиты. Тут право-

творческие органы используют практически весь набор юридических средств и приемов.

Осуществляя правовое регулирование, государство выказывает определенную степень доверия (недоверия) участникам правоприменительных отношений. В свою очередь те, кому адресованы нормы, также проявляют в собственном поведении определенный уровень доверия к публичной власти, праву, их отдельным институтам. Перечисленные векторы, переплетаясь между собой, взаимодействуя с иными явлениями, задают общее состояние доверия [4].

Доверие к праву зависит от общего состояния институционального (системного) доверия в обществе, и поэтому не ограничивается только совершенствованием и реализацией норм права.

Одной из важных характеристик гражданского общества является его уровень социальной интеграции, т. е. способности общества направлять взаимодействия социальных групп и индивидов. От этой сплоченности зависит, как общество может справляться с различными проблемами.

Доверие представляет собой основу горизонтальных и вертикальных отношений в обществе. Рассматриваемый феномен также является фундаментом в конструировании общественных движений, партий, благотворительных организаций и т. д.). Доверие к институтам формирует толерантность и является основой легитимации власти в гражданском обществе.

Необходимо отметить, что рассматривать институциональное доверие нужно в контексте с межличностным, т. к. именно межличностное доверие позволяет индивиду представлять ответные действия и реакции других людей. Недостаток межличностного доверия приводит общество к социальной разобщенности.

Согласно исследованию, опубликованному в докладе [5, с. 10-11] Общественной палаты Российской Федерации о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2010 г. три четверти россиян (76 %) выражают уверенность, что в отношениях с людьми следует быть осторожными, и лишь 18 % - что большинству людей можно доверять, т. е. основную массу своих сограждан россияне считают чужими людьми, в отношениях с которыми не стоит быть слишком

открытыми. Только четверть опрошенных (27 %) считают, что кризис никак не повлиял на уровень межличностного доверия в российском обществе. Каждый второй (52 %) ощутил снижение уровня взаимного доверия между людьми за время кризиса. В докладе приводятся данные о том, что только 18 % респондентов говорят о сплоченности нашего общества.

Рассматривая социальную интеграцию как одну из важных характеристик гражданского общества, можно сказать, что низкий уровень доверия межличностного, а соответственно, и институционального, является тем фактором, который тормозит развитие социальной ответственности и сплоченности граждан. Можно сделать вывод, что установка на объединение исходит от людей, которые предпочитают доверять другим.

В рамках вопроса доверия к праву в гражданском обществе необходимо затронуть еще один аспект. Между властью и гражданским обществом необходим диалог для осуществления обмена социально-значимой информацией. Естественно, что такой диалог, исходя из характеристик гражданского общества, должен строиться на основе уважения, доверия и иметь партнерский характер. Целью такого диалога должно являться формирование в обществе атмосферы доверия, открытости для решения различных социальноэкономических и политических вопросов.

Участие граждан и институтов гражданского общества в управлении государством является одним из показателей зрелости гражданского общества.

Но надо отметить, что на практике гражданская активность в основном отсутствует, а существующие институты гражданского общества в России развиты достаточно слабо.

Говоря о правотворческой инициативе как форме гражданского участия в деятельности государственных органов, отметим, что она способствует увеличению правовой и политической активности населения, т. к. учитывает интересы различных социальных групп.

Участие граждан в политико-правовой жизни государства позволяет, с одной стороны, раскрывать человеку свой потенциал, а с другой - государству - устанавливать обратную связь с обществом, что способствует более эффективному управлению.

В некоторых российских регионах правотворческая инициатива закреплена за общественными палатами субъектов Российской Федерации и общественными объединениями.

В Докладе о состоянии гражданского общества в Тамбовской области за 2010 г. особое место занял анализ работы Общественной палаты Тамбовской области, прежде всего, таких направлений ее деятельности, как взаимодействие с органами власти и органами местного самоуправления, взаимодействие с общественными объединениями и средствами массовой информации, гражданский контроль, общественная экспертиза региональных законопроектов и нормативных актов, сотрудничество с общественными советами при органах местного самоуправления и органах исполнительной власти, работа с обращениями граждан и др.

По словам председателя совета Общественной палаты Тамбовской области В. Н. Ока-това: «Диалог гражданского общества и властных структур - это хорошее лекарство против демократической инерции...» [6, с. 2]. Деятельность Общественной палаты Тамбовской области доказывает, что успешно решать проблемы можно через деловое взаимодействие власти и гражданского общества.

Доверие побуждает людей соблюдать общие правила поведения в каком-либо институте гражданского общества, где наличие социального доверия необходимо для сложных динамичных связей, на которых базируется современное общество.

Стратегия Президента на модернизацию управления страной включает в себя направленность на формирование диалога с институтами гражданского общества и отдельными гражданами с целью совершенствования демократического правового государства. Все это делает актуальным проблему повышения политико-правовой активности граждан.

Доверие к праву побуждает человека совершать рискованные действия, опираясь при этом на поддержку власти, т. к. правовое

доверие является фактором ценностного поведения, при этом определяя дистанцию между населением и государством. Соответственно, чем выше у граждан уровень доверия к праву, тем меньше расстояние. Необходимо отметить, что на уровень доверия к праву влияет и наличие знаний человека о том, как сами политики используют законы.

Формирование прочной правовой культуры населения, которая является социальной ценностью, возможно при поддержке государства и активной позиции самого населения. Среди основных проблем, препятствующих совместным действиям, является дефицит доверия людей друг к другу и структурам гражданского общества. Слабая информированность о деятельности институтов гражданского общества, как следствие отсутствия доверия при политическом диалоге, ограничения, связанные с уровнем жизни и экономикой, противоречивость самой нормативной базы затрудняют политическую и правовую активность людей, тем самым тормозя развитие самого гражданского общества.

1. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М., 2002.

2. Ануфриев Д.В. Адвокатура как институт гражданского общества в многонациональной России: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2005.

3. Кондратенко В. И. Ресурс доверия к праву в

российском обществе: социологический

анализ: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Ростов н/Д, 2009.

4. Кокотов А.Н. Доверие и недоверие в российском праве. иКЬ: http://www.usla.ru/articles/ кокОоу.

5. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2010 год. М., 2010.

6. Алябьева С. Общественная палата - не декорация // Информационный бюллетень Общественной палаты Тамбовской области «Вестник». 2011. № 16. Март.

Поступила в редакцию 18.01.2012 г.

UDC 34

TRUST AND LAW IN CIVIL SOCIETY

Irina Nikolayevna SHORINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Theoretical and Applied Department, e-mail: nalira@tamb.ru

In the article the questions formation of civil society and trust institutions depending on the level of legal culture of citizens are considered. The credibility of the law is one of the most important components in the formation of social movements, providing social cohesion of citizens. Trust in civil society institutions is the basis of legitimation of power in civil society.

Key words: trust; law; legal culture; civil society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.