ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008
11 Белогостицкий, В. Реформа Петра Великого по высшему церковному управлению // Журнал Министерства народного просвещения. — 1892. - № 6-7.
12 Барсов, Т.В. Святейший Синод в его прошлом. — СПб, 1896.
13 Барсов, Т.В. Указ. соч., С.208.
14 Соловьёв, С.М. Византизм и Россия // Вестник Европы. -1896.
15 Рункевич, С.Г. Учреждение и первоначальное устройство правительствующего Синода. - СПб., 1900, С. 93.
16 Благовидов, Ф.В. Обер-прокуроры Святейшего Синода в XVIII и первой половине XIX столетия. — Казань, 1899.
КИЕНКОВ Алексей Александрович, аспирант кафедры истории.
Статья поступила в редакцию 08.02.08 г.
© А. А. Киенков
УДК 947.083(571.1) о. В. КАЛАШНИКОВА
Омский государственный педагогический университет
ДОСУГОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ГОРОДСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.________________________
Статья посвящена исследованию повседневного досуга сибирской городской интеллигенции; выявлена его структура, а также предпочтения интеллигенции в организации
своего свободного времени.
Для современной гуманитарной науки характерно обращение к исследованию повседневной жизни. Мир повседневности — реальный человеческий мир, то, что окружает человека, с чем он сталкивается каждый день. Частью повседневности является и досуг.
Тема досуга и развлечений городских жителей уже становилась объектом исследования, но это были либо общие работы[1], либо работы, посвященные преимущественно чиновникам и купечеству[2]. Учитывая, что современные исследователи признают зависимость свободного времени от социальной страти-фикации[3], представляется целесообразным изучить досуг различных слоев населения, в том числе интеллигенции; под интеллигенцией в данной работе мы будем понимать работников образования и медицины.
Под досугом понимают совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических, духовных, социальных потребностей людей в свободное время[4]. Исходя из этого можно говорить о триединой функции досуга: отдых и восстановление, развлечение и общение, развитие различных способностей.
Виды досуга подразделяют на «серьезный» и «несерьезный» («обычный», «случайный»).
Канадский социолог Р. А. Стеббинс определяет серьезный досуг как устойчивые занятия любителя или участника общественной (само)деятельности, которые увлекают человека многочисленными возможностями и свойственной им комплексностью (то есть наличие множества длительных преимуществ — самореализация, духовный рост, самовыражение, чувство достижения, повышение самооценки, чувство принадлежности к общности и самовознагражде-
ние). Все занятия и занимающихся ими любителей относят к следующим категориям: коллекционеры; любители, увлекающиеся разными областями искусства; участники (само)деятельности; изготовители и ремесленники («умелые ручки»); участники спортивных состязаний, игр и турниров[5]. При этом два последних типа досуговых занятий, как правило, не входили в число интересов интеллигенции.
Такой вид досуга как коллекционирование предполагает систематизированное собирание каких-либо предметов. Многие врачи, учителя предпочитали собирать вещи, имевшие отношения к их профессиям или представляющие интерес с точки зрения изучения Сибири. Так, «Тобольские губернские ведомости сообщали, что «С. К. Кузнецов приобрел значительную коллекцию свитков и дел, много лет собиравшуюся одним из томских старожилов. ... Все документы, главным образом, касаются Томска и Тобольска с приписанными к ним острогами и заключают в себе весьма любопытные подробности о внутренних распорядках этих городов, положении служилых и иных людей, а особенно инородцев» [6]. Хорошая этнографическая и археологическая коллекция была у А.В. Адрианова. Таким образом, составляя коллекции, интеллигенция ориентировалась, прежде всего, на научную ценность вещей, предметов.
В конце 50-х — начале 60-х гг. XIX в. интеллигенция проводила свободное время в общении, собираясь в чьем-нибудь доме. В Омске, например, подобным центром являлся дом советника Главного управления Западной Сибири Я.Ф. Капустина. На подобное времяпрепровождение указывал и учитель томской гимназии Д. Кузнецов: «У нас с большим успехом составляются домашние сходки и кружки» [7]. Постепенно
с появлением различных обществ на смену домашним клубам пришли другие формы организации досуга, расширилась сфера общения.
Участие в общественной деятельности охватывает различные сферы: образование (как в рамках существующей системы, так и вне ее), социальное обеспечение, благотворительность, наука и другие.
Во второй половине XIX — начале XX в. Омске насчитывалось 33, в Томске и Тобольске — по 30 различных общественных неполитических организаций [8]. Однако не все общества в одинаковой степени участвовали в организации досуга интеллигенции (только примерно половина существующих обществ активно участвовала в организации свободного времени интеллигенции). Исходя из этого, все общественные организации можно разделить на следующие типы: научные; любительские; благотворительные и общества вспомоществования учащимся. Остановимся подробнее на каждом из этих видов общественных организаций и их месте в досуговой составляющей повседневной жизни интеллигенции.
Наиболее популярны среди интеллигенции были научно-просветительские общества. Первые общества такого типа появились еще в 60-х гг. XIXв. (например, Общество исследования Западной Сибири в Омске в 1868 г., или Тобольское физико-медицинское общество в 1864 г.), но они были немногочисленны и активной деятельности не вели. Самым многочисленным являлся Западно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества, открытый в 1877 году. Его образование отвечало потребностям интеллигенции, которая подняла вопрос о тщательном и всестороннем изучении народного и общественного быта, говорила о необходимости наблюдать движение местной жизни, возбуждать к ее нуждам внимание и интерес [9]. Отдел приглашал через письма всех желающих заняться изучением края в каком-либо научном отношении, предпринять поездки по Западной Сибири. При этом особая ставка делалась на учителей учебных заведений как лиц наиболее подготовленных для выполнения таких заданий и располагающих свободным вакационным временем [10].
Интеллигенция использовала свое свободное время для совершенствования профессиональных навыков, объединяясь в соответствующие общества. Примером такой организации могут служить объединения врачей. Члены общества обменивались опытом, обсуждали интересные случаи из своей практики, изучали санитарные условия местности, выступали с докладами, читали публичные лекции. Первое подобное общество было организовано в Тобольске, но наиболее активно действовало Общество омских врачей (затем — Медицинское общество), первое заседание которого состоялось 11 октября 1883 г. Заметим, что в Томске профессионального объединения врачей не существовало вплоть до 1901 г., когда появилось Общество практикующих врачей Томской губернии, хотя медицинские проблемы становились предметом обсуждений на заседаниях таких обществ, как общество естествоиспытателей при Томском университете и общество содействия физическому развитию.
Многие учителя и врачи свободное время тратили на занятие наукой как продолжение профессиональной деятельности или в рамках научных исследований по заданию различных обществ. Итогом становилось написание статей, издание книг, выступления на заседаниях обществ. Например, К. В. Ельницкий замечал: «... некоторые преподаватели из любви к умственному труду и преподаваемому учебному
предмету находили возможным посвящать часть времени, назначенного для отдыха, разработке вопросов, на которые наталкивала их практическая деятельность» [11]. К концу 1880-х гг. библиография трудов самого Ельницкого насчитывала более 80 статей в различных журналах.
Посещение публичных выступлений своих коллег было способом повышение уровня собственных знаний. Особой популярностью пользовались лекции профессоров Томского университета (зима 1891 — 1892 г.), а также приезжих ученых и общественных деятелей (не всегда оправдывали надежды слушателей).
Особенность научных обществ заключалась в том, что они объединяли интеллигенцию не только города, в котором располагались, но и всего края. Занятия, которые они предлагали в свободное время, включали в себя научные экспедиции, исследования, написание статей, обмен опытом через встречи и заседания, публичные лекции.
Распространенным среди интеллигенции было и увлечение музыкальным и драматическим искусствами, таким образом создавались любительские общества по интересам.
Музыкальные общества возникали из небольших кружков любителей. Например, в Томске преподаватель гимназии Р. К. Сирен в 1876 г. организовал хор из любителей духовного пения, давал бесплатные уроки игры на скрипке, а раз в неделю устраивал у себя на квартире вечера [12]. Вконце1870 — начале 80-х годов такие кружки были преобразованы в Отделения Императорского Русского музыкального общества, которые появились и в Томске, и Тобольске, и Омске. Среди внешних трудностей, с которыми сталкивались члены местных отделений музыкального общества, наиболее часто упоминались теснота помещения, неудобства в акустическом отношении. Программа концерта составлялась случайно, без какого-либо плана, путем сопоставления вещей, наиболее знакомых или нравящихся почему-либо исполнителям. Музыкальные общества сотрудничали с гастролирующими профессиональными артистами, проводили совместные концерты, которые пользовались успехом местных ценителей музыки.
Для многих участие в подобного рода организациях позволяло реализовать свои таланты, развить способности. Так, тобольский врач Л. Ф. Леневич в свободное время был дирижером хора любителей. Его высоко ценили и слушатели, и коллеги по музыкальному обществу: «Благодаря своему прекрасному пониманию музыки, развитому музыкальному чутью и выработанным за долгое время практики приемам, Леневич с первого взмаха своей дирижерской палочки умеет сразу овладеть вниманием хора» [13].
Постоянные театры были не во всех городах Сибири, любители сценического искусства объединяли свои силы. Так, драматический кружок в Томске был организован еще в 1866 г., а в 1885 г. был утвержден устав Томского драматического общества. Цели общества были следующие: а) занятие сценическим искусством в форме спектаклей, литературно-музыкальных вечеров и т.п.; б) развитие талантов путем теоретического и практического изучения искусства; в) доставление (членам и публике) возможности знакомиться с лучшими произведениями сценической литературы[14].
Любительские драматические общества были организованы в середине 1880-х гг. в Тобольске и в Омске.
В течение сезона общество давало до 7 любительских спектаклей (по 1 каждый месяц). Спектаклю
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008
предшествовали выбор пьесы и распределение ролей, что нередко сопровождалось спорами. Затем следовали репетиции (на некоторые пьесы требовалось до 13—15 репетиций). Спектакли были разные, часто часть выручки шла на благотворительные нужды.
Целью благотворительных обществ была материальная и иная помощь нуждающимся. Практически при каждом учебном заведении существовали Общества вспомоществования бедным учащимся, инициаторами их создания, выступали, как правило, преподаватели данного учебного заведения. Для увеличения средств общества могли проводить публичные лекции, спектакли, концерты и литературные вечера, т.е. такие мероприятия были вспомогательным средством для таких обществ.
Интеллигенция ставила перед собой задачу народного просвещения и развития культуры в обществе. Часть учителей Томска тратили свой выходной день для работы в бесплатных воскресных школах. Еще один из способов для достижения объявленной цели — организация в свободное время так называемых народных чтений для простого народа, посредством которых сообщались сведения из священной истории, отечественной истории; этнографии; естествознания. Но часто в качестве публики на этих чтениях присутствовали исключительно учащиеся и учащие. Сами участники объясняли это тем, что материал для чтений выбирался малоинтересный. Причиной являлся ограниченный выбор тем для народных чтений, если лектор хотел выйти за его пределы, то требовалось предварительное согласование программы выступления с начальством.
Можно выделить следующую особенность этого типа обществ: во-первых, они сами создавали возможности для досуга, а во-вторых, члены этих обществ активно посещали мероприятия.
Как правило, врачи, учителя были членами не одного, а сразу нескольких общественных организаций. Уже со второго года своего пребывания в Омске К.В. Ельницкий начал принимать участие в различных «обществах», учрежденных в городе, «не во всех, а лишь в тех, в которых свое участие считал не лишним» [15]. Таких обществ только в Омске оказалось 12, при этом во многих он не только состоял действительным членом, но избирался членом правления или совета, ревизионной комиссии (в том числе: Общество попечения о начальном образовании, Общество вспомоществования учащимся, Западно-Сибирский отдел Императорского Русского географическое общества).
Важное место в досуге интеллигенции занимало чтение. Книга являлась «значимым средством преодоления культурного одиночества и возможностью ощутить свою общность другими представителями интеллигенции» [16] — с одной стороны, а с другой — позволяла реализовать стремление к самообразованию.
Во второй половине XIX в. в Сибири возникли первые частные библиотеки (платные), также существовали ведомственные библиотеки (при учебных заведениях, церквях, монастырях). Интеллигенция пользовалась услугами данных библиотек. Так, в отчете публичной библиотеки при томской губернской гимназии за первую половину 1863 г. указывалось отношение подписчиков-учителей к неподпис-чикам как 1:2 [17], т.е. каждый третий учитель являлся активным читателем данной библиотеки.
Распространенной формой проведения досуга были организуемые интеллигенцией литературные (литературно-музыкальные, литературно-вокальные) вечера, на которых читались и обсуждались новинки
литературы, публицистики. Так, И. М. Майский вспоминал, как «в доме читали и разбирали «Крейцерову сонату» Л. Толстого»[18]. Такие литературные вечера часто дополнялись музицированием, пением, они проходили не только дома, но и в учебных заведениях, сохраняя при этом домашний характер, так как попасть на подобное мероприятие можно было, как правило, только по приглашению организатор (директора). Например, 2 марта 1891 г. литературно-вокальный вечер был организован в тобольской гимназии, его оценка была дана в местной газете: «Вечер прошел весело и оживленно. На вечере присутствовала большая часть представителей тобольской интеллигенции» [19]. Постепенно литературно-музыкально-вокальные вечера стали проводиться и в общественных собраниях с приглашением профессиональных артистов.
Постоянные публичные музеи в западносибирских губернских центрах отсутствовали, небольшие собрания предметов имелись лишь при учебных заведениях. Тем ценнее оказывались проводимые периодически выставки, инициатором организации которых выступала местная интеллигенция. Почти ежегодно выставлял свои каникулярные работы преподаватель реального училища художник Императорской академии художеств П. М. Кошаров; регулярно выставлял свои работы и другой местный художник и преподаватель женской гимназии — А. Э. Мако. Периодически выставки организовывались различными обществами, предметы для них собирались из частных коллекций, при этом они сопровождалась необходимыми объяснениями членов комитета.
Участие интеллигенции в подобных выставках было двояким: с одной стороны, она выступала их инициатором, а с другой — благодарным посетителем.
Итак, свое свободное время интеллигенция предпочитала проводить с пользой, уделяя время самообразованию, науке. В качестве участников серьезного досуга интеллигенция вносила вклад не только в собственное развитие, но и также делала многое для других.
«Обычный» досуг немедленно доставляет пользу сам по себе, это относительно недолгая, приятная деятельность. Этот вид досуга мимолетен и не могут служить основанием в отличие от «серьезного» досуга для идентификации людей [5, С.68]. К «несерьезному» («обычному») досугу относят посещение театров, маскарадов, балов, вечеров в общественном клубе, народные праздники, прогулки.
Предпочитая «серьезный» досуг, интеллигенция, тем не менее, не отрицала необходимость развлечений. Это может подтвердить ее отношение к такому виду времяпрепровождения как посещение цирковых представлений: «Конечно, все это, не представляя никакого умственного интереса, быстро приедается, но изредка смотрится с интересом. . прекрасные гимнасты, смелые наездники вызвали настойчивые и вполне заслуженные аплодисменты» [20].
В XIX в. в сибирских городах профессиональных постоянных театров практически не было. В отсутствие специально оборудованных театральных зданий приезжие труппы актеров играли спектакли в неприспособленных для этих целей местах, например в манеже — холодном, сыром и мрачном помещении, продуваемом сквозняками, с маленькой сценой. Среди недостатков провинциального театра были также нехватка театральных средств, отсутствие необходимых костюмов, декораций, бутафорских вещей.
Это огранивало выбор пьес или вынуждало вносить соответствующие изменения, как, например, это было сделано при постановке драмы «Каширская старина» Аверкиева, где пришлось «сократить второй акт, очень живой и характерный» [21].
Театральный сезон длился с сентября-октября по февраль-март, в течение этого времени игралось до 90 спектаклей (от 2 до 5 в неделю). В театральных постановках преобладали переводные или взятые из чужого быта пьесы, но в репертуаре можно было встретить и произведения А. Н. Островского, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя.
Интеллигенция считала театр одним из важных факторов общественной жизни, чья миссия — «представить известную идею в образах, наглядно представить жизнь в таких формах и картинах, которые давали бы зрителю возможность ориентироваться в жизненной сутолоке, разобраться в ней, найти руководящее начало, которые помогли бы отметить все ее светлые и теневые стороны и пробудить в зрителе стремление к нравственному усовершенствованию; театр имеет громадное художественно-воспитательное значение; но это только в том случае, если исполнители будут смотреть на театр как на хранитель и указатель художественных сокровищ человеческого творчества, а не только как на развлечение» [22]. Именно поэтому интеллигенция отдавала предпочтения классическим и новейшим русским драматические произведения. Однако, отдавая дань талантливым актерам и актрисам, интеллигенция ценила и хорошо поставленные водевили, комедии и иностранные пьесы, не особенно глубокие по замыслу, и не новые по мысли, но очень сценично сделанные и без заурядных эффектов. Например, переводная драма «Материнское благословение», которая ставилась на томской сцене уже не первый раз, получила следующую оценку: «Несмотря на мелодраматическую фабулу пьесы, она смотрелась с удовольствием благодаря удачному исполнению большинства ролей» [23].
Препятствием для посещения театра служили дорогие билеты, длинные антракты (иногда до 1 часа), вследствие чего позднее окончание спектаклей, как жаловался один из театралов: «Было 12 ч. ночи, а «Вечер у бенефицианта» еще только начинался! Нельзя же ночи проводить в театре!» [24].
Тем не менее, несмотря на недостатки провинциального театра, интеллигенция являлась активной частью театральной публики.
В среднем в сезон проходило 7—11 маскарадов. Они устраивались либо общественным собранием, либо общественной организацией с целью сбора средств на какие-либо нужды. Как правило, на маскарадах присуждались призы за лучшие костюмы. Их можно было купить, сшить на заказ или взять напрокат. Однако современники указывали на малое количество оригинальных костюмов. Для интеллигенции зачастую мотивом участия в маскараде служила его благотворительная цель.
В честь юбилейных и памятных дат давались торжественные обеды и завтраки в общественном собрании. Примером этого может служить традиция сибирской интеллигенции 12 января в день основания Императорского Московского университета в Томском общественном собрании в 4 ч. устраивать обед, на который приглашались лица высшего образования. Такого рода собрания позволяли общаться, отдыхать избранным кругом.
Прогулки на свежем воздухе были еще одним способом отдыха и восстановления сил. В каждом городе были свои излюбленные места, парки.
Зимой в городах открывались катки, однако, по сообщениям местной прессы [25], они не пользовались популярностью у публики, исключение составляли воскресные и праздничные дни, когда там от 2 до 6 ч. вечера играла музыка.
В весенне-летние месяцы организовывались гуляния с иллюминацией и фейерверками, пикники за городом, танцевальные вечера. В «Сибирской газете» сообщалось о том, что «с 31 мая в бывшем Гороховском саду начнутся народные гулянья, причем будет играть 2 оркестра музыки; для детей устраиваются карусели, исполинские шаги, бильбуке и проч., а для взрослых — лодки для катания по пруду; в том же саду устроен летний театр» [26]. Весной, как только позволяла погода, улицы города наполнялись гуляющими.
Однако многие представители интеллигенции предпочитали покинуть город на летнее время, например, перебравшись на дачу или, воспользовавшись отпуском, навестить родных.
Календарь досуговых мероприятий зависел и от религиозных установлений. Так, в газете «Сибирь» читаем: «После веселой разгульной масленицы жизнь в Томске во время поста совершенно позатихла. ... С наступлением светлой недели жизнь в Томске опять оживилась» [27]; аналогично сообщение и омского корреспондента «Теперь настал для нас скучный пост» [28]. Таким образом, пик увеселений приходился на святки и масленицу.
Современники указывали на бедность досуговой культуры по сравнению со столичными городами. Так, А. П. Чехов в своих дневниках писал: «Если не считать плохих трактиров, семейных бань и многочисленных домов терпимости, явных и тайных, до которых такой охотник сибирский человек, то в городах нет никаких развлечений» [29]. На это часто указывала и местная интеллигенция, что объясняется тем, что многие из преподавателей, врачей были приезжими из европейской России, при этом сравнение проводилось не в пользу Сибири.
В целом в губернских центрах Западной Сибири наблюдалось разнообразие видов досуга, но, по сравнению с европейской России, отмечалось их более низкое качество, а также различные препятствия.
Таким образом, в губернских центрах Западной Сибири во второй половине XIX в. был представлен как серьезный, так и обычный досуг. Большую роль в организации всех видов досуга интеллигенции играли общественные организации. Деятельность некоторых обществ (научные, любительские по интересам) напрямую была направлена на организацию свободного времени своих членов. Для других обществ (например, вспомоществования учащимся) проведение различных мероприятий из сферы досуга было лишь дополнительным средством для достижения своих целей. При этом если научные общества действовали исключительно в сфере серьезного досуга, то любительские и благотворительные — и в серьезном, и в обычном.
Исходя из вышеизложенного видно, что в организации свободного времени у интеллигенции превалировал серьезный досуг. На наш взгляд, это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, интеллигенция считала своим долгом просвещение и повышение культурного уровня населения провинции, стремилась способствовать развитию региона. Во-вторых, с 1870-х годов в среде интеллигенции наблюдалось стремление к координации и объединению своих сил (а обычная досуговая деятельность не способна удовлетворить потребность в организационной принадлежности).
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008
Однако, принимая во внимание, что серьезный досуг требует значительной энергии, сил, то становится понятным обращение интеллигенции и к различным формам обычного досуга (прогулки, посещение театров, маскарадов, званых обедов). Именно это и позволяло интеллигенции восстанавливать силы, реализуя такие функции досуга, как развлечение, общение, отдых.
Библиографический список
1. См.: Гончаров Ю.М. Очерки истории городского быта дореволюционной Сибири (середина XIX — начала XX вв.). Новосибирск, 2004; Дегальцева Е.А. Образ жизни сибиряков во второй половине XIX — начале XX в. Барнаул, 2005.
2. См.: Маркова И.Б. Досуг сибирских чиновников первой половины XIX в. // Культурно-бытовые процессы у русских Сибири XVIII — начала XX вв. Новосибирск, 1985. С. 41 — 54; Гончаров Ю.М. Быт купечества Сибири второй половины XIX — начала XX в. // Гуманитарные науки в Сибири. 1999. № 2.
3. Анашкина Г.П. Досуг интеллигенции в Ульяновские // Социологические исследования. 2001. № 12. С. 97.
4. Социологическая энциклопедия / Глав.ред. В.Н. Иванов. М.: Мысль, 2003. - Т.1. С. 295.
5. Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) // Социс. - 2000. - № 7. - С. 65-66.
6. Тобольские губернские ведомости.1889. 7 января. Н.Ч.
7. Тобольские губернские ведомости. 1863. 1 ноября.
8. Подсчитано по: Дегальцева Е.А. Общественные неполитические организации Западной Сибири (1861-1917 гг.). Барнаул, 2002.
9. Сибирская газета. 1881. 1 марта.
10. ГАОО. Ф.86. Оп.1. Д.7. Л.63.
11. Ельницкий К. Очерки по истории Омской женской гимназии. СПб, 1888. С. 87.
12. Адрианов А.В. Город Томск в прошлом и настоящем. Томск,1890. С. 121.
13. Сибирский листок. 1891. 16 июня.
14. Сибирская газета. 1888. 15 мая.
15. Ельницкий К.В. XL лет учительства в далекой окраине. Воспоминания старого учителя. Киев, 1911. С.71.
16. Рейтблат А.И. От Бовы к Бальманту. Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX в. М.,1991. С. 22.
17. Тобольские губернские ведомости 1863. 25 октября.
18. Майский И.М. Воспоминания советского посла. Кн.1. Путешествие в прошлое. М.,1964. С. 45.
19. Сибирский листок. 1891. 17 марта.
20. Сибирская газета. 1888. 16 июня.
21. Сибирская газета. 1881. 1 ноября.
22. Сибирский листок. 1891. 17 января.
23. Сибирская газета. 1882. 3 января.
24. Сибирская газета. 1881. 4 октября.
25. Сибирский листок. 1892. 26 января; Томский листок. 1895. 31 января.
26. Сибирская газета. 1883. 29 мая.
27. Сибирь. 1876. 9 мая.
28. Сибирская газета. 1887. 8 марта.
29. Чехов А.П. По Сибири: Путевые очерки и письма. Иркутск, 1939. С. 33.
КАЛАШНИКОВА Ольга Владимировна, аспирант кафедры отечественной истории.
Статья поступила в редакцию 28.02.08 г.
© О. В. Калашникова
УДК 947 В. В. ВАТУТИНА
Московский государственный областной педагогический институт
КУСТАРНО-РЕМЕСЛЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX—
НАЧАЛА XX ВЕКОВ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
Развитие кустарных промыслов 2-й половины XIX — начала XX вв. входит в круг наиболее актуальных проблем отечественной историографии исторической науки. История традиционных форм общественного производства в контексте модернизационного процесса актуализировалось в связи с необходимостью поиска «Российского пути развития», после неудач пятнадцатилетия либеральных реформ. Историографический аспект вопроса является важнейшей составляющей разработки указанной проблемы.
История промыслов и кустарного производства вообще и Владимирской губернии в частности до сих пор не стало предметом специального изучения в отечественной историографии, хотя отдельные ее черты в большей или меньшей степени рассматри-
вались обществоведами и практиками хозяйственного строительства.
Первые шаги в изучении проблемы кустарного производства были предприняты в дореволюционный период. Начало изучения проблемы было положено