Досуговая деятельность в профессиональном развитии студентов
Тун Ин,
аспирант, Санкт-Петербургский. государственный университет E-mail: [email protected]
В рамках данной статьи изучено влияния досуговой деятельности на профессиональное развитие студентов. Досуг выступает одним из ключевых ресурсов для личностного развития, реализации и отдыха молодежи. Были рассмотрены виды досуга студентов, роль виртуальной и реальной среды мегаполиса в формировании досуга. В статье сформулированы предложения по реформированию досуга студентов. Скорость, с которой происходит развитие интернета, значительно сказывается на развитии общества, оно структурно изменяется во всех сферах, в том числе и в социальной. Современные интернет технологии дают безграничные возможности, а значит сказываются на процессах социализации и развития и жизни общества. Современное общество принято считать информационным, в нем трансформированы все аспекты жизни. Досуг в таком обществе играет одну из ключевых ролей.
Ключевые слова: студенты, досуг, досуговая деятельность, мегаполис, институт.
Скорость, с которой сегодня происходит развитие интернет-пространства, значительным образом сказывается на развитии общества. Оно структурно изменяется во всех сферах, в том числе и в социальной. Интернет-технологии дают безграничный доступ к информации и возможности, а значит влияют на процессы социализации, сказываются на деятельности и образе жизни людей. Ныне существующее общество принято считать информационным. В рассматриваемом обществе трансформированы все аспекты жизни: производство, образ жизни и ценности. Досуг в таком обществе играет одну из ключевых ролей, и значение досуговой деятельности преобладает над ценностями материального характера [1,15].
Исследование досуга осуществляется в междисциплинарной сфере. Способы определения досуга описаны в таких науках, как философия, экономика, психология, социология, история и т.д. То есть, обобщенное определение досуга как отсутствия деятельности не является всеобъемлющим.
В рамках нашего исследования досуг рассматривается как отрезок свободного времени для реализации потребностей духовного, физического, эмоционального характера. Виды деятельности при этом нацелены на:
- Отдых,
- Саморазвитие,
- Развлечение,
- Общение [2,6].
Необходимо отметить, что досуг характеризуется свободным выбором и представители молодого поколения могут определяются с ним самостоятельно. Однако, если досуг грамотно направлять, он может оказать положительное воздействие на успехи в учебном процессе и в жизни в целом.
Исследования социологического характера демонстрируют, что различным социальным группам присуще по-разному проводить свое время досуга [3].
Влияние в данном случае оказывают такие аспекты, как:
- Информационные технологии,
- Молодежная досуговая культура,
- Государственная политика в данной сфере,
- Особенности места проживания.
Также досуговая деятельность подразделяется по функциональным признакам на:
- Адаптивную,
- Рекреационную,
- Культурную,
- Творческую.
Помимо вышеперечисленных крайне важной сегодня является инновационная форма досуга.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
Относительно других социальных групп у студентов значительно больше свободного времени. Помимо этого, они пребывают во вторичной социализации, которая основана на самоопределении. У студентов есть время для досуга, но, если говорить о небольших городах, то в них, в отличие от мегаполисов, досуговая инфраструктура пребывает на весьма низком уровне развития. Те возможности, которые предоставляет онлайн-среда, отчасти компенсируют эти недостатки, но виртуальный досуг может негативно сказаться на качестве жизни из-за формирования зависимости от интернета, пассивного потребления информации и недостаточного уровня социальной коммуникации [4].
На организацию студенческого досуга влияют факторы субъективного и объективного характера. Досуг зависит от ценностей и интересов конкретно взятого студента, но при этом находится в зависимости от возможностей, которые есть в среде его обитания.
Для того, чтобы понять, что играет роль в организации студенческого досуга, который в свою очередь должен быть нацелен на формирование ценностей и жизненных ориентиров студенческой молодежи, обратимся к результатам опроса. Он проводился в РГПУ им. Герцена и охватил 200 человек.
Один из эмпирических показателей, использованных в исследовании досуга студентов, был представлен в виде открытого вопроса: «Как вы обычно проводите свободное время?»
Распределение ответов показывает, что наиболее предпочитаемыми занятиями в свободное время являются: просмотр видео, фильмов и телепередач (83%), прослушивание музыки (75%) и времяпрепровождение в Интернете (74%). Это значит, что для большинства студентов характерны пассивные формы досуга в собственном доме. Формы досуга студентов в основном связаны с информационными технологиями и Интернетом и организованы с помощью гаджетов. Треть опрошенных также играют в компьютерные игры (31%). Только половина опрошенных студентов имеют активные формы досуга: «гуляю» (55%), «хожу в гости/принимаю гостей» (48%) и «занимаюсь спортом» (48%). Досуг студентов носит больше развлекательный характер с тенденцией к трате денег. Помимо всех вышеперечисленных занятий, они посещают бары, кафе, ночные клубы, развлекательные центры (44%), ходят в кино (40%) и смотрят телевизор (19%). К развивающему досугу относятся такие занятия, как чтение (52%), дополнительное образование, самообразование (28%), поездки (24%), рукоделие (16%) и общественная деятельность (1б). Стоит отметить, что, согласно результатам исследования, 41% студентов указа-5 ли на недостаток свободного времени как на свою § актуальную проблему. Возможно, именно в связи £ с этим они отметили, что в свободное время зани-° маются домашними делами (67%) и ходят на ра-1 боту (24%). Пятая часть студентов указала на про-
блемы с организацией и проведением свободного времени (21%). Поэтому мы можем сделать вывод, что досуговые практики университетской молодежи отражаются в неинституционализирован-ной форме.
Затем мы изучили, где студенты предпочитают проводить свободное время и субъективную оценку городской институционализированной инфраструктуры досуга. Мнения студентов об интересных местах отдыха в городе разделились. Только у половины студентов были любимые места в городской среде. Самые популярные из них: кафе (29%), кинотеатры (17%), торговые центры (17%) и парки (17%). Для 17% студентов любимым местом является природа за городом (прогулки в лесу и у озера).
Мы составили два рейтинга институционализированных видов досуга в городе. Первый из них -рейтинг знаний о досуговых организациях и мероприятиях в городе. И второй рейтинг - это частота посещения этих организаций и мероприятий. На основе этих двух рейтингов мы рассчитали индекс вовлеченности студентов в институционализированные формы досуга в городе. Этот показатель рассчитывается как процентное соотношение количества посетителей мест досуга и количества людей, которые о них знают. Классификация знаний показала, что никто из студентов не знает обо всех досуговых организациях и мероприятиях в городе.
Только около половины студентов знают об институционализированных формах досуга в городе, таких как библиотеки (59%), выставки и праздники в городе (50%). И около трети студентов знают о Дворце культуры (39%), музеях (38%), кружках по интересам (30%), Молодежном социальном центре (28%). Таким образом, можно сделать вывод о низком уровне знаний студентов об институционализированных формах досуга.
Классификация частоты посещений показала высокую степень вовлеченности в институционализированные формы досуга, такие как выставки и праздники в городе.
Основной причиной средней и низкой степени вовлеченности студентов в организованные формы досуга в городе, такие как музеи, библиотеки, Дворец культуры, было названо отсутствие интереса («мне не интересно»). Молодежный социальный центр имеет потенциал для привлечения молодых людей к своей деятельности. Среди тех, кто его знает, большинство участвует в его деятельности. Однако только около 30% студентов знают, что такой центр существует в городе. То же самое можно отметить и в отношении выставок в городе, праздников. Мнения студентов о количестве досуговых мероприятий и объектов разделились. Почти половина респондентов (46%) сказали, что их достаточно, а другая половина (54%) отметила, что городу не хватает парков и мест для прогулок и отдыха, а также ночных клубов, кафе, баров и других мест отдыха для взрослых, а не детей. Было отмечено низкое качество инфраструк-
туры, отсутствие современного подхода и инноваций в организации, а также в дизайне городских объектов (они устарели, плохо выглядят, изношены). Таким образом, можно сделать вывод, что городская инфраструктура досуга в малой степени удовлетворяет потребности студентов. Также была выявлена проблема отсутствия информации об институциональных досуговых мероприятиях. Из-за низкой привлекательности городской инфраструктуры досуга среди молодых студентов преобладают неинституционализированные коллективные формы досуга. В качестве индикатора изучения неинституционализированных коллективных форм досуга студентов использовалась открытая форма вопроса: «Где Вы обычно проводите свободное время с друзьями?». Третья часть студентов не ответила на этот вопрос или сказала, что у них нет друзей. Также важно отметить, что четверть студентов отметили, что чувствуют себя одинокими (24%). Большинство студентов проводят свободное время с друзьями в городских кафе (26%) и барах (17%), дома или в студенческом общежитии (26%) [5].
Таким образом, можно сделать вывод, что в досуговой деятельности студентов преобладает неорганизованный досуг. Городская инфраструктура досуга используется мало. Досуг имеет спонтанный и веселый характер, осуществляется преимущественно в виртуальной реальности с тенденцией к потреблению, а не к развитию и созиданию, вне системы социальных связей и социальных взаимодействий. Молодые студенты университетов проводят большую часть своего свободного времени дома. Досуговая инфраструктура города не отвечает потребностям студентов, не предоставляет возможностей для реализации интересов студентов и имеет низкие показатели вовлеченности молодежи. Еще больший недостаток возможностей в организации досуга наблюдается, когда речь идет о формах коллективного времяпрепровождения студентов. Все это создает риск одиночества, отсутствия полноценного отдыха и девиантных форм поведения молодежи. Мы рекомендуем развивать досуг, организованный для студентов города в соответствии с их интересами. Прежде всего, досуг для молодежи старше школьного возраста. Необходимо развивать молодежные и спортивные организации и мероприятия как наиболее интересные для студентов (как в университете, так и в городе).
Литература
1. Михалева А. Б., Харитонова В.В. Культура досуга студентов //Научные труды SWorld. -2015. - Т. 11. - № . 1. - С. 11-15.
2. Кустова М.В. Досуг студентов: чтение или социальные сети? //Книжная культура региона: исторический опыт и современная практика. -2018. - С. 106-108.
3. Вагапова А.Р. Предпочитаемые формы досуга студенческой молодежи //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акме-ология образования. Психология развития. -2017. - Т. 6. - № . 2.
4. Григорьева Е. С., Зайцев В.А. Взгляд студенческой молодежи на активный и пассивный досуг //Инновационные технологии в науке и образовании. - 2017. - С. 77-80.
5. Тюнякин И. Н., Тимошилов В.И. Анализ распространенности факторов зависимости от компьютерных игр среди студентов КГМУ //Здоровый образ жизни и здоровьесберегающее мировоззрение как приоритет национальной политики. - 2019. - С. 514-519.
LEISURE ACTIVITIES IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS
Tong Ying
St. Petersburg State University
This article studies the influence of leisure activities on the professional development of students. Leisure time is one of the key resources for personal development, realization and recreation of young people. The types of students' leisure activities, the role of virtual and real environment of megapolis in the formation of leisure activities have been considered. The article formulates proposals for reforming leisure time of students. The rate at which the Internet is developing considerably influences the development of society; it is structurally changing in all spheres, including the social one. Modern Internet technology gives limitless possibilities, and thus affect the processes of socialization and development and the life of society. Modern society is considered to be an information society where all aspects of life are transformed. Leisure time in such a society plays one of the key roles.
Keywords: students, leisure, leisure activities, megapolis, institution.
References
1. Mikhaleva AB, Kharitonova VV Culture of leisure of students // Scientific works of SWorld. - 2015. - T. 11. - No. 1. - S. 11-15.
2. Kustova M.V. Leisure of Students: Reading or Social Networks? // Book culture of the region: historical experience and modern practice. - 2018. - S. 106-108.
3. Vagapova AR Preferred forms of leisure of student youth // Iz-vestiya Saratov University. New series. Series Acmeology of Education. Developmental psychology. - 2017. - T. 6. - No. 2.
4. Grigorieva ES, Zaitsev VA View of student youth on active and passive leisure // Innovative technologies in science and education. - 2017. - S. 77-80.
5. Tyunyakin IN, Timoshilov VI Analysis of the prevalence of factors of dependence on computer games among students of KSMU // Healthy lifestyle and health-preserving worldview as a priority of national policy. - 2019. - S. 514-519.
СЭ
о
CO
-a
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со