Научная статья на тему 'Досуговая анимация как способ воспроизводства исторической памяти в условиях кризиса культурной идентичности современной России'

Досуговая анимация как способ воспроизводства исторической памяти в условиях кризиса культурной идентичности современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
348
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГОВАЯ АНИМАЦИЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РАСКОЛ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ / СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ / LEISURE / RECREATIONAL AND ANIMATION ACTIVITY / INSTITUTIONALIZATION / TRANSFORMATION / PUBLIC AND PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Холодова Татьяна Алексеевна

В статье рассматривается социокультурный потенциал досуговой анимации как способа воспроизводства исторической памяти народа в условиях кризиса идентичности, обусловленного современными глобализационными процессами. Автор отмечает значимость досуговой анимации в сохранении культурной идентичности современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEISURE ANIMATION AS A METHOD OF HISTORICAL MEMORY REPRODUCTION IN TERMS OF THE CULTURAL IDENTITY CRISIS IN CONTEMPORARY RUSSIA

The article examines social and cultural potential of recreational animation as a way to reproduce the historical memory of the people in the context of the identity crisis caused by modern globalization processes. The author notes the importance of recreational animation in preserving the cultural identity in modern Russia.

Текст научной работы на тему «Досуговая анимация как способ воспроизводства исторической памяти в условиях кризиса культурной идентичности современной России»

УДК 316

DOI 10.23683/2227-8656.2018.2.19

ДОСУГОВАЯ АНИМАЦИЯ КАК СПОСОБ ВОСПРОИЗВОДСТВА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Холодова Татьяна Алексеевна

Аспирант,

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал), Донской государственный технический университет в г. Шахты, e-mail: tholodova@bk.ru

В статье рассматривается социокультурный потенциал досуговой анимации как способа воспроизводства исторической памяти народа в условиях кризиса идентичности, обусловленного современными глобализа-ционными процессами. Автор отмечает значимость досуговой анимации в сохранении культурной идентичности современной России.

Ключевые слова: досуговая анимация; историческая память; культурная идентичность; кризис идентичности; социокультурный раскол; религиозный туризм; событийный туризм.

LEISURE ANIMATION AS A METHOD OF HISTORICAL MEMORY REPRODUCTION IN TERMS OF THE CULTURAL IDENTITY CRISIS IN CONTEMPORARY RUSSIA

Tatyana A. Kholodova

Post-Graduate Student, Institute of Service and Entrepreneurship, Don State Technical University,

Shakhty, e-mail: tholodova@bk.ru

The article examines social and cultural potential of recreational animation as a way to reproduce the historical memory of the people in the context of the identity crisis caused by modern globalization processes. The author notes the importance of recreational animation in preserving the cultural identity in modern Russia.

Keywords: leisure; recreational and animation activity; institutionalization; transformation; public and private partnership.

Введение

Проблема сохранения культурной идентичности народов России в условиях массированного насаждения западных культурных стандартов во всех сферах общественной жизни является достаточно актуальной. Очевидно, что процессы глобализации, вторгаясь в пространство локальных культур, способны разрушать образ жизни и традиции многих культур. Это заставляет ученых обращать внимание на поиск механизмов, способных воспроизводить и транслировать традиционные системы ценностей многих народов, культура которых подвергается негативному влиянию глобализационных тенденций современного мира.

Исследователи отмечают, что современный мир в XXI в. вошел в новую стадию интеграции, превышающую по своей интенсивности и масштабности все предыдущие: «доминантой мирового развития становится западноцентричная модель мира, когда западные ценности, философия жизни, потребляющий тип общества являются преобладающими. В итоге подавляющее большинство стран и народов объективно оказались в положении аутсайдеров и объектов глобализации, что актуализирует проблему сохранения национально-культурной идентичности» (Мазуренко, 2008. С. 32).

ТЛ С С

В научной литературе тематика сохранения культурной идентичности в условиях глобализации рассматривается в работах И. В. Мазуренко, В. Ф. Мартынова, Ю. А. Шубина, Д. Н. Шульгиной, Ю. В. Яковца и др. (Мазуренко, 2008; Мартынов, 2005; Шульгина, 2010; Яковец, 2001). Под культурной идентичностью авторы понимают качество личности или группы, отражающее их включенность в определенное социокультурное пространство.

Большинство ученых подчеркивают негативный характер влияния глобализационных тенденций на сферу культуры, которая под их воздействием способна как к трансформации, так и к полному разрушению. «Гипердинамизм социокультурных изменений и модернизация современного общества, - как пишет Д. Н. Шульгина, - сопровождаются глубокими качественными трансформациями социокультурных систем: изменением ценностных ориентаций и их иерархии, сменой критериев оценки удовлетворенности жизнью и представлений о собственном благополучии, безудержной тягой к новому, усиливающимся экстремализмом, отсутствием устойчивых "идеалов и идолов", "размытостью" будущих перспектив и т.д.» (Шульгина, 2010. С. 173-174).

В условиях возникшего в ходе постсоветских трансформаций мировоззренческого вакуума сложилась ситуация, которая получила в научном дискурсе название «кризис идентичности». По мнению уче-

ных, «сегодняшний кризис национально-культурной идентичности переживается как духовный вакуум, разрыв связей человека с социальным и культурным миром. Он сопровождается чувством тревоги, страха, ощущением исторической обреченности, "бездомности" и потерянности человека в мире» (Шубин, 2008. С. 10).

Кризис идентичности в условиях глобализации

Причины кризиса идентичности лежат именно в плоскости стремительных социальных изменений, подрывающих устойчивость и определенность современного мира.

В качестве ключевых факторов кризиса культурной идентичности исследователи называют следующие (Чигарева, 2006. С. 95):

- влияние других культурно-цивилизационных систем (в условиях глобализации, преимущественно западной);

- усиление социальной неоднородности мира, т. е. наличие различных моделей социальности (традиционные и современные);

- нарушение целостности социума через внедрение чуждых ему социальных институтов;

- разрушение нормативно-ценностной системы общества.

Очевидно, что одной из тенденций в развитии современного российского общества является воспроизводство социокультурного раскола между поколениями, что неизбежно сопровождается нарушением процесса преемственности социетальных ценностей, традиций, смыслов. Отказ от официальной версии советской истории не только разрушил политическую систему страны, но и подверг коррозии культурную идентичность трех поколений советских граждан. Пересмотр и переписывание истории народа привели к тому, что молодое и старшее поколения оказались в разных временных мирах. В результате обесценивания прежних идеалов и отсутствия новых культурная идентичность людей приобрела аморфный, неустойчивый характер, свидетельствующий о ее глубоком кризисе.

Данная ситуация препятствует формированию общероссийской культурной идентичности на уровне как личности, так и общества в целом. Формирующееся у молодежи индифферентное или негативное отношение к истории и культуре Российского государства способствует его латентному распаду.

Одной из причин социокультурного раскола общества является девальвация патриотических идеалов, которая была обусловлена изменениями в идеологической сфере, обесцениванием советского периода

российской истории, а также отсутствием грамотной культурной политики государства.

Ряд исследователей считают, что данная ситуация возникла в результате попустительства правящей политической элиты и целенаправленного идеологического разрушения прежних патриотических установок: «вся история страны трактуется как череда отрицаний. Каждый последующий этап строится на оболгании, оглуплении и обесценивании периода предыдущего. Сбрасываются с пьедесталов одни герои, на их место временно возносятся другие. Уничтожаются целые социальные слои носители культуры, традиций, духа народа. Нарушается преемственность как социально-историческая основа целостности культуры и прочности государства» (Колябина, 2007).

Можно добавить, что данный раскол усугубляется массированным насаждением западной системы ценностей. Очевидно, что это ведет к деформации общественного сознания и размыванию культурной идентичности России. Исправить эту ситуацию возможно только на основе возрождения исторической памяти народа, которая выступает фактором, обеспечивающим социокультурную преемственность и связь поколений: «историческая память составляет одну из основ осознания человеком своего "я" в семейной родословной и в истории своего народа, понимания нашего "мы" в национальной и культурной общности страны, а также в рамках общечеловеческой цивилизации» (Колябина, 2007. С. 76).

Кризис идентичности современной России проявляется на примере праздничных мероприятий. На сегодняшний день в стране - десять государственных праздников, пять из которых достались в наследство от советского периода. Речь идет о 23 Февраля, 8 Марта, 1 и 9 Мая, Новом годе (праздник идеологически нейтральный, но унаследованный от советских времен). Как отмечают исследователи, наряду с прежними праздниками были утверждены и новые: «...7 января - Рождество (ставшее недавно официальным государственным праздником), 12 июня - День независимости РСФСР, 4 ноября - День примирения и согласия, 12 декабря - День Конституции. Из них только второй отражает ценностные основы новой демократической России. Но поскольку в общественном сознании он ассоциируется с распадом страны, отношение к нему либо отрицательное, либо никакое» (Кортунов, 2009. С. 304-305).

Скоротечный переход от привычных форм социальной организации к новой модели общества, характеризующийся глобальностью, сопряжен с проблемой адаптации людей к формирующейся реальности.

Исследователи отмечают, что глобализация включает в себя как минимум две ключевые тенденции: «с одной стороны, она изменяет традиционный уклад жизни человека, отчасти ориентирует его на образцы глобальной культуры, с другой стороны, интенсивное и часто агрессивное распространение глобальной (западной) культуры неизбежно ведет к стимуляции защитных механизмов локальных культур» (Шевченко, 2016. С. 59).

В таких условиях актуальной становится проблема сохранения культурной идентичности России. Сохранение культурной идентичности является основой устойчивого существования страны в условиях социальной неопределенности.

Досуговая анимация как способ воспроизводства исторической памяти

На наш взгляд, одним из таких механизмов могут стать досуго-вые анимационные практики, посредством которых можно воспроизводить базовые ценности, предопределенные традицией культурного развития и социальными и духовными константами общества. Вопрос о сохранении культурной идентичности России тесно связан с воспроизводством исторической памяти.

В научной литературе историческая память рассматривается не как собрание воспоминаний о прошлом, а как ресурс сохранения культурной идентичности на уровне как личности, так и группы. К изучению исторической памяти как ресурса конструирования российской идентичности обращаются такие авторы, как О. Н. Астафьева, А. М. Кумыков, А. С. Живой, Ж. Т. Тощенко и др. (Астафьева, 2015; Кумыков, 2017; Тощенко, 2012; Тощенко, 2015).

Исследователи отмечают, что «становление коллективной идентичности осуществляется в субъектной активности через механизмы культурно-исторической преемственности и исторической памяти как основы культурно-исторической самоидентификации» (Астафьева, 2015. С. 97). Традиции, воплощенные в фольклоре, передаваемые посредством устного творчества, письменных источников или моделей поведения, являются каналами трансляции исторической памяти как основы культурной идентичности народа. По мнению Ж. Т. Тощенко, историческая память оказывает огромное влияние не только на индивидуальное и общественное сознание, но и на поведенческие стратегии людей. Социолог утверждает, что именно «историческая память способна усугубить или ослабить восприятие происходящих в личной и общественной жизни событий, обострить негативные характеристики,

способствовать успокоению общественного и группового настроения» (Тощенко, 2012. С. 230). Таким образом, историческая память включает в себя следующие компоненты: когнитивный (память как инструмент познания); аффективный (память как коллективное чувство); поведенческий (память как модель поведения).

В качестве ключевых каналов трансляции исторической памяти исследователи выделяют следующие: образование и средства массовой информации. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга, проведенного в 2001, 2003, 2009, 2010 гг.: «образование и просвещение являются самыми мощными каналами распространения знаний о культуре и истории своего народа, государства. Среди первых источников была названа учебная литература, хотя общая картина прошедшего десятилетия выявила тренд на снижение интереса к ним после 2003 г., который к 2010 г. несколько приостановился: от 70,3 % в 2001 г. к 77,1 % в 2003 г., 54,6 % - в 2009 г. и 66,6 % - в 2010 г. Второе место по влиянию на формирование культурно-исторических представлений у населения России занимает медиа- и массмедийная продукция. Лидируют в этом ряду, безусловно, кинофильмы отечественного производства (60,3 % - 70,3 % - 60,0 % - 63,4 %), затем телепередачи (54,6 % -65,9 % - 62,6 % - 57,5 %). Примерно одинаковую позицию занимают журналы и газеты (40,9 % - 44,9 % - 31,0 % - 29,0 %), мемуары и художественная литература (42,5 % - 42,8 % - 27,1 % - 24,2 %), однако "кривая" динамики также явно направлена на снижение интереса к ним как источникам историко-культурной информации» (Сравнительные результаты ... , 2010. С. 71).

Данная ситуация, по мнению социологов, обусловлена тем, что в условиях постсоветских трансформаций «история подверглась серьёзным процессам "ревизии" и "пересмотра". С одной стороны, несомненно, это была реакция на существовавшие в течение многих десятилетий жесткие регулятивы социальной и историко-культурной памяти; с другой - желание удовлетворить сдерживаемый интерес и потребности в получении особого типа информации о замалчиваемых или искажающихся событиях, что стимулировало интерес к изучению истории культуры, сохранению и передаче культурных ценностей» (Астафьева, 2015. С. 102).

В то же время социологи утверждают, что «в полиэтнических государствах история, историческая память - это поле поиска для "героических вдохновений" у каждого народа. И в сложносоставных обществах (а Россия была внутренней империей, которую большинство населения таковой не считало) конструирование общего историческо-

го прошлого - довольно сложный процесс» (Российское общество ... , 2015. С. 183).

На наш взгляд, одним из каналов сохранения и трансляции культурных традиций может стать досуговая анимация. Анимационные практики как способ воспроизводства культурной идентичности могут включаться в пространство религиозного, событийного, этнокультурного туризма.

Так, при поддержке Министерства культуры РФ был создан национальный календарь событий, которые включаются в программу организации российского событийного туризма. В этом календаре отражены ведущие национальные, культурные, музыкальные, исторические, спортивные события, проходящие на территории Российской Федерации. Среди наиболее значимых и популярных мероприятий, которые способствуют сохранению и трансляции культурной идентичности России и народов, ее населяющих, можно выделить следующие:

1. Праздник «Святки в Витославлицах» в Великом Новгороде, который включает народные игры и состязания, обрядовую трапезу, гадания, мастер-классы по изготовлению святочных сувениров.

2. Фестивали «Этностиль» и «Астрахань многонациональная». В рамках этих мероприятий демонстрируются различные творческие достижения, проводится конкурс народных костюмов, организуются выставки и мастер-классы по декоративно-прикладным ремеслам.

3. Фестиваль «Альминское дело». Этот фестиваль носит военно-исторический характер и проводится осенью в Крыму. Он посвящен сражению, состоявшемуся во время Крымской войны 1853-1856 гг. на реке Альма. Реконструкция событий участниками исторических клубов призвана расширять знание о русской истории и военных подвигах русских солдат

4. Военно-исторический фестиваль «Ледовое побоище» традиционно проводится в Псковской области. Анимационная программа посвящена реконструкции Ледового сражения. В рамках фестиваля организуются интерактивные зоны для зрителей, которые могут принять непосредственное участие в демонстрации исторических костюмов и рыцарских доспехов.

5. Военно-исторический фестиваль «Поле Куликово» (сентябрь, Тульская область). В ходе реконструкции этого исторического события организуются турниры фехтовальщиков, лучников, конные соревнования, историческая ярмарка. Анимационная программа, предлагаемая туристам, воссоздает эпоху настоящего Средневековья.

6. Военно-исторический фестиваль «День Бородино» (сентябрь, Московская область). Традиционно в нем принимают участие военно-исторические клубы из многих городов России. В рамках фестиваля воспроизводятся эпизоды Бородинского сражения, проводится парад участников.

Следует отметить, что подобных исторических событий в российском событийном туризме представлено достаточно много. Все эти мероприятия направлены на воспроизводство значимых событий русской истории и характеризуются массовостью, интерактивностью, зре-лищностью. Выступая одним из видов организации досуга, событийная анимация несет в себе мощный социокультурный потенциал по сохранению культурной идентичности России.

Заключение

Анимационные проекты, включающие историческую реконструкцию значимых событий российской культуры, являются в определенном смысле способом коммуникации между прошлым и настоящим страны. Именно коммуникация порождает чувство общности, принадлежность народов России к общей истории и судьбе. Как отмечают исследователи, «для обеспечения идентичности большое значение имеют память и традиция. Традиция, воплощённая в ритуалах, обрядах и обычаях, обеспечивает идентификационную систему общества» (Романовская, 2012. С. 37).

Очевидно, что конструирование культурной идентичности России опирается сегодня исключительно на героическое прошлое народа, что является единственно доступной массовому сознанию формой культурной идентификации. В то же время современное состояние российского общества свидетельствует о поиске новой идентичности, предлагающей систему ценностей, способных объединить страну, интегрировать прошлое и настоящее, а также объяснить стратегию ее буТЛ С __С ___

дущего. В такой ситуации воспроизводство исторической памяти способствует формированию национального самосознания граждан страны, возрождению общероссийской культурной идентичности. Выступая одним из видов организации досуга, анимационные практики, реализуемые в различных видах туризма, несут в себе мощный социокультурный потенциал по сохранению культурной идентичности современной России.

Литература

Астафьева О.Н. Историческая память как ресурс культурной политики и формирование коллективной идентичности // Культурная память в контексте формирования национальной идентичности России в XXI веке. М.: Совпадение, 2015.

Колябина Т.С. Формирование патриотизма и гражданственности как комплекса социокультурных и духовных ценностей в условиях становления институтов российской социальной идентичности и государственности : дис. ... канд. социол. наук. М., 2007.

Кортунов С.В. Становление национальной идентичности: какая Россия нужна миру? М.: Аспект-Пресс, 2009.

Кумыков А.М., Живой А.С. Социальная память: основные каналы трансляции и значимость в формировании современной российской идентичности. Ростов н/Д.: Фонд науки и образования, 2017.

Мазуренко И.В. Сохранение национально-культурной идентичности в условиях глобализации // Социология власти. М.: РАНХиГС при Президенте РФ, 2008.

Мартынов В.Ф. Альтернативное пространство глобализации // Диалог культуры и перспективы социокультурной глобализации в современном обществе. М., 2005.

Романовская Е.В. Идентичность как социальный феномен // Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12, вып. 4.

Российское общество и вызовы времени / под ред. М.К. Горшкова и В.В. Петухова. М.: Весь мир, 2015.

Сравнительные результаты выборочных социологических опросов населения по исследованию «Историческая память в российском обществе: состояние и проблемы формирования» // Социология власти. 2010. № 6.

Тощенко Ж.Т. Манкуртизм как форма исторического беспамятства. М.: Новый хронограф, 2012.

Тощенко Ж.Т. Фантомы российского общества. М., 2015.

Чигарева В.В. Цивилизационно-культурная идентичность в условиях глобализации // Известия ИГЭА. 2006. № 5 (50).

References

Astafieva, O.N. (2015). Historical memory as a resource of cultural policy and the formation of a collective identity. Cultural memory in the context of the formation of the national identity of Russia in the 21st century. M.: Sovpadenie.

Kolyabina, T.S. (2007). Formation of patriotism and citizenship as a complex of socio-cultural and spiritual values in the conditions of the formation of the institutions of Russian social identity and statehood (Doctoral Dissertation, Moscow).

Kortunov, S.V. (2009). Formation of national identity: What kind of Russia does the world need? M .: Aspekt-Press.

Kumykov, A.M., Zhivoy, A.S. (2017). Social memory: the main channels of translation and the importance in the formation of modern Russian identity. Rostov-on-Don: Fond nauki i obrazovaniya.

Mazurenko, I.V. (2008). Preservation of national and cultural identity in the conditions of globalization. Sociology of power. M.: RANKhiGS pri Prezidente RF.

Martynov, V.F. (2005). Alternative space of globalization. Dialogue of culture and prospects of sociocultural globalization in a modern society. Moscow.

Romanovskaya, E.V. (2012). Identity as a social phenomenon. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Vol. 12. Issue 4.

Russian Society and the Challenges of Time. (2015). In M. K. Gorshkov, V. V. Petukhov (Ed.). M.: Ves' mir Publ.

Comparative results of selective sociological surveys of the population on the study "Historical memory in Russian society: the state and problems of formation". (2010). Sotsiologiya vlasti. No. 6.

Toshchenko, Zh.T. (2012). Mancurtism as a form of historical unconsciousness. M.: Novyy khronograf.

Toshchenko, Zh.T. (2015). Phantoms of Russian society. M.

Chigareva, V.V. (2006). Civilizational and cultural identity in the context of globalization. Izvestiya IGEA, No 5(50).

Шевченко О.М. Идентичность как стратегия адаптации личности в условиях социальной неопределенности // Актуальные проблемы моделирования, проектирования и прогнозирования социальных и политических процессов в мультикультурном пространстве современного общества: материалы V науч. конф. Ростов н/Д.: Фонд науки и образования, 2016.

Шубин Ю.А. Национально-культурная идентичность как ресурс преодоления кризисных явлений современного общества // Вестник Московского государственного ун-та культуры и искусства. 2008. № 5.

Шульгина Д.Н. Кризис культуры и идентичности в условиях глобализации // Вестник ВГУ. Философия. 2010. № 2.

Яковец Ю.В. Глобализация и взаимовоздействие цивилизаций. М., 2001.

Поступила в редакцию

Shevchenko, O.M. (2016). Identity as a strategy for personal adaptation in conditions of social uncertainty // Actual problems of modeling, designing and forecasting social and political processes in the multicultural space of modern society: Proceedings of the V Scientific Conference. Rostov-on-Don: Fond nauki i obra-zovaniya.

Shubin Yu.A. (2008). National-cultural identity as a resource for overcoming the crisis phenomena of modern society. Vestnik Mos-kovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstva, No. 5.

Shulgina, D.N. (2010). The crisis of culture and identity in the context of globalization. Vestnik VGU. Seriya: Filosofiya. No. 2.

Yakovets, Yu.V. (2001). Globalization and interaction of civilizations. M.

14 февраля 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.