УДК 379.81
статья поступила 24.03.2023
В.В. Ржепко, студент, ИТИ, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень,
С.О. Навценя, студент, ИТИ, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень, Е.А. Басуматорова, преподаватель кафедры энергообеспечения сельского хозяйства, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень
ДОСУГ МОЛОДЕЖИ В ГОРОДАХ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время социокультурная ситуация в сельской местности характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни в условиях становления рыночных отношений. С одной стороны, в современном обществе наблюдается утрата духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, а с другой, по инерции с начала 1990-х гг. сохраняется остаточный принцип финансирования учреждений культуры. Для выявления условий проведения досуга авторами проведено социологическое исследование среди молодежи. Анализируются ценностные ориентации молодежи, предпочтения в проведении свободного времени, новые формы культурно-досуговой деятельности, а также причины неудовлетворенности проведением досуга. На основе результатов исследования авторы делают вывод о неудовлетворенности молодежи досугом. С одной стороны, молодые люди связывают это с материальными возможностями (высокая оплата развлекательных услуг), а с другой, пассивностью самой молодежи (должен кто-то, а не они сами).
Ключевые слова: свободное время, социальные потребности, респонденты, мероприятия, культурные заведения, досуг.
V.V. Rzhepko, S.O. Navtsenya, E.A. Basumatorova
Northern Trans-Ural State Agricultural University
YOUTH LEISURE IN CITIES AND RURAL AREAS
The relevance of the chosen topic is due to the fact that at present the socio-cultural situation in rural areas is characterized by a number of negative processes that have emerged in the sphere of spiritual life in the conditions of the formation of market relations. On the one hand, in modern society there is a loss of spiritual and moral guidelines, alienation from culture and art of children, youth and adults, and on the other - by inertia since the early 1990s, the residual principle of financing cultural institutions has been preserved. To identify the leisure conditions of rural youth, the authors conducted a sociological study among the youth of one of the villages. The article analyzes the value orientations of rural youth, preferences in spending free time, new forms of cultural and leisure activities, as well as the reasons for dissatisfaction with leisure activities. Based on the results of the study, the authors conclude that young people are dissatisfied with leisure in their village. On the one hand, young people associate this with material opportunities (high payment for entertainment services), and on the other - the passivity of the youth itself (someone should, not themselves).
Key words: Free time, social needs, respondents, events, cultural institutions, leisure.
Современное общество развивается очень быстрым темпом, в связи с этим возникает вопрос о досуге современной молодежи как в сельской местности, так и в городе. В связи с этим мы решили провести опрос среди молодежи, чтобы узнать виды, особенности досуга, схожести или же различия [1].
Целью исследований явилось изучение видов досуга молодежи в городах и сельской местности.
Гипотеза исследования заключается в том, что досуг молодежи в городах и сельской местности различен ввиду отличий в сфере организации свободного времени.
Досуг молодежи - это часть свободного времени, которую молодое поколение может без вреда для своих главных целей или работы потратить на дела, удовлетворяющие потребности в расслаблении, развлечениях и общении [2].
В данном исследовании проводился опрос, в нем приняло участие 72 человека. Полученные данные по основным статусным характеристикам, заложенным в выборку в ходе подготовки к исследованию, распределились следующим образом (в процентном соотношении).
По полу: мужской - 50%; женский - 50%.
По месту проживания: город - 75%; сельская местность - 25%.
По курсу обучения: 1 - 22,2%; 2 - 31,9%; 3 - 18,1%; 4 - 23,6%; работаю, не студент, учитель - 1,4%.
В первых двух вопросах узнали в процентном соотношении, сколько у респондентов имеется свободного времени в день, и какие у них хобби [3]. На диаграмме видно, что у 25 % опрашиваемых свободного времени более 3 часов в день, 22,2% ответили, что менее 3 часов, у 22,2% - менее 2 часов, у 16,7% - менее 1 часа, и 13,9% указали, что у них нет времени (рис. 1).
Что касается хобби, то 26,4% ответили, что их хобби является спорт, у 23,6% - фотография, у 19,4% - творчество. 18,1% указали, что у них нет хобби, 11,1% - вышивание, и лишь один человек ответил, что его хобби являются прогулки (рис. 2).
Есть ли у Вас свободное время? Если да, то сколько часов в день?
72&пЬзр;ответа
Рис. 1. Наличие у опрошенных свободного времени
Есть ли у вас хобби. Если да, то какое?
72&пЬзр;ответа
9 Спорт
# Фотография
# Вышивание ф Творчество
# Нет
0 Прогулки
Рис. 2. Наличие у опрошенных хобби
Сам по себе досуг - это совокупность личностных занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил индивида. Он включает в себя занятия, связанные с потреблением культурных ценностей индивидуального, коллективно-зрелищного характера, а также с отдыхом и развлечениями. В том числе это физически активный и пассивный отдых, общение, развлечение в компании, пустое времяпрепровождение, прогулки, занятия антикультурного характера (распитие спиртных напитков, азартные игры и др.), случайные занятия без целей, желаний и потребностей [4]. Отсюда возникает проблема его регулирования как воздействия общества на духовное и физическое развитие личности. В то же время досуг выступает относительно самостоятельной (личностной) сферой, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Именно в сфере досуга молодежь более чем где-либо выступает в качестве свободных индивидуальностей. Это обусловлено увеличением возможностей выбора занятий и дефицитом свободного времени. Проблема его ценности встаёт каждый раз, когда молодой человек совершает самостоятельный выбор, принимает какое-либо решение. Сама сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей. Кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека [5].
На вопрос «как часто вам бывает нечем заняться?» (рис. 3) большинство респондентов (44,8%) ответили, что время от времени, 35,8% - редко, 13,4% - никогда, 6% указали, что постоянно.
# Постоянно
# Время от времени Ф Редко
# Никогда
Рис. 3. Как часто опрошенным бывает нечем заняться
# Смотрите телевизор
# Занимаетесь домашними делами
# Проводите время в Интернете ф Занимаетесь спортом
# Гуляете по улице ф Читаете книги
# Посещаете культурные заведения (театры, музеи, дискотеки)
ф Занимаюсь творчеством
Рис. 4. Проведение досуга
Ответы о проведении досуга (рис. 4) получились такие: 29,2% ответили, что проводят время в интернете, 20,8% занимаются домашними делами, 15,3% занимаются спортом, 12,5% смотрят телевизор, 9,7% гуляют по улице. По 5,6% читают книги и посещают
культурные заведения. И всего лишь 1,4% занимаются творчеством.
Планируете ли вы свою деятельность? - количество
Никогда не планирую
Планирую только важные вещи
Планирую деятельность по работе или учёбе
Планирую всю деятельность
О 10 20 30 40
Планируете ли вы свою деятельность? - количество
Рис. 5. Планирование деятельности
В опросе планирования деятельности (рис. 5) результаты получились следующие: 45,8% людей ответили, что планируют только важные вещи, 19,4% заявили, что никогда не планируют свою деятельность, 18,1% планируют только деятельность по учебе или работе, и оставшиеся 16,7% ответили, что планируют всю деятельность.
Рис. 6. Нахождение респондентов в свободное время
На рисунке 6 видно, что 56,9% опрашиваемых респондентов заявили, что свободное время проводят дома, а остальные 43,1% проводят время вне дома.
Рис. 7. Посещают ли опрошенные кафе/бары в культурных заведениях
68,1% опрошенных посещают кафе либо бары в культурных заведениях. 31,9% опрашиваемых не посещают (рис. 7).
Рис. 8. Досуг молодежи из сельской местности
По данной диаграмме (рис. 8) видно, что большее число опрашиваемых (29,2%) ответили, что проводят время в интернете. 20,8% ответили, что занимаются домашними делами. Спортом занимаются 15,3% респондентов, 12,5% человек смотрят телевизор. У 9,7% досугом являются прогулки по улице. По 5,6% респондентов ответили, что посещают культурные заведения и читают книги. И лишь 1,4% занимаются творчеством.
Как вы чаще всего проводите досуг? Город
Рис. 9. Досуг молодежи из города
Ответы на вопрос «как вы чаще всего проводите досуг» (рис. 9) получились следующие: 29,6% респондентов проводят время в интернете, 20,4% ответили, что занимаются домашними делами, 16,7% смотрят телевизор, 11,1% гуляют по улице, 9,3% занимаются спортом. По 5,6% посещают культурные заведения и читают книги, и 1,9% выбрали занятия творчеством.
В результате опроса досуг молодежи из города и сельской местности практически идентичен. Начнем с общего, что чаще всего выбираемым видом досуга является провождение времени в интернете, а также занятия домашними делами.
Одинаковые или приблизительные в процентном соотношении виды досуга - это посещение культурных заведений (по 5,6% и в городе, и в сельской местности), прогулки на свежем воздухе (11,1% и 9,7%), занятия творчеством (1,9% и 1,4%) и чтение книг (5,6% в городе и сельской местности).
Хотелось бы отметить, что отличий оказалось не так много, и они не такие значительные. Молодежь, проживающая в сельской местности, в процентном соотношении чуть больше выбрала ответ «занятие спортом» - 15,3%, чем городская молодежь - 9,3%. Также небольшое отличие в досуге: смотрят телевизор 16,7% респондентов, проживающих в городе против 12,5% молодежи, проживающей в сельской местности.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что досуг городской молодежи и молодежи в сельской местности почти не отличается, а очень даже схож.
Библиографический список
1. Панфилова, Е. В. Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты исследования / Е. В. Панфилова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2012. - № 8 (43). - С. 278-283.
2. Асобина, Т. В. Влияние форм досуговой деятельности на развитие социума современной России / Т. В. Асобина. - Текст : непосредственный // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2014. - № 4. - С. 41-44.
3. Асобина, Т. В. Стратегия жизни и духовное развитие современной российской молодежи / Т. В. Асобина. - Текст : непосредственный // Социально-гуманитарные знания. - 2014. - № 12. - С. 261-263.
4. Суртаев, В. Я. Основные направления самореализации молодежи в условиях до-суговой деятельности : учебное пособие / В. Я. Суртаев. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный институт культуры, 1992. - 80 с.
5. Григорьева, Н. В. Молодежный досуг в условиях современного города / Н. В. Григорьева, О. М. Маслова. - Текст : непосредственный // Вестник Воронежского государственного университета. Серия : История. Политология. Социология. - 2013. - № 2. -С. 109-113.
References
1. Panfilova, E. V. Cennosti kul'tury dosuga studencheskoj molodyozhi: rezul'taty issledovaniya / E. V. Panfilova. - Tekst : neposredstvennyj // Molodoj uchenyj. - 2012. - № 8 (43). - S. 278-283.
2. Asobina, T. V. Vliyanie form dosugovoj deyatel'nosti na razvitie sociuma sovremennoj Rossii / T. V. Asobina. - Tekst : neposredstvennyj // Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov. - 2014. - № 4. - S. 41-44.
3. Asobina, T. V. Strategiya zhizni i duhovnoe razvitie sovremennoj rossijskoj molodezhi / T. V. Asobina. - Tekst : neposredstvennyj // Social'no-gumanitarnye znaniya. - 2014. - № 12. - S. 261-263.
4. Surtaev, V. YA. Osnovnye napravleniya samorealizacii molodezhi v usloviyah dosugovoj deyatel'nosti : uchebnoe posobie / V. YA. Surtaev. - Sankt-Peterburg : Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj institut kul'tury, 1992. - 80 s.
5. Grigor'eva, N. V. Molodezhnyj dosug v usloviyah sovremennogo goroda / N. V. Grigor'eva, O. M. Maslova. - Tekst : neposredstvennyj // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya : Istoriya. Politologiya. Sociologiya. - 2013. - № 2. - S. 109-113.
Контактная информация:
Ржепко Виктория Витальевна. E-mail: rzhepko.vv@edu.gausz.ru
Навценя Сергей Олегович. E-mail: navcenya.so@edu.gausz.ru
Басуматорова Екатерина Анатольевна. E-mail: basumatorovaea.21@mti.gausz.ru