Научная статья на тему 'ДОСТУПНОСТЬ ТЕСТОВ И СОРАЗМЕРНОСТЬ НОРМАТИВОВ I СТУПЕНИ КОМПЛЕКСА ГТО УРОВНЮ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ'

ДОСТУПНОСТЬ ТЕСТОВ И СОРАЗМЕРНОСТЬ НОРМАТИВОВ I СТУПЕНИ КОМПЛЕКСА ГТО УРОВНЮ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВИДЫ ИСПЫТАНИЙ / НОРМАТИВЫ / I СТУПЕНЬ КОМПЛЕКСА ГТО / ДОШКОЛЬНИКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петрук Елена Николаевна

В ходе исследования был проведен сравнительный анализ сформированности двигательных умений и навыков в процессе освоения программных требований по физической культуре инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» с учетом возрастного развития и нормативов комплекса ВФСК ГТО с целью определения готовности дошкольников к выполнению испытаний. Анализ статистических данных 2-ГТО за три года реализации комплекса в Российской Федерации и выгрузки АИС ГТО свидетельствует о малой доли детей 6 лет, участвующих в реализации комплекса ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Петрук Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCESSIBILITY OF TESTS AND PROPORTIONALITY OF THE STANDARDS OF THE I STAGE OF THE GTO COMPLEX TO THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF CHILDREN 6-8 YEARS OLD

In the course of the study, a comparative analysis was carried out of the formation of motor skills and abilities in the process of mastering the program requirements for physical culture of the innovative preschool education program “From birth to school”, taking into account age development, and the standards of the VFSK GTO complex, in order to determine the readiness of preschoolers to perform tests. Analysis of statistical data 2-GTO is for three years of the implementation of the complex in the Russian Federation and the unloading of AIS GTO, this indicates a small proportion of 6-year-olds participating in the implementation of the GTO complex.

Текст научной работы на тему «ДОСТУПНОСТЬ ТЕСТОВ И СОРАЗМЕРНОСТЬ НОРМАТИВОВ I СТУПЕНИ КОМПЛЕКСА ГТО УРОВНЮ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ»

ДОСТУПНОСТЬ ТЕСТОВ И СОРАЗМЕРНОСТЬ НОРМАТИВОВ I СТУПЕНИ КОМПЛЕКСА ГТО УРОВНЮ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ

Е.Н. ПЕТРУК, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

Аннотация

В ходе исследования был проведен сравнительный анализ сформированности двигательных умений и навыков в процессе освоения программных требований по физической культуре инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» с учетом возрастного развития и нормативов комплекса ВФСК ГТО с целью определения готовности дошкольников к выполнению испытаний. Анализ статистических данных 2-ГТО за три года реализации комплекса в Российской Федерации и выгрузки АИС ГТО свидетельствует о малой доли детей 6 лет, участвующих

в реализации комплекса ГТО.

Ключевые слова: виды испытаний, нормативы, I ступень комплекса ГТО, дошкольники, физическая подготовленность.

ACCESSIBILITY OF TESTS AND PROPORTIONALITY OF THE STANDARDS OF THE I STAGE OF THE GTO COMPLEX TO THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF CHILDREN 6-8 YEARS OLD

E.N. PETRUK, FSBIFSC VNIIFK

Abstract

In the course of the study, a comparative analysis was carried out of the formation of motor skills and abilities in the process of mastering the program requirements for physical culture of the innovative preschool education program "From birth to school", taking into account age development, and the standards of the VFSK GTO complex, in order to determine the readiness of preschoolers to perform tests. Analysis of statistical data 2-GTO is for three years of the implementation of the complex in the Russian Federation and the unloading of AIS GTO, this indicates a small proportion of 6-year-olds

participating in the implementation of the GTO complex.

Keywords: types of tests, standards, I stage of the GTO complex, preschoolers, physical fitness.

Актуальность

С момента вступления в силу Указа Президента о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (далее - ВФСК ГТО, комплекс ГТО, комплекс) [11] прошло шесть лет, накоплен значительный статистический и научный материал по особенностям реализации комплекса ГТО среди различных возрастных групп населения Российской Федерации. Анализ данных материалов позволяет сделать выводы о том, что:

- комплекс ГТО на сегодняшний день является единственной наукометрической нормативной основой физического воспитания населения страны от 6 (с дошкольного возраста) до 70 лет и старше;

- в структуре комплекса заложена преемственность развития физических качеств и двигательных умений с учетом половозрастных и педагогических особенностей системы физического воспитания в России;

- структура комплекса содержит в себе виды испытаний, позволяющие определить уровень развития физических качеств и прикладных навыков в зависимости от возрастной группы. Каждая ступень комплекса содержит испытания обязательные и по выбору.

В рамках исследования проблемы рассмотрим I ступень комплекса. В нее входят обязательные испытания, оценивающие развитие основных физических качеств быстроты (челночный бег 3x10 м или бег на 30 м) выносливости (смешанное передвижение на 1000 м) силы (подтягивание из виса на высокой перекладине, подтягивание из виса лежа на низкой перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу) и гибкости (наклон вперед из положения «стоя на гимнастической скамье»). Испытания по выбору включают: прыжок в длину с места толчком двумя ногами; метание теннисного мяча в цель на дистанции 6 м; поднимание туло-

С*)

вища из положения «лежа на спине» за 1 мин; бег на лыжах на 1 км или смешанное передвижение по пересеченной местности на дистанции 1 км; плавание на дистанции 25 м. Оценка осуществляется по трем уровням сложности: золото, серебро, бронза [8].

Осуществляемая на текущей момент работа по совершенствованию государственных требований комплекса ГТО на 2023-2027 гг. выявила ряд противоречий физиологического и педагогического характера в реализации комплекса среди детей 6-8 лет, обучающихся в дошкольных образовательных организациях (далее - ДОО). В психологии данный период совпадает с началом второго возрастного критического периода, что объясняется недостаточной психофизической готовностью ребенка к систематическим занятиям. Организм ребенка приспособлен к оптимальным нагрузкам для его возраста, но если внешние воздействия превышают возможности организма, развитие может затормозиться, участится количество заболеваний [1, с. 22].

Учет готовности ребенка к целенаправленному педагогическому воздействию, исходя из возрастного развития и сформированности двигательных умений и навыков в процессе освоения программных требований по физической культуре, будет содействовать более качественному включению детей 6-8 лет, обучающихся в ДОО, в реализацию комплекса ГТО (I ступень) с учетом сопод-чиненности периодов онтогенеза [1, с. 8, 23], что является актуальностью нашего исследования.

Цель исследования - анализ доступности тестов и нормативов I ступени комплекса ГТО уровню физической подготовленности детей 6-8 лет, освоивших образовательную программу ДОО.

Методы исследования - анализ статистических показателей по форме 2-ГТО и сравнительный анализ требо-

ваний к физической подготовленности государственных требований комплекса ГТО I ступени и инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (далее - программа), методы математической статистики.

Результаты исследований и их обсуждение

В Российской Федерации количество детей в возрасте 6-8 лет на 1 января 2021 г. составляло 5 790 007 чел. [12]. По сведениям федерального статистического наблюдения (далее - ФСН) № ОО-1 на начало 2020/21 уч. г. количество детей 6-8 лет, поступивших в первый класс, составило 1 824 298 чел. Из них: 6 лет - 142 039 чел. (7,8%); 7 лет - 1 498 360 чел. (82,2%); 8 лет - 183 899 чел. (10%) [10]. Анализ статистических показателей свидетельствует о том, что наибольшее количество детей в возрасте 6 лет посещают ДОО или находятся на домашнем воспитании, не посещая образовательные организации.

По сведениям ФСН № 2-ГТО [9], количество детей, приступивших и выполнивших испытания комплекса, на 2020 г. составило 265 394 и 122 384 чел. соответственно, что составляет 4,6% приступивших и 2,1% выполнивших от общего количества детей 6-8 лет. Статистические данные 2-ГТО за три года реализации комплекса в Российской Федерации показывают, что средняя доля приступивших к выполнению испытаний I ступени составляет 13,4% от общего количества приступивших, а средняя доля выполнивших испытания I ступени - 14% от общего количества выполнивших. Наиболее высокие показатели количества приступивших и выполнивших испытания комплекса были зафиксированы в 2019 г. (табл. 1).

Таблица 1

Доля приступивших и выполнивших испытания I ступени ГТО за три года наблюдения в Российской Федерации

Год выполнения Доля приступивших к выполнению испытаний I ступени от общего количества приступивших Доля выполнивших испытания I ступени от общего количества выполнивших Доля выполнивших испытания I ступени от приступивших к испытаниям I ступени

2018 4 13,2 50,4

2019 14,0 15,2 64,2

2020 13,7 13,6 46,1

При этом средняя доля выполнивших испытания I ступени комплекса ГТО от приступивших составляет 53,6%, где подавляющее количество детей - ученики начальной школы [9].

Анализ выборки результатов выполнения испытаний ГТО I ступени мальчиками и девочками (выгрузка АИС ГТО за 2018-2020 гг.) показал: 91,6% детей в возрасте от 7,5 лет до 8 лет 10 мес. выполнили испытания; 8,4% детей выполнили испытания в более раннем возрасте, находясь на этапе спортивной подготовки. При этом доля детей

до 6 лет 5 мес. составила 0,1% от общей выборки детей, принявших участие в тестировании по I ступени, что свидетельствует о низком уровне вовлеченности детей 6 лет в реализацию комплекса.

К выполнению испытаний комплекса допускаются лица, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, в том числе самостоятельно. Комплекс ГТО предусматривает подготовку к выполнению установленных нормативов испытаний (тестов) и непосредственное их выполнение различными возрастными группами

населения РФ - от 6 до 70 лет и старше [7]. Предполагается, что подготовка к тестированию по программе ГТО с детьми дошкольного возраста (6-8 лет) будет осуществляться в ДОО или родителями самостоятельно, что потребовало необходимости проанализировать возможности ДОО по подготовке детей к выполнению испытаний ВФСК ГТО. Сравнение возрастных и педагогических критериев развития, сформированности двигательных умений и навыков дошкольников, государственных требований I ступени комплекса ГТО позволит определить доступность тестов и соразмерность нормативов.

В основной образовательной программе ДОО содержится раздел «Физическое развитие», определяющий уровень развития детей на момент окончания дошкольного учреждения. В исследовании был проведен сравнительный анализ инновационной программы «От рождения до школы» (далее - программа) [5] и I ступени ВФСК ГТО по основным физическим качествам и прикладным навыкам.

В процессе реализации программы в дошкольной организации осуществляется контроль своевременности физического развития и на основе анализа сформирован-ности основных движений проводится мониторинг индивидуального развития каждого ребенка [14].

В ходе сравнения примерного перечня основных движений программы и обязательных видов испытаний I ступени комплекса ГТО отмечено, что для определения уровня развития скоростных возможностей старшие дошкольники должны научиться выполнять тесты «Бег на 30 м» и «Челночный бег 3x10 м».

В программе на начало учебного года обучающиеся должны преодолеть дистанцию 30 м за 7,5-8,5 с, по окончании - за 6,5-7,5 с. Таким образом, к завершению учебного года мальчики и девочки, успешно освоившие программу, смогут выполнить данное испытание ГТО на бронзовый знак, поскольку нормативы комплекса в «Беге на 30 м» у мальчиков составляют 6,9 с, у девочек - 7,1 с [5, 8]. Соответственно, та подготовка, которая осуществляется в ДОО, позволит успешно выполнить данный вид испытаний. Это соответствие подтверждается особенностями возрастного развития. Так, по мнению А.А. Бишаевой, наибольший ежегодный прирост максимальной частоты движений в беге на 30 м наблюдается у детей от 4 до 6 лет, формируя потенциальные возможности для развития данного физического качества на 30-50% [2, 15].

Челночный бег в ДОО оценивает координацию, тогда как в комплексе ГТО - это тест на скорость. Хотелось бы отметить, что в примерном перечне основных движений программы ДОО предполагается выполнять этот тест в вариантах 3-5 раз по 10 м без учета времени, в ГТО же мальчики должны преодолеть дистанцию 3x10 м за 10,3 с, а девочки - за 10,6 с (бронзовый знак). Таким образом, в рамках программы ДОО дошкольник освоит элементы техники челночного бега и создаст базу для выполнения теста в ходе успешного освоения основ-

ной образовательной программы, но это не гарантирует выполнение норматива ГТО [5, 8]. При этом, по мнению Р.И. Айзмана, дети до 7 лет имеют проблемы в выполнении тонких точных движений в предельно короткое время, быстром решении двигательных задач в различных ситуациях [1, с. 53].

Определение уровня развития выносливости по программе предполагает освоение детьми подготовительной группы следующих видов бега: непрерывный бег в течение 2-3 минут и бег в среднем темпе на 160-480 м в чередовании с ходьбой. В ГТО оценка выносливости осуществляется в ходе выполнения вида испытания «Смешанное передвижение на 1000 м». Время преодоления дистанции у мальчиков - 7 мин 10 с, у девочек -7 мин 35 с (значения бронзового знака) [5, 8]. Сравнивая основные виды движений в ДОО с нормативами комплекса, видим, что выполнить данный вид испытаний дошкольники не смогут, т.к. длина дистанции в ГТО и время ее прохождения завышена более чем на 50% по сравнению с требованием программы.

Данное противоречие получает свое подтверждение при рассмотрении возрастных особенностей развития организма ребенка в онтогенезе. Так, до 6-7 лет гетеро-хронность ростовых процессов у детей проявляется диспропорцией развития тела, сердца и сосудов. При увеличении роста тела сосуды удлиняются и становятся узкими, что ведет к увеличению сопротивления току крови, повышению нагрузки на сердце и ухудшению кровоснабжения тканей, способствуя тем самым учащению и нарушению сердечных ритмов при чрезмерных физических нагрузках. Дыхание в этом возрасте частое (при физических нагрузках частота дыхания легко нарастает, становится неритмичным, появляются задержки дыхания) и поверхностное (легочная ткань мало растяжима, бронхиальное древо недостаточно сформировано, из альвеолярного воздуха в кровь переходит меньше кислорода) [4]. Поэтому физические упражнения для детей с направленностью на общую выносливость должны строго дозироваться в соответствии с их возрастом.

Таким образом, для успешного тестирования детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями комплекса ГТО потребуется дополнительное время для подготовки к данному виду испытания.

Определение уровня развития силы в программе отсутствует, при этом в содержание включен перечень упражнений для развития и укрепления кистей рук, плечевого пояса, брюшного пресса и ног. Комплекс же предусматривает три вида испытаний с конкретными нормативами. Так, мальчики на бронзовый знак должны выполнить упражнение «Подтягивание из виса на высокой перекладине» 2 раза; «Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине» - 6 раз, девочки - 4 раза; «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу»: мальчики -7 раз, девочки - 4 раза [5, 8]. Следовательно, успешное освоение образовательной программы в ДОО не позволит подготовить детей к выполнению силовых тестов ГТО,

так как в ней не предусмотрено формирование умений и навыков для выполнения вышеперечисленных испытаний ВФСК ГТО. Также в данном возрасте существуют физиологические противоречия между программой и комплексом к требованиям развития силовых возможностей. Скелет детей и подростков характеризуется высокой эластичностью (не сформирован позвоночник, только к 7 годам окончательно образуются шейный лордоз и грудной кифоз); не сформированы кисти рук (окостенение фаланг пальцев завершается к 11 годам, а запястья - в 12 лет), что при чрезмерных физических нагрузках может нарушить правильное развитие скелета и привести к необратимым деформациям. У дошкольников сила мышц туловища больше, чем мышц конечностей. В связи с повышенным мышечным тонусом и превышением силы мышц-сгибателей над разгибателями у дошкольников затрудняется сохранение выпрямленных поз, что способствует быстрому утомлению при нагрузке [1, с. 48-54]. Дети этого возраста более приспособлены к кратковременным скоростно-силовым динамическим упражнениям [3].

Таким образом, на силовую подготовку дошкольника необходимо затратить больший объем времени для изучения техники выполнения и физической тренировки в избранном тесте.

Упражнения для развития гибкости представлены в программе в примерном перечне как упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. В комплексе ГТО оценка гибкости осуществляется по испытанию «Наклон вперед из положения "стоя на гимнастической скамье"», этот тест является сквозным для всех ступеней комплекса. В данном виде испытания определено, что мальчики должны выполнить наклон и достать кончиками пальцев отметку «+1 см», а девочки «+3 см» (значения бронзового знака) [5, 8]. При этом в программе отсутствуют упражнения, схожие по технике выполнения с тестом ГТО, что в свою очередь затрудняет подготовку ребенка к тестированию гибкости в комплексе и потребует дополнительных занятий по подготовке, в том числе с обучением техники выполнения. В рамках физиологического формирования физического качества наблюдаются наиболее высокие естественные темпы развития гибкости в возрасте от 6 до 8 и от 9 до 10-11 лет, что при соответствующей подготовке положительно сказывается на выполнении теста ГТО [4].

Рассмотрим испытания по выбору, они подразделяются по определению уровня:

а) развития скоростно-силовых возможностей (в I ступени это «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами» и «Поднимание туловища из положения "лежа на спине"»);

б) развития координационных способностей (в I ступени это «Метание теннисного мяча в цель на дистанции 6 м»);

в) овладения прикладными навыками (в I ступени это «Бег на лыжах на 1 км», «Смешанное передвиже-

ние по пересеченной местности на 1 км» и «Плавание на дистанции 25 м» [7].

Анализ возможностей программы подготовки дошкольника к испытаниям по выбору.

В программе в примерном перечне основных движений ДОО присутствуют различные виды прыжков, в т.ч. прыжок в длину с места и в длину с разбега, что позволяет подготовить детей данного возраста к выполнению теста ГТО. Но норматив прыжка в длину с места в ДОО у мальчиков на 0,1% ниже, у девочек - на 0,05% ниже (по бронзовому знаку), чем в комплексе ГТО, и составляет около 100 см. Прыжок в длину с разбега в тестах I ступени не представлен [5, 8].

Следующим тестом по оценке уровня развития ско-ростно-силовых возможностей в комплексе ГТО является «Поднимание туловища из положения "лежа на спине"». В программе ДОО в примерном перечне основных движений поднимание туловища из положения «лежа» входит в упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника, где предлагается из положения «лежа на спине (закрепив ноги)» переходить в положение «сидя» и снова в положение «лежа». Предполагается, что техническая и физическая подготовка к данному тесту осуществляется в ДОО, но без учета темпа движения (количество раз за 1 мин). В государственных требованиях ГТО I ступени мальчики должны выполнить 21 поднимание туловища за 1 мин, девочки -18 (по значениям бронзового знака) [5, 8]. Отметим, что в детском саду они осваивают только технику выполнения.

Таким образом, определить уровень развития ско-ростно-силовых возможностей по тестам, представленным в комплексе ГТО, не представляется возможным из-за разногласий в нормативных требованиях и физической готовности дошкольников, у которых подготовка рассчитана на более низкие результаты.

Испытанием для определения уровня развития координационных способностей в комплексе ГТО является «Метание теннисного мяча в цель на дистанции 6 м». В рамках освоения программы ДОО в примерном перечне основных движений для развития меткости используются следующие упражнения: метание на дальность (6-12 м) левой и правой рукой; метание в горизонтальную и вертикальную цель (с расстояния 4-5 м); метание в движущуюся цель [5, 8]. Освоение данных упражнений позволит дошкольникам в полном объеме подготовиться к выполнению испытания ГТО, где на бронзовый знак мальчикам необходимо попасть в цель 2 раза, девочкам - 1 раз. Однако в программе в упражнении «Метание в цель» расстояние до мишени на 1 м короче, что в рамках подготовки может быть компенсировано упражнением «Метание на дальность». В этом упражнении дошкольник должен бросить мяч на расстояние до 12 м, хотя в соответствии с программой ДОО наиболее оптимальным является приведение расстояния от линии метания до мишени.

Оценка уровня сформированности прикладных навыков в I ступени представлено тремя испытаниями: «Бег на лыжах на 1 км» или «Смешанное передвижение по пересеченной местности на 1 км» и «Плавание на дистанции 25 м».

Программой ДОО предусматривается техническая подготовка в передвижении на лыжах, а также преодоление дистанции 600 м в среднем и 2-3 км в медленном темпе. В комплексе ГТО мальчики должны преодолеть дистанцию в 1 км за 10 мин 15 с, девочки - за 11 мин (значения бронзового знака) [5, 8]. Таким образом, дистанция в ГТО на 40% длиннее, чем рекомендовано в программе, при этом примерный перечень основных движений предусматривает возможность преодоления 2-3 км в медленном темпе и без учета времени. Соответственно, выявленные противоречия не позволят выполнить тест без дополнительной подготовки.

Смешанное передвижение по пересеченной местности представлено в программе ДОО как «Бег с чередованием с ходьбой» и «Бег с преодолением препятствий». При освоении данных упражнений обучающиеся ДОО получат первичные навыки сочетания бега и ходьбы и преодоления естественных препятствий. Однако это не дает возможность подготовиться к выполнению нормативов данного испытания как технически, так и физически.

«Плавание на 25 м». В программе ДОО представлены требования к освоению базовых элементов плавания:

выдох в воду; погружение в воду с головой и открывание глаз в воде; скольжение на груди и спине; освоение техники движения рук и ног; плавание с инвентарем; при освоении техники плавания преодоление 10-15 м произвольным стилем. Комплекс ГТО устанавливает дистанцию для плавания 25 м, что превышает почти в два раза необходимый максимум, предусмотренный программой ДОО, а также временной норматив для мальчиков и девочек 3 мин (значения бронзового знака) [5, 8]. Следовательно, если дошкольник научился плавать в детском саду, то это не позволит ему выполнить испытание ГТО даже на бронзовый знак, так как ему предстоит преодолеть дистанцию в два раза длиннее, да еще и выполнить норматив. Соответственно, только дети, занимающиеся в спортивных секциях по плаванию, имеют возможность выполнить данный тест, что в свою очередь противоречит основному принципу ГТО - доступности.

Таким образом, анализ доступности тестов и нормативов I ступени комплекса ГТО уровню физической подготовленности детей 6-8 лет, освоивших образовательную программу ДОО, свидетельствует о том, что в детском организме нет еще функциональных возможностей для длительного поддержания устойчивых состояний, необходимых при физической тренировке, а предложенные нормативы I ступени значительно превосходят их подготовленность.

Выводы

Проведенный анализ статистических показателей и выявленных педагогических и возрастных противоречий готовности детей 6-8 лет к тестированию комплекса ГТО свидетельствуют о том, что виды испытаний I ступени для дошкольников будут представлять серьезную сложность как в технической, так и физической подготовке при противоречивости факторов возрастного развития и предъявляемых требованиях к уровню физической подготовленности. В рамках образовательной программы ДОО дети смогут подготовиться и выполнить только бег на 30 м, подготовиться не в полном объеме к выполнению тестов: «Челночный бег», «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами», «Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м». Наибольшую сложность для дошкольников будут представлять тесты: «Смешанное передвижение на 1000 м», «Подтягивание из виса на высокой перекладине», «Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине», «Сгибание и разгибание рук в упоре, лежа на полу», «Наклон вперед из положения "стоя на гимнастической скамье"», «Поднимание туловища из положения "лежа на спине"», «Бег на лыжах на 1 км» или

«Смешанное передвижение по пересеченной местности на 1 км», «Плавание на дистанции 25 м».

Таким образом, в рамках совершенствования нормативов комплекса ГТО на 2023-2027 гг. необходимо выделить дошкольный возраст в отдельную ступень, разработав структуру ступени (виды испытаний) и нормативы с учетом возрастных особенностей организма дошкольника, а также сформированных двигательных умений и навыков при освоении образовательной программы ДОО.

Разработка ступени ГТО для дошкольников будет являться одним из механизмов исполнения поручения Президента Российской Федерации «...раннего физического развития детей» [6] и позволит значительно увеличить количество населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом. Это положительно скажется на выполнении целевых показателей федерального проекта «Спорт - норма жизни» [13], а самое главное - будет способствовать своевременному и гармоничному развитию детей с учетом характерных генерализованных физиологических реакций.

С*)

Массовая физическая культура и оздоровление населения

Литература

1. Айзман, Р.И., Лысова, Н.Ф. Возрастная физиология и психофизиология. - М.: ИНФРА-М, 2014. - С. 8, 22-23, 48-54.

2. Бишаева, А.А. Совершенствование движений в процессе физического воспитания с учетом возрастных возможностей двигательных функций: (исследование на детях 5-10 лет): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1976. -20 с.

3. Есаков, С.А. Возрастная анатомия и физиология. -Ижевск: УдГУ, 2010. - С. 40-42.

4. Матвеев, ЮА. Возрастная физиология: учеб. пособ. для студентов педагогических высших учебных учреждений физической культуры и спорта, осуществляющих образовательную деятельность по специальности 44.03.01 -Педагогическое образование; профиль подготовки «Физическая культура». - М.: МГПУ, 2018. - C. 14-19.

5. От рождения до школы: инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. - Изд. пятое, испр. и доп. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 336 с.

6. Перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/66882 (дата обращения: 26.01.2022).

7. Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физ-культурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» (с изменениями и дополнениями). - URL: https: //base.garant.ru/70675222/ (дата обращения: 26.01.2022).

8. Приказ Министерства спорта РФ от 12 февраля 2019 г. № 90 «Об утверждении государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)». - URL:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72093512/ (дата обращения: 26.01.2022).

9. Сведения о реализации Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (форма № 2-ГТО) Сводный отчет за 2018-2020 гг. -URL: https://minsport.gov.ru/sport/physical-culture/ 41/27653/ (дата обращения: 26.01.2022).

10. Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2020/21 уч.г. - URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/ general_edu] (дата обращения: 26.01.2022).

11. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)». - URL: https://base. garant.ru/70619520/ (дата обращения: 26.01.2022).

12. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2021 г. // Статистический бюллетень федеральной службы государственной статистики (РОССТАТ). - URL: https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/Bul_chislen_nasel-pv_01-01-2021.pdf (дата обращения: 26.01.2022).

13. Федеральный проект «Спорт - норма жизни». -URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/ demography/5 (дата обращения: 26.01.2022).

14. Федорова, С.Ю. Физическое развитие и обучение детей шестого года жизни // Дошкольное воспитание. -2020. - № 6. - С. 63-69.

15. Формирование двигательной функции у детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Е.Ф. Орехов, А.Д. Котляров. - Челябинск, 1996. - С. 27.

References

1. Ayzman, R.I. and Lysova, N.F. (2014), Age physiology and psychophysiology, Moscow: INFRA-M, pp. 8, 22-23, 48-54.

2. Bishaeva, A.A. (1976), Improvement of movements in the process of physical education, taking into account the age-related possibilities of motor functions: (Research on children aged 5-10 years): Author. dis.... Ph.D. (Pedagogics), Moscow, 20 p.

3. Esakov, S.A. (2010), Age anatomy and physiology, Izhevsk: UdGU, pp. 40-42.

4. Matveev, Yu.A. (2018), Age physiology: textbook for students of pedagogical higher educational institutions of physical culture and sports, carrying out educational activities in the specialty 44.03.01 - Pedagogical education; training profile "Physical culture", Moscow: MGPU, pp. 14-19.

5. Veraksy, N.E., Komarova, T.S. and Dorofeeva, E.M. (Eds.) (2019), From birth to school: an innovative program of preschool education. Ed. fifth rev. and add., Moscow: MOSAIC-SINTEZ, 336 p.

6. Government of the Russian Federation (2021), List of instructions following the meeting of the Council for the Development of Physical Culture and Sports, [Online] URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/66882 (date of access: 01/26/2022).

7. Government of the Russian Federation (2014), Decree of the Government of the Russian Federation of June 11, 2014 No. 540 "On Approval of the Regulations on the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (GTO)" (with amendments and additions), [Online] URL: https://base.garant.ru/70675222/ (date of access: 01/26/2022).

8. Ministry of Sports of the Russian Federation (2019), Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation of February 12, 2019 No. 90 "On approval of the state requirements of the All-Russian physical culture and sports complex 'Ready for Labor and Defense' (GTO)". [Online] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72093512/ (date of access: 01/26/2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Ministry of sports of the Russian Federation (2021), Information on the implementation of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" (GTO) (form No. 2-GTO) Summary report for 2018-2020, [Online] URL: https://minsport.gov.ru/sport/physical-culture/41/27653/ (date of access: 01/26/2022).

10. Ministry of education of the Russian Federation (2022), Information on the form of federal statistical observation No. OO-1 "Information on the organization carrying out educational activities in educational programs of primary general, basic general, secondary general education" at the beginning of the 2020/21 academic year, [Online] URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/general_edu/ (date of access: 01/26/2022).

11. President of the Russian Federation (2014), Decree of the President of the Russian Federation of March 24, 2014 No. 172 "On the All-Russian Physical Culture and Sports Complex 'Ready for Labor and Defense' (GTO)", [Online]

URL: https://base.garant.ru/70619520/ (date of access: 01/26/2022).

12. Federal State Statistics Service (2021), Population of the Russian Federation by sex and age as of January 1, 2021 (Statistical Bulletin of the Federal State Statistics Service (ROSSTAT), [Online] URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/Bul_chislen_nasel-pv_01-01-2021.pdf (date of access: 26.01.2022).

13. Trade Ministry of the Russian Federation (2018), Federal project "Sport is the norm of life", [Online] URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography/5 (date of access: 01/26/2022).

14. Fedorova, S.Yu. (2020), Physical development and education of children of the sixth year of life, Doshkol'noye vospitaniye, no. 6, pp. 63-69.

15. Orekhov, E.F. and Kotlyarov, A.D. (1996), Formation of motor function in preschool children: manual, Chelyabinsk, p. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.