Научная статья на тему 'ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА И ПРАВО'

ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА И ПРАВО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
992
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Правосудие
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА И ПРАВО»

Редакционная статья / Editorial

DOI: 10.37399/2686-9241.2020.4.8-12

Достоинство человека и право Human Dignity and Law

оследствием всех глобальных гуманитарных потрясений, которые пережило человечество в XX в. и переживает в начале XXI в., стало то, что понятие «достоинство человека» приобрело в философии права ключевое значение и выступает главным ориентиром и отправным пунктом в правовом регулировании правоотношений и поведения субъектов права.

С теоретической и практической точек зрения при всей существующей неясности и спорности дальнейшего развития человека и в целом человеческого общества одно остается бесспорным и незыблемым: охрана человеческого достоинства сегодня составляет определяющее направление и главный ориентир как для этики, так и для национального, наднационального и международного права [Mahlmann, M., 2012, p. 370]. Отсюда следует, что достоинство человека - это базовая этико-правовая ценность, которая занимает в иерархии ценностей ведущее, определяющее место, поскольку достоинство человека лежит в основе иных правовых ценностей. Для такого вывода, как представляется, имеется достаточно философско-правовых, теоретических и юридических предпосылок.

В основу классических философско-правовых представлений о достоинстве человека и его личности могут быть положены идеи великих немецких мыслителей Канта и Гегеля. Кант рассматривал чувство уважения к личности другого человека как моральный долг, но не как принудительную юридическую обязанность. Для него человек представлялся «как цель в себе самом», но «никогда просто как средство» [Кант, И., 2007, с. 326]. Для Гегеля же уважение другого как личности есть непосредственная юридическая обязанность. «Личность, - писал Гегель, - содержит вообще правоспособность и составляет понятие и саму абстрактную основу абстрактного и потому формального права. Отсюда веление права гласит: будь лицом и уважай других в качестве лиц» [Гегель, 1990, с. 98]. Вместе с тем оба мыслителя ни в коем случае не сводили человека к простому объекту общественных отношений, поскольку человеческое достоинство как раз грубо нарушается, когда конкретный человек низводится к объекту, к простому средству для достижения целей других лиц [Seelmann, K. and Demko, D., 2014, pp. 243-244].

Весьма примечательными в этом смысле являются идеи о природе и правовом значении достоинства человека, которые были выдвинуты русскими учеными-юристами С.А. Котляревским, П.Н. Новгородцевым, Н.А. Покров-

© Корнев В.Н., 2020

ским в начале XX в. и не потеряли своей теоретической и практической значимости и до настоящего времени. «В основе всех их (прав и обязанностей. - В.К.) лежит представление о достоинстве человеческой личности, которое должно быть отражено в действующем праве и в известных пределах является его молчаливой предпосылкой», - писал С.А. Котляревский [Котляревский, С.А., 2001, с. 337, 342]. Из этой же предпосылки он выводил право человека на достойное существование, из этого же источника проистекает, как считал С.А. Котляревский, недопустимость применения смертной казни.

Современное понимание юридического значения достоинства человека находит свое отражение как в международном праве, так и в конституциях ряда государств.

Так, в Преамбуле Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., указывается, что признание достоинства человека, наряду с правами и свободами, является основой справедливости. Следовательно, достоинство человека признается в качестве универсальной и ненарушаемой фундаментальной правовой ценности, правового факта.

В оценке значимости достоинства человека Международные пакты по правам человека 1966 г. идут еще дальше. В них признается тот факт, что из присущего человеческой личности достоинства вытекают права человека, в том числе и справедливость. Такие международно-правовые документы, как Европейская социальная хартия, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, имеют в основе своей природы достоинство человека, и их статьи направлены на защиту этой фундаментальной правовой ценности.

Для понимания юридической значимости достоинства человека очень важными представляются положения Хартии основных прав Европейского Союза1, принятой Европейским парламентом 7 декабря 2000 г. в Ницце. В указанной Хартии достоинство человека, а также иные ценности рассматриваются как основа, на которой базируются права, в свою очередь направленные на защиту этих ценностей. Следовательно, тем самым подчеркивается включенность достоинства человека в правовую сферу, потому что оно обладает всеми свойствами реального правового факта. Достоинство человека - это есть не юридическая фикция, а явление, которое лежит в основе принятия юридически значимых актов.

По этому пути, развивая положения международного права о достоинстве человека, идут конституции современных государств. Анализ статей ряда конституций европейских стран свидетельствует о том, что указанная категория, имея естественно-правовую природу, выражается в нормах позитивного права и за ней признается фундаментальное значение. В большинстве конституций европейских государств достоинство человека рассматривается как необходимая предпосылка, принцип существования государственного и общественного строя, прав и свобод человека, мира и

1 Московский журнал международного права. 2003. № 2. С. 302-314.

справедливости (ст. 10 Конституции Испании, ст. 30 Конституции Республики Польша, ст. 1 Основного Закона ФРГ). Поскольку достоинство человека является неприкосновенным, а защищать и уважать его является обязанностью государства, постольку действия различных органов государственной власти по отношению к человеку должны соответствовать этому. Достоинство человека - это та граница, которую государство не должно переступать во избежание принятия и применения правонарушающих актов в процессе своей деятельности. Можно сказать, что правотворчество и правоприменение связаны правовым императивом ненарушаемости достоинства человека. Достоинство человека - это то основание, на котором строится правопорядок.

В статье 21 Конституции Российской Федерации закреплено, что достоинство личности охраняется законом. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. В Конституции Российской Федерации термин «достойная жизнь» используется в тексте ст. 7, в которой говорится о цели российского государства как социального государства.

В последние годы правовое и моральное восприятие понятия человеческого достоинства вновь оказалось в центре внимания, поскольку на совершенно определенные практические и политические вопросы невозможно было найти более или менее удовлетворительные ответы. Это прежде всего касается, например, биоэтики, и особенно исследования стволовых клеток, клонирования, а также преимплантационной генетической диагностики и т. д. [Лапаева, В.В., 2020, с. 32].

Кроме того, биоэтика в последние годы, обсуждая вопросы статуса человеческого эмбриона, выходит на совершенно новую, ранее неизвестную проблему, состоящую в том, следует ли признать человеческий эмбрион личностью и тем самым - субъектом права. Составной современной частью биоюриспруденции является биоюсгенезис, или биоправо, которое исследует с правовой точки зрения период жизни человека с момента зачатия до его рождения [Токаг^ук, R., 2009, р. 151]. В этом смысле очень важное значение имеет Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине (принята Комитетом министров Совета Европы 19 ноября 1996 г.) ETS N 1642.

В конституциях ряда стран есть статьи, которые позволяют рассуждать о правовом статусе эмбриона. Например, в конституциях Чехии (ч. 1 ст. 6)3 и Словакии (ч. 1 ст. 15)4 содержатся положения о том, что «человеческая жизнь достойна охраны еще до рождения». Согласно п. 3.1.3 ст. 40 Кон-

2 Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

3 Конституции государств Европы : в 3 т. М. : Норма, 2001. Т. 3. С. 491-531.

4 Конституции государств Европы. Т. 3. С. 103-159.

ституции Ирландии «государство признает право на жизнь нерожденного и, имея в виду равное право на жизнь матери, гарантирует в своих законах уважение и, насколько это возможно, защищает и поддерживает своими законами это право»5. В конституции Швейцарии есть ст. 119 «Репродуктивная медицина и генная инженерия человека», в части второй которой указано, что «Союз издает предписания об обращении с человеческим зародышевым и наследственным материалом. Он заботится при этом об охране человеческого достоинства, личности и семьи...»6.

Проблема охраны человеческого достоинства обострилась в связи с пандемией COVID-19. В этом аспекте очень важное значение имеет документ SG/Inf (2020)11 Respecting democracy, rule of law and human rights in the framework of the COVID-19 sanitary crisis. A toolkit for member states7 (Соблюдение принципов демократии, верховенства права и прав человека в условиях эпидемиологического кризиса COVID-19. Руководство для государств-членов), выпущенный Генеральным секретарем Совета Европы весной этого года. В этом документе отмечается, что основная социальная, политическая и правовая проблема, с которой сталкиваются государства - члены Совета Европы, заключается в их способности эффективно реагировать на этот кризис, не допуская при этом того, чтобы принимаемые ими меры поставили под угрозу основополагающие ценности Европы, такие как демократия, верховенство права и права человека. В качестве не нарушаемых ни при каких условиях признаются право на жизнь, за исключением правомерных военных действий; запрещение пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания; правило о наказании исключительно на основании закона, а также иные права, предусмотренные Европейской конвенцией по правам человека и протоколами к ней. Особо следует подчеркнуть необходимость защиты частной жизни и персональных данных при пандемии. Одним из средств, которые способствуют сдерживанию и прекращению пандемии, признаны новые технологии доступа к персональным данным и их обработке. Современные цифровые технологии, с помощью которых обрабатываются данные геолокации, обеспечивается распознавание лиц и т. д., могут использоваться для необоснованного вмешательства в частную жизнь граждан под видом борьбы с негативными последствиями пандемии, что может привести к умалению достоинства человека.

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что понятие «достоинство человека» гораздо шире понятия «достоинство личности», поскольку оно включает в себя не только юридические, но и биологические, медицинские и социально-экономические составляющие. Достоинство человека - это правовой институт, потому что он состоит из системы норм и принципов права, которые направлены на признание и защиту всех его со-

5 Конституции государств Европы. Т. 1. С. 775-817.

6 Конституции государств Европы. Т. 3. С. 531-581.

7 Правосудие/Justice. 2020. Т. 2, № 2. С. 214-224.

ставляющих элементов. Об этом объективно свидетельствуют приведенные и проанализированные в настоящей статье специальная научная литература, международные правовые документы и национальные нормативные правовые акты.

Таким образом, исходя из безусловной теоретической и практической значимости правового обеспечения и охраны достоинства человека в условиях сложившейся непростой социально-экономической обстановки эта проблема остро нуждается в дальнейшей разработке. На основе данного факта, как представляется, возможно объединение интеллектуальных усилий как ученых внутри страны, так и представителей науки других стран с целью формирования доктрины, наиболее адекватно соответствующей важности исследования и решения этого, комплексного по своей природе явления. Редакция журнала «Правосудие/Justice» будет уделять особое внимание материалам такого рода с целью их опубликования на страницах журнала.

В.Н. Корнев,

доктор юридических наук,, профессор, заведующий кафедрой конституционного права имени Н.В. Витрука, проректор по научной работе

Российского государственного университета правосудия, главный редактор журнала «Правосудие/Justice»

Список использованной литературы

Гегель Г.В.Ф. Философия права : пер. с нем. / ред. и сост. Д.А. Керимов, В.С. Нерсесянц ; авт. вступ. ст. и примеч. В.С. Нерсесянц. М. : Мысль, 1990. 524 с.

Кант И. Метафизика нравов : в 2 ч. / пер. с нем., примеч. С.Я. Шейн-ман-Топштейн, Ц.Г. Арзаканьян ; вступ. ст. М.М. Филиппова ; примеч. А.А. Тахо-Годи. М. : Мир книги : Литература, 2007. 400 с. Котляревский С.А. Власть и право. Проблема правового государства. СПб. : Лань, 2001. 365 с.

Лапаева В.В. Право в «эпоху биотехнологий» (правовой режим пре-имплантационной генетической диагностики) // Российское правосудие. 2020. № 7. С. 31-44.

Mahlmann M. Human dignity and autonomy in modern constitutional orders // The Oxford handbook of comparative constitutional law / eds. M. Rosenfeld, A. Sajo. Oxford, UK : Oxford University Press, 2012. P. 370-396.

Seelmann K., Demko D. Rechtsphilosophie. 6., uberarb. und erw. Aufl. München : Verlag C.H. Beck, 2014. 293 s.

Tokarczyk R. Filozofia prawa. Wydanie pierwsze. Warszawa : Lexis Nexis, 2009. 329 s.

References

Hegel, G.W.F., 1990. Filosofiya prava = [Philosophy of law]. Moscow: Mysl'. (In Russ.)

Kant, I., 2007. Metafizika nravov = [Metaphysics of Morals]. In 2 vols. Translated from Germ. Moscow: Mir knigi; Literatura. (In Russ.) Kotlyarevskiy, S.A., 2001. Vlast'ipravo. Problemapravovogo gosudarstva = [Power and law. The problem of the rule of law]. St. Petersburg: Lan'. (In Russ.)

Lapaeva, V.V., 2020. Law in the "Age of biotechnology" (legal regime for preimplantation genetic diagnosis). Rossijskoe pravosudie = [Russian Justice], 7, pp. 31-44. (In Russ.)

Mahlmann, M., 2012. Human dignity and autonomy in modern constitutional orders. In: Rosenfeld, M. and Sajo, A., eds. The Oxford handbook of comparative constitutional law. Oxford, UK: Oxford University Press. Pp. 370-396.

Seelmann, K. and Demko, D., 2014. Rechtsphilosophie. 6., uberarb. und erw. Aufl. München: Verlag C.H. Beck.

Tokarczyk, R., 2009. Filozofia prawa. Wydanie pierwsze. Warszawa: Lexis Nexis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.