ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ В РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С.В. Титова, канд. пед. наук, доцент
Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (Россия, г. Набережные Челны)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-2-3-32-38
Аннотация. В статье представлены результаты исследования работы с обращениями граждан на территории муниципального образования (на примере Администрации Центрального района г. Набережные Челны), проведенного по показателям: число обращений граждан и их структура; категории граждан, обратившихся в органы местного самоуправления; структура принятых решений в отношении обращений граждан; тематика обращений граждан в органы местного самоуправления.
Ключевые слова: обращения граждан; муниципальное образование; органы местного самоуправления.
Работа с обращениями граждан, совершенствование ее форм и методов являются одними из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти. Она позволяет поддерживать непосредственную связь с жителями района, выявлять те или иные тенденции в обществе, принимать необходимые меры для обеспечения прав и интересов граждан.
Цель исследования - выявление достоинств и недостатков в деятельности органов местного самоуправления по работе с обращениями граждан.
В соответствии с названной целью определены задачи исследования:
- проанализировать деятельность Администрации Центрального района г. Набережные Челны по работе с обращениями граждан;
- определить достоинства и недостатки Администрации Центрального района г. Набережные Челны по работе с обращениями граждан.
Цели и задачи работы с обращениями граждан на территории муниципального образования. Непосредственно работой с обращениями граждан в Администрации Центрального района г. Набережные Челны занимается сектор работы с обращениями граждан.
Основными нормативно-правовыми актами, которые регулирует деятельность сектора работы с обращениями граждан, являются:
- федеральный закон от 2.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» [1];
- федеральный закон от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [2];
- федеральный закон от 16.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3];
- закон РТ от 12.05.2003 г. № 16-ЗРТ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Татарстан» [4].
Основные задачи сектора работы с обращениями граждан Администрации Центрального района г. Набережные Челны:
- информирование населения города о деятельности органов местного самоуправления;
- работа по обеспечению своевременного, качественного рассмотрения обращений граждан города [5].
Функции сектора работы с обращениями граждан Администрации Центрального района г. Набережные Челны представлены:
- организацией встреч главы администрации с жителями города;
- организацией работы по информированию граждан города через СМИ, Интернет-сайты муниципального образования о деятельности Администрации;
- организацией личного приема граждан руководителями Администрации города;
- организацией работы по квалифицированному рассмотрению и разрешению обращений граждан в органы местного самоуправления [5].
Процесс работы с обращениями граждан. Регистрация письменных обращений проходит в день их поступления, где указываются дата и время. Каждому письму присваивается регистрационный номер. Далее в течение 7 дней обращение перенаправляется в другой отдел, другому должностному лицу в соответствии с их компетенцией, с уведомлением гражданина о направлении его обращения.
Работники Администрации проверяют обращения на повторность. Если имеются повторные обращения, то к ним прилагаются документы предыдущих рассмотрений. В течение 7 дней со дня регистрации заявитель получает первый ответ на обращение, в котором указывается дата регистрации и номер обращения, Ф.И.О. руководителя Администрации, рассмотревшего обращение, исполнителя поручения. В случае если в обращении не указаны фамилия гражданина, который направил письмо, и его адрес, то автор обращения не уведомляется. Обращения граждан рассматриваются в течение 30 дней. Таким образом, письменное обращение гражданина должно содержать следующую информацию:
- наименование государственного органа или органа местного самоуправления, фамилию, имя, отчество лица, которому направлено обращение, или наименование его должности;
- фамилию, имя, отчество гражданина, который направляет обращение, его поч-
товый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
- уведомление о переадресации обращения;
- изложение сути обращения;
- личную подпись гражданина и дату.
Прием устных обращений проходит по
установленному Администрацией графику по предварительной записи. Прием ведет Глава Администрации центрального района. Ответ на устное обращение может даваться сразу, если не требуется дополнительное рассмотрение. Если необходимо провести дополнительную проверку, то ответ дается в течение 30 дней.
Обращения, которые поступили в электронной форме, рассматриваются в установленном порядке. Электронное письмо должно содержать следующие реквизиты: фамилия, имя и отчество заявителя, адрес электронной почты и почтовый адрес. Также к письму должны быть приложены все необходимые документы.
Обращения, поступившие в Администрацию Центрального района, касающиеся вопросов, не входящих в их компетенцию, переадресуются в орган по подведомственности в течение 7 дней, о чем корреспондент уведомляется. По итогам работы с обращениями граждан может создаться комиссия, которой будет поручено решение вопроса.
Анализ обращений граждан в 20182020 гг. За 2018-2020 гг. в Администрацию Центрального района поступило 1892 обращения. В таблице 1 представлена динамика и структура обращений граждан. По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что за 2018-2020 гг. количество обращений уменьшается: в 2019 г. получено на 24 обращения меньше, чем в 2018 г., в 2020 г. - на 55 обращений.
Таблица 1. Динамика и структура обращений в Администрации Центрального района
г. Набережные Челны за 2018-2020 гг. [6]
Показатели Годы
2018 2019 2020
Письменные обращения 158 78 63
Устные обращения 260 244 223
Обращения в электронной форме 247 319 300
Обращения всего 665 641 586
Причиной снижения количества поступающих в Администрацию обращений является эффективная и оперативная работа сотрудников Администрации Центрального района.
Данные рисунка 1 наглядно показывают, что основную долю стали занимать обращения в электронном виде.
Хотя еще в 2018 г. население предпочитало обращаться лично, преобладали об-
ращения в устной форме. На протяжении 2018-2020 гг. мы видим, что происходит спад обращений в письменном виде: в 2019 г. - на 11,5%, в 2020 г. - на 1,5%. Снижение количества обращений в устной и письменной форме говорит о том, при направлении обращений и запросов информации заявители в основном использовали сеть «Интернет».
Письменные обращения Устные обращения Обращения в электронном виде
Рис. 1. Структура обращений граждан, поступивших в Администрацию Центрального
района г. Набережные Челны [6]
Как показало исследование, на сайте Администрации Центрального района отсутствует организованная интернет-приемная. В связи с отсутствием электронной связи населения Центрального района и Администрации, граждане вынуждены направлять обращения через интернет-приемную в вышестоящие органы власти, а именно в Администрацию города Набережные Челны.
Сотрудники Администрации города, получив обращение от жителей Центрального района, перенаправляют его в Администрацию Центрального района. Данная процедура занимает достаточно много времени, тем самым, снижается эффективность организационного управления в Администрации Центрального района.
В таблице 2 представлены категории граждан, обратившихся в Администрацию Центрального района. На основе таблицы 2 видно, что основная доля обратившихся приходится на трудоспособное население: в 2018 г. - 52,2%, в 2019 г. - 49,9%, в 2020 г. - 50,2%. Чуть меньше в структуре обратившихся граждан занимают пенсионеры. Причем их доля увеличилась на 2,4%.
По данным таблицы 2 отмечаем, что среди обратившихся присутствуют и коллективные обращения. Несмотря на то, что этих обращений немного, зачастую под ними подписываются большие группы людей.
Показатели Динамика обращений граждан, чел. Структура обращений г] раждан, %
2018 г. 2019 г. 2020 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Трудоспособное население 347 320 294 52,2 49,9 50,2
Пенсионеры 312 316 289 46,9 49,3 49,3
Коллективные 6 5 3 0,9 0,8 0,5
Всего 665 641 586 100 100 100
Таблица 2. Категории граждан, обратившихся граждан в Администрацию Центрального района г. Набережные Челны за 2019-2020 гг. [6]
На рисунке 2 представлено количество повторных обращений. 20
15 10 5 0
16
12
7
i i
I Повторные обращения
2018 г.
2019 г.
2020 г.
Рис. 2. Количество повторных обращений, поступивших в Администрацию Центрального района г. Набережные Челны за 2018-2020 гг. [6]
По данным рисунка 2 можно сделать вывод, что, несмотря на снижение общего количества обращений, число повторных обращений в 2020 г. увеличилось на 128% по сравнению с 2019 г. Анализ показал, что причиной поступления повторных об-
ращений служит изначально неправильное оформление обращения, ненадлежащее рассмотрение первичных обращений.
Рассмотрим содержание обращений граждан, поступивших в Администрацию Центрального района (табл. 3).
Таблица 3. Тематические разделы обращений, поступившие в Администрацию Центрального района г. Набережные Челны за 2018-2020 гг. [6]
Показатели Динамика обращений, шт. Структура обращений, %
2018 г. 2018 г. 2020 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Благоустройство и ЖКХ 465 424 337 69,9 66,1 57,5
Социальная защита 32 31 26 4,8 4,8 4,4
Жилищный фонд 58 53 47 8,7 8,3 8,0
Взаимодействие с организациями территорий 110 133 176 16,6 20,8 30,1
Всего 665 641 586 100 100 100
По данным таблицы 3 видно, что основная часть обращений приходится на вопросы благоустройства и ЖКХ: в 2018 г. - 69,9%, в 2019 г. - 66,1%, в 2020 г. -57,5%. В данной сфере поступали обращения по вопросам благоустройства и содержания придомовых территорий, работы управляющих компаний, содержания и ремонта жилых домов, ремонта дорог и пешеходных тротуаров, точечной застройки, ликвидации несанкционированных свалок, уборки территории района, работы территориальных общественных самоуправлений.
За 2018-2020 гг. уменьшается количество поступлений обращений по вопросам социальной защиты: в 2018 г. - 32 шт., в 2019 г. - 31 шт., в 2020 г. - 26 шт. Здесь поступали обращения, касающиеся материальной помощи многодетным семьям, предоставления льготных путевок.
По вопросам жилищного фонда в 2020 г. поступило 47 обращений, что на 11 обращений меньше, чем в 2018 г. В данной сфере обсуждались вопросы улучшения жилищных условий, приватизации жилищного фонда.
За 2018-2020 гг. наблюдается рост обращений по вопросам взаимодействия с организациями территорий: в 2018 г. - 110 обращений, в 2019 г. - 133, в 2020 г. - 176 обращений. Такой быстрый темп роста данного вопроса связан в первую очередь с незаконной продажей спиртосодержащей продукции. Также рассматривались вопросы нарушения правил благоустройства территории предприятиями, нарушение тишины и спокойствия граждан в вечернее и ночное время, правомерность установки и демонтажа нестационарных торговых объектов, ликвидации «автохлама».
Как показал анализ работы с обращениями граждан в Администрации Центрального района г. Набережные Челны не ведется учет обращений по их видам. Учитывается только тематическая направленность. То есть невозможно провести анализ по количеству поступивших жалоб, предложений и заявлений.
На основании ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. №56-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в 2018-2020 гг. было переадресовано в иные органы 378 обращений, поступивших в Администрацию Центрального района.
В 2018 г. переадресовано 98 обращений, что составляет 14,7% от общего количест-
ва потупивших обращений. В 2019 г. переадресованных обращений стало 122 шт. или 19%. В 2020 г. - 158 обращений (26,9%). В 2019 г. темп роста составил 24,5%, в 2020 г. - 29,5%.
Стоит отметить, что количество переадресованных обращений возросло в связи с произошедшим разграничением полномочий по решению вопросов местного значения внутригородских районов между органами местного самоуправления. Для сравнения в 2017 г. количество переадресованных обращений составляло 33 обращения.
Представляет интерес количество положительно решенных обращений (табл. 4).
Таблица 4. Динамика положительно решенных обращений граждан, поступивших в Администрацию Центрального района г. Набережные Челны за 2018-2020 гг. [6]
Наименование показателя Динамика показателя, шт. Темп роста, %
2018 г. 2019 г. 2020 г. 2019 г. 2020 г.
Количество положительно решенных обращений 225 326 525 144,9 161,0
Количество обращений, требующих разъяснений и рекомендаций 126 230 224 182,5 97,4
Количество обращений, нерассмотренных в срок 94 77 65 81,9 84,4
Сохраняется тенденция к росту числа положительно решенных вопросов. Из общего количества обращений за 20182020 гг. даны разъяснения по 580 вопросам в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан. Решено положительно 1076 обращений, что составляет 56,8% от общего количества обращений.
По данным таблицы 4 можно сделать вывод, что количество положительно решенных вопросов на протяжении рассматриваемого периода увеличивается: в 2019 г. - на 101 шт. или на 44,9%, в 2020 г. - на 199 шт. или на 61%. Количество обращений, нерассмотренных в срок уменьшается: в 2019 г. - на 17 шт., в 2020 г. - на 12 шт., что говорит о повышении эффективности работы сектора по работе с обращениями граждан.
Анализ работы с обращениями граждан показал значительное уменьшение количества обращений в Администрацию Центрального района, что является с одной
стороны показателем удовлетворенности населения качеством работы Администрации, и с другой стороны говорит о возрастающей степени доверия работе учреждения.
За 2018-2020 гг. проведено 250 выездных мероприятий с участием жителей города и непосредственным общением с руководством города, 128 встреч с населением. На развитие работы с обращениями граждан повлияло открытие в 2019 г. Многофункционального центра. Процесс предоставления государственных и муниципальных услуг стал проще и доступнее.
Основную долю обращений граждан за анализируемый период составили вопросы, касающиеся коммунальной сферы и благоустройства. Анализ данных обращений показал, что население района недовольно качеством предоставляемых услуг управляющими компаниями.
Достоинства и недостатки в работе с обращениями граждан. Таким образом, на основе проведенного анализа работы с
обращениями граждан в Администрации ны можно определить достоинства и неЦентрального района г. Набережные Чел- достатки данной работы.
Таблица 5. Достоинства и недостатки в работе с обращениями граждан
Достоинства Недостатки
Снижение общего количества обращений. Отсутствие систем внутриведомственного электронного документооборота.
Увеличение количества положительно решенных вопросов. При поступлении обращений не учитывается вид обращения.
Снижение количества обращений, нерассмотренных в срок. Рост количества повторных обращений.
Все обращения, письменные и устные, регистрируются. Нехватка квалифицированных специалистов.
Выполняется проверка на повторность обращений. Отсутствие интернет-приемной в Администрации Центрального района.
Осуществляется контроль за исполнением обращения. Не предусмотрены пандусы, что существенно затрудняет возможность подать обращения в органы власти людям с ограниченными возможностями.
Осуществляется прием обращений на сайте Администрации. Стабильная загруженность отдела по проблемам жилищно-коммунального хозяйства.
Выводы. Работа органов власти с об- лать вывод об удовлетворительном со-ращениями граждан имеет важное значе- стоянии, но выявленные недостатки сви-ние, так как они являются важным источ- детельствуют о необходимости ее даль-ником актуальных проблем для граждан, нейшего совершенствовании. Весьма пер-общества и государства в целом. Прове- спективным направлением этой работы денный анализ работы Администрации может быть внедрение программы «Обра-Центрального района г. Набережные Чел- щения граждан». ны с обращениями граждан позволяет сде-
Библиографический список
1. О порядке рассмотрения обращений граждан РФ: федеральный закон от 2.05.2006 г. № 59-ФЗ (с последующими изменениями) // СЗ РФ. - 2006. - № 21. - Ст. 18.
2. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: федеральный закон от 09.02.2009 г. №8-ФЗ (с последующими изменениями) // СЗ РФ. - 2009. - № 7. - Ст. 26.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 16.10.2003 № 131-ФЗ (с последующими изменениями) // СЗ РФ. - 2003. - №40. - Ст. 3822.
4. О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Татарстан: закон РТ от 12.05.2003 г. № 16-ЗРТ (с последующими изменениями) // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2003. - № 6.
5. Положение «О секторе работы с обращениями граждан Администрации Центрального района г. Набережные Челны».
6. Отчет сектора работы с обращениями граждан Администрации Центрального района г. Набережные Челны за 2018-2020 гг.
ADVANTAGES AND DISADVANTAGES IN WORKING WITH CITIZENS APPEALS
IN THE TERRITORY OF MUNICIPALITY
S.V. Titova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov (Russia, Naberezhnye Chelny)
Abstract. The article presents the results of a study of work with citizens appeals on the territory of a municipality (using the example of the Administration of the Central District of Naberezhnye Chelny), carried out according to the following indicators: the number of citizens appeals and their structure; categories of citizens who have applied to local governments; structure of decisions made in relation to citizens' appeals; the topic of citizens' appeals to local governments.
Keywords: citizen' appeals, municipality, local government bodies.