Научная статья на тему 'ДОСТОЕВСКИЙ КАК ВЕЛИКИЙ КРИМИНОЛОГ'

ДОСТОЕВСКИЙ КАК ВЕЛИКИЙ КРИМИНОЛОГ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
680
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЯ / МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СМЕРДЯКОВЩИНА / ИНКВИЗИЦИЯ / ДОБРО / ЗЛО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Клеймёнов М. П.

Введение. Многогранность таланта Ф. М. Достоевского даёт возможность считать его не только великим писателем, но также философом и криминологом. Причём эти ипостаси слиты в нём воедино. Именно это делает произведения автора глубокими по содержанию, а оценки ёмкими и нетривиальными. Цель. Цель исследования - выявить особенности криминологического анализа, к которому прибегает писатель, показать его творческую силу. Методология. В исследовании главным образом использован диалектический метод познания, в котором взаимодействуют в своём развитии метафизическое и материальное. Результаты. Драмы убийств вовсе не основные в романах Ф. М. Достоевского. В «Преступлении и наказании» главной темой является рассмотрение вопроса о праве человека на убийство, в «Идиоте» - противодействие растлённого общества человеческой искренности и сочувствию, в «Бесах» - манипулирование сознанием людей в преступных целях, в «Братьях Карамазовых» - человеческая судьба, уклоняющаяся от осмысленного существования - следования Истине. Все эти темы объединены в один писательский замысел - исследование извечного конфликта между добром и злом. Такой анализ, базирующийся на познании нравственных онтологических законов бытия, фиксирует не ускользающую эмпирическую картину, основанную на идеологических установках и поэтому во многом иллюзорную, а криминологическую реальность. Именно метафизический подход к антропологии преступления делает Ф. М. Достоевского великим криминологом, оценки которого становятся незыблемыми в силу своего фундаментального вневременного характера. Многие персонажи его произведений стали криминогенными явлениями, а их рассуждения - программой для разрушительной деятельности не только отдельных групп, но и целых корпораций. Заключение. Выбор между добром (и вечной жизнью) и злом (смертью души) приходится делать каждому человеку, и великий криминолог обращается к нам - потомкам - с призывом «Если хотите оставаться людьми, делайте правильный выбор!»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Клеймёнов М. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOSTOEVSKY AS A GREAT CRIMINOLOGIST

Introduction. The versatility of Dostoevsky's talent makes it possible to consider him not only a great writer, but also a philosopher and a criminologist - and these hypostases are merged in the author together. This is what makes his works deep in content, and his assessments are capacious and non-trivial. Purpose. The purpose is to identify the features of criminological analysis, to which the writer resorts, to show his creative power. Methodology is a dialectical method of cognition in which the meta-physical and the material interact in their development. The results of the Murder Drama are not at all the main ones in the novels of F.M. Dostoevsky. In "Crime and Punishment", the main topic is the consideration of the question of the human right to murder, in "Idiot" - the opposition of a corrupt society to human sincerity and sympathy, in "Demons" - the manipulation of people's consciousness for criminal purposes, in "The Brothers Karamazov" - the human fate that evades a meaningful existence - following the Truth. All these topics are combined into one writer's idea - the study of the eternal conflict between good and evil. Such an analysis, based on the knowledge of the moral ontological laws of being, fixes not an elusive empirical picture based on ideological attitudes and therefore largely illusory, but a criminological reality. It is the metaphysical approach to the anthropology of crime that makes F.M. Dostoevsky a great criminologist, whose assessments become unshakable due to their fundamental timeless nature. Many of the characters in his works have become criminogenic phenomena, and their reasoning is a program for the destructive activities of not only individual groups, but also entire corporations. Conclusion. The choice between good (and eternal life) and evil (the death of the soul) has to be made by every person and the great critic appeals to us-descendants-with the call "If you want to remain human, make the right choice!".

Текст научной работы на тему «ДОСТОЕВСКИЙ КАК ВЕЛИКИЙ КРИМИНОЛОГ»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО, КРИМИНОЛОГИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2021. Т. 18, № 3. С. 74-83. УДК 343

Б01 10.24147/1990-5173.2021.18(3).74-83

ДОСТОЕВСКИЙ КАК ВЕЛИКИЙ КРИМИНОЛОГ

М. П. Клеймёнов

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия

Введение. Многогранность таланта Ф. М. Достоевского даёт возможность считать его не только великим писателем, но также философом и криминологом. Причём эти ипостаси слиты в нём воедино. Именно это делает произведения автора глубокими по содержанию, а оценки ёмкими и нетривиальными. Цель. Цель исследования - выявить особенности криминологического анализа, к которому прибегает писатель, показать его творческую силу. Методология. В исследовании главным образом использован диалектический метод познания, в котором взаимодействуют в своём развитии метафизическое и материальное. Результаты. Драмы убийств вовсе не основные в романах Ф. М. Достоевского. В «Преступлении и наказании» главной темой является рассмотрение вопроса о праве человека на убийство, в «Идиоте» - противодействие растлённого общества человеческой искренности и сочувствию, в «Бесах» - манипулирование сознанием людей в преступных целях, в «Братьях Карамазовых» - человеческая судьба, уклоняющаяся от осмысленного существования - следования Истине. Все эти темы объединены в один писательский замысел - исследование извечного конфликта между добром и злом. Такой анализ, базирующийся на познании нравственных онтологических законов бытия, фиксирует не ускользающую эмпирическую картину, основанную на идеологических установках и поэтому во многом иллюзорную, а криминологическую реальность. Именно метафизический подход к антропологии преступления делает Ф. М. Достоевского великим криминологом, оценки которого становятся незыблемыми в силу своего фундаментального вневременного характера. Многие персонажи его произведений стали криминогенными явлениями, а их рассуждения -программой для разрушительной деятельности не только отдельных групп, но и целых корпораций. Заключение. Выбор между добром (и вечной жизнью) и злом (смертью души) приходится делать каждому человеку, и великий криминолог обращается к нам - потомкам - с призывом «Если хотите оставаться людьми, делайте правильный выбор!»

Ключевые слова: криминология; метафизический анализ; смердяковщина; инквизиция; добро;

зло.

1. Введение

Характеристика Ф. М. Достоевского как криминолога даётся рядом авторов [1; 2; 3]. При этом обращается внимание на то, что пять больших романов Достоевского, на которых основывается его мировая слава, обращаются к теме преступления - убийства. «Только во втором романе Достоевского, "Подросток", намечающаяся развитием сюжета смерть не осуществляется. В четырёх остальных убийство стоит в центре повествования - в "Преступлении и наказании" даже двойное убийство: Раскольников убивает двух женщин одним топором. Рогожин из

романа "Идиот" закалывает Настасью Филипповну, Пётр Верховенский в "Бесах" стреляет в Шатова из американского револьвера. Смердяков в "Братьях Карамазовых" убивает Фёдора Карамазова чугунным пресс-папье» [1, с. 16]. Из этого делается неверный вывод, что Достоевский достиг большого влияния не своим миссионерским христианством, а характерным изображением криминологических обстоятельств, которым, впрочем, его христианство служит эффектным фоном [1, с. 31].

В действительности всё наоборот: Достоевский обращается к философии преступ-

ления, основываясь на ценностях православного мировоззрения. Именно это делает его не бытописателем криминальных драм, а великим криминологом.

2. Методология

Применены методы диалектики, герменевтики и аксиологии, философско-религиозный и сравнительно-исторический подходы, психологический анализ литературного творчества.

3. Темы романов писателя

Драмы убийств вовсе не являются основными в романах Ф. М. Достоевского. В «Преступлении и наказании» главная тема - рассмотрение вопроса о праве человека на убийство, в «Идиоте» - противодействие растлённого общества человеческой искренности и сочувствию, в «Бесах» - манипулирование сознанием людей в преступных целях, в «Братьях Карамазовых» - человеческая судьба, уклоняющаяся от осмысленного существования - следования Истине. Все эти темы объединены в один писательский замысел - исследование извечного конфликта между добром и злом.

Рассмотрение такого конфликта в метафизическом измерении и есть главный философский вопрос как прошедших времён, так и современности. Именно ему посвящает Ф. М. Достоевский своё творчество.

Глубокими размышления писателя делает его личный опыт - опыт человека, приговорённого к смертной казни, пережившего ужас смерти с мешком-капюшоном на голове («когда приходит понимание, что жизнь - это бесценный дар и ужасно жалко времени, истраченного впустую»). Помилование и ссылка на каторгу не стирают этого предсмертного опыта, но Достоевский не просто его помнит и передаёт в романе «Идиот» словами князя Мышкина, рассказывающего о переживаниях человека, приговорённого к расстрелу и помилованного [4, с. 63-64]. Фёдор Михайлович извлекает из этого страшного эпизода своей жизни главный урок - познание Бога, который очень близок к человеку в критические мгновения его жизни.

Такие мгновения переживают многие, но далеко не все после этого превращаются из Савлов в Павлы. Подобное превращение произошло, например, с Л. А. Тихомировым -активным народовольцем и идейным царе-

убийцей, который затем стал убеждённым консерватором и монархистом [5, с. 5-22].

Апостолом Павлом от русской литературы стал Ф. М. Достоевский. Точно так же, как послания апостола Павла являются наиболее ёмкими с точки зрения раскрытия сущности христианского вероучения и поэтому становятся атрибутом богослужебной практики, так и произведения Ф. М. Достоевского свидетельствуют о прикосновении к наиболее жгучим тайнам бытия - Жизни и Смерти.

Тайна Жизни выражается в её смысле. Возможна ли жизнь, по Ф. Ницше, - по ту сторону добра и зла - без Бога (который для Ницше умер) или Бог существует в каждом человеке в виде его гласа - совести, и это духовный закон человеческого бытия, который столь же непреложен, как и законы существования материального мира? Родион Раскольников решил проверить это опытным путём, спланировав убийство старухи, занимающейся ростовщичеством. «Старушонка вздор! - думал он горячо и порывисто, старуха, пожалуй, что и ошибка, не в ней дело! Старуха была только болезнь... я переступить поскорее хотел. я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался...» [5, с. 293]. Совесть, конечно, можно заглушить (алкоголем, наркотиками) или даже сжечь (следуя пути похоти и убеждённого человекоубийцы), но тогда человек перестаёт быть человеком, а превращается в демоническое существо. Раскольников остался на этой - человеческой - стороне. «Он вдруг вспомнил слова Сони: "Поди на перекрёсток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты перед ней согрешил, и скажи всему миру вслух: "Я убийца!"» [5, с. 562].

Пётр Верховенский и Николай Ставро-гин перешли на ту - демоническую - сторону, где Бог умер, где предлагаются универсальные оправдания для кратократии: «Устранить вообще из жизни идиосинкразию общественности (вина, наказание, справедливость, честность, свобода, любовь и т. д.) .Ценность - это наивысшее количество власти, которое человек в состоянии себе усвоить, - человек, а не человечество! Человечество, несомненно, скорее средство, чем цель. Речь идёт о типе: человечество просто материал для опыта, колоссальный излишек не-

удавшегося, поле обломков» [6, с. 104, 368]. Неслучайно поэтому Верховенский и Став-рогин названы бесами в одноимённом романе Ф. М. Достоевского. Характерный для Ф. Ницше распад личности (последние 11 лет он провёл в психиатрической лечебнице) отчётливо выражен в его произведениях, а их направленность имеет нескрываемый демонический характер. Ницше подписывает свою корреспонденцию «Антихрист» и «Чудовище». Свои шизофренические тексты он пишет автоматически, «головой» (синдром Клерамбо - Кандинского), не обращаясь к сердцу, и именно это делает его почитателями многочисленных безумцев: от Гитлера до современных псевдоинтеллектуалов [7].

Ф. М. Достоевский в кругу петрашевцев также увлекался богоборческими идеями. Особенно на него произвело впечатление письмо Белинского к Гоголю, которое он зачитал на собрании единомышленников, что впоследствии ему было вменено в вину и стало главным пунктом обвинения. Письмо содержало такие крамольные слова: «России нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище страны... где нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей» . Инсценировка казни и четырёхлетнее содержание в Омском остроге совершили переворот в душе писателя: он уже никогда больше не обращался к ко -щунственным высказываниям, а, напротив, всматривался в жизнь взглядом православного религиозного философа и устанавливал истинные причины человеческих страстей и преступлений, показывая образец подлинного криминологического анализа.

Такой анализ, базирующийся на познании нравственных, онтологических законов бытия, фиксирует не ускользающую эмпирическую картину, основанную на идеологических установках и поэтому во многом иллю-

зорную, а криминологическую реальность. Различие между этими подходами хорошо видно на примере сравнения взглядов на философию преступления Д. С. Райдугина и В. А. Бачинина. Если первый характеризует метафизическую философию применительно к предмету как несоответствие государственного законодательства высшим метафизическим принципам2, то второй, следуя Ф. М. Достоевскому, усматривает метафизику преступления в заглядывании в бездну небытия. Оно позволяет преступнику испытать завораживающую силу мучительно-сладострастного наслаждения от прикосновения к запретному, крушения идеалов, тотального отрицания. «Как метафизическая личность преступник - это существо, которое наиболее восприимчиво к импульсам, идущим из тёмного сверхфизического мира. Его "я" наполняется безблагодатным опытом демонического происхождения. Его облик, осенённый ореолом полутьмы, излучает загадочность и таинственность. Так, в необычной мрачности Раскольникова, в лице-маске Свидригай-лова, в особой, впечатляющей красоте Став-рогина видится нечто нездешнее, демоническое. Даже в облике ничтожного Смердякова появляется после убийства что-то жуткое, всерьёз устрашившее отнюдь не робкого Ивана» [8, с. 321].

4. Смердяковщина

Именно метафизический подход к антропологии преступления делает Ф. М. Достоевского великим криминологом, оценки которого становятся незыблемыми в силу своего фундаментального вневременного характера. Многие персонажи его произведений стали криминогенными явлениями, а их рассуждения - программой для разрушительной деятельности не только отдельных групп, но и целых корпораций. Так, Смердя-ков породил смердяковщину - явление, которому свойственны лакейское пресмыкательство перед Западом и патологическая русофобия. «Я всю Россию ненавижу. В двенадцатом году было на Россию нашествие императора Наполеона французского первого, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы, умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединили к себе. Совсем даже были бы другие порядки» [9, с. 231]. Этот тип довольно заметно представ-

лен в современной России: достаточно вспомнить известного культуртрегера, в своё время проводившего шоу «Русский фашизм страшнее немецкого» и «Русский язык невозможен без мата» в телепрограмме «Культурная революция». О живых наследниках смердяковщины пишет русский писатель Ю. М. Поляков в своей публицистической книге «Перелётная элита» [10]. Они создали в стране оффшорную экономику, вопиющее социальное неравенство и нищету миллионов [11]. Нищету и бесправие тех бедных людей, униженных и оскорблённых, будущих обитателей «мёртвого дома», о которых говорил великий писатель, доискиваясь корней преступности [12].

С криминологической точки зрения смердяковщина не исчерпывается патологической русофобией, характерным тестом которой становится ненависть к Ф. М. Достоевскому и его творчеству. «Вы знаете, я перечитывал Достоевского в последние три месяца. И я испытываю почти физическую ненависть к этому человеку. Он, безусловно, гений, но его представление о русских как об избранном, святом народе, его культ страдания и тот ложный выбор, который он предлагает, вызывают у меня желание разорвать его на куски»3. В образе Смердякова прочитываются «послания из будущего» в виде явлений кровного убийства, лакейской мести и проекта содомизации личности.

Убийство своих близких (кровных родственников) стало яркой приметой нашего времени. Жена «заказывает» мужа на почве неприязненных отношений, а дочь - свою мать, чтобы завладеть квартирой, брат убивает брата, желая стать наследником его бизнеса, внук убивает бабушку, сделавшую ему замечание, мать убивает «мешающего отдыхать» малолетнего голодного ребёнка, затолкав ему в горло полбатона хлеба4, - такими историями насыщена уголовно-судебная практика. В этом усматривается уничтожение фундаментального табу, которое не только служило средством окультуривания первобытного человека, но и фиксировалось в бессознательном [13]. Современный убийца посягает на родовую память, а это, как указывалось ещё в сюжетах Древней Греции, грозит ему страшными последствиями - преследованием эриний, доводящих преступника до

безумия и накладывающих на него вечное проклятие [14; 15; 16]. Такие преступления «против родной крови» нередко тщательно готовятся, обставляются ложными попытками подставить невинных людей - чисто по-смердяковски. Для общества распространение таких преступлений есть свидетельство деградации и утраты перспектив прогрессивного развития.

Тема лакейской мести стала актуальной в постсоветской России, где последовательно происходит выделение класса буржуа. Эти нувориши - «новые русские» с комплексом Великого Гэтсби [17], разбогатевшие на криминальной приватизации и незаконных операциях в сфере теневой и криминальной экономики, окружили себя многочисленной челядью (няньками, кухарками, охранниками и пр.). Этот представительный слой слуг (у нищих их нет) понимает своё зависимое и униженное положение и начинает вредить и мстить своим хозяевам. Эту тенденцию уловил и выразил в своём фильме «Елена» режиссёр С. Звягинцев (2010 г.). Она пока находится в латентном состоянии, поскольку никто её не анализирует, но, без сомнения, ненависть слуг к своим хозяевам копится, набирает силу и будет иметь значимые криминальные последствия. Пока наблюдаются отдельные вспышки этой ненависти, но и они оставляют тяжёлое впечатление. Например, в Москве няня отрезала 4-летней девочке-инвалиду голову, в Ивановской области охранник убил своего хозяина и его жену, нанеся им многочисленные ножевые ранения5.

Проблема содомизации означает не только пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, которая в отношении несовершеннолетних в России запрещена (ст. 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), но, по существу, является хайповой (привлекательной именно для детей), на что прямо указывает «лицо Сбербанка» на Петербургском международном юридическом форуме - Даня Милохин. Извращённые сексуальные отношения - патологии (а гомосексуализм является одной из них) [18, с. 61-65] известны с древнейших времён, и именно тогда, когда они приобретают широкое распространение, наступает кара (Бытие). Проект содомизации личности в смердяковском измерении следу-

ет трактовать как кардинальное изменение смыслов («переворачивание смыслов»), когда белое становится чёрным и наоборот. Так, гомосексуалист, который даже в криминальной иерархии занимает низшую ступень («опущенный», «дырявый») и ему предназначено место в «петушином углу» (даже прикосновение к нему и предметам, которыми он пользуется, запрещено, для чего сверлятся дырки в ложках и мисках), вдруг становится модератором представителей элиты. Для изменения смыслов Смердяков использует кощунство (отсюда серьги в виде крестиков в мочках ушей Дани): он отпевает кошку (Даня предлагает форумчанам, заплатившим миллион рублей за вход на форум, лечь на пол). И это глумление над ценностями и людьми приобретает фронтальный характер. Смердяков оперирует примитивными софизмами, цинично не желая вникнуть в глубину богословской мысли (Даня и на это не способен, демонстрируя уровень крайней умственной отсталости), поэтому это явление нравится морально падшему Фёдору Павловичу и его современным последователям. Движение в ад может быть прикольным - интересно, почему этого не замечает глашатай Русской Православной церкви Московской Патриархии митрополит Илларион [19]? Впрочем, сервилизм многое готов не замечать ради собственных выгод.

5. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевский - великий криминолог, обладающий даром предвидения. Его криминологический прогноз, изложенный в легенде о Великом инквизиторе, практически сбывается в наши дни.

Эту легенду писатель вкладывает в уста атеиста Ивана, рассказывающего её своему брату монастырскому послушнику Алёше. Действие происходит в Испании XVI в. - во времена расцвета «святой» инквизиции, о которой Генри Лонгфелло писал: В Испании от страха онемелой, Царили Фердинанд и Изабелла, Но властвовал железною рукою Великий инквизитор над страною. Он был жесток как повелитель ада, Великий инквизитор Торквемада. Действие поэмы, как называет её Иван Карамазов, разворачивается в период учреждения в Испании мощной религиозно-поли-

тической организации в целях подавления инакомыслия - инквизиции. Христос появляется в Севилье, в городе, в котором накануне в «великолепном аутодафе» в присутствии короля, двора, рыцарей, кардиналов и прелестнейших придворных дам, при многочисленном населении была сожжена великим инквизитором разом чуть не целая сотня еретиков. Он появляется тихо, незаметно, и вот все - странно это - узнают его. Народ непобедимой силой стремится к нему, окружает его, нарастает кругом него, следует за ним. Он молча проходит среди них с тихой улыбкой бесконечного сострадания. Солнце любви горит в его сердце, лучи Света, Просвещения и Силы текут из очей его и, изливаясь на людей, сотрясают их сердца ответной любовью. Он делает слепого зрячим, воскрешает семилетнюю девочку, словом, опять творит те чудеса, о которых возвещают все четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна). Их свидетелем становится Великий инквизитор. Это девяностолетний почти старик, высокий и прямой, с иссохшим лицом, с впалыми глазами. Он хмурит седые густые брови свои, и взгляд его сверкает зловещим огнём. Он простирает перст свой и велит стражам взять Его, стража приводит пленника в тесную и мрачную сводчатую тюрьму в древнем здании святого судилища и запирает там. Проходит день, наступает тёмная, горячая и «бездыханная» севильская ночь.

Среди глубокого мрака вдруг отворяется железная дверь тюрьмы, и сам «старик Великий инквизитор со светильником в руке медленно входит в тюрьму. Он один, дверь за ним тотчас же запирается. Он останавливается при входе и долго, минуту или две, всматривается в лицо пленника. Наконец, тихо подходит, ставит светильник на стол и говорит ему: "Это Ты? Ты? . Не отвечай, молчи. Да и что бы Ты мог сказать? Я слишком знаю, что Ты скажешь. Да Ты и права не имеешь ничего прибавлять к тому, что уже сказано Тобой прежде. Зачем же Ты пришёл нам мешать? Ибо Ты пришёл нам мешать и сам это знаешь. Но знаешь ли, что будет завтра? Я не знаю, кто Ты, и знать не хочу: Ты ли это или только подобие Его, но завтра же я осужу и сожгу Тебя на костре как злейшего из еретиков, и тот самый народ, который сегодня целовал Твои ноги, завтра же по одному мо-

ему мановению бросится подгребать к Твоему костру угли, знаешь Ты это? Да, Ты, может быть, это знаешь"», - прибавил он в проникновенном раздумье, ни на мгновение не отрываясь взглядом от своего пленника.

«Имеешь ли Ты право возвестить нам хоть одну из тайн того мира, из которого Ты пришёл?.. Всё, что Ты вновь возвестишь, посягнёт на свободу веры людей, ибо явится как чудо, а свобода их веры Тебе была дороже всего ещё тогда, полторы тысячи лет назад. Не Ты ли так часто тогда говорил: "Хочу сделать вас свободными". Но вот Ты теперь увидел этих "свободных" людей, - прибавляет вдруг старик с вдумчивой усмешкой и продолжает, строго смотря на него, - Да, это дело нам дорого стоило, но мы докончили наконец это дело во имя Твоё. Пятнадцать веков мучились мы с этою свободой, но теперь это кончено и кончено крепко. Ты не веришь, что кончено крепко? Ты смотришь на меня кротко и не удостаиваешь меня даже негодования? Но знай, что теперь и именно ныне эти люди уверены более чем когда-нибудь, что свободны вполне, а между тем сами же они принесли нам свободу свою и покорно положили её к ногам нашим. Но это сделали мы, а того ль Ты желал, такой ли свободы? <...> Ибо теперь только стало возможным помыслить в первый раз о счастии людей. Человек был устроен бунтовщиком; разве бунтовщики могут быть счастливыми? Тебя предупреждали, Ты не имел недостатка в предупреждениях и указаниях, но Ты не послушал предупреждений, Ты отверг единственный путь, которым можно было устроить людей счастливыми».

О каких предупреждениях и каком пути говорит инквизитор? Это те искушения, с которыми приступил дьявол к Христу после его 40-дневного поста. 1. Искушение земными благами. «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (ответ Христа: «Не хлебом единым жив человек, но словом Божиим»). 2. Искушение гордыней. «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя» (ответ Христа: «Не искушай Господа Бога своего»). 3. Искушение властью. «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты по-

клонишься мне, то всё будет Твоё» (ответ Христа: «Отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи»).

Итак, Великий инквизитор упрекает Христа, что он не поддался искушениям и не покорился дьяволу. «Мы, - заявляет он, - не с Тобой, а с ним, вот наша тайна! Мы давно уже с ним, уже восемь веков. Мы взяли от него то, что Ты с негодованием отверг». «Знаешь ли ты, что пройдут века и человечество провозгласит устами своей премудрости и науки, что преступления нет, а, стало быть, нет и греха, а есть лишь только голодные. "Накорми, тогда и спрашивай с них добродетели!" - вот что напишут на знамени, которое воздвигнут против тебя и которым разрушится храм твой».

«Ты хотел сделать людей свободными до конца, чтобы они свободно выбирали между добром и злом? Люди не способны на это, и этот выбор приносит им только несчастья. У нас же все будут счастливы и не будут более ни бунтовать, ни истреблять друг друга, как в свободе твоей, повсеместно. О, мы убедим их, что они тогда только и станут свободными, когда откажутся от свободы своей для нас и нам покорятся» [9, с. 256-268].

Легенда о Великом инквизиторе становится реальностью в современном мире. Мы являемся свидетелями глобального криминального проекта, направленного на уничтожение человеческих прав и свобод. Об этом проекте в XX в. говорили в своих романах-антиутопиях Евгений Замятин [20], Джордж Оруэлл [21], Олдос Хаксли [22]. Но впервые о нём возвестил Ф. М. Достоевский.

Обратим внимание на детали этого проекта. Во-первых, он имеет ярко выраженный антихристианский характер. Христос появляется в ответ на террор инквизиции, чтобы утешить и ободрить запуганных людей. Таким образом, раскрывается истинная сущность плана уничтожения свободы человека во имя его блага. «Правда есть ложь». Во-вторых, организаторы проекта перестали скрывать его конечную цель - сделать человеческое стадо покорным, превратить людей в животных, поскольку лишение человека свободы воли превращает его в животное. Великий Инквизитор возвещает об этом Христу прямо в глаза. В-третьих, проекти-

ровщики «нового мира» глубоко уверены в своей победе, которая неизбежно обернётся поражением, о чём свидетельствует бесконечная жалость Христа к Великому инквизитору, выраженная в прощальном поцелуе.

Легенда о Великом инквизиторе указывает на огромную общественную опасность личности преступника, облечённого властью (духовной или светской), который вместо исполнения своего предназначения - служить добру и обеспечивать гармонизацию человеческих отношений - служит злу и вносит нестроения и хаос в общественную жизнь. Такой преступник окружает себя прислужниками, выполняющими его волю. Например, легко вообразить на месте прислужника Великого инквизитора какого-нибудь российского олигарха, который тратит миллиарды на постройку очередной яхты и миллионы на участие в оккультном действе (типа выхода в астрал, полёта на Сириус, проведения ритуала вуду или Санта Муэрте) и проходит мимо страдающих детей, нуждающихся в операциях, на которые деньги собирают по всему миру. Где совесть у этих новых российских буржуа? А ведь среди них есть и так называемые православные олигархи (оксюморон, воплотившийся в реальность).

Ответ на поставленный вопрос очевиден: совести у них нет. Они постановили, что мы - твари дрожащие, а они право имеют.

Тяжёлой поступью идёт к нам Торкве-мада нового поколения - искусственный интеллект. Он готовит нам счастливую жизнь в дивном новом мире. Сбывается криминологический прогноз Ф. М. Достоевского, который давно предупреждал, что придёт новый Великий инквизитор и усмирит буйное тысячемиллионное стадо.

6. Заключение

Ф. М. Достоевский предвидел появление «героя нового времени» - человека беззакония. Демонический соблазн, спровоцировавший первородный грех, живёт и утверждается в веках прежде всего в преступлениях, следуя правилу: чем гнуснее и ужаснее преступление, тем большую силу приобретает онтологическое зло. Такой соблазн продолжает осуществляться и в настоящее время, причём в гораздо больших масштабах и более извращённых формах, чем в эпоху Ф. М. Достоевского. Многочисленные сексуальные извра-

щения, гнуснейшим из которых является педофилия, дополняются целенаправленным массовым разложением, которое подчас имеет привлекательную упаковку. Так, многие смотрели вышедший в широкий прокат российский фильм «Последний богатырь», в котором как раз зло представлено добром и наоборот (богатырь Добрыня хитрый и плохой, зато бессмертный Кощей - хороший, а то, что раньше говорили и показывали в сказках о Бабе Яге, - неправда, она милая старушка). Микшируется добро и зло, отсутствует чёрное и белое, есть только серое в различных оттенках, просто по Н. Заболоцкому: Всё смешалось в диком танце И летят во все концы Гамадрилы и британцы, Ведьмы, блохи, мертвецы. Далеко не случайно Ф. М. Достоевский утверждал, что устремление в неопределённое будущее (приравниваемое к западной мысли) гибельно, и призывал задуматься над вечными ценностями русского Православия [23]. Такой выбор между добром (и вечной жизнью) и злом (смертью души) приходится делать каждому человеку, и великий криминолог обращается к нам - потомкам - с призывом «Если хотите оставаться людьми, делайте правильный выбор!»

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Письмо В. Г. Белинского Н. В. Гоголю. -URL: Шр5://ги.-тк150Ш"се.о^/^1кШисьмо_Н._В._ Гоголю_15_июля_1847_г._(Белинский) (дата обращения: 21.06.2021).

2 Райдугин Д. С. Философия преступления и наказания: социальные аспекты : автореф. дис. ... канд. филосф. наук. - Краснодар, 2007. - 23 с.

3 Островский А. Преступление и наказание А. Чубайса. За что «отец российских олигархов» ненавидит Достоевского // Российская газета. -2004. - 19 нояб.

4 Архив Омского областного суда. Дело № 2-4/2020; № 2-14/20118; № 2-32/2917; Архив Иркутского областного суда. Дело № 2-23/2017.

5 Только бизнес и ничего личного: няня-убийца вышла на свободу. Что не так с делом Бобоку-ловой? - URL: https://ug.tsargrad.tv/articles/tolko-biznes-nichego-lichnogo-nj anj a-ubij ca-vyshla-na-svobodu-chto-ne-tak-s-delom-bobokulovoj_333739; В Ивановской области охранник убил хозяина дома и свидетельницу преступления. - URL: ivanovonews.ru>news/835398/ (дата обращения: 21.06.21).

ЛИТЕРАТУРА

1. GerigkH.-J. Dostojewskijs Tatorte // Die Geschichte eines Verbrechens... Über den Mord in der Romanwelt Dostojewskijs / ed. G. Goes. - München : Verlag Otto Sagner, 2010. - S. 16-31.

2. Чиж В. Ф. Достоевский как криминолог // Вестник Права. - 1901. - № 1 (Январь). - С. 1-43.

3. Бачинин В. А. Антропокриминология Достоевского: типы преступников // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2000. - № 3. - С. 67-81.

4. Достоевский Ф. М. Идиот. - М. : Эксмо, 2020. - 640 c.

5. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. - М. : Эксмо-пресс, 2000. - 592 с.

6. Ницше Ф. Воля к власти. - Минск : Поппури, 1999. - 402 с.

7. Шавердян Г. М. Ницше: пророк, безумец, терапевт // Перспективы науки и образования. - 2014. -№ 2. - С. 137-150.

8. Бачинин В. А. Достоевский: метафизика преступления (художественная феноменология русского постмодерна). - СПб. : Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2001. - 412 с.

9. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. - М. : Э, 2016. - 800 с.

10. Поляков Ю. М. Перелётная элита. - М. : Книжный мир, 2017. - 384 с.

11. Султанов Ш. Россия впереди Америки и Китая // Завтра. - 2021. - 16 марта.

12. Katz E., Pallot J. From «Eemme Normale» to «Eemme Criminale» in Russia: Against the Past or Towards the Future // New Zealand Slavonic Journal. - 2010. - Vol. 44. - P. 111-139.

13. Фрейд З. Тотем и табу. - М. : Азбука СПб., 2017. - 320 с.

14. Гесиод. Работы и дни. Теогония. Щит Геракла. - М. : Ленанд, 2021. - 288 с.

15. Эсхил. Орестея. - М. : Азбука, 2020. - 368 с.

16. Исаев И. А. Тема закона в греческой трагедии // Актуальные проблемы российского права. - 2014. -№ 1. - С. 9-32.

17. Клейменов М. П. «Новые русские» как криминологический феномен // Актуальные проблемы теории борьбы с преступностью и правоприменительной практики : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 4. - Красноярск : Сибирский юрид. ин-т МВД России, 2001. - С. 147-155.

18. Старович З. Судебная сексология. - М. : Юридическая литература, 1991. - 336 с.

19. Иларион (Алфеев), митрополит. Евангелие Достоевского. - М. : Познание, 2021. - 232 с.

20. Замятин Е. И. Мы. - М. : АСТ, 2015. - 224 с.

21. Оруэлл Дж. 1984. - М. : АСТ, 2017. - 320 с.

22. Хаксли О. О дивный новый мир. - М. : АСТ, 2021. - 352 с.

23. Tucker J. Dostoevsky's "Crime and Punishment": Stopping History's Clock // Russian History. - 2009. -Vol. 36, № 3. - P. 443-453.

Информация об авторах

Клеймёнов Михаил Петрович - заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского; профессор кафедры уголовного права и национальной безопасности Новосибирского государственного университета экономики и управления

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: [email protected]

SPIN-код: 4431-6452, AuthorlD: 596245

Информация о статье

Дата поступления - 29 июня 2021 г. Дата принятия в печать - 19 июля 2021 г.

Для цитирования

Клеймёнов М. П. Достоевский как великий криминолог // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2021. Т. 18, № 3. С. 74-83. й01: 10.24147/1990-5173.2021.18(3).74-83.

DOSTOEVSKY AS A GREAT CRIMINOLOGIST

M.P. Kleymenov

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Introduction. The versatility of Dostoevsky's talent makes it possible to consider him not only a great writer, but also a philosopher and a criminologist - and these hypostases are merged in the author together. This is what makes his works deep in content, and his assessments are capacious and non-trivial. Purpose. The purpose is to identify the features of criminological analysis, to which the writer resorts, to show his creative power. Methodology is a dialectical method of cognition in which the meta-physical and the material interact in their development. The results of the Murder Drama are not at all the main ones in the novels of F.M. Dostoevsky. In "Crime and Punishment", the main topic is the consideration of the question of the human right to murder, in "Idiot" - the opposition of a corrupt society to human sincerity and sympathy, in "Demons" - the manipulation of people's consciousness for criminal purposes, in "The Brothers Karamazov" - the human fate that evades a meaningful existence - following the Truth. All these topics are combined into one writer's idea - the study of the eternal conflict between good and evil. Such an analysis, based on the knowledge of the moral ontological laws of being, fixes not an elusive empirical picture based on ideological attitudes and therefore largely illusory, but a criminological reality. It is the metaphysical approach to the anthropology of crime that makes F.M. Dostoevsky a great criminologist, whose assessments become unshakable due to their fundamental timeless nature. Many of the characters in his works have become criminogenic phenomena, and their reasoning is a program for the destructive activities of not only individual groups, but also entire corporations. Conclusion. The choice between good (and eternal life) and evil (the death of the soul) has to be made by every person and the great critic appeals to us-descendants-with the call "If you want to remain human, make the right choice!".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: criminology; metaphysical analysis; smerdyakov-shchina; inquisition; good; evil.

REFERENCES

1. Gerigk H.-J. Dostojewskijs Tatorte, in: Goes G. (ed.) Die Geschichte eines Verbrechens... Über den Mord in der Romanwelt Dostojewskijs. München, Verlag Otto Sagner, 2010, s. 16-31.

2. Chizh V.F. Dostoevsky as a criminologist. VestnikPrava = Bulletin of Law, 1901, no. 1 (January), pp. 1-43. (In Russ.).

3. Bachinin V.A. Dostoevsky's Anthropocriminology: types of criminals. Zhurnal sociologii i social'noi antropologii = Journal of Sociology and Social Anthropology, 2000, no. 3, pp. 67-81. (In Russ.).

4. Dostoevsky F.M. The Idiot. Moscow, Eksmo Publ., 2020. 640 p. (In Russ.).

5. Dostoevsky F.M. Crime and punishment. Moscow, Eksmo-press Publ., 2000. 592 p. (In Russ.).

6. Nietzsche F. The will to power. Minsk, Poppuri Publ., 1999. 402 p. (In Russ.).

7. Shaverdyan G.M. Nietzsche: prophet, madman, therapist. Perspektivy nauki i obrazovaniya = Prospects of science and education, 2014, no. 2, pp. 137-150. (In Russ.).

8. Bachinin V.A. Dostoevsky: Metaphysics of crime (artistic phenomenology of Russian postmodernism). Saint Petersburg, Publishing house of St. Petersburg University, 2001. 412 p. (In Russ.).

9. Dostoevsky F.M. The Brothers Karamazov. Moscow, E Publ., 2016. 800 p. (In Russ.).

10. Polyakov Yu.M. The migratory elite. Moscow, Knizhnyi Mir Publ., 2017. 384 p. (In Russ.).

11. Sultanov Sh. Russia is ahead of America and China. Zavtra = Tomorrow, 2021, March 16. (In Russ.).

12. Katz E., Pallot J. From "Eemme Normale" to "Eemme Criminale" in Russia: Against the Past or Towards the Future. New Zealand Slavonic Journal, 2010, vol. 44, pp. 111-139.

13. Freud S. Totem and taboo. Moscow, Azbuka SPb Publ., 2017. 320 p. (In Russ.).

14. Hesiod. Jobs and days. Theogony. The Shield of Hercules. Moscow, Lenand Publ., 2021. 288 p. (In Russ.).

15. Aeschylus. Oresteia. Moscow, Azbuka Publ., 2020. 368 p. (In Russ.).

16. Isaev I.A. The theme of the law in the Greek tragedy. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava = Actual problems of Russian law, 2014, no. 1, pp. 9-32. (In Russ.).

17. Kleimenov M.P. "New Russians" as a criminological phenomenon, in: Actual problems of the theory of combating crime and law enforcement practice, Inter-university collection of scientific papers. Issue 4. Krasnoyarsk, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2001, pp. 147-155. (In Russ.).

18. Starovich Z. Forensic sexology. Moscow, Yuridicheskaya literatura Publ., 1991. 336 p. (In Russ.).

19. Hilarion (Alfeyev), Metropolit. The Gospel of Dostoevsky. Moscow, Poznanie Publ., 2021. 232 p. (In Russ.).

20. Zamyatin E.I. We. Moscow, AST Publ., 2015. 224 p. (In Russ.).

21. Orwell G. 1984. Moscow, AST Publ., 2017. 320 p. (In Russ.).

22. Huxley A. Oh, brave new world. Moscow, AST Publ., 2021. 352 p. (In Russ.).

23. Tucker J. Dostoevsky's "Crime and Punishment": Stopping History's Clock. Russian History, 2009, vol. 36, no. 3, pp. 443-453.

About the authors

Kleymenov Mikhail - Honoured Scientist of the Russian Federation, Ph.D. (Advanced Doctorate) in Law, Professor, Head of Department of Criminal Law and Criminology, Dostoevsky Omsk State University; Professor at the Department of Criminal Law and National Safety, Novosibirsk State University of Economics and Management Dostoevsky Omsk State University

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: [email protected]

SPIN-KO,q: 4431-6452, AuthorID: 596245

Article info

Received - June 29, 2021 Accepted - July 19, 2021

For citation

Kleymenov M.P. Dostoevsky as a Great Criminologist. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2021, vol. 18, no. 3, pp. 74-83. DOI: 10.24147/1990-5173.2021.18(3).74-83. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.