Научная статья на тему 'Достижение метапредметных результатов начального образования путем развития навыков получения информации на уроках информатики в начальной школе'

Достижение метапредметных результатов начального образования путем развития навыков получения информации на уроках информатики в начальной школе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
317
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС НОО / ИНФОРМАТИКА / НАЧАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / EDUCATIONAL STANDARD / INFORMATICS / ELEMENTARY COMPUTER SCIENCE / COMPUTER SCIENCE IN PRIMARY SCHOOL / COMPUTER SCIENCE TEACHING METHODS / INTERDISCIPLINARY RESULTS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Павлов Дмитрий Игоревич

В статье развиваются высказанные ранее мысли о преобразовании курса информатики для начальной школы для более явного отражения ее метапредметной природы. В частности, рассмотрено отношение ведущих специалистов к проблемам начального курса информатики. На этом основании автором развиваются идеи о необходимости уделять особое внимание навыкам получения и передачи информации. В статье подробно рассматривается группа умений по получению информации, которые планируется развивать у младших школьников в качестве предметных ожидаемых результатов освоения. Важной особенностью статьи является установленная связь между предложенной системой развиваемый предметных умений и формированием универсальных учебных действий. Связь процессов формирования предметных умений с освоением познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как раз и определяет метапредметную природу информатики в современной школе, в частности на ступени начального общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Павлов Дмитрий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACHIEVEMENT OF INTERDISCIPLINARY RESULTS OF PRIMARY EDUCATION BY DEVELOPING SKILLS OF GETTING INFORMATION AT THE INFORMATICS LESSONS IN PRIMARY SCHOOLS

The article develops previously expressed ideas about the transformation of the informatics course for primary school for a more explicit reflection of its meta-subject nature. In particular, the attitude of leading specialists to the problems of the initial course of computer science is considered. On this basis, the author develops the idea of the need to pay special attention to the skills of receiving and transmitting information. The article discusses in detail the group of skills for obtaining information, which it is planned to develop in junior schoolchildren as expected results of development. An important feature of the article is the established relationship between the proposed system of developed subject skills and the formation of universal educational activities. The connection between the processes of formation of subject skills and the development of cognitive and communicative universal educational activities determines the metaprojective nature of computer science in a modern school, in particular at the stage of primary general education.

Текст научной работы на тему «Достижение метапредметных результатов начального образования путем развития навыков получения информации на уроках информатики в начальной школе»

1УДК 372.8 ББК 74.263.2

ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПУТЕМ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Д. И. Павлов

Аннотация. В статье развиваются высказанные ранее мысли о преобразовании курса информатики для начальной школы для более явного отражения ее метапредметной природы. В частности, рассмотрено отношение ведущих специалистов к проблемам начального курса информатики. На этом основании автором развиваются идеи о необходимости уделять особое внимание навыкам получения и передачи информации. В статье подробно рассматривается группа умений по получению информации, которые планируется развивать у младших школьников в качестве предметных ожидаемых результатов освоения. Важной особенностью статьи является установленная связь между предложенной системой развиваемый предметных умений и формированием универсальных учебных действий. Связь процессов формирования предметных умений с освоением познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как раз и определяет метапредметную природу информатики в современной школе, в частности на ступени начального общего образования.

Ключевые слова: ФГОС НОО, информатика, начальная информатика, информатика в начальной школе, методика преподавания информатики, метапредметные результаты обучения.

ACHIEVEMENT OF INTERDISCIPLINARY RESULTS OF PRIMARY EDUCATION BY DEVELOPING SKILLS OF GETTING INFORMATION AT THE INFORMATICS LESSONS IN PRIMARY SCHOOLS

D. I. Pavlov

Abstract. The article develops previously expressed ideas about the transformation of the informatics course for primary school for a more explicit reflection of its meta-subject nature. In particular, the attitude of leading specialists to the problems of the initial course of computer science is considered. On this basis, the author develops the idea of the need to pay special attention to the skills of receiving and transmitting information. The article discusses in detail the group of skills for obtaining information, which it is planned to develop in junior schoolchildren as expected results of development. An important feature of the article is the established relationship between the proposed system of developed subject skills and the formation of universal educational activities. The connection between the processes of formation of subject skills and the development of cognitive and communicative universal educational activities determines the metaprojective nature of computer science in a modern school, in particular at the stage of primary general education.

Keywords: educational standard, informatics, elementary computer science, computer science in primary school, computer science teaching methods, interdisciplinary results of education.

Содержание федеральных государственных образовательных стандартов основного образования оказало серьезное влияние на содержание школьного обучения, в том числе и на уровне начального общего образования. Отмеченная многими ведущими специалистами мета-предметная природа курса информатики [1, с. 48-

53; 2, с. 236-249], согласно требованиям ФГОС НОО, требует пересмотреть его содержание для начальной школы, так как вопросы развития алгоритмического мышления и формальной логики не в полной мере раскрывают ее метапредметный характер. Обучение информатике в начальной школе необходимо проводить с учетом требова-

ний к формированию у учеников универсальных информационных навыков - коммуникативных и познавательных УУД» [3, с. 115-118].

Авторским коллективом в составе: Д. И. Павлов, О. А. Полежаева, Л. Н. Коробкова под редакцией А. В. Горячева была предпринята попытка расширения начального курса информатики. В основу курса легла разработанная система предметных умений, раскрывающая содержательные линии «Информационных процессов» и «представления информации» на уровне начального общего образования. Предложенные предметные умения были разделены на две группы: «Получение информации» и «Передача информации», которые должны были способствовать достижению как планируемых результатов по дисциплине, так и мета-предметных результатов освоения программы начального общего образования [4, с. 22-33].

Рассмотрим это на примере блока «получение информации». Этот блок сформирован из следующих развиваемых умений:

Навыки получения информации из текстов, в том числе из текстов с таблицами, графикой, иллюстрациями.

• Умение понимать, о чем идет речь в простом по содержанию тексте, а также тексте со специально выполненным усложнением. Умение отвечать на вопросы о возможных причинах и последствиях событий, описанных в тексте, а также давать ответы, которые нельзя получить, просто цитируя текст.

• Умение объяснять информацию, представленную в тексте в виде схем, диаграмм и таблиц.

• Умение изменять описание информации, полученной из текста, в зависимости от дополнительно полученной информации.

• Умение задавать уточняющие вопросы для понимания текста.

• Умение понимать иноязычные или знаковые элементы текста, задавая вопросы взрослым или проводя самостоятельный поиск в словарях или в сети Интернет. Умение находить значение неизвестных слов в тексте в словарях или в сети Интернет.

Навыки получения информации из изображений и иллюстраций.

• Умение составлять рассказ по картинке, фотографии, схеме или диаграмме, давать ответы на вопросы к иллюстрации, схеме, диаграмме.

• Умение выполнять задания, требующие понимания условных знаков, отвечать на вопросы и выполнять задания, требующие нахождения на рисунке или фотографии условных знаков.

• Умение выполнять задания, требующие понимания карт, схем и планов предметов и территорий.

• Умение отвечать на вопросы о возможных причинах и последствиях событий, изображенных на рисунке или фотографии.

• Умение представлять информацию, представленную на рисунке или фотографии, в виде текста или схем.

• Умение изменять описание информации, полученной из рисунка или фотографии, в зависимости от дополнительно полученной информации.

• Умение соотносить рисунок или фотографию с известными ученику объектами, персонажами, сюжетами.

Навыки получения информации из наблюдений и видео.

• Умение записывать результаты наблюдений или просмотра видео в виде текста, схемы, таблицы, отвечать на вопросы, заносить результаты наблюдений в таблицу, отражать их на схемах и диаграммах. Умение давать ответы на вопросы к видео или наблюдаемой действительности.

• Умение изменять описание информации, полученной из наблюдений или видео, в зависимости от дополнительно полученной информации.

• Умение соотносить видео с известными ученику объектами, персонажами, сюжетами.

Предложенные умения относятся к предметной области информатики. Но если изучить их внимательно и сопоставить их с перечнем универсальных учебных действий, за счет формирования которого достигаются метапред-метные результаты начального общего образования, станет видно, что предложенная система умений тесно связана с блоком коммуникативных и познавательных УУД. Проиллюстрировать эти связи можно на примере блока коммуникативных УУД, а именно:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (КУУД-1) - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов (КУУД-2) - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• управление поведением партнера (КУУД -

3) - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (КУУД-

4) (табл. 1).

Теперь рассмотрим связь предложенных предметных умений с познавательными УУД. Начнем с общеучебной группы:

• структурирование знаний (ПоУУД-1);

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ПоУУД-2);

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (ПоУУД-3);

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (ПоУУД-4);

Таблица 1

Связь умений и навыков получения информации с коммуникативными УУД

К К У К У К У

Умения и навыки Д Д Д Д

— — — —

1 2 3 4

Навыки получения информации из текстов, в том числе из текстов с таблицами,

графикой, иллюстрациями

Умение понимать, о чем идет речь в простом по содержанию тексте, а также тексте со специально выполненным усложнением. Умение отвечать на вопросы о возможных причинах и последствиях событий, описанных в тексте, а также давать ответы, которые нельзя получить, просто цитируя текст

Умение объяснять информацию, представленную в тексте в виде схем, диаграмм и таблиц

Умение изменять описание информации, полученной из текста, в зависимости от дополнительно полученной информации

Умение задавать уточняющие вопросы для понимания текста

Умение понимать иноязычные или знаковые элементы текста, задавая вопросы взрослым или проводя самостоятельный поиск в словарях или в сети Интернет. Умение находить значение неизвестных слов в тексте в словарях или в сети Интернет

Навыки получения информации из изображений и иллюстраций

Умение составлять рассказ по картинке, фотографии, схеме или диаграмме, давать ответы на вопросы к иллюстрации, схеме, диаграмме

Умение выполнять задания, требующие понимания условных знаков, отвечать на вопросы и выполнять задания, требующие нахождения на рисунке или фотографии условных знаков

Умение выполнять задания, требующие понимания карт, схем и планов предметов и территорий

Умение отвечать на вопросы о возможных причинах и последствиях событий, изображенных на рисунке или фотографии

Умение представлять информацию, представленную на рисунке или фотографии, в виде текста или схем

Умение изменять описание информации, полученной из рисунка или фотографии, в зависимости от дополнительно полученной информации

Умение соотносить рисунок или фотографию с известными ученику объектами, персонажами, сюжетами

Навыки получения информации из наблюдений и видео

Умение записывать результаты наблюдений или просмотра видео в виде текста, схемы, таблицы, отвечать на вопросы, заносить результаты наблюдений в таблицу, отражать их на схемах и диаграммах. Умение давать ответы на вопросы к видео или наблюдаемой действительности

Умение изменять описание информации, полученной из наблюдений или видео, в зависимости от дополнительно полученной информации

Умение соотносить видео с известными ученику объектами, персонажами, сюжетами |

Примечание: здесь и далее наличие связи показано темной заливкой.

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (ПоУУД-5);

• моделирование (ПоУУД-6);

• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область (ПоУУД-7) (табл. 2).

Теперь посмотрим, как соотносятся предложенные навыки передачи информации с логическим блоком познавательных УУД:

• анализ/синтез (ПлУУД-1);

• сравнение, классификация объектов по выделенным признакам (ПлУУД-2);

• подведение под понятие, выведение следствий (ПлУУД-3);

Таблица 2

Связь умений и навыков получения информации с познавательными УУД

Умения и навыки

Я о УУ

Я о УУ

Я о УУ

Я о УУ

Я о

Я о

Я о

У У У

Навыки получения информации из текстов, в том числе из текстов с таблицами,

графикой, иллюстрациями

Умение понимать, о чем идет речь в простом по содержанию тексте, а также тексте со специально выполненным усложнением. Умение отвечать на вопросы о возможных причинах и последствиях событий, описанных в тексте, а также давать ответы, которые нельзя получить, просто цитируя текст

Умение объяснять информацию, представленную в тексте в виде схем, диаграмм и таблиц

Умение изменять описание информации, полученной из текста, в зависимости от дополнительно полученной информации

Умение задавать уточняющие вопросы для понимания текста

Умение понимать иноязычные или знаковые элементы текста, задавая вопросы взрослым или проводя самостоятельный поиск в словарях или в сети Интернет. Умение находить значение неизвестных слов в тексте в словарях или в сети Интернет

Навыки получения информации из изображений и иллюстраций

Умение составлять рассказ по картинке, фотографии, схеме или диаграмме, давать ответы на вопросы к иллюстрации, схеме, диаграмме

Умение выполнять задания, требующие понимания условных знаков, отвечать на вопросы и выполнять задания, требующие нахождения на рисунке или фотографии условных знаков

Умение выполнять задания, требующие понимания карт, схем и планов предметов и территорий

Умение отвечать на вопросы о возможных причинах и последствиях событий, изображенных на рисунке или фотографии

Умение представлять информацию, представленную на рисунке или фотографии в виде текста или схем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Умение изменять описание информации, полученной из рисунка или фотографии, в зависимости от дополнительно полученной информации

Умение соотносить рисунок или фотографию с известными ученику объектами, персонажами, сюжетами

Навыки получения информации из наблюдений и видео

Умение записывать результаты наблюдений или просмотра видео в виде текста, схемы, таблицы, отвечать на вопросы, заносить результаты наблюдений в таблицу, отражать их на схемах I и диаграммах. Умение давать ответы на вопросы к видео или наблюдаемой действительности

Умение изменять описание информации, полученной из наблюдений или видео, в зависимости от дополнительно полученной | информации

Умение соотносить видео с известными ученику объектами, персонажами, сюжетами

• установление причинно-следственных связей (ПлУУД-4);

• построение логической цепи рассуждений (ПлУУД-5);

• доказательство (ПлУУД-6);

• выдвижение гипотез и их обоснование (ПлУУД-7) (табл. 3).

Предложенные таблицы ориентированы на преподавателей и методистов начальной школы, которые могут использовать их как при подго-

Таблица 3

Связь умений и навыков получения информации с логическим блоком

познавательных УУД

Я л Я Я Я л Я л Я л Я л

У У

Умения и навыки У У У У У У У

- - - - - - -

1 2 3 4 5 6 7

Навыки получения информации из текстов, в том числе из текстов с таблицами, гра-

фикой, иллюстрациями;

Умение понимать, о чем идет речь в простом по содержанию тексте, а также тексте со специально выполненным усложнением. Умение отвечать на вопросы о возможных причинах и последствиях событий, описанных в тексте, а также давать ответы, которые нельзя получить, просто цитируя текст

Умение объяснять информацию, представленную в тексте в виде схем, диаграмм и таблиц

Умение изменять описание информации, полученной из текста, в зависимости от дополнительно полученной информации

Умение задавать уточняющие вопросы для понимания текста

Умение понимать иноязычные или знаковые элементы текста, задавая вопросы взрослым или проводя самостоятельный поиск в словарях или в сети Интернет. Умение находить значение неизвестных слов в тексте в словарях или в сети Интернет

Навыки получения информации из изображений и иллюстраций Умение составлять рассказ по картинке, фотографии, схеме или диаграмме, давать ответы на вопросы к иллюстрации, схеме, диаграмме

Умение выполнять задания, требующие понимания условных знаков, отвечать на вопросы и выполнять задания, требующие нахождения на рисунке или фотографии условных знаков

Умение выполнять задания, требующие понимания карт, схем и планов предметов и территорий

Умение отвечать на вопросы о возможных причинах и последствиях событий, изображенных на рисунке или фотографии

Умение представлять информацию, представленную на рисунке или фотографии в виде текста или схем

Умение изменять описание информации, полученной из рисунка или фотографии, в зависимости от дополнительно полученной информации

Умение соотносить рисунок или фотографию с известными ученику объектами, персонажами, сюжетами

Навыки получения информации из наблюдений и видео

Умение записывать результаты наблюдений или просмотра видео в виде текста, схемы, таблицы, отвечать на вопросы, заносить результаты наблюдений в таблицу, отражать их на схемах и диаграммах. Умение давать ответы на вопросы к видео или наблюдаемой действительности

Умение изменять описание информации, полученной из наблюдений или видео, в зависимости от дополнительно полученной информации

Умение соотносить видео с известными ученику объектами, персонажами, сюжетами

товке занятий по информатике с применением УМК «Информатика для всех», так и в самостоятельном научном и методическом поиске. Можно рекомендовать использовать эти таблицы:

• авторам учебно-методических пособий по информатике для начальной школы - с целью проектирования современных заданий;

• учителям, ведущим уроки информатики в начальной школе, - для календарного и поурочного планирования;

• методистам - для проектирования диагностических материалов и мониторинга достижения планируемых метапредметных результатов начального общего образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Босова Л. Л. Метапредметная направленность - одна из основных характеристик пропедевтического этапа школьного курса информатики // Вестн. Якутского гос. ун-та. - 2009. - Т. 6, № 4. - С. 48-53.

2. Об информатике, ее подходах и предмете (философия информатики) / А. А. Кузнецов, С. А. Бешенков, Т. Б. Захарова [и др.] // Вестн. Тамбовского ун-та. Сер.: Естественные и технические науки. - 2005. - Т. 10, вып. 3. - С. 236-249.

3. Павлов Д. И. Достижения метапредметных результатов начального общего образования средствами информатики // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 апр. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 115118.

4. Павлов Д. И. Новая редакция федерального государственного стандарта начального общего образования - место информатики в начальной школе // Педагогическая информатика. 2017. - № 3. - С. 22-33.

5. Асмолов А. Г. О приоритетах государственной образовательной политики России // Российский психологический журнал. -2005. - № 2. - С. 72-83.

6. Катан А. В. Результаты апробации учебно-методического комплекта «Информатика для всех» в первом классе // Информатика в школе. - 2017.- № 3.- С. 52-55.

REFERENCES

1. Bosova L. L. Metapredmetnaya napravlennost - odna iz osnovnykh kharakteristik pro-pedevticheskogo etapa shkolnogo kursa infor-matiki. Vestn. Yakutskogo gos. un-ta. 2009, Vol. 6, No. 4, pp. 48-53.

2. Kuznetsov A. A., Beshenkov S. A., Zakharova T. B. (et al.) Ob informatike, ee podkhodakh i predmete (filosofiya informatiki). Vestn. Tam-bovskogo un-ta. Ser.: Estestvennye i tekh-nicheskie nauki. 2005, Vol. 10, Iss. 3, pp. 236249.

3. Pavlov D. I. Dostizheniya metapredmetnykh re-zultatov nachalnogo obshchego obrazovaniya sredstvami informatiki. In: Aktualnye naprav-leniya nauchnykh issledovaniy: perspektivy razvitiya. Proceedings of International scientific-practical conference (Cheboksary, 23 Apr. 2017). Cheboksary: TsNS "Interaktiv plyus", 2017. Pp.115-118.

4. Pavlov D. I. Novaya redaktsiya federalnogo gosudarstvennogo standarta nachalnogo obsh-chego obrazovaniya - mesto informatiki v nachalnoy shkole. Pedagogicheskaya informa-tika. 2017, No. 3, pp. 22-33.

5. Asmolov A. G. O prioritetakh gosudarstvennoy obrazovatelnoy politiki Rossii. Rossiyskiy psik-hologicheskiy zhurnal. 2005, No. 2, pp. 72-83.

6. Kaplan A. V. Rezultaty aprobatsii uchebno-metodicheskogo komplekta "Informatika dlya vsekh" v pervom klasse. Informatika v shkole. 2017, No. 3, pp. 52-55.

Павлов Дмитрий Игоревич, старший преподаватель математического факультета Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Pavlov Dmitry I., Senior Lecturer Mathematics Faculty, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.