Научная статья на тему 'Достижение эффективного результата обучения при совместной работе учителя математики и учителя-дефектолога в специальной школе'

Достижение эффективного результата обучения при совместной работе учителя математики и учителя-дефектолога в специальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕШНОСТЬ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Е.В., Каневская И.В.

В статье освещены особенности обучения подростков с девиантным поведением, определено значение совместной деятельности учителя математики и учителя-дефектолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Е.В., Каневская И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Достижение эффективного результата обучения при совместной работе учителя математики и учителя-дефектолога в специальной школе»

Теория и методика обучения и воспитания

113

ДОСТИЖЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО РЕЗУЛЬТАТА ОБУЧЕНИЯ ПРИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ И УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Белова Е.В.* *, Каневская И.В.*

Специальная общеобразовательная школа № 6 для детей и подростков с девиантным поведением, г. Москва

В статье освещены особенности обучения подростков с девиантным поведением, определено значение совместной деятельности учителя математики и учителя-дефектолога.

Ключевые слова девиантное поведение, школьная неуспешность, совместная деятельность специалистов, организация учебного процесса.

Мы работаем в специальной общеобразовательной школе открытого типа для детей с девиантным поведением и нарушением социализации. Особенностью данного типа школ является то, что дети поступают по направлению ПМПК и КДНиЗП.

Основные причины перехода учащихся из других школ: школьные прогулы, нежелание учиться, трудности в обучении, уходы из дома, конфликтное поведение со сверстниками и педагогами.

В работе мы сталкиваемся с огромным количеством проблем: большинство школьников из неблагополучных семей, безнадзорны; многие учащиеся оставались на повторное обучение (и неоднократно); некоторые не посещали школу в течение года и даже двух лет. Сложилась такая ситуация, что и в 5, и в 9 классах обучаются подростки 14-15 лет (несоответствие физического и школьного возраста). Для данных учащихся характерны грубые нарушения поведения, эмоциональная неуравновешенность, трудности в обучении, хроническая неуспеваемость, многочисленные прогулы. Неблагополучная семейная обстановка, отсутствие необходимых данных медицинского обследования, аномалии психофизического развития, отягощенные кризисом подросткового возраста - это неполный список проблем учащихся СОШ № 6.

Перед учителем, работающим в таком учреждении, особенно остро стоит проблема выбора форм, методов и технологий обучения, поскольку девиантное поведение подростков заметно осложняет процесс их обучения, воспитания и развития.

Так как между детьми обычной общеобразовательной школы и детьми, обучающимися в специальных образовательных учреждениях, существуют

* Учитель математики.

* Учитель-дефектолог.

114

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

различия, то учителю специальной школы приходится направлять свою деятельность не столько на передачу определенной суммы знаний, сколько на создание условий для более эффективного восприятия и усвоения материала.

Опыт работы в школе и изучение научно-методической литературы позволяют выделить противоречие между существующей системой подготовки педагогических кадров для работы в специальных учреждениях и практической потребностью в освоении учителем особых образовательных технологий для работы с подростками с для различным уровнем интеллектуального и психофизиологического развития.

Применяя разные формы и методы работы, мы пришли к выводу, что максимального результата можно достичь при совместной работе учителя-дефектолога и учителя математики. Основная функция учителя-дефектолога в общеобразовательной школе - обеспечение специализированой помощи учащимся в освоении учебной программы. Дефектолог выявляет причины нарушения учебной деятельности конкретного ученика, подбирает наиболее эффективные методы и приемы обучения, которые проверяются в практической деятельности.

Таким образом, если перед педагогами школы стоит главная цель - обучение, следовательно приоритетной задачей коррекционной работы является формирование учебных навыков, преодоление школьной неуспешности.

На основании комплексной психолого-педагогической диагностики, проведенной дефектологом, выявлены следующие нарушения учебной деятельности у подростков, обучающихся в школе для детей с девиантным поведением:

- Снижение мотивации учения.

- Интеллектуальная пассивность.

- Нарушения эмоционально-волевой сферы: эмоциональная неуравновешенность, негативизм, проявление немотивированной агрессии.

- Поддаются негативному влиянию, слабовольны; при малейшем затруднении отказываются выполнять работу.

- Негативный учебный опыт, связанный с хронической академической неуспеваемостью.

- Значительные пробелы в знаниях. Уровень образованности, представлений, понятийная сфера не соответствуют возрасту.

- Вербализация слабая. Скудный словарный запас. Трудности при построении фраз, сложных предложений. Речь преимущественно из коротких фраз, косноязычна, с преобладанием «слов-паразитов» и нецензурной лексики.

- Самостоятельно сформулировать и записать ответ на полученный вопрос не могут.

- Плохо понимают переносный смысл. Работа с поговорками и пословицами затруднена. Не могут передать переносный смысл, объяснить другими словами.

Теория и методика обучения и воспитания

115

- Низкий уровень техники чтения, прочитанное понимают фрагментарно.

- Учебную статью не анализируют, а выхватывают из текста отдельные слова, не вдумываясь в смысл прочитанного.

- Различные нарушения внимания.

- Уровень интеллектуального развития низкий.

- Низкий уровень операций сравнения, выделения существенных признаков.

- Общий уровень развития абстрактно-логического мышления ниже среднего и низкий.

С точки зрения учителя математики основная проблема заключается в значительных пробелах в знаниях за курс начальной школы, не сформированы вычислительные навыки, решение текстовых задач практически недоступно вследствие плохого понимания прочитанного. Пространственные и временные представления нарушены.

Таким образом, если перед педагогами школы стоит главная цель - обучение, следовательно приоритетной задачей коррекционной работы является формирование учебных навыков, преодоление школьной неуспешности.

Одна из основных причин школьной дезадаптации - негативный учебный опыт, академическая неуспеваемость. В этом случае важно создать ситуацию личного успеха на уроке и для этого необходимо:

1. Оказывать всестороннюю помощь при выполнении любых видов работ.

2. Поощрять за правильно выполненное задание, поддерживать, одобрять на всех этапах работы.

3. При выполнении заданий учить школьников пользоваться записями в тетради, текстом учебника; работать с опорой.

4. Дифференцированный и индивидуальный подход: учитывать особенности психофизического состояния, эмоциональный настрой.

5. Учить сотрудничеству, взаимопомощи.

6. Приучать к работе в течение всего урока.

Для достижения наиболее эффективного результата обучения необходимо выполнение следующих условий: избегать в процессе проведения урока однообразности, большого объема научного материала, отрыва от личного опыта ребёнка (все время проводить доступные аналогии); использовать на уроке разнообразные занимательные материалы, не допускать учебных перегрузок, переутомления, обязательно делать физкультминутки на уроке, а иногда можно и разрешить поговорить на отвлеченную тему, но при этом строго определить время разговора. Для предупреждения утомляемости - необходимо давать небольшие объемы заданий, менять виды работ, но не переключать внимание часто, т.к. это ведет к ухудшению мыслительной деятельности.

116

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

С целью предупреждения истощаемости - на последних уроках, в конце четверти, в конце учебного года не проводить сложных контрольных работ, не предлагать сложные задания. При ярко выраженной истощаемости - необходим отдых.

Умственная активность в процессе обучения математике имеет особое значение. У данной группы подростков мышление конкретно, вербальный анализ и обобщение находятся на низком уровне; не развиты мыслительные операции с символами и отвлеченными понятиями. Ученики предпочитают наглядно-действенный способ работы. Учителю просто необходимо владеть разнообразными методическими приёмами, пробуждающими мыслительную активность учащихся.

Для наилучшего восприятия нужно применять наглядность, давать ученикам четкие пошаговые инструкции, алгоритм действий, давать больше заданий на выполнение своими руками: начертить, вырезать, разукрасить, измерить.

Давать на уроке небольшое количество учебного материала, ограничивать его объем. Причем давать не крупным блоком, а маленькими. Только отработав один раздел переходить к следующему.

Задания нужно давать только аналогичные и подобные отработанным.

Очень важно применение пошаговой инструкции, алгоритма действий и обучение работе по алгоритму. В массовой школе это не так прослеживается, как у нас, а наши дети теряются без плана действий.

Мы выделили такие этапы отработки алгоритма:

1. Показываю алгоритм;

2. Разбор каждого шага;

3. Автоматизация алгоритма (на это обязательно выделять время).

Необходим контроль учителя за правильностью выполнения действий

(вследствие низкого уровня произвольного внимания, неумения проверить свою работу, низкого уровня самоконтроля). На всех этапах отработки алгоритма подключается учитель-дефектолог (на уроке дефектолог помогает слабоуспевающим ученикам, во внеурочное время отрабатывает «западающие» темы).

Для развития мышления нашим ученикам требуется четкая постановка вопроса, более длительное время на обдумывание, нежели ученику из обычной школы.

Для развития внимания используется такой прием, как нахождение ошибок в рассуждении, в ответах одноклассников.

Для запоминания основных терминов каждый ученик завел словарь, где слова распределены по пять слов (пятки). Новые термины записывают в словарь, а на дом каждый день задается записать по одному пятку.

Ведение уроков требует от учителя большого внимания и труда. В поле его зрения должны находиться все ученики класса. Нельзя удовлетвориться правильным ответом одного-двух учеников; преподаватель обязан убедиться в том, что все ученики поняли материал, и только после этого переходить

Теория и методика обучения и воспитания

117

к новому материалу. В случаях, когда по своему психофизическому состоянию ученик не в состоянии работать на данном уроке, материал объясняется ему на индивидуальных занятиях (при необходимости дублируется и на занятии с дефектологом).

Каждого ученика следует стараться выслушать до конца; необходимо включать предметно-практические действия, цель которых - подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала.

В результате нашей совместной практической деятельности мы пришли к выводу, что педагогическими условиями организации процесса обучения математике в специальной школе являются:

- учет психофизиологических особенностей учащихся с девиантным поведением;

- построение учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей ученика и использование дифференцированного подхода;

- создание эмоционального настроя для восприятия материала; создание атмосферы личного успеха для каждого ученика;

- корректность и доброжелательность учителя при оценке ученика;

- подбор заданий и упражнений должен осуществляться с учетом коррекции и развития когнитивной сферы;

- использование зрительной опоры для учеников при выполнении заданий.

Таким образом, если учитель математики и учитель - дефектолог совместно подбирают адекватные формы и методы работы, то дети начинают усваивать основные разделы школьной программы, у них появляется интерес к учебе. Возникает ситуация успешности, которая положительно влияет на более гармоничное развитие ребенка и способствует его школьной адаптации и социализации.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

© Буглак П.А.

Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова,

г. Ишим

В статье рассматриваются вопросы о возможности осуществления взаимосвязи электротехнологии с дисциплинами естественнонаучного цикла (физикой, химией), для реализации которых необходимо иметь соответствующую материально-техническую базу.

Ключевые слова: конструкционные материалы, электрохимические методы обработки, электрические методы обработки, размерная обработка металлов, электротехнология, электрод, инструмент, электрическая энергия, вибратор, катушка вибратора, возвратная пружина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.