Научная статья на тему 'Достижение долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации является одной из главных задач государства. Предлагаем перечень основных причин возникновения и пути их решения'

Достижение долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации является одной из главных задач государства. Предлагаем перечень основных причин возникновения и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
931
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Топорова Анастасия Геннадьевна, Седова Марина Леонидовна

достижение долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации является одной из главных задач государства. Предлагаем перечень основных причин возникновения и пути их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Достижение долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации является одной из главных задач государства. Предлагаем перечень основных причин возникновения и пути их решения»

Роль сбалансированности бюджета пенсионного фонда и особенности ее обеспечения Топорова А.Г.1, Седова М.Л.2

1Топорова Анастасия Геннадьевна / Toporova Anastasiia Gennadevna - соискатель; 2Седова Марина Леонидовна /Sedova Marina Leonidovna - кандидат экономических наук, доцент кафедры

государственных и муниципальных финансов, Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: достижение долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации является одной из главных задач государства. Предлагаем перечень основных причин возникновения и пути их решения.

Abstract: the long-term financial stability and a balanced budget of the Pension Fund of the Russian Federation is one of the main tasks of the state. We offer a list of the main causes of and solutions.

Ключевые слова: страховые взносы, Пенсионный фонд Российской Федерации, бюджет. Keywords: insurance premiums, the Pension Fund of the Russian Federation, budget.

Новая пенсионная реформа набирает обороты, необходимость ее обусловлена экономическими и демографическими вызовами, стоящими перед отечественной системой пенсионного страхования. Проводимая пенсионная политика до 2012 года была направлена на обеспечение социально приемлемого уровня пенсий. Вместе с тем, в рамках пенсионной системы не достигнуты долгосрочная финансовая устойчивость и сбалансированность бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Устойчивость всей бюджетной системы Российской Федерации напрямую зависит от реализации мер по повышению сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. На сегодня Пенсионный фонд Российской Федерации, являясь органом, который аккумулирует средства на выплату пенсий, испытывает дефицит бюджета, покрываемый за счет средств федерального бюджета.

Вместе с тем, основными целями и задачами государственной политики в сфере обеспечения пенсионных гарантий граждан являются:

- безусловное выполнение законодательно установленных социальных обязательств перед гражданами;

- повышение адресности социальных расходов на выплату пенсий и иных социальных выплат;

- обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации для дальнейшего развития пенсионной системы;

- поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности;

- развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне- и высокодоходных категорий - с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);

- повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы;

- ежегодное повышение размера пенсий в целях повышения уровня пенсионного обеспечения лиц, пожилого возраста.

Особенностью достижения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, является соблюдение условий: последовательного повышения уровня жизни получателей пенсии, при поэтапном сокращении трансферта из федерального бюджета без увеличения нагрузки на экономические субъекты.

Анализируя бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, ясно прослеживается значение трансферта из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета (таблица 1).

Таблица 1. Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, трлн. рублей

показатель 2013 2014 2015 2016

доходы, всего 6,39 6,29 7,09 7,73

%% ВВП 9,5 8,6 8,9 9,0

в том числе трансферт из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 0,94 0,3 0,6 0,8

справочно: в % к доходам 14,7 4,8 8,6 9,1

расходы, всего 6,38 6,41 6,96 7 ,41

%% ВВП 9,4 8,8 8,7 8,7

Дефицит -0,01 0,12 -0,13 -0,32

%% ВВП 0,4 0,2 0,2 0,4

Согласно бюджетному кодексу, «Сбалансированный бюджет» - объем предусмотренных бюджетом расходов соответствует суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов». Так как бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций фонда, для исполнения расходных обязательств, следовательно, для сбалансированности необходимо обеспечить исполнение публичных обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации собственными источниками доходов.

По нашему мнению представляется, что основными причинами разбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются:

1. отсутствие темпа роста страховых взносов:

- снижение тарифа страховых взносов с 26 до 22% с 2012 года не привело к легализации заработной платы. Дополнительное начисление 10% свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов и введение дополнительного тарифа за вредные и опасные условия труда позволили увеличить объем поступлений страховых взносов с 2012 года всего на 0,43 трлн. рублей. Среди предприятий малого и среднего бизнеса выплаты «серых» зарплат остается нормой. Меры по снижению финансовой нагрузки на субъекты экономической деятельности результатов не дали. Органами Пенсионного фонда Российской Федерации совместно с другими структурами исполнительной власти (Федеральная налоговая служба, Служба Судебных приставов, органы Прокуратуры и др.) прилагается немало усилий по выявлению застрахованных лиц, у которых заработная плата ниже прожиточного минимума. Доначисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование им производится в принудительном порядке. Запланированного увеличения начисленных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не произошло;

- пробелы в пенсионном законодательстве позволяют страхователям искусственно увеличивать срок добровольной оплаты недоимки страховых взносов или уходить от уплаты страховых взносов. Согласно Федеральному закону от 24 июля 2009 года №2 212 -ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» при выявлении недоимки у страхователя, органами Пенсионного фонда Российской федерации формируется последовательный ряд документов по взысканию задолженности. Законодательный срок оформления и направления документов после проведения камеральной проверки составляет 20 дней. Но если в этот период страхователь предоставляет корректирующую (уточняющую) отчетность по страховым взносам, процедура взыскания начинается вновь с отзывом всех ранее направленных документов. Таким образом, недобросовестные плательщики имеют возможность уклониться от уплаты страховых взносов и ответственности перед страховщиком и застрахованными лицами.

Отсутствуют рычаги воздействия на страхователей, не ведущих финансово-хозяйственную деятельность, за наличие задолженности в Пенсионный фонд Российской Федерации. Зачастую руководители таких предприятий «бросают» его с накопленной задолженностью по страховым взносам, и регистрируют новое предприятие, куда переводят работников, контрагентов, материальные ресурсы;

- демографическая ситуация в стране (сокращение численности работающего населения);

- планируемый перевод средств материнского семейного капитала на увеличение накопительной части пенсии практически не используется гражданами, так как для молодых семей более актуальными направлениями являются приобретение жилья и обучение детей. По данным Пенсионного фонда Российской Федерации за все время действия программы Материнского «семейного» капитала распорядились средствами на увеличение накопительной части пенсии 2063 участника, что составило 0,09% от общего числа участников, и 0,04 % от общих средств, направленных на реализацию средств Материнского «семейного» капитала было направлено на накопительную часть пенсии.

2. завышенные расходы бюджета:

- назначение пенсии по начисленным, а не уплаченным страхователями страховых взносов;

- приток получателей пенсии за счет миграции, при этом пенсионные права, заработанные за пределами Российской Федерации, обеспечиваются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации;

- множество необеспеченных соответствующими денежными поступлениями льгот для снижения общеустановленного пенсионного возраста, в частности, отсутствует повышенный тариф для страхователей, работающих в районах Крайнего Севера (2/3 территории страны относятся к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам крайнего Севера);

- неоправданные расходы на доставку пенсий, которые формируются из источников финансирования пенсии (в среднем на доставку пенсии расходуется 1,17% (без учета НДС) от сумм пенсий, выплачиваемых через организации доставки пенсий). Ежегодная индексация пенсий более чем на 8%, позволяет доставочным организациям извлекать дополнительный доход без дополнительных издержек;

- неурегулированность финансовых взаиморасчетов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации с федеральным бюджетом. Необходимо срочно разграничить финансовую отчетность не только кодами бюджетной классификации Российской Федерации, но и отдельным бухгалтерским учетом;

- выполнение иных социальных задач, поставленных законодателем, силами органов Пенсионного фонда Российской Федерации является дополнительной нагрузкой (расходом) на финансовое и материально-техническое обеспечение его текущей деятельности.

Нами представлены основные причины, влияющие на разбалансированность пенсионной системы. Устранение вышеперечисленных причин находится в различных сферах деятельности государства. Необходимо использовать комплексный подход к решению задачи по сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Должны быть использованы наряду с финансовыми механизмами и юридические, и административные меры. Все это в целом позволит частично сбалансировать бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Литература

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 N 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации».

2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах».

3. Соловьев А.К., Донцова С.А., Кучук С.Е., МележикН.В. Проблемы методологии коэффициента замещения в соответствии с условиями Конвенции № 102 МОТ// Пенсия. 2014. №7. С. 58-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.