В ФОКУСЕ ИНТЕРЕСНОГО
ДОСПЕХИ ИМПЕРАТОРА: ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОЙ ОХРАНЫ1
Неотъемлемой частью системы безопасности государства является институт государственной охраны первых лиц страны. Мы уже привыкли видеть лидеров государств в окружении крепких мужчин, обязательный атрибут которых: темный костюм, светлая рубашка, галстук, еле заметный наушник. Это личная охрана — телохранители.
Родиной возникновения и развития профессии телохранителей считаются государства первых старинных цивилизаций на Ближнем Востоке и в Южной Африке. Еще египетские фараоны, древние греки и персидские шахи держали при себе личную дружину, готовую ценою жизни защитить своих повелителей. Самым известным подразделением профессиональных телохранителей в древнем Риме были преторианцы.
У Александра Македонского на службе состояло два подразделения царских телохранителей, так называемая конная гвардия и отряд пеших телохранителей. Их набирали из числа княжеских сыновей Македонии и они были обязаны сопровождать царя в походах, на охоте, дежурить ночью перед его шатром, обеспечивать сохранность его лошадей и т.д.
Во времена раннего Средневековья в государствах Европы, Балтии и на Руси роль телохранителей выполняли дружинники. В дальнейшем телохранителей русских князей стали называть «малой дружиной», чем подчеркивалась их близость к князю. Главной задачей воинов малой дружины было обеспечение охраны жилища и самого князя в мирное время и его защита на поле боя. Именно воины-телохранители малой дружины составляли профессиональную основу армии, которую при начале широкомасштабных военных действий зачастую набирали из простых крестьян и ремесленников.
В Малой Азии жизнь и здоровье правителей Оттоманской Порты — турецких султанов — охраняли элитные отряды пехоты — янычары (в переводе с турецкого — «новое войско»). Первый янычарский корпус был создан во второй половине XIV века и насчитывал около 1000 человек. К середине XVIII века их численность была уже свыше 118 тыс. человек. Изначально отряды янычар комплектовались из мальчиков, захваченных в плен во время завоевательных походов. Обращенные в ислам и воспитанные в строгих военных условиях телохранители-янычары отличались особой преданностью султану и жестокостью в бою. Янычарам запрещалось иметь семью и вести домашнее хозяйство. Воинские формирования янычар просу-
Материал подготовлен с использованием интернет-ресурса // URL: http://www.runivers.ru/ doc/security/206608; http://www.psj. ru/saver_magazins/detail.php?ID=2887; http://o ko-planet. su/history/historysng/192644-organizaciya-lichnoy-ohranyrossiyskih-monarhov.html; http:// www.9security.com.ua/news/view50.html.
имени О.Е. Кутафина(МПОА)
ществовали более 400 лет (до 1826 года) и являлись одним из наиболее мощных факторов внутренней и внешней политики Османской империи.
В Китае развитию охранной деятельности способствовало наличие разнообразных школ боевых искусств. С 1800 года в Китае стали появляться первые охранные бюро, а во второй половине XIX века самой знаменитой охранной службой Китая стала «хуйю бяоцзюй» или «работающие вместе», которая принадлежала старшему евнуху императрицы Цыси. Охранные агентства в Китае определялись терминами: «ху юань» — что означает «защита места» или «цзоу бяо» — «ходячая охрана». Первые охраняли резиденции и жилища, вторые — сопровождали караваны и людей во время путешествий.
В состав охранных бюро входили многие мастера боевых искусств Ближнего Востока, которые основной заработок получали от охранной деятельности. В Японии, например, воин-самурай был мастером боевых искусств, а его почетной профессией была защита государя до самой смерти.
В наше время значимость личной охраны постоянно возрастает. Как правило, каждый лидер сам подбирает штат личных телохранителей. Например, охрана Муаммара Каддафи, лидера Ливийской Джамахирии насчитывала 40 девушек. Кандидаток в телохранители Каддафи готовили в особой школе. Они проходили жесточайший отбор. В конце обучения наилучших из них лично Муаммар Каддафи назначал в свою службу охраны. Телохранительни-цы Каддафи отлично владели борьбой, идеально стреляли из оружия. Им был свойственен свободный стиль одежды (не в пример большинству женщин мусульманских стран) — они носили высокие каблуки, делали маникюр и макияж.
Однако личная охрана — это лишь видимая часть «айсберга системы безопасности». Современная система охраны глав государств представляет собой достаточно сложный механизм, включающий, кроме внушительного штата телохранителей, аналитические, оперативные, технические и иные подразделения.
Эта система является одновременно престижем каждой страны и особо охраняемой государственной тайной. Ее исторические корни уходят в глубь веков, в период формирования самой государственности.
16 сентября 2016 года исполняется 135 лет со дня образования и правового оформления первой специализированной службы, задача которой заключалась в охране императора и его семьи, — Собственной Его Императорского Величества охраны.
Наиболее ранние письменные источники, содержащие сведения о великокняжеской и царской охране в Российском государстве, относятся к периоду правления царя Ивана IV (Грозного). В приговоре Боярской думы (август 1555 г) фигурирует решение о наделении землей рядом с Московским Кремлем двух тысяч дворцовых стрельцов, аргументированное необходимостью их постоянного присутствия рядом с царским дворцом для обеспечения его охраны и обороны.
Следует заметить, что в целях укрепления русского государства изнутри Иван Грозный продумал особую службу — опричнина. Механизм ее деятельности был организован следующим образом: земли зажиточных дворян конфисковывались в пользу государства. Если возникали конфликты, и люди добровольно не хотели отдавать свое имущество, то опричники начинали самый настоящий террор.
Начало опричнины датируют 1565 годом. Отряд опричников сначала насчитывал всего около 1000 конных. Опричники публично присягали царю на верность. Затем в опричных войсках появилась своя иерархия. Это были отдельно служившие боярские дети «из земщины», дети боярские «из дворовых и городовых». Следовательно, это была личная царская гвардия, непосредственно подчинявшаяся царю. Для опричников царь разработал специальные требования к их внешнему виду: традиционный гвардейский костюм в обязательном порядке добавляли притороченная к седлу голова собаки и метла. По описаниям современников, изложенным в карам-зинской «Истории государства Российского», опричники действительно одевались в черные одежды и имели у седла метлу и собачью голову.
Собачья голова считалась символом преданности государю, а метла «выметала» тех, кто открыто противостоял или мог бы противостоять его воле.
Формально царь принял решение распустить свою гвардию в 1571 году, однако в силу сложной экономической и социальной ситуации в стране опричнина действовала до самой смерти царя.
В целом организация охраны царя в ХVII столетии представляла собой достаточно эффективную систему, способную реагировать на любое обострение общественно-политической ситуации: Смутное время, завершившееся в 1613 году воцарением Михаила Федоровича Романова; крупные народные волнения («соляной» бунт 1648 г., «медный» 1662 г., восстание под предводительством Степана Разина в 1670—1671 гг.), пришедшиеся на царствование Алексея Михайловича. В ХVII столетии при особе государя в качестве телохранителей находились 200 человек. Особенность заключалась в том, что охранные функции выполнялись придворными, которые сочетали их с выполнением своих непосредственных дворцовых обязанностей. Например, в ночное время возле царской спальни дежурил спальничий с одним или двумя царедворцами. Занимать эту должность считалось почетным; спальничий назначался из числа близких бояр и занимал высокий статус в государственной иерархии. В соседней комнате находилось 6 телохранителей, еще 40 располагались в следующих помещениях.
Внешняя охрана государева двора в Московском Кремле и временных резиденций, как и в ХVI веке, возлагалась на стрельцов, которые поочередно днем и ночью стояли на страже с заряженными пищалями и зажженными фитилями. Стрелецкий
имени О.Е. Кутафина(МПОА)
караул («стенной караул», или «вахта») назначался на сутки и насчитывал 500 человек. Караулы выставлялись у основных ворот и дворцовых лестниц. Вторая линия охраны проходила по периметру кремлевских стен и основных башен. Стрельцы не просто находились в караульных помещениях, а обходили нарядами соответствующие участки стен. В начале ХVII века Стрелецкая служба насчитывала 8—10 тысяч человек, к 1681 году количество увеличилось до 22 тысяч.
При выезде государя из Кремля (или из временной резиденции) его сопровождали от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. В свиту государя входили думные чины (бояре, окольничие, думные дворяне и дьяки), придворные (постельничий, кравчий, ясельничий, спальники и стременные конюхи) и московские чины (стольники, стряпчие, жильцы и дворяне московские), которые также привлекались к охране государя. При дальних выездах из Москвы царя сопровождал конный Стременной стрелецкий полк (приказ) и, вероятно, какие-то подразделения пеших стрельцов. Выходы или выезды государя внутри города охранялись стрельцами (наряду со свитой), которые либо выстраивались вдоль улиц, либо шли по обеим сторонам процессии.
Превращение России в империю при Петре I объективно привело к изменениям в системе организации охраны. Стрелецкое войско, расформированное после подавления восстания 1698 года, сменили первые гвардейские полки — Преображенский и Семеновский, на которые была возложена функция охраны постоянных и временных резиденций императора.
В отличие от ХVII века, когда стрелецкий караул осуществлял только внешнюю охрану резиденции, в ХVIII столетии посты вооруженных гвардейцев размещались внутри дворцовых помещений.
В целях обеспечения безопасности государя вне резиденций, во время путешествий при монархе действовал особый кабинет, который занимался их организацией: формировал царский поезд (из карет, подвод и саней), намечал пункты остановок в пути. Как правило, государя сопровождали адъютанты, придворные, действовали шталмейстерская часть (обслуживание верховых и упряжных лошадей, карет и саней), при выездах на охоту — егерская часть. Все перечисленные привлекались к обеспечению безопасности.
Во время следования в Москву на коронационные торжества императорский поезд сопровождался гвардейскими полками. При всех путешествиях для охраны выделялся конный конвой не только из конной гвардии, но и из армейских драгунских полков. Обязательно при выходах и выездах императора для охраны выделялись также гвардейские подразделения. Например, в 1732 году императрицу Анну Иоанновну сопровождали 14 кавалергардов и 10 гвардейцев ездовых, императрицу Елизавету Петровну в 1742 году — 30 лейб-компанцев и 12 гвардейцев-ездовых. По прибытии государя в город или населенный пункт его встречали расквартированные там армейские части и местные гарнизонные подразделения.
Сложившаяся при Петре I практика охраны, с некоторыми непринципиальными изменениями, сохранялась вплоть до начала Х!Х столетия. Как и в предшествующий период не существовало профессиональных подразделений охраны: по-прежнему эту функцию выполняли различные придворные чины и воинские части. Оборотной стороной этой системы стало вмешательство армейской элиты в политику. Именно гвардия была главной движущей силой большинства дворцовых переворотов, определявшей исход придворной борьбы и судьбу российского трона. За 37 лет — от
смерти Петра I (1725 г.) до воцарения Екатерины II (1762 г.) — трон занимали шесть монархов. Последний дворцовый переворот произошел в ночь с 11 на 12 марта 1801 года; после убийства Павла I на престол взошел его сын Александр I.
С конца 1860-х гг. на первый план вышла угроза, опыта борьбы с которой в системе государственной безопасности того времени не было, — терроризм. До этого со случаями открытых посягательств на жизнь царя охрана еще не сталкивалась.
После первого покушения на императора Александра II (апрель1866 г.), 2 мая 1866 года была сформирована специальная «охранительная» (негласная) команда III Отделения канцелярии, главной задачей которой являлось обеспечение личной безопасности императора. Сотрудники команды охраняли царя в штатском платье (на это выделялись специальные средства), только в исключительных случаях малая часть охраны могла быть одета в форменную одежду. Вновь созданное подразделение должно было действовать в глубокой тайне, сотрудники давали подписку о неразглашении. Охранная стража формировалась как специализированная служба с особым неофициальным статусом, и она не была оформлена в законодательном порядке. Начальник Охранной стражи подчинялся непосредственно управляющему III Отделением.
Чины Охранной стражи должны были вести круглосуточное наружное наблюдение в местах пребывания императора, а также выполняли при необходимости самые разные обязанности. В частности, III Отделение использовало стражников для борьбы с рабочим движением.
Несмотря на предпринятое усиление охраны императора Александра II, основное внимание сосредотачивалось на борьбе с самими революционными организациями, что в принципе было тактически верно. Однако, как показала жизнь, в 70-е годы XIX века это не принесло желаемого результата, а существовавшая система охраны не могла своевременно реагировать и предотвращать тщательно спланированные покушения.
В августе 1879 года Исполнительный комитет «Народной воли» (радикальное крыло, выделившееся из революционной организации «Земля и воля») вынес «смертный приговор» императору Александру II, после чего на царя началась настоящая охота. Предпринятый в очередной раз террористический акт закончился гибелью императора Александра II 1 марта 1881 года.
Российское общество было потрясено. Важнейшей государственной задачей стала проблема обеспечения полной безопасности нового императора Александра III и его семьи. С этого момента начинается история специализированных служб охраны России.
В основу формирования условий безопасности был положен принцип единства системы комплексной охраны императорской фамилии, включавшей в себя гвардейские части, специальные воинские формирования, общеимперские спецслужбы и дворцовые спецслужбы.
13 мая 1881 года высочайшим указом Александра III было поручено выработать проекты организации специализированных служб, отвечающих за безопасность царя и его семьи.
11 августа 1881 г. Александр III утвердил проекты штатов охранных структур и «Положение об охране Его Величества». Новая структура строилась на качественно иных принципах и представляла собой специальный орган, вся деятельность кото-
имени O.E. Кутафина(МПОА)
рого была направлена только на выполнение функции охраны и всестороннего обеспечения безопасности императора и августейшей семьи.
3 сентября 1881 года указом императора Александра III было завершено правовое оформление специальной службы — охраны, открывшей новый этап в развитии института государственной охраны в России.
Вся служба охраны подчинялась Главному начальнику охраны, назначаемому Высочайшим указом. Главный начальник охраны непосредственно подчинялся только императору и имел право личного доклада. Все ведомства и учреждения империи должны были немедленно исполнять требования Главного начальника охраны, к нему должны были стекаться все агентурные сведения о замышлявшихся посягательствах на безопасность императора.
Созданная в сентябре 1881 года специальная служба охраны, с определенными изменениями, просуществовала вплоть до революции 1917 г Система государственной охраны России, в основе которой лежал принцип многоступенчатости и распределения функций между различными специальными подразделениями, была достаточно эффективна. Вся деятельность координировалась единым центром, обеспечивающим охрану императора и его семьи в резиденциях, во время путешествий, при проведении праздничных мероприятий, а затем и в условиях военного времени. Революции 1917 г. смели устои прежнего государственного строя. Все структуры царской охраны были ликвидированы. Но опыт, накопленный в минувшие столетия, не исчез бесследно. Основные принципы обеспечения безопасности главных лиц государства сохранились и в наступившие новые времена.
Ю. Г. Шпаковский,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры природоресурсного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)