Научная статья на тему 'ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2063
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мащенко О.А.

Дошкольное образование является первоначальным звеном и фундаментом современной модели образования. Задача сохранения сети образовательных учреждений является первоочередной задачей по обеспечению доступности дошкольного образования. Основная задача ДОУ - не только присмотр и уход, но и совершенствование учебно-воспитательного процесса в ДОУ в целях сохранения и укрепления здоровья ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

7. Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений (вместе с «Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» [Электронный ресурс]: Приказ Минобразования РФ от 22.08.1996 N 448 15 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

8. Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 01.07.1995 N 677 (ред. от 01.02.2005) // Информационно-правовая система Гарант. - Режим доступа: http://www.base.garant.ru.

9. О Временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР [Электронный ресурс]: Постановление Совмина РСФСР от 23.02.1991 N119 // Информационно-правовая система Гарант. - Режим доступа: http://www.ba-se.garant.ru.

10. Приказ Минобразования РФ от 22.08.1996 N 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений» (вместе с «Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

11. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений Российской Федерации [Электронный ресурс]: Методическое письмо Минобразования РФ от 24.04.1995 N 46/19-15 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

© Мащенко О.А.1

ГБДОУ детский сад № 82 Красносельского района, г. Санкт-Петербург

Дошкольное образование является первоначальным звеном и фундаментом современной модели образования.

Задача сохранения сети образовательных учреждений является первоочередной задачей по обеспечению доступности дошкольного образования.

1 Воспитатель.

Основная задача ДОУ - не только присмотр и уход, но и совершенствование учебно-воспитательного процесса в ДОУ в целях сохранения и укрепления здоровья ребёнка.

В статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется «общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях». В соответствии с Законом РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.1996 12-ФЗ (п. 3. ст. 5) государство «... гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования...». В течение более чем десяти лет отмечалось очевидное противоречие между Конституцией Российской Федерации, являющейся основным законом России, и Законом Российской Федерации «Об образовании» в части государственных гарантий прав граждан в области образования. Подобная юридическая коллизия порождала соответствующее отношение к дошкольному образованию со стороны чиновников всех уровней как к образованию необязательному (в отличие от общего образования), причем необязательному не с точки зрения того, что ребенок-дошкольник имеет право на получение образования, как в условиях дошкольного образовательного учреждения, так и в условиях семьи, а с точки зрения того, что органы власти не обязаны обеспечивать общедоступность дошкольных образовательных услуг. Таким образом, несмотря на изменение законодательной базы, ситуацию в образовании в целом, а в дошкольном образовании особенно, в настоящее время можно охарактеризовать как кризисную. Любой кризис порождает острую необходимость в реформировании чего-либо. Согласно Федеральному закону «Об образовании» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 122-ФЗ, решение стратегических проблем образования по-прежнему входит в компетенцию Российской Федерации.

Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи за последние 10 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Первоначальное резкое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием к 1995 году стабилизировалось. В настоящее время около 55 % детей посещает детские сады (например, в скандинавских странах, таких детей - около 90 %). Что дает детский сад самому ребенку? Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, вос-

приятия окружающего исключительно с собственной. В настоящее время изменилась и сама система дошкольного образования. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К существовавшему ранее единственному виду - «детский сад» добавились новые - детский сад с приоритетным осуществлением интеллектуального или художественно-эстетического, или физического развития воспитанников, детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, присмотра и оздоровления, центр развития ребенка и др. С одной стороны, это позволяет родителям выбирать образовательное учреждение, соответствующее их запросам, с другой стороны, большинство этих видов (за исключением, коррекционных - для детей с серьезными нарушениями в здоровье) не отвечает закономерностям детского развития.

Организация работы с маленькими детьми в современных условиях предъявляет особые требования к профессионализму и личностным качествам педагогов. Вместе с тем сегодня молодые специалисты, получившие образование, практически не идут работать в детские сады. Причина этого не просто маленькая, а мизерная зарплата, не достигающая прожиточного минимума. Труд педагога в детском саду, отвечающего за жизнь и здоровье детей, ведущего многоаспектную воспитательную работу, требует огромных затрат душевных и физических сил. И только такие педагоги смогут достойно воспитать детей. Отсюда следует краткий вывод: достойным педагогам - достойную зарплату. Развитие маленьких детей во многом зависит от окружающей их предметной среды (игрушек, пособий, материалов для рисования, лепки, конструирования, книг, музыкальных инструментов, физкультурного оборудования и др.). Решение проблем организации различных форм охвата детей дошкольным образованием, достойной оплаты труда педагогов, доступности качественного детского сада для всех детей требует отдельного бюджетного финансирования на федеральном и региональном уровнях.

Начиная с 2000 года удалось добиться опережающего по сравнению с общеэкономическими показателями увеличения затрат на образование и науку. Это создало предпосылки для институциональной перестройки в сфере образования, в первую очередь касающейся модернизации структуры и содержания общего и профессионального образования, совершенствования его качества, эффективности управления образовательной системой, вхождения Российской Федерации в мировое образовательное пространство. В частности, в первую очередь рассматривается качество реализации образовательной программы. Одним из значимых факторов в этом показателе является реализация в ДОУ экспериментальной программы, при условии обоснования цели и методов, а также предъявленных доказательствах продуктивности проводимого эксперимента. В то время как вариативность -требование к разнообразию предоставляемых услуг, доступность образования - требование к широте сети, возможностям ее охватить максимальное

число детей. Реализация принципа доступности при построении сети учреждений, реализующих дошкольные образовательные программы, означает необходимость строить сеть таким образом, чтобы оптимально учесть и образовательные потребности детей, и пространственную близость учреждений к месту проживания детей. Образовательные услуги могут представлять не только традиционные детские сады, но и другие образовательные учреждения, реализующие дошкольные образовательные программы. Задача развития сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, состоит в том, чтобы спектр услуг и их качество соответствовали современным представлениям о качестве дошкольного образования и были оптимальными. Таким образом, построение сети дошкольных образовательных учреждений предполагает институционализацию на ряду с традиционными детскими садами таких форм дошкольных образовательных институтов как: группы совместного кратковременного пребывания ребенка и родителя («ребенок-родитель», «ясли с мамой», «центр игровой поддержки», «адаптационная группа» и др.), организованными на базе детских садов, при центрах детского творчества, в специальных центрах работы с детьми раннего возраста или при психолого-педагогических центрах; группы надомного образования («ребенок и няня», «гувернерские группы», «семейные группы», «мини-садик» и др.), организованных родителями на дому или в специально арендованных с этой целью жилых квартирах; группы кратковременного пребывания ребенка в детском саду, или в другом образовательном учреждении, или организации, в которых реализуется программа дошкольного образования. Проблема общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан должна решаться сегодня также за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ Значительно важнее учесть потребности современной семьи в различных формах организации функционирования дошкольных учреждений. Требуется увеличение количества групп для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет), групп с круглосуточным и вечерним пребыванием детей, праздничного и выходного дня, групп кратковременного пребывания (2-3 раза в неделю на 3-4 часа) и др. С учетом вышесказанного, а также того, что в последние 10-15 лет произошла фактически тотальная «муниципализация» учреждений дошкольного образования (массовый переход детских садов от различных ведомств в муниципальную собственность), решение вопросов выживания, функционирования и развития системы дошкольного образования зависит в настоящее время в основном от органов местного самоуправления. Именно органами местного самоуправления в муниципальном образовании (городе, районе) должны быть созданы определенные организационно-педагогические условия, которые позволят муниципальной системе дошкольного образования выйти из кризисного состояния и перейти в состояние нормального, стабильного функционирования и развития.

Список литературы:

1. Газета «Дошкольное образование» издательского дома «Первое сентября». - 2005. - № 11; Дошкольная педагогика / Г. А. Айдашева, Н.О. Пичу-гина, С.В. Ассаулова. - Издательство «Феникс», 2004; Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1978. - 429 с.; Крулех М.В. Экспертные оценки в образовании: учеб. пособие для студ. фак. дошкольного образования высш. пед. учеб. заведений / М.В. Крулехт, И.В. Тельнюк. - М.: Издательский центр «Академия», 2002; Поздняк Л.В. Факультету дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета 80 лет / Л.В. Поздняк // Стратегия дошкольного образования в XIX веке: проблемы и перспективы: матер. науч.-практич. конфер., посвященной 80-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (1921-2001 гг.). - М.: МПГУ 2001. -С. 3; Поздняк Л.В. Факультету дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета 80 лет / Л.В. Поздняк // Стратегия дошкольного образования в XIX веке: проблемы и перспективы: матер. науч.-практич. конфер., посвященной 80-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (1921 -2001 гг.). - М.: МПГУ, 2001.

ДОШКОЛЬНИК И ИГРА

© Яковлева Ж.М.1

МБДОУ детский сад № 76 «Капелька», г. Сургут

В своей статье автор делает вывод, что игра, находясь в тесном взаимодействии с другими видами детской деятельности, и прежде всего с трудом, обучением, оказывает значительное влияние на музыкальное развитие детей дошкольного возраста. Умения и знания, полученные детьми во время игры, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский

Игра - это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает. На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Игра - ведущая деятельность в дошкольном

1 Музыкальный руководитель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.