рядом, при этом среди них должно быть хотя бы 1-2 знакомых слова, тогда запомнить новую лексику будет проще. Можно заодно выписывать и антонимы, некоторым людям удобно учить сразу такие группы слов.
Заключение
Как показывает опыт работы, игры способствуют не только повышению качества успеваемости и обогащению лексического словаря учащихся, но и развитию личностного творческого потенциала обучающихся, умения принимать самостоятельные решения, расширению кругозора, формированию личной ответственности за результат труда. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются память, мышление, воображение, творческие способности.
Список литературы:
1. John and Liz Soars. The third edition. New Headway. Elementary, Student's book Oxford University 2007.
2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.: Просвещение, 2002
3. Teaching methods in Foreign languages, S.R. Sharma. Delhi, 2002.
ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И СОЗДАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ПРОГРАММ В 1991-1999 ГОДАХ
В РОССИИ
© Кравцова Н.А.1
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
После распада Советского Союза Российской Федерации нужно было начать строить новую систему образования, одной из ступеней которого было дошкольное образование. С 1991-1999 годах государство формирует нормативно-правовую базу дошкольных учреждений, а ученые разрабатывают вариативные программы.
Ключевые слова: система дошкольного образования, дошкольные образовательные учреждения, нормативно-правовая база, вариативные программы.
В 90-х годах ХХ века началась перестройка системы дошкольного образования. Данному процессу положило начало принятие «Концепции дошко-
1 Студент. Научный руководитель: Лущаева Г.М., кандидат исторических наук.
льного воспитания» (1989 г.), определившая цель воспитания ребенка как личности. В программе впервые отсутствовали идеи коллективизма и патриотизма. Разработчики концепции выделяют несколько проблем дошкольного образования: проблема установления доверительных отношений между родителями и воспитателями, которые должны взаимодействовать при воспитании ребенка; проблема подготовки воспитателя (наличие квалификации педагога-психолога); проблема типовой программы, которая не являлась эффективной и требовала разработки новых руководств по дошкольному образованию [2].
Именно с данной концепции началось обсуждение вопросов, которые были связаны с обновлением содержания дошкольного образования, с разработкой новых педагогических технологий и освоением новых методов и форм работы.
1990-е годы стали бумом публикаций вариативных программ, разрабатываемых учеными и научными коллективами. Однако работники дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) сталкивались с проблемой выбора эффективной программы, которая могла быть реализована коллективом, и положительно действовала на развитие и воспитание детей.
23.02.1991 было утверждено постановление Совмина РСФСР № 119 «О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР», в котором был раздел «Временные положения о дошкольном учреждении в РСФСР». Согласно «Положению», дошкольное учреждение обеспечивает уход, присмотр, оздоровление, воспитание и обучение детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, и выполняет следующие функции: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка, забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Что касается типов ДОУ, то они подразделялись на следующие типы: общеразвивающие, компенсирующие (для детей, нуждающихся в коррекции их физического или психического развития); ухода, присмотра и оздоровления, комбинированные.
В Положении впервые говорится о том, что совет педагогов может самостоятельно выбирать и принимать «программы воспитания и обучения», использовать различные методы и формы работы с детьми, таким образом оно отменяет статус Типовой программы [9].
Закон «Об образовании» Российской Федерации от 10 июля 1992 года был следующим шагом в политике государства в системе дошкольного образования. Он закреплял за общеобразовательными учреждениями право в разработке и утверждении образовательных программ и учебных планов (ст. 32 п.6). Так начала складываться законодательная база, которая обеспечивала вариативность программного обеспечения ДОУ [3].
В 1995 году вышло постановление Правительства Российской Федерации № 677 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» и признавало «Временные положения о дошкольном учреждении в РСФСР» утратившими силу. В отличие от последнего Типовое положение в п.3 давало определение дошкольному образовательному учреждению как тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. К основным задачам ДОУ в п. 4 прибавлялось приобщение детей к общечеловеческим ценностям, чего не регламентировало Временное положение. Изменялись и виды дошкольных учреждений, к ним теперь относились: детский сад, детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвиваю-щие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
В п.19 утверждалось право ДОУ в самостоятельном выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта [8].
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации столкнулось с проблемой, когда дошкольным учреждениям были принудительно навязаны определенные программы и технологии. 2 июня 1998 года выходит письмо Минобразования Российской Федерации «О реализации права дошкольного общеобразовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий». Документ еще раз подтверждал, что ДОУ самостоятельно в выборе программы из вариативных, и уполномочено вносить изменения в нее и разрабатывать собственные программы [6].
Следует выделить два методологических письма Минобразования РФ «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования» (от 25.03.94) и «О программно-методическом обеспечении дошкольного образования - в контексте педагогики развития» (от 24.03.95). Целью первого письма являлось упорядочение в организации деятельности образовательных учреждений, осуществляющих одновременное воспитание детей до-
школьного и школьного возраста. В письме раскрывались варианты взаимодействия дошкольных и общеобразовательных учреждений и выделяются основания преемственности, которые должны являться ориентирами для развития дошкольников и отправной точкой начального образования (развитие любознательности, способностей, творческого воображения, коммуникативности [4]. Второе инструктивно-методическое письмо называло программы, которые отражают идеологию педагогики развития и рекомендует их к работе в ДОУ (программы «Радуга», «Развитие», «Одаренный ребенок», «Золотой ключик») [5].
Государство принимало меры, чтобы защитить ребенка от некомпетентного образования в условиях вариативность программ и в 1995 году Министерство образования РФ опубликовывает методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации», в котором говорится, что программу можно использовать лишь в случае ее положительной оценки и рекомендации Министерством образования. Данный документ ДОУ должны были использовать до принятия государственных образовательных стандартов дошкольного образования, которые к тому времени уже начали разрабатываться.
«Рекомендации» классифицировали программы на комплексные и парциальные: первые включают все направления развития ребенка, вторые же включают одно или несколько направлений. Оба вида программ должны были сохранять светский характер образования и строиться на личностно ориентированном подходе взаимодействия. Что касается экспертизы программ, то их проводил Федеральный экспертный совет по общему образованию Министерства образования РФ. Если программа была одобрена, то она рекомендовалась к реализации в дошкольных учреждениях. Региональные (местные) органы управления образованием могли создавать экспертные советы (комиссии) по экспертизе программ дошкольного образования. При этом в случае положительной оценки программа рекомендовалась к использованию в дошкольных образовательных учреждениях региона (города, района). Совет педагогов, комиссия по аттестации дошкольного учреждения рассматривали парциальные программы и осуществляли экспертизу [11].
22.08.96 приказом Минобразования РФ были установлены «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении». Требования относились как к программам, так и взаимодействию сотрудников с детьми и выделяют развитие ребенка в нескольких направлениях: игровая деятельность, физическое развитие и здоровье, речевое развитие, развитие в изобразительной деятельности, в музыкальной деятельности, в театрализованной деятельности, в конструктивной деятельности, развитие элементарных математических представлений, элементарных естественнонаучных пред-
ставлений, экологическая культура детей, представления о человеке в истории и культуре [7].
В информационных письмах Министерства образования РФ содержались новые программы, прошедшие экспертизу и рекомендованные для использования в ДОУ для ознакомления педагогических коллективов. Так, в 1999 году вышел каталог-справочник «Дошкольное образование в России» под редакцией Р.Б. Стеркиной, где давался перечень рекомендуемых программ и новых технологий для ДОУ [1].
С 2000 года начался пересмотр всех вариативных программ, была организована работа по созданию новых. Главной идеей которых, была идея о непрерывном дошкольном - начальном образовании.
Таким образом, можно сказать, что в 1999 году был завершен первый этап становления российской нормативно-правовой базы дошкольных учреждений и создании первых вариативных программ. С 2000 года государство начнет воплощать в жизнь идею о непрерывном образовании человека на протяжении всей его жизни, что найдет отражение и в создании новых программ, и в принятии новых законов.
Список литературы:
1. Каталог-справочник: Дошкольное образование в России: программы, пособия для педагогов и детей, дидактические игровые материалы, аудио-видеокассеты / Под ред. Р.Б. Стеркиной. - М: Агентство «Издательский сервис», 1999.
2. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. -1989. - № 9.
3. Об образовании [Электронный ресурс]: федер. закон от 10.07.1992 № 3261-1 (в ред. от 12.11.2012) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования [Электронный ресурс]: Методическое письмо Минобразования РФ от 25.03.1994 N 35-М // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». -Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. О программно-методическом обеспечении дошкольного образования -в контексте педагогики развития [Электронный ресурс]: Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ от 24.03.1995 N 42/19-15 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.con-sultant.ru.
6. О реализации права дошкольных общеобразовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий [Электронный ресурс]: Письмо Минобразования РФ от 02.06.1998 N89/34-16 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений (вместе с «Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» [Электронный ресурс]: Приказ Минобразования РФ от 22.08.1996 N 448 15 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 01.07.1995 N 677 (ред. от 01.02.2005) // Информационно-правовая система Гарант. - Режим доступа: http://www.base.garant.ru.
9. О Временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР [Электронный ресурс]: Постановление Совмина РСФСР от 23.02.1991 N119 // Информационно-правовая система Гарант. - Режим доступа: http://www.ba-se.garant.ru.
10. Приказ Минобразования РФ от 22.08.1996 N 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений» (вместе с «Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
11. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений Российской Федерации [Электронный ресурс]: Методическое письмо Минобразования РФ от 24.04.1995 N 46/19-15 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
© Мащенко О.А.1
ГБДОУ детский сад № 82 Красносельского района, г. Санкт-Петербург
Дошкольное образование является первоначальным звеном и фундаментом современной модели образования.
Задача сохранения сети образовательных учреждений является первоочередной задачей по обеспечению доступности дошкольного образования.
1 Воспитатель.