Научная статья на тему 'Дошкольное инклюзивное образование в России и Германии: аналитико-сравнительный обзор'

Дошкольное инклюзивное образование в России и Германии: аналитико-сравнительный обзор Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ЛЮДИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / PEOPLE WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / СИСТЕМА БРАЙЛЯ / THE BRAILLE SYSTEM / АДАПТИВНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ADAPTIVE COMPUTER TECHNOLOGIES / БРАЙЛЕВСКАЯ СТРОКА / THE BRAILLE LINE / ПРОГРАММЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ШРИФТОВ / ДЕТИ С ПРОБЛЕМАМИ ЗРЕНИЯ / CHILDREN WITH VISION PROBLEMS / НЕПРЕРЫВНАЯ СИСТЕМА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / CONTINUOUS SYSTEM OF INCLUSIVE EDUCATION / FONT ENHANCEMENT PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егоров Пантелеймон Романович, Егорова Глафира Федоровна

В данной статье авторы приводят результаты своих научных исследований во время стажировки в области инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями в Гамбурге (Германия), которую они прошли осенью 2013 года в рамках стипендиата немецкой программы академических обменов Deutscher akademischer Austauschdienst (DAAD). В своей статье авторы используют не только научные материалы немецких и российских учёных по педагогике, но и свои эмпирические наблюдения, проводимые в течение двух десятилетий как в Республике Саха (Якутия), так и во время научной стажировки в Гамбурге при посещении детских садов. После посещения авторами детских садов Гамбурга они отмечают слабую образовательную деятельность детских садов в основном работа их сводится лишь к воспитательным функциям и функциям надзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егоров Пантелеймон Романович, Егорова Глафира Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pre-School Inclusive Education in Russia and Germany: Analytical and Comparative Review

In this article the authors present the results of their research during an internship in the field of inclusive education of people with special educational needs in Hamburg (Germany), which they passed in the fall of 2013 as part of the scholarship program of the German academic exchange program Deutscher Akademischer Austauschdienst (DAAD). In the article the authors use not only the scientific materials of German and Russian pedagogical scientists, but also their empirical observations, conducted during two decades both in the Republic of Sakha (Yakutia) and during a scientific internship in Hamburg while visiting kindergartens. After visiting the kindergartens in Hamburg, the authors note the weak educational activity of kindergartens mainly work is reduced only to educational functions and supervision functions.

Текст научной работы на тему «Дошкольное инклюзивное образование в России и Германии: аналитико-сравнительный обзор»

20/Я/2

ская и Владимирская область, Кострома, Курганская область, Новосибирская область, Ставропольский и Хабаровский край. Созданные в 2016 году БПОО развивают данное направление деятельности.

Первые шаги по обеспечению доступности и качества профессионального образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью были ориентированы на создание архитектурной доступности, эргономичности к потребностям разных нозологий обучающихся. Следующие шаги следует предпринять в направлении стратегического развития БПОО в новых условиях с акцентированием внимания на содержательных и смысловых аспектах: качество образовательного процесса, профориентация и трудоустройство. Кроме этого, требует осмысления и планирования социальное сотрудничество и партнерство.

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены ключевые аспекты развития системы инклюзивного профессионального образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья; раскрываются механизмы организации и функционирования базовых профессиональных образовательных организаций, создаваемых в субъектах Российской Федерации; приводятся результаты мониторинга деятельности базовых профессиональных образовательных организаций.

Ключевые слова: инклюзивное профессиональное образование; базовые профессиональные образовательные организации; «Доступная среда»; информационная доступность; организационно-методическая доступность; кадровая доступность, материально-техническая доступность.

SUMMARY

The article considers the key aspects of development of system of inclusive vocational education of students with disabilities and the limited possibilities of health; the mechanisms of organization and functioning of the basic professional educational organizations are established in the constituent entities of the Russian Federation; the results of the monitoring activities of the basic professional educational organizations are presented.

Key words: inclusive vocational education; basic professional educational institution;

"Accessible Environment"; information availability; organizational-methodical accessibility; personnel availability; logistical availability.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доступная среда: государственная программа Российской Федерации на 2011— 2020 годы: утверждена постановлением Правительства Российской от 01 января 2015 г. № 1297.

2. Приходько О. Г., Левченко И. Ю., Гусейнова А. А., Мануйлова В. В. Условия для получения качественного образования лицами с инвалидностью в условиях базовой профессиональной образовательной организации // Среднее профессиональное образование. - 2016. - № 10. - С. 46-52.

3. Рожков А. И., Приходько О. Г., Левченко И. Ю., Мануйлова В. В., Гусейнова А. А. Деятельность Федерального методического центра в процессе сопровождения инклюзивного профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 53. -Ч. 11. - С. 34-38.

П. Р. Егоров, Г. Ф. Егорова

УДК 371:681.3

ДОШКОЛЬНОЕ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ: АНАЛИТИКО-СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР

нклюзивное образование как инновационный тип обучения людей с особыми образовательными потребностями (ООП) представляет собой определенную форму организации учебной деятельности, при которой все

обучающиеся, вне зависимости от их индивидуальных способностей и возможностей, а также принадлежности к определённым социальными культурным меньшинствам, реализуют своё неотъемлемое право на получение образования. Обучение ориентировано не только на овладение конкретным познавательным запасом, но и на максимальное социальное включение каждого особенного ребенка в общественную жизнь.

Задачи в этом направлении сформулированы Д. А. Медведевым в выступлении на заседании совета при президенте по делам инвалидов 7 апреля 2009 г. Дмитрий Анатольевич сказал следующее: «Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах и с раннего возраста не чувствовать себя изолированными от общества» [1].

Каждый регион, каждое образовательное учреждение имеет свою специфику. В одних случаях инклюзивная практика давно и успешно реализуется, в других она складывается с некоторыми трудностями.

Педагоги образовательных учреждений, открывающих двери для детей с ООП, должны предварительно иметь возможность получить необходимые знания и повысить свою квалификацию. Они нуждаются в учебно-методической литературе нового поколения. Чтобы не свести сложный процесс инклюзивного обучения к очередной компании, следует тщательно проанализировать зарубежный и отечественный опыт, отобрав из него то, что наиболее адекватно условиям конкретного региона и конкретного учебного заведения.

На современном этапе развития гражданского общества в российской системе образования зарождается новая образовательная модель - инклюзивное обучение детей с особыми образовательными потребностями. Мы предлагаем внедрить в Республике Саха (Якутия) непрерывную систему инклюзивного образования людей с проблемами зрения посредством использования адаптивных компьютерных технологий, которая включает в себя все

ступени развития образования (детский сад, школа, суз, вуз).

Первые шаги в области инклюзивного образования были сделаны в конце 50-х гг. прошлого столетия в нашей стране, а также в Республике Саха (Якутия). Тогда не было специализированных детских садов для детей с проблемами зрения, поэтому такие дети воспитывались в обычных детских садах наряду со здоровыми детьми. Так и один из авторов (П. Р. Егоров) в конце 50-х гг. с двумя -четырьмя процентами зрения посещал детский сад № 6 в г. Якутске.

1 июня 1978 г. в Якутске был создан детский сад № 11«Подснежник», в котором воспитывались наряду со здоровыми ребятами и дети с проблемами зрения. В 2006 г. детский сад «Подснежник» получил статус центра развития ребенка, а в ноябре 2011 г. стал городской муниципальной экспериментальной площадкой по внедрению непрерывной системы инклюзивного образования детей с ООП. В ДОУ детский сад «Подснежник» воспитываются 330 детей, из них - 170 дети с проблемами зрения [2].

Аналогичных детских садов для детей всех нозологий в прошлом столетии было немало в нашей стране. В Якутске более десяти лет функционирует детский сад № 1«Звёз-дочка», в котором воспитываются наряду со здоровыми детьми и дети с диагнозом ДЦП. В городе Нерюнгри многие детские сады также работают с детьми с ООП, например, детский сад «Рябинушка» принимает детей с проблемами слуха.

31 мая 2010 г. в Парламенте Республики Саха (Якутия) впервые состоялся круглый стол на тему «Инклюзивное образование в РС (Я): проблемы и перспективы». Круглый стол был подготовлен Комитетом по науке, образованию, культуре и СМИ Государственного Собрания (Ил Тумэн). В рамках круглого стола нами сделаны рекомендации по развитию инклюзивного образования в Республике Саха.

Северо-Восточный федеральный университет (СВФУ) в лице ректора доктора педагогических наук, академика Российской ака-

20/S/2

демии образования Е. И. Михайловой уделяет пристальное внимание внедрению непрерывной системы инклюзивного образования в Республике Саха с целью организации и проведения фундаментальных и прикладных научных исследований в области инклюзивного образования в системе дошкольного, общего, высшего профессионального образования. Деятельность подразделений СВФУ направлена на теоретико-методологическое и научно-методическое обеспечение развития инклюзивного образования в Республике Саха, повышения квалификации и послевузовского профессионального образования специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование.

29 октября 2010 г. решением Учёного совета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова создана уникальная по своему статусу и оснащению учебно-научная лаборатория адаптивных компьютерных технологий (УНЛАКТ), лучшая не только в России, но и в Европе. По программе развития СВФУ было приобретено оборудование на 14 млн рублей: сорок брайлевских строк, включая органайзеры Pronto; десятки цифровых видео увеличителей (от портативного Rubi до стационарного топаза); видеокамеры Perl для мгновенного озвучивания плоскопечатных текстов и сохранения информации на винчестере компьютера; четыре брайлевских принтера фирмы Everest для распечатки методических материалов и издания учебников по системе Брайля; устройства для изготовления рельефно-графических пособий; универсальные диктофоны с поддержкой формата Daze «Plextalk» [3].

По приказу министра образования и науки Российской федерации А.А. Фурсенко от 30 декабря 2010 г. за № 2211 Северо-Восточный федеральный университет включен в перечень базовых образовательных учреждений высшего профессионального образования Российской федерации, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. 5 марта 2011 г. приказом ректора СВФУ Е. И. Михайловой за № 149 создана постоянная комиссия

по работе со студентами с ООП, возглавляет комиссию проректор по педагогическому образованию СВФУ М. П. Федоров.

В Республике Саха (Якутия) внедряется модель непрерывного инклюзивного образования людей с ООП посредством использования адаптивных компьютерных технологий, которая включает в себя все ступени развития образования (детский сад, школа, суз, вуз). В рамках внедрения непрерывной системы инклюзивного образования организовано и проведено семь семинаров-практикумов (288 часов) с общим охватом 396 воспитателей и педагогов.

Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего возраста, которая способствует достижению ребенком с особыми образовательными потребностями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего становления влиться в среду нормально развивающихся сверстников.

В ноябре 2011 г. создана экспериментальная площадка по внедрению непрерывной системы инклюзивного образования детей с проблемами зрения посредством использования адаптивных компьютерных технологий на базе МДОУ детский сад № 11 «Подснежник» в г. Якутске; из 330 посещающих детей 170 детей с нарушениями зрения.

Опыт коррекционно-педагогической работы с детьми с проблемами зрения показал, что существуют следующие противоречия между:

- наличием в г. Якутске значительного числа детей дошкольного возраста с проблемами зрения, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, и отсутствием такой помощи в других дошкольных образовательных учреждениях;

- потребностью детей с проблемами зрения и их родителей в активном включении в среду нормально развивающихся сверстников и отсутствием в ДОУ отлаженного механизма реализации для каждого ребенка оптимальной модели интеграции;

- необходимостью участия родителей в коррекционно-педагогическом процессе и от-

сутствием эффективных технологий взаимодействия ДОУ и семьи по данному направлению.

Необходимость разрешения выявленных противоречий обусловила выбор темы исследования «Организационно-педагогические условия непрерывной системы инклюзивного образования дошкольников с проблемами зрения и посредством использования адаптивных компьютерных технологий».

Объект эксперимента - процесс организации непрерывной системы инклюзивного образования дошкольников с особыми образовательными потребностями.

Предмет эксперимента - организационно-педагогические условия непрерывной системы инклюзивного образования дошкольников с особыми образовательными потребностями посредством использования компьютерных технологий.

Цель эксперимента: определить, теоретически обосновать и проверить на практике организационно-педагогические условия непрерывной системы инклюзивного образования дошкольников с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных компьютерных технологий.

Гипотеза: непрерывная система инклюзивного образования дошкольников с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных компьютерных технологий будет эффективной, если:

- инклюзивное обучение дошкольников с проблемами зрения будет осуществляться посредством использования адаптивных компьютерных технологий;

- разработать и обосновать теоретическую модель непрерывной системы инклюзивного образования дошкольников с особыми образовательными потребностями, опирающуюся на использование ими адаптивных компьютерных технологий в воспитательном процессе;

- обеспечить раннее начало комплексной коррекционной работы с дошкольниками с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных компьютерных технологий;

- разработать и апробировать систему взаимодействия педагогов с родителями, направленную на активное включение родителей в коррекционно-педагогический процесс.

Задачи эксперимента:

1. Обосновать теоретико-методологические основы непрерывной системы инклюзивного образования дошкольников с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных компьютерных технологий.

2. Определить возможности и пути оптимизации непрерывной системы инклюзивного образования дошкольников с особыми образовательными потребностями, направленные на нивелирование специфических трудностей, обусловленных зрительной депривацией.

3. Разработать и проверить на практике теоретическую модель непрерывной системы инклюзивного образования дошкольников с особыми образовательными потребностями, представляющую систему взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих эффективное использование адаптивных компьютерных технологий.

4. Подготовить научно-практические рекомендации непрерывной системы инклюзивного образования дошкольников с особыми образовательными потребностями на основе диагностики возможностей использования ими адаптивных компьютерных технологий и уровней сформированности информационной компетентности.

Сроки эксперимента: сентябрь 2010 г. -август 2013 г.

Этапы эксперимента:

I этап (подготовительный) - февраль 2011 г. - сентябрь 2011 г. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования и существующей практики. Подготовка материальной базы эксперимента. Формирование творческой группы педагогов-экспериментаторов. Проведение для членов творческой группы семинара на тему «Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников с проблемами зрения» (17 ч.). Изучение профессиональной готовности педагогического кол-

20/S/2

лектива детского сада к экспериментальной работе.

II этап (практический) - сентябрь 2011 г. -май 2013 г. Проведение исходных констатирующих срезов. Разработка и апробация теоретической модели непрерывной системы инклюзивного образования дошкольников с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных компьютерных технологий. Перестройка системы коррекционно-педагогической работы. Отслеживание процесса, промежуточных результатов. Корректировка испытываемой технологии. Контрольные срезы.

III этап (обобщающий) - июнь 2013 г. -август 2013 г. Анализ полученных результатов. Разработка методических рекомендаций непрерывной системы инклюзивного образования дошкольников с особыми образовательными потребностями.

IV этап (внедренческий) - с сентября 2013 г. Распространение опыта работы по данной проблеме. В образовании применение адаптивных компьютерных технологий имеет два основных аспекта: компьютер как предмет изучения и компьютер как средство обучения и развития, а при инклюзивном образовании - еще и средство коррекции и реабилитации.

Адаптивные компьютерные технологии -это специальные компьютерные технологии, предназначенные для самостоятельной (без посторонней помощи) работы людей с особыми образовательными потребностями на персональном компьютере. Они имеют дополнительную компенсаторную функцию -нивелирование вызываемых зрительной, слуховой и иной депривацией трудностей, предоставляют людям с ООП возможность участия в различных видах и формах современной жизнедеятельности, включая образование и профессиональную работу наравне с остальными членами общества. Это определяет значимость адаптивных компьютерных технологий как эффективный фактор социализации людей с ООП и их полной интеграции в современное общество [4].

Использование адаптивных компьютерных технологий в инклюзивном образовании

детей с проблемами зрения, базирующихся на применении компьютера, обладают рядом преимуществ, при обучении и коррекции детей с сенсорными нарушениями:

1. Создание игровой среды с учетом кор-рекционных задач.

2. Разнообразная подача учебного материала.

3. Действия обучаемого находятся под постоянным контролем.

4. Возможность выбора оптимального темпа прохождения материала.

В отличие от обычных технических средств обучения адаптивные компьютерные технологии позволяют не только обеспечить ребенка готовой, строго отобранной, соответствующим образом организованной информацией, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Факторы, которые необходимо учитывать при работе с детьми с патологией зрения: состав и структура нарушенных функций глаза; целевые установки на восприятие и последующее воспроизведение объектов и процессов; характерные признаки объектов и процессов, доступные для восприятия с помощью сохранной сенсорной системы; полноту первоначального восприятия, глубину анализа и синтеза признаков и свойств обучаемых объектов, их изменений и превращений; частоту восприятия и воспроизведения изучаемых объектов и процессов в ходе познавательной деятельности воспитанников.

Занятия на компьютере имеют большое значение для развития мелкой моторики пальцев рук. С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы упражнений зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.

В коррекционной работе тифлопедагога с использованием адаптивных компьютерных технологий выделяются следующие направления: средний дошкольный возраст - сенсорное развитие (задания на восприятие цвета, формы, величины; ориентировки относительно себя). Старший возраст - развитие

зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, развитие психических (память, внимание, мышление, воображение) и речевых функций детей. Рекомендованное время занятий на компьютере для дошкольников средней группы по 5-7 мин, для старшей и подготовительной групп - по 10-15 мин, с перерывом на зрительную гимнастику.

В мае 2013 года в СВФУ на базе УНЛАКТ решением ученого совета СВФУ создан единственный за Уралом Северо-Восточный научно-инновационный центр развития инклюзивного образования (СВ НИЦ РИО). Основной целью деятельности СВ НИЦ РИО является методологическая, технологическая и методическая разработка вопросов использования адаптивных компьютерных технологий для создания специальных условий студентам с ООП в процессе их инклюзивного обучения в вузе.

2012 г. в России можно назвать «революционным» в плане появления законодательных и правовых актов, регулирующих внедрение непрерывной системы инклюзивного образования людей с ООП, что способствовало активному внедрению инклюзивного образования во всех учебных заведениях Российской Федерации.

3 мая 2012 г. Президент России Д. А. Медведев подписал федеральный закон о ратификации данной конвенции, и Россия стала 111 страной, ратифицировавшей международную конвенцию ООН о правах инвалидов.

Статья 24. Образование: Международная конвенция о правах инвалидов Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106 [5].

Статья 24. Образование Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни. Федеральный закон Российской федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» [6].

Глава 1. Общие положения. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем

Федеральном законе. 16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; 27) инклюзивное образование -обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 24 августа 2012 г. на расширенной коллегии министерства образования Республики Саха (Якутия) была единогласно утверждена «Концепция инклюзивного образования Республики Саха (Якутия)» (автор - кандидат педагогических наук П. Р. Егоров) [7].

Цель концепции - качественное и планомерное усовершенствование системы образования и социальной реабилитации детей с ООП путем внедрения инклюзивного образования, направленного на полноценное развитие и самореализацию детей с ООП.

В Германии после завершения реформы образования в 1970-е гг. детским садам наряду с воспитательной функцией вменялась и образовательная функция. Потребность увеличения мест в детских садах стала повышаться в связи с демографическим взрывом и необходимостью родителей зарабатывать на жизнь, тем самым вынуждая их отдавать своих детей в детские сады.

Сфера образовательной деятельности детских садов в каждой федеральной земле Германии регулируется и утверждается в соответствии с земельными нормативными актами, к примеру, в Гамбурге это происходит в соответствии с «Гамбургскими образовательными рекомендациями» по семи направлениям: тело, движение и здоровье; социальная и культурная окружающая среда; ком-

20/S/2

муникации: языки, письменная культура и средства массовой информации; художественные виды; музыка; математика; природа -окружающая среда - техника [8].

Ежедневно в своей работе с детьми воспитателями детских садов Гамбурга учитываются эти семь направлений в сфере образования, и фокус воспитательной работы акцентируется как раз на них, а не только на формировании социальной компетенции. Постулат, что дети нуждаются в других детях для развития языковой и социальной компетенции, уже становится общераспространенным фактом, ведь дети учатся в игре. Таким образом, игра вокруг ребенка инициируется лучше всего самими детьми и без вмешательства взрослого.

Языковое развитие и развитие личности ребенка могут происходить в игре с другими детьми без необходимости присутствия взрослых, ведь именно в конфликтных ситуациях дети учатся говорить о своих желаниях, контролировать свои действия. «Все дети, молодые люди и взрослые как здоровые, так и с проблемами здоровья должны вместе играть с самого начала, учиться и жить. От ясельного возраста до аттестата зрелости, рядом работать и жить» [9, s. 7]. Этим высказыванием У. Хаймлих настаивает на внедрении инклюзии во всех периодах человеческой жизни. Поэтому начало мысли об инклюзии должно закладываться уже в раннем детстве, лишь тогда у человека будут сформированы основные установки по отношению к людям с проблемами здоровья. Именно тогда современное общество сможет понимать инклюзию и принимать этих людей.

Большинство родителей после окончания их детьми инклюзивного детского сада уже не желали, чтобы их дети обучались в специальных школах, а требовали от властей школьное инклюзивное обучение своих детей.

В результате таких требований в 1975 г. были созданы такие инклюзивные начальные школы, как Fläming-и Uckermark и начальная школа в Берлине [9, s. 18]. Еще 15 лет назад в Германии примерно 20000 детей с проблемами здоровья посещали инклюзивные детские

сады и примерно 27000 детей с проблемами здоровья - специальные учреждения, что соответствует коэффициенту интеграции 43%. По всей Германии процентное соотношение изменялось от 80% в Бремене и Гессене лишь до 14% в Баварии [10].

Результаты статистического анализа К. Клемма по исследованию внедрения инклюзивного образования в Германии показывают следующую картину: в 2011 г. коэффициент интеграции детей с проблемами здоровья в общество составляет в пределах федерации уже 67,1%. Бавария, Нижняя Саксония и Баден-Вюртемберг остаются в конце списка: лишь 40% их детей с проблемами здоровья воспитываются и обучаются в инклюзивных учреждениях. В противоположность этому Берлин лидирует с 99,2%, далее Бранденбург (95,9%), Саксония-Ангальт (92,5%«) и Гамбург (91,2%) [11].

«Самая занимательная игрушка ребенка -это другой ребенок». Эта цитата Б. Шоу характеризует высокое воспитательное значение игры. При посещении детского сада ребенком именно игра - одно из самых важных эволюционных условий развития детей. Во время наших посещений детских садов Гамбурга мы заметили слабую образовательную деятельность детских садов, в основном работа их сводилась лишь к воспитательным функциям и функциям надзора. Упор делается именно на игровой компонент. Когда мы спросили воспитателя старшей группы о подготовке к школе шестилетнего незрячего мальчика, то она ответила, что этим занимается раз в неделю учитель из специальной школы.

Хотя инклюзивное образование в Германии внедряется многие годы, ощутимых улучшений для людей с проблемами зрения мы не заметили. К примеру, система Л. Брайля в Германии, как и во многих европейских странах, преподается не на должном уровне в связи с тем, что сейчас имеются новые информационные технологии, которые позволяют использовать синтезаторы речи. Информационные технологии, которые мы называем «адаптивными компьютерными технологиями» и которые внедряются в Российской Федерации, в Гамбурге, на наш взгляд, актив-

но не применяются в учебном процессе для слабовидящих школьников и студентов.

Сегодня выбор инклюзивного детского сада является необходимым условием для успешной социализации детей с проблемами здоровья. Включение ребенка с проблемами здоровья в социум может и должно происходить уже в первом учебном учреждении, в детском саду. Тогда в школу, и тем более в вуз, придут уже подготовленные молодые люди, а вузам не надо будет тратить время и свои ресурсы на их адаптацию.

Таким образом, все дети должны воспитываться совместно. Это может происходить тогда и только тогда, когда права детей с проблемами здоровья укрепляются проводимой грамотной социальной политикой государства и в условиях толерантного отношения современного общества к таким детям. Наряду с этим необходимы современные педагогические программы и систематическое повышение квалификаций работников детских садов и учителей школ.

АННОТАЦИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данной статье авторы приводят результаты своих научных исследований во время стажировки в области инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями в Гамбурге (Германия), которую они прошли осенью 2013 года в рамках стипендиата немецкой программы академии-ческих обменов Deutscher akademischer Austauschdienst (DAAD). В своей статье авторы используют не только научные материалы немецких и российских учёных по педагогике, но и свои эмпирические наблюдения, проводимые в течение двух десятилетий как в Республике Саха (Якутия), так и во время научной стажировки в Гамбурге при посещении детских садов. После посещения авторами детских садов Гамбурга они отмечают слабую образовательную деятельность детских садов - в основном работа их сводится лишь к воспитательным функциям и функциям надзора.

Ключевые слова: инклюзивное образование, люди с особыми образовательными потребностями, система Брайля, адаптивные

компьютерные технологии, брайлевская строка, программы увеличения шрифтов, дети с проблемами зрения, непрерывная система инклюзивного образования.

SUMMARY

In this article the authors present the results of their research during an internship in the field of inclusive education of people with special educational needs in Hamburg (Germany), which they passed in the fall of 2013 as part of the scholarship program of the German academic exchange program Deutscher Akademischer Austauschdienst (DAAD). In the article the authors use not only the scientific materials of German and Russian pedagogical scientists, but also their empirical observations, conducted during two decades both in the Republic of Sakha (Y akutia) and during a scientific internship in Hamburg while visiting kindergartens. After visiting the kindergartens in Hamburg, the authors note the weak educational activity of kindergartens - mainly work is reduced only to educational functions and supervision functions.

Key words: inclusive education, people with special educational needs, the Braille system, adaptive computer technologies, the Braille line, font enhancement programs, children with vision problems, continuous system of inclusive education.

ЛИТЕРАТУРА

1. Медведев Д. А. Выступление на заседании Совета при Президенте по делам инвалидов 7 апреля 2009 года.

2. Егоров П. Р. Обеспечение инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия) // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. Материалы международной научно-практической конференции. - М., 2011. - С. 202-203.

3. Егоров П. Р. Адаптивные компьютерные технологии в инклюзивном образовании детей с проблемами зрения // Инновации в образовании. - М., 2012. - № 7. - С. 101-106.

4. Егоров П. Р. Организационно-педагогические условия профессионального образования людей с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных компьютерных технологий: ав-

20/S/2

тореф. дис. ... канд. пед. наук. - Якутск, 2010. -21 с.

5. Международная конвенция о правах инвалидов Генеральной Ассамблеи ООН. -13.12.2006. - №61/106.

6. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Российская Газета. -2012. - 31 дек. - № 5976.

7. Концепция инклюзивного образования Республики Саха (Якутия) от24.08.2012.

8. Hamburger Bildungsempfehlungen [Электронный ресурс]. - 2012. -URL: http://www. hamburg.de/kita/116828/bildungsempfehIungen. html.

9. Heimlich, Ulrich. Gemeinsam von Anfang an. Inklusion für unsere Kinder mitund ohne Behinderung. München: Ernst Reinhardt Verlag, 2012.

10. Heimlich, Ulrich. Integrative Pädagogik. Eine Einführung. Stuttgart: Kohlhammer Urban, 2003.

11. Klemm, Klaus. Inklusion in Deutschland -eine bildungsstatistische Analyse. BertelsmannStiftung, 2013.

Н. Л. Литош

УДК 796.062

ФОРМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АДАПТИВНОМ СТУДЕНЧЕСКОМ СПОРТЕ

Требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определены условия получения образования лицами с ограниченными возможностями, в частности, установление льгот при поступлении в образовательные организации среднего про-

фессионального и высшего образования и создание безбарьерной среды для жизнедеятельности.

В последние годы улучшилась ситуация с приемом на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья. Однако для развития физической культуры и спорта студентов-инвалидов основные проблемы связаны с отсутствием спортивных залов, специального оборудования и инвентаря, научно обоснованных программ и методик адаптивного физического воспитания с учетом нозологических групп, программ спортивной подготовки в условиях инклюзивного образования, а также с нехваткой специалистов по адаптивной физической культуре и спорту [2, с. 562].

В настоящее время нет общей для всех образовательных организаций концепции физического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями, недостаточно обоснованы организационные формы и технологические подходы к проведению инклюзивных тренировочных занятий по физической культуре и спорту.

Цель статьи - раскрыть основные проблемы инклюзии адаптивного спорта и формы организации процесса спортивной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптивный спорт не только оказывает благотворное оздоровительное воздействие на спортсмена с ограниченными возможностями, но и играет значительную роль в его социализации, социально важен для отвлечения людей от своих болезней и проблем в процессе тренировочной и соревновательной деятельности [1, с. 2].

Спорт для людей с ограниченными возможностями - это особый мир отношений и переживаний, который увлекает, сосредотачивает внимание на новых объектах, переключает психическую деятельность, создает разрядку, смену эмоций и настроения. С другой стороны, это активная творческая деятельность, где инвалиды с эстетическими погрешностями в движении стремятся к совершенству, улучшая свои физические показатели, создавая свой индивидуальный стиль и вкла-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.