Научная статья на тему 'Дошкольное детство в этноавтобиографиях'

Дошкольное детство в этноавтобиографиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
421
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / РЕЗУЛЬТАТЫ / ПРОГРАММА / РАННЯЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Уразалиева Г.К.

Методика «Этноавтобиография», сконструированная мной в процессе преподавания курса «Этносоциология» на социологическом факультете РГГУ в 2000 году, позволила показать, как формировалась этническая идентичность студентов на протяжении всего образовательного процесса, в том числе для некоторых и в детском саду. Студенты писали эссе «Я русский (другое), это значит…», где вспоминали факты об их этнической идентичности, возникавших в личных биографиях. Некоторые вспоминали дошкольное детство, когда им пришлось столкнуться впервые со своей этничностью, или как говорили во времена их детства, национальностью. Для части из них это произошло драматично, было воспринято как травма их чувств и самооценки. Тексты студентов дают дополнительную аргументацию ученым-психологам в положении о том, что в процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Первые проблески диффузной идентификации с этнической группой большинство авторов обнаруживает у детей 3-4 лет. Ж. Пиаже утверждает, что развитых форм этнической идентичности ребенок достигает в подростковом возрасте. Такова общая тенденция для состояния нормы. Отступление мы находим тогда, когда узнавание о своей или чужой этничности становится травмирующим фактом. Вот что пишет студентка: «Впервые с представителями "иной" нации я встретилась в садике. Это были удмурты или, как их называют в Удмуртии, "вотяки". "Вотяк" это оскорбление, означающее принадлежность к удмуртской нации. В садике же мы всех, заподозренных в удмуртстве, называли исключительно "вотяк". Надо сказать, что в Удмуртии быть удмуртом далеко не почетно, представления об удмуртском менталитете очень негативны. Так, быть удмуртом, значит быть недалеким человеком с очень ограниченным кругозором и большими амбициями, при этом обладать невыразительной внешностью (бледно-рыжие волосы в сочетании с пустыми серыми глазами) и очень неприятным акцентом. Естественно, учитывая все выше перечисленное, в садике я была крайне горда, что сама "вотянкой" не являюсь» [Архив Уразалиевой Г.К., Н.Г., 3 курс. 2002 г.]. Другие факты из детсадовского периода, изложенные в этноавтобиографиях, показывают, что дошкольное детство является важнейшим периодом конструирования этнической идентичности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дошкольное детство в этноавтобиографиях»

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО В ЭТНОАВТОБИОГРАФИЯХ

Г.К. Уразалиева - кандидат философских наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва)

Методика «Этноавтобиография», сконструированная мной в процессе преподавания курса «Этносоциология» на социологическом факультете РГГУ в 2000 году, позволила показать, как формировалась этническая идентичность студентов на протяжении всего образовательного процесса, в том числе для некоторых и в детском саду. Студенты писали эссе «Я русский (другое), это значит...», где вспоминали факты об их этнической идентичности, возникавших в личных биографиях. Некоторые вспоминали дошкольное детство, когда им пришлось столкнуться впервые со своей этничностью, или как говорили во времена их детства, национальностью. Для части из них это произошло драматично, было воспринято как травма их чувств и самооценки.

Тексты студентов дают дополнительную аргументацию ученым-психологам в положении о том, что в процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Первые проблески диффузной идентификации с этнической группой большинство авторов обнаруживает у детей 3 -4 лет. Ж. Пиаже утверждает, что развитых форм этнической идентичности ребенок достигает в подростковом возрасте. Такова общая тенденция для состояния нормы. Отступление мы находим тогда, когда узнавание о своей или чужой этничности становится травмирующим фактом. Вот что пишет студентка: «Впервые с представителями "иной" нации я встретилась в садике. Это были удмурты или, как их называют в Удмуртии, "вотяки". "Вотяк" - это оскорбление, означающее принадлежность к удмуртской нации. В садике же мы всех, заподозренных в удмуртстве, называли исключительно "вотяк". Надо сказать, что в Удмуртии быть удмуртом далеко не почетно, представления об удмуртском менталитете очень негативны. Так, быть удмуртом, значит быть недалеким человеком с очень ограниченным кругозором и большими амбициями, при этом обладать невыразительной внешностью (бледно-рыжие волосы в сочетании с пустыми серыми глазами) и очень неприятным акцентом. Естественно, учитывая все выше перечисленное, в садике я была крайне горда, что сама "вотянкой" не являюсь» [Архив Уразалиевой Г.К., Н.Г., 3 курс. 2002 г.]. Другие факты из детсадовского периода, изложенные в этноавтобиографиях, показывают, что дошкольное детство является важнейшим периодом конструирования этнической идентичности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.