Научная статья на тему 'Дорожные технологии в России выходят на новый уровень'

Дорожные технологии в России выходят на новый уровень Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ROAD CONSTRUCTION / ДОРОЖНЫЕ ПОКРЫТИЯ / ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ / URBAN AGGLOMERATIONS / ROAD SURFACE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астахов И.Г.

Рассматривается ситуация в сфере дорожного строительства и выполнения государственных программ по приведению сети автомобильных федеральных дорог России в нормативное состояние. Проанализированы переработка действующих и создание новых стандартов и отраслевых документов с целью гармонизации всей нормативной базы. Рассмотрены новые подходы к применению современных дорожных материалов и к повышению автоматизации диагностики состояния дорожной сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Road technologies in Russia rise to a new level

The article looks into the situation in the sphere of road construction and fulfillment of state programmes for normalisation of Russia’s federal motorway network, analyses the progress in reworking the effective standards and industry documents and development of new ones with the purpose of harmonising the entire regulatory environment, and considers new approaches in application of modern road-building materials and increasing process automation of road network diagnostics.

Текст научной работы на тему «Дорожные технологии в России выходят на новый уровень»

Дорожные технологии в России выходят на новый уровень

г,

¿к

И. Г. Астахов,

заместитель руководителя Федерального дорожного агентства

реализованные за последние пять лет российскими дорожниками проекты показали большой потенциал отрасли: появились смелые инженерные решения, аналогов которым нет в мире.

Проведена масштабная системная работа по приведению действующей сети федеральных автомобильных дорог в соответствие нормативному состоянию: этот показатель удалось увеличить с 39 до 71 %. Также поводом для гордости всей страны стал мост на остров Русский во Владивостоке, новые трассы и тоннели, построенные к Универсиаде в Казани и Олимпийским играм в Сочи. Сейчас же высокими темпами продолжается стройка века - Крымский мост.

С выходом дорожного строительства на новый уровень ответственность, возложенная на работников отрасли, существенно возросла. К концу 2018 г. по поручению президента России В. В. Путина все федеральные дороги должны быть приведены к нормативным требованиям. Это достижение станет историческим рекордом в истории нашей страны. Кроме того, в целях повышения компетенций региональных дорожников и тиражирования успешного опыта Росавтодора с этого года в 38 городских агломерациях страны стартовал нацио-

нальный проект «Безопасные и качественные дороги». В результате реализации программы уже через полтора года необходимо обеспечить нормативное состояние 50 % улично-дорожной сети, а к концу 2025 г. довести эту цифру до 85 %.

Приведение дорожной сети городов в нормативное состояние позволит обеспечить необходимый высокий уровень безопасности дорожного движения, устранит перегрузки дорожной сети и повысит удовлетворенность граждан состоянием дорог.

Еще одним важным достижением этого года является утвержденный правительством РФ переход федеральных трасс на новые межремонтные сроки эксплуатации. Капитальный ремонт (замена верхнего и нижнего слоев, ремонт основания) дороги первой категории будет проводиться один раз в 24 года, а не в 12, как сейчас. То есть основание дороги прослужит почти четверть века без необходимости замены. Обычный ремонт (замена верхнего слоя) будет проводиться один раз в 12 лет, а не каждые 4-6 лет.

То есть принимаемые меры отражают тот факт, что сегодня федеральные дорожники подошли к тому, чтобы удвоить показатели по сроку службы верхнего покрытия дороги и ее основания. Увеличенные межремонтные сроки -это признак того, что дорога хорошо построена и хорошо содержится, а значит, максимально безопасна для автомобилистов.

Добиться повышения сроков службы дорожных покрытий позволяют современные инновационные технологии, которые повышают устойчивость дороги к нагрузкам, в том числе от грузового транспорта, а также к климатическим факторам. Эта работа велась планомерно с 2012 г. За прошедший период количество применяемых на российских дорогах инноваций увеличилось почти в два раза. Удалось существен-

№4 (71) 2017

«Транспорт Российской Федерации» | 7

но обновить нормативную базу. Если в 2005 г. было подготовлено только 3 новых отраслевых стандарта, то в 2016 г. -уже 245 новых документов. В связи с вступлением в силу требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» по заказу Минтранса России, Росавтодора и Госкомпании «Автодор» подготовлен 171 новый ГОСТ. Это беспрецедентные изменения: более 40 % межгосударственных стандартов разработаны впервые, а остальные переработаны с учетом передовых отечественных и зарубежных требований.

Масштабная переработка действующих и создание новых стандартов и отраслевых документов будут продолжаться с целью гармонизации всей нормативной базы. Эта задача является одной из наиболее актуальных, и ее решение нужно обеспечить в максимально короткие сроки. При этом Росавтодор совместно с Минстроем России должны произвести корректировку ценовых нормативов на материалы и технологии, применяемые дорожниками в связи со вступлением в силу новых стандартов.

Цель изменения нормативов - не столько экономия бюджетных средств, хотя этот фактор тоже присутствует, сколько адаптация дорожной отрасли и рынка подрядных организаций к новому подходу в обслуживании и эксплуатации федеральных трасс. Объем ремонта будет сокращаться, и нагрузка на бюджет в этой части снизится. Основные средства будут концентрироваться на содержании уже отремонтированных трасс.

Для увеличения сроков службы дорожного покрытия сейчас применяются технологии стабилизации грунтов, укрепления дорожного полотна, используются геосинтетические материалы и методы регенерации. Федеральным дорожным агентством выстроена системная работа с основными производителями материалов, применяемых в дорожном строительстве. В их числе основные производители битумных вяжущих - «Роснефть Битум» и «Газпромнефть - Битумные материалы», а также предприятия, владеющие карьерами для добычи щебня. Совместно с отраслевым сооб-

ществом выработаны новые стандарты с повышенными требованиями к качеству поставляемых на дорожные объекты материалов, а также утверждены планы их внедрения на ближайшие годы.

Проведена важная работа по верификации (проверке) фактических модулей упругости современных дорожных материалов. Необходимость в этом назрела уже давно, так как отрасль продолжала ориентироваться на прежние нормативные расчеты, которые были сделаны еще в первой половине ХХ века. Однако с того времени изменились многие факторы дорожного строительства, появились новые фракции и модификаторы. Актуальные модули упругости необходимы для максимально точных расчетов необходимости применения в конкретном случае тех или иных материалов на каждом слое дорожной одежды исходя из фактических условий эксплуатации трассы (с учетом климатических факторов, интенсивности движения и весовых нагрузок).

В связи с этим стоит отметить, что в России была успешно адаптирована методология объемного проектирования асфальтобетонной смеси Superpave, которая в нашей стране получила название «СПАС». В прошлом году этот метод был применен на 10 федеральных трассах, в том числе на дорогах с повышенной интенсивностью движения. «СПАС» позволяет увеличить срок службы покрытия на 20-30 % за счет точного подбора состава смесей асфальтобетона, параметров вяжущего и каменного материалов.

Важно отметить, что в планах Минтранса России и Росавтодора — повышение автоматизации процесса диагностики состояния дорожной сети. Это позволит на постоянной основе обновлять информацию и получать актуальные данные о состоянии дорог с целью принятия оперативных и точечных решений для их поддержания в соответствии с требованиями нормативного транспортно-эксплуатационного состояния. Детальные сведения о состоянии каждого участка трассы позволят повысить эффективность расходов дорожного фонда. На основе автоматизированной диагностики дорожники будут проводить превентивные мероприятия по повышению сохранности и качества дорожных покрытий. Это позволит увеличить межремонтные сроки при эксплуатации дорог. П

8 | «Транспорт Российской Федерации»

№4 (71) 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.