Научная статья на тему 'Инновации в дорожной отрасли: проблемы и перспективы'

Инновации в дорожной отрасли: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1893
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / МОДИФИЦИРОВАННЫЕ БИТУМЫ / ДОРОЖНОЕ ПОКРЫТИЕ / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / INNOVATION / ROAD CONSTRUCTION / MODIFIED BITUMEN / PAVEMENT / ROADS / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ханина Ирина Валерьевна, Иванова Людмила Борисовна

Приведены результаты исследований инновационного развития в дорожной отрасли России. Рассмотрена законодательная база, состояние территориальной дорожной отрасли России. Подробно рассмотрены проблемы и перспективы развития дорожного строительства в России. Приведены примеры зарубежного опыта в этой области. Акцентировано внимание на актуальности инноваций в дорожной сфере. Освещены некоторые инновационные разработки в дорожном строительстве, помогающие снизить расходы на ремонт и эксплуатацию, а самое главное – увеличить срок службы дорог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN ROAD SECTOR: PROBLEMS AND PROSPECTS

The paper presents the results of innovation development studies in the Russian road sector. It examines the legal framework and the condition of the territorial road sector in Russia. A detailed description of the problems and development prospects of road construction in Russia is provided. The international experience in this field is exemplified. Having emphasized the innovation relevance in the road sector the authors discuss some innovative developments in road construction that reduce the cost of repairs and maintenance, and which is most important, increase the service life of roads.

Текст научной работы на тему «Инновации в дорожной отрасли: проблемы и перспективы»

безопасности бизнеса не изолированы друг от друга и находятся в неразрывном единстве с сохранением централизованной координации.

Отметим, что современное состояние обеспечения комплексной безопасности инновационных орга-

низаций не отвечает в должной мере потребностям их эффективной и надежной защиты от источников внутренних и внешних угроз и выработке оптимальных решений в сфере формирования национальной инновационной системы.

Библиографический список

1. Стерхов А.П. Комплексная безопасность бизнеса и основные проблемы её обеспечения // Вестник ИрГТУ. 2012. №11(70). С.

2. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. М.: Эксмо, 2005. 546 с.

3. Шаламов Г.А. Воровство в банковской сфере. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2012. 140 с.

4. Малежин О.Б. Опыт обеспечения информационной безопасности естественных монополий // Сборник материалов

конференции «Информационная безопасность России в условиях глобального информационного общества». М., 2001. С. 46-51.

5. Указ Президента Российской Федерации от 17.12.1997 г. № 1300 (ред. от 10.01.2000) «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации».

6. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

УДК 338.45:69

ИННОВАЦИИ В ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© И.В. Ханина1, Л.Б. Иванова2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Приведены результаты исследований инновационного развития в дорожной отрасли России. Рассмотрена законодательная база, состояние территориальной дорожной отрасли России. Подробно рассмотрены проблемы и перспективы развития дорожного строительства в России. Приведены примеры зарубежного опыта в этой области. Акцентировано внимание на актуальности инноваций в дорожной сфере. Освещены некоторые инновационные разработки в дорожном строительстве, помогающие снизить расходы на ремонт и эксплуатацию, а самое главное - увеличить срок службы дорог. Ил. 2. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: инновации; дорожное строительство; модифицированные битумы; дорожное покрытие; автомобильные дороги; эффективность.

INNOVATIONS IN ROAD SECTOR: PROBLEMS AND PROSPECTS I.V. Khanina, L.B. Ivanova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

The paper presents the results of innovation development studies in the Russian road sector. It examines the legal framework and the condition of the territorial road sector in Russia. A detailed description of the problems and development prospects of road construction in Russia is provided. The international experience in this field is exemplified. Having emphasized the innovation relevance in the road sector the authors discuss some innovative developments in road construction that reduce the cost of repairs and maintenance, and which is most important, increase the service life of roads. 2 figures. 5 sources.

Key words: innovation; road construction; modified bitumen; pavement; roads; efficiency.

Значительная площадь территории Российской Федерации обусловливает высокую значимость эффективного транспортного сообщения для сохранения территориальной целостности, геополитического влияния и конкурентоспособности на международном рынке. Однако состояние транспортной инфраструктуры в настоящее время не позволяет в полном объеме обеспечивать потребности российской экономики и конкурентоспособность международных перевозок грузов через территорию России. В наибольшей сте-

пени приведенное выше утверждение касается такого сегмента транспортной инфраструктуры, как дорожное хозяйство. В то же время объем инвестиций в строительство новых и содержание имеющихся дорог в России составляет 1,1% ВВП, при среднем уровне этого показателя в развитых странах от 3 до 5%.

По состоянию на 1 января 2006 года в России 600,6 тыс. км автомобильных дорог общего пользования, из которых федеральные автомобильные дороги составляют 47,1 тыс. км, дороги субъектов РФ - 553,5

1Ханина Ирина Валерьевна, магистрант, тел.: 89025784651, e-mail: irina hanina@mail.ru Khanina Irina, Undergraduate, tel.: 89025784651, e-mail: irina hanina@mail.ru

2Иванова Людмила Борисовна, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89025784583, e-mail: ivanova lb@mail.ru

Ivanova Lyudmila, Senior Lecturer of the Department of Economics and Management, tel.: 89025784583, e-mail: ivanova lb@mail.ru

тыс. км. Твердое покрытие имеют более 546 тыс. км автомобильных дорог, остальные 54 тыс. км представляют собой грунтовые дороги. Состояние российских автомобильных дорог, по мнению экспертов, можно расценить как кризисное, так как за последние пять лет парк автомобилей в России вырос более чем в 2,5 раза, в то время как протяженность автомобильных дорог общего пользования - только на 30%. В дальнейшем разрыв между темпами роста автомобильного парка и протяженности автомобильных дорог будет возрастать. Так, по оценкам Министерства транспорта, численность парка грузовых автомобилей в России к 2014 г. по сравнению с 2011 г. возрастет на 25%, автобусов - на 12%, легковых автомобилей - на 55-60%.

В последнее десятилетие произошло резкое увеличение количества автомобилей, выросли транспортные нагрузки на дорожное полотно. Резко увеличились вес грузового транспорта и осевые нагрузки. Если это не учитывать, то уровень потребительских свойств автомобильных дорог быстро снижается. Можно построить ровную дорогу с великолепным сцеплением, но под воздействием транспортных нагрузок это качество начинает утрачиваться. Всё чаще приходится ремонтировать искусственные сооружения, также нельзя забывать, что 65 % территорий страны находится в зоне вечной мерзлоты, и это тоже накладывает отпечаток на дорожное строительство. К сожалению, необходимо констатировать, что из-за несовершенной системы весового контроля по дорогам движется много грузового автотранспорта с превышением весовых параметров. Это приводит к ускорению разрушения покрытия. На рис. 1 показана динамика роста нагрузок на автомобильные дороги России в 2004 и 2010 гг.

140

расли увеличивать межремонтные сроки службы полотна, различных конструкций и искусственных сооружений. Отсюда возникает реальная потребность применения современных технологий, в связи с этим очень актуально воссоздание дорожных фондов.

Состояние территориальной дорожной сети России характеризуется следующими негативными моментами:

• протяженность участков территориальных дорог, соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию, составляет менее 25% от общей протяженности сети;

• отсутствие подъездов с твердым покрытием к малым сельским населенным пунктам вызывает значительные потери сельскохозяйственных предприятий;

• около 50 тысяч населенных пунктов не имеют круглогодичной связи по автомобильным дорогам с твердым покрытием. При этом протяженность грунтовых дорог составляет около 220 тыс. км, что приводит к стагнации производства и оттоку населения.

Переход к социально ориентированному и инновационному пути экономических преобразований в стране определен в концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года. Инновационное развитие в дорожном строительстве заключается в использовании наиболее современной высокопроизводительной техники, усовершенствовании технологий и применении материалов, соответствующих уровню транспортных нагрузок на дорожное полотно и обеспечивающих большую долговечность и надежность автомобильных дорог в пределах выделяемых ресурсов [2]. Проблемы развития дорожного строительства в России весьма актуальны, если учесть общее состояние дорожных коммуникаций

| Кол-во автомобилей на 1000 жителей (%)

Обеспеченность автомобильными дорогами (%)

2004 год 2010 год

Рис. 1. Показатель динамики нагрузки на автомобильные дороги России

Для специалистов давно очевидно, что увеличить срок жизни покрытия за счёт применения старых технологий невозможно. Чтобы решить проблемы поддержания дорог в нормативном состоянии, необходимо сформировать новые требования, которые позволяли бы с учётом постоянного дефицита бюджета от-

и неуклонно возрастающий уровень автомобилизации населения.

Инновационная составляющая в дорожном строительстве имеет свою законодательную базу, а именно: • распоряжение Росавтодора № 73-р от 16.04.2001 г.: «О мерах по повышению эффективности

инновационного процесса в дорожном хозяйстве»;

• распоряжение Росавтодора № 0С-502-р от 06.12.2001 г.: «О дополнительных мерах по повышению эффективности работ по внедрению новых технологий, техники, конструкций и материалов при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и сооружений на них»;

• отраслевую дорожную методику «Руководство по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса» (введено в действие распоряжением Минтранса России №ОС-1109-р от 10.12.2002г.);

• каталог эффективных технологий, новых материалов и современного оборудования дорожного хозяйства. Росавтодор, 2006 г.

Указанные нормативные акты разработаны с целью повышения качества дорожных работ, организации применения инноваций в дорожном строительстве, повышения надежности дорожных конструкций, эффективного использования выделяемых по целевым программам бюджетных средств.

Во всех сферах строительства применяют новые материалы, разрабатывают более совершенные методики. Не является исключением и строительство автомагистралей. В последнее время в сфере дорожного строительства наметились тенденции к активному освоению инноваций: государственный заказ и многие коммерческие структуры отрасли демонстрируют повышенный спрос на передовые технологии, строительные подрядчики уже освоили большинство импортных материалов и разработок, идет работа по созданию федеральной системы внедрения инноваций в дорожном строительстве по примеру других стран. Однако стоит отметить, что в этом сегменте изменения принимаются с опаской и повсеместного внедрения инноваций пока не происходит. Используют новейшие технологии только отдельные компании, основная же масса работает по устоявшимся методикам.

Переход дорожного хозяйства на инновационный путь развития обеспечивается широкомасштабным использованием новейших эффективных технологий и материалов с целью увеличения надежности и сроков службы дорожных сооружений, роста технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, снижения стоимости дорожных работ, сокращения аварийности и повышения экологической безопасности на автомобильных дорогах. Устойчивый экономический рост, повышение конкурентоспособности отечественных производителей, улучшение качества жизни россиян, укрепление национальной безопасности, внедрение транспортного комплекса нашей страны в международную транспортную систему зависит от уровня развития дорожной сети. Важным фактором, обеспечивающим решение этих задач, является переход дорожного хозяйства России на инновационный путь развития [1].

В дорожном хозяйстве России в сфере инновационной деятельности накопилось множество проблем, связанных со сложностью выбора органами управле-

ния дорожным хозяйством, научными, проектными и подрядными строительными организациями эффективных инновационных решений. В основном это вызвано недостаточным

информированием заинтересованных организаций и сложностями доступа к современным технологиям и материалам.

Длительный технологический застой дорожно-строительной отрасли стал закономерным следствием косности административно-бюрократической системы: до середины 2011 года техусловиями дорожного строительства занимался Минрегион, а не Минтранс, что было бы логичнее. Некомпетентность ответственного ведомства и несоответствие системы техрегулирова-ния актуальным требованиям отрасли привели к сложившейся практике низкого качества строительных и ремонтных работ. Каждый шаг в сторону инноваций дорожные организации должны были согласовывать с Госэкспертизой. Единственным способом внедрения западных технологий была разработка специальных техусловий, что отнимало немало временных и финансовых ресурсов и автоматически исключало из борьбы за качество работы средних и мелких игроков дорожно-строительного рынка. Но даже несмотря на множество бюрократических препонов, дорожное строительство постепенно вводило использование инноваций в реализацию крупных проектов транспортной инфраструктуры. Наиболее востребованными инновациями стали технологии, позволяющие не только повысить качество дорожных покрытий за счет увеличения их прочности и эксплуатационной надежности под большими динамическими нагрузками, но и снизить негативные последствия резких температурных перепадов и других природно-климатических воздействий на качество дорожной «одежды».

Одна из главных проблем отечественных дорог связана с низкими эксплуатационными свойствами дорожных покрытий и их коротким сроком службы. Повышенная транспортная нагрузка, а также увеличение объемов перевозок большегрузным транспортом имеют всевозрастающее влияние на сеть автомобильных дорог. Асфальтовое покрытие, выполненное с использованием традиционного битума, не выдерживает сложных эксплуатационных и климатических условий. В настоящее время повышение качества дорожных битумов признано учеными и практиками дорожниками приоритетной задачей. Основными направлениями исследований в этой области являются, кроме совершенствования технологии производства битумов, повышение качества битумов за счет введения различных модифицирующих добавок типа полимеров, резин, каучуков, термопластических смол и прочих добавок. Разрабатываются современные материалы, идеально подходящие для ремонта дорожного покрытия в каждом регионе, особенно в регионах, относящихся к жесткой климатической зоне (Сибирь, Дальний Восток).

Возьмем, к примеру, инновационный продукт для дорожного строительства - полимерно-битумные вяжущие, которые в различной рецептуре используются в разных странах, в том числе и в России.

На рис. 2 представлены самые высокие показатели применения ПБВ в мировой практике. В Германии доля применения модифицированных ПБВ превышает 30% от общего объема битумов. В целом в Европе, включая и многие страны Восточной Европы (например, Польшу), использование ПБВ превышает 20%. В регионах с высокими сезонными нагрузками и перепадами температур использование этого материала, как показывает мировой опыт, тем более неоспоримо: на Аляске уровень использования ПБВ порядка 48%, в Канаде этот показатель достигает 50%, в США и Китае более 10%, чего нельзя сказать о России, в России всего лишь 4% [3].

%

60 50 40 30 20 10 0

ремонтно-строительные и эксплуатационные работы. Модифицированные полимерно-битумные вяжущие отличаются повышенной долговечностью, улучшенными адгезионными и реологическими свойствами [4].

Производители также создают инновационные дорожные покрытия из переработанного вторсырья, такого как автомобильные шины, дорожные покрытия с применением технического гидролизного лигнина и другие [5]. Через несколько десятков лет новые дороги, возможно, будут строиться без помощи асфальта. Он будет заменен смесями из цемента, грунта и современных высокопрочных и износостойких полимеров. По уверениям разработчиков, инновационное

США Германия Аляска Канада Европа Китай Россия

Рис. 2. Мировая практика применения ПБВ

В общем, можно зафиксировать кратный разрыв с уровнем использования ПБВ на российском рынке. Хотелось бы верить, что по мере развития российской экономики эта разница будет преодолена.

Выпускаемые на протяжении многих лет нефтяные битумы в России (методом окисления) не соответствуют современным требованиям по температуре хрупкости (всего - 14-15°С), эластичности, адгезионной способности, износостойкости и т.д., что приводит к огромным экономическим и экологическим потерям. Добавки небольшого количества полимера (3-5% тер-моэластопласта) и некоторых других материалов заметно улучшают качество покрытий: морозостойкость, трещиностойкость, сдвигоустойчивость. Самое главное, что при незначительном увеличении стоимости существенно (в 2,5 раза) повышается долговечность дорог и уменьшаются затраты на их ремонт, что в итоге значительно экономит средства, выделяемые на

покрытие будет хорошо переносить перепады.

Рассмотрим расходы на строительство и содержание дорог. В последнем докладе Всемирного банка уровень затрат на текущий и капитальный ремонт российских дорог был назван «чрезвычайно высоким». Ремонт 1 км дороги составляет в нашей стране от $27 тыс. до $55 тыс. В качестве сравнения Всемирный банк приводил стоимость содержания дорог в Финляндии, в которой климатические условия схожи с российскими. Там в 2011 году на 1 км дороги было потрачено $9,4 тыс. При этом качество трасс в России значительно уступает европейским: из 50 тыс. дорог в стране только треть можно назвать удовлетворительными или хорошими.

Внедрение инновационных разработок в дорожном строительстве - на сегодняшний день наиболее перспективный путь создания высококачественных дорожных покрытий.

Библиографический список

1. Кожин А.Г. Инновационная составляющая в развитии дорожного строительства // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3.

2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. № 47. ст. 5489.

битумные вяжущие для Восточной Сибири // Нефтепереработка и нефтехимия. 2007. №10. С.55-56.

4. Дошлов О.И., Кухарев Б.Ф., Тутурина В.В. Адгезия и адгезивы // Т.3. Полимерно-битумные вяжущие (технология, получение, применение): Монография. Иркутск, 200с.

5. Качество дорожных покрытий с применением технического гидролизного лигнина: тез. докл. Международного научного форума студентов, аспирантов и молодых ученых стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Владивосток: ДВФУ, 2012. 995 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.