УДК 338.45:69
ИННОВАЦИИ - ПУТЬ К РАЗВИТИЮ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
© И.В. Ханина1, Л.Б. Иванова2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Проведен анализ состояния и инновационного развития дорожной отрасли на примере Иркутской области. Подробно рассмотрены проблемы и перспективы развития дорожного строительства в Иркутской области и России в целом. Приведены примеры зарубежного опыта в этой области, некоторые отечественные инновационные разработки, внедрение которых поможет снизить расходы на ремонт и эксплуатацию, а самое главное, увеличить срок службы автомобильных дорог. Ил. 1. Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: инновации; дорожное строительство; модифицированные битумы; дорожное покрытие; автомобильные дороги; эффективность; стратегия развития.
INNOVATION AS A WAY TO IRKUTSK REGION ROAD SECTOR DEVELOPMENT I.V. Khanina, L.B. Ivanova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article analyzes condition and the innovation development of the road sector by the example of the Irkutsk region. The problems and development prospects of road construction are considered in the Irkutsk region and in Russia as a whole. The paper presents the examples of international experience in this field and some domestic innovations, the introduction of the last will reduce repairs and maintenance costs, and what is the most important, increase the service life of automobile roads. 1 figure. 5 sources.
Key words: innovation; road construction; modified bitumen; pavement; automobile roads; efficiency; development strategy.
Иркутская область, отличающаяся уникальной ресурсной базой, все так же остается недостаточно вовлеченной во внешнюю и внутреннюю экономику страны. Главной причиной является состояние транс-
портного комплекса региона, которое все еще сдерживает территорию в социально-экономическом развитии, поскольку по основным направлениям внутренних, внешнеторговых и транзитных грузопотоков ре-
1Ханина Ирина Валерьевна, магистрант кафедры экономики и менеджмента, институт экономики, управления и права ИрГТУ, тел.: 89025784651, e-mail: irina [email protected]
Khanina Irina, Graduate student of the Department of Economics and Management, Institute of Economics, Management and Law ISTU, tel.: 89025784651, e-mail: irina [email protected]
2Иванова Людмила Борисовна, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89025784583, e-mail: ivanova [email protected]
Ivanova Lyudmila, Senior Lecturer of the Department of Economics and Management, tel.: 89025784583, e-mail: ivanova [email protected]
214
ВЕСТНИК ИрГТУ №7 (78) 2013
зервы пропускных способностей практически исчерпаны. Ситуация со строительством, капитальным ремонтом и содержанием автодорог, конечно, меняется в лучшую сторону, особенно после возвращения дорожных фондов. Состояние и развитие дорог в целом говорит о состоянии экономики региона и уровне благосостояния населения. Дороги - это не только границы территорий, экономическая составляющая экономики региона, но и социальная составляющая для каждого человека.
По данным Министерства транспорта РФ, только 40% федеральных дорог сегодня соответствуют нормативам. В Сибирском федеральном округе этот показатель значительно отстаёт от общероссийского. Если перспектива развития федеральной дорожной сети просматривается до 2018 г., то приведение в нормативное состояние региональных дорог не такое радужное. Общий дефицит дорожных фондов оценивают в 1 трлн руб. На федеральном уровне в последнее время был принят целый ряд нормативно-правовых документов, улучшающих и разъясняющих будущее дорожной отрасли страны. Так, в декабре 2012 г. была утверждена актуализированная «Стратегия транспортного развития России». Идёт напряженная работа по созданию нормативной базы по автомобильным дорогам в рамках Технического регламента Таможенного союза. До 2015 г. будет введено 111 сводов новых правил и стандартов, гармонизированных с европейскими нормами.
Самым положительным образом на дорожном хозяйстве может сказаться и новый закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступающий в силу с 1 января 2014 г. Он должен заменить пресловутый № 94-ФЗ. Новый закон существенно расширяет сферу регулирования государственного заказа. При прочих равных условиях предпочтение должно отдаваться новым технологиям, товарам лучшего качества и эффективности, а не только стоимости услуг. Кроме того, аукцион перестаёт быть приоритетом. Сегодня заказчику предоставляется право выбора формы торгов, где появляется возможность и предквалификационного отбора. Также прописана обоюдная ответственность заказчика и подрядчика за результаты государственных закупок и эффективность использования государственных средств. Ещё одной мерой поддержки дорожной отрасли может стать развитие частно-государственного партнёрства.
Также необходимо обратить внимание на финансирование дорожников. Планы дорожников идут далеко впереди от финансирования дорожной отрасли. Так, за 10 лет, начиная с 2003 г. средняя стоимость прокладки 1 км дороги в России возросла с 23-24 до 120 млн руб. Поэтому при планах по строительству дорог в северных территориях и поддержке в надлежащем состоянии остальных дорожно-транспортных артерий не хватает средств дорожных фондов.
В последнее время в сфере дорожного строительства наметились тенденции к активному освоению инноваций: госзаказ и многие коммерче-
ские структуры отрасли демонстрируют повышенный спрос на передовые технологии, строительные подрядчики уже освоили большинство импортных материалов и разработок, идет работа по созданию федеральной системы внедрения инноваций в дорожном строительстве по примеру других стран.
Несмотря на колоссальное количество административных барьеров и высокий уровень издержек, инновации все же стали проникать даже в традиционно консервативную дорожную отрасль. Разработка и внедрение эффективных инновационных решений в дорожной отрасли, прежде всего, связаны с модернизацией нормативной базы - технических регламентов, национальных стандартов, касающихся повышения качества дорожно-строительных материалов, обеспечения безопасности дорожного движения, внедрения современных методов проектирования, ремонта и содержания автодорог.
Так вот, в минувшем году этот процесс заметно ускорился. Коренных перемен потребовала транспортная ситуация в стране: растут объемы перевозок, нагрузки на ось автотранспортных средств, интенсивность движения по автодорогам, и обеспечить нормативный срок службы дорожных конструкций на основании технических решений, разработанных 30-40 лет назад, уже невозможно. Потребность в инновационном развитии дорожного хозяйства определяется влиянием следующих фундаментальных факторов:
• продолжающимся бурным ростом численности парка транспортных средств, увеличением доли легковых автомобилей с высокими динамическими характеристиками и грузовых автомобилей с повышенными осевыми нагрузками, что требует пересмотра требований к основным потребительским свойствам автомобильных дорог; высокой автомобилизацией и подвижностью населения, интенсивностью движения транспортных потоков, способствующих существенному увеличению уровня загрузки дорог и появлению транспортных заторов, особенно в зонах влияния крупных городов и мегаполисов, что требует ускоренного развития автомагистралей и скоростных дорог, отвечающих международным стандартам развития и строительства, применения усовершенствованных систем организации движения;
• значительной стоимостью основных дорожно-строительных материалов, современной высокопроизводительной техники при одновременном повышении требований к соблюдению межремонтных сроков, что требует совершенствования механизмов ценообразования в дорожном хозяйстве;
• ожидаемым распространением новых (в том числе зарубежных) технологий при строительстве и эксплуатации дорог, что влечёт за собой рост требований к качеству производства дорожных работ с учётом региональных особенностей Российской Федерации;
• планируемым масштабным строительством местных дорог для соединения населённых пунктов с опорной сетью дорог, что требует ускоренной разработки и применения экономически оправданных технологий и материалов (главным образом, местных),
подготовки обновлённых стандартов проектирования, строительства и эксплуатации таких дорог;
• приоритетным учётом требований обеспечения безопасности движения и экологических норм в дорожном строительстве.
Эффективность развития дорожного хозяйства в значительной степени определяется научно-техническим прогрессом. Основой его является научно-техническая и инновационная деятельность, направленная на получение, распространение и использование новых знаний и технических решений для решения экономических, технологических, социальных и иных проблем в дорожном хозяйстве. Однако в сфере регулирования инновационной деятельности накопилось немало проблем, характерных не только для дорожного хозяйства. Одна из основных проблем заключается в том, что основные потребители инновационной продукции - федеральные и территориальные органы управления дорожным хозяйством, проектные и подрядные организации - не рассматривают применение инноваций в качестве одной из приоритетных задач своей практической деятельности, что негативно отражается на эффективности дорожных работ, темпах и стоимости дорожного строительства. Отсутствует перечень критических технологий дорожного хозяйства, обеспечивающий эффективное планирование инновационной деятельности на объектах строительства, ремонта и содержания дорог [1].
Длительный технологический застой дорожно-строительной отрасли стал закономерным следствием косности административно-бюрократической системы: до середины 2011 г. техусловиями дорожного строительства занимался Минрегион, а не Минтранс, что было бы логичнее. Некомпетентность ответственного ведомства и несоответствие системы техрегулирова-ния актуальным требованиям отрасли привели к сложившейся практике низкого качества строительных и
ремонтных работ. Каждый шаг в сторону инноваций дорожные организации должны были согласовывать с Госэкспертизой - единственным способом внедрения западных технологий была разработка специальных техусловий, что отнимало немало временных и финансовых ресурсов и автоматически исключало из борьбы за качество работы средних и мелких игроков дорожно-строительного рынка. Но даже, несмотря на множество бюрократических препонов, дорожное строительство постепенно вводило использование инноваций в реализацию крупных проектов транспортной инфраструктуры. Активнее всего начал расти сегмент технологий, позволяющих минимизировать негативные последствия воздействия агрессивной природно-климатической среды, резких перепадов температур. Известно, что Россия - страна с рекордным количеством «переходов через ноль», т.е. температурных перепадов, разрушительно воздействующих на дорожное полотно. Поэтому спрос на рецепты преодоления климатических рисков накопился колоссальный. Кроме того, выяснилось, что современные технологии помогают не только решить какие-либо сверхзадачи в экстремальных условиях, но и позволяют оптимизировать эксплуатационные затраты за счет повышения прочности покрытий [2].
Одна из главных проблем отечественных дорог связана с низкими эксплуатационными свойствами дорожных покрытий и их коротким сроком службы. Повышенная транспортная нагрузка, а также увеличение объемов перевозок большегрузным транспортом имеют все возрастающее влияние на сеть автомобильных дорог. Асфальтовое покрытие, выполненное с использованием традиционного битума, не выдерживает сложных эксплуатационных и климатических условий. В настоящее время повышение качества дорожных битумов признано учеными и практиками дорожниками приоритетной задачей. Основными
%
60 50 40 30 20 10
США Германия Аляска Канада Европа Мировая практика применения ПБВ
Китай
Россия
0
направлениями исследований в этой области является, кроме совершенствования технологии производства битумов, повышение качества битумов за счет введения различных модифицирующих добавок типа полимеров, резин, каучуков, термопластических смол и прочих добавок. Но, несмотря на все подводные камни, инновации в дорожном строительстве начинают внедряться. Разрабатываются современные материалы, идеально подходящие для ремонта дорожного покрытия в каждом регионе, особенно в регионах, относящихся к жесткой климатической зоне (Сибирь, Дальний Восток).
Возьмем, к примеру, инновационный продукт для дорожного строительства - полимерно-битумные вяжущие (ПБВ), которые в различной рецептуре используются в разных странах, в том числе и в России.
На рисунке представлены самые высокие показатели применения ПБВ в мировой практике.
Объемы применения высокотехнологичной продукции в нашем дорожном строительстве пока несравнимы с аналогичными показателями в странах с развитой экономикой. В Европе передовые (ПБВ) технологии, которые увеличивают срок службы дорожных покрытий в несколько раз, применяются при строительстве и ремонте около 12% всех автомобильных дорог, в Германии этот показатель составляет 30%, в США - 15% (в том числе в штате Аляска - 48%). В России технология ПБВ используется при изготовлении менее чем 1% всех производимых дорожных битумов [5].
Высокотехнологичные дорожные материалы сегодня в России выпускает целый ряд промышленных предприятий, среди которых «Газпром нефть», «СИБУР», «Роснефть», «ТНК-ВР», АБЗ-1 и мн. др.
Выпускаемые на протяжении многих лет нефтяные битумы в России (методом окисления) не соответствуют современным требованиям по температуре хрупкости (всего -14-15°С), эластичности, адгезионной способности, износостойкости и т.д., что приводит к огромным экономическим и экологическим потерям. Добавки небольшого количества полимера (3-5% термоэластопласта) и некоторых других материалов заметно улучшают качество покрытий: морозостойкость, трещиностойкость, сдвигоустойчивость. Самое главное, что при незначительном увеличении стоимости (в 2,5 раза) существенно повышается долговечность дорог и уменьшаются затраты на их ремонт, что в итоге значительно экономит средства, выделяемые на ремонтно-строительные и эксплуатационные работы. Модифицированные полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) отличаются повышенной долговечностью, улучшенными адгезионными и реологическими свойствами [3, 4].
Например, часть дорог промышленной зоны ОАО «Ангарский нефтеперерабатывающий завод», а так же дорожное полотно на улице Оречкина в г. Ангарске в 2002 г. были покрыты асфальтом, изготовленным с использование модифицированного ПБВ. Мониторинг показывает, что дорожное покрытие по сей день остается в хорошем состоянии и не требует капитального ремонта, что говорит о качестве применяемых моди-
фикаторов.
Также нужно обратить внимание на решение кадровой проблемы - это должно стать одним из основных вопросов стратегии развития дорожной отрасли. Безусловно, нужно серьёзно сотрудничать с учебными заведениями в подготовке кадров. Очень важно, чтобы к данной работе подключались и общественные организации, такие как Союз дорожников Иркутской области, чтобы вместе с преподавателями готовить полноценных выпускников: скорректировать учебные программы под современные нужды отрасли, организовывать достойную и интересную практику, вести активную пропаганду профессии дорожника, как одной из достойных и перспективных на рынке труда. Вузы могут дать не только квалифицированные кадры, но и новые инновационные разработки для дорожной отрасли.
Все эти тенденции и нововведения должны найти своё отражение в региональной «Стратегии развития дорожной отрасли Иркутской области» на долгосрочную перспективу.
Имея собственную стратегию развития, мы сможем максимально эффективно двигаться дальше. К сожалению, дорожникам приходится постоянно сталкиваться с неким субъективным фактором: в области происходит достаточно частая смена министров, возглавляющих дорожное хозяйство. Каждый приходит со своей позицией. Это тоже является одной из проблем развития дорожной отрасли. Хотелось бы, чтобы наш регион, исполнительная власть, правительство в данной ситуации занимали более активную и последовательную позицию. Чтобы не терять время на повторение пройденного, а оперативно двигаться вперёд, не отставая от соседей, а возглавляя, как это было всегда, дорожников всей Восточной Сибири.
Соблюдение всех этих мер должно помочь в выполнении трёх важнейших задач в развитии дорожной отрасли страны и Приангарья. Во-первых, удвоить объёмы строительства новых дорог в течение десяти лет, о необходимости чего говорил президент РФ в последнем послании Федеральному Собранию. Во-вторых, привести сеть автомобильных дорог в нормативное состояние. В третьих, обеспечить сохранность существующих магистралей.
Все вышеперечисленное позволит перейти на инновационный путь развития отечественного дорожного хозяйства: путь поиска и накопления теоретических знаний в различных смежных областях науки и техники, практического использования этих знаний для разработки новых высокоэффективных материалов, технологий, приборов, техники и оборудования, позволит обеспечить повышение срока службы дорог и искусственных сооружений, создать эффективной системы управления научным комплексом дорожного хозяйства, качеством дорожных работ и услуг, сократить стоимость дорожных работ на основе развития и совершенствования научных исследований и техники, инновационной деятельности, технического регулирования.
Практический опыт показывает, что наибольший эффект от применения прогрессивных технологий
достигается, если этот процесс распространяется на все стадии жизненного цикла автомобильной дороги -
от ее проектирования до строительства и последующей эксплуатации.
Библиографический список
1. Кожин А.Г. Инновационная составляющая в развитии дорожного строительства // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3.
2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. № 47. ст. 5489.
3. Дошлов О.И., Поляков И.Н., Дошлов И.О Полимерно-битумные вяжущие для Восточной Сибири // Нефтепереработка и нефтехимия. 2007 г. № 10. С. 55-56.
4. Дошлов О.И., Кухарев Б.Ф., Тутурина В.В. Адгезия и адге-зивы: монография // Т.З. Полимерно-битумные вяжущие (технология, получение, применение). Иркутск. 200 с.
5. Ханина И.В., Иванова Л.Б. Инновации в дорожной отрасли: проблемы и перспективы // Вестник ИрГТУ. 2012. № 12. С. 275-278.